Чем измеряют стыковые зазоры
VolNot.
Место работ по разгонке зазоров ограждается сигналами остановки, с пропуском поездов по месту работ со скоростью 25 км/час при Р-65. При необходимости пропустить по месту работ поезд в стыке с разрывом устанавливают вкладыш. Руководит работами дорожный мастер.
Перед производством работ производят измерение зазоров, составление расчетной ведомости стыковых зазоров. Разница в температуре рельсов при которой измерялись зазоры и производятся работы по их регулировке (разгонке) не должна превышать 5°.
Для измерения зазоров используют металлический клин с делениями.
Промер зазоров начинают у стыка, положение которого считают неизменным с момента укладки пути (рамный или закрестовинный стык) и ведут по обеим рельсовым нитям.
Если для передвижки рельсов приходится демонтировать стыки, так как требуется передвигать рельс на величину большую, чем позволяет конструкция стыка (22-24 мм.) назначается работа по разгонке зазоров.
Если для передвижки рельсов не требуется разболчивания стыков, то назначается работа по регулировке зазоров.
Для того, чтобы определить, какой вид работ требуется необходимо измерить в каждом стыке правой и левой рельсовой нити. Результаты измерений заносят в ведомость, производят расчет передвижек и определяют максимальную величину передвижки.
Оптимальный состав бригады 8 чел.
Ограждение места производства работ
Место работ по регулировке зазоров ограждается сигналами остановки с пропуском поездов по месту работ с установленной скоростью.
Место работ по разгонке зазоров ограждается сигналами остановки, с пропуском поездов по месту работ со скоростью 25 км/час при Р-65. При необходимости пропустить по месту работ поезд в стыке с разрывом устанавливают вкладыш. Руководит работами дорожный мастер.
Регулировку зазоров: производят гидравлическими разгоночными приборами в направлении от растянутых к сжатым зазорам.
Инструменты и оборудование
Возможно применение других технических средств аналогичного назначения.
Чем измеряют стыковые зазоры
Сплошь рельсовые зазоры проверяют два раза в год: весной и осенью. Время суток для проверки зазоров выбирают такое, когда температура рельса в процессе проверки мало изменяется (например, ранним утром). Температуру рельса измеряют специальными или ртутными термометрами. Ампулу с ртутью термометра вставляют в отверстие, просверленное в головке отдельного куска рельса, и присыпают металлическими опилками. Если поместить этот кусок рельса с вмонтированным в него термометром в условия, аналогичные условиям для путевых рельсов, то можно считать, что в пределах нужной точности полученная температура будет соответствовать температуре рельса. Разрешается измерять температуру рельса ртутным термометром, уложенным на головку рельса и засыпанным сухим песком.
Зазор в стыке измеряют специальным мерным клином, который вставляют в зазор примерно посередине высоты головки рельсов (рис. 9.9). Измерение зазоров начинают от стыка, который не будет перемещаться. Данные измерения стыковых зазоров заносят в ведомость отдельно для каждой нити рельсов. Пример заполнения ведомости дан в табл. 9.2.
По Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (в зависимости от длины рельсов) определяют нормальный стыковой зазор при данной температуре и в гр. 7 табл. 9.2 подсчитывают сумму нормальных зазоров.
Регулировка и разгонка зазоров
Работы по сплошной плановой регулировке или разгонке зазоров, как правило, выполняются при комплексных планово-предупредительных работах и при ремонтах пути. В отдельных случаях они могут выполняться и как самостоятельные. В состав работ входят: измерение зазоров, составление расчетной ведомости стыковых зазоров, передвижка рельсов в соответствие с расчетными величинами сдвижек, закрепление передвинутых рельсов на новом месте.
Разница в температуре рельсов, при которой измерялись зазоры и производятся работы по их регулировке или разгонке, не должна быть более 5° С.
Для измерения зазоров используется металлический клин с делениями (рис. 3.13), который заводится в зазор с внешней (нерабочей) грани головки рельсов на уровне средней ее части.
Рисунок 3.13 – Металлический клин с делениями для измерения стыковых зазоров
Промер зазоров начинают от стыка, положение которого принимается за неизменное с момента укладки пути (например, рамный или закрестовинный стык входного или выходного стрелочного перевода, либо крайний стык безбалластного моста и др.), и ведут по обеим рельсовым нитям.
Составление бригады без учёта сигналиста с одним разгоночным прибором при регулировке зазоров 8 чел. При разгонке зазоров 12 чел.
При регулировке зазоров (рис. 3.14) ослабляют болты в стыках, кроме тех, в которых величина зазора не изменяется; в зависимости от количества рельсов в передвигаемой плети определяют места установки гидравлического прибора; со стороны куда будут перемещаться рельсы, в имеющиеся в стыках зазоры устанавливают прозорники (металлические прокладки толщиной, соответствующей нормальному зазору при данной температуре рельсов). В начале регулировки гидравлический прибор устанавливают на рельс и передвигают рельсовую плеть до тех пор, пока прозорники в стыках не будут зажаты рельсами. После этого прекращают передвижку рельсов, снимают прозорники, закрепляют болты в стыках, передвигают противоугоны к шпалам, добивают костыли, перемещают и устанавливают гидравлический прибор в следующем месте.
При выполнении указанных работ должны соблюдаться следующие правила:
· передвижка рельсов производится плетями по два-три рельса в зависимости от мощности гидравлического прибора и положения пути в плане (прямая или кривая);
· в случае, когда продольное перемещение рельсов осложняется сопротивлением от костылей, шпал или перекошенных подкладок, рекомендуется перед передвижкой рельсов наддернуть такие костыли и устранить перекосы подкладок; одновременно с передвижкой рельсов производить постукивание по ним деревянной кувалдой;
· негодные противоугоны должны быть заменены;
· оторвавшиеся соединители должны быть вновь приварены.
Перед снятием сигналов и пропуском поезда гидравлический прибор снимают с рельса и относят в сторону от пути с соблюдением габарита.
Работы производятся в следующем порядке. В стыках, в которых разрывается рельсовая колея, типовые накладки заменяют на инвентарные с измененным расположением отверстий (рис. 3.15), срубают рельсовые соединители и устанавливают временные перемычки, обеспечивающие нормальную работу рельсовых цепей при оторванных соединителях; в этих же стыках снимают болты на одном из концов рельсов; в остальных стыках ослабляют болты.
На однопутных линиях со стороны, противоположной направлению передвижки рельсов, от шпал отодвигают противоугоны, препятствующие сдвижке рельсов; в стыках устанавливают прозорники. Затем в первом стыке с инвентарными накладками устанавливают разгоночный прибор и производят передвижку рельсовой плети до тех пор, пока все прозорники со стороны, куда передвигаются рельсы, не окажутся зажатыми. При этом в стыке, где установлен прибор, образуется разрыв.
После передвижки плети снимают прозорники, закрепляют болты, добивают противоугоны.
При необходимости пропуска поезда по месту работ в стыке с разрывом колеи устанавливают вкладыш (рис. 3.16) и болтами скрепляют его с накладками.
Работами руководит дорожный мастер.
Рисунок 3.15 – Инвентарные накладки к рельсам типа Р65
Регулировка и разгонка стыковых зазоров
вида и количества поездов;
режима движения поездов на данном участке пути (с торможением или без торможения);
профиля пути (спуск или подъем);
амплитуды колебания температуры в течение года; конструкции и количества противоугонных устройств, конструкции скреплений и др.
Регулировка зазоров может быть внеплановая и плановая. Внеплановая регулировка назначается по результатам осмотра стыков исходя из наличия и числа слитых и чрезмерно растянутых зазоров соответственно при положительных и отрицательных температурах воздуха.
Плановая регулировка (разгонка зазоров) назначается по результатам графикового сопоставления накопления измеренных и нормальных зазоров (табл. 2.7).
Таблица 2.7. Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам
Зазор, мм | Температура рельсов, «С, для климатических регионов с годовой амплитудой температуры рельсов Т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т> 100 «С (Резкоконтинентальный климат) | Т = 80-100 «С (Умеренный климат) | Г Разница в температуре рельсов, при которой измерялись зазоры и производятся работы по их регулировке или разгонке, не должна быть более 5° С. Для измерения зазоров используется металлический клин с делениями (рис. 2.36), который заводится в зазор с внешней (нерабочей) грани головки рельсов на уровне средней ее части.
Промер зазоров начинают от стыка, положение которого принимается за неизменное с момента укладки пути (например, рамный или закрестовинный стык входного или выходного стрелочного перевода, либо крайний стык безбалластного моста и др.), и ведут по обеим рельсовым нитям. Допустим, что средний зазор в первых четырех стыках составляет: По результатам промера составляется расчетная ведомость, по которой определяют вид работ (регулировка или разгонка зазоров), величину и направление передвижки рельсов, фронты работ. Преобладание на участке измеренных зазоров одного и того же знака означает влияние на изменение зазоров угона рельсов в одном направлении. Как видно из табл. 2.8 и рис. 2.40, в рассматриваемом случае, в четырех стыках из 26 зазоры нулевые, а в восьми (с зазорами 9- 12 мм) они в 1,5-2 раза больше нормального зазора (6 мм), что указывает на необходимость их регулировки; с другой стороны, максимальная разница между измеренными и нормальными зазорами достигает 20 мм (стык № 13), что меньше максимально возможного конструктивного зазора. Это указывает на то, что регулировать зазоры можно без разрыва рельсовой колеи. Таблица 2.8. Ведомость регулировки стыковых зазоров (наружная нить … км)
При регулировке зазоров (рис. 2.41) ослабляют болты в стыках, кроме тех, в которых величина зазора не изменяется; в зависимости от количества рельсов в передвигаемой плети определяют места установки гидравлического прибора; со стороны куда будут перемещаться рельсы, в имеющиеся в стыках зазоры устанавливают прозорники (металлические прокладки толщиной, соответствующей нормальному зазору при данной температуре рельсов). В начале регулировки гидравлический прибор устанавливают на рельс и передвигают рельсовую плеть до тех пор, пока прозорники в стыках не будут зажаты рельсами. После этого прекращают передвижку рельсов, снимают прозорники, закрепляют болты в стыках, передвигают противоугоны к шпалам, добивают костыли, перемещают и устанавливают гидравлический прибор в следующем месте. При выполнении указанных работ должны соблюдаться следующие правила: передвижка рельсов производится плетями по два-три рельса в зависимости от мощности гидравлического прибора и положения пути в плане (прямая или кривая); в случае когда продольное перемещение рельсов осложняется сопротивлением от костылей, шпал или перекошенных подкладок, рекомендуется перед передвижкой рельсов наддернуть такие костыли и устранить перекосы подкладок; одновременно с передвижкой рельсов производить постукивание по ним деревянной кувалдой; негодные противоугоны должны быть заменены; оторвавшиеся соединители должны быть вновь приварены. Перед снятием сигналов и пропуском поезда гидравлический прибор снимают с рельса и относят в сторону от пути с соблюдением габарита. Разгонка зазоров. Подтверждением необходимости разгонки зазоров на конкретном участке служит максимальная величина разрыва рельсовой нити в стыках. В примере (табл. 2.9, рис. 2.42) он достигает 101 мм (стык № 15), что значительно превышает размер возможного конструктивного зазора. Из табл. 2.9 видно, что на отрезке пути до стыка № 45 накопление измеренных зазоров превышает сумму нормальных зазоров, что указывает на необходимость передвижки рельсов на этом участке в сторону начального стыка. На остальном отрезке пути накопление зазоров имеет знак минус, что означает изменение направления передвижки рельсов в сторону нарастания номера стыков. В 45-м стыке разрыва рельсовой колеи делать не требуется. Горизонтальное расположение линии измеренных зазоров указывает на отсутствие зазоров в стыках на данном участке. Из графы 6 видно, что в данном случае длина сдвигаемой плети принята равной двум рельсам длиной по 25 м. Работы производятся в следующем порядке. В стыках, в которых разрывается рельсовая колея, типовые накладки заменяют на инвентарные с измененным расположением отверстий (рис. 2.43), срубают рельсовые соединители и устанавливают временные перемычки, обеспечивающие нормальную работу рельсовых цепей при оторванных соединителях; в этих же стыках снимают болты на одном из концов рельсов; в остальных стыках ослабляют болты. На однопутных линиях со стороны, противоположной направлению передвижки рельсов, от шпал отодвигают противоугоны, препятствующие сдвижке рельсов; в стыках устанавливают прозорники. Затем в первом стыке с инвентарными накладками устанавливают разгоночный прибор и производят передвижку рельсовой плети до тех пор, пока все прозорники со стороны, куда передвигаются рельсы, не окажутся зажатыми. При этом в стыке, где установлен прибор, образуется разрыв. После передвижки плети снимают прозорники, закрепляют болты, добивают противоугоны. При необходимости пропуска поезда по месту работ в стыке с разрывом колеи устанавливают вкладыш (рис. 2.44) и болтами скрепляют его с накладками. Работами руководит дорожный мастер.
Таблица 2.9. Ведомость разгонки стыковых зазоров Регулировка и разгонка стыковых зазороввида и количества поездов; режима движения поездов на данном участке пути (с торможением или без торможения); профиля пути (спуск или подъем); амплитуды колебания температуры в течение года; конструкции и количества противоугонных устройств, конструкции скреплений и др. Регулировка зазоров может быть внеплановая и плановая. Внеплановая регулировка назначается по результатам осмотра стыков исходя из наличия и числа слитых и чрезмерно растянутых зазоров соответственно при положительных и отрицательных температурах воздуха. Плановая регулировка (разгонка зазоров) назначается по результатам графикового сопоставления накопления измеренных и нормальных зазоров (табл. 2.7). Таблица 2.7. Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам
|