Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».

Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

М. В. Ломоносов Великий сын России

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. деревне Мишанинской возле Холмогор Архангельской губернии (около середины ХУIII в. она слилась с соседней деревней Денисовкой, которая и стала ошибочно считаться его родиной). В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово.

15 декабря 1730 года отправился пешком в Москву. 15 января 1731 года зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. 1731—1735 года учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии. 1734 год учёба в Киево-Могилянской академии. 12 января 1736 года зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.

На чужбине. 4 октября 1736 год для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию. 1736—1739 обучался в Марбургском университете. с января 1737 года слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.

Мозаика Летом 1752 года Ломоносов заканчивает свою первую мозаичную работу – образ Богоматери по картине итальянского мастера Солимены. В 1753-1757 годах в Мозаичной мастерской были выполнены четыре портрета Петра Великого. В 1764 году была закончена «Полтавская баталия», завершение всех трудов Ломоносова в области мозаики, самая значительная работа русского мозаичного искусства за целое тысячелетие.

Московский университет 26 апреля 1755 года в Москве был открыт Университет, создании которого самое активное участие принимал М.В. Ломоносов. Ломоносов составил и разработал весь план университета, наметил его организационную структуру и даже программу преподавания.

Заслуги Ломоносова Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Занимался историей — написал труд «Древняя Российская история». Составил «Краткий российский летописец с родословием». Им была разработана технология цветных стёкол и эту методику применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Он первый в мире географ-полярник В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твердом состоянии. Совершенствовал русский язык Сочинял стихи. Руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара.

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Номер материала: ДБ-370192

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 5 классе «М.В. Ломоносов – великий россиянин»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ М.В. Ломоносов – великий россиянин.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногвардейского района Республики Крым

Урок литературы в 5 классе

Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Смотреть картинку Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Картинка про Чем ломоносов прославил россию 5 класс. Фото Чем ломоносов прославил россию 5 класс

учитель первой категории

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

сп Октябрьское, 2016 г.

М. В. Ломоносов – великий россиянин

Цель урока : через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.

продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;

продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;

на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.

Оборудование : мультимедийный проектор, интерактивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока.

Методы обучения : исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.

Форма урока : урок-исследование.

Мотивация учебной деятельности.

В истории каждого народа есть страницы, которые постоянно привлекают к себе внимание. В истории русского народа к их числу относятся страницы жизни и творческой деятельности замечательного русского учёного, поэта, художника, общественного деятеля, пламенного борца за национальную самостоятельность и достоинство русской науки, культуры и просвещения ХVIII века – Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему, великому мужу земли русской посвящаем наш урок. Человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшему в разных областях науки.

Работа по теме урока.

Актуализация и приобретение новых знаний.

Ребята, я предлагаю всем посмотреть документальный фильм, в котором подробно рассказывается о Ломоносове и его достижениях

(ссылка на YouTube

«Жизнь и деятельность Ломоносова» ).

Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся (домашнее задание)

Любой век, любая эпоха нашей народней жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

Соединяя необыкновенную силу воли (необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвешения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной cтрастей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образец классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истошные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека. Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком. Его ясный ум, полный беспокойного желания гонять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительно легкостью постигая его (А.И. Герцен).

Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.И. Радищев).

Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

Закрепление с помощью конспектирования (приложение 2).

Ученики пересказывают информацию, проектируемую в виде презентации. Во время пересказа учащиеся составляют вспомогательный конспект.

Подведение итогов. Заключительное слово.

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на «величайшую степень величества, могущества и славы».

Путь Ломоносова не был усыпан розами, он не пользовался поддержкой окружающих, вся его жизнь проходила в борьбе за право работать. Труды Михайлы Васильевича были широко известны не только у нас, но и по всей Европе: он публиковал их на латыни, международном языке науки того времени. Его работы читали Вольтер и Дидро, а Шведская и Болонская академии избрали его своим членом.

Ломоносов осознавал свою историческую миссию. России, входившей на мировую арену, нужна была своя наука, и должен был найтись человек, который мог бы заложить её основы. И он действительно пришёл – пришёл пешком в Москву с рыбным обозом.

Домашнее задание. Теоретическая статья учебника о жанре басни.

Источник

10 достижений Михаила Ломоносова

Как много вы знаете людей, которые добились больших успехов и совершили множество достижений? Если не достаточно, то самое время начать развивать свой кругозор. Брать пример с великих людей. Стараться не быть похожими на них, а прогрессировать в своих личных жизненных целях. Найдя себе кумира – вы не должны подрожать ему, вы должны совершенствовать себя. И сегодня, нам бы хотелось рассказать вам об умнейшем ученом, гордости русской науки и литературы – Михаиле Ломоносове.

Человек – первооткрыватель в областях: физике, химии, механике и математике. Испытатель собственных экспериментов. Мореплаватель и энциклопедист. Родившийся в 1711 году 19 ноября. В российской империи, деревне Мишанинская, сейчас носит название село Ломоносово. Его семья была очень зажиточной. Отец являлся добрым, но слишком простым человеком. Мама умерла, когда Михаилу было 12 лет. С самого детства Ломоносов любил море. Они с отцом часто отправлялись рыбачить по маршруту Белое море – Соловецкие острова. Благодаря плаваньям, в будущем, ученный скажет, что именно сила морской природы дисциплинировала его и сделала наблюдательным.

В школу, будущий ученый – не ходил. Но с грамотностью и математикой ему помогал «дядечка» из местной церкви. В 14 лет парень умел складно и грамотно излагать свои мысли на бумаге. Сбежав от женитьбы, по желанию отца, в Москву в 1730 году. Он имел огромное желание, чтобы обучаться в настоящей школе. Поэтому пришлось подделать ряд документов для поступления и выдать себя за дворянского сына. А в 1734 году успел побывать и начать обучение в Киево-Могилянской академии. В 1736 Ломоносову посчастливилось попасть в список 3 учеников, которых президент Академии наук Иоган Корф послал во Фрейбург, для дальнейшего обучения.

С того момента – Михаила было невозможно остановить или застать не на учебе. Парень, стал совершать нереальные открытия в различных областях науки. Благодаря этому ученому, Российская Империя сделала значительный шаг в механике, химии, физике и литературе. Повидавший множество событий, проведший большое количество экспериментов – Ломоносов стал тем, кем являлся тогда и сейчас – первооткрывателем и великим человеком для Русской науки.

Сегодня, мы бы хотели озвучить 10 самых ярких научных открытий Ломоносова. Ведь этот человек заслуживает благодарности и памяти, известность о нем во всех поколениях.

Имея представление о великих людях своей страны – можно и нужно продвигать историю, культуру. Взращивать новые изобретения и знания во всех областях науки.

Заслуги Ломоносова перед отечеством

Оптика, метрология, механика, тепло, география, история, химия, литература и электричество – вы можете себе представить, что это далеко не весь список постигнутых Михаилом Ломоносовым знаний. Для того чтобы вам было проще разобраться, куда и какие научные достижения Ломоносова определяются:

мы составим список из ТОП-10 невероятных открытий для мира.

А теперь, ниже в статье, вы найдете подробное разъяснение сути каждого достижения великого ученого. Мы разделили области наук и описали по 2 самых важных открытия в: литературе, химии, физике, географии, механике.

Достижения Ломоносова в Химии

Получение ртути в твердом состоянии.

Главные открытия Ломоносова в физике

Природа полярного сияния.

Разработка электроизмерительного прибора.

Заслуги Ломоносова в механике

Создание прототипа вертолета.

Ломоносов и его открытия в литературе

Заслуги Ломоносова: кратко про географию

Атлас, департамент, глобус.

Достижения этого человека не пересчитать даже на 3 парах рук. Он выдающийся ученый, сильный и своенравный человек. Благодаря ему, мы живем – так, как живем. Список его открытий можно перечислять в течение 20 минут чтения. Откуда появился такой талант в простом мальчишке из села – неизвестно. Обычные родители, обычная семья, сын – гений. Все, что он сделал для мира, на самом деле, удивляет и поражает до глубины души. Только подумайте, в период с 1750-1760 годов, Ломоносов добился огромного успеха в каждой научной сфере. Может он обладал навыками телепортации или умел перемещаться в будущее? – нет. Этот человек просто имел талант, непревзойденное желание учиться, познавать и исследовать. И можно смело объявить, что он за свою жизнь сделал абсолютно все.

А мы, как теперешнее поколение, должны знать о великих людях науки, даже, чтобы просто расширить свой кругозор.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

М.В.Ломоносов- великий ученый, прославивший Россию

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Свой вечер мы посвящаем Михаилу Васильевичу Ломоносову великому ученому, прославившему Россию. 19 ноября мы отметили 300 лет со дня его рождения.

В году 1711 в деревни Денисовка, близ города Холмогоры, что недалеко от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того, как в доме появилась, мачеха и совсем стало худо. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз – на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».Уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Грамоте Михайло учился у односельчанина Ивана Шубного, тот дал ему первые книжки: славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого. Шибко понравилось учение парню, он тайком от отца и матери читал книжки.

У Ломоносова не было возможности продолжать учение дома. В конце 1730 года 19-л етний юноша против воли отца отправляется в Москву. Желание учиться было так велико, что отсутствие денег не испугало юного Михаила Васильевича.

Как называлась школа в которой учился Ломоносов? “Спасскими школами”

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

— Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

— Дядь, достань воробушка!

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет

Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.

В январе 1731 года зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию он выдал себя за сына холмогорского дворянина. «Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил».

В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в “низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для “воинского дела”, и для “строения”, и для “врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту…..

За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, За 5 лет

Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….

В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? В Германию; изучить горное дело и металлургию.

В 1735 году в числе лучших выпускников Ломоносова отправили в Петербургскую Академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю. Через год в числе трех наиболее способных студентов командируется в Германию для изучения горного дела.

Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: «Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что: со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству».

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и до конца своей жизни трудился в Петербургской Академии.

В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Академии наук.

1745 году утверждают в звании профессора химии.

В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством Ломоносов добивается открытия первой российской научной и учебной химической лаборатории. Тогда же Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения. Особое внимание Ломоносов уделял подготовке российских ученых. Большие надежды возлагал на молодежь. Он не принимал того мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса. Позже, в «Записке о необходимости преобразования академии наук», он писал: «студент тот почтеннее, больше научился, а чей он сын, в том нет нужды»

1753 года Ломоносов уехал из Петербурга в Москву и начал усиленно хлопотать о создании университета, который был открыт в 1755 году. Ломоносов сделал все для того, чтобы в Московском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа, изобрел » ночезрительную » трубу для видения в темноте.

С 1760 году почётный член Шведской академии наук.

В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы на Венере. Больше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты).

С именем Ломоносова связано развитие горнозаводской металлургии. В написанной им книге «Первые основания металлургии или рудных дел» он не только перечислил различные рецепты для металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. По этой книге обучались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый оценил его богатство, мощь, выразительность и красоту. И, в частности, писал: «Языка нашего небесна красота», «:В нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка». Ломоносов создает ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первой была «Риторика».

В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет Ломоносов скончался. Проститься с ним пришло множество людей. Его похоронили в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Короткий рассказ о яркой жизни Михаила Васильевича Ломоносова хочется закончить словами Белинского: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца».

В 1755 году после многолетних хлопот Ломоносова по его проекту при содействии графа Шувалова был учреждён первый в России университет, ныне носящий имя Ломоносова.

Вопрос 1. Назовите учебные заведения, в которых обучался Ломоносов.

Вопрос 2. Сколько и какие языки знал Ломоносов?(10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский.)

Вопрос 3. В каком году была закончена первая мозаичная картина и как она называлась?

( В 1752 год мозаичный образ Богоматери по картине итальянского художника Солимены.)

Вопрос 4. В каком труде Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».(В труде «Слово о пользе химии».)

Вопрос 5. Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?(Ломоносов организовал производство цветных стёкол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности.)

Вопрос 6. Какова роль Ломоносова в металлургии?(Он основоположник отечественной металлургии. Им написаны книги по её основам. В своей химической лаборатории исследовал пробы руд, минералов различных экспедиций.)

Вопрос7. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Как наградила императрица Ломоносова?

(Был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)

Вопрос 8. В связи, с чем Ломоносов сказал: «Славного Роберта Бойля мнение ложно»?(Он сказал, о прокаливании металлов в запаянных ретортах, он доказал, что их вес не изменяется. Р. Бойль же считал, что при нагревании масса металлов увеличивается за счёт присоединения тепловой материи.)

Вопрос 10. Как геологи увековечили имя Ломоносова?

(Был назван минерал ломоносовит найденный в 1965 году на Кольском полуострове.)

Вопрос 11. В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.(Закон сохранения массы веществ.)

Вопрос 12.Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет.

Основные достижения ученого.

Физика: Ломоносов сформулировал принципиальный закон сохранения материи и движения. Он не побоялся выступить против великого Ньютона и одним из первых заговорил о волновой теории света. Учёный открыл закон, по которому единственным источником теплоты является движение – «Молекулярно-кинетическая теория теплоты».

Химия: Ломоносовым написан фундаментальный труд «Опыт физической химии», основанный на лабораторных опытах. Он носил звание профессора химии, был Почётным членом шведской Академии наук.

Астрономия: Ломоносов живо интересовался астрономией. Он первым предположил существование на Венере атмосферы. Широко известны строчки из его стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:

Открылась бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет, бездне дна.

История: Ломоносов с юности проявлял большой интерес к отечественной истории. Им было создано два труда по русской истории: «Краткий Российский летописец с родословием» в 1760 году и «Древняя Российская история» в 1766 году.

Искусство: Ломоносов изучал оптические свойства стекла, организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создал большую мозаичную картину «Полтавская баталия» площадью 30 квадратных метров. Михаил Васильевич прекрасно рисовал, был избран почётным членом Академии художеств.

География: Ломоносов был директором географического департамента академии наук.

В «Кратком описании разных путешествий по северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен происходить с востока на запад. Предположение было практически подтверждено Нансеном в 1896 году.

Литература: Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина». Ода Ломоносова была написана ещё не бывалым в русском языке размером. Силлабо-тоническое стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились такие размеры, как ямб, хорей, дактиль и другие. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к Родине, к русским людям, к науке.

Ломоносов упорядочил письменную речь, создал теорию трёх «штилей». Он создал первую научную «Русскую грамматику», написал книгу «Краткое руководство к красноречию». Эти сочинения имели большое значение для развития русского языка. Литературное наследие Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений.

1. В каком году родился Ломоносов? (в 1711г.)

2. Где родился Ломоносов? (в с. Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии)

3. Как звали отца Ломоносова? (Василий Дорофеевич)

4. Чем занимался отец Ломоносова? (рыбак)

5. Кем был дед Ломоносова по материнской линии? (дьяком)

6. Сколько было Ломоносову лет, когда он покинул родной дом и ушёл в Москву? (19)

7. Был ли Ломоносов крепостным? (Нет: на русском Севере крепостного права не было)

8. Какое учебное заведение в Петербурге закончил Ломоносов? (Академию наук)

9. В какой европейской стране продолжил учёбу Ломоносов? (в Германии)

10. На каком нынче мёртвом языке Ломоносов писал стихи? (на латинском)

11. Знал ли Ломоносов итальянский язык? (нет)

12. Сколько лет проучился в Германии Ломоносов? (5)

13. Какой русской императрице посвящена ода Ломоносова, написанная в 1747 г.? (Елизавете Петровне)

14. Какая страна избрала Ломоносова почётным членом своей Академии наук? (Швеция)

15. Звание профессора какой науки получил Ломоносов в 1745 г.? (химии)

16. Кому посвящалась мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (Петру I)

17. Какова площадь мозаичной картины «Полтавская баталия»? (30 м2)

18. Где находится нынче мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (в Академии наук в Петербурге)

19. Кому из русских поэтов принадлежат следующие стихотворные строчки, посвящённые Ломоносову:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик. (Н.А.Некрасов)

20. Продолжите известное стихотворение Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне … (дна)

21. Какое высшее учебное заведение носит имя Ломоносова? (МГУ)

22. Какого русского царя Ломоносов считал идеальным правителем государства? (Петра I)

23. Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он сам был первым нашим университетом»? (А.С.Пушкин)

24. В каком году был открыт МГУ? (в 1755 г.)

25. Была ли у Ломоносова семья? (да)

26. Кем по национальности была жена Ломоносова? (немка)

27. Сколько у Ломоносова было детей? (1 ребёнок)

28. Как звали дочь Ломоносова? (Елена)

29. Кем доводилась Ломоносову М.Н.Волконская, последовавшая за мужем-декабристом в Сибирь? (правнучкой)

30. Кому принадлежит высказывание о Ломоносове: «Вся жизнь его была прекрасным подвигом»? (В.Г.Белинскому)

31. В каком году умер Ломоносов? (в 1765 г.)

32. Где похоронен Ломоносов? (в Санкт-Петербурге)

33. Где установлен памятник Ломоносову работы Н.В.Томского? (перед МГУ)

34. Где установлен памятник Ломоносову работы П.П.Забелло? (в Петербурге возле Академии наук)

35. Сколько лет прожил Ломоносов? (54 года)

36. Кто написал единственный прижизненный портрет Ломоносова? (Преннер)

37. Назовите фамилию графа, при содействии которого был открыт Московский университет? (И.Шувалов)

38. О каком городе Ломоносов писал: «… великий город, первого ранга во всей Европе»? (Москва)

39. Каким русским царём была основана Цифирная школа, где учился Ломоносов? (Петром I)

40. В знаменитой оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны…» есть строчка «И бытрых разумом Невтонов Российская земля рождать…». Кто такой Невтон? (Ньютон)

41. Где находится город, названный именем Ломоносова? (в Ленинградской области)

42. Как звали мать Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)

43. Как называлось первое научное сочинение Ломоносова? («О превращении твёрдого тела в жидкое»)

44. На какую должность был определён Ломоносов по возвращении из Германии? (адъюнкта)

45. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Казани или Хотина»? (Хотина)

46. В каком веке жил Ломоносов? (в XVIII)

47. Сколько од написано Ломоносовым? (36)

48. Произведение Ломоносова «Тамира и Селим» – комедия или трагедия? (трагедия)

49. Писал ли Ломоносов басни? (да)

50. С каким великим французским просветителем Ломоносов состоял в переписке, когда тот писал историю царствования Петра I? (с Вольтером)

51. На берегу какого моря стоит Архангельск? (Белого)

52. Был ли Ломоносов в Киеве? (да, учился в Киевской академии)

53. Музыку какого великого немецкого композитора любил слушать Ломоносов? (Иоганн Себастьян Бах)

54. Какой советский поэт написал поэму «Михайло Ломоносов»? (Алексей Марков)

55. Что изучал Ломоносов с помощью сконструированной им «громовой машины»? (электричество)

56. Сколько учебников написано Ломоносовым? (10)

57. Ода – это жанр лирики или эпоса? (лирики)

58. Кто писал о Ломоносове: «… великий сподвижник великого Петра»? (А.С.Пушкин)

59. О ком Ломоносов пишет: «Свободен, беззаботен, не просишь ни о чём, не должен никому»? (о кузнечике)

60. Какой великий русский литературовед назвал Ломоносова отцом нашей литературы? (В.Г.Белинский)

61. К какому литературному направлению относятся произведения Ломоносова?

62. В каком городе жил Ломоносов в последние годы? (в Петербурге)

63. Переведите на современный русский язык устаревшее ныне слово, встречающееся в произведениях Ломоносова – уста. (губы)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *