Что нужно сделать с информацией чтобы она появилась
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнастасия Недоросткова
Похожие презентации
Презентация на тему: » 1.Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2.У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к.» — Транскрипт:
1 1.Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2.У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я смогу с ней сделать? 3.Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? 4.Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? 5.Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского языка на русский, получить закон физики, поставить диагноз)? 6.С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, список группы, компьютерная программа)? 7.Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
3 Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков. Сигналы По физической природе По способу восприятия Электромагнитный Световой Тепловой Звуковой Механический Биохимический Зрительный Слуховой Осязательный Вкусовой Болевой Физиологический Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шифры, ноты и т.д.
4 Передача информации Информация Канал связи Помехи
5 Обработка информации Входная информация (сведения, которые получает человек или устройство) + запас имеющихся знаний и опыта Выходная информация (новая) Обработка (преобразование) информации Помехи, шум
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемelevvas.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Информационные процессы Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина.» — Транскрипт:
3 Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в голове, код к сейфу). Что я могу с ней сделать? 3)Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? 4)Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? 5)Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с русского на английский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? 6)С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная программа)? 7)Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
4 Информация не существует сама по себе, а проявляется в информационных процессах, которые всегда протекают в каких-либо системах. Информационные процессы – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата
5 Носители информации (память) Источн ик Канал Прием ник Без примене ния техниче ских средств( в уме) С примене нием техничес ких средств (в т.ч. ПК) Виды обработки: Математические вычисления Логические рассуждения Поиск Структурирование Кодирование Правила обработки: алгоритмы Внутрен няя память Внешняя память Хранилище информации Характеристики: объем информации, надежность хранения, время доступа, защита Органы чувств – биологичес кие каналы человека Техническ ие каналы связи: телефон, радио и др. Характеристики: скорость передачи, пропускная способность канала, защита от шума Хранение Передача Обработка Информационные процессы (три составляющие)
6 Схема взаимосвязи информационных процессов
7 Упражнение 2 Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы) будут выполнены учеником, если он: а) учит правило, б) решает у доски задачу, в) слушает музыку, г) пишет письмо, д) переводит текст с английского языка на русский, е) пишет диктант.
8 Н ОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЗАПИСИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево)МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево) ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная)ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная) СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)
9 Эволюция информационных носителей камень, шкура животных глиняные дощечки, папирус бумага для книг фотопленка, кинопленка, фотобумага перфоленты, перфокарты, магнитные ленты магнитные диски оптические диски
10 Упражнение 3 В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он: а) слушает оперу, б) смотрит футбольный матч, в) читает орфографический словарь, г) выбирает букет в магазине, д) ест мороженое, е) разговаривает по телефону, ж) гладит кошку, з) слушает по радио сообщение о курсе доллара.
11 Передача информации – это одна из составляющих информационного процесса, в ходе которого информация переносится с одного информационного носителя на другой. ПРИНЯТОЕ СООБЩЕНИЕ ПРИНЯТЫЙ СИГНАЛ СООБЩЕНИЕ ИСТОЧНИКПЕРЕДАТЧИК КАНАЛ СВЯЗИ ПРИЕМНИКАДРЕСАТ ИСТОЧНИК ШУМА
13 Сигнал Аналоговый Дискретный Сигнал, непрерывно и плавно изменяющий свои параметры по амплитуде и во времени Сигнал скачкообразно изменяет свои параметры и принимает конечное число в конечном числе моментов времени По каналу связи информация передается с помощью сигналов. Сигнал – это физический процесс, который передается либо веществом, либо энергией (электромагнитные и акустические волны, гены)
14 Примеры: Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника специалиста-метеоролога посредством канала связи телевизионной передающей аппаратуры и телевизора. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
15 Упражнение 5 Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что приемником информации в следующих ситуациях: а) Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором, б) Петя беседует с Колей по телефону, в) Аня слушает прогноз погоды по радио, г) Женя учит стихотворение А.С. Пушкина «Ан чар», д) Света едет в автобусе до остановки «Парк культуры» в незнакомом городе.
16 Обработка информации – это одна из составляющих информационного процесса, которая связана с изменением формы представления информации или её содержания. Входная информация Обработка информации исполнителем Выходная информация
18 Информационные процессы в системах различной природы Сис тема В живой природеВ обществеВ технике Растительный мирЖивотный мир Инфор мацион ные процес сы Сезонные изменения и природе на основании информации об окружающей среде (температура воздуха, почвы. длина светового дня) Хранение, передача. обработка информации с помощью головного мозга и центральной нервной системы Общение людей (коммуникация) осуществляется посредством основных информационны х процессов Моделирует действия человека и реагирует на его воздействия
19 Упражнение 7 ПроцессПередачаГде хранится (носитель) Как обрабатывается (возможные помехи) источникприемник 1Животное, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки МеткаДругое животное РастениеДругое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его. 2Мы смотрим новости по телевизору 3Банк располагает данными о своих вкладчиках 4Петя решает задачу по математике 5Петя играет в компьютерную игру 6Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны 7Автоматическое управление полетом ракеты 8Открытие двери ключом
20 Домашнее задание 1.Распределите перечисленные ниже ситуации на три группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является предмет, ко второй – где ностиелем информации являются волны, к третьей – в которых носителем информации являются состояния вещества. 1) звонок на перемену; 2) кипящее молоко; 3) раствор поваренной соли; м4) запись на классной доске; 5) страница книги; 6) разговор; 7) сигнал светофора; 8)объявление в газете; 9) жужжание пчелы; 10)телепередача. 2.Распределите перечисленные ниже ситуации на две группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является дискретные сигналы, ко второй – где носителем информации является аналоговые (непрерывные) сигналы. 1) Музыкальное произведение; 2) сигналы светофора; 3) передача сообщения с помощью азбуки Морзе; 4) устная речь; 5) письменный текст; 6) передача данных по компьютерной сети; 7) сигнал светофора; 8) рисунок художника; 9) технический чертеж; 10) телепередача.
Что такое информация – какая она бывает и какие операции можно совершать с информацией
Все сведения и знания.
Информация – это совокупность сведений о чем-либо. Эти сведения могут быть переданы одним живым организмом другому, обработаны им и поняты.
Обработать информацию – значит изменить ее для определенной цели. Например, когда наши барабанные перепонки улавливают звуковые колебания, они дрожат. Затем органы слуха превращают эту «дрожь» в электромагнитные импульсы, импульсы посылаются в мозг и мозг «понимает», кто издает определенный звук, зачем и так далее.
Информацию получают и передают все живые существа. Только разными методами. Люди могут передавать ее через текст, голос, жесты. Бактерии получают информацию о химических веществах вокруг, анализируя их через оболочку своих клеток.
Давайте углубимся в вопрос о том, что же такое информация и разберемся в деталях.
Виды информации
Видов очень много, они классифицируются в зависимости от выбранного критерия.
По способу восприятия
Визуальная – такая, которую мы воспринимаем глазами. Увидели тучи на небе – получили информацию, что скоро может пойти дождь. Увидели круглый дорожный знак с перекрещенными красными полосами на синем фоне, поняли: остановку делать нельзя, стоянку – тем более.
Звуковая – ее мы воспринимаем ушами. Услышали, как капли стучат по крыше – поняли, что начался дождь. Разговор с человеком по телефону – это тоже обмен звуковой информацией.
Тактильная – ее мы воспринимаем «кожей». Например, пришли вы в контактный зоопарк, трогаете там пальчиками кролика и понимаете, какой он мягенький и пушистенький.
Обонятельная – информация, которую вы получаете «носом». Несмотря на то, что у нас нюх развит в 48 раз слабее, чем у собаки, мы безошибочно определяем по запаху бензин, щи, спирт, нашатырь.
Вкусовая – мы воспринимаем ее вкусовыми рецепторами на языке. Больше всего их на кончике языка, поэтому кончик языка определяет абсолютно все вкусы: кислый, горький, пресный соленый. На остальной поверхности языка эти рецепторы тоже есть, но распределены неравномерно. Например, корень языка может чувствовать горечь, но не определяет степень солености.
Особенность всех этих типов – их нельзя переводить один другой. Нельзя тактильно ощутить, сладкая пища или горькая, нельзя учуять носом колебания звуков или различить цвета.
По форме представления
Текстовая – информация, которая подается через буквы определенного алфавита. Эта статья написана как раз в текстовом формате.
Числовая – передается числами. Числом записывается информация о дне вашего рождения, о важных исторических событиях.
Графическая – это рисунки. Самая древняя информация, которая дошла до наших дней, была передана через рисунки на скалах.
Звуковая – песни и музыкальные композиции распространяются по миру как раз в таком формате.
Видеоинформация – в ней есть и звук, и визуальный материал.
Особенность этой категории информации – один тип часто можно перевести в другой. Например, можно описать текстом, что изображено на картинке, можно словами назвать число, можно сделать картинки для текстов, чтобы воспринимать их визуально.
Конечно, есть свои рамки. Звук очень сложно передавать через текст, цифры или картинку, его восприятие слишком индивидуально.
По назначению
Массовая – это информация, которая ориентирована на массы. Книги о Гарри Поттере легко читаются массовым читателем, а вот романы Толстого идут хуже. Крида, Коку и Тимати слушают все подряд, а вот Чайковского и Моцарта некоторые люди вообще никогда не слышали.
Элитарная – это вот как раз Бах и Бетховен, Толстой, Айвазовский и Пикассо. То есть информация, которую могут воспринять только «элитарные» слои общества – самые образованные, понимающие искусство.
Специальная – информация, которой делятся специалисты определенной области. Информация о том, как репрезентируется концепт «город» в творчестве Рубиной – специальная, отличия архей от прокариот и эукариот – тоже.
Секретная – такая, которая по определенным причинам скрывается от большинства людей. Ей обычно обмениваются представители спецслужб.
Личная – касается одного человека и не передается им вообще никому. Она нужна ему для самого себя: приватные фото и видео, к примеру.
По значению
Информация бывает актуальная и устаревшая. Актуальная – то есть соответствующая положению вещей на данный момент. Новость о возможном импичменте Трампа актуальна на сегодня, но через неделю, когда пройдет инаугурация Байдена, она станет устаревшей и неинтересной.
Достоверная, сомнительная и недостоверная. Достоверная – то есть безошибочная, точная, проверенная. Сомнительная – не проверенная, но такая, которая может оказаться и достоверной, и недостоверной. Недостоверная – то есть такая, которую опровергли. Информация о том, что земля плоская, сейчас уже недостоверная.
Понятная – то есть человек, который эту информацию воспринимает, может ее обработать и понять. Я могу понять текст на русском языке, частично пойму на английском и малую часть еще пойму на немецком. На французском уже ничего не пойму.
Полная, достаточная, неполная. Полная – это вся информация по какому-то вопросу. Она таковой бывает очень редко. Но то, что «дважды два – четыре» – это полная информация. Достаточная – то есть неполная, но достаточная для определенной цели. Если я хочу идти на лыжах, мне нужна информация о погоде, но не вся абсолютно. Достаточно знать, сколько градусов ниже нуля и (может быть) какой ветер. Мне без разницы, облака на небе или солнце, атмосферное давление и прочие детали. То есть неполная информация вполне может быть достаточной.
Информация может быть ценной – такой, которую можно использовать в данный момент. Она также может быть не ценной по определенным причинам: она устаревшая, неполная или просто не в нужном месте и не в нужное время эта информация получена.
Что можно делать с информацией
Хранить. Для хранения используются носители информации. Это могут быть книги, рукописные тексты, флешки, диски, глиняные таблички, пластинки со звуками.
Передавать. Для этого используется какая-то среда или специальные проводники. Например, звук передается по воздуху, электронные сигналы передаются по проводам, дельфины передают друг другу информацию через воду.
Воспринимать. Чтобы ее воспринять, мы используем органы (глаза, уши, кожу, язык).
Для восприятия информации могут быть нужны навыки работы с ней. Например, если она текстовая, надо суметь ее прочитать.
Обрабатывать – то есть что-то делать с информацией для достижения своей цели. Если она передается через иностранный язык, которого вы не знаете, вам нужно будет перевести этот язык. Если она передана в программном коде, надо будет запустить программу, которая этот код поймет.
Заключение
Я постарался максимально полно ответить на вопрос о том, что такое информация. В следующей статье мы поговорим о единицах ее измерения – битах, байтах, мегабайтах и их переводе друг в друга.
Подписывайтесь на нашу рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи рубрики Образование.
Если статья кажется вам поверхностной, сложной, запутанной – покритикуйте ее в комментариях. Ваш комментарий поможет мне сделать этот текст лучше.
Презентация по информатике на тему » Информационные процессы » ( 10 класс)
Выбранный для просмотра документ Домашнее задание.doc
Задание: Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
ФИ ученика _______________________________________
План – конспект урока по информатике
Тема урока: « Информационный процесс» (слайд 1)
Учитель: Бедина Анастасия Владимировна
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информационных процессов; Научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике.
Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе.
Постановка целей и задач урока
Изучение нового материала (слайд 2)
-Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики?
(ответ: человек и ЭВМ).
-Что для человека значит информация? (это его значения и сведения об окружающем мире).
-Что такое информация с точки зрения вычислительной техники?
Таким образом, информация в информатика – это:
Знание человека, которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты. Которые объединяют это разные подходы.
Упражнение 1 (слайд 3 )
Попросите детей найти эти общие черты, используя наводящие вопросы:
Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать)
Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? (Помехи.)
Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить, упростить).
С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина)? (бумага, кассета, ген, классный журнал, камень).
Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, электронное письмо)? (Воздух, телекоммуникационные каналы)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
Как же происходит передача, хранение и обработка информации?
Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков.
Сигналы можно разделить на несколько типов: (слайд 4)
— по физической природе, электромагнитный, световой, тепловой, звуковой. механический, биохимический).
— по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой. Физиологический).
Знаками можно считать алфавит любого языка, языки языка жестов, любые коды или шифры, ноты.
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
Передача информации происходит по следующей схеме:
Канал связи (примеры)
Информация Информация
(примеры) Помехи (примеры) (примеры)
Пояснение: примеры приводятся учащимися и записываются на схеме.
Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий (слайд 6)
Модель этого процесса:
Входная информация (сведения, которые получает человек или устройство)+запас имеющихся знаний и опыта
Выходная информация (новая)
Обработка (преобразование) информации
Упражнение 2: (слайд 7)
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче: «В древности люди решили, каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета солнечной системы: 1-Солнце, 2-Луна, 3-Марс, 4-меркурий, 5-Юпитер, 6 – Венера, 7 – Сатурн. 8 – Уран. 9- Нептун.
Последовательно складывая цифры дата своего рождения можно определить «свою» планету.
19.09.1981 = 1+9+0+9+1+9+8+1=38=3+8=11=1+1= 2 – Луна
Входная обработка выходная информация информация
Пояснения к упражнению: условие задачи вывести на слайде, ученики определяют каждый «свою» планету в тетради и результат объявляется в слух.
Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.
Упражнение 3: (слайд 8)
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
Где хранится (носитель)
Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки
Мы смотрим новости по телевизору
Банк располагает данными о своих вкладчиках
База данных «Вкладчики»
На дисках компьютера или на бумаге
Процессором по специальной программе
Петя решает задачу по математике
На бумаге в виде текста
С помощью математических действий
Петя играет в компьютерную игру
На диске в виде программы
Процессором по специальной программе
Летучая мышь ориентируется в пространстве, используя ультразвуковые волны
Автоматическое управление полётом ракеты
Открытие двери ключом
Если форма ключа совпадает с формой отверстия замка, то ключ в замке поворачивается
Пояснение к упражнению:
Для экономии времени на уроке можно заранее приготовить карточки с таблицей на каждого человека. Заполнив при этом только 1 и 2 столбцы таблицы.
№ 1,2.3. 4 выполнить на уроке, № 5,6,7,8 – домашнее задание.
Упражнение 4. (слайд 9)
Приведите примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией? (устно)- (идет снег, рот роет землю, пассажир получает багаж, люди загорают на пляже).
Оценить работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание: (слайд 10)
Уровень знания: Знать определения информации, информационных процессов, управления. Уметь нарисовать и объяснить схемы систем с разомкнутой связью и с обратной связью.
Уровень понимания: Заполнить до конца таблицу и дополните её своими интересными примерами информационных процессов.
Выбранный для просмотра документ Презентация Информационные процессы.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики? Что для человека значит информация? Что такое информация с точки зрения вычислительной техники?
Что нужно сделать, чтобы информация появилась? У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я смогу с ней сделать Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код ДНК)? С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина)? Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, электронное письмо)? Упражнение 1:
Информация (примеры) Информация (примеры) Канал связи (примеры) Помехи (примеры)
– это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий. Входная информация (сведения, которые получает человек или устройство)+запас имеющихся знаний и опыта Обработка (преобразование) информации Выходная информация (новая) Помехи, шум
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче: «В древности люди решили, каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета солнечной системы: 1-Солнце, 2-Луна, 3-Марс, 4-меркурий, 5-Юпитер, 6 – Венера, 7 – Сатурн. 8 – Уран. 9- Нептун. Последовательно складывая цифры дата своего рождения можно определить «свою» планету. 19.09.1981 = 1+9+0+9+1+9+8+1=38=3+8=11=1+1= 2 – Луна Входная выходная информация обработка информация
Приведите примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией? Идет снег, Рот роет землю, Пассажир получает багаж, Люди загорают на пляже
Уровень знания: Знать определения информации, информационных процессов, управления. Уметь нарисовать и объяснить схемы систем с разомкнутой связью и с обратной связью. Уровень понимания: Заполнить до конца таблицу и дополните её своими интересными примерами информационных процессов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект урока по информатике
Тема урока: « Информационные процессы» (слайд 1)
Учитель: Бедина Анастасия Владимировна
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информационных процессов; Научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике.
Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе.
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока
3. Изучение нового материала (слайд 2)
-Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики?
(ответ: человек и ЭВМ).
-Что для человека значит информация? (это его значения и сведения об окружающем мире).
-Что такое информация с точки зрения вычислительной техники?
Таким образом, информация в информатика – это:
Знание человека, которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты. Которые объединяют это разные подходы.
Упражнение 1 (слайд 3 )
Попросите детей найти эти общие черты, используя наводящие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать)
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? (Помехи.)
4. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить, упростить).
6. С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина)? (бумага, кассета, ген, классный журнал, камень).
7. Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, электронное письмо)? (Воздух, телекоммуникационные каналы)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
Как же происходит передача, хранение и обработка информации?
Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков.
Сигналы можно разделить на несколько типов: (слайд 4)
— по физической природе, электромагнитный, световой, тепловой, звуковой. механический, биохимический).
— по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой. Физиологический).
Знаками можно считать алфавит любого языка, языки языка жестов, любые коды или шифры, ноты.
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
Передача информации происходит по следующей схеме:
Канал связи (примеры)
(примеры) Помехи (примеры) (примеры)
Пояснение: примеры приводятся учащимися и записываются на схеме.
Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий (слайд 6)
Модель этого процесса:
Входная информация (сведения, которые получает человек или устройство)+запас имеющихся знаний и опыта
Обработка (преобразование) информации
Выходная информация (новая)
Упражнение 2: (слайд 7)
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче: «В древности люди решили, каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета солнечной системы: 1-Солнце, 2-Луна, 3-Марс, 4-меркурий, 5-Юпитер, 6 – Венера, 7 – Сатурн. 8 – Уран. 9- Нептун.
Последовательно складывая цифры дата своего рождения можно определить «свою» планету.
19.09.1981 = 1+9+0+9+1+9+8+1=38=3+8=11=1+1= 2 – Луна
Входная обработка выходная информация информация
Пояснения к упражнению: условие задачи вывести на слайде, ученики определяют каждый «свою» планету в тетради и результат объявляется в слух.
Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.
Упражнение 3: (слайд 8)
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
Где хранится (носитель)
Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки
Мы смотрим новости по телевизору
Банк располагает данными о своих вкладчиках
База данных «Вкладчики»
На дисках компьютера или на бумаге
Процессором по специальной программе
Петя решает задачу по математике
На бумаге в виде текста
С помощью математических действий
Петя играет в компьютерную игру
На диске в виде программы
Процессором по специальной программе
Летучая мышь ориентируется в пространстве, используя ультразвуковые волны
Автоматическое управление полётом ракеты
Открытие двери ключом
Если форма ключа совпадает с формой отверстия замка, то ключ в замке поворачивается
Пояснение к упражнению:
1. Для экономии времени на уроке можно заранее приготовить карточки с таблицей на каждого человека. Заполнив при этом только 1 и 2 столбцы таблицы.
2. № 1,2.3. 4 выполнить на уроке, № 5,6,7,8 – домашнее задание.
Упражнение 4. (слайд 9)
Приведите примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией? (устно)- (идет снег, рот роет землю, пассажир получает багаж, люди загорают на пляже).
Оценить работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание: (слайд 10)
Уровень знания: Знать определения информации, информационных процессов, управления. Уметь нарисовать и объяснить схемы систем с разомкнутой связью и с обратной связью.
Уровень понимания: Заполнить до конца таблицу и дополните её своими интересными примерами информационных процессов.