Что нужно чтобы открыть свою пилораму с нуля
Как открыть пилораму: подробное руководство по организации бизнеса
В этой статье мы расскажем, как открыть пилораму и правильно организовать бизнес в сфере деревообработки. Дадим советы по составлению бизнес-плана, анализу рынка и разработке маркетингового плана бизнеса. Рассмотрим методы сбыта готовой продукции и финансовые вопросы.
Первый шаг
До момента составления бизнес-плана надо прояснить некоторые моменты.
Может показаться, что цель ясна — получение прибыли. Но сейчас речь идет о другом. Например, предприятие открывается, как единственный источник дохода, или это бизнес, дополняющий основную деятельность: например, производство мебели?
Наличие конкурентов не должно отпугивать. Главное, чтобы в выбранном регионе были спрос на продукцию и доступная древесина.
Чтобы не прогореть на старте, нужно сразу убедиться, что в регионе нет запрета на вырубку леса и такой законопроект не готовится.
Ценовую политику конкурентов надо знать для того, чтобы предложить клиентам более выгодные условия сотрудничества.
Что отразить в бизнес-плане
Создавая бизнес-план пилорамы, надо подробно описать следующие важные моменты:
Эти моменты надо расписать максимально подробно, чтобы получить полную и четкую картину будущих перспектив предприятия.
Анализ рынка
Прежде чем приступить к организации бизнеса, необходимо провести тщательный анализ рынка. Обращать внимание надо на:
Еще нужно оценить запасы древесины в регионе. Понять, кто может стать постоянным клиентом и покупателем готовой продукции. Узнать, какие зарплаты своим работникам предлагают конкуренты и сколько вообще зарабатывают люди в выбранном городе или поселке.
Проанализировать надо и рынок недвижимости региона, чтобы купить участок или здание по приемлемой цене. Также всегда есть шанс приобрести определенную площадь леса для последующей вырубки и получения сырья. Но это увеличивает сумму стартовых вложений, делая ее для некоторых неподъемной. Поэтому выгоднее будет сотрудничать с местными лесхозами.
Маркетинговый план
Маркетинговый план должен содержать список продукции, которую планируется выпускать. Это может быть:
При создании плана надо понять, какие предприятия и предприниматели нуждаются в этих материалах. Например, в такой продукции нуждаются строительные компании, занимающиеся строительством загородных домов и бань. Или транспортные фирмы, которым нужны деревянные поддоны.
В маркетинговом плане надо прописать методы и принципы продвижения пилорамы: местные и профильные СМИ, интернет, реклама на билбордах, транспорте и т. д.
Регистрация пилорамы
Небольшой пилорамой может управлять индивидуальный предприниматель. Поэтому, если не планируется производство в промышленных масштабах, то достаточно будет зарегистрировать ИП.
Крупное предприятие целесообразно зарегистрировать как Общество с ограниченной ответственностью. Это позволит работать с крупными компании на долгосрочной основе и поставлять большие партии готовой продукции.
Промышленные предприятия, мебельные фабрики, строительные компании охотнее работают и больше доверяют ООО, чем ИП.
При регистрации пилорамы в ФНС нужно указать код ОКВЭД 20.1.
У ООО обязательно должен быть Устав и уставной капитал не менее 10 000 руб.
В процессе регистрации нужно встать на учет в ФНС и Пенсионном фонде.
Также, для осуществления деятельности, понадобится собрать следующие документы:
После регистрации в ФНС нужно открыть расчетный счет. Это можно сделать в любом банке: государственном или частном.
Место для пилорамы
Минимальная площадь участка для пилорамы — 30 соток.
При выборе участка стоит обращать внимание на удобство подъездных путей. К производственным или погрузочно-разгрузочным зданиям без труда должны подъезжать длинномерные лесовозы.
При строительстве здания пилорамы стоит помнить, что оно должно зонироваться на:
Помещения должны быть подключены к электросети, способной выдерживать высокие нагрузки.
Также надо позаботиться о наличии средств пожаротушения и пожарных сигнализаций. Не стоит забывать о качественной вентиляции производственных и административных помещений.
Оборудование для пилорамы
Количество оборудования зависит от производимой продукции. Минимальный набор для небольшой пилорамы выглядит так:
Стоит позаботиться и о доставке готовой продукции клиентам. Для этого понадобится минимум один грузовой автомобиль.
Сотрудники и рабочие
Штат сотрудников современных пилорам это:
Для грамотной работы пилорамы необходимо нанять около 15 работников. В дальнейшем, при расширении бизнеса, понадобятся новые специалисты.
Рынок сбыта готовой продукции
Когда все организационные моменты решены, нужно позаботиться о клиентах. Ими могут быть:
Эта категория клиентов присутствует в каждом регионе. Поэтому даже при высокой конкуренции, новая компания всегда сможет найти свою целевую аудиторию. Главное правильно продвигать и позиционировать себя на рынке.
Продвижение продукции и привлечение клиентов
Как только производство будет запущено, нужно создать официальный сайт пилорамы. На его страницах обязательно надо продемонстрировать готовую продукцию, разместить контакты, информацию о сотрудничестве и акциях.
Чтобы сайт видели больше людей, его стоит добавить в интернет-каталоги, запустить контекстную рекламу и найти целевую аудиторию в соцсетях.
В каждом регионе есть СМИ — ТВ, радио, газеты. Существуют даже профильные печатные издания. Стоит использовать эти инструменты для продвижения пилорамы.
Также привлечь внимание ЦА можно с помощью рекламы на билбордах вдоль дорог, рядом со строительными магазинами и непосредственно самой пилорамой.
Грузовые автомобили, которые развозят готовую продукцию тоже должны участвовать в рекламе. Достаточно на бортах и дверях разместить логотип, название компании и кратко перечислить, что она производит. Обязательно должен быть номер телефона.
Не стоит игнорировать холодные коммерческие предложения. Их можно разослать по email-адресам потенциальных клиентов.
Чтобы эффективно продвинуть пилораму, нужно задействовать все маркетинговые инструменты. Для этих целей лучше нанять опытного маркетолога.
Финансовая сторона вопроса
Основная статья расходов — закупка оборудования. Она составляет около 2 000 000 руб. Это с учетом, что оборудование новое, а не б/у. Не рекомендуется покупать старые станки, потому что потом они обойдутся дороже в обслуживании.
Если удастся найти помещение в подходящем месте, то его аренда будет обходиться примерно в 100 000 руб. в месяц.
Ремонт помещений — цеха, офиса, бытовых, — обойдется в 250 000 руб.
Перед началом производства оборудование надо настроить. Пуско-наладочные работы обойдутся в 25 000 руб.
На рекламу и продвижения пилорамы уйдет более 50 000 руб.
В итоге получается, что для того чтобы открыть пилораму с нуля, надо располагать суммой около 2 500 0000 руб. Причем почти 1 000 000 руб. может понадобится еще и на покупку транспорта.
Все вложения в бизнес окупятся через 12 месяцев. Рентабельность — 70%.
Открытие пилорамы
Пилорама – это мастерская, которая занимается обработкой древесины специальным оборудованием. Открытие пилорамы в России является актуальной бизнес идеей, по причине большого количества лесов, благодаря которым проблем с поиском сырья возникнуть не должно. А спрос на традиционные пиломатериалы только увеличивается с каждым годом, поскольку растет объем строительства частных домов и хозяйственных построек.
Продукция пилорамы востребована во всех отраслях экономики. В России переработкой леса занимаются не менее 19 000 организаций, объем производства увеличивается с каждым годом.
Чаще всего ассортимент маленьких лесопилок – 5-6 наименований продукции, крупные же предприятия, оснащенные современными, многопрофильными станками, производят более дорогостоящую продукцию с широким выбором.
Основные покупатели изделий пилорамы – частные лица и строительные компании. Продукция, которую производят лесопилки:
Также транспортные компании приобретают у лесопилок поддоны, а энергетические компании и изготовители кабельных товаров дают спрос на деревянные катушки.
С чего начать
Как и любой другой бизнес, открытие пилорамы также следует начать со всестороннего анализа рынка и конкуренции. Это поможет понять, возможно ли занять определенную нишу в выбранной отрасли. Поэтому так важно заблаговременно просчитать рентабельность предприятия, изучить конкурентов и их методы работы.
Вопросы, которые необходимо изучить в начале бизнеса:
Важно изучить транспортную систему в регионе, поскольку лесозаготовка включает в себя достаточно сложную логистику: сначала сырье нужно доставить на пилораму, а готовую продукцию привезти к клиенту.
В деревообрабатывающей отрасли ключевым моментом является налаживание бесперебойной поставки сырья. Во многих регионах страны вырубка и вывоз леса довольно проблематичное мероприятие – это следует учитывать при выборе локации пилорамы.
Регистрация и сбор нужной документации
Обязательным условием успешной предпринимательской деятельности является легализация бизнеса. В первую очередь необходимо пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо организовать ООО.
Зарегистрировавшись в качестве ИП, готовую продукцию можно будет сбывать только физическим лицам. Зато для легализации нужен небольшой перечень документов, а срок рассмотрения заявления – всего 5 дней.
Создав ООО, можно взаимодействовать с физическими и юридическими лицами, а также с иностранными контрагентами.
При легализации бизнеса необходимо указать код 20.1 ОКВЭД (распил и строгание древесины).
Чтобы открыть пилораму, необходимо иметь разрешение на вырубку леса, а также заключить договор аренды участка. Однако, если сырье планируется приобретать у поставщиков, то такое разрешение не понадобится.
Если сырье добывается самостоятельно, то перед запуском бизнеса следует собрать следующую документацию:
Выбор места для размещения
Целесообразно открыть лесопилку максимально близко к лесу, если сырье будет добываться. Пилорама и арендуемый участок леса должны находиться рядом, таким образом можно сэкономить значительную сумму денег на перевозках. Следует учитывать, что процесс деревообработки сопровождается сильнейшим шумом, поэтому пилорама должна находиться как можно дальше от жилых зон, в идеале – за городом.
Немаловажно, чтобы к предприятию были качественные и удобные подъездные пути. Для бесперебойной работы станков, в помещение нужно провести надежную электросеть, выдерживающую немалую нагрузку.
На территории лесопилки потребуется построить несколько зданий:
Формирование штата работников
Для запуска в работу собственной лесопилки потребуется штат сотрудников, численность которого будет составлять не менее 10 человек. Перечень необходимых работников:
Для работников, которые участвуют в непосредственном производстве, целесообразно установить сдельно-премиальную зарплату. Остальной персонал может работать по окладу.
Если лесопилка находится далеко от населенного пункта, стоит задуматься о доставке работников на пилораму и домой. Следовательно, может возникнуть необходимость нанять для этих целей водителя, а также приобрести транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров.
Ассортимент предлагаемой продукции
Большинство существующих пилорам занимаются выпуском пиленых деталей, заготовок и пиломатериалов:
Продукция крупных и средних лесопилок по большей части отправляется на экспорт, доля которого составляет 95% от всего объема производства.
В основном лесопилки занимаются выпуском пиломатериалов и связано это с растущими темпами малоэтажного строительства, востребованы также оцилиндрованное бревно и брус.
Чаще всего, пиломатериалы производятся из хвойных деревьев с применением специальных станков. Конечная продукция лесопилки должна соответствовать требованиям ГОСТ.
Выбор сырья и технологии
Качество закупаемого сырья сильно отличается в зависимости от региона. Поэтому при запуске собственного бизнеса необходимо разобраться в сырье.
В северных районах преобладающими деревьями являются сосна и лиственница, поэтому дерево более плотное. Оно идеально подходит для изготовления высококачественных товаров: мебели, предметов интерьера и подобных вещей.
Кедр пускают в ход для производства напольной доски, фанеры и др.
В производстве зачастую задействуется классическая технология изготовления товара из сухой обрезной доски. Этапы:
Данная технология не нуждается в сложном оборудовании, больших финансовых вложениях и большом штате сотрудников, но цена сырья достаточно высокая.
Необрезная доска с естественной влажностью стоит в разы дешевле, такое сырье выгоднее использовать, но в этом случае поменяется технологический процесс:
Выбор технологии зависит от исходного сырья, а также имеющегося оборудования. Для первого метода нужен лишь один станок, но зато используемые материалы отличаются высокой ценой. Вторая технология предполагает использование двух различных станков, но сырье более дешевое.
Закупка оборудования
К данному этапу нужно отнестись максимально внимательно и ответственно, ведь именно от оборудования зависит последующая производительность лесопилки.
Основа всего производства – пилорамы, они бывают нескольких видов:
К вопросу о ценах на оборудование: минимальная стоимость ленточной пилорамы – 154 000 рублей, рамной – 124 000 рублей, дисковой –150 000 рублей.
В список необходимого оборудования также может входить:
Стоимость и количество оборудования будет зависеть от того, какую продукцию будет изготавливать пилорама.
Рентабельность
Какую сумму придется изначально вложить в пилораму, напрямую зависит от предполагаемого объема производства, а также типа лесопилки.
Начальные инвестиции включают в себя затраты на:
Будут также и систематические расходы, связанные с оплатой аренды, коммунальных платежей, амортизации оборудования и др.
Средний показатель чистой прибыли пилорамы – от 150 000 до 300 000 рублей, в зависимости от объемов производства. Рентабельность составляет около 27-30 %, что является неплохим результатом. Окупится предприятие, в лучшем, случае, через 5-6 месяцев.
Рынок сбыта продукции
Основными закупщиками пиломатериалов являются:
Важно договориться о сбыте изделий оптом по региональным базам стройматериалов. Необходимо тщательно исследовать рынки сбыта, налаживать отношения с возможными партнерами и заключать с ними взаимовыгодные договора.
Так как качественные пиломатериалы пользуются большим спросом за границей, можно поработать над этим направлением сбыта.
Пилорама представляет собой серьезный производственный бизнес. Как и в любом другом бизнесе здесь есть свои подводные камни. Если тщательно проработать все аспекты данного предприятия заранее, разработать успешный бизнес-план, пилорама будет приносить стабильный доход и процветать. Рекомендуем посмотреть существующих производителей досок и произвести конкурентную разведку.
Открываем пилораму: можно ли выиграть конкуренцию?
У многих людей, думающих о своём бизнесе, собственная пилорама ассоциируется с небольшим свечным заводиком, владение которым в дореволюционное время считалось делом чрезвычайно надежным, хотя и умеренно выгодным. Собственно, поэтому на форумах нередко можно прочесть посты на тему: «есть желание запустить свою пилораму». В пользу этой идеи предприниматели приводят, казалось бы, железные аргументы. Во-первых, Россия – лесная страна, так что с сырьем не должно быть проблем. Во-вторых, пиломатериалы являются традиционным стройматериалом, значит, и со спросом, по логике вещей, все в порядке. В-третьих, готовый и очень подробный бизнес план пилорамы — своего рода «дорожную карту» — найти можно без проблем.
Тем не менее, упрямая статистика показывает, что более 70% вновь открытых пилорам разоряются. Попробуем понять, что нужно сделать, чтобы оказаться в числе остальных 30% счастливчиков.
Состояние отрасли и особенности бизнеса
В последнее время лесопереработка находится на подъеме: по 3 % и 5,7% роста за 2016 и 2017 год соответственно. Во многом, это связано с началом торгов на электронной бирже в Санкт-Петербурге, что позволило устранить фактор посредничества и протекционизма. Особенно сильно развивается сопутствующее пеллетное производство.
Что касается конкретно пиломатериалов – продукции пилорам — то производство распиленной древесины, судя по всему, находится в стагнации. После падения в период с 2011-2015 года на 12 %, произошел так называемый отскок на 4,8 %.
«По факту, бизнес на пилораме испытывает на себе трансформации рынка, на котором наблюдается востребованность в более глубокой переработке. Вместо досок сегодня нужно делать двери и рамы, вместо бревен – срубы», — комментирует эксперт по лесопереработке Михаил Ягодов. По его словам, стоимость пиломатериалов на рынке резко снижает и даже уводит в минус рентабельность лесопилки.
Но что интересно: в России почти 90% пиломатериалов приходится на хвойные породы, тогда как выпуск распиленной лиственной древесины недопустимо мал и не соответствует потребностям рынка. Но и здесь происходит быстрое заполнение ниши мощными игроками. В целом, предпринимателю, мечтающему о своей пилораме, нужно быть готовым к «удушающей» конкуренции с лидерами, в частности, с ЗАО «Лесозавод 25», с предприятиями Segezha Group и так далее.
«У них и свои леса, и лучшее оборудование, и отличная логистика», — объясняет особенности бизнеса на пилораме разорившийся бизнесмен Василий Ганза.
Что представляет собой готовая продукция пилорамы
Основными потребителями продукции пилорам являются строители всех мастей, начиная с шабашников и заканчивая крупнейшими стройтрестами. Они и диктуют спрос на следующие пиломатериалы:
Кроме того, транспортные и логистические компании обеспечивают спрос на поддоны, а еще энергетические компании и производители кабельной продукции активно заказывают катушки.
Какого размера должен быть цех?
Судя по форумам о частных пилорамах, единого мнения на счет, какой должна быть площадь под этот бизнес, нет. Участники обсуждений считают, что необходимо ориентироваться исключительно на свою производственную политику.
«Если нет выхода на свой «кругляк», классическая схема, предложенная в интернете, не будет работать, — пишет юзер с ником «правдоруб». – Даже при упоре на необрезную доску сразу же будет теряться 20-25 % кубатуры, хотя в своих рекламных роликах и статьях продавцы пилорам гарантируют выход на уровне 90%. Если зацикливаться исключительно на лесопереработке, то для элементарного выживания должно соблюдаться соотношение цен на «кругляк» и пиломатериалы 1 к 2.5. Однако не реально найти такие условия поставки. В лучшем случае, это возможно при наличии разрешения на самостоятельную вырубку и аренде места рядышком».
В данном случае размер площадей цеха и склада зависит от объема инвестиций. Чем больше вложений в оборудование, тем лучше должны быть показатели производства, тем значительнее доход. Однако, порядка 70% вновь организованных предприятий по лесопереработке разорились, несмотря даже на полученные разрешения на вырубку леса. Между тем, деньги были потрачены немалые: речь шла о нескольких миллионах рублей.
Анализ банкротств показал, что конкуренция с лидерами рынка приводит к тому, что даже доставка из леса своего «кругляка» приводит к убытку всего предприятия. И, напротив, оказывались на плаву совсем небольшие пилорамы с инвестициями до 700 тыс. рублей. Они вырубкой не занимались и покупали достаточно дорогой «кругляк» на рынке, где поставщики диктуют свои условия.
«Начали сразу с глубокой переработки леса, — делится опытом бизнесмен Сергей Шапошников. – Делаем обрезную доску, брус, оцилиндрованное бревно с привязкой для сборки под ключ заказанных дачных домиков, бань, беседок. Если подойти с умом, даже это дело будет прибыльным. Словом, производственный план должен быть кастомизирован».
Как открыть лесопилку с нуля?
Как правило, открыть лесопилку с нуля хотят люди, знающие толк в этом деле. Кто-то уже работал на лесопереработке, кто-то плотничал, кто-то профессионально занимается закупкой пиломатериалов. Для них составить бизнес план ленточной пилорамы и подробную смету не составит труда. Если оставить за скобками хлопотную и трудоемкую лесозаготовку и сосредоточиться только на планировании лесопильного производства, то стать предпринимателем достаточно просто. Для этого нужно пройти основные этапы:
Проще всего войти в бизнес через покупку УСН-патента для переработки древесины (если, конечно, это возможно в конкретном регионе). Штат лесопилки не должен превышать 15 человек. Если через год выяснится, что бизнес не состоялся, от продления патента можно отказаться. Можно открыть лесопилку, став ИП. Плюс в том, что не нужно приобретать патент, уплачивая налог по упрощенной схеме, но минус тоже существенный. В случае проблем придется отвечать имуществом. Есть еще форма ООО, которая выгодна для больших лесопилок со штатом в несколько сотен человек.
Сколько нужно денег для открытия лесопилки
Чтобы открыть лесоперерабатывающее предприятие с глубокой переработкой сырья потребуется составить бизнес план лесопилки, и в соответствии с ним определить объем инвестиций по наиболее крупным статьям расходов.
Персонал
Как правило, предприниматели, решившие сделать бизнес на лесопилке, хорошо знают технологию. Если это не так, лучше вообще не начинать: не тот «кругляк» будет закуплен, постоянно станет ломаться оборудование, следует ожидать проблем с сушкой древесины.
«Для небольшого предприятия потребуется рабочий штат из 5 человек, включая механика и технолога, который на компьютере рассчитывает комплект пиломатериалов для конкретного заказа, — рассказывает Сергей Шапошников. – Потребуются аккуратные и ответственные рабочие. Если голова на месте и руки тоже, то обучить премудростям профессии не составит труда».
Считается, что в течение 3-4 месяцев лесопильня будет убыточной. Для прохождения этого этапа рекомендуется сформировать зарплатный фонд для 3-х человек в сумме 200 тыс. рублей.
Аренда
Если лесопилка привязана к выпуску пиломатериалов под конкретные заказы для сборки готовых дачных домиков, не особо важно, где под неё будет арендоваться место. Главное, чтобы были транспортная доступность, надежное энергообеспечение и отапливаемое помещение. По совету состоявшихся бизнесменов, лучше затратить время на поиск подходящего варианта, чем потом приводить его в порядок.
«Лучше всего остановиться там, где уже был столярный цех или размещалась плотницкая артель, — пишет юзер «правдоруб». – Там наверняка будет сушка и найдется погрузчик».
Потребуется порядка 12 соток земли, на которых расположены двор для разгрузки сырья и корпус площадью 200 кв. метров, а также сушка под навесом. Здание, как правило, поделено на зоны по операциям: ленточная лесопилка, оцилиндровка бревен, столярка, склад. Если продумать план пилорамы, экономический расчет получается более детальным. В среднем по стране съем такого комплекса, включая аренду погрузчика, стоит 50-70 тыс. рублей в месяц. Плюс еще 300-400 тыс. уйдут на оборудование.
В принципе можно купить землю и поставить бескаркасный ангар, но придется озадачиться энергообеспечением. По разным подсчетам, стоимость пилорамы составляет 1.5 – 2 млн рублей.
Оборудование
Схематичный проект пилорамы определяет тип необходимого оборудования, которое может включать в себя:
Самый недорогой комплект обойдется бизнесмену в сумму от 800 тыс. до 1 млн рублей. Впрочем, производители готовы продать оборудование как в лизинг, так и в кредит-рассрочку до 3-х лет. Следовательно, сразу всю сумму выкладывать не надо, однако деньги за первые полгода оплаты займа сформировать необходимо. Речь идет о 200 тыс. рублей.
Маркетинг и реклама
Чтобы открытие пилорамы не оказалось незамеченным клиентами, рекомендуется провести рекламную кампанию. Здесь не надо «изобретать велосипед» — следует выполнить ряд привычных мероприятий, которые дают неплохие результаты:
Сколько можно заработать на собственной пилораме
Конечно, в качестве базы для старта и определения объема инвестиций можно взять пример готового бизнес плана, который легко найти в открытых источниках. Однако лучше ориентироваться на конкретный опыт. По словам бизнесмена Сергея Шапошникова, лесопильня, ориентированная на выпуск комплектов пиломатериалов для сборки дачных домиков, зарабатывает не менее 90 тыс. рублей за один заказ. При этом небольшому коллективу рабочих под силу выполнить в месяц 5-6 договоров. Как показывают расчеты, за год пилорама может принести:
6 заказов × 12 месяцев × 90 000 рублей = 6 480 000 рублей
Расходы включают в себя:
Итого расходов – 5 040 000 рублей. Следовательно, годовой доход лесопильни ориентировочно оценивается в 1 440 000 рублей. При этом оборудование окупится за 3 года.
К недостаткам бизнеса следует отнести высокую конкуренцию, низкий местный спрос и сложности контроля качества продукции.
Заключение
Идея открытия лесопильни для выпуска стандартного набора пиломатериалов несет в себе высокие риски. Из-за конкуренции с «монстрами» рынка за первый год работы разоряются до 70% фирм. Тем не менее, при переходе на выпуск продукции с высоким уровнем переработки и комплектации под сборку дачных домиков и бань бизнес вполне может стать прибыльным.