Чем кормили в самолетах в ссср

Угощайтесь! Чем кормили в самолетах полвека назад

Еда на рейсах современных авиалиний больше походит на пожеванные полуфабрикаты: склеенный рис, заветренные овощи, безвкусный десерт и кислое вино. А еще полвека назад пассажирам предлагали лобстеров и устрицы. «Лента.ру» вспомнила времена, когда полеты в экономклассе были комфортнее, чем в бизнес-классе в наши дни.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Новый сервис в 1950-х — завтрак в постель на борту

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

Время, когда коммерческие перелеты только начали осуществляться, считается золотым веком авиации: гламурные стюардессы, энергичные и вежливые пассажиры, отсутствие авиадебоширов и первоклассное обслуживание. В 1950-х путешественники даже и подумать не могли об эконом- или бизнес-классе. Тогда существовал только один класс на всех — роскошный. На ночных рейсах пассажиру могли выделить персональную кровать и подать завтрак в постель. А некоторые салоны украшались картинами.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Стюардесса авиакомпании SAS разносит пирожные

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

После полудня пассажирам подавали чай со всевозможными сладостями, от булочек до джемов. В конце перелета — шампанское и канапе. По словам стюардесс, людям не нужны были фильмы и музыка — они были слишком заняты едой.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Типичный обед на борту — лобстер и спаржа

Фото: Jim Sugar / Getty Images

Обычным делом для пилота было выйти к путешественникам, чтобы поболтать с ними и пошутить. Так в те годы работал пиар: командир воздушного судна лично убеждал людей, что они в безопасности и полет проходит нормально. В целом атмосфера была очень непринужденной: взрослые разгуливали по салону, выпивали, курили и играли с детьми.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Бортпроводница предлагает закуски на выбор

Фото: American Airlines

«На борту был хрусталь, фарфор и серебро. Пассажирам подавалось крепленое вино «Мадера» и кофе, а также коктейли и ланч из нескольких блюд», — рассказала стюардесса Барбара Халберт, которая работала в British Overseas Airways Corporation, предшественнице British Airways.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Шеф-повар подает пассажирам морепродукты

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

В 1950-х вы бы не увидели тесного прохода, по которому бортпроводник везет на тележке дешевый сок и контейнеры с полуфабрикатами. Тогда шеф-повар выкатывал на огромном подносе тарелку с лобстерами, морепродуктами и говяжьей вырезкой, а в качестве закуски пассажирам предлагались свежие фрукты и ягоды.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Обед на борту авиакомпании Air New Zealand

Фото: Air New Zealand

Характерной особенностью полетов того времени был не только люксовый сервис, но и запах табака. Дело в том, что на борту разрешалось курить, и, несмотря на разделение салона на курящую и некурящую зоны, путешественники часто жаловались на задымление и сильнейший запах, который держался весь перелет.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Air France 747 First Class, 1969

Авиалайнеры напоминали шикарные рестораны, где бортпроводники в белых костюмах с черными галстуками преподносили путешественникам изысканные блюда. Стюардесс принимали на работу, строго оценивая их внешний вид. Они всегда выглядели безупречно и были похожи на кинозвезд. Авиакомпании даже учитывали их вес и семейное положение: пассажиров могли обслуживать только одинокие девушки.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Обед на борту авиакомпании SAS

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

Единственным минусом в то время была высокая цена и низкий уровень безопасности. Самолеты гораздо чаще попадали в турбулентность, а в салонах были острые углы, и хрустальные бокалы постоянно разбивались.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Economy class 1960’s-to 1970’s

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

В 1960-х годах появился экономкласс, но на качество обслуживания это не повлияло: в типичный обед входили креветки, копченый лосось и вино на выбор.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Семейный обед в просторном салоне

Фото: Airline Ratings collection

Места на борту было гораздо больше, так как, согласно прежним стандартам, расстояние между креслами составляло 86 сантиметров. Пассажиры могли поиграть на столике в карты, шахматы, разложить газетку и спокойно вытянуть ноги. В современных же самолетах придется согнуть коленки и потесниться, ведь по нынешним нормам дистанция между креслами должна быть не более 78 сантиметров.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Шеф-повар готовит обед в самолете

Фото: SAS Museum, Oslo Aiport, Norway

Обед путешественникам прямо в небе готовил настоящий шеф-повар, а вино подавал сомелье.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Пассажиры и стюардесса на борту авиакомпании Delta Airlines

Фото: Delta Flight Museum

Футболки, спортивные штаны, шорты, толстовки и худи с капюшоном — привычный аутфит современного путешественника. Раньше все было по-другому: пассажиры надевали в самолет самые роскошные наряды. Мужчины надевали костюмы-тройки, а женщины — высокие каблуки, красивые платья и украшения: перелет приравнивался к празднику.

Источник

Кто придумал кормить пассажиров в самолете и как это делали в СССР

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Иллюстрация к книге Юрия Полякова «Перелетная элита»/ © Алла Бобылева.

Первыми придумали британцы. Им первым в голову пришла мысль, что питание в самолете помогает пассажиру справиться с нервами, расслабиться и даже получить удовольствие от полета. Было это в 1919 году. Гражданская авиация только зарождалась, и у многих был панический страх перед авиаперелетом.

В самолетах британской авиакомпании «Империал Эйрвейз» пассажирам предлагали подкрепиться сэндвичами, шоколадом, фруктами. В 1927 году самолеты этой же компании первые в мире были оборудованы буфетом. В конце 1920-х в Европе и Америке появились самолеты-рестораны, для работы в которых нанимались официанты и лучшие повара.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
На борту американского самолета Sikorsky S40B, 1930-е гг. Самолет имел кладовую с электрическим холодильником и плитой, а также прекрасно оборудованную комнату для курения с перегородкой из красного дерева.

История советского самолетного питания началась лишь в 1934 году: в самолете-гиганте «Максим Горьким» был оборудован уютный бар с мягкими креслами и полированными столиками. В баре помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Бар на борту «Максима Горького», 1934–1935 гг. На стойке фрукты, бутерброды с черной икрой, печенье.

Этот самолет являлся по сути «летающей» редакцией, в которой работали журналисты, типография, фотолаборатория, радиостанция. Бар был что-то вроде корпоративной столовой.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Рабочий день в «летающей» редакции. В 1935 г. «Горький» разбился по вине другого самолета, который ударил его в крыло. Все погибли.

В 1936 году начальство Гражданского воздушного флота распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. На рядовых самолетах появились буфеты, но полноценными горячими обедами пассажиров в то время кормили на земле. Самолет делал остановку в промежуточных аэропортах, где специально к его прибытию уже были накрыты столы.

В 1939 году 20-летняя москвичка Эльза Городецкая стала первой стюардессой в СССР. С огромным чемоданом, наполненным продуктами и напитками, она впервые отправилась в рейс в качестве обслуживающего персонала. В штатном расписании она значилась кладовщицей, но по сути была буфетчицей, официанткой, уборщицей.

Вскоре штат аэрофлотовских “кладовщиц” пополнился. Перед полетом девушки закупали продукты в ресторане аэропорта и магазинах города. Горячая пища тогда еще не входила в меню. Зато в самолетном буфете были в обилии бутерброды с сыром, икрой и колбасой, пирожки, печенье, конфеты, шоколад, фрукты, минералка, газировка, пиво.

В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого появился полноценный сервис, в том числе горячие обеды. Питание в самолетах стало бесплатным. В бортовом рационе «Аэрофлота» были курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, красная и черная икра, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Бортовая кухня Ту-104.

В 1959 году введен в эксплуатацию самолет Ил-18, в котором пассажирские места были оборудованы столиком для приема пищи.

В 1961 году новый лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней — пассажирской — палубе стал флагманом советской гражданской авиации.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Ресторан на борту Ту-114.

В 1967 году «Аэрофлот» открыл полеты в Японию. Пассажиров обслуживали русско-японские бригады бортпроводников. В одной из таких бригад работала самая известная советская стюардесса Татьяна Виноградова – девушка с плаката, призывающего «летать самолетами Аэрофлота»

Пассажиров мы обслуживали, развозя питание и напитки на специальных тележках. Подавалось горячее, предоставлялся богатый выбор мясных и рыбных блюд, широкий ассортимент закусок, икра красная и чёрная… Меню «Аэрофлота» уже тогда было превосходным. На этих рейсах наряду с русскими были представлены блюда японской кухни… На каждом рейсе обязательно имелся бар – хорошие коньяки, марочные вина, минеральные воды, а также импортная продукция (виски, джин, тоник, содовая).

— из воспоминаний Татьяны Виноградовой

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Советско-японский рейс. На тележке сигареты «Мальборо» и «Кент», банка черной икры, алкогольные напитки. На борту самолета можно было курить.

В том же 1967 году новый Ил-62 принял на борт первых пассажиров. Благодаря большой просторной кухне и вместительной кладовой бортовое питание стало еще лучше. Визитной карточкой советского самолетного рациона в 1960-х стала черная икра.

Сценарист и драматург Эмиль Брагинский в своих путевых заметках особо отметил, как ждал подачу черной икры, оказавшись в конце 60-х на международной рейсе Ил-62.

Мы вылетели в Индию прекрасным самолетом «ИЛ-62» Разница во времени между Москвой и Дели — два с половиной часа… Я перевел стрелку на два с половиной часа вперед и стал ожидать черной икры. Я не знаю, как это назвать — ужин или первый завтрак, — но икра была. Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании «Аэрофлот» на высоту 8 или 9 тысяч метров. Вам подадут Я проснулся, когда второй раз кормили икрой.

— из книги Эмиля Брагинского “Солнце в декабре” (1969).

Впрочем, в Европе в те годы черная икра тоже была непременным атрибутом бортового рациона в салонах первого класса, а сервис был на уровне лучших ресторанов. Например, на рейсах “Скандинавских авиалиний” (SAS Scandinavian Airlines) в салон выходил шеф-повар самолета, который сам обслуживал пассажиров, а стюардесса ему ассистировала.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
В самолете «Скандинавских авиалиний», 1969-1970 гг. На столике-тележке различные закуски и большая банка с черной икрой. © SAS Museum.

В Европе полеты были настолько важным событием, что пассажиры приходили на борт в лучшей одежде: женщины — в красивых платьях, мужчины — в костюмах.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
В самолете «Скандинавских авиалиний», 1970-е гг. Лобстеры, черная икра, шампанское. © SAS Museum.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
В самолете «Скандинавских авиалиний», 1970-е гг. На столике-тележке среди закусок черная осетровая икра и самая дорогая золотая икра белуги-альбиноса. © SAS Museum.

В СССР 1970-е годы были самые стабильные. Практически все население страны составляло средний класс. Острого дефицита товаров первой необходимости практически не было, но приобрести продукцию высокого качества, особенно импортную, было проблематично. Процветала фарцовка.

В те годы цены на черную и красную икру не сильно отличались, а авиаперелет был ненамного дороже проезда на железной дороге.

В 60-70-х годах «Аэрофлот» смело и без церемонии “топил” своего конкурента — железнодорожный транспорт. Скорость, сравнимые с ж/д тарифами цены на билеты, вкусное бесплатное питание и непременно с черной икрой — очевидные преимущества «Аэрофлота», с которыми трудно было поспорить.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср
Курица, бутерброд с черной икрой, фрукты, печенье, напитки — стандартный набор, который «Аэрофлот» демонстрировал на рекламных плакатах. Обед полностью бесплатный.

Для рекламы “Аэрофлот” привлекал и советских кумиров. Так во второй половине 1970-х Министерство гражданской авиации заключило договор с Владимиром Высоцким, согласно которому он обязан рекламировать «Аэрофлот» в своих стихах и песнях, в советских и зарубежных СМИ. Взамен Высоцкому была предоставлена 50-процентная скидка на покупку любых авиабилетов.

В ожиданьи уставший народ,
Успокойся и землю не рой,
Вас в компании «Аэрофлот»
Всех накормят зернистой икрой!

В 1980 году открылся суперсовременный по тем временам терминал «Шереметьево-2», который для советских граждан стал окном в мир, а для иностранцев — воротами в СССР. На новом аэровокзале был магазин “Березка”, где интуристы отоваривались русской черной икрой, хохломой и матрешками, а наши граждане покупали “Мальборо” и баночное пиво, французские духи и японскую технику.

О сервисе в «Шереметьево-2» и аэрофлотовском обслуживании на борту самолета один из братьев Стругацких — Борис Натанович — оставил такую запись в своем путевом блокноте:

Обычный бардак. Очередь к таможеннику, очередь к пограничнику, очередь за кофе, длинная очередь на посадку… Но — великолепный сортир. Шереметьево-2 в 1987-м — это уже кусочек Европы. И как же мало нужно, чтобы порадовать советского человека. Взлетели… Курить можно. Две девушки с тележкой. “Коньяк! Пиво!“ Оказалось — фигу. Только за валюту. Икра, крабы, шоколад, “Кент“…
Ужин: рис, горошек, ложка черной икры, пол-яйца. Соль, перец, сахар — в очаровательных пакетиках, кура (из-за которой линии Аэрофлота называют blue chickens lines), вино, чай (или кофе).
— из книги о Стругацких писателя Анта Скаландиса.

В 1992 году в парке «Аэрофлота» появился аэробус иностранного производства А310, оборудованный удобными кухонными модулями, позволяющими, например, варить кофе, чего были лишены советские самолеты.

В 1997 году «Аэрофлот» начал улучшать бортовое питание. В конце 90-х в меню первого класса были черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры, на горячее — запеченная рыба, телятина, утка и другие блюда. Из алкоголя — болгарские и грузинские вина, первосортные французские коньяки. На наиболее престижных линиях пассажиров угощали шампанским «Мадам Клико».

Каждая авиакомпания вносит в свое питание национальный колорит. У французов это — знаменитый паштет «пате», у британцев — цыпленок с приправой «карри», в Аэрофлоте — блины с черной икрой.

— консультант по бортовому питанию Лесс Фуллер (ж-л «Время и мы», № 137, 1997)

В 2002 году «Аэрофлот» для рейсов в Вашингтон и Нью-Йорк разработал концепцию «Русское гостеприимство с элементами лучших традиций и современного образа жизни, оказанное искренними радушными людьми». Под таким длинным витиеватым названием подразумевалось новое качество обслуживания и бортового питания. Например, пассажирам перед полетом предлагали welcome drink — приветственный напиток: вино, шампанское, сок. Появилось ресторанное обслуживание — заказ блюд из бортового меню.

Для создания бортовых блюд и закусок приглашаются лучшие шеф-повара мира. Меню в бизнес-классе меняется каждые три месяца, меню экономкласса – каждые полгода. Помимо стандартного меню для пассажиров «Аэрофлота» разработано специальное питание с учетом возраста, медицинских показаний и религиозных убеждений. При покупке билета через сайт можно выбрать тип питания.

Эксперты говорят, что бортовое питание из-за COVID-19 станет более строгим и скудным. Особенно это почувствуют пассажиры экономкласса. Некоторые авиаперевозчики уже решили больше не кормить бесплатно в экономклассе на рейсах короткой и средней продолжительности.

Источник

Кто придумал кормить пассажиров в самолете и как это делали в СССР

Первыми придумали британцы. Им первым в голову пришла мысль, что питание в самолете помогает пассажиру справиться с нервами, расслабиться и даже получить удовольствие от полета. Было это в 1919 году. Гражданская авиация только зарождалась, и у многих был панический страх перед авиаперелетом.

В самолетах британской авиакомпании «Империал Эйрвейз» пассажирам предлагали подкрепиться сэндвичами, шоколадом, фруктами. В 1927 году самолеты этой же компании первые в мире были оборудованы буфетом. В конце 1920-х в Европе и Америке появились самолеты-рестораны, для работы в которых нанимались официанты и лучшие повара.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

История советского самолетного питания началась лишь в 1934 году: в самолете-гиганте «Максим Горьким» был оборудован уютный бар с мягкими креслами и полированными столиками. В баре помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Бар на борту «Максима Горького», 1934–1935 гг. На стойке фрукты, бутерброды с черной икрой, печенье.

Этот самолет являлся по сути «летающей» редакцией, в которой работали журналисты, типография, фотолаборатория, радиостанция. Бар был что-то вроде корпоративной столовой.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1936 году начальство Гражданского воздушного флота распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. На рядовых самолетах появились буфеты, но полноценными горячими обедами пассажиров в то время кормили на земле. Самолет делал остановку в промежуточных аэропортах, где специально к его прибытию уже были накрыты столы.

В 1939 году 20-летняя москвичка Эльза Городецкая стала первой стюардессой в СССР. С огромным чемоданом, наполненным продуктами и напитками, она впервые отправилась в рейс в качестве обслуживающего персонала. В штатном расписании она значилась кладовщицей, но по сути была буфетчицей, официанткой, уборщицей.

Вскоре штат аэрофлотовских “кладовщиц” пополнился. Перед полетом девушки закупали продукты в ресторане аэропорта и магазинах города. Горячая пища тогда еще не входила в меню. Зато в самолетном буфете были в обилии бутерброды с сыром, икрой и колбасой, пирожки, печенье, конфеты, шоколад, фрукты, минералка, газировка, пиво.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого появился полноценный сервис, в том числе горячие обеды. Питание в самолетах стало бесплатным. В бортовом рационе «Аэрофлота» были курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, красная и черная икра, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе.

В 1959 году введен в эксплуатацию самолет Ил-18, в котором пассажирские места были оборудованы столиком для приема пищи.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1961 году новый лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней — пассажирской — палубе стал флагманом советской гражданской авиации.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1967 году «Аэрофлот» открыл полеты в Японию. Пассажиров обслуживали русско-японские бригады бортпроводников. В одной из таких бригад работала самая известная советская стюардесса Татьяна Виноградова – девушка с плаката, призывающего «летать самолетами Аэрофлота»

Пассажиров мы обслуживали, развозя питание и напитки на специальных тележках. Подавалось горячее, предоставлялся богатый выбор мясных и рыбных блюд, широкий ассортимент закусок, икра красная и чёрная… Меню «Аэрофлота» уже тогда было превосходным. На этих рейсах наряду с русскими были представлены блюда японской кухни… На каждом рейсе обязательно имелся бар – хорошие коньяки, марочные вина, минеральные воды, а также импортная продукция (виски, джин, тоник, содовая).

— из воспоминаний Татьяны Виноградовой

В том же 1967 году новый Ил-62 принял на борт первых пассажиров. Благодаря большой просторной кухне и вместительной кладовой бортовое питание стало еще лучше. Визитной карточкой советского самолетного рациона в 1960-х стала черная икра.

Сценарист и драматург Эмиль Брагинский в своих путевых заметках особо отметил, как ждал подачу черной икры, оказавшись в конце 60-х на международной рейсе Ил-62.

Мы вылетели в Индию прекрасным самолетом «ИЛ-62» Разница во времени между Москвой и Дели — два с половиной часа… Я перевел стрелку на два с половиной часа вперед и стал ожидать черной икры. Я не знаю, как это назвать — ужин или первый завтрак, — но икра была. Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании «Аэрофлот» на высоту 8 или 9 тысяч метров. Вам подадут Я проснулся, когда второй раз кормили икрой.

— из книги Эмиля Брагинского “Солнце в декабре” (1969).

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Впрочем, в Европе в те годы черная икра тоже была непременным атрибутом бортового рациона в салонах первого класса, а сервис был на уровне лучших ресторанов. Например, на рейсах “Скандинавских авиалиний” (SAS Scandinavian Airlines) в салон выходил шеф-повар самолета, который сам обслуживал пассажиров, а стюардесса ему ассистировала.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В Европе полеты были настолько важным событием, что пассажиры приходили на борт в лучшей одежде: женщины — в красивых платьях, мужчины — в костюмах.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В СССР 1970-е годы были самые стабильные. Практически все население страны составляло средний класс. Острого дефицита товаров первой необходимости практически не было, но приобрести продукцию высокого качества, особенно импортную, было проблематично. Процветала фарцовка.

В те годы цены на черную и красную икру не сильно отличались, а авиаперелет был ненамного дороже проезда на железной дороге.

В 60-70-х годах «Аэрофлот» смело и без церемонии “топил” своего конкурента — железнодорожный транспорт. Скорость, сравнимые с ж/д тарифами цены на билеты, вкусное бесплатное питание и непременно с черной икрой — очевидные преимущества «Аэрофлота», с которыми трудно было поспорить.

Для рекламы “Аэрофлот” привлекал и советских кумиров. Так во второй половине 1970-х Министерство гражданской авиации заключило договор с Владимиром Высоцким, согласно которому он обязан рекламировать «Аэрофлот» в своих стихах и песнях, в советских и зарубежных СМИ. Взамен Высоцкому была предоставлена 50-процентная скидка на покупку любых авиабилетов.

Успокойся и землю не рой,

Вас в компании «Аэрофлот»

Всех накормят зернистой икрой!

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1980 году открылся суперсовременный по тем временам терминал «Шереметьево-2», который для советских граждан стал окном в мир, а для иностранцев — воротами в СССР. На новом аэровокзале был магазин “Березка”, где интуристы отоваривались русской черной икрой, хохломой и матрешками, а наши граждане покупали “Мальборо” и баночное пиво, французские духи и японскую технику.

О сервисе в «Шереметьево-2» и аэрофлотовском обслуживании на борту самолета один из братьев Стругацких — Борис Натанович — оставил такую запись в своем путевом блокноте:

Обычный бардак. Очередь к таможеннику, очередь к пограничнику, очередь за кофе, длинная очередь на посадку… Но — великолепный сортир. Шереметьево-2 в 1987-м — это уже кусочек Европы. И как же мало нужно, чтобы порадовать советского человека. Взлетели… Курить можно. Две девушки с тележкой. “Коньяк! Пиво!“ Оказалось — фигу. Только за валюту. Икра, крабы, шоколад, “Кент“…

Ужин: рис, горошек, ложка черной икры, пол-яйца. Соль, перец, сахар — в очаровательных пакетиках, кура (из-за которой линии Аэрофлота называют blue chickens lines), вино, чай (или кофе).

— из книги о Стругацких писателя Анта Скаландиса.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

В 1992 году в парке «Аэрофлота» появился аэробус иностранного производства А310, оборудованный удобными кухонными модулями, позволяющими, например, варить кофе, чего были лишены советские самолеты.

В 1997 году «Аэрофлот» начал улучшать бортовое питание. В конце 90-х в меню первого класса были черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры, на горячее — запеченная рыба, телятина, утка и другие блюда. Из алкоголя — болгарские и грузинские вина, первосортные французские коньяки. На наиболее престижных линиях пассажиров угощали шампанским «Мадам Клико».

Каждая авиакомпания вносит в свое питание национальный колорит. У французов это — знаменитый паштет «пате», у британцев — цыпленок с приправой «карри», в Аэрофлоте — блины с черной икрой.

— консультант по бортовому питанию Лесс Фуллер (ж-л «Время и мы», № 137, 1997).

В 2002 году «Аэрофлот» для рейсов в Вашингтон и Нью-Йорк разработал концепцию «Русское гостеприимство с элементами лучших традиций и современного образа жизни, оказанное искренними радушными людьми». Под таким длинным витиеватым названием подразумевалось новое качество обслуживания и бортового питания. Например, пассажирам перед полетом предлагали welcome drink — приветственный напиток: вино, шампанское, сок. Появилось ресторанное обслуживание — заказ блюд из бортового меню.

Для создания бортовых блюд и закусок приглашаются лучшие шеф-повара мира. Меню в бизнес-классе меняется каждые три месяца, меню экономкласса – каждые полгода. Помимо стандартного меню для пассажиров «Аэрофлота» разработано специальное питание с учетом возраста, медицинских показаний и религиозных убеждений. При покупке билета через сайт можно выбрать тип питания.

Эксперты говорят, что бортовое питание из-за COVID-19 станет более строгим и скудным. Особенно это почувствуют пассажиры экономкласса. Некоторые авиаперевозчики уже решили больше не кормить бесплатно в экономклассе на рейсах короткой и средней продолжительности.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Угу. А сейчас наши внезапно придумали перестать кормить в самолёте. Только водичку развозят.

С ужасом вспоминаю время когда разрешалось курить в самолётах. Третий салон все время был в дымке. Особо ушлые курильщики, не желающие весь полет сидеть в дыму, покупали билеты в других салонах, а курить ходили в последний.

Но зато всегда можно было взять у стюардессы несколько мерзавчиков вискаря или коньяка.

В S7 в экономе только сэндвичи с сыром/курицой

S7 рейс москва-екатеринбург туда-обратно «кормят» мюсли батончиком.

Я в Аэрофлоте всегда кошерную еду беру. Вскуснее и порция больше

кура (из-за которой линии Аэрофлота называют blue chickens lines)

Уже тогда куры были синими даже в самолётах? 😉

как я завидую той кормежке, ибо когда в С-еССР летал, то был слабая вестибюлярка, и мысль была только о том, как культурно проблеваться 🙂

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Про еду в девяностые.

Внесу свою небольшую лепту. Жили мы в Казахстане, в году 95 там закрылось градообразующее предприятие (карьер), старшей сестре оставался один класс до института и родителями было решено переехать к мачихе отца в Сибирь.
собрав все свои пожитки и скотину (двух коров) в кузов КАМАЗа, отправились в путь. По приезду начали обустраиваться, денег не было совсем, спасались молоком от коровы и скудным урожаем с огорода У мачехи отца был засажен огород картошкой, накопали один мешок, картошка размером с перепелинное яйцо. Однажды отец привез с работы полмешка гороха. Готовили его как только можно, суп, кашу, жаренный и т. д. Так пережили первый год. Потом мама начала ездить на рынок продавать молочные продукты и появились хоть какие-то деньги, в сельском магазине отпускали хлеб и булочки по чекам (в долг).
Через год когда появился молодняк скота, стало легче, чтобы были деньги на подготовку в школу и другие продукты делали домашние пельмени и продавали на том же рынке, люди поначалу брали с опаской, но кто рискнул возвращались снова. Так и жили. Получилось немного сумбурно, извините.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Повседневный рацион русского крестьянина в конце 19 в. и начале 20 в.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в предвоенные годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Из этнографического описания Обоянского уезда Курской губернии следовало, что в зимние посты местные крестьяне ели кислую капусту с квасом, луком, соленые огурцы с картофелем. Щи варили из кислой капусты и квашеных бураков. На завтрак обычно был кулеш или галушки из гречневого теста. Рыбу употребляли в разрешенные церковным уставом дни. В скоромные дни на столе появлялись щи с мясом, творог с молоком. Зажиточные крестьяне в праздничные дни могли позволить себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные блинцы и коржики из сдобного теста.

Рацион воронежских крестьян мало чем отличался от питания сельского населения соседних черноземных губерний. Ежедневно употреблялась, преимущественно, пища постная. А именно: ржаной хлеб, соль, щи из капусты, каша, горох и также овощи: редька, огурцы, картофель. Пища в скоромные дни состояла из щей с салом, молока и яиц. В праздничные дни ели солонину, ветчину, кур, гусей, овсяный кисель, ситный пирог.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками».

Семейная трапеза в селе производилась по раз заведенному порядку. Вот как описывал П. Фомин, житель Брянского уезда Орловской губернии заведенный порядок прием пищи в крестьянской семье: «Когда садятся обедать и ужинать, то все по начину хозяина начинают молиться Богу, за тем уж садятся за стол. Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать. Иначе попадет ложкой по лбу, хотя это был и взрослый. Если семья большая, детей отсаживают на полок и там кормят. После еды опять все встают и молятся Богу».

Во второй половине XIX века наблюдалась довольно устойчивая традиция соблюдения пищевых ограничений в крестьянской среде. Обязательным элементом массового сознания были представления о чистой и нечистой пище. Корова, по мнению крестьян Орловской губернии, считалась чистым животным, а лошадь нечистым, непригодной в пищу. В крестьянских поверьях Тамбовской губернии содержалось представление о нечистой пище: рыбы, плывущие по течению, считали чистой, а против течения нечистой.

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Обо всех этих запретах забывали, когда деревню посещал голод. В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия каждый неурожай влек за собой сами тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьей сокращалось до минимума. С цель физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К. К. Арсеньев после поездки в голодные села Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 г.) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали». Спустя четверть века в деревне все те же страшные картины. В 1925 г. (голодный год!?) крестьянин из с. Екатеринино Ярославской волости Тамбовской губернии А. Ф. Барцев писал в «Крестьянскую газету»: «Люди рвут на лугах коневой щавель, парят его и эти питаются. … Крестьянские семьи начинают заболевать от

Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть фото Чем кормили в самолетах в ссср. Смотреть картинку Чем кормили в самолетах в ссср. Картинка про Чем кормили в самолетах в ссср. Фото Чем кормили в самолетах в ссср

Если говорить не об абстрактных цифрах, а внутридеревенском потреблении продуктов, то следует признать, что качество пищи прямо зависело от хозяйственного достатка семьи. Так, по данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX в. бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда. На приобретение мяса в зажиточных семьях тратилось в 5 раз больше средств, чем в семьях бедняков. В результате обследования бюджетов 67 хозяйств Воронежской губернии (1893 г.) было установлено, что расходы на приобретение пищи, в группе зажиточных хозяйств, составляли в год 343 руб., или 30,5 % всех расходов. В семьях среднего достатка соответственно 198 руб. или 46,3 %. Эти семьи, в год на человека, потребляла 50 фунтов мяса, в то время как зажиточные в два раза больше – 101 фунт.

Из вышеприведенного обзора пищи крестьян черноземных губерний видно, что основу рациона сельского жителя составляли продукты натурального производства, в нем преобладали продукты растительного происхождения. Достаток пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от Покрова до святок сменялся полуголодным существованием в весенне – летнюю пору. Состав употребляемой пищи находился в прямой зависимости от церковного календаря. Питание крестьянской семьи выступало отражением хозяйственной состоятельности двора. Отличие в пище зажиточных и бедных крестьян заключалось не ее в качестве, а в количестве.

Из книги «Крестьянская повседневность». Автор Безгин В.Б.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *