Чем известен царь колокол
Чем известен царь колокол
Вид со стороны Ивановской площади.
Вид со стороны Ивановской площади.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 году по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.
350 руб.
Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади без скидок.
Царь-колокол
Царь-колокол — одна из знаковых российских достопримечательностей, она находится на территории Кремля в Москве. Характерной деталью внушительного колокола является отдельный его кусок, который откололся в результате действий по тушению разрушительного Троицкого пожара.
В наши дни Царь-колокол является памятником, дающим представление об уровне мастеров русского литейного искусства XVIII века, его может увидеть каждый, кто приобретет билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Наряду с Царь-колоколом туристы могут увидеть и другой выдающийся памятник — Царь-пушку, изготовленную во второй половине XVI века, она считается самой большой пушкой в мире.
Царь-колокол на google-панораме:
История Царь-колокола
Во время правления нескольких русских царей создавались колокола, удивляющие своими размерами. Так, при Иване Грозном был отлит колокол, весивший примерно 16 тонн, при Алексее Михайловиче соорудили еще более внушительный экземпляр весом в 130 тонн. Мастером, создавшим этот шедевр, был Александр Григорьев. Звон колокола раздавался вплоть до 1701 года, когда вспыхнувший пожар нанес ему серьезный ущерб. Позднее его детали было решено использовать для отливки нового колокола, который распорядилась изготовить правившая в то время Анна Иоанновна.
По желанию императрицы Царь-колокол должен был весить больше своего предшественника, реализацию проекта хотели поручить французскому мастеру Жермену. Но тот, услышав о поставленной задаче, воспринял все как шутку — ему казалось, что это просто нереально осуществить. Тогда было решено обратиться к отечественным мастерам, за работу согласились взяться Иван Моторин с сыном Михаилом. К слову, к тому времени Иван Федорович уже зарекомендовал себя как мастер своего дела — он занимался изготовлением артиллерийских стволов по распоряжению Петра I, кроме того, он трудился над созданием некоторых колоколов Кремля, среди них, к примеру, Набатный.
Моторины изготовили модель Царь-колокола, предоставили чертежи и смету, после положительного ответа заказчика работы по его изготовлению были начаты. Работники вырыли на Ивановской площади кремля яму, специальным образом укрепленную изнутри, вокруг нее установили плавильные печи. Вполне естественно, что материала от предыдущего колокола не могло хватить на новый, значительно превосходивший его по весу, поэтому были заказаны дополнительные объемы меди и олова. Позднее во время исследований памятника в его составе также были обнаружены золото и серебро.
Подготовительные работы растянулись примерно на два года, непосредственно к изготовлению Царь-колокола приступили в 1734 году. Стоит отметить, в процессе мастеров ждали некоторые неприятности — вначале произошла утечка меди из печей, работы пришлось приостановить, так как возникший пожар разрушил подъемные деревянные конструкции, находящиеся под сооружением. Затем скончался возглавлявший проект Иван Моторин, в силу этого завершением работ занимался его сын.
После отливки колокол еще продолжал находиться в яме, его планировали поднять на поверхность, но этому не суждено было совершиться — в мае 1737 года возник разрушительный пожар. Во время его тушения на раскаленный металл попала вода и вследствие неравномерного охлаждения колокол треснул, позднее от него откололся большой кусок, вес которого составил более 11 тонн. Власти несколько раз предпринимали попытки поднятия колокола, однако все они были тщетны, в итоге Царь-колокол пролежал в яме почти сто лет.
Только во время правления Николая I удалось поднять гигантское сооружение, возглавить работы было доверено известному архитектору Огюсту Монферрану. Однако с первого раза этого сделать не удалось — в ходе проведения работ возникли сложности, и часть канатов не выдержала внезапной нагрузки. После дополнительной подготовки вторая попытка увенчалась успехом. В силу того, что восстановить целостность Царь-колокола не представлялось возможным, было решено использовать его в качестве памятника. Для него был создан постамент, разместившийся рядом с колокольней «Иван Великий».
Описание Царь-Колокола
Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.
Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
Как добраться
Рядом с достопримечательностью находятся станции метро «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая».
Доехать до нее можно и на наземном общественном транспорте, неподалеку есть остановка «Метро Библиотека имени Ленина».
Еще один вариант — поездка на такси, машину можно вызвать, воспользовавшись мобильными приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Максим и другими.
Царь-колокол и другие достопримечательности Кремля, видео:
Царь-Колокол
После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, 26 ноября 1734 года в Успенском соборе провели торжественную службу и получили церковное благословение, после чего начали плавку металла. На работах непосредственно были заняты 83 работника, а в общей сложности над колоколом работали почти 200 человек. Работы растянулись по времени больше, чем на полтора года. Формирование колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Пространство между литейной и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей. Плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах.
В работе сразу начались трудности. В печах уже было 94 тонны меди, позже добавили еще 21 тонну. Олово и медь весом в 33 тонны загрузили в печи 28 ноября 1734 года. Через 43 часа работы обнаружили, что в двух печах подняло поды и медь ушла. Их ремонт «на ходу» едва не привел к пожару и последующей остановке работы. Мастера решили расплавить оставшийся металл в двух печах и добавить 106,5 тонн олова и меди. Для этого с пушечного двора привезли 600 колоколов весом в 27 тонн, 68 тонн пушечной меди и 11 тонн олова.
На следующий день ситуация с печами ухудшилась. Чтобы не допустить утечки меди, расплавленный металл выпустили в запасные печуры и приступили к ремонту печей. Одновременно с этим обнаружилось, что горит машина для подъема кожуха формы колокола. Быстро потушить огонь не удалось, из-за этого пострадала колокольная форма. Ее пришлось разобрать, чтобы проверить состояние и исправить поломки.
Грандиозное изделие было отлито 25 ноября 1735 года. Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме.
В Москве 9 июня 1737 года произошел великий Троицкий пожар, который мог расплавить Царь-колокол до основания. Во время пожара загорелась деревянная постройка над ямой с колоколом, в нее начали падать горящие бревна. Чтобы колокол не пострадал его поливали водой. Во время спасения он упал с особых мостков, стоивших тогда 62 тысячи рублей, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.
Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны находился в яме целый век, так как просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. Проект подъема и установки колокола на постаменте разработал архитектор Иван Мироновский. Осуществить его поручили французскому инженеру Огюсту Монферрану. На подготовку ушло полгода. Первый подъем завершился неудачно: из-за тяжести колокола лопнули канаты и сломался один из блоков. Работникам пришлось подложить под колокол бревна и вернуть его на прежнее место.
Второй подъем Царь-колокола начался 23 июня 1836 года и продолжался более 40 минут. Когда колокол подняли, яму накрыли помостом из бревен, поставили полозья на катках и опустили на них колокол. За три дня чудо литейного искусства передвинули и установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого.
Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь можно видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча. Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы.
Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. В нижней части, под изображением императрицы, в медальоне есть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Царь-колокол состоит из меди на 84,51%. Анализ также показал наличие олова и серы. В сплаве есть и благородные металлы: золото 72 кг, серебра 525 кг. По назначению он никогда не использовался.
Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
Царь – колокол самый большой и роскошный колокол в мире. Он был отлит в семнадцатом веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. На все подготовительные работы ушло почти четыре года. Созданием колокола и последующим его литьем занимались русские мастера литейщики Моторины: сын Михаил и отец Иван. В наши дни колокол находится на Ивановской площади. Где его можно увидеть и потрогать. С 17 века колокол не претерпел изменений и сейчас он находится в первозданном виде.
памятник колокол
самый большой колокол в мире
Ивановская площадь
Сколько весит Царь-колокол
Царь-колокол считается одним из самых крупных экземпляров из колоколов в мире.
Царь-колокол — превосходное произведение колокольного творчества, не имеющее аналогов в мире.
Размеры колокола:
На своём месте
Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.
17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.
С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.
Идея сооружения памятника
История создания монумента неоднозначна, как может показаться:
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина
Кто отлил памятник
Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.
Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.
Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.
Подготовительный этап
Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.
Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.
Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.
В состав изделия входят следующие металлы:
Металл | Процент содержания |
Медь | 84,51% |
Олово | 13,21% |
Сера | 1,25% |
Золото | 0,036% |
Серебро | 0,25% |
Популярные темы сообщений
Процесс создания
Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.
Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.
Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.
Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.
Установка Царь Колокола
Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.
Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.
Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.
Как создавался Царь Колокол:
Версии повреждения
По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн.
Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.
Отколовшийся кусок
В истории колокола случался не один пожар. Весной 1737 г. на конечном этапе чеканных работ, а именно создания декоративных украшений и надписей, начался пожар, известный всем как Троицкий. Отлитый колокол находился в яме, в которой выполнялись все технические работы, а яма сверху была перекрыта дубовыми брусьями.
Во время этого пожара были уничтожены деревянные установки с шатром, установленным над литейной ямой. Загоревшиеся брусья начали падать вниз на памятник. Люди в панике не знали, как правильно потушить огонь и решили, что вода лучший вариант.
В процессе тушения пожара на раскаленный колокол попала холодная вода, и нагретый металл не выдержал теплоперепада. По нему образовались расколы и рубцы. Колокол с треском потерял отделившуюся часть весом в 11,5 т. Сломанным и вышедшим из строя он был никому не нужен и его оставили на том же месте.
История кратко рассказывается, что Царь-колокол находился в яме почти 100 лет. Яму решили почистить, оборудовать досками и соорудить к нему лестницу с перилами. Желающие могли спуститься по ней и полюбоваться величием шедевра.
Особенным этапом с момента создания памятника считается его поднятие со дна углубления. Длительный промежуток времени предполагали, что поднять его не получится.
Подготовительные работы по поднятию колокола проходили скрупулезно и детально. Важна была каждая мелочь. Для начала убрали всю землю из углубления вокруг колокола и установили сруб, чтобы предотвратить обрушение. Затем извлекли воду. Подготовка велась около 2-х месяцев.
В день поднятия монумента собралось огромное количество людей. Вес был настолько велик, что 2 каната не выдержали напряжения и треснули. Колокол замер в неправильном положении. Один рабочий опустился вниз под колокол и соорудил под него подставку с помощью бревен. После этого колокол был установлен на бревна.
Инженер объяснил неудачную попытку поднятия литейного изделия из-за непрочных канатов, которые пришли в негодность спустя полгода после их приобретения. Были заказаны новые канаты в большем количестве. Теперь их было не 4, а 20. На этот раз подъем удалось выполнить в течение часа.
Была проведена реконструкция установки, а также извлечен отломившийся когда-то осколок, который находился под землей. Колокол поместили на восьмигранную установку вблизи с колокольней Ивана Великого, где он и находится с лета 1836 г.
Легенда о Царь-колоколе
Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.
После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.
Памятник литейного творчества Царь-колокол является великим достоянием родного государства для детей и для взрослого поколения.
История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.
Автор статьи: Alliya
Оформление статьи: Светлана Овсяникова