Чем можно управлять в географии
Основные методы географических исследований – примеры и характеристика
География, как и любая другая наука, имеет свои методы исследований и источники информации. Под эти термином стоит понимать те способы и приемы, с помощью которых географы получают новые знания. Ученые анализируют известную им информацию, чтобы понять закономерности, связанные с географическими процессами и явлениями. Какие же методы выделяют в географии?
Метод наблюдения
Известен также как метод полевых исследований. Даже в наше время географы не только обрабатывают информацию на компьютерах, но и иногда путешествуют. Часто только на месте можно определить, где проходят культурные и языковые границы между группами населения, ведь они нередко не совпадают с границами политическими. Ученые снимают на камеру окружающую местность, фотографируют ее, записывают разговоры с местными жителями. Работа «в поле» помогает по-новому взглянуть на природу многих явлений и увидеть то, что до этого не заметил ни один другой исследователь.
Картографический метод
Здесь можно выделить две важных составляющих. С одной стороны, ученые анализируют уже составленные карты, ведь такой вид представления информации наиболее удобен для человека. С другой стороны, они создают собственные карты, на которых в наглядной форме отражают собранные ими сведения. На картах могут отображать расположение физических объектов, торговые маршруты и водные течения, распределение средних температур, рельеф местности, плотность населения и уровень его доходов, разбиение территорий на регионы по физическим, политическим или экономическим признакам и многое другое.
Статистический метод
Статистика – важнейший инструмент практически любой науки, и география исключением не является. Ученые собирают самую разную информацию о географических объектах, на например, численность населения стран и их площадь, скорость морских течений или движения материков. Уже на основе статистики могут быть составлены разнообразные карты, отражающие ее. Также статистическая информация может быть представлена в виде графиков, диаграмм, гистограмм или в другой форме.
Наконец, статистика дает исследователям методы обработки информации. В частности, можно определить корреляцию между какой-либо парой параметров. Например, статистика говорит, что в странах с низкой долей курящего населения выше средняя продолжительность жизни.
Исторический метод
Важно изучать не только статическую картину сегодняшнего мира, но и динамику её изменения. Для этого анализируются исторические данные. Например, можно сравнить изменение численности населения стран во времени или колебания среднегодовых температур. Подобный анализ помогает находить причины географических явлений.
Сравнительный метод
Ещё один общенаучный метод. Для нахождения закономерностей географам приходится сравнивать разные процессы между собой. Они ищут сходства и различия между географическими процессами и явлениями, классифицируют их. Например, сравнение вулканов помогло разбить их на щитовидные и купольные вулканы, стратовулканы, шлаковые конусы и сложные вулканы.
Метод районирования
Часто в географической литературе можно встретить такой прием, как разбиение единой территории на районы. Иногда это деление носит естественный характер (по границам материков или стран), но часто оно бывает условным (разбиение Евразии на Европу и Азию). Нередко территорию страны делят на экономические районы, а весь земной шар – на географические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, арктический и т.д.).
Метод дистанционных наблюдений
Метод моделирования
Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.
Метод географического прогноза
Тесно связан с методом моделирования. На основе разработанных теорий географических процессов и построенных моделей ученые могут предсказывать развитие событий. Простейший пример – это прогноз погоды на неделю. Но географы также предсказывают будущее на десятилетия и даже столетия вперед. Так, считается, что к 2050 году лед в Северном ледовитом океане в летние месяцы будет полностью таять.
Экономико-математический метод
Иногда из статистического метода выделяют экономико-математический, который связан с расчетом таких социоэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, смертность и рождаемость, плотность населения, уровень миграции и эмиграции.
Геоинформационный метод
Этот метод также выделяют не всегда. К нему относят работы, связанные с сбором огромных массивов статистических сведений с помощью космических спутников и метеорологических станций.
География
География — это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт — рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью «Наскальная живопись«), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.
География как наука
Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.
Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как воздух), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность — это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.
Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: атмосферы (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), литосферы (геоморфология — наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли — соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей — география населения; политическую жизнь — политическая география.
Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее — какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем — черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».
«География» — в дословном переводе — «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки — следующий: описание — объяснение —предсказание — управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением космических аппаратов; знание законов физики твердого тела позволяет создавать новые материалы и так далее. В биологии, имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.
Объект изучения географии
Объект изучения географии — земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением — еще более сложен и главное — разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот воды в природе), химические (миграция различных элементов в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (воспроизводство населения), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).
На любом участке территории — в каждом селе, городе, районе — все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» — точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.
Задача географии
Задача географии — выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места — то есть решить вначале задачу описания территории (и частично — объяснения происходящих на ней процессов).
Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» — буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.
Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или — заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.
Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода — связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».
География России
Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» — эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».
Знание географии имеет особое значение для России — страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России — это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:
Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор: Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
Царь: А это что такое
Узором здесь виется?
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни —
Когда-нибудь, и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою.
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть — одновременно), чтобы лучше понять его.
Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».
География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX — начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России — прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.
Виды географических задач и их применение на уроке
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер-Класс ВИДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКЕ Подготовила: Тареева И.Н.учитель географии МОБУ СОШ № 14 ст.Журавская
Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары. В обычной жизни мастер-класс проходит в виде семинара. То есть «преподаватель» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы повышения квалификации. Существуют и специальные мастер-классы для профессионалов. В этом случае люди могут ознакомиться с авторскими методиками и наработками, а также узнать о появившихся новых технологиях. Таким образом, мастер-класс проводят известные действующие специалисты, которые делятся с обучающимися уникальной методикой, разработанной и внедренной именно ими. Эти мастера делятся со своими коллегами собственным опытом, а также помогают найти недостатки в работе. Мастер-класс позволяет преподавателю передать опыт и знания своим ученикам. А благодаря тому, что подобные занятия предполагают прямой и комментируемый показ приемов работ, обучающиеся быстрее понимают все нюансы.
Пример управления в географии?
Пример управления в географии.
Приведите примеры к задачам по географии : объяснять, прогнозировать, управлять, проектировать?
Приведите примеры к задачам по географии : объяснять, прогнозировать, управлять, проектировать.
Примеры ухудшения качества воды?
Примеры ухудшения качества воды.
Помогите надо очень по географии.
Как современная география связана с другими науками?
Как современная география связана с другими науками?
Примеры задач современной науки географии?
Примеры задач современной науки географии?
Приведите примеры ссыльных российских ученых в Сибирь (география 9 класс)?
Приведите примеры ссыльных российских ученых в Сибирь (география 9 класс).
Объясните на примерах значение географии для жизни и дечтельности человека?
Объясните на примерах значение географии для жизни и дечтельности человека.
Приведите несколько примеров физической и экономической географии?
Приведите несколько примеров физической и экономической географии.
Примеры задач географии?
Примеры задач географии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ГЕОГРАФИИ?
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ГЕОГРАФИИ.
На 4 часа отличается время.
Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный).
Длина этой границы составляет 4983 километра. А вот самая длинная морская граница расположена между Канадой и Гренландией. Граница имеет протяженность 2697 километров. Но в мире существует еще один вид границ, куда входят и водные участки и сухопу..
Самая протяженная сухопутная граница России с Казахстаном, составляет 7598, 6 км, проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири.
Тематические карты содержат сведения о строении земной коры, о размещении природных ресурсов, о размещении населения, о погоде и т. Д. Ответы : 3, 5.
География была очень важна для торгового дела. Та информация, которую купцы получали из географических источников, помогала им благополучно совершить путешествие и выгодно продать те или иные товары, что способствовало развитию торговли.
1. В наше время огромную роль играет информация.
2. География помогает нам узнать процессы азвития процессы и хозяйства.
3. География помогает решать повседневные задачи.
4. География очень важна для многих современных профессий.
3. Дополните схему.
Задачи современной науки географии
Описывать | Объяснять | Проектировать | Управлять | Прогнозировать |
Приведите примеры каждой из перечисленных задач. Для выполнения задания используйте Интернет, сообщения из газет, журналов и других источников.
1. Описание климата Африки.
2. Объяснение смены времен года.
3. Проектирование кода землетрясений.
4. Управление сельским хозяйством.
5. Прогнозирование новоднений на следующий год.
4. Нарисуйте схему «Методы географической науки».
Экспедиционный | Сравнительно-описательный | Картографический |
5. Дополните схему. Она пможет вам лучше усвоить содержание §1.
Что изучает география | Планету, ее строение, процессы, происходящие в природе и обществе |
С помощью чего | Карты, описания, экспедиции и пр. |
Зачем изучают | Для предсказаний явлений природы, развития хозяйства и улучшения жизни общества |
6. Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите из мнение. Проанализируйте полученные результаты.
Кто участвует в опросе | Мнение родных и близких о роли географии |
Мама | Без изучения географии люди бы не смогли путешествовать |
Папа | География играет огромную роль в развитии экономических и политических отношений между странами |
7. Прочитайте рубрику «Шаг за шагом», объясните, как лучше всего работать с учебником, чтобы достичь успеха в изучении географии.
8. Расширению географического кругозора в древности способствовало:
а) развитие торговли
б) стремление узнать природу новых земель
в) поиски новых охотничьих угодий
9. Методы географической науки включают:
а) исторический
б) сравнительно-описательный
в) картографический