Что нужно чтобы провести мероприятие
4 закона, которые нужно знать организатору мероприятий
Организатору мероприятий недостаточно быть творческим, стрессоустойчивым и многозадачным человеком. Чтобы не нарваться на штрафы, нужно быть подкованным в правовых вопросах и изучить законодательные нормы. Рассказываем о четырех основных законах, которые касаются организации мероприятий.
1. Закон о возрастном ограничении
Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ─ Закон № 436-ФЗ).
По закону нужно поставить предупреждающий знак, если в информационной продукции или видео содержится материал, который может причинить вред их здоровью и (или) развитию. К нему относятся, например, кадры с алкогольной продукцией или сигаретами.
За несоблюдение закона грозит штраф (ст. 6.17 КоАП РФ):
Особенности
Возрастная маркировка напрямую влияет на доход организатора — чем выше ограничение, тем уже круг потенциальной аудитории, соответственно, продажи билетов меньше.
К каким мероприятиям относятся: просмотр фильмов в кинотеатре (фильмы ужасов), массовые мероприятия (рок-фестивали), шоу (кабаре для взрослых) и другие.
Как это работает
2. Онлайн-касса с уведомлением налоговой
Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Организаторы мероприятий обязаны уведомлять налоговую инспекцию о продаже билетов. Сделать это можно с помощью:
С полученной прибыли нужно уплатить налог.
За продажу билетов «мимо кассы» грозит штраф на сумму от 10 000 до 30 000 руб. Кроме того, будет взыскано от 25 до 100 % суммы, полученной в обход онлайн-кассы (ст. 14.5 КоАП РФ). Повторное нарушение ведет к очередному штрафу и приостановлению деятельности.
Даже из-за того, что зарегистрированному участнику не пришел билет или чек, могут быть проблемы: штраф от 2 000 до 10 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ), начисление пени, а также внеплановая проверка ФНС. Помимо этого, в случае отсутствия онлайн-кассы при расчетах банковскими картами организатору может грозить проверка полиции.
У сервиса Nethouse.События онлайн-касса встроенная. При покупке билета организатор выдаст участнику все необходимые чеки и электронный билет. В случае если билет будет потерян или удален, участник может повторно запросить его отправку. Для этого ему нужно обратиться к организатору через форму обратной связи, которая находится внизу страницы события. Через 3 дня после проведения мероприятия организатору приходит на почту акт выполненных работ. Налоги организатор платит самостоятельно.
Особенности
Онлайн-касса нужна только в случае, если вы продаете билеты от ООО или ИП. Но вы можете зарегистрироваться как самозанятый. В этом случае онлайн-касса не нужна.
К каким видам мероприятий относится: любые мероприятия, на которые продаются билеты (спектакль, цирковое шоу, конференция, детский праздник).
Как это работает
Индивидуальный предприниматель Василий решил продавать билеты на свои мастер-классы. Запустил сайт, подключил продажу билетов и эквайринг. Продал билеты на несколько мастер-классов, но подключить онлайн-кассу было некогда. А потом к нему пришла налоговая проверка и выписала штраф: 2 000 руб. за ненаправление чека покупателю и еще 30 000 — за неприменение ККТ.
3. Возврат билетов участникам
Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее ─ Закон № 3612-I).
Закон распространяется на культурные мероприятия, поэтому полезно знать некоторые его особенности. Например, как можно вернуть билет. У зрителя могут поменяться планы, а иногда организатор переносит мероприятие на неопределенный срок.
Если отмена мероприятия происходит со стороны организатора, зрителю по запросу должна быть возвращена полная стоимость билета. Если зритель сам решил, что не сможет посетить мероприятие, то, подав заявку на аннулирование билета, он получит возврат соразмерно требованиям, установленным в ст. 52.1 Закона № 3612-I, а именно:
Если зритель отказался от участия в мероприятии менее чем за 3 дня до начала, организатор вправе не возвращать стоимость билета. Исключение: когда зритель болен и может это подтвердить больничным листом либо не может посетить мероприятие по иным обстоятельствам, которые нужно подтвердить документально.
Особенности
На свое усмотрение организатор может вернуть средства покупателю, даже если тот подал заявку на возврат за час до культурного мероприятия или вообще после его завершения.
К каким видам мероприятий относится: культурные мероприятия, на которые продаются билеты (кино, музей, театр, выставка).
Как это работает
ООО «Филармонический театр Мединского» продает билеты на спектакль. Сергей оплатил билет за 5 месяцев до даты мероприятия (так было дешевле). Но за 3 недели до начала выяснилось, что присутствовать на спектакле он не сможет из-за рабочей командировки. Сергей отправил заявку на возврат, но ему ничего не ответили. Расстроенный покупатель написал заявление, теперь разбираться в ситуации будут правоохранительные органы.
4. Проведение публичных мероприятий
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Проводить мероприятия нельзя:
Если организатор планирует проводить мероприятие на территории объектов культурного и исторического наследия, где часто пустует большое пространство, то потребуется разрешение от органов исполнительной власти. Для проведения мероприятия на Красной площади или в Кремле потребуется разрешение президента.
Особенности
Время проведения мероприятия тоже регулируется законом и допускается в промежутке с 7:00 до 22:00. Исключением являются только салюты в памятные даты и общегородские культурные мероприятия.
К каким видам мероприятий относится: детские и спортивные праздники, Дни города, гуляния на Новый год, публичные концерты, выставки под открытым небом и т.п.
Как это работает
Компания «Спорт навсегда» решила организовать спортивный праздник в честь 23 февраля на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга без согласования с местными властями. К сожалению, мероприятие закончилось доставкой участников в отдел полиции.
Денис Имшенецкий, генеральный директор Nethouse
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как организовать корпоративное мероприятие, чтобы получить максимальную пользу
В компании, нацеленной на успех, корпоративные мероприятия давно перестали быть самодеятельностью или обычным застольем. Как организовать корпоративное мероприятие, чтобы оно стало шагом на пути к развитию и процветанию?
Постановка цели
Каждый корпоратив должен работать на одну или несколько особенно актуальных целей:
— нацеленность на результат;
— формирование корпоративной культуры;
— формирование положительного образа компании в умах собственных сотрудников, партнёров, вышестоящего руководства (для отраслевых подразделений, филиалов);
— реклама, продвижение продукции;
— получение важных навыков, знаний;
— постановка целей и задач по развитию.
Чтобы правильно определить цель, нужно хорошо понимать, что именно в данный конкретный момент важно для компании или коллектива. Потому над целью работает руководство совместно с HR-менеджером, маркетологами, аналитиками.
Когда насущные проблемы определены, выбирается организатор корпоративных мероприятий — из работников или сторонний.
Стоит отметить, что организация мероприятия собственными связана с определенными рисками. Даже на обычном празднике гостям бывает скучно, они ссорятся, могут позволить себе выпить лишнего, приглашённые собираются в отдельные группы. Корпоратив же может превратиться во встречу, которая не объединит, а разделит коллектив, между коллегами возникнет напряженность, у сотрудников сформируется отрицательное отношения друг к другу и к компании в целом.
Важно! По исследованию портала HeadHunter, около 22% (!) работников ненавидят корпоративы. Как выяснилось, у 20% из этих 22% корпоративы проводят сотрудники компаний, у 19 % — за счёт нерабочего времени или выходного.
Стоит ли так рисковать, или лучше пригласить того, кто не даст заскучать гостям, составит развлекательную программу в соответствии с разными интересами и не допустит негатива на торжестве?
Важно! Ни одна цель мероприятия не будет достигнута, если вы проводите его в выходной или после трудового дня. Исключение — туристические походы, совместные поездки, но только по искреннему желанию сотрудников.
В зависимости от цели выбирается форма корпоративного мероприятия, круг приглашённых, ответственные, выделяются средства на проведение.
Организатор корпоративного мероприятия — как выбрать достойного
Все без исключения event-агентства рекламируют себя как непревзойдённых мастеров по организации праздников. Чтобы не ошибиться в выборе, обращайте внимание на следующие моменты:
Важно! При заключении договора с агентством максимально подробно пропишите все пункты сотрудничества, область ответственности и, по возможности, действия на случай форс-мажора.
Как цель определяет форму корпоративного мероприятия
В принципе, любую форму можно адаптировать под цель. Но есть наиболее выгодные сочетания.
Какие корпоративные мероприятия можно провести, руководствуясь той или иной целью?
Подготовка корпоративных мероприятий
Создание концепции
Концепция — это внешнее оформление праздника, события, которое продиктует его программу.
Опытные тренеры, организаторы рекомендуют проводить корпоративы по тематическим/сюжетным сценариям, например — «Оскар», Come back to the USSR, Бал (тут возможно множество вариантов), национальная вечеринка, «Пионерский лагерь», Карнавал, Дискотека (80-х, 90-х…), по мотивам телепередач, любимых/популярных фильмов и т. д.
Важно! Чтобы учесть интересы максимального количества работников, можно провести анкетирование. Если результаты будут слишком разобщены, можно построить новую концепцию с учётом предпочтений больших групп.
Написание сценария
Когда концепция одобрена и разработана, пишут сценарий или адаптируют готовый. Этим занимаются работники event-агентства, но с обязательным (!) участием HR-менеджера или другого человека, хорошо знающего коллектив.
Важно! В сценарии нужно задействовать максимальное количество приглашённых, учитывая их интересы, возраст, физические возможности. И обязательно — руководство разного звена, если вы хотите действительно сплотить коллектив.
Не стоит опасаться, что топ-менеджеры в костюмах снежинок или зайчиков потеряют свой авторитет: если они настоящие профессионалы, строгие, но справедливые руководители, их авторитет только возрастёт. А если упадёт — руководству впору задуматься о профессиональных качествах менеджера.
Выбор места
На него влияет множество факторов — статус, бюджет, количество приглашённых, сезон, задачи.
Кроме традиционных банкетных залов, ресторанов, ночных клубов и развлекательных центров, можно выбрать оригинальные места — производственные цеха, заброшенные здания (при возможности их использования и соответствующей концепции), скалодромы, поля для пейнтбола и лазертага и т. п.
Если вы останавливаетесь на закрытом помещении (ресторане, клубе), нужно убедиться, что:
Выбор меню
Меню, как и место, зависит от бюджета, а также от формы мероприятия.
Важно! При планировании меню нужно учитывать, что на одного приглашённого требуется примерно один килограмм еды. Еда должна поступать в зал (на площадку) не одномоментно, а порциями, чтобы в самом начале угощение не было съедено подчистую.
При проведении банкета на одного человека потребуется:
Приглашение на праздник
Даже если у вас не будет гостей «со стороны», необходимо заранее — за 1 – 2 недели — пригласить своих работников. Они смогут спланировать своё время и «нагуляют» настроение.
Важно! Чтобы заинтересовать сотрудников, клиентов, партнёров, анонсируйте мероприятие — объявите его концепцию, некоторые моменты программы. Хороший образец для этого — цирковые и театральные афиши.
Подарки
Подарки необходимы при проведении большинства мероприятий, даже просто как знак уважения руководства к своим сотрудникам. Поэтому следует заранее, задолго до события, приобрести сувениры для конкурсов, партнёров, именные — в связи с событием или юбилеем.
Важно! Если на подарок будет нанесён логотип компании, его можно оформить по статье расходы на рекламу, и таким образом уменьшить налоговую базу. Однако стоимость подарка в этом случае не должна превышать 4 тысяч рублей.
Как проводить корпоративные мероприятия большого формата — форумы, конференции, выставки и подобные
В случае организации таких событий необходимо обратиться к профессиональному организатору корпоративных мероприятий.
Тут как никогда верна пословица «Скупой платит дважды». Вы не сможете самостоятельно провести на высоком уровне столь статусное мероприятие, а потому компания однозначно проиграет — и в имидже, и в популярности, и в прибыли.
Чем заканчивается корпоративное мероприятие
Отчётами, учётами, обратной связью с коллективом. Последняя обязательна, так как поможет избежать ошибок в дальнейшем и покажет, насколько достигнута поставленная цель.
Инструкции для проведения оффлайн-мероприятия
Предварительная подготовка
Определяем формат мероприятия (конференция, симпозиум, семинар, круглый стол, коллоквиум и т.д.).
Составляем предварительную программу.
Определяем предполагаемое количество участников.
Смета
Подсчитываем предварительные расходы, составляем и утверждаем проект сметы мероприятия.
В случае возникновения трудностей Вы можете ознакомиться с образцом заполнения сметы.
Источник финансирования мероприятия
Определяем источник финансирования. Если Вам необходима финансовая помощь для организации мероприятия, Вы можете подать заявку:
— в научную комиссию факультета/филиала (далее – НКФ), в случае если ваше структурное подразделение входит в состав факультета/филиала НИУ ВШЭ (ответственные от факультетов).
Бронирование аудиторий
Бронируем помещение для проведения мероприятия:
1. Бронирование конференц-залов по адресам ул. Мясницкая, 20, ул. Мясницкая, 11 и Покровский бульвар, 11 осуществляется по ссылке.
2. Бронирование помещений в Доме Дурасова и Культурном центре НИУ ВШЭ осуществляется по ссылке.
3. Для бронирования конференц-залов и аудиторий в других корпусах НИУ ВШЭ необходимо направить служебную записку на электронный адрес начальника УОСМ Григорьевой Е.А.
4. Для бронирования учебных аудиторий, необходимо направить заявку в Управление учебным процессом.
Приказ
Подготавливаем проект приказа мероприятия и запускаем его в СЭД.
Альбом унифицированных форм приказов по организации и проведению мероприятий доступен по ссылке. Материалы по работе с СЭД доступны по ссылке.
Анонс и страница мероприятия
Размещаем анонс о мероприятии на корпоративном сайте. Создаем страничку мероприятия.
Регистрация участников
Создаем форму регистрации участников на странице мероприятия.
На странице Управления размещены формы регистрации на русском и английском языках, поля которых соответствуют утвержденному Аналитическим центром реестру участников мероприятий. Данные формы могут быть клонированы на страницы подразделений по запросу инициаторов мероприятий.
Техническое оснащение мероприятия
Составляем ТЗ на техническое оснащение мероприятия. Если Вы хотите организовать аудио/видео запись мероприятия, заказать оборудование для презентации, синхронного перевода и видеотрансляции, Вам необходимо подать заявку в Систему «ВЫШКА-BPM».
Организация визитов участников
Организуем визиты участников*:
Перечень авторизованных поставщиков НИУ ВШЭ представлен по ссылке. Информация по закупкам, а также формы договоров и дополнительных соглашений размещены на странице Дирекции по корпоративным закупкам и торгам. Рекомендации Дирекции по правовым вопросам по подготовке иных договоров размещены по ссылке.
Питание участников
Организуем питание участников мероприятия*.
Сувенирная продукция
Заказываем сувенирную продукцию*.
Для заказа презентационных товаров Вам необходимо обратиться в Отдел по организации корпоративных мероприятий.
Логотипированный конференц-пакет «Стандарт» (включает в себя ручку, блокнот, бейдж и папку) Вы можете получить в нашем Управлении по служебной записке в соответствии с количеством участников мероприятия, в случае одобрения Вашей заявки на проведение мероприятия Комиссией или НКФ.
Канцелярскую продукцию можно заказать на складе НИУ ВШЭ, оформив заявку в системе «Вышка-BPM».
С тиражированием материалов и программы мероприятия поможет типография НИУ ВШЭ. Подать заявку на получение услуг типографии можно в системе «Вышка-BPM».
Изготовить настольные таблички, бейджи и указатели можно по приложенным шаблонам.
Списки участников
Формируем списки участников. Чтобы обеспечить проход участников в здание, направляем служебную записку в дирекцию АУК.
Отчет о мероприятии
По результатам проведения мероприятия составляем отчет и отправляем его:
— ответственному секретарю НКФ (если Инициатором мероприятия являлось структурное подразделение факультета/филиала НИУ ВШЭ);
— ответственному секретарю Комиссии (если Инициатором мероприятия являлось иное структурное подразделение).
Также не забываем предоставить данные о проведении мероприятия в УОСМ в соответствии с приказом «О предоставлении данных по научным и научно-образовательным мероприятиям» от 24.07.2020.
* НИУ ВШЭ, как автономное учреждение, ведет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иными законодательными актами, устанавливающими требования к проведению закупок автономными учреждениями».
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы или трудности, Вы можете обращаться к сотрудникам нашего Управления.
Тимбилдинг для сотрудников: примеры и сценарии командообразования
Зачем нужен тимбилдинг и как его проводить, чтобы решить задачи бизнеса, а не просто потратить деньги на корпоратив
Александр Старостин
Гендиректор компании «Технология игр», проводит тимбилдинги компаниям
Тимбилдинг — это не корпоратив, а мероприятие, которое помогает сотрудникам стать командой не на словах, а на деле. Сплоченность и доверительные отношения между коллегами в итоге помогают бизнесу зарабатывать больше: сотрудники быстрее справляются с задачами и без проблем делятся идеями с руководством.
В статье объясняем, какие задачи решает тимбилдинг и как самостоятельно организовать такое мероприятие, которое впишется в бюджет и поможет добиться поставленных целей.
Что такое тимбилдинг
В глобальном смысле тимбилдинг — это процесс, когда группа людей, которые работают в компании, становится командой. Вот чем разница между группой людей и командой.
Группа людей | Команда |
---|---|
Все преследуют свои цели, которые редко пересекаются с целью компании | У компании и сотрудников есть общая цель, они вместе ее преследуют |
Сотрудники готовы спорить о пустяках, даже если это мешает работе | Все слушают друг друга, а не ждут очереди заговорить |
Никто никому не доверяет | Можно открыто высказывать свое мнение и говорить о чувствах |
Конфликты длятся долго, мешают работе и часто связаны с личной неприязнью | Конфликты есть, но возникают идей и методов, а не личностей. Разрешаются быстро и не мешают работать |
Отделы не помогают друг другу, даже если видят, что нужна помощь: «Не мои заботы» | Все готовы друг другу помочь |
Чтобы сделать из группы людей команду, руководители обычно пользуются такими инструментами:
Это не исчерпывающий список — можно делать что угодно, чтобы группа людей превратилась в команду. О каждом инструменте можно написать по книге или статье. В этом тексте мы сфокусируемся на тимбилдинге в узком смысле слова.
Тимбилдинг — это мероприятие, которое помогает группе коллег стать командой. Есть четыре критерия, как отличить тимбилдинг от других мероприятий:
Общая цель. Цель должна быть такой, чтобы достигнуть ее можно было только с помощью работы в команде.
❌ Нет командной цели | ✅ Есть командная цель |
---|---|
Сотрудники сидят в офисе и слушают лекцию Джима Кемпа. В перерыве общаются, пишут посты о вдохновении и пьют чай из пластиковых стаканчиков | Сотрудники делятся на две команды: каждая создает из себя мини-конвейер по передаче шариков от пинг-понга друг другу. Побеждает та, кто сделает это быстрее |
Участники развивают навыки работы в команде. Их еще называют софт-скиллы: эмоциональный интеллект, коммуникация, делегирование, переговоры.
❌ Все просто отдыхают | ✅ Развивают взаимопонимание |
---|---|
Сотрудники собрались в баре и пьют пиво, поют в караоке песню из заставки «Чип и Дейла» | Два человека садятся спиной друг к другу: у одного лист бумаги, у другого — инструкция, как сложить журавлика. Тот, что с инструкцией, голосом объясняет другому, как складывать журавлика |
Участники пришли на мероприятие по своему желанию. Они понимают, зачем нужен тимбилдинг, и готовы в нем участвовать.
❌ Люди не готовы участвовать и не понимают смысла мероприятия | ✅ Люди готовы участвовать и понимают, зачем им это |
---|---|
Руководители собирают всех сотрудников каждый рабочий день в девять утра в большом зале, где играет гимн компании, а на экране показывают портрет ее руководителя. Когда гимн кончается, сотрудники делятся на команды и участвуют в викторине. Если не прийти, можно получить выговор | Часть сотрудников пришла в пятницу вечером на пейнтбол по своей воле. Если бы они не пришли, никаких санкций бы не последовало |
Тимбилдинги проходят регулярно. Когда тимбилдинги проводят раз в год, это не помогает сформировать команду: между ними проходит много времени — сотрудники не смогут отточить навыки работы в команде. Другое дело, если тимбилдинг проходит каждую неделю или раз в месяц. Это помогает сформировать команду и научиться в ней взаимодействовать.
Когда нужен тимбилдинг
Тимбилдинг помогает в таких ситуациях:
Сотрудники незнакомы друг с другом. Когда открыли новую компанию или филиал, сотрудники еще не знают друг друга. Чтобы они быстрее поладили между собой и стали конструктивно общаться, можно провести тимбилдинг в «комнате побега».
«Комната побега»: сотрудников помещают в закрытое помещение, им нужно сбежать оттуда за час. Для этого нужно понять, как открыть замок, найти потайной люк или решить загадку, чтобы получить подсказку. Чтобы все успеть, сотрудникам придется довериться друг другу и делегировать задачи. В конце инструктор проводит разбор полетов.
«Комнаты побега» помогают медикам научится работать в команде
Ситуация. «Комнаты побега» изучали на кафедре неотложной медицинской помощи в университете Томаса Джефферсона в Филадельфии. Ученые хотели узнать, помогают ли такие комнаты медикам научиться работать в команде.
Метод. Для исследования они нашли «комнату побега» в городе и собрали ней в работников отделения неотложной помощи. Чтобы оценить эффективность такого тимбилдинга, ученые наблюдали за участниками и опросили их.
Результаты. Выяснилось, что такие тимбилдинги полезны для того, чтобы развивать командные навыки у медиков. Например, в работе над побегом из комнаты участники использовали те же навыки, что и в отделении неотложной помощи: переключение, делегирование, сбор данных, разработку плана.
Личностные конфликты у сотрудников. Конфликты — это нормально, когда они касаются решений в работе и не мешают делать все в срок. Плохо, когда конфликты касаются личностей сотрудников и мешают работать.
❌ Нездоровый конфликт | ✅ Здоровый конфликт |
---|---|
Ваня постоянно сплетничает о коллегах в то время, когда Женя завалена задачами. Женя в ответ может накричать на Ваню, а Ваня обижается и перестает делать свою часть работы по совместным задачам с Женей вовремя. |
В итоге конфликт идет месяцами, задачи всегда выполняют с задержками, и компания теряет этого деньги
В итоге Женя с Ваней нашли решение: протестировать соцсети в течение двух месяцев. Конфликт шел не больше недели, а компания ничего не потеряла него
Чтобы сотрудники научились быстро решать личностные конфликты, можно провести тимбилдинг, который поможет научиться. Например, игровые переговоры.
«Игровые переговоры»: сотрудники делятся на команды по 2—3 человека, каждой команде дают сценарий. В нем описывается конфликт и роли каждого человека в команде. Когда все поняли свою роль, команды выходят на переговоры, чтобы разрешить конфликт, но достичь своей цели по сценарию. В конце судьи проводят разбор полетов.
Руководители подразделений не общаются друг с другом. Когда руководители разных отделов в одной компании знакомы друг с другом, но не общаются, они не обмениваются опытом и могут тратить время и деньги на неэффективные решения. В такой ситуации может помочь тимбилдинг, который подтолкнет их к общению и совместной работе. Например, провести корпоративную регату.
Корпоративная регата — это гонка между парусными яхтами. Руководителей делят на команды по 3—5 человек и сажают на спортивные яхты. Во главе команды инструктор: он говорит, что и в какой последовательности делать, чтобы работа участников приводила лодку в движение. У каждого своя роль в экипаже и свои задачи, но только синхронная работа позволяет обогнать другие яхты на дистанции и прийти первыми. Чья команда лучше скоординирована и синхронизирована в своих действиях, та и приходит быстрее всех.
На лодке все время надо согласовывать действия между собой и быстро реагировать на команды, чтобы яхта непрерывно двигалась вперед и не теряла скорости. Если собрать в одну команду руководителей, которые не общаются друг с другом, им придется начать общение и наладить контакт. Иначе они проиграют.
Структура компании сильно меняется. Например, небольшая компания сливается с корпорацией и три подразделения объединили в одно: друг друга не знает, бывшие руководители стали подчиненными, в команде появляются новые роли. В таком случае может помочь тимбилдинг, который поможет адаптировать сотрудников к новым условиями.
Чтобы такой тимбилдинг помог адаптировать команду к изменениям, нужно формировать команды такими, какими они стали в компании после изменений. Например, если раньше у разработчиков был руководитель Семен, а теперь вместо него Петр, надо сделать Петра командиром в пейнтболе. А если 10 дизайнеров раньше были в одном отделе, а теперь в разных, надо не давать им объединяться старым составом, а собрать команды из новых отделов.
Когда не нужен тимбилдинг
Тимбилдинг — хороший инструмент для работы с командой. Но если применить его не к месту, он ничем не поможет. Например, тимбилдинг не поможет, в таких ситуациях:
Нет командной работы. В некоторых командах люди редко общаются друг с другом по работе, потому что они делают задачи в одиночку. В таких случаях тимбилдинг ничем не поможет — он не для одиночек.
Нет командной работы | Есть командная работа |
---|---|
Мерчандайзеры в основном работают одни: они выкладывают продукты в магазинах, проводят инвентаризацию на складе и следят за тем, чтобы товары не кончались на полках. Изредка они общаются с администрацией магазина, чтобы предупредить, что печенье кончается и надо бы его закупить. Мерчандайзерам почти не надо ни с кем взаимодействовать, чтобы справляться с работой | Врачи скорой помощи работают сообща: когда с пациентами не так, один готовит обезболивающие, другой — дефибриллятор, третий следит за состоянием человека. Пациент может умереть, если врачи будут медлить. Таким врачам нужно постоянно взаимодействовать между собой, чтобы справляться с работой |
Сотрудники сильно устают. Врачи, журналисты, руководители, кадровики часто испытывают стресс на работе и сильно устают. В итоге результат работы может не соответствовать ожиданиям руководства. Уставшая команда — это не повод проводить тимбилдинги: уставший человек хочет спать и восстанавливать силы, а не бегать по лабиринтам.
Уставшая команда — это повод задуматься, что не так в процессе. Может быть, руководители не дают точных сроков для задач и всегда говорят, что они срочные. В такой ситуации сотрудники могут переработать: не все задачи можно сделать быстро. Тогда можно сделать так, чтобы руководители договаривались с сотрудниками о точных сроках и грамотнее подходили к планированию нагрузки, а не сбрасывали на них все задачи с пометкой ASAP. Другой вариант — нанять еще людей, если задач стало так много, что команде уже просто не хватает рук.
Сотрудники работают посредственно. Представим, что в компании сотрудники решают задачи неохотно, выдают посредственные результаты и приходят, чтобы дождаться конца рабочего дня. Такую проблему решить одним тимбилдингом не получится.
Сначала нужно выяснить, почему сотрудники стали работать плохо. Для этого можно провести анонимный опрос, поговорить с руководителями и волнующими сотрудниками. Дальше все зависит от ситуации. Возможно, нужно улучшить процессы, уволить, поднять зарплату, перестать давать задачи, которые он не должен решать. А уже затем, может быть, проводить тимбилдинги.
В компании текучка. Если из компании часто уходят сотрудники, а на их места приходят новые, говорят, что в компании высокая текучка. Это не повод проводить тимбилдинги чаще: вряд ли они помогут сделать так, чтобы никто не уходил.
У сотрудников могут быть тысячи причин для ухода. Сначала нужно провести исследование, чего уходят люди. Им может не нравиться уровень зарплаты, добираться неудобно, задачи неинтересные, хотят другую позицию, руководитель слишком требовательный.
Один тимбилдинг вряд поможет сделать так, чтобы человеку вдруг стало удобно добираться до работы. Но он может помочь новым сотрудникам познакомится с коллегами и быстрее поладить, если проблема коллектива действительно в этом.
Как самостоятельно провести мероприятие по тимбилдингу
Тимбилдинг можно провести самому или делегировать это специалисту. Дальше поговорим о варианте со специалистом, а сейчас разберем, что нужно сделать, чтобы все устроить самостоятельно:
Определить цель и бюджет. Если бесцельно проводить тимбилдинги, это ни к чему не приведет. Другое дело, если у компании есть задача, которую могут решить тимбилдинги, например:
Когда определите цели тимбилдинга, нужно решить, сколько компания готова тратить на него. Возможно, при подсчете нужно учесть, сколько денег компании уходит проблем, которые вы собрались решать тимбилдингом. Например, можно рассчитать часовую ставку ссорящихся сотрудников и засечь, сколько часов уходит на личные конфликты, чтобы вообще понять целесообразность такого мероприятия.
От бюджета будет зависеть формат, сценарий и ведущий.
Узнать предпочтения сотрудников. Хороший тимбилдинг — это когда сценарий и формат вписываются в предпочтения сотрудников. Чтобы выбрать формат и разработать сценарий, нужно провести опрос среди сотрудников. Если не спросить, есть шанс проколоться.
❌ Кадровик Леша придумывал формат тимбилдинга для отдела бухгалтеров. Леша решил, что раз в отделе в основном женщины за 50, они не готовы играть в футбол, пейнтбол или перетягивать канат. В итоге он отправил их в «комнату побега», но там им было скучно. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что бухгалтеры хотели более активного.
❌ В другой день Леша придумал формат тимбилдинга для другого отдела. Решил, пусть будет формат «лабиринт с проводником». Отдел делится на команды и выбирает главаря. Главарь завязывает глаза своей команде и за руку ведет каждого по полосе препятствий из пункта «А» в пункт «Б». Кто быстрее переведет команду на другую сторону, тот и победил. Когда Леша собирал обратную связь, он с удивлением узнал, что многие сотрудники не любят, когда их трогают коллеги.
Чтобы опросить коллег, можно создать анонимный опрос в Google Формах, оставить там вопросы и отправить ссылку на него в чат коллег. Собрали главное, что нужно спросить:
Сотрудники могут медлить с заполнением опроса, если в нем можно дать только открытые ответы. Чтобы ускорить процесс, можно добавить готовые варианты ответов для выбора галками. Например, перечислить популярные виды командного спорта в вопросе о нем.
Когда получите ответы, можно придумать несколько форматов тимбилдинга и попросить сотрудников проголосовать, какой им понравится больше.
Выбрать формат. Важно, чтобы формат подходит под предпочтения сотрудников. Иначе они не придут или тимбилдинг не решит своей задачи.
Формат «в офисе» подойдет, если бюджет сильно ограничен. В офисе не поиграешь футбол, но можно придумать свою «комнату побега», проводить игровые переговоры, делиться на команды и состязаться в викторине по профессиональным темам или придумывать логотипы на время.
Выездной формат подходит, когда важно сменить обстановку. За пределами офиса можно делать все что угодно: играть в баскетбол, устроить соревнования по лазертагу, организовать корпоративную регату на яхтах, пройти веревочный курс или сплавляться по местной речке.
Разработать сценарий. Сценарий должен вписываться в предпочтения сотрудников и помогать решать задачу тимбилдинга, которую вы поставили.
❌ Сценарий не решает задачу | ✅ Сценарий решает задачу |
---|---|
Чтобы коллеги начали ладить друг с другом, мы разработали такой сценарий: каждому сотруднику за два часа нужно сверстать лендинг, написать к нему текст и разработать иллюстрации. Кто успеет сделать хороший лендинг, тот и победил | Чтобы коллеги начали ладить друг с другом, мы разработали такой сценарий: сотрудники делятся на команды по 3—5 человек, чтобы за два часа сверстать лендинг, написать к нему текст и разработать иллюстрации. Какая команда успеет сделать хороший лендинг, та и победила |
Выбрать ведущего. Ведущий — это человек, который объясняет правила мероприятия и следит за тем, чтобы их не нарушали, но всем было весело. Если ведущего не будет, может начаться хаос.
❌ Никто не следит за тимбилдингом | ✅ Ведущий следит |
---|---|
Сотрудники играют в футбол. Нападающий нечаянно задел мяч рукой прямо перед воротами соперника. Нападающий отрицает, что нарушил правила. Вратарь, который все видел, стоит на своем. Начинается конфликт | Сотрудники играют в футбол. Нападающий играет рукой прямо перед вратарем и отрицает это. Ведущий все видел и назначает штрафной в пользу команды вратаря |
Если нет бюджета на ведущего, им может быть из сотрудников, например кадровик или маркетолог. Если бюджет есть, можно нанять специалиста по тимбилдингу.
Выбрать подходящее время. О времени и дате лучше узнавать у сотрудников во время опроса. Если не спросить, можно проколоться. Один коллектив может расстроиться, если тимбилдинг будет посреди рабочей недели, а другой коллектив этому только обрадуется.
Организовать мероприятие. Организация — ответственная часть тимбилдинга. Если компания проводит мероприятие на природе, важно накормить сотрудников как следует, позаботиться, чтобы на площадке была питьевая вода, не было слишком жарко или, наоборот, холодно.
Чтобы программа тимбилдинга прошла гладко, нужно все учесть заранее. Собрали вопросы, на которые нужно ответить перед тем, как начать организовывать тимбилдинг:
Собрать обратную связь. Чтобы следующий тимбилдинг прошел гладко, спросите у сотрудников, как все прошло. Сотрудники не будут стесняться, если провести анонимный опрос в Google Формах. Вот что можно спросить:
Хорошо организовать тимбилдинг — большой труд. Если у вас нет времени на это, поручите это специалисту.
Как найти специалиста по тимбилдингу
Выездной тимбилдинг — большая задача. Кадровик может не справиться, если у него никогда не было такого опыта или он завален своими задачами. Если есть бюджет, лучше всего найти специалиста по тимбилдингу. Вот что он может уметь:
Можно начать поиски специалиста по тимбилдингу через знакомых или в интернете. Поспрашивайте знакомых, кто им проводит тимбилдинги и готовы ли они рекомендовать специалиста или компанию. Если никто не знает таких, вбейте в поисковик или соцсети «заказать тимбилдинг» и укажите название региона.
Изучите, насколько предложения, кейсы и отзывы специалиста или компании подходят под вашу задачу. Если специалист уже проводил тимбилдинги для компаний вашего типа и отзывы об этом положительные, значит, у него можно попробовать заказать то же самое. Если ничего под вашу задачу не подходит, поищите другого специалиста или компанию.
Если выбрали специалиста или компанию, созвонитесь и обратите внимание в разговоре, вникает ли на той стороне в вашу задачу или сразу спрашивает про детали.
Если специалист вникает в задачу, это значит, что он понимает нюансы и может предложить подходящее решение. Если не вникает, значит, он пока не знает, как предпочтения сотрудников и тип компании влияют на результат. Тогда есть риск, что его тимбилдинг никак компании не поможет.
Главное о тимбилдингах
Сервисы для массовых выплат
Поможем организовать выплаты для сотрудников и фрилансеров:
Сейчас читают
Валютные операции: виды, отчетность
Валютными считаются не только операции с иностранными деньгами, расчеты в рублях тоже могут попасть под валютный контроль. В статье — о том, какие операции закон относит к валютным и как бизнесу правильно их учитывать, чтобы не получить штраф от налоговой
Стили руководства: какой выбрать
Стиль руководства — это способ управления командой. Если правильно его подобрать, то скорость и качество работы сотрудников повысятся, а руководителю будет легче достигать целей бизнеса
Что подарить сотрудникам на Новый год
В статье — 30 идей для новогодних подарков
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания