Чем может торговать самозанятый на wildberries
Как самозанятым продавать на Wildberries: процесс подключения, документы и комиссии
Маркетплейсы выходят на первое место в списке партнёров для предпринимателей, которые тесно связаны с e-commerce. Всё идёт к тому, что свои торговые площадки могут содержать только крупные компании, а самостоятельным бизнесменам проще продавать на маркетплейсах.
В новой статье разберёмся, как самозанятым подключиться к Wildberries. Поговорим о нюансах работы, размерах комиссии и других особенностях, которые волнуют всех начинающих продавцов.
Статистика и особенности площадки
Wildberries входит в число самых популярных маркетплейсов на российском рынке и занимает первое место по обороту и доле. По итогам 2020 году оборот торговой площадки увеличился на 96% до 437,2 млрд рублей, а основательница интернет-магазина Татьяна Бакальчук продолжает носить звание богатейшей женщины России.
По внутренней статистике Wildberries, количество продавцов за год увеличилось в пять раз — с 19 до 91 тысячи. Зафиксирован также значительный рост пользователей: с 18 до 40 млн, а количество заказов увеличилось почти в 3 раза.
Быстрый рост показателей стал возможен благодаря наращиванию логистической инфраструктуры. Публичные отчёты указывают на то, что покупателям удобнее забирать заказы в точках выдачи. Развитие в этом направлении продолжается — количество партнёрских и собственных пунктов выросло до 91 тысячи.
Основное направление маркетплейса — fashion-сегмент. Только в 2020 году он принёс более 50% выручки. Пользователи активно покупают одежду и обувь, косметику, средства по уходу за телом и другие продукты. Доля у ближайшего сегмента товаров для детей составляет всего 16%.
Оборот площадки в 4 квартале 2020 года
Цифры были бы ещё больше, если бы не пандемия коронавируса. Fashion-сегмент частично потерял позиции, но даже во время самоизоляции, люди продолжали покупать одежду и обувь. Товары для детей тоже хорошо расходятся, потому что их будут покупать независимо от финансового положения в стране и других факторов.
В декабре 2020 года площадка отчиталась о росте количества заказов до 1,5 млн ежедневно. Аналогичных показателей и близко нет у конкурентов по рынку, поэтому бизнесменам однозначно стоит потратить время на подключение к торговой площадке.
Wildberries задаёт тренды в нише маркетплейсов и оставляет конкурентов в позиции постоянно догоняющих. Например, интернет-магазин сильно упростил процесс регистрации для продавцов и снизил комиссию до 1% в некоторых товарных категориях.
Другие маркетплейсы тоже делают всё, чтобы привлечь на платформу новых продавцов, но у них пока дела идут не так хорошо. К примеру, Aliexpress Россия отменил комиссию для первых 100 заказов новых продавцов, но по цифрам площадка очень далека от Wildberries.
Одно из главных преимуществ сотрудничества с Вайлдберриз — возможность выхода на зарубежные рынки. Маркетплейс активно расширяет присутствие в разных странах и наращивает логистическую инфраструктуру. Он уже работает в России, Украине, Польше, Словакии и других странах.
В начале 2021 года появилась новость о том, что ритейлер запустил продажи ещё в трёх европейских странах. На этот раз выбор пал на Испанию, Италию и Францию. Wildberries будет использовать инфраструктуру партнёров, чтобы доставлять товары клиентам.
Подключиться к платформе в качестве продавца не получится за один день, но процедуру сильно упростили. Сейчас выставить свои товары в общем каталоге и зарабатывать на крупнейшей торговой площадке в России может бизнес любого масштаба.
Какие товары можно продавать самозанятым
Самозанятым можно открывать интернет-магазин, но в нём можно продавать только товары собственного производства. Если хотите перепродавать чехлы для смартфонов из Китая, то придётся открывать ИП или ООО. Самозанятым запрещена перепродажа и при выявлении нарушения последует штраф.
Многие самозанятые продают аксессуары ручной работы и цифровые продукты. Самозанятость отлично подходит инфобизнесменам, которые создают курсы и продают их в качестве цифровых товаров на маркетплейсах. Wildberries, в отличие от конкурентов, не ограничивает продажу таких продуктов.
По запросу «курс» в каталоге всего 92 товара вместе с книгами, но это не значит, что площадку невыгодно использовать как сервис по продаже цифровых товаров. Просто нужно найти подход и тогда получится выйти на хорошие показатели.
Кроме товаров не своего производства самозанятые не могут продавать подакцизные товары и продукцию, которая подлежит обязательной маркировке в соответствии с текущим законодательством. Проблема в том, что с 2024 года надо будет маркировать все товары и тогда проблема встанет ребром для всех предпринимателей на НПД.
К примеру, если открыли самозанятость, чтобы продавать свои товары, созданные в процессе кузнечного ремесла, то налоговый режим идеально подходит в этом случае.
Главное, чтобы оборот не превысил 2,4 млн в год. Заплатите 6% налог за сотрудничество с юридическим лицом и будете спокойно заниматься предпринимательской деятельностью.
Не забывайте, что самозанятый не может нанимать сотрудников, чтобы вести бизнес не в одиночку. При необходимости можно совмещать статус ИП и самозанятого, но в этом случае важно заручиться поддержкой опытного консультанта и бухгалтера, которые помогут защититься от возможных проблем.
Ещё одно преимущество сотрудничества с маркетплейсами — отсутствие необходимости заключать договора с эквайринговыми сервисами. Не все операторы готовы сотрудничать с физическими лицами на НПД. А приём денег через Wildberries помогает решить эту проблему.
Инструкция по подключению продавца
В октябре 2019 года Wildberries первым из списка российских маркетплейсов анонсировал старт работы с самозанятыми. Ozon запустил тестовую программу всего несколько месяцев назад, а Вайлдберриз ушёл вперёд более чем на год. У остальных маркетплейсов пока сдержанная позиция на счёт самозанятых.
Wildberries несколько лет сотрудничает с крупными IT-компаниями России, чтобы решить как можно больше проблем бизнесменов на НПД. Компания открыла центры
экспертизы для приёма товаров от поставщиков и проведения семинаров экспертами по e-commerce.
Вайлдберриз разработал приложение «Wildberries Партнёры» для работы с поставщиками и удобного управления магазином на площадке в том числе и для самозанятых. В нём отображаются уведомления от ФНС, можно создавать электронные чеки и мониторить деятельность в интернет-магазине.
Стать самозанятым можно в несколько кликов потому что в 2021 году НПД вышел из тестового режима и стал доступен во всех регионах. Загрузите приложение «Мой налог», заполните простую анкету и начинайте работать.
Процесс подключения самозанятых к Wildberries сделан максимально просто:
Обязательно вводите правильные данные, если намерены сотрудничать с маркетплейсом на постоянной основе. Это касается как ФИО, так и адреса электронной почты и номера телефона. Процедуру регистрации упростили, но неправильные данные могут стать поводом для отказа в сотрудничестве.
Свежих данных по количеству самозанятых партнёров Вайлдберриз за 2021 год нет, но по последней статистике к площадке подключились несколько тысяч российских предпринимателей. В компании заявляли, что хотят увеличить число до 200 000. Чтобы выйти на такие показатели, Wildberries разработал цифровую инфраструктуру и всяческие помогает потенциальным и действующим партнёрам.
Сотрудничать с Вайлдберриз в качестве самозанятого очень выгодно, потому что чеки формируются автоматически и передаются в ФНС через сервис от Сбербанка, через который осуществляется регистрация самозанятых.
Торговая площадка может запросить документы на товары, чтобы проверить их качество. Если собираетесь продавать, например, кузнечные изделия, понадобятся сертификаты. Зато документы о торговых марках, разрешение на продажу от правообладателя не нужны.
Оформление магазина и загрузка товаров
Пока анкету будут рассматривать сотрудники отдела по работе с новыми партнёрами, можно заняться оформлением магазина и загрузкой товаров. Тратить на это время стоит только если на 100% уверены, что заявку не отклонят. Хотя если в каталоге будет всего 10-20 позиций, можно добавить их и до проверки данных.
В личном кабинете партнёра доступны все инструменты для управления магазином и отслеживания эффективности работы. Можно создать поставку на склад, обновить товары в каталоге, посмотреть календарь акций и заказать обзоры продуктов на платной основе.
Оформление магазинов у Wildberries минималистичное — название и баннеры под акции. Для крупных брендов делают исключение и позволяют добавить больше графики для создания красивых виджетов в несколько колонок.
Крупным компаниям доступны бренд-зоны, которые позволяют оформлять страницы магазинов с помощью дополнительных инструментов. Стоимость размещения бренд-зоны 50 000 и 100 000 рублей. На дорогом тарифе доступны расширенные лимиты по добавлению баннеров и подборок.
Что касается загрузки товаров, то всё стандартно. Можно добавить продукты в каталог вручную по одному артикулу, загрузить Excel файл для массового импорта и воспользоваться сторонними инструментами. Последний вариант подходит для магазинов с большим ассортиментом или если в сервисе предусмотрена выгрузка на маркетплейсы.
В InSales есть приложение для обновления информации о товарах на Wildberries и загрузки заказов из интерфейса маркетплейсов. Можно воспользоваться им, чтобы сэкономить время на выполнении рутинных задач.
Пользоваться личным кабинетом поставщика Wildberries удобно, потому что контент подгружается без обновления страницы и формы откликаются на действия моментально. Структура продумана до мелочей и позволяет легко ориентироваться в доступных разделах.
Комиссии и вывод денег
C 10 февраля 2021 года Wildberries снизил комиссию в некоторых категориях до 1%, но средний размер комиссионных остался на прежнем уровне. В зависимости от категории, цифры колеблются от 5 до 15%. Полная таблица с привязкой к категориям размещена в разделе «Логистика и комиссии» личного кабинета.
Продавцы сразу после регистрации учётной записи могут ознакомиться с цифрами и посчитать юнит-экономику. В таблице также отображается стоимость хранения за день, цена за логистические операции и данные о расчёте стоимости доставки по фактическим габаритам.
Например, за продажу холодильников Wildberries берёт 10% от стоимости товара, а доставка обойдётся в 1710 рублей. Стоимость хранения товара на складе составляет 4,56 рубля за день. Воспользуйтесь удобной поисковой формой, чтобы быстро найти категорию.
Одновременно со снижением комиссий на некоторые категории товаров появилась информация о том, что ввоз товаров на склады площадки станет платным из-за перегрузки. Пока что со стороны продавцов нет массовых жалоб на повышение расходов, а значит работать с Wildberries по-прежнему выгодно.
Отчёты по движению денег в личном кабинете маркетплейса доступны в разделе «Взаиморасчёты». Во вкладке можно переключаться между еженедельными, ежемесячными, сводными и итоговыми отчётами по реализации товаров.
Вывод денег осуществляется на расчётный счёт в банке. Реквизиты добавляются после проверки данных и принятия оферты. Средства обычно поступают без задержек и в полном объеме. Если на счёт пришла не та сумма, которая прописана в личном кабинете, обратитесь в поддержку.
Во вкладке «Документы» можно загрузить закрывающие документы для налоговой службы. Они предназначены преимущественно для ИП и юридических лиц, но самозанятым обязательно надо хранить документацию, чтобы подтвердить происхождение средств в случае налоговой проверки.
Одна из главных ошибок самозанятых — пренебрежение первичной документацией. Нанимать бухгалтера на постоянной основе необязательно, но если постепенно приближаетесь к критической отметке в 2,4 млн годового дохода, помощью стороннего специалиста не помешает.
Обязательно храните все акты в электронном или бумажном виде, чтобы успешно пройти налоговую проверку. К примеру, если самозанятые не вносят все платежи или занижают суммы в чеках, последует штраф от ФНС. Сумма долга будет увеличиваться каждый день, пока нарушитель не выплатит накопившуюся сумму.
Wildberries работает с электронными системами документооборота (ЭДО). Юридические лица могут настроить обмен документами с любым оператором, который сотрудничает с Вайлдберриз. Это может быть Diadoc, СБИС или другой доверенный сервис.
Эффективность работы с Wildberries зависит от подхода продавца. Если он внимательно следит за деятельностью конкурентов, участвует в акциях и своевременно реагирует на негативные отзывы, то однозначно сможет выйти на хорошие показатели.
Если хотите подключиться к Вайлдберриз в качестве самозанятого, не теряйте время. Конкуренты не дремлют и набирают рейтинг, пока вы сомневаетесь в правильности решения. Используйте наши рекомендации, чтобы быстро выйти на крупнейший маркетплейс в России.
Что самозанятым нужно знать о работе на маркетплейсах
Маркетплейсы стали предлагать самозанятым размещаться на своих площадках. При применении налога на профессиональный доход можно продавать товары на «Алиэкспрессе» и «Вайлдберриз». Агрегаторы предлагают самозанятым льготы и субсидии.
Но самозанятым нужно быть осторожными: не любая торговля попадает под льготный режим. Если не разобраться в нюансах, можно ничего не заработать и еще задолжать государству.
Что маркетплейсы предлагают самозанятым
Маркетплейсы предлагают самозанятым размещать товарные предложения на особых условиях. Так делают «Вайлдберриз» и «Алиэкспресс» — у них самозанятые могут быть не курьерами или сборщиками заказов, а именно продавцами. Чтобы привлечь самозанятых, маркетплейсы предлагают им сниженную комиссию или скидки на доставку.
То есть самозанятый может продавать на маркетплейсах какие-то товары. Еще бывают маркетплейсы с услугами, но сейчас речь не о них, потому что с услугами все проще и подводных камней почти нет. А вот с продажей товаров они есть.
Какие товары может продавать самозанятый
Но на этом режиме есть ограничения:
Самозанятые могут продавать только продукцию собственного производства — ту, что полностью или частично сделали своими руками.
Можно продавать сумки, которые самозанятый сшил сам, но нельзя те, что у кого-то куплены. Можно продавать открытки ручной работы, но нельзя — упаковочную бумагу. Можно продавать детские костюмы, связанные на машинке или своими руками, но нельзя — закупленные на фабрике.
Четких критериев, как отличить закупленный товар от продукции собственного изготовления, нигде нет. Формально если купить готовую бумагу и сделать из нее открытку — это уже свое производство. Если купить готовый детский костюм и вышить на нем бабочку — это уже не перепродажа. И если на готовую сумку нанести рисунок специальными красками — это тоже продукция собственного изготовления.
Самозанятым нужно разобраться в этом до выхода на крупную площадку. Отвечать за последствия агрегатор не будет, и проверять, кто именно изготовил сумку, детский костюм или открытку, он тоже не должен. Налоговая тоже не пришлет никаких предупреждений. Но если выяснится, что нарушение было, ссылаться на незнание нюансов будет бесполезно.
Что будет за нарушение условий торговли
Если самозанятый будет продавать на маркетплейсах те товары, что он купил для перепродажи, он может лишиться статуса плательщика налога на профессиональный доход и потерять деньги.
Налоговый режим. Когда налоговая разберется в сути сделок, самозанятого снимут с учета — даже против его воли. Причем право на применение льготного режима он утратит задним числом — получится, что абсолютно все сделки, которые самозанятый совершал со дня снятия с учета, не могли облагаться НПД.
Налоги. Сделки по перепродаже будут облагаться НДФЛ в обычном режиме — по ставке 13%. Это коснется и тех сделок, что совершены со дня снятия с учета до того момента, как вскрылись нарушения условий. Например, самозанятый стал продавать чужие товары 15 августа, а налоговая узнала об этом 1 декабря. С учета его снимут с 15 августа, а не в декабре.
Чтобы уменьшить налог, можно применить профессиональный вычет и заплатить НДФЛ с разницы между стоимостью покупки и продажи товаров. То есть под общий режим могут попасть вообще все проданные товары, даже те, что продали не через маркетплейсы.
Взносы. С даты утраты права на применение НПД предприниматель должен начислить страховые взносы. Это коснется самозанятых со статусом ИП и тех, кто не имеет такого статуса, но фактически ведет предпринимательскую деятельность.
Если у самозанятого не было статуса ИП и он оказывал услуги, на взносы попадут и клиенты-юрлица. Например, когда самозанятый продает на маркетплейсе предметы декора, а еще лично оказывает компаниям услуги по дизайну интерьера или озеленению офисов. Или продает детские вещи через интернет, а дополнительно оказывает детскому центру услуги по присмотру за детьми. Если выяснится, что самозанятый не имел права применять льготный налоговый режим, его клиентам-юрлицам придется заплатить взносы с тех сумм, что перечислены за услуги и работы. Получится, что самозанятый утратил свое право на льготу и его доходы должны облагаться страховыми взносами, которые платит клиент. А это внезапные 30% сверх уже выплаченных денег.
Отчетность. О доходах, которые не попали под НПД, придется отчитаться — надо будет сдать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года.
(500 000 Р − 13 624 Р ) × 13% = 63 229 Р
Если есть подтверждение расходов, из дохода можно вычесть стоимость доставки, рекламы и комиссию площадки. Но все равно налога к уплате может оказаться больше, чем было заработано на маркетплейсе. Ведь кроме НДФЛ ИП, который внезапно оказался на общей системе, придется еще начислить НДС — а это минус 16,67% от дохода.
А еще и отчетность придется сдавать. Хорошо, если все это вскроется до даты начисления и уплаты налогов, а если позже — еще и штрафы назначат.
В таких случаях появится шанс на налоговые вычеты, но весь начисленный налог они могут не перекрыть. И вместо льгот будут убытки.
Комиссию нельзя вычесть из дохода
Маркетплейсы берут с самозанятых комиссию. Это может быть 8%, как на «Алиэкспрессе», или 5%, как на «Вайлдберриз». Эту комиссию, стоимость доставки и рекламные расходы самозанятые на НПД не смогут вычитать из своего дохода при расчете налога.
Даже если самозанятый продает товары своего производства, он заплатит налог со всех поступлений, хотя 25% от выручки могут составить расходы — с учетом рекламы и доставки. Нужно заранее посчитать, выгоден ли в этом случае НПД, или стоит применять другие налоговые режимы.
Можно ли самозанятым торговать на маркетплейсах?
Перепродавать нельзя, продавать можно. Сегодня говорим о подводных камнях самозанятости и о перспективах при сотрудничестве с крупными торговыми площадками.
Как реализовать товар и не попасть в налоговое рабство? Где получить сертификат и какие льготы он дает? Как выйти на онлайн-площадку? Что можно продавать самозанятым на маркетплейсах? Об этом и многом другом говорим с экспертами компании «ЛенТехСертификация».
Преимущества самозанятости
Режим налога на профессиональный доход действует в России сравнительно недавно, если говорить о применении на территории всей страны. Как пилотный проект он работал сначала всего в нескольких регионах, где вполне оправдал свое введение. И затем стал применяться в большинстве городов и областей РФ.
Суть его достаточно проста для понимания — вы производите физический товар или оказываете услуги (за исключением посреднических), получая за это какую-то прибыль, с неё платите налог, имея взамен:
Рассмотрим на реальном примере: соседи одного из наших экспертов плели корзинки. Обычные корзины для сбора ягод и грибов. Люди предпенсионного возраста, вполне себе активные, но оставшиеся без работы по разным причинам. Оформление самозанятыми дало им возможность выйти на маркетплейс. Расширилась география поставок. Выросло благосостояние и личный доход.
Бизнес для самозанятых на маркетплейс — какая площадка лучше?
Здесь выбор не очень широк, несмотря на большое количество маркетплейсов в России. Работать с самозанятыми пока решились два площадки — Алиэкспресс и Вайлдберриз. Озон сейчас тестирует эту возможность, поэтому сроки запуска неизвестны.
Получается, что торговать самозанятым на маркетплейс никто не запрещает. Для физлиц, плательщиков налога на профессиональный доход, онлайн-гиганты предлагают различные бонусы. Со стороны торговой площадки ограничений нет. Но есть налоговый кодекс, в соответствии с которым самозанятый не имеет права реализовывать не свой товар. Нельзя купить продукцию и перепродать. Государственные органы оштрафуют так, что мало не покажется. Есть еще один нюанс.
Семь раз проверь — маркетплейс для самозанятых
Прежде чем бежать в налоговую инспекцию регистрировать самозанятость и заполнять анкеты поставщика на маркетплейсах — позвоните в компанию «ЛенТехСертификация». Или свяжитесь с нашим экспертом через форму обратной связи, чтобы проверить — подлежит ли товар, который вы производите, сертификации или нет. Неожиданный совет, правда?
Но он сэкономит вам массу времени, денег и нервов. Занимаясь бизнесом, вы должны рассчитывать только на себя, нести ответственность и убытки придется тоже вам. Торговая площадка не будет разбираться с вашими проблемами, если вы не сможете предоставить сертификат или получите «письмо счастья» о крупном штрафе. Ваши сложности.
Дело в том, что если вы планируете производить и продавать товар, подлежащий обязательной сертификации или маркировке (текстиль, одежда и обувь), вам надо иметь статус Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Получить разрешительную документацию будучи самозанятым не получится.
Поэтому настоятельно рекомендуем перед регистрацией написать план и сразу определиться:
И исходя из ваших ответов принимайте решение об оформлении самозанятости или ИП.
Заветная цель — торговля на маркетплейсах самозанятым
Список документов для онлайн-площадки, который необходимо предоставить, зависит от вашего статуса, самого маркетплейса и правил, действующих там в данный момент. Рекомендуем сначала внимательно изучить инструкции для поставщиков, опубликованные непосредственно на сайте.
Как правило, количество бумаг небольшое:
Онлайн-площадка вправе запросить и другие бумаги, которые касаются вида деятельности, режима налогообложения или сертификации. Подготовьте на всякий случай заранее коды статистики (письмо Росстата), ОГРН, договора собственности или аренды, прайс-листы, анкету и другие регистрационные документы. Список бумаг можно уточнить у менеджеров маркетплейсов с помощью онлайн-чатов или по телефону.
Затем необходимо подписать договор-оферту, в котором отражены:
Это главный документ, который регулирует ваши взаимоотношения с онлайн-площадкой.
Не каждый товар подойдет для маркетплейса — требования
Принимая условия торговой площадки, вы автоматически обязуетесь работать в законном поле, где необходимо соблюдать правила маркировки и сертификации различных категорий продукции. Обычно маркетплейс не запрашивает у контрагентов-поставщиков сертификаты и декларации, но вы обязаны предъявить эти документы по первому требованию потенциального покупателя или представителя Роспотребнадзора.
Какая бумага необходима именно для вашего товара, подскажут в сертификационном центре «ЛенТехСертификация». Как правило, это:
Кроме этого, с начала 2021 года законодательно введена обязательная маркировка для обуви, одежды и некоторых видов текстиля. Подробности и условия процедуры можно узнать на сайте государственной системы «Честный знак».
За и против маркетплейсов — выводы
Безусловно, продажа товаров на онлайн-площадках имеет свои сложности и преимущества. Тема обширная, поэтому у нас вышла целая серия статей. Но при всей сложности для понимания, есть неоспоримые факты:
Онлайн-площадка вправе выставлять прочие условия или предлагать бонусы для новых поставщиков-контрагентов.
Прежде чем бежать в налоговую инспекцию регистрировать самозанятость и заполнять анкеты на маркетплейсах — позвоните в компанию «ЛенТехСертификация». Или свяжитесь с нашим экспертом через форму обратной связи, чтобы проверить — подлежит ли товар, который вы производите, сертификации или нет.