Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара

Как возникает дефицит и избыток товара на рынке

Содержание статьи

Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть картинку Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Картинка про Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара

Дефицит на рынке и его последствия для экономики

Дефицит – ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить. Дефицит или избыток могут быть естественными явлениями только на короткий срок.

Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.

Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.

Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д. Нельзя рассматривать экономику какой-то отдельной современной страны, потому что она напрямую связана с мировой ситуацией. И если в какой-либо значимой стране происходит неприятность, это сказывается на всех.

Откуда берется избыток и каковы его последствия

За последние 10 лет в России не было дефицита в каких-либо значительных масштабах. Избыток товара имеет не менее значимые последствия. А ведь, казалось бы, что может быть плохого, когда товаров много?

Причин избытка товаров на рынке и складах может быть две. Первая и самая страшная, когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров. В зависимости от величины спада могут пропадать рабочие места, происходить увольнения и даже закрытия целых предприятий.

Задача экономистов предвидеть возникновение подобных ситуаций на рынке и влиять на него. Преимущество смешанной экономики над рыночной как раз в том, что государство может вмешиваться в отдельные сферы. Еще Джон Кейнс создал теорию, суть которой в том, что рынок не может регулировать себя сам.

Сегодня избежать таких проблем в России помогает поэтапное внедрение роли государства в экономические процессы и экспорт сырья, который сглаживает острые углы.

Источник

Дефицит и излишки

По статистике, дефицит товара является одной из самых острых проблем и продавца, и покупателя и часто оценивается примерно в 8% от общего оборота. По другой, не менее печальной статистике, в крупных магазинах излишек товара (часто называемый «неликвид») составляет до 20% всего ассортимента!

Иными словами, избавиться от этих двух напастей крайне сложно. И то, и другое часто является следствием неправильного планирования и недостаточного контроля за запросами потребителей. Процесс лечения может затянуться на месяцы и как результат, избавляясь от синдрома глобального дефицита, магазин часто приходит к избыточному товарному запасу.

Дефицит. Его причины и последствия

Последствия дефицита больше касаются внешней среды магазина и особенно опасны для компании, которая находится в стадии роста и развития, когда завоевание покупателей и их лояльности является стратегической целью.

Рассмотрим возможные факторы, по которым мы имеем недовольных покупателей, нервных продавцов и отсутствие товара на складе:

Что делать? Поднять цену.

3. Изменение текущей ситуации на рынке (появление новой моды, тенденции, закона). Знакомая картина, не правда ли? Еще вчера дырочка на джинсах казалась катастрофой. А сегодня молодые покупатели обходят магазины в поисках самых рваных и потертых товаров. Новая тенденция вести здоровый образ жизни заставляет покупателей спрашивать, а продавцов срочно заполнять склады товарами с маркировкой «0 калорий» или «низкое содержание жира» или «не содержит сою». Если вчера был принят новый закон о том, что всех детей до 12 лет необходимо перевозить только в детском автокресле, то есть вероятность, что такие автокресла вдруг начнут пользоваться возросшим спросом.

Что делать? Реагировать на запросы покупателей и на новые законы своевременно, держать руку на пульсе, сделать изучение рынка своей прямой обязанностью. Или дождаться окончания действия закона…

4. Активная рекламная или PR кампания. Случай из жизни: «У нас обычный магазин, продающий множество продуктов от разных производителей. Вдруг покупатели начинают активно спрашивать «тот йогурт, что в рекламе». У нас он никогда так активно не продавался! Начинаем разбираться, и видим, что производитель запустил активную рекламу на телевидении и в семейных журналах. Сюрприз нам хотел сделать. Если бы знали заранее об этой акции, конечно, мы бы подготовились и увеличили товарный запас по этому йогурту…». В нашей стране народ доверяет рекламе и активно покупает рекламируемый товар. Поэтому такая «внезапная» атака на потребителя ни приводит ни к чему, кроме проблем и дефицита.

Что делать? Воспитывать поставщиков, объясняя им, какие последствия бывают от такой деятельности. Перед любой акцией увеличивать заказы согласно планируемому росту спроса.

Что делать? Работать с теми поставщиками и транспортными компаниями, которые берут на себя ответственность за задержку груза. Или не работать с теми, кто постоянно подводит. В конце концов, это Ваши деньги.

7. Социальные и экологические факторы. Погода, экология, эпидемии могут спровоцировать неожиданный высокий спрос на товар. Если лето выдалось очень жарким, то спрос на мороженое и прохладительные напитки может превысить предложение в несколько раз. Неожиданное отключение воды в районе провоцирует спрос на воду в бутылях. Во время эпидемии атипичной пневмонии спрос на респираторы в Китае подскочил в десятки раз! Такой дефицит носит характер вспышки и заканчивается так же резко, как и начинается.

Излишки товара. Способы реализации излишков

Но прежде, чем необходимые шаги будут предприняты, необходимо разобраться в причинах возникновения излишек:

1. Несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара). Никто не будет переплачивать за товар или услугу, если цена на рынке уже установлена или превышает разумные пределы.

2. Закончился срок годности или реализации. Магазин реализует продукты питания и в том числе и скоропортящиеся товары (например, рыбу), или имеет в своем ассортименте товары с ограниченным сроком годности (бытовая химия, косметика). Непродажа его в необходимый срок приводит к образованию некондиционного товара. Он практически не подлежит дальнейшей переработке и реализации.

5. Товарный каннибализм (появление одного товара вытесняет продажи другого). Компания с целью расширения ассортимента вела в ассортимент более дешевое молоко хорошего качества. Как следствие, упал спрос на молоко другой торговой марки, и через короткое время на складе оказался избыток этого товара.

6. Изменение моды или вкуса потребителей. Появление на рынке DVD-технологий вынесло приговор видеокассетным магнитофонам. В продуктах питания мода не меняется столь быстро, как на рынках промтоваров, но в качестве классического примера можно привести появившуюся, а затем стремительно сошедшую на нет моду на бульонные кубики. Сначала они пользовались большим спросом, затем потребитель «наелся» готовой еды и обратил свой взгляд в сторону здорового образа жизни. Одно время продукты из сои были очень популярны, но сейчас много информации о том, что часто генетически модифицированные компоненты встречаются именно в сое. Как следствие, спрос на сою и продукты, ее содержащие, резко упал.

7. Законодательные акты (запрещение на реализацию продукции). Запрет на реализацию мяса птицы в некоторых странах из-за угрозы эпидемии птичьего гриппа привел к тому, что миллионы тонн куриного мяса были переведены в излишки, а затем и в некондиционный товар. Введение цензуры на рекламу пива привело к спаду продаж

9. Резервирование в ожидании повышения спроса или цен (в оптовых компаниях). Менеджеры могут выписывать дополнительные счета, что бы обезопасить себя на случай дефицита. Если отдел закупок не знает о таких фактах «резервирования», то поставка товаров на склад продолжается. Через короткое время оказывается, что товар находился в резерве не по запросу клиентов, а по воле продавцов и реальным спросом товар не обеспечен.

Это можно сделать по-разному:

1. Распродажа со скидкой или глобальное снижение цены.

2. Стимулирование продающего персонала. Можно назначить денежное или натуральное вознаграждение продавцам за продажу «неликвидов». Это особенно хорошо работает, если покупатель может выбирать между несколькими видами товаров.

3. Продажа конкурентам по льготным ценам. Возможно, у Вас просто избыток хорошо продающегося товара, а Ваш конкурент за углом остро в нем нуждается. Почему бы не попробовать?

4. Акции по стимулированию спроса на данный товар (искусственное создание спроса). Требует дополнительных вложений в рекламу, но часто приносит хороший результат (например, провести дегустацию вин или оформить уголок гурмана, где вместе с вином будет выложен сыр и виноград)

5. Создание искусственного дефицита. Иногда достаточно лишь объявить о том, что в течение следующих двух недель не будет поставок товара (например, в связи с отпуском или праздниками). Это помогает оптимизировать запас, если товар имеет хорошую оборачиваемость, но закуплен в избытке.

6. Возврат поставщику или производителю. Лучший момент для такого рода переговоров в преддверии соглашения о закупке новой товарной линии или размещении крупного заказа на закупку. Случай из практики: «Мы только открыли магазин и воспользовались советом поставщика закупить партию дорогих вин. Оно не пошло, и в течение трех месяцев на наших складах хранился товарных запас этих вин на сумму почти 4000 долларов. За это время наши отношения с поставщиком развились и перешли на кредитную основу. В один прекрасный день мы обратились к нему с просьбой забрать обратно этот товар, который был нам столь некорректно навязан. Поставщик отказался. Тогда мы провели переговоры о том, что сможем гасить наши кредиты только при реструктуризации долга за счет этого вина. В итоге поставщик частями в счет нашего долга выкупил у нас эту партию». Естественно, этот способ хорош только для тех продуктов, которые могут храниться достаточное время в подходящих условиях.

7. Создание «комплектов» (в социалистические времена это носило название «в нагрузку»). Залежалый товар дается в качестве бонуса или как подарок. Возможно и продажа избытка по принципу «два в одном» («при покупке двух банок горошка получаешь третью банку (или банку кукурузы) бесплатно!»).

1 3 месяца для продуктовой компании, если срок годности товара позволяет держать этот запас. Для промышленных товаров этот срок составляет 12 месяцев.

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.3. Рыночное равновесие и государство

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Формы государственного вмешательства в ценообразование

Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует. Нужно ли такое вмешательство рынку? И если да, то зачем и в каких пределах?

Рассмотрим оба направления государственного вмешательства подробнее.

4.3.1. Государственный контроль над ценами

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные цены могут быть двух типов:

Последствия фиксации цен

Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия (см. рис. 4.6):

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть картинку Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Картинка про Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара

Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть картинку Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Картинка про Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.

Черный рынок

А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть картинку Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Картинка про Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара, но тогда они ограничат объем производства уровнем Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Смотреть картинку Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Картинка про Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара. Фото Чем могут быть вызваны дефицит или избыток товара, соответствующим кривой предложения S.

Черный рынок в СССР

Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по «своим людям», которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.

Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 1970-е годы через него проходило 20–30% всех потребительских товаров.

Способы противодействия дефициту

Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями.

Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.

Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, оплачивавшиеся за счет экспорта нефти и газа.

Устанавливались приоритеты и льготы, когда товар доставался вне очереди определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны или многодетным матерям. В конце 1980 – начале 1990-х годов получило широкое распространение использование талонов на отдельные виды товаров, например, сахар, масло, водку, мясо, моющие средства и др.

Фиксация цен как экстренная мера

Может сложиться неверное впечатление, что любое вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда оно используется как экстренная мера.

При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют, например, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. В большинстве развитых стран даже частнопрактикующие врачи (не говоря уже о государственных клиниках) в случае неоказания экстренной помощи подлежат уголовной ответственности.

По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с большими скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.

Фиксация цен на совершенном рынке

Государственная фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентирована на устранения перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка, скажем, отсутствия на данном конкретном рынке конкуренции. Подробнее принципы государственного ценообразования в таких условиях рассмотрены в связи с проблемами монополизма (см. «Монополия» ), здесь же важно уяснить общий принцип.

Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок от точки равновесия, а приближают к ней.

Источник

Избыток и дефицит товара

Вы будете перенаправлены на Автор24

Товар в экономике

Товар – это экономическое благо, выступающее в качестве средства обмена.

Экономическая деятельность субъектов хозяйствования в рыночной экономике направлена на удовлетворение потребностей общества и индивидов. То есть, производители создают такие блага, которые будут востребованы покупателями. Товар представляет собой благо, способное принести доход производителю и удовлетворить потребность потребителя. Если благо произведено не для продажи или обмена, то товаром оно не является.

Товар достаточно емкое понятие. Оно вмещает в себя его эстетику, безопасность для потребителя, непосредственное функциональное назначение. Товар всегда является продуктом труда человека, то есть приложения его физических и интеллектуальных способностей для преобразования природных ресурсов.

Благо, выступающее в роли товара, обладает потребительной стоимостью. То есть, приобретение товара должно решать определенные задачи покупателя, либо реализовывать выгоду. С одной стороны при обмене выступает непосредственный производитель товара, либо посредник. С другой стороны, выступает любой субъект, нуждающийся в данном товаре.

В самом общем смысле, под товаром понимается любое материальное и нематериальное благо. То есть, товаром может выступать физический объект сделки купли-продажи, интеллектуальная собственность, даже сам труд. Физическая форма товара предполагает его материально-вещественное воплощение. Нематериальная форма присуща услугам и консультациям. К специфическим формам товара относят информацию, деньги и ценные бумаги. Особенность информации заключается в том, что покупка доступа к ней не лишает ее владельца прав собственности. Деньги и ценные бумаги очень зависят от курса и котировок на текущий момент времени.

Равновесие в рыночной экономике

Экономическая система любого уровня стремится к установлению относительного равновесия. Современные хозяйственные структуры придерживаются принципов рыночных отношений, в основе которых лежит рыночный механизм. Он выражается в том, что объем спроса, предъявляемого со стороны покупателей, постепенно уравновешивается с объемом производственного предложения.

Готовые работы на аналогичную тему

Равновесная цена позволяет идентифицировать равенство спроса и предложения. Она формируется тогда, когда предъявляемая потребность в товарах равна предложению. При этом, равновесная цена может определяться следующим образом:

С одной стороны, равновесная цена указывает ту ситуацию на рынке, когда производители готовы продать готовую продукцию покупателям по действующей стоимости. В этот же момент потребители должны иметь желание приобрести товары по установленной цене и в предложенном объеме.

Рисунок 1. Равновесие в рыночной экономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В точке E графика достигается равновесие между предложением и спросом, устанавливается равновесная цена. Qe показывает равновесный объем или тот объем товара, который готовы приобрести покупатели и продать продавцы в определенный момент времени. Этот график показывает наиболее эффективное состояние экономики, при котором рынок является сбалансированным. Как правило, достижение равновесия в реальной экономике осложнено множеством факторов. Однако, продавцы и покупатели осуществляют действия, направленные на достижение равновесия.

В случае, если реальная цена рынка выше равновесной, то объем спроса уменьшится и уступит объему предложения. Это приведет к понижению цен производителями, так как уменьшение объема выпуска может негативным образом сказаться на производительности труда. Постепенно количество готовой продукции установится в соответствии с потребностями рынка. То есть, избыточное предложение будет понижать цену. В случае, если цена рынка ниже равновесной, объем спроса будет расти, а значит, наступит момент, когда предложенный товар станет дефицитом.

Товарный излишек и дефицит

Избыточный спрос или дефицит товаров формируется тогда, когда на рынке величина спроса существенно превышает величину предложения. Первым признаком формирования дефицита является уменьшение товарных запасов на складах производителей или посредников. Как правило, продавцы имеют такие запасы для своевременного реагирования на конъюнктуру рынка.

Если наметилась тенденция формирования дефицита, производители или посредники могут поступить следующим образом:

Вследствие вышеперечисленных действий, покупатели получают возможность приобрести товар, если его выпуск увеличен, либо потратить часть оставшегося дохода на приобретение товара по более высокой цене. Существуют рынки, где невозможно отследить намечающийся дефицит по нехватке товара. Как правило, это рынок услуг. Здесь индикатором формирования дефицита выступает очередь.

Товарный излишек возникает тогда, когда предложение превышает потребность спроса в товарах. То есть, не хватает денег, на которые может быть обменен готовый товар. Отследить избыток можно по росту запасов на складах. Реакция производителей может выражаться в снижении цен, уменьшении объема выпуска, либо использования сразу двух направлений. Постепенно количество и цена снизятся до такой отметки, которая приведет предложение и спрос к равновесному состоянию. Если речь идет о рынке услуг, то излишек товара выражается в формировании очереди среди производителей. Они начинаются более активно бороться за потребительский спрос.

Источник

Дефицит

Дефицит – экономический термин, которым характеризуется недостаток чего-либо в свободном обращении.

Основой дефицита является превышение спроса над предложением. При этом в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены, благодаря которому стоимость того или иного товара опять приходит в равновесие на новом уровне.

Таким образом, дефицит возможен только в следующих случаях.

Во-первых, дефицит при административно-командной экономической системе. Так, в самом начале 90-х годов, когда цены не были свободными и устанавливались государством, дефицитными стали фактически все товары, пользовавшиеся спросом. Эта проблема была решена отпуском цен, т. е. снятием ограничений.

Во-вторых, дефицит может возникать при грубом вмешательстве регулирующих органов в рыночные механизмы. С точки зрения экономистов, при введении, например, ограничения максимальной цены на тот или иной товар также может возникать ценовой дисбаланс. По заниженной цене сокращается предложение, а спрос остается на прежнем или дальше большем уровне. В результате товарная единица пропадает с рынка.

К таким последствиям может привести установление максимальной цены, к примеру, на бензин или на лекарственные препараты – считается, что в обязательном порядке возникнет дефицит и как минимум очереди.

Применительно к банковской системе введение ограничений на размер процентных ставок также спровоцирует дефицит. Например, законодательный предел процента по кредиту сделает невозможным получение ссуды в банке, т. к. кредитные организации будут иметь недостаточно ресурсов для формирования портфеля клиентских заимствований. Точно так же считается, что ограничение максимальных процентов по вкладам вызовет недостаток денежных средств в банковской системе.

В-третьих, дефицит может вызываться искусственно – монополистами. Таким образом им удается поддерживать цены на более высоком уровне, чем они были бы в обстановке свободной конкуренции. В качестве примера можно привести район, где по тем или иным причинам действует всего один банк. В такой ситуации он может диктовать свои условия по вкладам, кредитам и цене обслуживания. В этом случае самый лучший способ избежать излишних затрат – найти возможность задействовать кредитную организацию из региона, где существует свободная конкуренция. В частности, это можно сделать с использованием дистанционных систем управления банковскими счетами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *