Что нужно чтобы открыть музыкальную школу
Как открыть вокальную мастерскую в мегаполисе
Пару лет назад арт-менеджер Елена Волкова и преподаватель по вокалу Екатерина Квернадзе запустили совместный проект, вложив на начальном этапе в бизнес всего 5 000 руб. За это время обучение у них прошли не менее сотни человек.
В интервью Контур.Журналу Елена Волкова рассказала о том, среди какой аудитории востребованы услуги вокальной мастерской, как менеджерские навыки могут помочь преподавательскому таланту и почему у новаторских образовательных проектов возникают определенные сложности с продвижением.
Старт
Моя работа всегда была связана с творчеством. Я разрабатывала игровые сценарии для детского анимационного музея, работала в продюсерских центрах помощником менеджера, три года была арт-менеджером крупной компании, мы организовывали международные фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества, параллельно меня сделали творческим директором арт-галереи.
Когда пошел третий год, я поняла, что накопила хороший опыт менеджмента, поняла, как можно все самостоятельно организовать. Когда ты работаешь на кого-то, ты зависишь от решений вышестоящих людей, даже если тебе достается весомая роль в их принятии. Мне было интересно работать в большом проекте, но через какое-то время появилось желание сделать что-то свое. Что именно свое, я не знала, поэтому я просто ушла из компании в никуда, понятия не имея, что делать дальше.
Когда я искала педагога по вокалу, одна знакомая посоветовала мне Екатерину Квернадзе — так мы и познакомились.
Я адекватно отношусь к себе: мой природный потенциал не располагает к тому, чтобы я была певицей и выступала на сцене. Вокал был нужен мне для других целей: он отлично раскрепощает, снимает эмоциональную перегрузку, дарит уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и оздоравливает.
У Екатерины Квернадзе была разработана своя авторская методика, по которой она на протяжении многих лет работала со множеством учеников. Хорошо чувствуя людей, их потенциал, я увидела, что вместе с Екатериной Квернадзе мы сможем создать большой проект, если соединим ее педагогический талант и мои менеджерские навыки. Школа вокала подходила лучше всего.
Первые четыре месяца мы вкладывали в проект по 5 000 руб. Я все делала своими руками — сайт, настройку рекламы, тексты. Сначала дела продвигались медленно, ведь у меня не было опыта ведения бизнеса, приходилось изучать создание сайтов и настройку Яндекс.Директ, Google Adwords и MyTarget с нуля.
Мы не арендовали помещение сразу за 30 000-40 000 руб. в месяц, а брали почасовую аренду на репетиционной точке. Через полгода мы поняли, что у нас много часов и достаточное количество учеников, тогда мы арендовали помещение в центре города, вложив в ремонт 70 000 руб., а еще через полгода мы вложили 102 000 руб. в расширение площади.
Уроки
Мы работаем вдвоем как два соучредителя — я отвечаю за форму, а Екатерина за содержание. Мы обсуждаем развитие на творческих совещаниях, стараемся не зацикливаться на классической схеме — несколько уроков и отчетный концерт.
Процесс обучения делится на несколько этапов. Все ученики, которые приходят к нам, проходят базовый курс из 22 уроков — постановку базового вокального дыхания. На него приходит часть людей, которым в дальнейшем нужен вокальный или речевой тренинг, и часть людей, которые хотят вернуть себе природный вдох-выдох, укрепить мышечный корсет и диафрагму и максимально задействовать легкие.
На курсе преподаватель объясняет, как должно работать тело и какие точки должны быть задействованы. На физических упражнениях, речевом тренинге, пении под аккомпанемент студент закрепляет знания и сдает экзамен на последнем уроке. После базового курса можно уйти или остаться на второй этап — вокальный или речевой. Третий этап позволяет развивать голос на более сложном уровне, учиться импровизации, дуэтному пению, работе в ансамбле и использованию эмоций.
Помимо меня и Екатерины Квернадзе с нами работают еще два педагога по вокалу, три дизайнера, фотограф, видеооператор и звукорежиссер. В сентябре мы запускаем новый курс с вокальным психологом.
Ученики
За два года обучение у нас прошли порядка 100 человек. Мало кто учится индивидуально, в основном в группах по семь человек. Сейчас набор на обучение ограничен — мы не можем набирать больше 12 человек в месяц.
Основная аудитория — люди от 24 до 50 лет с высшим образованием, с высоким достатком. Часть учеников, с которыми Екатерина занималась раньше, перешли в нашу мастерскую, но основной поток студентов — это результат моей работы над продвижением.
Когда ученик переходит на второй, вокально-речевой этап, он выбирает педагога. У Екатерины, как у художественного руководителя, стоимость урока длительностью 1 час 20 минут составляет 1 700 руб. По городу это не самый дешевый ценник. У другого педагога стоимость 900 руб. – это средний чек по Санкт-Петербургу.
Многие наши ученики добились заметных успехов: кто-то поступил на вокальное отделение, у кого-то карьерный рост пошел в гору, кто-то поправил здоровье. Так как вокал и декламация совмещены в курсе, студенты учатся выступать перед слушателями на больших совещаниях по 200-300 человек.
Особенности
В Санкт-Петербурге примерно 250-300 вокальных мастерских: есть и частные, и государственные, и просто педагоги, которые занимаются индивидуально. Интересных школ с необычным подходом немного. Мы одни в городе предлагаем поэтапное обучение.
Когда ученик приходит к нам, мы объясняем, что процесс не будет быстрым и простым: сначала мы осваиваем дыхание, затем переходим на первую ступень, затем на вторую. Если вы плохо поете, то через три месяца вы не будете записывать песню на студии и не сможете выступать на концерте — нужно быть честным по отношению к себе.
Те, кто гонится за быстрым результатом, у нас не задерживаются. После базового курса ученики остаются на вокал или речь. Базовый курс длится два месяца, занятия идут три раза в неделю. С сентября мы решили добавить еще одно занятие и ввести экзамен на 23-м уроке. Есть теоретическая часть экзамена — билеты с вопросами и практическая — нужно продекламировать поэзию на поставленном дыхании.
Внутри мастерской часто проходят открытые уроки среди учеников, на большие поэтические и вокальные концерты мы приглашаем родственников и друзей — все это позволяет оттачивать мастерство выступления перед публикой. Также мы проводим концерты «Поэзия сквозь музыку», на которых ученики зачитывают стихотворение под джаз: нужно соблюдать ритмические акценты, следить за выражением, артикуляцией и дикцией. Вокальный концерт — это вокальный экзамен, к которому каждый ученик готовит индивидуальную программу, призванную показать педагогу, чему он научился и как исправил ошибки.
Трудности
Мы занимаемся новаторским образовательным проектом, поэтому уровень доверия у аудитории еще не сформирован. Очень трудно расшевелить людей и добиться того, чтобы из сотни записавшихся пришло хотя бы 80. Я сужу по мастер-классам, нашей основной воронке продаж: если из 100% записавшихся придет 30%, а из 30% останется 10%, это уже хороший результат.
Пока я приостановила сотрудничество с Яндекс.Директ. Наш основной способ привлечения — бесплатные вводные уроки, консультации и мастер-классы. Я размещаю информацию в городских пабликах, на бесплатных порталах и на платформе MyTarget.
У нас есть группы во «ВКонтакте» и в Facebook, канал на Youtube, аккаунт в Instagram, но лучше всего работают бесплатные офлайн-мероприятия.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как открыть музыкальную школу
За последнее десятилетие современное образование постепенно переходит на платную основу. Кроме государственных учреждений ежегодно в крупных городах страны появляются десятки частных детских садов, школ, лицеев, спортивных и творческих секций. Однако именно частные музыкальные школы начали появляться недавно, рынок еще относительно пуст, поэтому существуют шансы развить эту бизнес-идею. Как открыть музыкальную школу с нуля, расскажем в статье и обсудим важные моменты этого бизнеса.
Актуальность бизнес-идеи
Все чаще родители, которые имеют соответствующие финансовые возможности, выбирают именно коммерческие образовательные учреждения для своих детей. Связано это с более высоким качеством обучения ребенка, отсутствием воды и минимумом ненужной информации, которая присутствует в государственных школах. Особенно это касается узкопрофильных образовательных учреждений: иностранные языки, программирование. Музыкальное образование тоже всегда считалось прерогативой государственных органов или, в крайнем случае, репетиторов, но не частных коммерческих школ.
Однако сегодня эта бизнес-идея набирает обороты, и спрос на частные музыкальные школы растет. Это связано с нехваткой финансирования госучреждений, старыми инструментами, низким уровнем заинтересованности педагогов. Высококвалифицированные учителя занимаются частным репетиторством и оставляют низкооплачиваемую работу в школе.
Достоинства и недостатки бизнес-идеи
Плюсы и минусы существуют в каждом деле, важно при разработке бизнес-проекта учитывать их.
Достоинства бизнес-идеи открытия музыкальной школы:
Документация и регистрация
Чтобы самостоятельно открыть музыкальную школу, обязательно надо пройти юридическую регистрацию предпринимателя. Зарегистрироваться стоит как ООО и подготовить все необходимые лицензии, разрешения и пройти проверки противопожарной безопасности. Открытие частной музыкальной школы, как и любого другого коммерческого образовательного учреждения, может осуществиться при условии выполнения требований местной власти и Министерства образования. Обязательно нужны разрешения и документы для запуска бизнеса.
Обязательные требования к частным школам:
Прежде чем начать собирать документы, надо пройти некоторые этапы для уверенности в будущей деятельности. Пошаговая инструкция приоритетных моментов поможет сориентироваться на начальном этапе стартапа.
Анализ ниши
Если есть желание создать свою частую музыкальную школу, первым делом нужно понять, с чего начать. Запуск бизнеса, конечно же, включает анализ аудитории, оценку уровня спроса на услугу в городе, объема целевой аудитории, оценку конкуренции и выявление возможностей и угроз для бизнеса.
Целевая аудитория в 90% – это родители детей с 7 до 15 лет. На остальные 10% приходятся взрослые люди, которые решают исполнить мечту детства или восполнить утраченные со временем навыки. Согласно практике, чаще всего это женщины 28-35 лет. В зависимости от целевой аудитории и следует искать лучшее месторасположение новой музыкальной школы, чтобы в ней появилось как можно больше учеников и малый бизнес процветал. Грамотно составленный индивидуальный бизнес-план частной музыкальной школы может сориентировать вас и ответить на вопросы, выгодно ли затевать это дело или не стоит тратить на него время и деньги.
Критерии выбора школы
Еще на этапе разработки бизнес-идеи следует учитывать критерии выбора школы. Согласно опросу, родителям важны следующие факторы:
Исходя из этого, намного большими перспективами обладает заведение с квалифицированными педагогами и качественными инструментами, даже если за уроки здесь придется платить больше.
Музыкальные инструменты
При создании плана маркетинга и таблицы со сметой затрат первым делом стоит вписать туда затраты на оборудование, ведь невозможно заработать на школе, не имея книг и парт. Также без шансов на успех будет музыкальная школа со скудным выбором музыкальных инструментов. Открывая частную музыкальную школу, стоит побеспокоиться и закупить минимум по 3-4 экземпляра таких инструментов:
Также некоторый спрос может быть на саксофон и барабаны.
Экономить на качественных музыкальных инструментах не следует, так рекомендуют владельцы подобных заведений. Именно от них будет зависеть уровень обучения и имидж школы. Ведь родители ведут своих детей в частные музыкальные школы, чтобы их учили квалифицированные педагоги и чтобы они играли на хороших музыкальных инструментах.
Здание помещения
Для открытия музыкальной школы следует выбрать не простое помещение 2-комнатной квартиры на первом этаже дома. К этому вопросу следует подойти внимательно. Надо присмотреть площадь не менее 200 кв. м, где разместится не менее 5-6 классов, учительская и кабинет для заведующего. Кроме того, нужны комната для санузла и кладовая для хозяйственных нужд.
Арендовать такое помещение может быть проблематично, так как, в основном, сдают в аренду небольшие помещения. Можно просмотреть вариант бывшего большого магазина на втором этаже в центральном районе города либо арендовать свободную площадь в государственном учреждении, если оно сдается в аренду.
Регистрация
Чтобы открыть частную музыкальную школу, регистрации ИП будет недостаточно. Необходимо зарегистрироваться как юрлицо ООО. Кроме того, обязательна лицензия на осуществление образовательной деятельности и сертификаты, подтверждающие квалификацию учителей.
Также необходимо получить разрешение в Роспотребнадзоре, пожарных органах и Министерстве образования.
Для запуска работы музыкальной школы необходимы сотрудники:
Сотрудники работают по графику занятий с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00, так как воспитанники музыкальной школы – в основном, это школьники, которые до 11-12 часов находятся на занятиях в школе, а дошкольникам и школьникам старших классов удобнее посещать уроки музыки в первой половине дня.
Маркетинг и продвижение
Для развития частной музыкальной школы необходима рекламная стратегия еще до ее открытия. Обязательно нужно:
Ежемесячно придется тратиться на активное ведение социальных сетей и поддержание активности на сайте для сохранения позиций в поисковых системах. Здесь также размещайте фото- и видеоотчеты, а также информацию об учителях, их контакты для предоставления возможности быстро связаться с учителем ребенка или заведующим.
Кроме того, учебное заведение стоит внести в городской справочник, рекламироваться в образовательных журналах города или женских изданиях. Там тоже находятся потенциальные клиенты – женщины.
Классическая, хотя и немного забытая почтовая рассылка по адресам района, где размещается школа, также поможет привлечь учеников.
Окупаемость и доходность
Окупается музыкальная школа достаточно долго, так как понадобятся крупные вложения на приобретение музыкальных инструментов, деньги на аренду немалой площади и далеко не низкую зарплату педагогам. Высококвалифицированных учителей привлечь недорого уже не получится: у многих уже есть доходная собственная частная практика. В среднем, окупается частная школа за 8-10 месяцев, не раньше. Как только налаживается поток учеников и все часы учителей оказываются заняты, доход от чистой прибыли может превышать 200-250 тыс. рублей.
Достаточно сложно ускорить процесс окупаемости такого рода бизнеса, так как без весомых причин неожиданно поднять стоимость занятий нельзя, результатом станет низкая посещаемость учреждения.
В итоге
Как говорят опытные предприниматели, которые работают в сфере частного образования, высокой рентабельности в данной сфере сложно добиться, она колеблется от 20 до 30%. Чтобы выделиться и стать лучшим учреждением такого рода, надо привнести в свое заведение что-то уникальное: к примеру, особенный способ преподавания или мотивации учеников, корпоративный дух школы и частые выступления на публике, участие в международных конкурсах. Все это положительно повлияет на имидж частной музыкальной школы.
Бизнес: творческая студия
Как заработать на вокале и танцах
Дарья Кузнецова работала юристом на заправочной станции, но работу не любила.
Она продала машину и украшения, выручила 1 млн рублей и открыла на них студию вокала, йоги и танцев в Москве. Сейчас студия «Беркана» приносит 580 тысяч рублей в месяц.
Идея и помещение
Дарья оставила нелюбимую работу юристом и устроилась администратором в студию вокала. Через месяц она оттуда ушла — не понравилось отношение к сотрудникам и клиентам.
Девушка решила открывать собственную творческую студию, где все будет сделано хорошо. Чтобы получить стартовый капитал, она продала машину и украшения, а вырученные деньги вложила в бизнес. И хотя от продажи она получила миллион рублей, денег на аренду помещения в центре ей не хватало. Тогда Дарья переключила поиск на спальные районы.
Помещение в 89 м² на первом этаже жилого дома в Тушине девушка нашла за три дня в приложении «Домофонд». Конкурентов студии в этом районе не было. Дарья заплатила 340 тысяч рублей за четыре месяца аренды. Собственник этого не требовал, но так девушке было спокойнее: она могла не думать об аренде несколько месяцев и рассчитывать оставшийся бюджет.
заплатила Дарья за ремонт студии
На время ремонта дали две недели арендных каникул. В помещении оборудовали зал для занятий йогой и танцами, два класса по вокалу и фортепиано и раздевалку. В зале положили новый ламинат, покрасили стены и установили зеркала. В музыкальных классах постелили ковролин и оклеили стены поролоном для шумоизоляции. Сделали перегородку, чтобы отделить администраторскую зону от остальных помещений. Ремонт занял месяц и обошелся в 165 600 рублей.
Параллельно Дарья наняла двоих преподавателей по йоге, двоих — по вокалу и одного — по детским современным танцам. Она искала учителей с высшим образованием на «Авито» и бесплатных ресурсах с резюме.
Предпринимательница знала только то, что нужно для студии вокала, а по остальным направлениям подсказывали преподаватели, которые приходили на собеседование.
ушло на оборудование и материалы для занятий
На оборудование и материалы ушло 144 000 рублей.
Запуск
Дарья сама сделала сайт студии на конструкторе, открыла страницы в социальных сетях и запустила контекстную рекламу в «Директе» на 20 тысяч рублей. С лендинга пришли первые заявки. Дизайн страницы выглядел по-любительски, поэтому позже Дарья заказала новый сайт за 30 тысяч рублей.
Когда в августе 2016 года ремонт закончился, студия открылась. Ее назвали «Беркана» — по названию руны, которая символизирует рост, успех и плодородие. На старте открыли три направления: вокал, йога и танцы. Ученики пришли на занятия в первую неделю после открытия — в основном на вокал. За первый месяц в «Беркану» записались 20 человек. Студия выручила 100 тысяч рублей.
выручка студии через месяц после открытия
В следующие два месяца количество людей росло на 10% каждый месяц. Чтобы занятие окупилось, достаточно двух человек в группе. Такое количество набралось в группах только на третий месяц работы.
Бизнес-план школы-студии
Татьяна Тур, основатель Sound Media Kids, рассказывает о том, как открыть школу-студию для детей: какую нишу выбрать, к каким проблемам готовиться и как оценить уровень конкуренции.
Стартовый капитал
К первоочередным расходам, без которых не обойтись, затевая открытие школы-студии, относятся:
В зависимости от того, где будет находиться школа, сколько дисциплин в ней будут преподавать, насколько велик состав педагогов и количество воспитанников, сумма начальных инвестиций может составлять как несколько сотен тысяч рублей, так и десятки миллионов. Здесь играет роль желание и возможности предпринимателя, его видение формата школы-студии, место, где планируется открытие.
Определиться с тем, какая сумма понадобится для открытия, недостаточно — нужно найти источник средств. Идеальный вариант — вложение собственных денег, но они есть не всегда, а возникшая бизнес-идея не терпит отлагательств. В таком случае можно взять кредит в банке или обратиться за помощью к государству, чтобы получить субсидию или грант в рамках программы поддержки малого предпринимательства или в сфере детского дополнительного образования. Безусловно, у всех способов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Взяв кредит, придется возвращать заемные средства и проценты, а используя деньги государства, рискуешь ограничить себя достаточно определенным форматом, не предполагающим полной свободы предпринимательского творчества.
Мне было отказано в трех кредитах, а потом я просто продала машину, взяла деньги в долг и открыла школу. Да, самым простым решением было взять кредит и пойти по пути, разрекламированном для помощи малому бизнесу, но, к сожалению, мне отказали, и в итоге я рада, что так случилось: когда ты рискуешь своими деньгами, у тебя немного другое восприятие ситуации, немного другая зона ответственности. Дабы избежать всех сторонних организаций, инвесторов и партнеров, я просто решила идти до конца, осознавая риски, степень ответственности, и у меня была четкая уверенность, что я все делаю правильно.
Документы для открытия бизнеса
Набор документов стандартен, какие-то особые формы мне сложно назвать. Все зависит от выбранной формы регистрации юридического лица — ООО или ИП и нормативных требований к помещению будущего заведения.
Конкуренция
Недостаточно просто найти конкурентов в подобной нише в интернете, необходимо самостоятельно посетить существующие детские центры, представившись заинтересованным родителем. Проще всего оценить ситуацию тем, кто самостоятельно столкнулся с поиском досугового учреждения для ребенка.
Стоит обратить внимание на прайс-лист конкурентов и, если получится, сделать свое предложение более выгодным. Плату за занятия можно установить на уровне цен конкурентов, сильно не поднимая ее, но и не занижая себе в убыток.
Дать более конкретные рекомендации относительно цены невозможно, поскольку во многом на нее влияет место расположения будущей школы: это и регион страны, и город, и даже район города, где планируется открытие.
Господдержка
Можно обратиться за помощью к государству. Также можно получить субсидию или грант в рамках программы поддержки малого предпринимательства или в сфере детского дополнительного образования. Но используя деньги государства, ты рискуешь ограничить себя достаточно определенным форматом, не предполагающим полной свободы предпринимательского творчества.
Опираться нужно на востребованную нишу, а для этого необходимо изучить рынок детских центров. Понимание потребностей современных детей и родителей само по себе приведет к верному выбору формата и стратегии функционирования будущей школы или студии.
Выбрать дисциплины, которые будут представлены в будущем заведении, может помочь рациональный подход: для начала есть смысл остановиться на наименее затратных с точки зрения необходимых расходных материалов и оборудования предметах, чтобы сократить первые вложения. Например, рисование и лепка достаточно доступны и распространены, но в то же время затратны в расходной части, а вот актерское мастерство, вокал и хореография не требуют постоянных закупок материалов.
Приступив к работе, вы также увидите, какое время посещения наиболее популярно, какие дисциплины более востребованы, какова возрастная структура воспитанников, — все это позволит скорректировать предложение так, чтобы оно максимально соответствовало желаниям целевой аудитории.
Немаловажно, что такая гибкость формата изначально заложена в идее творческой школы-студии, ведь в отличие от привычных и широко распространенных досуговых центров, она предполагает такую форму организации занятий, которая даст ребенку возможность не только увлекательно проводить свободное время, учиться и развиваться творчески, но и предоставит уникальный шанс выбрать, к чему у маленького творца действительно лежит душа.
Выбирая возрастную группу, на которую будет ориентироваться школа, важно учесть свою предрасположенность к общению с детьми того или иного возраста. Подобный бизнес требует вложения немалых душевных и человеческих усилий, поэтому стоит понять, детям какого возраста вы готовы и можете что-то дать, чьи запросы вам понятны и близки. Скорее всего, со временем возрастной диапазон воспитанников расширится: обычно в таких школах посещать занятия могут ребята в возрасте от 2 до 16 лет, и к каждому из них будет найден индивидуальный подход, благодаря которому появится возможность «рассмотреть» и бережно взрастить то креативное начало, которое с рождения заложено в каждом из нас.
Подводные камни и скрытые проблемы
В Петербурге я столкнулась с проблемой, что найти помещение, подходящее мне по параметрам, практически невозможно, особенно в центре, потому что в старом жилом фонде нет open-space, где можно делать все, что угодно. Но случайно и очень неожиданно такое помещение возникло.
Скрытой проблемой может стать недостаточно глубокий анализ потребностей клиентов, непонимание того, что именно они ожидают получить от сотрудничества. Ведь в данном случае нужно проанализировать потребности сразу двух аудиторий — детей и их родителей, а также выстроить все процессы так, чтобы удовлетворить всех.
Окупаемость
При грамотном подходе к организации и развитию бизнеса школа-студия окупится за пять-шесть месяцев существования.
Бизнес, связанный с детьми, неизбежно предполагает специфические риски: некоторые ребята довольно часто болеют, также не стоит забывать о непостоянстве маленьких воспитанников, которые могут молниеносно передумать и решить, что им больше хочется заниматься чем-то другим и в другом месте. Летом доходы упадут из-за того, что большинство детей уедут на каникулы. Риски минимизируются за счет дополнительных услуг: это индивидуальные занятия, выездные мастер-классы, курсы для иногородних и даже организация летнего лагеря для детей с родителями.
Школа Sound Media Kids в Москве открылась в октябре 2014 года, филиал в Санкт-Петербурге появился в 2016 году. Инвестиции на обе школы в общей сложности составили 20 млн руб. Полный оборот московской школы — около 20 млн руб. Школа вышла на самоокупаемость во второй год существования. В первый год был минус, школа требовала постоянных вложений. Моя ошибка была в том, что я не понимала, что это за бизнес, какие он предполагает риски, на что делать ставки в продвижении. Второй год был уже результативным: я извлекла уроки, многому научилась и сейчас точно знаю, чему стоит уделять внимание, а чему нет, как развиваться дальше.
В наше время школа-студия — очень перспективное вложение, которое при грамотном подходе принесет немалый доход и, что немаловажно, удовольствие. Бизнес, связанный с детьми, сегодня очень распространен — он популярен и рентабелен. Но определяющую роль в нем зачастую играет человеческий фактор и личные ресурсы, которые вы вкладываете в свое дело. Это вложение не только денежных средств, но и немалых душевных сил, искреннего отношения и любви к детям.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.