Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Маркетплейс с нуля: как запустить торговую площадку

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Игорь Бахарев

Сегодня в России работает около сотни маркетплейсов, и специалисты в сфере интернет-торговли прогнозируют, что рынок площадок будет только увеличиваться за счет постоянно растущего спроса на онлайн-покупки, глобализацию интернет-технологий и других факторов.

Поэтому уже сейчас крупные отечественные и зарубежные компании создают и продвигают свои маркетплейсы: CDEK.MARKET, Pandao, Goods, «Беру« и другие. Сколько стоит создать собственный маркетплейс и как пройти путь от идеи до реализации без нервов и потери денег, рассказывает руководитель департамента маркетинга CDEK.MARKET Артем Папсуев.

Что такое маркетплейс

Существует две основных модели построения маркетплейсов: продажи от имени маркетплейса, как делает Ozon, или платформа с привлеченными продавцами, когда каждый магазин реализует товары от своего имени, но придерживается общих правил, установленных создателями площадки. CDEK.MARKET работает по второму принципу.

Основными признаками маркетплейса являются:

Как запустить маркетплейс

Создание маркетплейса, как и любого другого бизнеса, начинается с постановки целей и задач. Создатели площадки должны уже в начале пути ответить на три основных вопроса:

Затем стоит определиться с типом маркетплейса. Существующие виды представлены в таблице.

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Бизнес-модель и структура строятся в зависимости от выбранного типа маркетплейса. Он же ориентирует на целевую группу покупателей.

Целевая аудитория

Начнем с того, что у маркетплейса две целевые аудитории: продавцы товаров и покупатели, и работать с ними нужно в отдельности. Об этом мы поговорим ниже, а пока выделим основные параметры, по которым вы сможете определить своих потенциальных партнеров.

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Учитывая параметры целевой аудитории, можно выбрать стратегию развития маркетплейса. Маркетплейс, созданный без привязки к целевым аудиториям, обречен на провал.

Технологические платформы для создания маркетплейса

Когда вы определились со всеми основными параметрами и целевыми аудиториями, можно переходить непосредственно к созданию площадки. Для этого рекомендуется выбрать одну из существующих платформ для создания торговой площадки.

Рассмотрим самые популярные платформы.

СS-Cart (в России продукт официально называется CS-Cart для маркетплейсов)- одна из самых распространенных платформ для создания крупных маркетплейсов.

Плюсы: Подтверждение на обработку персональных данных 152-ФЗ. Без этой функции маркетплейс могут оштрафовать.

Вход через российские социальные сети. Покупатели смогут авторизоваться на маркетплейсе через популярные в России социальные сети. Благодаря такой авторизации не нужно проходить регистрацию на маркетплейсе, что экономит время покупателей.

Полная база российских городов, интеграция с «Яндекс.Картами». Функция упрощает заполнение полей покупателем, а также ускоряет оформление заказа.

Российские способы доставки и калькуляторы стоимости доставки. «Деловые Линии», Boxberry, eDost, Pickpoint, ПЭК, «Почта России», СДЭК, СПСР-Экспресс, «Яндекс.Доставка», Налоговые ставки РФ.

Интеграция с системами складского учета «1С», «МойСклад», «Класс365». Маркетплейс синхронизируется с системами через специальный формат CommerceML.

Российские платежные системы. «Яндекс.Касса» с интеграцией с 54-ФЗ, «АТОЛ Онлайн», Qiwi REST платежная система, «Альфа-Банк», «Купи в кредит», «Сбербанк Онлайн».

Бизнес-процессы и документооборот.

Мобильное приложение поставляется в виде рабочего прототипа и набора API. Версия для киосков и версия для мобильных устройств представляют собой дополнительные версии веб-витрины, использующие почти тот же функционал и те же данные, что и основной веб-сайт, но в другой «обертке».

Специальная функциональность. Сюда же входят такие важные темы как возвраты, бракованный товар, частичная оплата, системы лояльности, расчет сроков, стоимости и возможности доставки, триггерные и массовые рассылки.

Минусы: не отмечено

Сервисы для оплаты

На рынке России существует более 50 различных сервисов для приема онлайн-платежей, которые позволяют принимать деньги, конвертировать валюту и выполнять другие действия. При выборе исходите из потребностей клиентов и возможностей технологической платформы, на которой создан маркетплейс.

Рассмотрим самые популярные сервисы для приема оплаты онлайн.

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Сроки и бюджет для запуска маркетплейса

Когда вы определились с основными техническими, стратегическими и платежными вопросами, стоит обратить внимание на второстепенные, но не менее важные аспекты создания маркетплейса.

Техническая поддержка пользователей

Во время пользования маркетплейсом могут возникать множество технических вопросов: как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Поэтому для удобства обоих необходимо создать профессиональную службу поддержки. Есть два варианта организации работы техподдержки: собственная и служба поддержки на аутсорсинге.

Сравним основные показатели работы и бюджет на оплату работу сотрудников техслужбы.

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Поэтому вы можете выбирать любой из предложенных вариантов, в зависимости от размера бюджета.

Рекрутинг персонала

Половина успеха любого проекта зависит от команды, которая его реализует. Поэтому стоит ответственно подойти к вопросу выбора персонала. И в первую очередь определиться, создаете ли вы собственную команду или привлекаете специалистов на подряде или фрилансе. Мой выбор: собственная команда, и вот почему.

Главными плюсами собственной команды являются следующие:

Собственные специалисты являются частью команды. Они подконтрольны и обучаемы. Проблемы с такими специалистами решаются гораздо быстрее. Кроме того, всегда можно отслеживать в режиме реального времени качество сервиса, предоставляемого потребителям, не дожидаясь отзыва от пользователей.

Сотрудники, которые работают в штате, чувствуют свою персональную ответственность и заинтересованность в развитии проекта.

При возникновении экстренных ситуаций собственных сотрудников можно оперативно привлечь к их решению, даже если рабочее время уже истекло.

К основным минусам создания собственной команды я бы отнес затраты времени и денег на рекрутинг и обучение новых специалистов. Кроме того, в период наставничества и несколько месяцев после, необходимо уделять внимание контролю за качеством исполнения задач, пока все сотрудники не войдут в курс дела.

Тестирование и Бета-запуск площадки

Когда маркетплейс готов технически, можно переходить к этапу бета-тестирования, то есть запуска тестовой версии для выявления проблем и улучшения функционала. Запуск бета-версии можно разделить на несколько этапов:

Этап 1. Подбор аудитории среди потенциальных партнеров. Такими партнерами могут стать уже существующие интернет-магазины, которые заинтересованы в расширении точек сбыта товаров.

Этап 2. Рассылка приглашений протестировать бета-версию маркетплейса. Необходимо собрать базу контактов потенциальных партнеров и сделать ПЕРСОНАЛЬНУЮ рассылку с условиями участия в тестировании. Если она будет массовой, не стоит ожидать высокой вовлеченности партнеров.

Этап 3. Определение термина тестирования и предоставление ссылки на бета-версию. После перехода по ссылке партнер сможет пользоваться всеми функциями маркетплейса.

Этап 4. Сбор отзывов от пользователей с помощью опросной формы или прямого общения. По результатам тестирования необходимо собрать фидбек от партнеров, чтобы выявить слабые места и исправить ошибки.

Этап 5. Замер конверсии сайта, удобства поиска и т. д. На этом этапе работаем с интерфейсом и факторами преобразования посещений в продажи.

Этап 6. Корректировка маркетплейса, исправление ошибок и запуск основной версии.

Стоимость разработки маркетплейса будет напрямую зависеть от его типа. Их два: коробочные решения и кастомная разработка.

Для кастомной или индивидуальной разработки вам необходимо привлечь целую группу специалистов, которые смогут создать онлайн-площадку с множеством дополнительных функций и страниц. Индивидуальная разработка стоит от 3 млн рублей, может занять от 3 до 6 месяцев.

Вот основные этапы и время разработки:

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Этот расчет актуален при условии, что вы привлекаете профессиональную команду разработчиков, а не пользуетесь услугами фрилансеров, которых нашли в интернете.

Выводы:

Чтобы избежать трудностей в процессе разработки и запуска маркетплейса, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Максимально четко продумайте состав команды, её иерархию и модель взаимодействия между сотрудниками различных подразделений. Определите, какие специалисты точно будут работать с вами в команде, а каких вы привлечете на аутсорсинг.

2. Составьте подробный план, где будут указаны все бизнес-процессы и этапы взаимодействия с пользователями внутри сервиса.

3. Помните про 2 принципа выбора команды. Во-первых, специалисты должны быть высокого уровня, обладать знаниями запуска новых проектов и опытом работы с крупными онлайн-магазинами или торговыми площадками. Во-вторых, денежная мотивация не должна быть ключевой. Нужно уже на старте четко понимать, станет ли этот сотрудник частью команды или нет? Будет ли готов развиваться вместе с проектом и быть сопричастным с самого начала?

4. Внутренний интерфейс и структура площадки должны быть интуитивно понятны пользователю. Не должно быть сложных алгоритмов, которые могут оттолкнуть клиента, впервые попавшего на ресурс.

5. Каталог товаров нужно создавать на основе общепринятых и известных категорий. Не нужно придумывать свои, достаточно детально проанализировать площадки-конкуренты, а также использовать рейтинги популярных запросов и категорий. В дальнейшем прислушиваться к запросам пользователей, модернизировать существующие категории товаров или создавать новые.

6. Разработать детальную маркетинговую стратегию, в которую войдут онлайн- и оффлайн-продвижение проекта. Необходимо с самого начала предусмотреть все каналы и источники коммуникации с каждой целевой аудиторией.

Также я выделил основные проблемы, с которыми сталкивается практически каждый, кто хоть раз занимался разработкой маркетплейса.

1. Всегда закладывайте больший промежуток времени на разработку самой платформы. Поверьте моему опыту: создать идеальный продукт с первого раза не получится. Всегда будут нужны доработки и изменения.

2. Подбирайте эффективный персонал, даже если это займет много времени и сил.

3. Следите, чтобы не произошло утечки информации до запуска проекта. Во-первых, это грозит усилением конкуренции со стороны других участников рынка. Во-вторых, информация о проекте может оказаться в руках СМИ до того, как площадка будет полностью готова к запуску, а это грозит возможным репутационным риском.

Источник

Как попасть на «Вайлдберриз» и «Озон»

10 маркетплейсов для предпринимателей

Чтобы продавать в интернете, необязательно создавать сайт.

Можно разместить продукцию на площадках-посредниках — маркетплейсах.

Такие сервисы сами вкладывают деньги в рекламу и привлекают пользователей. Раньше маркетплейсы работали с компаниями и ИП, но теперь самозанятые тоже в деле.

Собрали список маркетплейсов и проверили, на каких условиях они работают с продавцами.

О площадке. «Озон» работает с 1998 года. Сначала там продавали только книги, видео и музыку на аудиокассетах и дисках, а в двухтысячных появились и другие категории товаров.

Что продают. Книги, электронику, авиа- и железнодорожные билеты, игрушки, товары для дома и сада, косметику, одежду, обувь и многое другое. Нельзя продавать алкоголь, табак, живые цветы, животных, цифровые книги — полный список ограничений есть на сайте «Озона».

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Обещают скоро разрешить продавать самозанятым, но пока такой функции нет.

Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте: от юрлиц попросят загрузить свидетельство ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, устав компании и приказ о назначении гендиректора. От индивидуальных предпринимателей — свидетельство ОГРНИП, копию ИНН и первые два разворота паспорта.

Потом попросят принять оферту. Для работы потребуется подключить электронный документооборот — почитайте, что это такое и как настроить. После этого надо подготовить фотографии товаров и их описания. Как только заявка пройдет модерацию, можно начать продавать.

Для многих товаров попросят предоставить отказное письмо или добровольный сертификат. Эти документы уточняют, что для товаров не нужна сертификация. Они могут понадобиться маркетплейсу для покупателей или надзорных органов.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара. Минимальная — 5%. Ее возьмут с продавцов компьютеров, телефонов, мототехники, стройматериалов. Максимальный размер — 25%, столько придется заплатить продавцам ювелирных и медицинских изделий.

Есть плата за доставку. Она меньше, если товар привозит на склад «Озона» сам поставщик, и больше, если его забирают со склада продавца, а также зависит от объема товара. Кроме того, площадка может попросить плату за хранение товара на складе «Озона». Все комиссии и тарифы можно посмотреть на сайте для продавцов.

Яндекс.Маркет

О площадке. «Яндекс-маркет» — это агрегатор интернет-магазинов. Работает с 2000 года. Магазин выгружает на «Яндекс-маркет» файл с ценами, характеристиками товаров и ссылками на свой сайт. Физически пользователь покупает товар не на «Яндексе», а на стороннем сайте.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.

Как начать продавать. Зарегистрироваться и ввести данные предпринимателя и организации — они должны совпадать с теми, что указаны на сайте и в кассовых чеках. Затем загрузить прайс-лист — таблицей в «Экселе» или подключить экспорт из CMS. После этого модераторы проверят заявку. Если все нормально, можно пополнить кошелек в личном кабинете и начать продавать.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Продавец платит за каждый переход, который сделали пользователи на его сайт с «Яндекс-маркета». По умолчанию магазин платит минимальную стоимость клика, которая рассчитывается по специальной формуле отдельно для каждого товара.

Wildberries

О площадке. «Вайлдберриз» работает с 2004 года и продает не только в России: еще в Казахстане, Беларуси, Польше, Армении, Словакии, Киргизии и Украине. С «Вайлдберриз» сотрудничает около 53 тысяч продавцов, в том числе крупные бренды — например, «Манго», «Левайс», «Адидас», «Лего» и «Джилет».

Что продают. Одежду, обувь, электронику, книги, игрушки, товары для дома, косметику и даже продукты питания.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.

Как начать продавать. Зарегистрироваться на специальном сайте для партнеров магазина и принять договор-оферту, после этого на почту придет ссылка на личный кабинет. В нем надо указать имя бренда, организационно-правовую форму и режим налогообложения, контактные данные. Попросят загрузить ваше коммерческое предложение.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Сайт берет с продавца комиссию в 5—15%, в зависимости от категории товаров.

«Вайлдберриз» отправляет заказы со своих складов, поэтому поставщик должен сначала доставить туда товар. Продавцы могут доставить товары в десятки сортировочных центров по всей стране, а малогабаритные грузы — в пункты выдачи заказов.

Магазины на «Авито»

О площадке. Магазины на «Авито» — это дополнительная функция для предпринимателей, которые хотят искать клиентов на «Авито». В «магазине» компания может брендировать страницу и создавать карточки товаров.

Что продают. Все что угодно.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, самозанятый или ИП.

Как начать продавать. Необходимо подключить тариф «Расширенный» или «Максимальный». В первом случае пользователь сможет создать страницу магазина, разместить логотип, указать ссылку на сайт и информацию о компании. «Максимальный» тариф дает дополнительные возможности: можно выбрать уникальный адрес магазина в виде «avito.ru/название», а на страницах объявлений не будут показывать публикации конкурентов.

Lamoda

О площадке. Компания в основном продает одежду и обувь, которые закупает напрямую у крупных брендов: «Пума», «Экко», «Найк», «Гуччи», «Версаче», «Зарина» и других. Но магазины и производители тоже могут стать партнерами компании.

Что продают. Одежду, обувь, товары для дома, аксессуары, косметику и ювелирные изделия.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.

Как начать продавать. Заполнить заявку, в которой указать организационно-правовую форму, категорию товара, название бренда и цены.

Маркетплейс работает только с продавцами, которые имеют зарегистрированный торговый знак на бренд и продукцию. Либо нужно предоставить какие-то доказательства, что компания имеет право продавать товары конкретной марки. У продавца должно быть не менее 50 артикулов.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия зависит от категории товара, минимум 35% от цены товара. Кроме того, компания берет деньги за доставку и обработку заказов, хранение и маркировку товара. Чтобы разобраться в тарифах, придется изучить сканированные таблицы на сайте «Ламоды».

Робо.Маркет

О площадке. Эту торговую платформу создал платежный сервис «Робокасса» для своих партнеров в 2016 году. Маркетплейс размещает только информацию о товарах: доставка — забота продавца. На площадке есть возможность подключить инстаграм-аккаунт и добавлять товары напрямую из этой соцсети.

Что продают. Почти все что угодно, включая услуги.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо, ИП или самозанятый.

Как начать продавать. Продавец должен подключить платежный сервис «Робокасса». Маркетплейс проводит все платежи только через него.

Подключиться к сервису можно из личного кабинета «Робокассы» в разделе «Дополнительные настройки». Само подключение бесплатно, сервис заработает дальше на комиссии с продаж.

Самозанятые и ИП могут зарегистрироваться проще — на сайте маркетплейса. Там надо будет указать название магазина, адрес сайта, для ИП — информацию о внесении в ОГРНИП, банковские данные, ИНН и налоговый режим.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях сервиса «Робокасса»: минимальная комиссия для юрлиц и ИП — 2,3% от транзакции, для физлиц — 7%.

Goods

О площадке. Этот проект от ретейлера бытовой техники «М-видео» появился в 2017 году. У маркетплейса нет собственных складов и он не выкупает товары у продавцов. Получив заказ на определенный товар, «Гудс» забирает его у продавца, везет в свой сортировочный центр и оттуда отправляет покупателю.

Что продают. Бытовую технику и электронику, товары для дома, одежду и обувь, автозапчасти, косметику, книги, продукты и многое другое.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП. Нужен код ОКВЭД для розничной торговли.

Как начать продавать. Заполнить анкету: указать категорию товаров, наличие продукции на складе, ИНН, контактные данные и ссылку на прайс-лист в формате YML. После этого заявка отправится на проверку модераторам, и когда ее одобрят, можно начать продавать.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за выкупленный заказ — от 3% цены товара. Размер зависит от категории. Например, в категории «Здоровье» — 3%, а «Одежда и обувь» — 20%. Плюс площадка возьмет 1,1% от стоимости товара за расчетно-кассовое обслуживание независимо от того, каким способом покупатель оплатил заказ.

О площадке. Маркетплейс основали Сбербанк и «Яндекс-маркет» в 2018 году. 1 октября 2020 года «Беру» станет частью «Яндекс-маркета» и сменит название. Площадка позиционирует себя как магазин с низкими ценами. Если один товар поставляют несколько продавцов, то сайт сначала будет продавать тот, у которого ниже цена.

Что продают. Электронику и бытовую технику, канцтовары, автозапчасти, мебель, продукты, товары для дома и дачи и так далее.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.

Сколько придется отдать маркетплейсу. У маркетплейса два тарифа — разница в том, где хранится товар. На тарифе «Витрина и фулфилмент» продавец доставляет все на склады «Беру» — один находится в Московской, другой в Ростовской области. В этом случае собирает и упаковывает заказы маркетплейс.

На тарифе «Витрина и доставка» товар хранится у продавца, который сам собирает и упаковывает покупку, а «Беру» только принимает заказы и контролирует доставку. В обоих случаях площадка берет от 3% комиссии за оформление заказа — ее размер зависит от категории товара, плюс 1% — за прием оплаты.

Дополнительно придется заплатить за обработку заказа: минимум 30 Р на тарифе «Витрина и фулфилмент», 15 Р на тарифе «Витрина и доставка». Еще надо оплачивать доставку: 30 Р для мелких грузов или 150 Р — для крупногабаритных.

AliExpress Россия

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП.

Как начать продавать. Зарегистрироваться и принять оферту. От компании площадка потребует уставные документы, от ИП — паспортные данные и ИНН. Еще нужно оставить контакты для клиентской поддержки. После этого можно создавать магазин и карточки товаров.

Если предприниматель продает товары какой-то торговой марки, то потребуются разрешительные документы: авторизационное письмо, контракт с производителем или дистрибьютором либо доказательства покупки продукции у дистрибьютора.

Сколько придется отдать маркетплейсу. В первые 6 месяцев или на первые 100 заказов комиссии нет. После этого площадка будет брать комиссию 5 или 8% — в зависимости от товарной категории.

Например, с продавцов обуви, бижутерии, мебели и бытовой техники возьмут 5% от заказа, а с тех, кто торгует одеждой, часами или игрушками, — 8%. Отправлять товар может сам продавец, но площадка предоставляет услуги по сортировке, упаковке и доставке товара за дополнительную плату.

Сдэк.Маркет

О площадке. «Сдэк-маркет» — маркетплейс, который запустила компания «Сдэк» в 2019 году. Каждый продавец должен заключить договор с этой службой доставки.

Что продают. Электронику и бытовую технику, товары для спорта и отдыха, автозапчасти, товары для животных, косметику, стройматериалы.

Кто может быть продавцом. Юридическое лицо или ИП, у которого должен быть расчетный счет.

Как начать продавать. Зарегистрироваться на сайте, после этого — подать заявку на заключение договора, в которой надо указать данные о компании. Если все заполнено правильно, с продавцом заключат договор. Добавить товары и настроить аккаунт можно еще до подписания договора, просто все это время магазин будет неактивным.

Сколько придется отдать маркетплейсу. Комиссия за каждую транзакцию составляет 4%. Плюс после трех месяцев работы надо платить комиссию за доставку — 25 Р за каждое отправление. Если покупатель сам забирает товар в торговой точке продавца, платить за доставку не нужно.

И еще раз, но на примере

Источник

Как начать продавать на маркетплейсе: обзор российских площадок

Рынок маркетплейсов России растет ежегодно, в 2020 году он достиг 721 млрд рублей. Зайти на площадки несложно: достаточно определиться с товаром и подходящим маркетплейсом

Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Смотреть картинку Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Картинка про Что нужно чтобы открыть маркетплейс. Фото Что нужно чтобы открыть маркетплейс

Виталий Панов

Руководитель компании по работе с маркетплейсами Sirius

Продавать свои товары на маркетплейсе — один из способов найти покупателя онлайн. Он подойдет и тем, у кого уже есть свой сайт и интернет-магазин, и тем, кто впервые пытается продавать товары через интернет. Разбираем особенности площадок, которые подходят для бизнеса в России.

Что такое маркетплейс и как он работает

Маркетплейс — это огромная интернет-витрина, где представлены разные продавцы. Он похож на агрегатор, но разница в том, что покупатель совершает покупки сразу на маркетплейсе, а не переходит на отдельные сайты каждого конкретного продавца.

МаркетплейсыАгрегаторы
Ozon
Wildberries
Aliexpress
Банки.ру
Авиасейлс
Скайсканнер

Маркетплейс решает сразу несколько задач бизнеса. Новичкам в онлайн-торговле удобно начинать именно с этого канала продаж. И вот почему.

Миллионный трафик. При выходе на маркетплейс не нужно решать вопрос с привлечением покупателей на сайт: давать контекстную и таргетированную рекламу, развивать SEO. Маркетплейс уже сделал все за продавцов. У него есть трафик и лояльная аудитория.

Готовые решения. На маркетплейсе уже есть шаблоны карточек товаров, своя аудитория, способы оплаты и промотирования товаров — не надо продумывать и создавать это самому.

Чтобы выйти на маркетплейс, не нужно искать разработчика, регистрировать свой домен и делать сайт. Достаточно иметь товар, юрлицо или ИП, расчетный счет в банке и понимание своей аудитории.

Несколько вариантов доставки. Маркетплейс может взять доставку товаров до покупателя на себя, тогда ваша задача — только вовремя передавать товар маркетплейсу. Но можно использовать собственные мощности для доставки или нанять транспортную компанию.

Дополнительный канал продаж. Для тех, у кого уже есть сайт и торговля в онлайне, маркетплейс может стать дополнительным каналом продаж — там ваш товар увидит большая аудитория.

Инструменты для продвижения. Маркетплейсы предлагают разные варианты рекламы и продвижения в рамках площадки. Не нужно придумывать ничего с нуля.

У каждой площадки свои требования к продавцам: могут продавать только ООО, можно продавать только одежду и нельзя продукты питания, у некоторых площадок есть требования по обороту. Все зависит от того, на какой именно маркетплейс выходит бизнес.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

Какие товары выгодно продавать

Продавать лучше те товары, на которые уже сформирован спрос на площадке: такие же или очень похожие товары там уже продаются и пользуются популярностью. Но замахиваться на слишком популярные товары не стоит, так как для того, чтобы догнать их по продажам, понадобится много времени и денег на рекламу.

Товар, у которого уже больше 4000 продаж и больше 150 отзывов, можно назвать популярным. Чтобы достичь такого же результата, новичку придется потратить много времени и сил. Поэтому лучше ориентироваться на товар, где меньше продаж и отзывов, но при этом он уже есть на площадке и активно продается. Например, на такой, где около 50—100 отзывов и продаж.

Если бизнес выходит на маркетплейс с уникальным товаром, которого нет на площадке, это может сработать: у него не будет конкурентов. Но, с другой стороны, посетители площадки не будут искать его: спроса на площадке на товар нет, а значит, его никто не купит.

Если магазин продает товары, которые подлежат маркировке, например одежду, обувь, фотоаппараты или парфюмерию, необходимо передавать коды идентификации единиц товаров площадке. Маркетплейс будет указывать этот код в чеке.

Как выйти на маркетплейс

Чтобы выйти на маркетплейс, надо зарегистрировать бизнес, зарегистрировать магазин на площадке и заполнить карточки товаров. Сейчас расскажем о каждом этапе в деталях.

Зарегистрировать бизнес. Перед началом работы надо заключить договор с площадкой. Маркетплейс не может заключить договор просто с человеком — надо, чтобы у вас было ИП или ООО.

Чаще всего маркетплейсы работают с компаниями или индивидуальными предпринимателями, но для некоторых маркетплейсов достаточно быть самозанятым — например, это возможно при работе с AliExpress и Wildberries.

Выбрать коды ОКВЭД. Для регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД. По ним налоговая будет понимать, какую деятельность ведет компания.

Для торговли через электронные торговые площадки нужно указать основной код ОКВЭД и дополнительные.

В качестве основного подойдет код:

47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные коды могут быть такими:

47.91.1 Торговля розничная по почте.
47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети «Интернет».
47.91.3 Торговля розничная через интернет-аукционы.
47.91.4 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона.
53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта.

Какие коды будут дополнительными, решать уже собственнику. Тут важно знать, будете ли вы только продавать, или возьмете на себя доставку товара, или у вас будет еще и свой офлайн-магазин.

Подать заявку на регистрацию на маркетплейсе. Так маркетплейс узнает, что у вас за компания и что именно вы хотите продавать. Для этого нужно заполнить анкету онлайн, у каждой площадки она своя.

Чаще всего требуется указать регистрационные данные бизнеса и вид товара, который вы ходите продавать.

Подготовить документы и прикрепить к анкете продавца. Во время заполнения анкеты площадка просит прикрепить скан-копии документов продавца. Как правило, это свидетельство ЕГРЮЛ или ЕГРИП, скан-копия паспорта. Точный список у каждого маркетплейса свой.

Иногда, например на Яндекс.Маркете, это не нужно делать при подаче заявки: документы предоставляют площадке после регистрации. В любом случае все зависит от требований конкретного маркетплейса.

Иногда может потребоваться отказное письмо — это официальное письмо-разъяснение от органа по сертификации о том, что продукцию не нужно обязательно сертифицировать.

Заключить договор с площадкой. Маркетплейсы не заключают индивидуальные договоры с продавцами, они предлагают присоединиться к оферте. Вы не можете внести в нее изменения, только принять предложенные условия.

Чтобы принять оферту, нужно ее прочитать на сайте маркетплейса и отметить галочкой, что принимаете ее.

Дождаться подтверждения. После отправки заявки маркетплейс проверяет корректность документов и информации в заявке. В среднем на модерацию уходит от двух часов до нескольких дней. Чаще всего уже во время проверки можно начать выгружать карточки товаров и настраивать магазин.

Дальше разберем самые популярные площадки России: формат, для каких товаров подходят, размер комиссии и особенности работы.

Особенности Wildberries

Формат работы и размер площадки. Самая крупная площадка на рынке России, работает с 2004 года. В день маркетплейс обрабатывает около 780 000 заказов.

Кто может продавать. Работает с юрлицами, ИП и самозанятыми. При регистрации нужно указать ИНН, прикрепить копию паспорта, затем принять оферту.

Что продается. Маркетплейс продает все, что не запрещено законом. Больше всего продают одежду, обувь, электронику и бытовую технику.

Размер комиссии. Площадка берет комиссию с продажи — от 5 до 15%. Комиссия может быть ниже в зависимости от категории товара и от того, по какой модели работает продавец: продает ли со склада площадки или с собственного.

Склад и доставка. У Wildberries 1600 пунктов выдачи заказов в России, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Армении и Польше. Площадка работает как с товарами с собственного склада, так и с товарами, которые хранятся на складе продавца.

В первом случае нужно вовремя поставлять товар на склад площадки, чтобы он не заканчивался, во втором — самостоятельно доставлять товар покупателю или в пункт выдачи Wildberries.

Особенности Ozon

Формат работы и размер площадки. Работает на рынке дольше всех, с 1998 года. Раньше воспринималась только как площадка для продажи книг, сейчас это мультитоварный маркетплейс. В день площадка обрабатывает 370 000 заказов.

Кто может продавать. Маркетплейс работает с юрлицами и ИП. Самозанятым зарегистрироваться не получится.

Что продается. На Ozon продаются практически все виды товаров: одежда, книги, электроника, мебель, продукты питания и даже автомобили.

Размер комиссии. Площадка берет комиссию от 4 до 15% — в зависимости от категории товара. Сама высокая комиссия на товары для взрослых, книги и аксессуары для электроники. Самая низкая комиссия на компьютеры, ноутбуки и мониторы.

Комиссию берут только за исполненный заказ — разместить свои товары и попробовать можно бесплатно.

Дополнительно сверху рассчитывается стоимость логистики в зависимости от региона доставки.

Склад и доставка. У площадки собственная доставка и большая сеть пунктов выдачи и складов почти во всех городах России — это удобно для продавцов из регионов и для тех, кто хочет доставлять товары по всей России.

Если у продавца есть собственный склад, тоже можно работать с площадкой — главное, чтобы склад находился в том же регионе, что и покупатель.

Особенности Яндекс.Маркета

Формат работы и размер площадки. До недавнего времени Яндекс.Маркет был агрегатором: на нем можно было разместить свой товар, но купить его клиент мог уже только на сайте продавца. Сейчас Яндекс.Маркет изменил формат работы и стал маркетплейсом.

На площадке зарегистрировано около 10 000 продавцов, но публичных данных, сколько заказов площадка обрабатывает в день, не нашлось.

Кто может продавать. На Яндекс.Маркете продавать могут компании и ИП. С самозанятыми площадка не работает.

Размер комиссии. Площадка берет комиссию от 2 до 9% от цены в зависимости от категории товара. Кроме комиссии нужно оплатить услуги по работе с заказами, стоимость которых зависит от модели хранения и доставки.

Склад и доставка. Есть четыре модели на выбор:

Чем больше действий вы передаете на сторону маркетплейса, тем выше общие платежи маркетплейсу.

Особенности. Раньше продавать на Яндекс.Маркете могли только те продавцы, у кого был собственный сайт. Теперь на маркетплейс могут выйти и продавцы, для кого это единственный канал онлайн-продаж.

Особенности AliExpress

Формат работы и размер площадки. AliExpress — это огромный китайский маркетплейс, который работает по всему миру. У российских предпринимателей с 2019 года есть возможность продавать там свои товары — купить их может только покупатель из России.

В 2020 году оборот российских магазинов на площадке был 55 млрд рублей. В день площадка обрабатывает около 64 000 заказов.

Кто может продавать. Маркетплейс работает не только с ООО и ИП, но и с самозанятыми.

Что продается. На площадке есть товары разных категорий: телефоны, компьютеры и бытовая техника, детские товары, одежда, косметика, ювелирные изделия и бижутерия, продукты питания, товары для авто, дома и сада.

Размер комиссии. AliExpress берет комиссию от 5 до 8% в зависимости от категории товара, сюда же входит комиссия за интернет-эквайринг. Новые продавцы могут получить специальные условия: комиссия 0% на продажу первых 100 товаров или первые шесть месяцев — в зависимости от того, что наступит быстрее.

Склад и доставка. Можно выбрать один из трех вариантов:

При логистике продавца он берет на себя хранение, упаковку и доставку: можно доставлять своими силами, Почтой России или любой другой транспортной компанией. В этом случае доставка будет по тарифам транспортной компании: нужно закладывать ее в стоимость товара на площадке либо покупатель будет оплачивать ее отдельно.

Особенности. Продавать можно только покупателям из России.

Продвижение товаров на маркетплейсе

Первый шаг в продвижении товара на маркетплейсе — правильно оформленная карточка. В ней обязательно должно быть название товара и описание с ключевыми словами — именно по ним покупатели ищут товар на маркетплейсе.

Нужны хорошие фотографии, можно добавить видео и модификации товара: размер, цвет.

Карточки надо заполнить для каждого типа товара: указать название, описание, характеристики, цены, залить фотографии.

На размещении карточки работа не заканчивается: чтобы привлечь первые заказы, магазин нужно продвигать.

Как именно это делать, зависит от инструментов площадки, на которой зарегистрирован магазин: у каждого маркетплейса свои инструменты.

На Wildberries это акции и скидки. Продавец выбирает, в какой акции участвовать и какой размер скидки установить для продвижения.

На Ozon широкий внутренний рекламный инструментарий, который позволяет таргетироваться по аудиториям или поисковым запросам, создавать собственные акции.

Яндекс.Маркет предлагает продавцам купить рекламу в Яндекс.Директе или профинансировать кэшбэк для покупателей. Последний работает через программу лояльности Яндекс.Плюса. Продавец указывает, сколько бонусов он может дать за покупку, а покупатель получает их плюсами на личный аккаунт в Яндексе и дальше может потратить внутри экосистемы Яндекса.

На AliExpress новички могут предложить свой товар покупателю за 1 рубль в обмен на обязательный отзыв. Работает это так: человек покупает ваш товар за 1 рубль, вы отправляете ему заказ, а он обязан написать вашему магазину отзыв. Чем больше у магазина отзывов, тем выше он в поисковой выдаче на маркетплейсе.

Подробнее об инструментах можно прочитать в статье о продвижении на маркетплейсах — она выйдет в Бизнес-секретах в августе.

Инструментов много, и нужно исходить из цели магазина и конкретных инструментов маркетплейса. Основной принцип такой: пробовать разные варианты с небольшим бюджетом, считать и анализировать результаты, масштабировать те способы, которые дают лучшие продажи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *