Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Как стать наблюдателем на выборах?

Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?

Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.

Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.

Кто такие наблюдатели

Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:

Как озеленить дом

Полномочия наблюдателей

У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:

А вот что наблюдатели делать не могут:

То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.

Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.

Как стать наблюдателем

Есть несколько способов стать наблюдателем.

Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.

Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».

Движение «Голос» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента

На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.

Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.

Порядок назначения наблюдателей довольно простой:

Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.

Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:

Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.

Стоит ли становиться наблюдателем

Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.

Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.

Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году

Избирательный участокЯвкаНаблюдатели
240019%Есть
240123%Есть
240221%Есть
240361%Нет
240421%Есть

Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.

«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»

Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.

Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.

Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.

Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.

В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.

А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.

Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года

ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?

Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?

ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?

Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?

Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.

С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?

Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.

НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?

МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?

Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.

ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?

Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.

В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.

НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?

Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.

КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?

Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?

Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.

МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?

Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.

КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?

После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.

Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Источник

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года

ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?

Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?

ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?

Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?

Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.

С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?

Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.

НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?

МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?

Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.

ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?

Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.

В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.

НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?

Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.

КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?

Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?

Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.

МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?

Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.

КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?

После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.

Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Источник

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Картинка про Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборах. Фото Что нужно чтобы стать наблюдателем на выборахОбзор документа

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/110-8 «О разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года»

В целях обеспечения гласности в деятельности комиссий, руководствуясь статьями 21 и 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 27 и 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение N 1).

2. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года (приложение N 2).

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А. Бударина

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8

Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов.

2. Наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

3. Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.

Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.

5. Политические партии, кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований части 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ*.

6. В соответствии с частью 3 1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1 к настоящим Разъяснениям.

7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее времени окончания работы комиссии (18 часов по местному времени).

При этом политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

В списке также делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.

Список наблюдателей, назначенных политической партией, субъектом общественного контроля, должен быть подписан соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверен печатью. Список наблюдателей, назначенных кандидатом, подписывается кандидатом или его доверенным лицом, заверение печатью не требуется.

10. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, уполномоченное лицо субъекта общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.

11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.

12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (в дни досрочного голосования) на избирательном участке, политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).

13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.

Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.

15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, кандидатом или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.

16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

17. Направление наблюдателя, назначенного политической партией, субъектом общественного контроля, подписывается соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверяется печатью. Направление наблюдателя, назначенного кандидатом, подписывается самим кандидатом или его доверенным лицом, проставление печати не требуется.

18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).

19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.

* Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ).

Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование территориальной избирательной комиссии, в которую представляется список наблюдателей)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом/субъектом общественного контроля
__________________________________________________________________________________________
(наименование политической партии*/фамилия, имя, отчество кандидата/наименование субъекта общественного контроля)

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоАдрес места жительства, контактный телефон**Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участкаДата осуществления наблюдения
12345

Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

МП*** (подпись уполномоченного лица политической партии/кандидата либо его

доверенного лица/уполномоченного лица субъекта общественного контроля,

* Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу.

** Контактный телефон указывается по желанию.

*** Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом.

Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование территориальной избирательной комиссии)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политическими партиями, кандидатами, субъектами общественного контроля в участковую избирательную комиссию избирательного участка N ______*

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоКого представляетАдрес места жительства, контактный телефон**Дата осуществления наблюдения
12345
Председатель территориальной
избирательной комиссии
_____________________________ (подпись, дата)________________________________ (инициалы, фамилия)
МП

* Список передается в участковую избирательную комиссию территориальной избирательной комиссией не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования).

** Контактный телефон указывается при наличии.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8

Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года

Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

2. Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

3. Наблюдателем при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

В каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года), имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

5. При назначении наблюдателей субъекты назначения наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ*.

7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в Комиссию не позднее времени окончания работы Комиссии (18 часов по местному времени).

При этом субъектом назначения наблюдателей может быть представлен как общий список назначенных наблюдателей по всем участкам, так и несколько списков по ряду участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

8. В исключительных случаях при образовании участков не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей может быть представлен в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию.

9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

Список назначенных наблюдателей должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей и заверен печатью. Заверение печатью списка наблюдателей, назначенных кандидатом, инициативной группой по проведению референдума, не требуется.

10. При приеме списка назначенных наблюдателей член Комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе субъект назначения наблюдателей, представивший список назначенных наблюдателей, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.

11. В Комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии.

12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в Комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (дни досрочного голосования) на избирательном участке, участке референдума, субъект назначения наблюдателей вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом Комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).

13. Секретарь Комиссии или иной уполномоченный член Комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в Комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.

14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 67-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.

15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении, выданном субъектом назначения наблюдателей.

16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление должно быть подписано субъектом назначения наблюдателей и заверено печатью. При этом в случае направления наблюдателя кандидатом, инициативной группой по проведению референдума проставление печати не требуется.

17. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).

18. При представлении наблюдателем направления в участковую комиссию секретарем участковой комиссии или иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке, участке референдума в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.

* При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены (пункт 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов,
голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование комиссии, в которую представляется список наблюдателей*(1))

(наименование выборов, референдума)

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоАдрес места жительства, контактный телефон*(3)Наименование комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер участкаДата осуществления наблюдения
12345

МП*(4) (подпись кандидата/уполномоченного лица избирательного объединения/

уполномоченного лица иного общественного объединения/уполномоченного

лица субъекта общественного контроля/уполномоченного лица инициативной

группы по проведению референдума, дата)

*(2) Указывается субъект назначения наблюдателей.

*(3) Контактный телефон указывается по желанию.

*(4) Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом, инициативной группой по проведению референдума.

Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных
референдумов, голосование на которых состоится 17,18 и 19 сентября 2021 года

(наименование субъекта Российской Федерации)

(наименование комиссии, в которую представлен список наблюдателей)

(наименование выборов, референдума)

СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных в участковую комиссию участка N ______*

N
п/п
Фамилия, имя, отчествоКого представляетАдрес места жительства, контактный телефон**Дата осуществления наблюдения
12345
Председатель комиссии_____________________________ (подпись, дата)________________________________ (инициалы, фамилия)
МП

** Указывается при наличии.

Обзор документа

ЦИК разъяснила порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми:

— в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы восьмого созыва;

— в комиссии при проведении выборов в региональные и местные органы, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *