Что нужно чтобы стать наблюдателем
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года
ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ?
Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?
ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?
Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?
Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.
С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?
КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?
Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.
НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?
МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?
Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.
ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?
Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.
В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?
Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.
НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?
Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.
КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?
Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.
НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?
Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.
МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?
Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.
КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?
После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.
Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.
Как стать наблюдателем на выборах Рассказываем, кто такие наблюдатели и зачем они нужны
В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.
Кто такие наблюдатели
К наблюдателям относят участников избирательного процесса, контролирующих законность процедуры голосования и подсчета голосов на избирательных участках. В прямом смысле наблюдателями являются представители партий или кандидата, однако, как уточняет координатор движения «Голос» Дмитрий Нестеров, «в широком смысле — это любой общественный или партийный контролер со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ».
Как стать наблюдателем
Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.
Более простой путь — получить статус наблюдателя через общественные организации, такие как «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает». С 2005 года НКО не имеют возможности направлять наблюдателей от себя, тем не менее они ведут переговоры с партиями, готовыми принять независимых наблюдателей, не предъявляя им никаких требований.
Как поясняет сооснователь движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова, общественные движения направляют волонтеров на избирательные участки «и как наблюдателей, и как членов комиссий с правом совещательного голоса — в зависимости от того, каких договоренностей удалось достичь с партиями». При этом у членов комиссии с правом совещательного голоса такая же задача, как у наблюдателей, — следить за тем, чтобы не было нарушений. В то же время члены комиссий имеют немного больше прав: они могут выступать на заседаниях комиссии, выносить вопросы на голосование и знакомиться со всеми документами.
Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.
Подготовка к выборам
Обучения и тренинги перед выборами организуют как общественные движения, так и участники выборов. Кроме того, наблюдательские сообщества готовят методические материалы и дают возможность пройти онлайн-обучение. Так, подборки обучающих материалов можно найти на сайтах «Голоса» и «Гражданина наблюдателя».
Эксперты также рекомендуют изучить избирательное законодательство и по возможности следить за ходом всей кампании. «В этом случае можно будет определить, насколько жестким будет день голосования и от кого можно ожидать нарушений», — отмечает Елена Бабченкова.
Что должен и не должен делать наблюдатель
В день голосования наблюдатели должны следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксируя возможные нарушения — в том числе на фото и видео. Цель наблюдения — предупредить возможные фальсификации, например вбросы бюллетеней, многократное голосование одних и тех же людей («карусели»), а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий.
координатор движения «Голос»
Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.
Как поясняет пресс-секретарь проекта «Гражданин наблюдатель» Анна Антонова, в России сложилась практика нарушений и попустительства со стороны некоторых членов избирательных комиссий: «В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка». При этом с 2016 года удаление с участка без решения суда запрещено.
Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.
Как вести себя на участке
Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.
координатор движения «Голос»
«В любом случае мы всегда советуем не настраивать себя на конфронтацию. Даже если есть информация о готовящихся фальсификациях, лучше начинать работу с выстраивания конструктивного контакта с комиссией. Если кто-то из руководства комиссии сознательно пытается ограничить наблюдателя в его правах и противодействует контролю хода голосования, тогда можно попытаться решить вопрос о неправомерных действиях через звонок в вышестоящую комиссию. Если и это не помогает или если на участке зафиксированы фальсификации, тогда уже стоит прибегать к жалобам или к заявлениям в правоохранительные органы».
Сколько времени это отнимает
координатор движения «Голос»
Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов. Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.
По словам Нестерова, есть и более основательные подходы к наблюдению. Так, членам комиссии с правом совещательного голоса и представителям СМИ рекомендуется посетить избирательный участок за день до голосования. «Можно в этот день познакомиться с комиссией и решить часть потенциально проблемных вопросов с правильным планированием участка для голосования», — рассказывает координатор «Голоса».
«Если входить в наблюдение без фанатизма, то на работе и учебе наблюдение никак не отразится», — добавляет Елена Бабченкова, отмечая, что в случае затянувшегося подсчета голосов понедельник после выборов придется потратить «на восстановление эмоционального равновесия и сон».
Можно ли так заработать
Наблюдатели, работающие не в интересах какого-то кандидата, оплаты не получают. В некоторых случаях НКО компенсируют проживание и проезд наблюдателей при поездках в другой регион. В то же время, как рассказывает Дмитрий Нестеров, существует феномен выездного наблюдения — когда люди специально едут наблюдать за выборами в других регионах за свой счет: «Поездки в регионы и общение с участниками выборов, комиссиями и избирателями много говорят о культуре России, дают глубокое понимание скрытых от обывателей политических процессов и механизмов».
По словам Нестерова, кроме независимого гражданского наблюдения, бывает еще партийное наблюдение или коммерческое наблюдение, когда штаб кандидата нанимает граждан. Партии и кандидаты часто практикуют вознаграждение наблюдателей, добавляют в движении «Россия выбирает».
Опасно ли быть наблюдателем
По мнению экспертов, риски наблюдателей сильно зависят от региона, конкретных выборов и степени влияния наблюдателей на результаты. По словам Анны Антоновой, иногда наблюдение может быть опасно для здоровья: «Чего стоят примеры ампутированной селезенки у Стаса Позднякова после выборов в Балашихе или сломанного носа у нашего координатора Андрея Скорохода. В Москве, насколько мне известно, такой жести не происходило, но скандалы между представителями комиссий и наблюдателями происходят регулярно».
Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.
Зачем все это нужно
«Сегодняшняя российская политическая реальность такова, что оспорить результаты выборов практически невозможно, — сетует Дмитрий Нестеров. — Поскольку результаты и имидж выборов — это политически чувствительный момент для нынешней вертикали власти, официально признавать нарушения — табу. Тут и правоохранительная система, и судебная дают удивительные сбои, хотя и вынуждены по процессуальным нормам фиксировать совершаемые избирательной системой нарушения».
При этом координатор «Голоса» считает, что у наблюдательского движения есть вполне ощутимые победы.
координатор движения «Голос»
Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.
С Нестеровым согласна и Елена Бабченкова. «Обеспечение открытости и гласности выборов не представляется возможным в отсутствие наблюдателей на участках. Присутствие наблюдателей — это то, благодаря чему уровень доверия к российским выборам не достиг отрицательных значений».
Что нужно чтобы стать наблюдателем
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/110-8 «О разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года»
В целях обеспечения гласности в деятельности комиссий, руководствуясь статьями 21 и 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 27 и 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение N 1).
2. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года (приложение N 2).
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Н.А. Бударина |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8
Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов.
2. Наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3. Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
Наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.
5. Политические партии, кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований части 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ*.
6. В соответствии с частью 3 1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1 к настоящим Разъяснениям.
7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее времени окончания работы комиссии (18 часов по местному времени).
При этом политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
В списке также делается запись, подтверждающая, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.
Список наблюдателей, назначенных политической партией, субъектом общественного контроля, должен быть подписан соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверен печатью. Список наблюдателей, назначенных кандидатом, подписывается кандидатом или его доверенным лицом, заверение печатью не требуется.
10. При приеме списка назначенных наблюдателей член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.
В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченное лицо политической партии, кандидат либо его доверенное лицо, уполномоченное лицо субъекта общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.
11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.
12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (в дни досрочного голосования) на избирательном участке, политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).
13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.
Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.
15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, кандидатом или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.
16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
17. Направление наблюдателя, назначенного политической партией, субъектом общественного контроля, подписывается соответственно уполномоченным лицом политической партии, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля и заверяется печатью. Направление наблюдателя, назначенного кандидатом, подписывается самим кандидатом или его доверенным лицом, проставление печати не требуется.
18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).
19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.
* Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ).
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование территориальной избирательной комиссии, в которую представляется список наблюдателей)
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политической партией/зарегистрированным кандидатом/субъектом общественного контроля
__________________________________________________________________________________________
(наименование политической партии*/фамилия, имя, отчество кандидата/наименование субъекта общественного контроля)
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Адрес места жительства, контактный телефон** | Наименование избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер избирательного участка | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подтверждаю, что наблюдатели, указанные в списке, не подпадают под ограничения, установленные частью 2 статьи 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
МП*** (подпись уполномоченного лица политической партии/кандидата либо его
доверенного лица/уполномоченного лица субъекта общественного контроля,
* Наименование политической партии, указанное в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу.
** Контактный телефон указывается по желанию.
*** Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом.
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование территориальной избирательной комиссии)
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных политическими партиями, кандидатами, субъектами общественного контроля в участковую избирательную комиссию избирательного участка N ______*
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Кого представляет | Адрес места жительства, контактный телефон** | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Председатель территориальной избирательной комиссии | _____________________________ (подпись, дата) | ________________________________ (инициалы, фамилия) |
---|---|---|
МП |
* Список передается в участковую избирательную комиссию территориальной избирательной комиссией не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования).
** Контактный телефон указывается при наличии.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 01 июля 2021 г. N 13/110-8
Разъяснения
порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года
Период, в который осуществляется наблюдение, начинается с момента начала работы участковой комиссии в первый день голосования 17 сентября 2021 года и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования в последний день голосования 19 сентября 2021 года. Наблюдатели могут присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
2. Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
3. Наблюдателем при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.
В каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года), имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
При проведении голосования 17, 18 и 19 сентября одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
5. При назначении наблюдателей субъекты назначения наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ*.
7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей (13 сентября 2021 года) списки могут быть представлены в Комиссию не позднее времени окончания работы Комиссии (18 часов по местному времени).
При этом субъектом назначения наблюдателей может быть представлен как общий список назначенных наблюдателей по всем участкам, так и несколько списков по ряду участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
8. В исключительных случаях при образовании участков не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года) в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей может быть представлен в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию.
9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется, дата осуществления наблюдения. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
Список назначенных наблюдателей должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей и заверен печатью. Заверение печатью списка наблюдателей, назначенных кандидатом, инициативной группой по проведению референдума, не требуется.
10. При приеме списка назначенных наблюдателей член Комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.
В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе субъект назначения наблюдателей, представивший список назначенных наблюдателей, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.
11. В Комиссии список назначенных наблюдателей регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии.
12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей в Комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года) (дни досрочного голосования) на избирательном участке, участке референдума, субъект назначения наблюдателей вправе до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования) назначить вместо этого наблюдателя другого, письменно уведомив об этом Комиссию и представив сведения о назначенном наблюдателе в форме списка на бумажном носителе (приложение N 1 к настоящим Разъяснениям).
13. Секретарь Комиссии или иной уполномоченный член Комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в Комиссию списков назначенных наблюдателей до соответствующих участковых комиссий не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 15 сентября 2021 года) (до дня досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Разъяснениям, либо иным способом.
14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 67-ФЗ с особенностями, предусмотренными Положением.
15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении, выданном субъектом назначения наблюдателей.
16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление должно быть подписано субъектом назначения наблюдателей и заверено печатью. При этом в случае направления наблюдателя кандидатом, инициативной группой по проведению референдума проставление печати не требуется.
17. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей, лично в участковую комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление должно быть представлено наблюдателем в день, предшествующий дню голосования (16 сентября 2021 года) (дню досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (17, 18 или 19 сентября 2021 года) (день досрочного голосования).
18. При представлении наблюдателем направления в участковую комиссию секретарем участковой комиссии или иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке, участке референдума в день (дни) голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.
* При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены (пункт 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ).
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных референдумов,
голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование комиссии, в которую представляется список наблюдателей*(1))
(наименование выборов, референдума)
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Адрес места жительства, контактный телефон*(3) | Наименование комиссии, в которую направляется наблюдатель, включая номер участка | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
МП*(4) (подпись кандидата/уполномоченного лица избирательного объединения/
уполномоченного лица иного общественного объединения/уполномоченного
лица субъекта общественного контроля/уполномоченного лица инициативной
группы по проведению референдума, дата)
*(2) Указывается субъект назначения наблюдателей.
*(3) Контактный телефон указывается по желанию.
*(4) Проставление печати не требуется в случае назначения наблюдателей кандидатом, инициативной группой по проведению референдума.
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в
комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, местных
референдумов, голосование на которых состоится 17,18 и 19 сентября 2021 года
(наименование субъекта Российской Федерации)
(наименование комиссии, в которую представлен список наблюдателей)
(наименование выборов, референдума)
СПИСОК НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
назначенных в участковую комиссию участка N ______*
N п/п | Фамилия, имя, отчество | Кого представляет | Адрес места жительства, контактный телефон** | Дата осуществления наблюдения |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Председатель комиссии | _____________________________ (подпись, дата) | ________________________________ (инициалы, фамилия) |
---|---|---|
МП |
** Указывается при наличии.
Обзор документа
ЦИК разъяснила порядок работы со списками наблюдателей, представляемыми:
— в территориальные избиркомы при проведении выборов депутатов Госдумы восьмого созыва;
— в комиссии при проведении выборов в региональные и местные органы, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 г.