Что объединяет басни два товарища лгун отец и сыновья
Данная презентация может быть использована на уроке родной русской литературы для учащихся 5 класса или на внеклассном чтении. В ней представлен краткий материал о Л.Н.Толстом, тексты басен и вопросы для анализа произведений.
Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.
Басня «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
-Какие человеческие пороки высмеиваются в басне?
-Что вы можете сказать о человеке, который притворился мёртвым?
Это находчивый человек, смелый и хладнокровный. Он не испугался и не закричал, когда медведь подошел совсем близко и стал обнюхивать его. Уловка удалась и медведь не тронул лежащего.
-Какова мораль басни?
Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.
Как вы понимаете значение слова лгун?
б) Лгун – лжец, обманщик, врун, враль, брехун. (По словарю синонимов);
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
— Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
— Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
— Почему он стал кричать?
— Что увидели мужики?
— Сколько раз так сделал мальчик?
— Почему мужики не прибежали на помощь?
-А что значит « перерезал»?
-Какова мораль басни?
Мораль басни Толстого «Лгун» состоит в том, что нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.
Басня учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Басня Толстого учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи. Автор хочет предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.
Басня «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
-Какова мораль басни?
Сыновья не смогли сломать веник и легко сломали отдельные прутики. Они поняли, что не стоит им ссориться, что надо жить в согласии.
-Актуальна ли басня в наше время?
Басня остается актуальной и в наше время. Люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.
Конспект урока по РДЛ для 5 класса «Л.Н. Толстой.Нравственный смысл поступка.»Два товарища»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Конспект урока по РДЛ для 5 класса
«Л.Н. Толстой.Нравственный смысл поступка. «Два товарища»»
с оздать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями,
совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
— Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках.
II. Подготовка к активной деятельности.
— Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.
III. Работа с текстом «Два товарища»
— Что с ними случилось?
— Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.
1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.
2 мальчик: остался, упал, притворился.
— Что с ними случилось?
— Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.
1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.
2 мальчик: остался, упал, притворился.
— Чем закончилась история?
— Можно ли этих ребят назвать товарищами? (Нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
— Чего нет в этой дружбе? (Обращение к паукограмме).
— Как поведут себя главные герои дальше?
-Почему автор назвал этот рассказ “Два товарища”?
— Чему учит рассказ Л. Толстого? (Не бросать друзей в беде)
“ В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.
IV. Закрепление материала.
Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.
VI . Домашнее задание.
Читать Толстой «Лгун», «Отец и сыновья».
Написать мини-сочинение на тему: «Нравственный смысл поступка в баснях Л.Н. Толстого».
Что объединяет басни два товарища лгун отец и сыновья
Басни Л. Н. Толстого
Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Мораль. Не лги даже в шутку. Потому что когда придёт беда и тебе понадобится помощь, тебе не поверят и не помогут.
Курица и Ласточка
Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит: «То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».
Лев, Осел и Лисица
Лев, осел и лисица вышли на добычу. Наловили они много зверей, и лев велел ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!» Лев рассердился, съел осла и велел лисице переделить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев посмотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?»
Она говорит: «А с ослом-то что было?»
Лисица и Виноград
Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».
Мужик и Водяной
Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой».
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор».
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор».
Водяной подарил мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было. Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал – за его неправду.
Мораль. За жадность и лживость подарка не получишь.
Волк и кобыла
Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
– Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
– А ты знаешь, как лечить?
– Как не знать.
– Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Делёж наследства
Тест по родной литературе на тему «Басни Л.Н. Толстого» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Родная литература. 5 класс. Л.Н. Толстой. Басни.
а) рассказ о животных и растениях;
б) занимательная история сказочного характера;
в) иносказание, в основе которого нравственные и общественные проблемы;
г) юмористический развлекательный рассказ.
2. Кто основатель басни?
в) осмеяние пороков;
г) лирический герой.
4. Выберите особенности басен Л.Н. Толстого.
а) чаще всего героями являются люди;
б) по форме басня маленький рассказ;
г) имеют педагогическую направленность.
5. Какова тема басни «Отец и сыновья»?
а) дружба и верность;
в) согласие и взаимная поддержка;
г) Уважение к старшим.
6. Зачем отец велел сыновьям принести веник?
в) поставить на место;
7. Какими словами заканчивается басня «Отец и сыновья»?
а) «…в согласии жить будете»;
б) «…вас всякий легко погубит»;
в) «…никто вас не одолеет»;
г) «…будете ссориться».
8. Кого в лесу встретили герои басни «Два товарища»?
а) тому, как не заблудиться в лесу;
б) что делать, если встретил дикого зверя;
в) не бросать товарища в беде;
г) не лгать товарищу.
10. Чем занимался герой басни «Лгун»?
11. Кого герой басни звал на помощь?
12. Почему, когда герой нуждался в помощи, ему не поверили?
а) солгал старейшине;
б) трижды обманывал, призывая на помощь;
в) врал всегда и всем;
г) обманул мать и отца.
меньше 7 заданий – «2».
Предмет «Родная литература» введен в учебный план общеобразовательных школ в 2019 – 2020 учебном году. Диагностическая база по данному предмету не столь обширна, как хотелось бы, поэтому, думаю, что данный тест будет интересен коллегам, работающим в 5 классе.
Тест можно использовать после ознакомления обучающихся с жанром басни и самостоятельного домашнего чтения басен Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», «Два товарища», «Лгун». Он позволит проверить, как дети усвоили особенности басен Л.Н. Толстого, насколько эффективно было организовано повторение изученного о басне в начальной школе, а также знание текстов басен.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет «Родная литература» введен в учебный план общеобразовательных школ в 2019 – 2020 учебном году. Диагностическая база по данному предмету не столь обширна, как хотелось бы, поэтому, думаю, что данный тест будет интересен коллегам, работающим в 5 классе. Тест можно использовать после ознакомления обучающихся с жанром басни и самостоятельного домашнего чтения басен Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», «Два товарища», «Лгун». Он позволит проверить, как дети усвоили особенности басен Л.Н. Толстого, насколько эффективно было организовано повторение изученного о басне в начальной школе, а также знание текстов басен.
Номер материала: ДБ-1144542
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по РДЛ для 5 класса «Л.Н. Толстой. «Лгун», «Отец и сыновья». Формирование нравственных понятий»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Конспект урока по РДЛ для 5 класса
« Л.Н. Толстой. «Лгун», «Отец и сыновья». Формирование нравственных понятий »
Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры;
развитие воображения, монологическо-диалогической речи;
воспитание любви к культуре и традициям родного края.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Эпиграф:
Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)
II. Подготовка к активной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?
И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.
(Запись темы и эпиграфа в тетради.)
Как вы понимаете эпиграф?
III. Объяснение нового материала.
Давайте вчитаемся в басни Толстого.
Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
1. Какая басня больше понравилась?
2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
5. Какому жизненному правилу вы научились?
Поистине красив говор Тульского края.
Давайте найдём в прочитанных нами баснях диалектные слова, просторечья. (Словарная работа с текстом.)
Выскочил, упал наземь, жили в согласии, велел принесть, сколько они ни бились, не одолеет, все врозь, всякий погубит.
Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.
Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.)
IV. Закрепление материала.
Для закрепления урока, объясним пословицы.
Сам умирай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.
Друга узнаешь в опасности.
Врозь грузно, а вместе дружно.
Своя семья – самые верные друзья.
Другу сколько можно помогай.
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Друга узнают в напасти.
Неверный друг – опасный враг.
Плохи друзья на полчаса.
Рад безумный, видя друга при напасти.
Можно ли данные пословицы отнести к басням Толстого?
Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)
VI . Домашнее задание.
Читать с казк у В.И.Даля «Что значит досуг?»