Чем лиса и тетерев похожи на людей
Краткий разбор
История создания сказки доподлинно неизвестна, так как авторство принадлежит народу. Но не будет ошибкой, если в качестве автора указан всемирно известный писатель — Лев Толстой. Именно в его обработке и кратком содержании сказка «Лиса и Тетерев» полюбилась юным ценителям литературы.
В пересказе писателя, народная версия этой сказочной истории превратилась в полноценное произведение. Оно было опубликовано во множестве детских книжек и сборников с иллюстрациями и рисунками разных художников. Охарактеризовать рассказ или дать ему упрощённый анализ можно следующим образом:
Произведение по стилю очень напоминает басню, так как тоже имеет мораль. Возможно, первоначальная (народная) версия этой сказки преподносилась именно в этой форме.
Пересказ по плану
Чтобы лучше понять смысл сюжета, следует составить план по краткому содержанию «Лиса и Тетерев» и пересказать текст своими словами:
По сценарию, Лиса, бежав по своим делам, случайно увидела Тетерева на дереве и захотела им полакомиться. Но птица сидела высоко, поэтому её было не достать. Тогда рыжая хитрюга задумала выманить Тетерева на землю, сказав, что она его не тронет.
Но Тетерев был умён. Он не хотел прямо говорить Лисе, что боится её, поэтому решил объяснить свой отказ страхом перед другими опасными животными.
Однако рыжая плутовка не сдавалась. Она рассказала, что по новому указу все животные теперь друзья и не трогают друг друга. Предложила птице прогуляться с ней по земле для совместной беседы. Но Лиса не ожидала, что обман может обернуться против неё. Умный Тетерев сказал, что слышит вдалеке собачий лай, однако раз теперь все животные — друзья, лисице собак опасаться нечего, они её не тронут.
Хитрюге ничего не оставалось, как сбежать, потому что этот указ был придуман ей самой. Но чтобы объяснить свою трусость, пришлось снова соврать, что собаки могли и не слышать про новый закон.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания смысла следует мысленно представить и охарактеризовать двух главных персонажей:
Каждый из этих персонажей преследует свою цель. Лисица — вкусно покушать, Тетерев — не попасть к ней на обед. Оба ведут свою игру, но используют для этого разные средства. Первая — хитрость и ложь, второй — ум и смекалку.
Главная мысль
Чтобы понять главную мысль сказки и то, чему она может научить, следует представить в голове общую картинку всего сюжета:
Нужно понять, какой из персонажей отрицательный, а какой положительный. В этой сказке хорошим, естественно, считается Тетерев. Он не врёт и не хитрит. Он всего лишь не хочет, чтобы его съели. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.
Но и Лиса, несмотря на отрицательный образ, не вызывает у читателя неприязнь. Она хочет есть, но не может достать свою добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — вранью и хитрости. Её понять нетрудно. Она же не может просто попросить Тетерева спустится с дерева, чтобы стать обедом. Хитрую плутовку даже немного жаль.
Сказка учит детей не воспринимать мир однозначно. Всё может оказаться не таким, как видится и слышится. Лесть и комплименты не всегда могут быть искренними. Иногда это просто способ манипуляции. Следует быть рассудительным и осторожным, проверять информацию.
А ещё, как и все сказки, она учит добру и правде. Необязательно врать и изворачиваться, чтобы добиться своей цели. Иногда такая ложь может обернуться против самого́ хитреца.
Что же касается морали, лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».
Отзывы читателей
Очень интересная и поучительная сказка. Из персонажей больше всего понравилась Лиса. Её хитрость и сообразительность.
Сказка интересная, советую всем прочитать, особенно детям. Есть смысл и мораль.
Сказка хоть и написана для детей, но с оригинальным сюжетом и смыслом, который не теряет актуальности даже сегодня
«Лиса и тетерев» читательский дневник
«Лиса и тетерев» – поучительная сказка о том, как важно иметь свою голову на плечах, и не доверять хитрецам. Плутовка Лиса хотела обманом выманить Тетерева с дерева, но у неё ничего не вышло.
Краткое содержание «Лиса и тетерев» для читательского дневника
ФИО автора: Русская народная сказка
Название: Лиса и тетерев
Число страниц: 2. «Лиса и тетерев. Белорусские народные сказки». Издательство «Речь». 2015 год
Жанр: Сказка
Год написания:
Главные герои
Тетерев – умная, осторожная лесная птица, которая не поверила лживым словам Лисы и не спустилась с дерева.
Лиса – очень хитрая, умная рыжая плутовка, которая попыталась выманить Тетерева с дерева на землю и съесть его.
Сюжет
Однажды Лиса увидела Тетерева, который сидел на дереве, и подошла к нему поздороваться. Она ласково называла его своим дружочком и хвалила его голосочек. Тетерев поблагодарил, но хитрая Лиса сделала вид, что ничего не услышала. Она попросила Тетерева опуститься на землю, погулять на травке да пообщаться с ней нормально: с дерева ей ничего не было слышно.
Тетерев признался, что боится опускаться на землю. Все птицы знают, как это для них опасно: на земле они могут стать лёгкой добычей разных хищников. Лиса притворно удивилась: неужто дружок её так сильно испугался? Тетерев ответил, что опасается если не её, так других зверей.
Коварная Лиса сказала, что недавно был объявлен указ, чтобы звери не обижали друг друга и между ними царили мир и полное согласие. Тетерев согласился с тем, что это очень хороший указ. Вдалеке он увидел бегущих собак, но теперь Лисе нечего их бояться: все звери живут в мире. Однако Лисица, услышав про собак, навострила уши и собралась убегать. Тетерев напомнил ей про указ, но плутовка сказал, что собаки, скорее всего, ничего о нём не слышали, и проворно убежала.
План пересказа
Главная мысль
Не стоит доверять всем подряд, лишняя осторожность никогда не помешает.
Чему учит
Сказка учит быть осторожным, собранным, думать о том, какие последствия могут быть у поступков. Также сказка учит сообразительности, ведь даже самого ловкого хитреца можно провести вокруг пальца.
Отзыв
Во всех сказках Лиса всегда считалась самым хитрым, умным и коварным лесным зверем. Она часто обманывала других зверей ради своих интересов. Однако в этот раз ей попался достойный противник. Тетерев не клюнул на удочку Лисы. Он оказался умнее и благодаря этому спас свою жизнь.
Рисунок-иллюстрация к сказке Лиса и тетерев.
Пословицы
Что понравилось
Очень понравилось, как спокойный, рассудительный Тетерев посмеялся над Лисой. Он сказал, что Лисе нечего бояться собак, ведь, по её словам, был издан особый указ о мире. На самом деле никакого указа не было, и Лиса поспешила скрыться подальше от собак, оставив Тетерева в покое.
РНС «Лиса и тетерев»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учебник: Чтение. 3 класс. Авторы-составители: С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, стр.84-85.
Тема: «Лиса и тетерев » русская народная сказка.
Цель: формирование сознательного, выразительного, орфоэпически правильного чтения.
Образовательная: п ознакомить с новым произведением, формировать полноценный навык чтения, укреплять речевой аппарат, учить выделять и анализировать части сказки, определять главную мысль.
Развивающая: р азвивать наблюдательность, оперативность памяти, логическое мышление, речь.
Воспитательная : способствовать воспитанию любви к устному народному творчеству.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, книги, листки самооценки, мультимедийная установка.
1.Эмоционально – психологический настрой на урок
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
– Ребята, а какой у нас сейчас урок?
– Для чего нам нужны знания, полученные на уроке чтения?
– Как нужно работать, чтобы всё усвоить?
Не перебиваем друг друга.
Мы слышим друг друга.
Учимся работать сообща.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!
— Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите «гномов». Давайте, определим, с каким настроением вы начинаете урок. Выберите себе одного гнома, который показывает ваше настроение в начале урока, и будет вас сопровождать в течение урока.
Проверьте все ли готово у вас к уроку. На столах должны лежать учебники, ручки.
II .Артикуляционная и речевая гимнастика.
1.Уточнение временных понятий.
-Какое сегодня число?
-назовите день недели сегодня?
-какое время года сейчас?
-назовите зимние месяца?
— Начнем урок с речевой гимнастики.
2. Речевая гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Проверка домашнего задания:
— Какой раздел мы изучаем?
— Какую сказку мы читали на прошлом уроке?
— Чтение и пересказ русской народной сказки «Храбрый баран».
IV .Работа над темой урока.
Игра «Вспомни и назови».
— Ребята, мы начнём урок с игры, которая называется «Вспомни и назови».
Определите, как называется произведение и кто автор.
-Правильно, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Это р.н.с.
-Правильно, «Волк и семеро козлят». Это р.н.с.
-Правильно, «Золотая Рыбка». Написал А.С.Пушкин.
-Правильно, «Репка». Это р.н.с.
— Что общего между ними?
-Какие бывают сказки
-Какие сказки называются народными?
Какие сказки называются авторскими?
— Определите, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским.
2. Подведение к теме урока.
– Перед уроком чтения пришло электронное письмо. Но произошёл сбой в программе, и почти весь текст исчез.
ВЕРЕТЕТ И АСИЛ (Лиса и тетерев).
V . Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев».
V. Изучение нового материала.
1.Чтение сказки учителем.
1.1.Подготовка к восприятию.
— Отгадайте загадки, и назовите героев сказки? (Демонстрация рисунков)
Рыжая, изящная,
Есть и черно-бурая.
Пышный хвост. Нестрашная,
С хищной всё ж натурою.
(Лиса)
Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок,
Хвостик косицами, чёрные перья,
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт, говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую?
Указ – документ, приказ.
1.3.Чтение сказки учителем с постановкой проблемного вопроса.
-Послушайте сказку и ответьте на вопрос, как тетерев перехитрил лису?
2.Проверка первичного восприятия.
— Как лиса назвала тетерева?
— Почему она к нему обращалась ласково?
— О чем лиса попросила тетерева?
— Зачем ей это было нужно?
— Почему тетерев не захотел выполнить просьбу лисы?
— Что придумала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
— Как тетерев перехитрил лису?
— Расположите иллюстраций по содержанию сказки.
4.Чтение сказки учащимися.
-Когда будите читать сказку, обращайте внимание на незнакомые слова.
— Прочитайте, что придумала лиса, чтобы тетерев спустился.
VI. Закрепление материала.
— А сейчас мы представим себя актерами. Представьте, что вы находимтесь на сцене большого театра, и читаете сказку по ролям.
Действующие лица ( Распределение ролей среди учеников):
— Работа по иллюстрациям (рисунок)
VII. Подведение итогов урока.
VIII . Домашнее задание: стр.84-85- читать сказку по ролям, пересказывать.
— А сейчас давайте определим, с каким настроением вы заканчиваете урок.
-Определите к какому гному вы себя отнесете в конце урока. Подарите гномам свое имя. ( Дети вешают листочки с именам к одному из гномиков).
– Сравните свое настроение в начале урока и в конце.
— Почему у вас поменялось настроение?
1 гномик. Урок мне понравился. Я доволен.
2 гномик. Урок мне не понравился. Задания для меня были трудные.
3 гномик. Я узнал много нового, интересного и был удивлён.
4 гномик. Мне было безразлично.
5 гномик. Весь урок я скучал.
6 гномик. Мне было грустно на уроке.
7 гномик. Я ничего не понял. Весь материал перепутался в моей голове.
IX . Выставление и комментирование оценок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-421017
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.