Чем известны наиболее яркие представители средневековой философии
Наиболее яркие представители средневековой философии.
Боэций Северин (480 – 523), представитель ранней схоластики, синтезировавший идеи стоицизма и христианства. Логик, автор логического квадрата. Был казнен по обвинению в государственной измене, святотатстве и колдовстве, в ожидании казни написал в тюрьме свое знаменитое произведение «Утешение философией», где в основном рассмотрена проблема теодицеи. Спор об универсалиях, по сути, начат им же.
Св. Фома Аквинский (1226 – 1274), доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель религиозно-философской системы католицизма – томизм. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Разработал 5 основных доказательств бытия Бога:
1) от движения: в мире все движется, движение одной вещи является причиной движения другой. Чтобы этот ряд не уходил в бесконечность, необходимо наличие неподвижного перводвигателя – Бога;
2) от действующей причины: всякая вещь имеет причину своего существования, которой не может быть она сама. Таким образом, все действующие причины обусловлены общей причиной, абсолютно простой – Богом;
3) от случайности и необходимости: всякая вещь способна уничтожиться, не быть, поэтому мир случаен. Однако мир есть в каждое мгновение, поэтому должно быть что-то абсолютно необходимое, благодаря чему мир действителен;
4) от степеней совершенства: мир состоит из вещей, более или менее совершенных, следовательно, должен быть эталон совершенства – абсолютное совершенство, т.е. Бог;
5) от целесообразности: все стремится к некой цели. Поэтому должна быть некоторая сверхцель, управляющая всеми целями – Бог. Несложно увидеть в этих доказательствах сильное влияние Аристотеля.
Уильям Оккам (1285 – 1349), францисканец, номиналист, известен знаменитым методологическим правилом – бритвой: «Не следует умножать сущности без необходимости. То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» (принцип экономии мышления). В области гносеологии радикально разводил веру и разум.
ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1. Общая характеристика.
2. Периодизация и основные философские тенденции.
Главные представители средневековой философии.
Августин Блаженный(Аврелий Августин) (354 – 430 гг.). Основные работы:«О граде Божьем», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
Основные идеи:
· Ход истории – это борьба двух царств – грешного Земного и совершенного Божественного;
· Земное царство погрязло в грехах и рано или поздно будет побеждено Божественным;
· Церковь – единственная сила, способная помочь миру;
· Высшее блаженство – это углубление человека в себя;
Фома Аквинский(1225 – 1274 гг.). Основные работы:«Сумма теологии», «Сумма философии».
Основные идеи:
· Доказательства бытия Бога;
· Разум и философия не противоречат вере, но вера всегда выше разума.
· Классификация форм государственного правления;
Иоанн Скотт Эриугена(810 – 877 гг.). Основные работы:«О разделении природы». Основная идея: Бог – начало и конец развития мира, но он же один из видов природы. Учение объявлено ересью и осуждено.
Аль Фараби(870-950 гг.). Основные работы:«Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга музыки». Основная идея: Бог – первопричина существования мира («Первый Сущий»).
Пьер Абеляр(1079-1142 гг.). Основные работы:«История моих бедствий».
Аверроэс(Ибн Рушд) (1126-1198 гг.). Основные работы:«Опровержение опровержения». Основная идея: Индивидуальная душа смертна, бессмертен лишь общечеловеческий, универсальный разум. Работы Аверроэса были запрещены католической церковью.
Уильям Оккам(1285-1350 гг.). Основные работы:«Свод всей логики». Основная идея: Сущности не следует умножать без необходимости («бритва Оккама»). Отлучен от церкви, учение запрещено.
Значение средневековой философии.
· Связала античную философию и философию Возрождения;
· Сохранила и сумела развить ряд античных философских идей;
· Способствовала появлению новых разделов в философии (гносеология);
· Разделила идеализм на объективный и субъективный;
· Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
· Выдвинула идею оптимизма (победа добра над злом и воскрешение).
План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».
1. Философия Возрождения.
2. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.
3. Немецкая классическая философия.
Философия Возрождения.
Эмпиризм и рационализм в Новоевропейской философии.
Немецкая классическая философия.
План-конспект лекции «Современные философские учения».
План-конспект лекции «Бытие как философская категория»
Основные представители средневековой философии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные представители средневековой философии
Характеристика эпохи и философии Средневековья В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Пьер Абеляр (1075-1142 гг.). Взгляды. Положение в истории философии. Диалектика позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическим проблемам для обоснования теологического метода. Взгляд на универсалии. Общим в терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, а значение знака. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях. Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
Иоанн Дуне Скот (ок. 1265-1308). Произведения. «Оксфордское сочинение», «Парижское сочинение». Взгляды. Преобладание веры над разумом. Фома доказывал, какими особенностями обладает Бог, а Скот эти доказательства считал недостаточными. То, что Бог является разумом и волей, что для него характерны вечность, бесконечность, всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, Провидение,- во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного. Скот не сомневался в этих истинах, но считал их истинами откровения и веры, а не разума и науки. Преимущество интуиции перед абстракцией. Первичными, наряду с актами внешнего восприятия, он считал акты разума, обращенного к самому себе и ориентированного на внутреннее переживание в равной мере. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное познание, но оно носит случайный характер, поскольку существование не относится к сущности конечных вещей. Абстрактное знание, напротив, отвлекаясь от наличных вещей и их индивидуальных характеристик, познает вместо этого их всеобщие и существенные особенности.
Спасибо за внимание! Была рассмотрена средневековая философия. Ее специфика была обусловлена возникновением и развитием христианства. Здесь выделяют следующие этапы: патристика; переход от патристики к схоластике; схоластика. В различные периоды существовало многообразие взглядов и подходов к проблемам философии, где появлялись новые направления, школы, с фигурировавшими именами известных людей античного мира и периода средневековья.
Философия Средневековья
Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия средневеко́вья — западная философия в период с V по XV века.
Содержание
Основная характеристика
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)
Патристика — II—VIII века
Схоластика — VI—XV века
Мистика
Блаженный Августин
Философия Августина очень теоцентрична: в центре ее Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Свое учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».
В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, а и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.
Фома Аквинский
Бога рассматривает как первопричину и конечную цель всего сущего. Считает, вслед за Аристотелем, что суть любой вещи заключается в сочетании формы и материи. При этом материю считает лишь восприемницей сменяющих друг друга форм, «чистой потенциальностью», форму же считает причиной индивидуальности. Надо сказать, что эта концепция, рассматривающая материю как «слабейший вид бытия» была с воодушевлением принята церковью, поскольку объясняла причину, по которой Иисус Христос принял телесное обличие, явившись на землю. Сущее Аквинат разделял на субстанции и акциденции (свойства субстанции).
Душу Фома Аквинский рассматривал как нематериальную субстанцию, находящуюся во взаимосвязи с телом и придающую ему индивидуальность. Он высказывал очень тонкую мысль: поскольку у некоторых людей тела имеют очень тонкую организацию, то из души имеют большую силу разумения. Придерживался идеи бессмертия души. Считал, что существует три состояния любого объекта: «до вещи» (мыслимое Богом), «в вещи» (конкретная реализация, познаваемая чувственно) и «после вещи» (образ, родственный душе, создаваемый в результате обобщения и абстрагирования).
30 самых важных и известных философов средневековья
Содержание:
Вфилософы средневековья мы выдающиеся люди, которые думали о мире, обществе, божественном или космосе, и многие из их учений и размышлений по-прежнему актуальны или служат прецедентами для многих этических и моральных доктрин.
Мир менялся, и средневековые философы сопровождали, предвидели и создавали эти изменения. Анализ глубинных проблем общества всегда занимал преобладающее место в науке, что делает философию одной из старейших дисциплин в истории человечества.
С V по XV век, между падением Римской империи в 476 году и открытием Америки в 1492 году, мир жил в средние века, как называется тот период западной цивилизации.
Этот период также имеет философский коррелят: средневековая философия, которая сосредоточила свой анализ на феодальной экономике, теократии (христианской и исламской), средневековых сословиях, свободе человека и ограничениях разума.
Возможно, вас также заинтересует «101 фраза философов о жизни».
30 ведущих философов средневековья
Богослов, метафизик и главный представитель схоластического образования, он был тем, кто восстановил аристотелевские сочинения и первым увидел комментарии греческого философа, совместимые с католической верой.
Плодотворный и влиятельный Фома Аквинский за год до смерти пережил мистический опыт, который положил конец его карьере общественного деятеля. Некоторые божественные откровения, расстроившие его, согласно записям его самых близких приближенных, помешали ему продолжать писать.
Этот философ, рожденный под именем Августин Гиппопотам, имел жизнь, связанную с католической верой. Он был святым, отцом и врачом церкви и одним из ведущих мыслителей христианства первого тысячелетия.
Римский философ, принадлежавший к очень важной семье, которая дала католической церкви трех пап, Боэций охватил широкий круг вопросов, таких как судьба, справедливость и вера, а также музыку, арифметику, геометрию, астрономию. и богословие.
В своей самой известной работе Утешение философии, писавший в тюрьме, поддерживает подвижный диалог с философом, которому приписывает женскую роль.
В нем он останавливается на природе человеческого счастья, проблемах зла и добра, провидении и свободе человека, судьбе и случайности.
Его мысли соперничали с мыслями святого Августина и Аристотеля, и он занимал центральное место в христианском богословии. «Если есть Бог, откуда взялось зло? А если его нет, то откуда товар? »- была одна из его самых запоминающихся фраз.
Считающийся отцом схоластики, учеником Ланфранко, он основывал свое учение на медитации, которая, по его словам, оправдывала существование Бога.
5.Уильям Оккам (1280-1349, Англия)
Он посвятил свою жизнь и работу крайней нищете и был обвинен в ереси за изучение взаимосвязи между папством и доктриной бедности, которая принесла ему многочисленных врагов.
Он обвинил Иоанна Павла XXII в еретике, был одним из самых важных метафизиков своего времени и выделялся своей методологической теорией, в которой он заявил: «Объяснение всегда должно выбираться с точки зрения наименьшего количества возможных причин, факторов или переменных. ».
Он продвигал ряд идей, которые мотивировали западные конституции и либеральные демократии с его формулировками об ограниченной ответственности власти.
Его переход к потомству делает его главным героем детектива Гильермо де Оккама в Название розы (1980) Умберто Эко и в испанской видеоигре Аббатство.
Он выделялся как писатель, будучи одним из самых плодовитых авторов своего поколения, его произведения включали в себя все: от литературных трактатов, художественных произведений, биографий и философских вопросов.
Его самая известная работа была Этимологии, энциклопедия, в которой прослеживается эволюция знаний от языческой древности до христианства сегодня.
Исидор оказал большое влияние в средние века и в эпоху Возрождения, особенно своими взглядами на историю и философию. Сирота с детства, он понимал, что совесть и воля человека могут преодолеть суровые жизненные трудности.
7- Педро Ломбардо (1100-1160, Италия)
В Книга приговоров, по Лобардо, считается самым важным литературным произведением христианства после Библии.
Автор собрал в эту четырехтомную книгу библейские отрывки, смешанные с легендами о деятелях церкви и средневековых мыслителей, не оставив без внимания ни одну из знаменитостей средневековья.
В основном Аверроэс изучал исламские законы, а также комментировал работы Аристотеля и разрабатывал некоторые концепции медицины.
Он сосредоточил свое философское исследование главным образом на определении того, как человеческое существо думает, более конкретно на установлении того, как достигается формулировка универсальных истин, следуя концепциям Аристотеля.
Известный как «Комментатор», разбивший все фразы греческого гения, его различие между человеческим и божественным знанием было его большим вкладом.
Аверроэс появляется как главный герой истории Поиски Аверроэса в АлефХорхе Луиса Борхеса, и является одним из персонажей романа Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей пользователя Салман Рушди.
Родившийся под именем Иоанн, он стал известен как «Серафический доктор» за свои тексты о вере и любви к Иисусу, в которых он поддерживал пламенный дискурсивный тон.
Ученый и обладатель выдающегося интеллекта, его критиковали за чрезмерное суждение, которое не позволяло ему быть более глубоким в своих анализах. Обладая онтологическим и мистическим видением, он следил за произведениями Сан-Томе и Ломбардо.
Более того, Эригина отвергает христианскую веру в то, что вселенная была создана из ничего, и установила Бога как высшую точку всей эволюции.
11- Рамон Лулль (1235-1315, Испания)
Он является одним из основных светских мыслителей средневековья, и именно он начал использовать каталонский язык в письменной форме. Кроме того, Луллю приписывают то, что он провидец теорий гравитации и памяти.
Его имя используется в школах, образовательных и государственных учреждениях, и даже в его честь был назван метеорит.
Автор 300 книг, он считается одним из самых важных врачей в истории и изобретателем трахеостомии.
Написал Исцеление, описывается как самая большая работа (по размеру и важности), созданная одним человеком, и является наиболее изученным и анализируемым исламским философом.
Авиценна также считается одним из самых известных алхимиков в истории.
Он инсценировал свое обращение в ислам, но всегда исповедовал иудаизм. Он приютил своего учителя Аверроэса, пока наконец не эмигрировал в Египет, где добился признания.
Его основная работа, Мишне Тора, заработал ему прозвище Второй Моисей за его вклад в развитие иудаизма. Что также стоило ему многочисленных критических замечаний, некоторые традиционные фанаты даже назвали его еретиком.
Он известен тем, что разработал парадокс:
Он посвятил свою жизнь музыке, поэзии, обучению и дебатам и считается одним из гениев логики, следуя заветам Боэция, Порфирия и Аристотеля.
Его теоретическая миссия заключалась в примирении реализма и номинализма. Кроме того, он выдвинул спорную идею, в которой утверждал, что вера ограничена рациональными принципами. Его критическая философия считалась развитой в средние века.
Он основывал свою работу на попытке доказать существование Бога и на построении прочной и последовательной философской системы. Он является наиболее признанным автором скотистской философии и величайшим рационалистом средневековья.
Он использовал искусный и сложный метод анализа, чтобы защитить доктрину Непорочного Зачатия и найти строгие доказательства существования Бога, за что получил прозвище «Тонкий Доктор». Его жизнь пришла в кино с фильмом Жизнь Дунса Ското пользователя Fernando Muraca.
Известный своей великой памятью, в этом мистическом повороте он услышал, что потеряет всю свою мудрость перед смертью. Неудача в его памяти на одном из занятий указала ему, что конец близок, поэтому он удалился, построил надгробие и вскоре умер.
«Чудесный доктор» считается отцом эмпиризма, философской теории, ориентированной на опыт, чувственное восприятие и знания.
Он начал как распространитель работ Аристотеля, но позже он стал одним из его величайших критиков, он разработал теории в различных областях и насадил Средние века новыми знаниями о мире.
Лунный кратер Вакх носит это имя в его честь. Кроме того, Бэкон появляется в романе Эко «Имя розы».
Один из предшественников современной философии, он был ученым и сумел поступить в университет благодаря помощи друзей, так как происходил из очень бедной семьи.
Способный к анализу, который удивлял его сверстников, он выделялся своим вкладом в естествознание, тепло, движение, звук, цвета, свет, атмосферное давление, радугу, астролябию и т. Д. кометы, некромантия, колдовство и сельское хозяйство
Он был одним из первых, кто выдвинул теорию о множественности вселенной и Большого взрыва (не в нынешнем выражении), которая остается в силе до сегодняшнего дня.
Его значение как для католической церкви, так и для архитектуры было замечательным. В религии он был одним из величайших распространителей ее догм, а в архитектуре он известен как пропагандист готического стиля.
Более того, он был одним из первых философов, которые изложили основные принципы мистицизма, которые он считал «духовным телом католической церкви».
Последователь Платона и Аристотеля, он полагался на свои мысли, чтобы защитить существование Бога. Он был известен своими сочинениями о начале мира и четырех элементах (воздух, вода, огонь и земля).
Один из самых влиятельных личностей XII века и один из главных представителей средневекового гуманизма, он выделялся своим органицистским видением общества.
Он сравнивал социальные функции с функциями человеческого тела, в котором ноги были рабочими, армия воплощалась в руках, живот был администрацией, сердце было связано с конгрессом, а голова была князем.
23- Уго де Сан Виктор (1096-1141, Германия)
Для него были разные типы знаний: теоретические (например, теология, математика, физика или музыка), практические (этика), механические и дискурсивные (риторика и диалектика).
История этого философа столь же специфична, как и его работы. Он оставил все после кризиса веры, он ушел из дома, чтобы медитировать и жить как нищий, и вернулся с Возрождение религиозных наук, считается самым важным произведением исламской духовности и самым читаемым после Корана.
Он единственный китайский философ в этом списке, но его значение было центральным в средние века, и он оказал влияние на многих более поздних мыслителей как один из основателей неоконфуцианства.
Он был главным пропагандистом доктрины Адвайты, недуалистической ветви индуизма. Этот философ, очень влиятельный в восточной мысли, верил в единство души и божественности.
Ему приписывают то, что он является автором Обычный Glossa, которая была опубликована анонимно, но была одной из центральных книг во всех монастырских и епископальных школах.
Там Страбон собрал средневековые аллегорические объяснения, которые давались текстам Библии. Его настоящее имя было Валахфрид фон дер Райхенау, но прозвали Страбоном из-за его косоглазия.
Его философское значение имеет центральное значение для его роли в борьбе между Папой и Императором, но также и для его политических идей.
Убежденный в том, что государственный порядок должен обеспечивать мир и спокойствие граждан, выделялся его взгляд на законодательную власть (которая для него принадлежала народу).
Инициатор неортодоксального движения, предложившего новую интерпретацию истории и Евангелия, именно его интерпретация Церкви как прогрессивного процесса совершенствования выделяла его в свое время.
Экономический кризис после войны за независимость Мексики