Что нужно чтобы работать дальнобойщиком
Чего боятся дальнобойщики без опыта. Типичные ошибки и советы новичкам 15:28, 31 декабря 2019 Версия для печати
Александр Ивахненко устроился работать дальнобойщиком буквально несколько недель назад. На первых порах неопытному водителю пришлось непросто: зима в Сибири суровая, а доставшийся мужчине газомоторный КамАЗ – машина своенравная.
В своём видеоблоге Александр рассказывает о проблемах, с которыми ему довелось столкнуться.
— Хочу рассказать, какие шишки я набил и о чем узнал, чего я боюсь, чего опасаюсь и избегаю.
Во-первых, это гололед – особенно когда ты пустой или везешь несколько тонн. Машина идёт неуверенно, её подшвыривает. Недавно я ехал пустой до стоянки и было такое ощущение, что тягач едет ровно, а прицеп идёт боком, как будто его сносит на обочину.
Груженый я чувствую себя увереннее, но все равно не рискую разгоняться быстрее 65-70 километров в час. Другие дальнобойщики летят «на все бабки», 85 и быстрее.
Но водители, с которыми я общался по рации, советуют: не уверен – не гони. Они говорят: «гололёд для всех один, но у нас опыт, и на экстренную ситуацию мы среагируем по-другому».
Да я и сам понимаю: машина, груз, моя жизнь и жизнь других участников дорожного движения превыше всего. Я лучше опоздаю, напишу логисту, что не могу ехать быстрее.
Гололёд то есть, то его нет. Бывает, когда на дороге пусто, я специально приторможу, а потом утоплю педаль газа в пол. Если колеса начинают шлифовать дорогу, значит гололёд. Иногда едешь по хорошей дороге, а потом выезжаешь на открытое пространство, например в поле, и там, где снег заметает дорогу, наверняка будет гололёд.
Колея. Бывает, едешь по ровной дороге и вдруг попадаешь в колею. Куда тебя потащит? Может и на встречку. Колея это коварная штука, с ней нужно быть аккуратным, особенно если она глубока.
По сухому асфальту ехать на груженом грузовике – одно удовольствие. Машина чувствует себя уверенно. По Сибири в принципе хорошо ездить, тут равнина, ровные дороги, хороший асфальт – едешь и балдеешь.
Еще одна шишка, которую я уже набил – базы. Где не почищено – не лезьте туда! Лучше остановитесь где-нибудь на обочине, сходите пешочком, посмотрите, как и куда заезжать, где нужные ворота.
Я несколько раз заезжал на базы, и оказывалось, что либо въезд с другой стороны, либо что-то еще. В таких случаях приходится выезжать задом – мало приятного! Машина 16-метровая, и хоть я работаю уже полмесяца, но правую сторону не чувствую. Вроде везде прохожу, уже примерно радиус знаю, но есть внутри ощущение, что ты сейчас кого-то зацепишь.
Бывает, когда разворачиваюсь или сдаю назад, выхожу из кабины и проверяю, правильно ли еду. Я потрачу на это минуту, но буду уверен, что никого не зацеплю.
На стоянках: где не почищено – не лезьте и вставайте всегда так, чтобы потом вам было удобно выехать. На стоянках обычно есть сотрудники, которые спрашивают, во сколько ты уедешь и выделяют подходящее место.
Как ведёт себя КамАЗ? Его швыряет. Даже на ровной дороге я всё время его ловлю. Нет такого, чтобы ты сел, руки на руль положил и прямо едешь. Но мне КамАЗ нравится: компания, в которой я работаю, доплачивает за работу на газомоторной машине, за вахту выходит нормальная сумма.
Работать зимой в принципе можно, если ты в себе уверен. Зимой ты сразу почувствуешь машину и набьёшь шишки – поймешь, куда не надо лезть.
На погрузке и разгрузке: старайтесь присутствовать, особенно если везете дорогой груз, чтобы потом к вам не было вопросов. Если кладовщики что-то уронят или поцарапают, а вы в это время будете сидеть в кабине, то вам, конечно, никто ничего не скажет. Всё это – деньги, их нужно считать, ведь я пришел сюда, чтобы зарабатывать.
Насчет транспортной компании: все крупные компании предлагают примерно одни и те же зарплаты и условия. Меня взяли без опыта и мне пока все нравится. Коллеги говорят, что деньги платят вовремя и без проблем, суточные я себе уже заказывал, машину дают, работу дают, логист нормальный, я не простаиваю.
Я отъездил 12 тысяч, и с КамАЗом пока ничего серьёзного не было. Один раз табло вырубилось, я массу включил-выключил и всё прошло. Еще лампочку поменял в противотуманке.
Кто собирается в первый рейс – берите деньги, побольше и именно наличкой. Большинство стоянок принимает только наличные, хотя где-то можно оплатить и безналом. Банкоматов на трассе маловато, поэтому лучше чтобы наличка была.
Мне нравится работать. Была бы еще погода получше! Снег и гололед меня маленько подбешивают, но это специфика работы водителя – от неё никуда не деться.
Профессия – дальнобойщик. Чем занимаются водители грузовиков (а вы об этом не знаете) 15:25, 29 декабря 2020 Версия для печати
Чем занимаются дальнобойщики? Они водят грузовики, доставляют грузы в магазины и на заводы, следят за правильным оформлением документов – а еще пытаются разнообразить рабочие будни. И у них получается!
Дальнобойщик — это трудная и опасная профессия, требующая железных нервов, усидчивости и профессиональных навыков вождения. Обязанностей у дальнобойщиков много: помимо управления автомобилем, им необходимо контролировать погрузку и выгрузку, заниматься оформлением документов и следить за состоянием грузовика. Но рабочая рутина утомляет, поэтому в рейсах дальнобойщики занимаются не только тем, чего требуют от них работодатели.
Согласно нормам РТО, водитель обязан работать не более 9-10 часов в сутки и обязательно устраивать себе выходные – даже если дальнобойщик находится вдали от дома. Эти правила соблюдаются далеко не всегда, но свободное время у водителей всё же есть: работать без отдыха нельзя (да и невозможно). Как проводят свободное время российские дальнобойщики? Попробуем ответить на этот вопрос, вспомнив наши прошлогодние публикации.
Дальнобойщики ведут блоги…
Многие дальнобойщики ведут видеоблоги и имеют свои каналы на YouTube. Для кого-то это развлечение, способ рассказать о себе, пообщаться с коллегами и познакомиться с интересными людьми. Но у некоторых водителей получается заработать на своём увлечении: рекламу в популярных блогах покупают производители грузовиков и транспортные компании.
У популярных блогеров могут быть десятки и даже сотни тысяч подписчиков. На таком уровне дополнительный доход приносит монетизация канала – деньги им платит сам видеохостинг. Некоторые водители относятся к делу серьёзно: покупают дорогие камеры, микрофоны, монтируют ролики и даже снимают свой грузовик в дороге с дрона (так, например, поступает Альберт, владелец известного канала «Категория Е»). Другие же не обращают внимание на популярность и продолжают рассказывать о своих рабочих буднях, снимая вид из кабины на недорогой мобильник. Иными словами, больших вложений это увлечение не требует: главное, чтобы водителю было о чём рассказать.
Весной прошлого года мы пообщались с несколькими известными блогерами и написали о них статью.
Дальнобойщики ухаживают за животными…
Животными в офисе уже никого не удивишь. В одном из отделов АТИ живёт хамелеон, который питается сверчками и саранчой. Иногда насекомые убегают и пугают сотрудников, но тут ничего не поделаешь: таковы издержки рабочего процесса.
В кабинах грузовиков животные встречаются реже, и всё же они встречаются. Обычно это собаки и кошки: некоторые дальнобойщики так любят своих питомцев, что берут их с собой в рейс. Дальнобойщик Эдуард Ерошенков, например, частенько ездит в экипаже с белоснежным котом Барсиком. Хлопот с ним немного: кот приучен к лотку, а спит на торпеде. Во время остановок хозяин выгуливает Барсика на поводке.
Бывает, что в рейс отправляются и экзотические животные. О хамелеонах и саранче мы еще не слышали, а вот попугаи и совы – пожалуйста. Ранее мы писали о дальнобойщиках, которые берут с собой животных в продолжительные рейсы: если еще не читали – обязательно почитайте.
Дальнобойщики занимаются спортом…
Сидячая работа вредна для здоровья и чревата различными болезнями. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, многие водители делают зарядку и выполняют простые упражнения. Некоторые идут дальше: возят с собой тренажеры и гантели. Например, поляк Адриан: он тренируется как минимум четыре дня в неделю, во время отдыха на стоянках, и добился серьёзных успехов. Водитель похож на настоящего бодибилдера (хотя по большому счёту он им и является).
Но до нашего спортсмена-армрестлера Виталия Лалетина ему далеко! Виталий входит в тройку сильнейших армрестлеров мира. Он не раз становился первым на различных международных соревнованиях и останавливаться на достигнутом не собирается. А еще он работает дальнобойщиком. Интервью с Виталием мы публиковали летом прошлого года.
Дальнобойщики готовят еду…
Казалось бы, что тут такого? Газовую или электрическую плитку возит с собой каждый второй дальнобойщик: сварить суп или потушить картошку с мясом – дело нехитрое. Но некоторые водители готовят в дороге настоящие кулинарные шедевры. Дальнобойщик Пётр Хмель обустроил в своей кабине кухню, которой позавидуют многие домохозяйки. Тут есть и плита, и гриль, и даже духовка – и, конечно, много кухонной утвари. А еще вытяжка: без неё не обойтись, иначе запах быстро пропитает все вещи в кабине.
Пётр готовит супы и вторые блюда, но особенно любит делать десерты: вафли и блинчики. Своей стряпней он с удовольствием угощает других дальнобойщиков, которых встречает на стоянках. В 2019 году мы перевели статью об этом удивительном водителе. Если еще не читали её, обязательно прочтите: возможно, вам тоже захочется поэкспериментировать с готовкой во время следующей поездки.
Дальнобойщики пишут картины…
Дальнобойщики это разносторонние и зачастую творческие люди. Александр Маканин из Волгоградской области черпал в рейсах вдохновение для своих картин. Художник-пейзажист брал с собой в рейсы этюдник, альбом и карандаш: в перерывах между вождением он делал зарисовки, которые становились основой для будущих работ. Александр Маканин отработал водителем 45 лет и лишь недавно перестал ездить в рейсы, но рисовать – продолжает: в 2019 году в Волжском состоялась выставка его работ.
…и занимаются другими вещами!
У других дальнобойщиков есть свои увлечения и интересы, которые делают их непростую работу менее монотонной. Кто-то души не чает в своей машине и занимается тюнингом, кто-то увлекается фотографией, а у некоторых дальнобойщиков всегда с собой велосипед, на котором они колесят по округе во время остановок. Если вы являетесь одним из таких водителей, расскажите о своём хобби в комментариях!
На что живут дальнобойщики 16:33, 23 октября 2020 Версия для печати
Водитель с 20-летним стажем рассказал о попутчиках, системе «Платон», зарплате и тратах.
Интернет-издание The Village решило выяснить, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В последнем выпуске — дальнобойщик. Представители этой профессии работают как частные предприниматели или состоят в штате транспортных компаний. Их доход часто зависит от продолжительности и дальности поездки, а также от типа машины. Дальнобойщик, который возит грузы по всей России, рассказал, сколько он получает и на что тратит деньги.
Как стать дальнобойщиком
В школе я хотел быть пожарным или космонавтом, как любой советский школьник. В 16 лет двоюродный брат посадил меня за руль «Икаруса», и я влюбился в профессию водителя. Отучился на грузовые категории, отслужил два года в Германии в ЗГВ. Вернулся из армии, купил грузовичок ЗИЛ-130 и потихоньку зарабатывал деньги. В 1994 году купил себе первую фуру. С 2005 по 2013 год я работал в Европе, к 2013 году у меня было 13 машин. Я распродал их и купил новую фуру, на которой сейчас езжу. Самая простенькая фура сегодня стоит около 5 миллионов рублей. До кризиса 2014 года моя «голова» стоила 3,4 миллиона рублей, а прицеп — 1,3 миллиона рублей. На такие машины обязательно дается гарантия на определенный пробег.
Как стать дальнобойщиком? Нужно отучиться в автошколе и получить две категории на грузовые машины — С (грузовые) и E (прицеп). Потом устраиваться на фирму и начинать с пятитонника, постепенно дойти до фуры, которая перевозит 20 тонн. И еще нужно, чтобы здоровье позволяло.
Особенности работы
Я ИП, работаю по упрощенной системе. Вожу все грузы: машины, балки, кирпичи. Все, что можно загрузить сверху, сбоку, сзади, — все вожу. В моем прицепе 30 ремней, могу закрепить любой груз и довезти в целости и сохранности. Не беру только скоропортящиеся грузы. Для них есть специальные прицепы, которые могут поддерживать температурный режим. Например, рыбу из Мурманска сутки везут двое водителей — там оплата выше.
Неделю назад я вернулся с рейса — 19 дней возил реконструкцию Великой Отечественной войны. Надо было перевозить военную технику: старый уазик, немецкие 80-летние мотоциклы, деревянные макеты танков. До этого 43 дня в паре с другим водителем мы ездили по стране с музыкальным фестивалем — собрали весь груз за три дня, загрузили в две фуры и поехали в Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Каждый выходной в каком-то городе проводил.
Дальнобойщик несет полную ответственность за груз. Если ты принял его, то должен в таком же состоянии отдать клиенту. Все испорченное, украденное, сломанное оплачивает водитель. На основании договора мы расписываемся о приеме груза, а при выгрузке составляется акт. Если везу, допустим, шампанское и что-то разбилось, то вскрывается каждый ящик и считается количество бутылок, которые я должен возместить.
В дороге может что угодно случиться. Могут ограбить, если остановиться где-нибудь на обочине и не заехать на стоянку. Может спустить колесо, но дальнобойщики обычно помогают своим. Аварии достаточно редко случаются. Мы не летаем: если взять распечатку прохождения маршрута в день, то средняя скорость фуры составляет 56 километров в час. Можно заснуть за рулем, особенно если нарушать график смен и пытаться доехать из Москвы до Йошкар-Олы за сутки.
Чтобы такого не было, развлекаемся музыкой или берем попутчиков. Пьяных стараюсь не брать, потому что попадаются неадекватные. Было такое, что довозил до города какого-нибудь пассажира и высаживал: «Дружище, извини, я больше не могу слушать этот бред типа „кому на Руси жить хорошо“».
Буквально недавно я подобрал замечательных ребят, даже с ними подружился. Они инвалиды, один на коляске. Познакомились в Сети, ведут свой блог. Ехали из Перми в Москву на какой-то социальный форум. Стояли ночью на дороге, увидел их с трудом. Говорю: «Ребят, вы че?» — «Да нам машину поймать, хотя бы до города». Такие прикольные оказались. Взял их, потом остановился, думал в туалет сбегать. А парень говорит: «Ты туда не ходи, лучше стой возле машины, хрен его знает, кто там может быть». И правда, один дальнобойщик рассказывал, как вышел в туалет, а потом три часа сидел под машиной, а вокруг волки бродили, пока другая машина не подъехала. Мне волки и медведи не попадались, а вот лоси и кабаны часто.
Несколько лет я веду дневник дальнобойщика на YouTube. Когда купил новую машину, то решил рассказывать о своей работе: где загружаюсь, как нахожу работу и почему вообще стал дальнобойщиком. За неделю у первой серии набралось 300 просмотров, а сейчас там уже больше полумиллиона. Когда вышла первая серия, мне написали дети из детского дома. Они написали в три часа ночи, а я спросил, почему их родители спать не укладывают. Тогда и выяснилось. Теперь иногда езжу к ним в Челябинскую область.
Для поиска заказов есть специальные сайты, но у меня много постоянных клиентов, с которыми я сотрудничаю. Я сам выбираю себе маршруты. В день машина проходит 500 километров, это стандартная восьмичасовая смена. Потом нужно заехать на стоянку и отдохнуть — 8–12 часов вполне хватает. Сейчас я в основном работаю по Москве на короткие расстояния: так меньше затрат и больше отдачи.
Зарплата
Если работать по Москве, тебе платят минималку за восемь часов. Час стоит тысячу рублей. За диспетчерские услуги иногда отдаешь 10 %. Если выезд дальний, то к минималке прибавляется плата за километраж — 35 рублей за километр туда и обратно. Оплата за выезд может получиться и 8 тысяч, и 15 тысяч рублей, и больше. Но это грязными.
Расходов много. Через каждые 50 тысяч километров пробега нужно проходить сервисный ТО. Он стоит от 50 до 100 тысяч рублей. В год я делаю два техосмотра, потому что проезжаю от 80 до 100 тысяч километров. Еще нужно заплатить за топливо: на 100 километров тратится 30 литров топлива, а это около тысячи рублей. Все расходы на еду и отдых уже заложены в общую сумму. Бывает какой-нибудь форс-мажор. Например, можно колесо порвать, а новое стоит 32 тысячи рублей.
Арифметика простая. Например, если я взял загрузку Москва — Волоколамск, то заработаю на этом грязными 14 тысяч рублей. Если клиент вовремя не дозагрузит товар, то по московским ставкам клиенту выставляется «пенальти» — три часа бесплатно и 1 000 рублей за каждый час простоя. В других регионах за простой машины платят 1 000 рублей и можно простоять хоть три дня.
Плата за дороги лежит на плечах заказчика. На моих плечах лежит только груз. Не могу понять, почему дальнобойщики протестуют против системы «Платон». Это никак не отражается на расходах грузоперевозчика — платят те, кто закупает товар. Многие думают, что продукты подорожают. Но мы брали пример: если загрузить тысячу яиц в фуру, то яйцо подорожает на четыре копейки. И это если везти его за 500 километров! Эти четыре копейки никто и не заметит.
Если работать по Москве и никуда не выезжать, то в месяц получается зарплата 100–120 тысяч рублей «чистыми». Это пятидневка, и суббота-воскресенье дома. Если с выездами, то получается примерно так же, чуть больше — около 40 тысяч в неделю. Но пробег по Москве за месяц составляет 2 тысячи километров, а если пойти на дальние расстояния, можно за месяц и 15 тысяч километров накатать.
Расходы
У меня есть семья, две дочки — взрослая и маленькая. Супруга тоже работает, у нее хорошая должность — она учит людей бизнесу. Так что у нас получается приличный доход. Бюджет семейный: у жены даже есть доступ на мою ИП-шку, там можно проводить все операции и мне не говорить. Жена очень классный финансист: когда я с ней познакомился, у меня по бизнесу был долг в миллион рублей, который я за год закрыл. Я реально транжира.
В неделю мы тратим около 5 тысяч рублей на продукты. Когда нахожусь дома, передвигаюсь на общественном транспорте. У меня есть карта «Тройка», ей и обхожусь. Квартира у нас своя, за ЖКХ плачу 4 тысячи рублей. Выходные обычно проводим на даче. Могут приехать друзья, тогда обязательно шашлык и бокал вина на ужин.
Я иногда хожу по ресторанам или в кафешки. Иногда не успеваю по работе, тогда могу зайти пообедать или поужинать — 1 500 рублей спокойно оставляю. Например, сейчас почти неделю не получается дома питаться, потому что делаю у тещи ремонт. Так получилось: потолок упал в ванной, и я тружусь. Сам все делаю. Хотели нанять компанию, но много нам насчитали. Я жене говорю: «За 200 тысяч я месяц буду пахать. Сам все сломаю и сделаю, это будет намного дешевле». Уже 30 тысяч рублей потратил. В этом году семья была на море в Болгарии четыре месяца, мы потратили около 400 тысяч рублей, хотя у нас там свое жилье.
На осень надо купить обувь, осеннюю одежду. Все сразу не покупаем, обычно постепенно: недавно жена купила четыре платья, а я толстовку. Этим жена занимается — что увидит, то купит. Ребенок вырос за лето, и тоже нужна новая одежда: сапоги, курточка, штаны.
Ребенок ходит по кружкам. В месяц уходит 5–7 тысяч рублей. А еще мы ходим на подготовку к школе: контракт на 46 тысяч рублей за восемь месяцев. Получается 6 тысяч рублей за два часа, и это на дошкольную фигню. За медицинскую страховку, которую разрабатывали специально для меня в страховой компании, плачу 96 тысяч рублей в год.
Очень хочется поехать на рыбалку. Иногда езжу в Крым весной или осенью, когда подходит обжорка — это маленькая ставридка. Можно кинуть пустые крючки и за час наловить кучу рыбы, чтобы пожарить. Просто наслаждение.
Но если придется экономить, могу не ездить отдыхать. Жена говорит: «Надо поехать». А я лучше их отправлю и буду деньги зарабатывать. А могу совместить отдых с работой. Например, когда возил реконструкцию, был в Крыму. Фуру зафрахтовали на 25 дней, а я две недели лежал на пляже.
Еще я трачу на благотворительность. Когда еду в детский дом под Челябинском, беру загрузку туда и свой гонорар отдаю — получается что-то около 100 тысяч рублей в год. Подписчики моего канала тоже приезжают в детский дом с подарками.
Как устроиться дальнобойщиком в Европе. Советы и отзывы 09:01, 15 ноября 2020 Версия для печати
Работа дальнобойщиком в Европе – доступный вариант заработка для тех, у кого есть опыт и минимальное знание языка. Труд водителей достойно оплачивается, хороших профессионалов ценят. Что нужно сделать, чтобы получить работу в ЕС, и какие подводные камни могут возникнуть?
Как иностранцу найти работу водителя-международника?
Россияне, украинцы, белорусы и другие выходцы с постсоветского пространства часто интересуются работой водителя-международника.
Причины просты: опытный водитель в странах Европы хорошо зарабатывает, при этом ему не требуется много лет учиться, как, например, врачу, или изучать особенности страны – как юристу, а знание языка может быть минимальным.
Однако эту работу не назвать лёгкой, а у новичка за границей могут возникнуть сложности разного толка.
В каких странах требуются водители?
Основная масса предложений – это Польша и Германия. За ними идут Чехия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Дания. Также есть запрос на водителей в Финляндии, Швеции, Словакии и прочих европейских странах.
Польша привлекает лёгкостью переезда: общие границы, понятный язык, множество наших соотечественников уже трудятся там и могут помочь новичкам. Однако зарплаты там ниже, чем в Западной Европе, а риск нарваться на мошенников заметно выше.
В Германии, как правило, более привлекательные расценки и общие условия, однако и требования строже. В частности, необходимо пройти обучение в немецкой автошколе на немецком языке.
Доступные вакансии
Попасть на эту работу иностранцам довольно просто. Большинство стран Европы испытывает постоянную нехватку водителей, так как экономика растёт, но при этом в самих европейских странах желающих проводить в кабине по несколько суток не так уж и много.
Наиболее востребованы дальнобойщики в таких сферах, как строительство, промышленность, сельское хозяйство, торговля, логистика.
Евгений Лебедь, владелец международной логистической компании, ведущий YouTube-канала о грузоперевозках:
«В Европе и Америке огромнейший дефицит водителей, он намного больше, чем в России и Украине.
В Европе человек может выполнять простую работу – быть кассиром или охранником – и получать адекватные деньги, достаточные, чтобы обеспечить семью и более-менее пристойно жить. В России на такой «простой» позиции вы будете не жить, а выживать. Поэтому многие в России готовы идти водителями в зарубежные фирмы».
Как искать работу?
Это самый главный вопрос. Проще всего это сделать самостоятельно: как правило, вакансии выкладываются в интернет, и в этой статье мы приводим список сайтов с актуальными предложениями. Однако чтобы самостоятельно откликнуться на вакансию, нужно уметь рассказать о себе и желаемой работе на языке той страны, куда вы стремитесь, или хотя бы на английском. Кроме того, у вас должно быть минимальное резюме на этом языке. Если уже на этом этапе возникают трудности, придётся искать работу через посредников.
Сайты с вакансиями водителей
Jooble.org – здесь надо выбрать страну и вбить в поиск название профессии на нужном языке (например: https://pl.jooble.org/praca-kierowca – поиск работы водителем в Польше).
Adzuna.com – выбор страны в самом низу.
Gumtree – есть отдельные сайты для Польши, Германии, Италии и т.д.
Компании-посредники
Помощь посредников в ряде случаев оказывается необходимой. У них могут быть собственные базы вакансий или прямые контакты, также такие компании оказывают помощь в подготовке документов и общении соискателям без знания языка. Разумеется, с вас за это возьмут дополнительную плату.
Также стоит обращать внимание на репутацию и законность работы компании: есть риск заплатить деньги ни за что или оказаться в ловушке у мошенников.
Поиск напрямую
Большим организациям постоянно нужны работники. Имеет смысл определить основных работодателей той страны, куда вы стремитесь. В первую очередь это транспортные и логистические компании (скажем, DHL, Kuehne & Nagel, UPS, Panalpina), помимо них – крупные компании из тех отраслей, в которых востребованы водители: строительство, торговля и т.д.
Названия фирм и их сайты можно найти через поисковики, затем – смотреть в раздел вакансий или сразу обращаться по контактам компании.
«Я написал коротенькое резюме на польском через Google-переводчик, использовал простые предложения, чтобы всё правильно переводилось. Вакансии искал через сайты в интернете. За первый день отправил около сотни сообщений: выбрал подходящие вакансии и слал всем подряд, страница за страницей. Отвечали из них процентов 40. Там же, в своём резюме, я задавал дополнительный вопрос о возможности поговорить с водителем, так как мне было важно пообщаться с человеком, который непосредственно работает в компании.
В конце концов в одной из фирм мне дали номера телефонов водителей из Украины, которые там работали. Я переговорил с одним из них, он мне всё подробно объяснил и сказал, мол, без проблем, приезжай, будет тебе стажировка.
На тот момент фирма была не очень большая – всего 15 машин. И я уже знал, что меня ждут. До того мне прислали приглашение для рабочей визы, но в нём была неправильно указана одна цифра в паспорте. Я попросил исправить – и мне два раза высылали исправленное приглашение. Благодаря этому я понял, что они точно во мне заинтересованы и ждут. Я ехал уже спокойно».
Требования к соискателям
Как правило, предпочтение отдаётся кандидатам, отвечающим следующим требованиям:
Права на управление транспортом соответствующей категории. Чаще всего годятся права, полученные дома, однако во многих странах нужны национальные права или дополнительные тесты. В этом случае заранее готовьтесь к тому, что ваше путешествие за границу начнётся с автошколы.
Опыт вождения не менее двух-трёх лет. Его можно получить на дорогах родной страны.
Возраст от 20 до 50 лет, хорошее состояние здоровья.
Знание местного языка хотя бы в базовом объёме. Чем лучше вы говорите – тем больше шансов. Говорите ещё на каком-нибудь языке (английском, немецком) – ваша ценность для работодателя (а значит, и потенциальная зарплата) значительно возрастает.
«Код 95» – подтверждение достаточной квалификации для перевозки грузов или пассажиров. Он необходим для вождения транспорта по дорогам в странах ЕС, причём для трудоустройства за границей потребуется пройти курсы в одной из этих стран.
В зависимости от страны и специфики работы может потребоваться знание устройства транспортного средства, умение оказывать первую помощь.
Очевидно, что нужно знать ПДД и безукоризненно их выполнять: штрафы в Европе высокие.
В некоторых странах перед началом работы обязательно нужно пройти стажировку, обучение в местной автошколе или сдать экзамены для подтверждения прав. Этот этап длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
Евгений Лебедь рассказывает, как может выглядеть вхождение в профессию
«Начать правильнее всего с региональных перевозок на родине, потом пройти стажировку на международных рейсах, и уже после этого вы сможете самостоятельно работать на международном направлении. Плюс теоретическая база: она важна, потому что в каждой стране есть свои отличия в вождении. Когда вы работаете внутри своей страны, вы понимаете её специфику, и сложностей не возникает. Но к дорогам в другой стране нужно подготовиться».
Процесс оформления
Требуемые документы
Список может отличаться от страны к стране, но общие требования таковы:
Рабочая виза, ВНЖ и/или разрешение на работу – в зависимости от государства.
Водительское удостоверение категории C, оптимально с добавлением Е для вождения машины с прицепом. Как правило, можно использовать права, выданные на родине – в России, Украине или Белоруссии. Но, например, Германия требует обучения в немецкой автошколе, а в Польше, если вы находитесь там более полугода, необходимо будет сдать тесты и получить права местного образца.
Карта водителя для тахографа.
Справка о прохождении медосмотра.
Справка об отсутствии судимости.
Подтверждение знания устройства транспортного средства.
Подтверждение навыков оказания первой помощи и действий в чрезвычайных обстоятельствах (пожар, авария).
Не забывайте, что все документы должны быть переведены на язык страны, в которой вы ищете работу, а в некоторых случаях требуется также нотариальное заверение.
Этапы оформления
В первую очередь необходимы загранпаспорт и права международного образца. Следующий шаг – поиск вакансии, общение с работодателем, получение официального приглашения на работу. С ним в руках вы идёте в посольство или консульство в своей стране и получаете рабочую визу и разрешение на работу (если необходимо). «Код 95» получаете на курсах уже в Европе.
Заработная плата водителей-международников
Зарплата, безусловно, зависит от страны – так, в Германии платят больше, чем в Польше. Однако заранее понять, сколько вы получите на руки и на что этого хватит, часто бывает затруднительно.
Сначала о хорошем
Работодатели могут взять на себя часть расходов, оплачивать водителям питание и проживание (скорее всего, это будет общежитие), а также ночёвки и командировочные. Бывает, крупные фирмы оплачивают обучение, но найти такое место – большая удача.
Теперь о менее приятном
Существует несколько систем оплаты водительского труда, у каждой свои плюсы и минусы. Например, в компании с фиксированной зарплатой у вас стабильный заработок, то есть вы заранее понимаете, сколько денег получите. Но возможности заработать больше у вас сильно ограничены. К тому же ставки часто бывают невысокими.
Напротив, если вам платят в зависимости от отработанных часов, пройденных километров или сделанных «кругов» между пунктами загрузки и доставки, есть возможность заработать больше, но также появляется и риск остаться без гроша. Это может случиться, когда у работодателя дела идут плохо и ему просто нечем вас загрузить или когда он хочет схитрить, и тогда в ход пойдут всевозможные «особые условия», заранее не оговорённые вычеты и прочее.
Есть и промежуточный вариант: небольшая ставка («подстава» по-польски – в этом слове нет ничего дурного) плюс сдельная часть, которая зависит от километража или времени. Есть также вариант оплаты в зависимости от прибыли компании. Он кажется более честным – как будто бы работодатель делится с вами своими доходами, но на самом деле водителю это не выгодно: доходы от вас могут скрыть, а при отсутствии прибыли – не заплатить.
Приблизительный размер заработной платы до выплаты налогов
Восточная Европа (Польша, Прибалтика) – €1,5-2,0 тыс.
Западная Европа (Германия, Финляндия, Франция, Нидерланды) – €2,0-5,0 тыс. и выше. В Норвегии это может быть и €7,0 тыс.
Чтобы понять, сколько вы получите на руки, из этой суммы нужно вычесть налоги, затраты на проживание и питание. Кроме того, до первой получки придётся выложиться на дорогу до места работы, прохождение курсов и получение сертификатов. В этот период ваши расходы будут уже европейскими, а доходы – нулевыми.
Евгений Лебедь, владелец международной логистической компании
«В Польше чаще платят за сутки, и в месяц выходит где-то €1,2-1,4 тыс., но сумма существенно зависит от специфики и сложности работы, так что усреднённая ставка не имеет большого смысла. На тентовых машинах можно заработать и €1,6 тыс., на рефрижераторах платят больше, на опасных грузах – ещё больше. И ещё больше можно заработать на негабаритных грузах.
Условия труда водителей в разных странах
Режим труда и отдыха (РТО)
Как правило, работа дальнобойщика – это не пятидневка, а жизнь от рейса до рейса. Соответственно, надо быть готовым к тому, чтобы не ночевать «дома» неделями или даже месяцами. Заработать можно больше, чем при стандартном графике, однако возрастает и загрузка, а все стандартные домашние дела, включая походы по врачам или оформление документов, придётся отложить на свободные дни.
График работы водителей в Европе регулируется Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского союза 561/2006 от 15 марта 2006 г. (новая редакция принята в 2020 году).
Для водителей-дальнобойщиков действуют следующие правила:
Управление транспортным средством не более 9 часов в день с допустимым превышением на час не более двух раз в неделю.
Продолжительность рабочей недели не более 56 часов.
За две недели разрешено находиться за рулём не более 90 часов.
Максимальное время вождения без отдыха – 4,5 часа. Отдых должен длиться не менее 45 минут.
Время отдыха в сутки должно составлять не менее 11 часов, а сокращать его до 9 часов или менее позволено не более трёх раз в неделю.
Соблюдение режима фиксирует тахограф, так что обойти это правило не получится, а заметная часть жизни будет проходить в паркингах и на стоянках. Часто они бывают переполнены либо условия оставляют желать лучшего, поэтому опытные водители планируют остановки заранее.
За тем, чтобы водитель отдыхал не меньше положенного, следит транспортная инспекция, которая может проверить данные тахографа. За нарушение – штраф, но не только. В случае аварии чип тахографа изымают, и были случаи, когда из-за большого количества нарушений водителю назначали максимальное уголовное наказание.
На практике, разумеется, эти условия выполняются не всегда. Из-за простоя машины компания может потерять в разы больше, чем составляет штраф, поэтому иногда работодатели настаивают на нарушении. Для водителя это всегда большой риск, потому что штраф ему, может, и компенсируют, но нарушение останется на нём. К тому же ПДД, как известно, написаны кровью, и не спавший двое суток водитель тяжёлой фуры опасен и для себя, и для других на трассе.
Работа на машине работодателя
Работа на собственной машине
Работа на своей машине кажется весьма перспективной: вы сами себе хозяин и в плане заказов, и в плане графика, а делиться выручкой ни с кем не нужно. Многие выбирают этот путь – устраиваются работать наёмным водителем и, если работа идёт хорошо, часть заработка откладывают и в то же время набираются опыта, а затем уже покупают свой грузовик. В целом это разумный план: если вы можете расти, так и надо делать.
Однако из наёмного работника вы превращаетесь в бизнесмена, а это совсем другая профессия. Для многих по сути это означает работу за троих: водителя, механика и директора. Как результат – времени на отдых может не оставаться совсем. Это выгодно, если у вас безотказная машина, а вы умеете хорошо организовывать время либо берёте кого-то в помощь (брата, жену).
Данила, дальнобойщик и видеоблогер, ведущий канала «Дальнобой папа»:
«Иногда люди работают парами: ездят вместе муж и жена, получают неплохие деньги. Так можно заработать ещё больше и быстрее, но это вопрос комфорта: что ты готов терпеть ради своего будущего?»
Ещё одна проблема может возникнуть при попытке расширить бизнес: как только вы покупаете вторую машину и берёте наёмного водителя, бонусы независимости пропадают, а от незнакомого человека всегда приходится ждать сюрпризов. Часто бывает, что люди начинают своё дело, а потом наступает разочарование. Однако если в финансовом плане всё складывалось прилично, из ситуации можно выйти достойно: вернуться снова на наёмную работу или сдавать трак в аренду.
Евгений Лебедь, владелец международной логистической компании
«Если вы накопите на свою машину, после этого можно остаться за рулём самому, а можно посадить кого-то. Это сложнее, но таким образом вы отобьёте затраты на машину быстрее. Смысл работать на себя точно есть: вы сами себе хозяин, сами решаете, когда и сколько работать. При этом больше и дополнительных забот: оплата страховки, поиск грузов, оформление документов, бухгалтерия. В отличие от наёмного водителя, собственник транспорта сам его и обслуживает.
Если говорить о перспективах бизнеса, я уверен, что сфера грузоперевозок будет востребована всегда. Кто-то ведь должен возить продукты, лекарства и прочие грузы, пока не придумали телепорт. Сейчас из-за пандемии, может быть, остановится сфера развлечений или рестораны, но не грузоперевозки. Они, конечно, сегодня просели на 25-30%, но компании всё равно существуют, платят зарплату, они работают, несмотря ни на что».
Что может пойти не так?
Проблемы с работодателем
Основной страх начинающего водителя за границей – что его обманут. И опасения эти, увы, обоснованы. Недобросовестных работодателей много, особенно свободно они чувствуют себя с иностранцами, которые плохо понимают язык и законы страны и не знают, как себя защитить.
Во-первых, могут просто не заплатить. Чаще всего это происходит, когда между работником и компанией нет стандартного письменного договора, а есть обещания и «честное благородное слово». И если вы не понимаете, что написано в договоре, тоже готовьтесь к неприятностям.
Второй момент – договор составлен так, что водителю сложно рассчитать, сколько он получит. Это происходит при оплате в зависимости от километража и/или от веса перевозимого груза, в меньшей степени – при оплате по сменам или часам (вместо месячного оклада). Но, с другой стороны, если вы готовы проводить за рулём максимум разрешённых часов, оплата по времени или количеству рейсов может быть вам на руку.
Также учтите, что время загрузки и простоев может оплачиваться по отдельным тарифам.
Скользкий момент: если вы нечётко обговорили или не зафиксировали в договоре свои обязанности, может случиться так, что работодатель за ту же зарплату возложит на вас работу механика, грузчика, экспедитора или попытается штрафовать за невыполнение чужих обязанностей.
Ещё одна уловка, которой часто пользуются работодатели, это всевозможные штрафы и вычеты, о которых не предупреждают заранее. Чаще всего с водителя удерживают за перерасход топлива (в этом случае могут возникнуть обвинения, что он его слил сам или что из-за его беспечности бензин украли) и избыточный пробег.
Ещё один предлог для вычетов – фиктивные повреждения машины, не зафиксированные перед началом рейса. В итоге за них должен платить водитель.
Отдельно может не повезти новичкам: в целом идея начать со стажировки весьма разумна, однако стажёрам часто занижают зарплату, при том что требуют полный объём работы, а то и прямо обманывают, пользуясь отсутствием опыта.
Помните, что нанимают водителей без опыта и предлагают обучение или стажировку за счёт фирмы обычно крупные и солидные компании. Поэтому полезно заранее получить информацию о будущем работодателе и почитать отзывы о нём.
Как себя защитить? Работайте только легально, обязательно подписывайте договор, внимательно читайте его перед этим, учите язык и досконально вникайте, что от вас требуется. Полезно заранее уточнить, как выглядит и как называется договор в той стране, куда вы собираетесь, какая информация там должна быть.
Например, трудовой договор в Польше должен называться umowa o prace – он защищает права работников. Другие популярные в стране соглашения, такие как umowa zlecenia или umowa o dzielo, относятся к сфере не трудовых, а гражданско-правовых отношений, а значит, в случае нарушения вам не поможет инспекция по труду.
И ещё одна полезная мера – заранее проверить компанию по интернету, почитать отзывы работников на специализированных сайтах.
Ошибки планирования
Другая возможная проблема – неверный расчёт расходов, доходов и времени работы. В объявлении о вакансии обычно указывается заработная плата до вычета налогов. В Польше общая сумма налогов с заработка может составить от четверти до трети ставки брутто; в Германии, как правило, чуть больше трети.
В расходы нужно будет включить не только стандартные проживание и питание, но и платные курсы. Кроме того, даже самый опытный и аккуратный водитель может нарваться на штраф, особенно в незнакомой стране, не зная нюансов ПДД.
Также учтите, что первые деньги вы, вероятно, получите через месяц или даже два, а основные расходы (дорога, аренда жилья с возможной предоплатой на месяц или два) придутся как раз на эти же первые месяцы.
Для дальнобойщиков дополнительной статьёй расходов бывают ночлеги на стоянках, поэтому вопрос размещения и оплаты ночёвок тоже желательно обсудить с работодателем заранее. Многие водители любят ночевать в машине, однако условия на паркинге всё равно важны: это возможность помыться, постирать вещи, приготовить еду, пообщаться с близкими по вайфаю.
К чему ещё готовиться?
Европейские дороги – далеко не всегда хайвеи: водители жалуются на «узкие тропки» и в Италии, и в Германии.
Воровство на европейских паркингах не редкость. Могут слить бензин и солярку, снять колёса. Крадут и груз, если за ним не следить. Так что бдительность и физическая сила вам в помощь, а алкоголь – главный враг.
С вашей стороны воровства также не простят – заметят, оштрафуют и уволят. Левые рейсы также легко вычисляются, рисковать не стоит.
Полиции ты не видишь, пока ничего не нарушаешь. Однако за соблюдением правил следят и приборы, и камеры, и другие водители, так что надеяться на авось не стоит.
Проблемы со здоровьем: сидячая работа, неправильное питание, тяжёлый график. Проблемы со спиной – «классика» труда водителя. Лучше заранее заниматься профилактикой, чем тратить с трудом заработанные деньги на врачей.
Рецепты простые: делать зарядку; питаться не чипсами, а по возможности нормально приготовленной едой; стараться попасть к врачу, если что-то беспокоит, а не терпеть до последнего.
Одиночество и однообразие: в рейсе ты один – или с напарником, но всё равно вдали от родных и дома. Радио, рация, вайфай на стоянке, запас кино или книг становятся не просто развлечением, а жизненной необходимостью.
Дома только спишь. Часто бывает, что дальнобойщик проводит дома всего несколько дней в месяц. Некоторые пытаются превратить это в преимущество – например, не снимают жильё, а возят с собой все вещи и спят в машине или на паркинге. Однако полноценно отдохнуть без своего угла не получится.
Данила, дальнобойщик и видеоблогер:
«Эта профессия точно не всем подойдёт. Не сказать, что она суперсложная, но и не суперлёгкая. Она отличается от обычной работы. Часто есть ночные рейсы – это тебе не в офис пойти на восемь часов. Бывают пятнадцатичасовые рабочие дни. Да, вождение не более девяти часов в день с паузами, но, помимо него, ты должен загрузиться, разгрузиться, заправиться.
Ты очень много времени проводишь в одиночестве. Если человек очень общительный, ему нравится на работе болтать, выстраивать отношения, то этого будет не хватать. Хотя сейчас есть интернет, есть телефон, можешь ехать и разговаривать без перерыва, но это всё-таки не те связи.
Огромный минус – нету душа под боком. Не только не помыться нормально каждый вечер, но и туалет становится роскошью. Всё приходится каждый раз разыскивать по паркингам.
С едой тоже сложно, кухни ведь нет, хотя некоторые водители умудряются возить с собой плитки и баллоны, а кто-то и мультиварку подключает. Было бы желание – можно всё организовать. Поэтому у кого-то есть плов или борщи, но это сложно. Ты должен сам весь свой быт обустраивать, думать, где купить продукты или воду. Ты сам себе и повар, и доктор, ты сам себе всё.
В итоге много ребят приходят, работают один месяц и говорят, что это собачья работа – жить в кабине, без душа, без туалета, готовить на четвереньках. Они не выдерживают напряжения, отсутствия дома, особенно если у них есть жена или подруга и они привыкли вместе с ней засыпать, – это очень сложно».
Полезные сайты и форумы для водителей за границей
Водители сильны взаимовыручкой – это правило действует не только на маршруте, но и в интернете. Вот сайты, форумы, группы в соцсетях, в которых можно узнать много полезного, попросить совета и помощи.
for-driver.info – отзывы работодателей, советы начинающим.
dalnoboi.ru – форум ассоциации дальнобойщиков.
dalnoboyshiki.eu – форум международного сайта дальнобойщиков.
группа в Facebook «Водители Польши» – здесь есть и вакансии, и обсуждение проблем.
сообщество на drive2 – истории из жизни.
Обратите внимание на ресурсы в помощь мигрантам, например:
Трудовая солидарность – защита украинских трудовых мигрантов в Польше. Здесь есть чёрный список компаний.
Migrapolis.pl – права трудящихся в Польше.
Последствия нелегального трудоустройства
В странах Европы преследуют по закону и работодателей, и работников, трудящихся нелегально. Как правило, иностранца ждёт штраф и депортация с последующим запретом на въезд или приём на работу.
Однако главный стимул делать всё официально – защита ваших собственных прав. Да, придётся раскошелиться на налоги. Но сильно уменьшаются шансы на то, что вам не заплатят совсем или вы будете выбивать свои деньги полгода.
Поэтому начинать работу стоит только после оформления всех документов. Если вас уговаривают отправляться в рейс, пока хозяин фирмы разберётся с формальностями, с большой вероятностью вы имеете дело с мошенниками.
Также должно насторожить отсутствие чёткой договорённости об оплате или предложение заработной платы выше среднего без очевидных оснований (таких как сложность работы, дополнительные требования, высокая квалификация). Так что будьте бдительны, защищайте свои права и не рассчитывайте на чудо.
Итак, получить работу водителем-международником в Европе для граждан России, Украины, Беларуси и других государств вполне реально. Основные требования – наличие прав, опыт работы, базовое знание языка и готовность проводить несколько месяцев вдали от дома.
Весь процесс можно пройти самостоятельно, а при обращении к посредникам или выборе работодателя необходимо изучать отзывы о компании, настаивать на полном оформлении и внимательно читать все документы.