Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Лента букв и звуков

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Основные правила:

Необходимо понимать и знать:

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.

Условные обозначения:

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 47. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Как определять согласные звуки.

2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.

Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.

Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?

[р] – воздуху мешает язык и слышен голос

[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум

[м] – воздуху мешают губы и слышен голос

[п] – воздуху мешают губы и слышен шум

[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос

[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:

в слове «рысь» есть согласные звуки [р] [с’], на письме их обозначают буквы эр и эс;

в слове «рис» есть согласные звуки [р’] [с] – это другие звуки, хотя и похожие, и на их месте стоят те же самые буквы эр и эс.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:

буква бэ – звуки [б] [б’]

буква вэ – звуки [в] [в’]

буква гэ – звуки [г] [г’]

буква дэ – звуки [д] [д’]

буква зэ – звуки [з] [з’]

буква и краткое – звук [й’]

буква ка – звуки [к] [к’]

буква эль – звуки [л] [л’]

буква эм – звуки [м] [м’]

буква эн – звуки [н] [н’]

буква пэ – звуки [п] [п’]

буква эр – звуки [р] [р’]

буква эс – звуки [с] [с’]

буква тэ – звуки [т] [т’]

буква эф – звуки [ф] [ф’]

буква ха – звуки [х] [х’]

5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:

1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.

2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.

3. Согласный без гласного не образует слог.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.

Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.

Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.

Лера велела Вере не реветь.

Воинов у воеводы видимо-невидимо.

Дина дыню не доела,

Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.

Лера велела Вере не реветь.Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Д-НЧем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Источник

Лента букв и звуков

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Основные правила:

Необходимо понимать и знать:

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.

Условные обозначения:

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Источник

Что такое звуки и буквы?

Содержание:

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.

Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.

Как различать звуки и буквы?

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.

Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?

В русском языке 33 буквы и 42 звука.

Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].

По какому принципу делятся звуки речи?

Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.

При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.

Гласные звуки и буквы

В русском языке шесть гласных звуков:

На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:

а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.

Десять гласных букв легко запомнить парами.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

В чём особенность е, ё, ю, я?

Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:

В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.

В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?

Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.

Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.

Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки и буквы

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.

По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?

Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.

Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:

Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Но есть среди согласных звуки-одиночки.

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

Как различать твёрдые и мягкие согласные?

Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.

В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:

Непарными звуками считаются:

На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].

Зачем нужны цветовые схемы?

Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Смотреть картинку Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Картинка про Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками. Фото Чем мы обозначаем звуки на письме точками буквами жестами рисунками

При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:

Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.

Фонетический разбор слова

Для чего нужен фонетический разбор слова?

Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.

С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.

Каков порядок фонетического разбора?

Фонетический разбор производится в такой последовательности.

Примеры фонетического разбора слов

1. Свадь-ба [сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

Источник

Урок по русскому языку на тему «Обозначение звуков на письме. Алфавит» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема : Обозначение звуков на письме. Алфавит.

— ознакомить детей с историей создания алфавита, закрепить знания детей по этой теме,

формировать умение располагать слова в алфавитном порядке;

— развивать устную и письменную речь учащихся, активизировать словарный запас;

— воспитание внимание, усидчивость, культуру устной и письменной речи учащихся.

І .Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорн ы х знаний.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о фонетике, а начнём урок с повторения уже изученного.

Записать предложение, выделить грамматическую основу, составить схему.

-Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

— Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

-Какие звуки называются глухими? (целиком состоящие из шума)

— Какие звуки называются звонкими? (состоящие из шума и голоса)

-Как на письме обозначаются звуки? (буквой)

-Что такое буква? (знак для звука)

2. Проверка домашнего задания.

ІІІ .Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке речь пойдёт о буквах. Мы вспомним всё, что знаем об алфавите, а главное, мы должны научиться быстро и правильно ориентироваться в алфавите и правильно называть буквы.

-Кто знает историю создания русского алфавита? А алфавита вообще?

Послушайте эту историю.

Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какие-то доли секунды- и его нет.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. Их было 22 буквы. Ими удавалось записать всю человеческую речь. В их языке этим можно было обойтись.

А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличали на письме луну от Лены, ведро от выдры?

Это финикийский алфавит.

Греческий алфавит состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. Сейчас и русский народ, и славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине 10века, в 863 году, двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехии и Словакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Новый алфавит понадобился для перевода священных книг. Так родились первые славянские азбуки- глаголица (от слова «глагол»- по старославянски «слово») и кириллица.

Глаголица довольно быстро вышла из употребления, а от кириллицы произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты.

— Кто может назвать все буквы алфавита?

-А теперь хором повторим алфавит. (с.17 учебник)

-Посмотрите на облако, пошёл буквенный дождь. Нужно записать эти буквы в алфавитном порядке и назвать их правильно. (один у доски)

-Где используется алфавит? Для чего его нужно знать? (словари, справочники, библиотека, классный журнал)

-Классный журнал. Но в классе, например, на букву «бэ» у нас 4 ученика, а на букву «ка»-5 учеников. Как в таком случае расположить слова в алфавитном порядке, если они начинаются с одной буквы?

Задание. Прочитайте предложение:

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзинку, картинку, картонку и маленькую собачонку.

-Кто знает, что такое чемодан, саквояж?

-Послушайте. Что о них написано в словаре:

Эти слова можно назвать синонимами.

-Запишите в алфавитном порядке всё вещи, которые сдавала дама в багаж, в И.п.

-Как располагали слова на букву «ка» в алфавитном порядке, на что обращали внимание?

-Почему не записали слово собачонка? (не вещь)

-Давайте потренируемся. Я называю слово «мир»,встаньте те, у кого эти буквы.

-Итак, начинаем печатать: (я называю слова, дети встают и показывают буквы)

дом, юла, рог, лес, Яша, эхо, слон, жизнь, щука, фартук. овца, часы, пей, брат

На партах лежат карточки, на них написаны слова красным или синим цветом.

синим: берёза, кедр, лиственница, пихта, сосна, тополь, черёмуха.)

Дополнительно (кто справится с работой раньше): составьте предложение с однородными членами, включая все эти слова, с обобщающим словом.

Упражнение 33, стр. 17 – П .

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в алфавитном порядке:

Проверка: я читаю правильный ответ,все проверяют.

Поднимите руку, у кого нет ошибок, 1ошибка,2, 3……

V ІІ. Итог урока. Домашнее задание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *