Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла

Анализ «Тёмные аллеи» Бунин

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла

Всего получено оценок: 1141.

Всего получено оценок: 1141.

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Смотреть фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Смотреть картинку Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Картинка про Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла. Фото Что объединяет 39 новелл и бунина в единый цикл какова тематика цикла

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Источник

Работа » Исследовательская работа по теме: «Поэтика цикла новелл «Тёмные аллеи» И.А.Бунина».». Автор: Цевелёва Галина Александровна

1.1 Сведения об авторе 3

1.2 Критики о «Тём ных аллеях» И. А. Бунина 5

1.3 Теоретическ ий аспект исследования 8

2.1 Особенности поэтики цикла 11

2.2 Анализ рассказа «Солнечный удар» (1925г.) 15

2.4 Методическая часть 20

2.5 Библиографический список 24

Бунин «рисует» по воспоминаниям. В его рисунках много музыки, того меланхолического ритма, который составляет дыхательную интонацию его прозы:

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выражения

С тебя когда-то списанный портрет…

Изучение особенностей поэтики цикла, как единого целого, и есть предмет наблюдения и изучения работы.

В автобиографических записях Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…»

Жизнь будущего писателя прошла на хуторе, в обстановке усадебной культуры.

Дебют Бунина как поэта состоялся в 1887 году : было напечатано первое стихотворение «Деревенский нищий». Бунина стали публиковать в журналах «Родина», «Орловский вестник». Начинается новая жизнь. Приходится искать работу. Трудился и в редакции газеты в Орле, служил статистом в Полтаве, работал в журнале «Русское богатство» в Петербурге.

Дальше- переезды, работа над стихотворениями и рассказами. Знакомство с Чеховым, Л. Толстым. Жизнь в Москве.

Бунин писал Толстому: «Я теперь вполне бродяга: с тех пор как уехала жена, я ведь не прожил на одно месте больше двух месяцев…» (это и Гурзуф, Ялта, Екатеринослав, Царицыно, Одесса).

В 1920 г, в разгар Гражданской войны, А. Бунин вместе с женой В. Н. Муромцевой навсегда покидает родину (непримиримо относясь к происходящему в стране после Октябрьской революции, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое то недоумённое существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество»).

И. А. Бунин соединил в своей творческой биографии два века. Он был современником Толстого, близко знал Чехова, Горького и Куприна, пережил не только своих ровесников, но и более молодых Булгакова, Платонова и многих других. Бунин оказал сильнейшее влияние на отечественную прозу шестидесятых годов, когда его книги после долгого перерыва вернулись в Россию. М. Горький так отзывался о творчестве писателя: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой «страннической души». (4, 76)

В монографии В. Афанасьева «И. А. Бунин. Очерк творчества» (1966г.) исследуется творческий путь писателя, дается лаконичная характеристик его произведений. Автор обращается и к освещению темы вечной любви в прозе Бунина, отмечает, что в произведениях «любовь- сильная, часто роковое потрясение в жизни человека». (1, 21)

А. Волков в своей монографии «Проза Ивана Бунина» (1969 г.) видит источник бунинской темы любви в социальных и личных причинах. Автор солидарен с другими исследователями: любовь имеет слепую власть над людьми.

В журнале «Литература в школе» №4 за 1990 г. была опубликована статья О. Михайлова «Литература русского зарубежья» проводится анализ сборника «Темные аллеи», отражение эмиграции на произведение Бунина.

В монографии Л. А. Смирновой «И. А. Бунин. Жизнь и творчество» (1991 г.) попытки разобраться, вникнуть в тайники душ героев, проследить истоки трагедий.

В книге «Иван Бунин. Силуэты русских писателей» (1991 г.) Ю. И. Айхенвальд подробно анализирует бунинскую философию: «из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времён и миров». «Бунин верит солнцу… он знает, что неиссякаемы родники вселенной и неугасима лампада человеческой души».

В статье О. В. Сливицкой «Сюжетно е и описательное в новеллистике И. А. Бунина», опубликованной в журнале «Русская литература » (№ 1, 1991 г.), автор характеризует худож ественную систему Бунина как би полярную: 1) описательность; 2) сюжет. Для того чтобы понять глубины произведений Бунина, Сливицкая выстраивает разные системы описательности и сюжета.

В журнале «Октябрь» (№1-2, 2000 г.) опубликован труд М. Рощина «Князь. Книга об Ива не Бунине, русском писателе». Принципиальная позиция автора – биографические факт ы, цитаты из дневников, высказывания близких Бунину людей. Это попытка понять творчество через призму личности. Со страниц книги встаёт образ Ивана Бунина – яркой личности и самобытного художника слова.

Таким образом, проанализировав литературу об И. А. Бунине, можно прийти к выводу о том, что о творчестве писателя написано немало монографий и статей, однако проблема изучения поэтики «Тёмных аллей» требует более детального и глубокого исследования.

Приступая к анализу новелл И. А. Бунина, необходимо уточнить понятия поэтики, новелл как литературоведческих категорий.

Поэтика – один из старейших терминов литературоведения. В XIX веке поэтику начали отождествлять с «теорией словесности». В начале XX века в школе «русского формализма» основным предметом изучения поэтики снова стал язык в его поэтической функции. Некоторые ученые продолжают утверждать поэтику как особую науку, изучающую независимые от содержания формы, и сводят поэтику к теории поэтической, стихотворной речи.

«Краткая литературная энциклопедия определяет поэтику «как науку о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых».

На протяжении же последнего столетия поэтикой (или теоретической поэтикой) стали называть раздел литературоведения, предмет которого – состав, строение, функции произведения, а также роды и жанры литературы.

С XX века существует и иное значение термина «поэтика». Этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а так же художественных направлений и целых эпох.

В сочетании с определением «историческая» слово «поэтика» обрело еще один смысл: «это дисциплина в составе литературоведения, предмет которой – эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы».

Этим определением и будем руководствоваться при рассмотрении цикла новелл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина.

Избранный Буниным малый жанр – рассказ или короткая повесть – в наибольшей степени отвечает устремлениям писателя (принципы «мгновения» жизни, «сгущения» напряжения в повествовании). Этот жанр писателем творчески обогащён, рассказ по- своему пересоздан; он синтезирует в себе поэтическое и прозаическое, лирическое и эпическое, субъективное и объективное. Соотношение их в творчестве Бунина меняется.

А в «Краткой литературной энциклопедии» найдём следующее: «новелла – повествовательный прозаический (гораздо реже – стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму». Нередко термин «новелла» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «новелла» специфическое содержание.

В новелле осуществляется многостороннее художественное освоение личной, частной жизни людей. Драматизм, воплощенный и в содержании, и в сюжетных, и в стилевых особенностях, является основным жанровым признаком новеллы, отделяющим её от более «спокойного» и эпичного рассказа, хотя грань эта, несомненно, является условной.

Новеллистическое повествование у Бунина при его тяготении к построению именно рассказа как жанровой формы обнаруживает яркие черты «новых технологий» прозы. Так можно отметить тяготение автора к малой прозаической форме – рассказу, новелле, его стремление в минимальном объёме выразить ёмкое содержание.

Писателя уже не устраивала форма традиционного классического романа с разветвлённым сюжетом, строго выдержанной логикой повествования. Нарушение причинно-следственных связей, использование ассоциаций как принципа повествования, фрагментарность, незаконченность, недосказанность, укрупнение, на первый взгляд, случайного и несущественного, краткость – всё это свидетельствовало об обновлении «старомодного» реализма.

Итак, перед нами стоят следующие цели и задачи для детального изучения поэтики рассказов, решению которых будет способствовать рассмотрение целостной аналитической системы:

Психологическое изображение героев

Особенности финалов любовных историй

Сам творческий процесс, как неоднократно говорил Бунин, начинается у него не с фабулы, а с внешнего впечатления. «Это у меня постоянное – то и дело ни с того ни с сего мелькает в воображении какое-нибудь лицо, какой-нибудь пейзаж, какая-нибудь погода…». Характеры, отношения между ними, события возникают уже позднее (10, 61).

Описательность занимает в новеллах разный объём – от крайне малого до всеобъемлющего всё повествования. Сюжет может быть последовательно изложен, а может и вовсе не подчиняться чёткому построению. Так же и время: оно может быть смещённым, а может быть и линейным. Виртуозность в построении сюжета у Бунина необычайная.

Уяснить во всей полноте функцию сюжета и описательных элементов можно лишь при их сопоставлении. Система их взаимодействия – важнейший срез художественного мира Бунина.

У Бунина во многих рассказах сюжет – и прерывистый, и пульсирующий, и с неглубоким руслом – всё-таки присутствует.

Поэтому же наряду с новеллами, сюжет которых редуцирован вплоть до нулевого, существует и немало других: с сюжетом, который доминирует и построен классически «правильно». В них чётко определены начало, середина и конец. Эти новеллы содержат историю, которую нетрудно пересказать, а это вернейший признак крепко сделанного сюжета. Не случайно это именно те новеллы, которые известны самому широкому кругу читателей («Антигона», «Руся», «Галя Ганская», «Генрих», «В Париже», «Зойка и Валерия», «Натали», «Холодная осень» и др.).

Один из наиболее выразительных примеров – «Натали». Здесь достаточно пространная экспозиция, завязка, напряжённое развитие действия, кульминация – и внезапная развязка. А затем следует вторая часть новеллы, где события вновь нарастают, достигают своей кульминации – и внезапно обрываются (известие о смерти Натали).

В этой новелле события изложены в линейной временной последовательности, и ничто не предвещает трагической развязки. Повествователь находится «в середине движущего ряда событий» и так же, как и читатель, не знает, к чему приведёт их развитие.

Тем не менее, не предсказанный ничем конец является не только неожиданным, а абсолютно неотвратимым.

О контексте как доминанте в рассказах цикла «Тёмные аллеи» пишет, к примеру, Ю. Мальцев, автор одной из лучших книг о Бунине. Высказывается и мысль о том, что во многих новеллах цикла («Кавказ», «Муза», «Холодная осень», «Таня», «Галя Ганская» и др.) появились особенности, характерные для поэтического произведения: усиление связи ассоциаций, их роли, повышенная эмоциональность, ритмичность.

Но писателя привлекает земная любовь, являющая собой слияние «земли» и «неба», гармонию, которую постоянно ищут. Она огромное счастье, но счастье мгновенное. Поэтому, по мнению Бунина, не может быть связана с браком. Но зарница счастья, хотя и оборванного, может осветить всю память и жизнь человека.

Так через всю жизнь пронесла любовь к «барину», некогда соблазнившему ей, Надежда, владелица постоялой горницы в новелле «Тёмные аллеи». Двадцать лет не может забыть Русю «он», когда-то молодой репетитор в её семье, и, мало того, помнит в мельчайших подробностях то, что было в самое счастливое лето его жизни. А героиня «Холодной осени» не только тридцать лет хранит в своём сердце любовь к убитому на войне жениху, но и вообще считает, что вся жизнь её после того осеннего вечера лишь «ненужный сон».

Бунин никогда не пишет о счастливой, соединяющей любви. Это – совсем иные отношения. Но если его герои всё-таки стремятся соединить свои жизни, то в последний роковой момент, когда, казалось бы, всё идёт к счастливому завершению, разражается внезапная катастрофа, возникают неожиданные обстоятельства, вплоть до смерти героев. Всё это для того, чтобы «остановить мгновенье» на высшем взлёте чувств («Генрих», «Руся», «В Париже», «Натали»).

В цикле новелл сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как всё остальное на свете, проходит, другой же – что любовь остаётся в душе навсегда («Тёмные аллеи»).

Для многих новелл цикла характерен такой приём, как обращение героев к прошлому из настоящего («муза», «Поздний час», «Волки» и др.). Этот приём позволяет Бунину раскрыть любовь, чаще всего юную и непродолжительную по времени, прерванную каким-либо неожиданным обстоятельством, как самое значительное событие в жизни.

Но с наибольшим интересом и мастерством изображает Бунин первую молодую любовь, раскрывает совершенно различные, неповторимые женские характеры («Муза», «Руся», «Натали», «Галя Ганская»). Особенно привлекательны образы девушек из народа, самозабвенно и безраздельно отдающихся первой любви. Они покоряют читателя свежестью, искренностью и непосредственностью своих чувств к человеку, пробудившему их любовь. Эти же мотивы звучат и в новеллах, посвящённых судьбам «падших», как лицемерно их называли люди из «общества», женщинам из народа (Катя из «Второго кофейника, «девушка с улицы» из Мадрида»).

Но среди новелл с гуманистической основой есть и такие, где над всем – анекдотическая, нередко фривольная ситуация («Визитные карточки», «Гость»).

И всё же не эти более поздние произведения характеризуют в целом книгу «Тёмные аллеи». Большинству входящих в неё новелл присуще то сочетание тонкого психологизма и проникновенной лирики чувств с остротой и чёткостью пластического рисунка. Поэтому маленькие (в 4-5 страничек) новеллы не уступают своей психологической насыщенностью портретных характеристик иной обширной повести. Строгая экономия выразительных средств достигает в них большого художественного совершенства.

Изучению поэтики, её особенностей способствуют при изучении «Тёмных аллей» следующие единство стиля, концовок, тематика, проблематика, жанровое сходство. Именно на этом уровне рассмотрим рассказ «Солнечный удар» (1925 г.).

Рассказ «Солнечный удар» (1925 г.) – один из шедевров бунинской прозы. В нём до совершенства доведено присущее писателю искусство сочетания предельной конкретности, чувственной ощутимости запечатлённых картин жизни с широким, всечеловеческим, вечным смыслом, достигнута максимальная «сгущенность» образного мгновения.

В рассказе мы видим мгновение любви, у которой будто нет начала и продолжения (она внезапна, как вспышка молнии), но нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остаётся на всю жизнь. Любовь – чудо, которое нельзя объяснить.

Это почти всё, кроме одного штриха: «Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». В этой детали по «аналогии ощущений» «синтезированы» воедино цвет и запах, вызывающие сложные ассоциации с солнечным сиянием и свежестью.

В портрете героини, дорисованном воображение героя (и читателя), соединяются черты яркого чувственного впечатления с предощущением чего-то совсем иного, глубинного, затронувшего всё существо действующего лица, его сердце. У героя «замерло сердце», и этот образ – знак будущего страдания, неотделимого от подлинного чувства любви.

Подчёркнутая безымянность героини («маленькая, безымянная женщина»), прочитывается под знаком неузнанности тайны.

В пейзажах «Солнечного удара» воедино слиты художником сияющий свет, чистые звуки («звон церквей»), с детства родные для русского человека запахи (запах сена) и яркие, радостные краски. Выделены в рассказе цвета белый (белые дома, белые занавески, даже пыль и др.), синий и розовый.

В «солнечном ударе» писатель сосредоточивает внимание читателя на изменениях в характере восприятий героем происходящего вокруг него, на некую внутреннюю логику подобных изменений в реакциях героя. Рамки увиденного по воле автора постепенно раздвигаются: номер гостиницы, улицы города, жизнь героя, весь мир.

В воспоминаниях поручика о случившемся появляется нечто для него самого неожиданное, не просто память о чувственном наслаждении, а ощущение чего-то иного, большего, волнующего уже не тело, а душу: «…но теперь главным было всё-таки это второе, совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство…» (2, 163).

Композиция повествования складывается как образ дня, в котором всё обычное, прежде виденное, знакомое видится уже совсем по-иному, чем раньше. Картины весёлого базара, службы в соборе кажутся ему теперь совсем иными. Внутренние изменения героя выражены и в его восприятии природы, неба и солнца, того самого «солнца», которое одарило «солнечным ударом». Весь простор кажется теперь «опустевшим». Иным качественно становится и мироощущение героя, исчезают его былые представления о ценностях человеческого существования. В переживания и сознание героя вторгается новая мера вещей, новое измерение, появляется критерий бесконечности, безмерности.

Меняется и самосознание героя, то есть его представление о самом себе. Это преломляется в портрете героя, который нарисован художником в зеркальном отражении – как некий автопортрет поручика: «…лицо его, обычное офицерское лицо… имело теперь сумасшедшее выражение…было что-то юное и глубоко несчастное» (2, 163).

Самое главное, резко и драматически меняется, переворачивается представление героя о его собственной жизни в целом, о будущем. К герою приходит чувство «ненужности всей своей дальнейшей жизни».

«Солнечный удар» пронизан лирическим авторским чувством, но выражено оно не прямо, а в «подтекстах», то есть в каких-то неявных, косвенных проявлениях авторских оценок.

Таким образом, изучить особенности поэтики помогает детальный анализ удивительной новеллы «Солнечный удар», что и помогло в решении поставленных целей и задач.

Цикл новелл «Тёмные аллеи» является вершиной творчества И. А. Бунина, результатом многолетней работы, высветившей все грани таланта писателя.

Разговор о поэтике цикла остается актуальным и по сей день. Во-первых, любовь – тема вечная, во-вторых, И. А. Бунин – яркая «звезда» европейской литературы.

От писателя не укрылось ни одно из противоречий внутреннего бытия людей. Основой психологизма становится в новеллах внутреннее состояние героя: противоречие одновременно мучительного и восторженного переживания. В этом и состоит трагизм душевного состояния героя. Нужно успеть насладиться вспышкой любви, а потом жить воспоминаниями.

Тема памяти в цикле занимает большое место, она позволяет связать воедино временны́е пласты цикла.

Природа у Бунина – не просто фон, а олицетворение идеала естественной жизни, столь характерное для русской жизни, литературной традиции.

Герои новелл – не многогранные характеры; они реализуются как личности, как характеры только в любви. Поэтому основное в психологическом изображении – внутреннее состояние героя в вершинный момент жизни, в её « з вездный » час.

Бунинская «пластика» в изображении героев заключена в особой структуре портретов героя и героини, которые выполнены тонко, искусно, подробно. А портреты – сжато, сухо.

В поэтике И. А. Бунин а очень важна роль детали, вплетённой в лирический и философо-эстетический план.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм (и драматические рассказы, и рассказы-зарисовки, и рассказы-предания и т.д.). Существует внутренняя связь между вполне самостоятельными новеллами, она-то и позволяет говорить об органическом единстве цикла и тематически, и проблематически.

Большое место отводится контексту («подводные течения»).

Для создания эмоциональной сферы чувств и переживаний героев автор выбрал образно-стилистические экспрессивные, эмоционально окрашенные средства, включая и символику цвета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *