Чем можно поощрять детей в начальной школе
Стимулирование учебной деятельности в начальной школе. Из опыта работы
В начальной школе существует практика стимулирования учебной мотивации учащихся, начиная с первых дней ребёнка в школе. Многие учителя используют различные формы, в основном, индивидуальные. Это особенно оправданно в период безотметочного обучения. Кто-то заводит настоящий дневник и за активное участие в учебной деятельности, внеклассной работе делает отметки в виде печатей, наклеек и т.п.. Я считаю, что дневник – лучшее решение. Классный руководитель имеет возможность поместить в него расписание, вклеить объявление, сделать запись для родителей. Да и ученик приучается работать с дневником. Блокноты, конверты для знаков поощрения такую задачу не выполняют. Совсем плохо, когда знаки раздаются, и потом ребёнок не знает, что с ними делать. Такую работу нельзя оставлять без обобщения, подведения итогов. Детям нравится считать набранные знаки. Сравнивают свои результаты, возникает желание посоревноваться, работать в школе лучше. Поэтому хочется обратиться к коллегам: не забывайте, пожалуйста, подвести итоги в конце учебного дня, недели, четверти, года. Кого-то похвалить, кому-то пожелать большей активности, успехов в следующем периоде. Во избежание стресса, негативного отношения школе, не следует отчитывать при всех слабоуспевающих детей. Надо отмечать каждый их успех. Ещё следует избегать подарков, отметок за лучшие результаты. Достаточно грамот, открыток, добрых слов.
В своей практике я использую ещё такую форму работы. Знаки поощрения раздаю ученикам, а те прикрепляют их на общий лист. Сначала это было “Дерево”. Для поднятия мотивации во 2 классе вовлекла детей в игру. Нарисовали огромное дерево. В классе двадцать пять учеников. На дереве появилось пять веток основных и на каждой по пять маленьких (индивидуальные для учеников). Каждую ветку подписали. Дерево назвали “Дерево успеха 2 “Б” класса”. /Рисунок 1/ И в течение полугода за каждый успех ученик получал листик, подписывал его и торжественно приклеивал на дерево. /Рисунок 2/ Такой игровой момент поднял интерес к учёбе и школьной жизни. Повысилась успеваемость. /Рисунок 3/ Если класс достаточно дружный, сильный, то можно сделать соревнование по группам. Такая работа полезна для сплочения коллектива. /Рисунок 4/ А в конце года на празднике “Прощай, 2 класс!” дети сфотографировались под выращенным деревом, были подведены итоги и все ушли домой, неся в руке собственную веточку успеха. /Рисунок 5/ Интересно, что такое мероприятие очень понравилось ученикам, и дети проявили желание выращивать дерево и в третьем классе. Я объяснила, что надо придумать новую форму, чтобы было еще интереснее. И каково было моё удивление, когда дети предложили несколько очень интересных вариантов. Надо сказать, что “Дерево” вызвало интерес и у родителей. Это прекрасная возможность наглядно представить им свою работу с детьми. Администрация школы также отметит работу учителя.
В третьем классе я решила совместить эту форму работы с проектной деятельностью. Мне интересно было узнать, как дети относятся к школе. Хотелось, чтобы они пофантазировали на тему: “Школа будущего”. Ученики готовили рисунки, сочинения на эту тему. И одновременно строили “Школу знаний”. На листе ватмана нарисовали контур школы, сделали из цветной бумаги крыльцо, окна, крышу. Вырезали достаточное количество “кирпичиков” также из цветной бумаги. “Кирпичики” выдавались на уроках за успехи. Владелец подписывал свою фамилию и приклеивал на лист. /Рисунок 6/ Надо заметить, что успехом считается повышение своих результатов. Так, если ребенок писал контрольную на “три”, а потом получил “четыре”, то получал за успех “кирпичик”. На эту работу ушло два последних учебных месяца, и на заключительном классном часе были подведены итоги и отмечены активные ученики. /Рисунок 7/
Такая работа принесла много положительного в жизнь класса: сблизила педагога и учеников, подняла мотивацию, сформировала коллектив, были дети, у которых поднялась самооценка, скрасила учебные дни. Вижу возможность такую работу проводить в параллели. Поверьте, много сил и времени это не займёт. Удачи и творческих решений в вашей работе!
12 лёгких способов мотивировать учеников
Внимание детей часто трудно сосредоточить на чём-то одном. Особенно это актуально в начале и в конце года. Но учителя лучше любых образовательных программ знают, как мотивировать учеников. Они единственные могут удержать внимание детей: здесь, сейчас, сегодня, в этом классе.
1. Поощряйте
Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям. Награждайте учеников за успехи, сделайте доску почёта, присуждайте еженедельную премию или даже начните вести учительскую колонку в школьной газете, где сможете рассказывать о работе класса и достижениях учеников.
2. Стремитесь к высокому качеству
Установите высокие, но реалистичные планки для учеников. Обязательно озвучьте свои ожидания. Ставьте краткосрочные цели и отмечайте их достижение.
3. Заражайте учеников своим азартом
Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им. Например, прежде чем объяснить классу термин «аллитерация», предложите ученикам придумать названия для их любимых предметов, используя этот приём.
4. Чётко организуйте учебный день
Это очевидная идея, но нужно её ещё раз озвучить: используйте разные методы обучения. Все дети разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Чтобы всем было комфортнее учиться, составьте чёткий распорядок дня — это позволит поддерживать порядок в классе. Например, заполнение журнала в течение 10 минут перед началом урока; введение в тему урока в течение 15 минут; групповое обсуждение в течение 15 минут; вопрос — ответ в конце урока. Таким образом ученики знают, чего ждать каждый день, и становятся более организованны.
5. Распределяйте работу в классе
Вместе с учениками составьте список заданий на неделю. Используя критерии по вашему выбору, дайте ученикам возможность выбрать вид работы в классе на следующую неделю:
6. Прислушайтесь к идеям учеников
Если ученики берут на себя ответственность за то, что происходит в классе, у них остаётся меньше поводов для жалоб (конечно, избежать этого полностью не удастся). Спросите, что им нравится делать во время занятий, что помогает в работе, что волнует после них.
Проанализировав ответы, интегрируйте их в свои уроки или проведите мозговой штурм, чтобы понять, как эти идеи могут быть перенесены на занятия.
7. Сделайте пятницу более свободной
Вы можете использовать идеи учеников ещё чаще. Например, школьники, посещавшие занятия всю неделю, выполнившие все задания и соблюдавшие все правила, могут голосовать за выбор активностей в пятницу (лекции, обсуждения, просмотр фильма, игра, постановка сцены из пьесы или фильма).
8. Свяжите уроки с реальной жизнью
Будь то составление бюджета для подарков на семейный праздник, рассказы о вашем городе или разбор последних новинок поп-культуры — ученики будут любить школу больше, если смогут ассоциировать учебный процесс с повседневной жизнью.
9. Отмечайте успехи
10. Хвалите их за достижения вне класса
Учиться можно и нужно не только в пределах школы. Предложите детям посчитать количество ступеней в их доме, написать эссе о своём опыте волонтёрства, о том, что они чувствовали во время спортивных соревнований, или выберите любое творческое задание, которое ученики хотели бы выполнить.
11. Запланируйте экскурсию мечты
Организуйте мозговой штурм и подумайте над поездкой куда-либо. Чем лучше дети будут работать в классе, тем более сложной и длинной может быть поездка. Прислушивайтесь к мнению детей и отправляйтесь на экскурсию, которую вы сами же и запланировали. Обязательно поощрите детей за активность, интерес, хорошее поведение, позвольте им оставить отзыв о поездке.
12. Покажите, что знания обеспечивают будущее
Покажите перспективы хорошей учёбы и уверенных знаний. Пусть ученик понимает, что при хороших навыках и оценках он может попасть в университет мечты гораздо легче и быстрее. Или же найти применение знаниям на крутой стажировке или учёбе за границей.
Как поощрить ребенка за хорошие оценки?
Должны ли родители «платить» ребенку за отличные оценки или наказывать его за двойки и плохое поведение в школе? Сегодня мы предлагаем поговорить о современных методах стимулирования школьников.
Поощрения и наказания применяются в педагогике на протяжении многих столетий. После длительного пути педагогической эволюции, методы коррекции поведения, противоположные по смыслу, объединились и находятся в неразрывной связи. При этом очень важно, чтобы методами «кнута и пряника» владели не только педагоги, но и родители. Ведь успехи ребенка в учебе во многом зависят именно от семейного воспитания и умения родителей использовать методы дополнительного стимулирования интереса к учебе.
Кроме этого, важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое будущее. Школьник должен понимать, что учится он не за хорошие оценки и поощрительные призы от родителей, бабушек и дедушек, а для себя.
Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!
Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.
Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей.
Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить. Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек.
Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?
У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.
Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг. Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания.
Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).
Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе. В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе».
Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?
Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.
Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:
Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:
Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.
Вместо заключения
Конечно, нет ничего плохого в том, что родители подарят школьнику желанную вещь в награду за хорошую учебу. Но только в том случае, если часто разговаривают с ним. Рассказывают о том, как переживают о его успехах и мечтают, что он станет самым умным и образованным человеком, гордостью семьи.
Важно просто проводить с ребенком выходной, говорить о его проблемах, рассказывать о своей учебе, о том, как справлялись с трудностями в его возрасте. Почувствовав себя равным, ребенок быстрее осознает, что хорошие оценки нужны ему самому.
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.
Важность поощрения детей
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело,пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.
С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества,черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.
Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.
Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.
Способы поощрения
Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.
Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».
Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.
Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».
Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш,когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.
Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.
Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.
Правила поощрения
Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.
1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи,особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот,нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.
2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.
3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.
4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.
Когда поощрение может нанести вред?
Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.
Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Дидактическое пособие «Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть?» Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть? Почему игрушка шнуровка полезна? Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей.
Информация для родителей «Поощрение и наказание детей дошкольного возраста» Информация для родителей «НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Педагог-психолог МДОУ «ДС №8» Данилова Е. С. Наказания.
Консультация для родителей «Наказание и поощрение детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «О наказании и поощрении детей дошкольного возраста» Наказание в детском саду — вопрос очень щекотливый. Ребенок.
Консультация для родителей «Наказание и поощрение» Консультация для родителей. Наказание и поощрение. Можно ли наказывать ребёнка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится. Но чем.
Консультация для родителей «Зачем мальчикам машинки и как с ними играть» Практически у каждого маленького мужчины дома имеется собственный гараж со всевозможными автомобилями. Кроме того, транспорт должен где-то.
Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье» 1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками, или выполняет Ваше.
Эссе «Как приучить ребёнка к труду: зачем и для чего?» К. Д. Ушинский писал:»Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд.