Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:

На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:

«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.

«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского

В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:

«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.

Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников

Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.

Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.

Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом:

На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно.

Источник

Евпатий Коловрат: чем знаменит русский богатырь

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория
Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани
В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы…
Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Источник

Евпатий Коловрат

Фото Все

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Видео Все

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ: ТО, ЧТО ПЕРЕВЕРНЕТ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЕ!/#3

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

ПОДЛИННАЯ ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ!

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Кто такой Евпатий Коловрат?

Евпатий Коловрат — биография

Евпатий Коловрат – былинный русский богатырь, воевода. Рязанский герой приданий конца XIII века.

Быть героем на войне не простая задача, а чтобы после смерти уважали враги – почти невыполнимая. Истории известно совсем немного таких воинов, которым соперники воздавали почести после их смерти. Но, чтобы стать легендой, о которой будут через столетия вспоминать потомки, заслуживает особого внимания. Таким героем был Коловрат.

Детство

Точно сказать кто такой Евпатий Коловрат сложно. О его происхождении совсем мало информации. Какой статус он занимал в Рязанском княжестве? Есть версии, что он являлся воеводой, по другой, что был боярином. Но понятно одно, Евпатий был умелым воином, хорошим предводителем, обладал «недюжинной» силой и занимал высокое положение в обществе. Имеется предположение, что его отчество было Львович, и что родился он в 1200 году, в деревне Фролово Шиловской области. На момент гибели ему примерно было 35-40 лет. Первое упоминание в летописях о нём было подробно рассказано в «Повести о разорении Рязани Батыем»

С чего началась легенда

XIII век для русских земель, бывшей киевской Руси стал непростым. Маленькие княжества стали лёгкой добычей для кочевников татаро-монгольских племён. Которые облагали данью княжества.

В 1237 году хан Батый вторгся в рязанские земли, и стал у реки Воронеж. Батый потребовал у рязанского князя Юрия платить ему десятину, и ещё отдать ему сноху, жену его сына Евпраксию. Юрий выплатил дань, чтобы усыпить его бдительность, но невестку не отдал. Князь понимал, что Рязани не выстоять самостоятельно против многочисленного войска хана, и послал гонцов к Черниговскому князю, с просьбой о помощи. В составе этих послов и был Евпатий Коловрат.

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат краткоПортрет богатыря Евпатия Коловрата

Коловрат понимает – открытое противостояние только бессмысленная гибель дружины, поэтому, он выбирает путь партизанской войны. Они нагнали противника, и начали понемногу ночами наносить небольшой урон. Ордынцы не могли понять происходящего и стали думать, что это им мстят духи. В орде начались волнения. И хан принимает решение отправить своих самых лучших воинов расправиться с неприятелем.

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат краткоЕвпатий Коловрат выходит против Орды

Сразить русских воинов смогли только метательные машины, которые использовали ордынцы для штурма городов. Практически все воины погибли под каменным дождём. По преданиям в живых осталось шесть человек. Хан расспросил их о том, кто ими командовал, кто придумал такую тактику, кто их повёл в бой. Получив ответ, что это воевода Коловрат, хан Батый приказал оставшимся в живых забрать труп воеводы, отнести в родные земли и похоронить с почестями. Этот жест Батыя свидетельствует о признании доблести и мужества Коловрата. Похоронили Евпатия 11 января 1238 году в соборе городя Рязани.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Эти события произошли в 1237-1238- годах. Но первые писания о них появились только спустя 300 лет. И самое первое упоминание о подвиге Коловрата рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанным в конце XVI века. Имеется три версии этого произведения. Конечно в них есть различия, некоторые факты не сходятся, но описание основных событий совпадают. Отсюда можно сделать вывод, что существовал какой-то первоисточник, с которого и были написаны эти произведения. Возможно легенда передавалась из уст в уста, и позже была записана летописцами.

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Где правда, а где вымысел, сейчас разобраться трудно, за триста лет эта история обросла легендами. Но одно осталось верным это подвиг русских воинов, вступивших в неравный бой с ордынцами, и ценой своих жизней защищали родную землю. Истории не известно подробности биографии и личной жизни Коловрата. Мы только можем предполагать некоторые факты.

Неоязыческая трактовка мифа

Археологи, работающие над раскопками последние десятилетия, выдвинули свою версию о том, кем мог быть Коловрат. И у людей появилась возможность взглянуть на некоторые события совсем с другой точки зрения. Есть предположения, что Коловрат был язычником, а не христианином. В пользу этой версии приводятся доводы, что в православии нет имени Коловрат, а вот знак «коловрат», был символом повелителя огня Сварога. А если известно по археологическим находкам, что вплоть до ХІІ века в Рязани было распространено язычество, то эта версия может иметь место.

Существует ещё одно предположение, что Коловрат это вовсе не фамилия воеводы, а прозвище, которое он мог получить за своё умение сражаться двумя клинками, вращаясь при этом по кругу. Существует мнение, что он мог быть скандинавом, которых на Руси в то время много проживало. И поэтому его манера ведения боя так отличалась от других. Но существует и такое мнение, что образ Коловрата собирательный.

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко

Каждая версия имеет право на существование, доподлинно неизвестны подробности тех давних событий. Ведь только спустя века были описаны эти события, не очевидцами, а со слов рассказчиков. Будем исходить из того, что Евпатий Коловрат стал русским былинным героем. История его подвигов стала свидетельством подлинной силы и духа русского народа.

Память

В 1985 году на основе легенд и сказаний создали мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

В Рязанской области установлено три памятника русскому богатырю. Два из них в непосредственной близости к предполагаемому месту рождения былинного героя, а третий памятник был открыт в 2007 году на площади в Рязани.

Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть фото Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Смотреть картинку Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Картинка про Чем известен в истории евпатий коловрат кратко. Фото Чем известен в истории евпатий коловрат краткоПамятник Евпатию Коловрату в Рязани

Ссылки

Источник

«Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловрат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *