Чем какой частью речи является
Какая часть речи отвечает на вопрос «ЧЕМ?». Как подчеркнуть?
По правилам русского языка, на вопрос «Чем?» отвечает такая часть речи, как существительное либо местоимение (реже другая часть речи), которая называется дополнением, стоит в творительном падеже и всегда является второстепенным членом предложения. Подчёркивать дополнение следует пунктирной линией _ _ _ _ _. Примеры предложений с дополнением:
«Первые лучи солнца так ярко осветили не скошенный луг, что он заискрился (чем?) сияющим блеском росы»;
«Ты прекрасно играешь на скрипке, никто и не знал об этом, зато теперь все гордятся (чем?) твоим талантом»;
«Никто и не думал унывать, просто каждый решил заняться (чем?) своим делом в отсутствие руководителя»
Например, найдем дополнение в предложениях:
Мы любуемся застывшей, как зеркало, гладью озера.
Я напою котенка молоком.
Я любуюсь тем, как она причесывается.
Дополнение подчёркивается в предложении пунктирной линией _ _ _.
Давайте попробуем рассмотреть на примерах:
Я очень хочу научиться вышивать ( чем?) бисером.
Моя комнатная фиалка немного привяла, и я решила подкормить её (чем?) удобрением.
Эти существительные являются дополнениями и подчёркивать их соответственно необходимо линией пунктирной_ _ _. Ну, вот так мы подчеркнем.
А сейчас другой пример.
Фильм был великолепен, я просто наслаждалась (чем?) им.
На вопрос чем? кем в русском языке отвечают существительные,которые находятся в творительном падеже и местоимения.
Они всегда являются второстепенными членами предложения и выполняют роль дополнения.
Дополнения подчёркиваются пунктирной линией.
-Уходя я громко хлопнул(чем?) дверью;
-Я не могу привыкнуть есть (чем?) палочками;
-Он всегда был (чем? кем?) моим другом.
Если говорить именно о частях речи, то на вопрос «кем, чем?» отвечает такая часть речи как существительное, поставленное в творительный падеж. Если говорить о таком существительном как о члене предложения, то в составе предложения оно будет играть роль дополнения.
Это вопрос творительного падежа. Кем? Чем? На такой вопрос может отвечать дополнение. Я играю (чем?) мячом. Он заболел (чем?) гриппом. Я хочу быть (кем?) учителем. Он очарован (кем?) мной. В этих предложениях дополнение выражено существительным. Дополнение в предложении подчеркивается _ _ _ _ пунктиром.
Это дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром.
На вопрос «чем?» отвечает имя существительное или местоимение, стоящее в творительном падеже. Оно может быть в предложении дополнением.
Я обязательно порадую тебя прекрасным подарком к Дню твоего рождения.
Картина очень красивая, я любуюсь ею.
Дополнение в предложении подчеркивается, как мы знаем, пунктирной линией, вот такой: _ _ _
Часть речи, которая отвечает на вопрос «чем?»
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.
Чем это какая часть речи? Чем это какая часть речи?
Русский язык богат самыми разными омонимами, в том числе и омоформами – грамматическими омонимами, а потому, не видя слово ЧЕМ в предложении, нельзя определить его частеречную принадлежность.
Начнём с частей речи самостоятельных. Слово ЧЕМ может оказаться формой творительного падежа местоимения-существительного ЧТО. Причём это может быть как вопросительное местоимение, так и относительное:
► ЧЕМ ты так долго занят? – Здесь вопросительное местоимение ЧЕМ, с его помощью мы задали вопрос;
► Я вижу, ЧЕМ ты занимаешься. – А здесь относительное местоимение ЧЕМ, оно, являясь членом предложения (дополнением), одновременно выполняет функцию подчинительного союза: присоединяет придаточное предложение к главному. Относительные местоимения по этой причине называют союзными словами.
Слово ЧЕМ может оказаться и служебной частью речи – союзом, употребляющимся в сравнительных оборотах и обстоятельственных придаточных сравнения:
► Сегодня он говорит увереннее, ЧЕМ обычно. – Союз ЧЕМ употреблён в сравнительном обороте;
► Вода в озере оказалась холоднее, ЧЕМ я предполагала. – Союз ЧЕМ присоединяет сравнительное придаточное к главному.
Кроме того, ЧЕМ может оказаться частью составного союза ЧЕМ… ТЕМ, который присоединяет придаточное предложение со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главном предложении:
► ЧЕМ дальше в лес, ТЕМ больше дров. (Пословица)
► ЧЕМ жарче день, ТЕМ сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом… (И. Бунин).
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.
Какая часть речи слово «чем»?
«Чем» — это союз или местоимение «что» в форме творительного падежа в зависимости от контекста.
Чтобы понять, какая часть речи слово «чем», выясним его грамматическую форму и синтаксическую роль в определенном высказывании.
«Чем» — это местоимение
Рассмотрим несколько предложений, в которых употребляется интересующее нас слово.
Че́м ты сегодня меня порадуешь?
Че́м мне сегодня заняться на досуге?
В этих вопросительных предложениях используется слово «чем», начальной формой которого является «что».
Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам:
Слово «че́м» в форме творительного падежа не обозначает предмет, а только указывает на него. По этим грамматическим признакам можно понять, что эта лексема принадлежит к самостоятельной части речи — местоимению.
Слово «че́м» помогает грамматически оформить простое вопросительное предложение. Значит, это вопросительное местоимение. Оно также может участвовать в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении. И тогда оно принадлежит к относительным местоимениям.
Я не знаю, че́м тебе можно помочь.
Расскажи мне, че́м ты так увлечен в этой игре.
Че́м бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Пословица).
Слово «чем» — это союз
Это слово может присоединять оборот или придаточную часть со значением сравнения, сопоставления в сложноподчиненном предложении.
Давай пойдем медленнее, че́м обычно.
Смысл его слов оказался глубже, че́м мы предполагали.
К нему невозможно задать синтаксический вопрос, что свидетельствует о том, что это слово не является членом предложения. Оно используется как связочный аппарат между двумя частями высказывания. Эта синтаксическая функция позволит отнести его к служебной части речи.
Рассматриваемый союз может присоединять член предложения или придаточную часть со значением меньшей предпочтительности чего-либо тому, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Лучше признаться, че́м жить с ощущением вины в содеянном.
Лучше узнать достоверную информацию, че́м пользоваться домыслами.
Анализируемое слово также может являться частью сложного союза «че́м…тем», который присоединяет придаточную часть со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главной части.
Че́м дальше охотники углублялись в тайгу, тем сумрачнее становилось вокруг.
Че́м сложнее задача, тем больше времени потребуется на её решение.
Какая часть речи слово «чего»?
Слово «чего» — это самостоятельная часть речи местоимение. «Чего» — это форма родительного падежа местоимения «что». В зависимости от контекста слово «чего» употребляется как частица и союз.
Чтобы определить, какая часть речи «чего» в русском языке, выясним следующие его признаки:
По указанным грамматическим признакам можно соотнести любые слова русского языка с определенными лексико-грамматическими классами, которые называются частями речи.
Каждая часть речи обладает обобщенным грамматическим значением, например:
«Чего» — это местоимение
Чтобы узнать общее значение слова «чего», воспользуемся предложением.
Корзина была полна игрушек. Чего там только не было!
Из предыдущего предложения становится понятно, что речь идет об игрушках. Чтобы не возникало лексического повтора, обозначение предмета (игрушки) заменяется словом «чего». Такой уникальной способностью замещать названия предметов, признаков и количеств и только указывать на них обладает самостоятельная часть речи — местоимение.
Анализируемое слово замещает слово, обозначающее предмет, и отвечает на вопрос чего? С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
Разряд местоимения «чего»
Лексико-грамматический класс местоимений включает слова, обладающие разным общим значением, в соответствии с которым у местоимений укажем постоянный грамматический признак — разряд по значению:
Определим, к какому семантическому разряду принадлежит рассматриваемое местоимение.
Оно является грамматической формой местоимения «что». Понаблюдаем, как изменяется по падежам это слово:
В зависимости от смысла контекста слово «что» и его грамматическая форма «чего» могут быть вопросительным или относительным местоимением.
Вопросительное местоимение оформляет высказывание, с помощью которого говорящий хочет узнать интересующую его информацию. Относительное местоимение «чего» используется в сложноподчиненном предложении в качестве союзного слова.
В предложении это местоимение выполняет синтаксическую роль дополнения.
Примеры
Никак не пойму, чего ты тут ищешь.
Вы знаете, до чего может довести чрезмерное любопытство?
Слово «чего» — союз
Рассматриваемое слово может быть частью составного подчинительного союза в сложном предложении.
Дети очень любознательны, вследствие чего, немного поиграв с новой игрушкой, тут же разбирают её на части.
Слово «чего» — частица
В определенном контексте это слово может принадлежать к служебной части речи и являться частицей. В речи частица употребляется для подчеркивания и смыслового выделения того слова, рядом с с которым употребляется.
Вы знаете, до чего она любопытна! — Вы знаете, как она любопытна!
Словоформа «до чего» заменяется аналогичной усилительной частицей «как», что доказывает ее частеречную принадлежность.