Что объединяет философию и искусство

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Искусство и философию объединяет следующее:

1. Это сферы духовной культуры, к которым неприменим узкопрагматический подход, то есть попытки высчитать, измерить конкретную пользу для практической жизни.

2. И философия, и искусство не предназначены для того, чтобы изменять мир вещей. Следует помнить, что и картина, и философский трактат имеют ценность, прежде всего, как предметы духовной культуры, хотя и воплощенные в каком-либо вещном материале: на бумаге, холсте и т.п.

3. И философия и искусство обращены на человека, на его совершенствование.

Искусство и философию разъединяет следующее:

1. Искусство формируется вместе с человеческим обществом, оно «вечный спутник» человечества. Философия возникает только в цивилизованном обществе.

2. Искусство призвано изменять, совершенствовать, прежде всего, эмоциональную сферу человека, воспитывать его чувства, развивать восприятие красоты, добра. Философия нацелена, прежде всего, на совершенствование интеллектуальной сферы человека, воспитание его разума. Однако и искусству не чуждо совершенствование разума – это просветительская или познавательная функция искусства; и философия вполне может совершенствовать эмоциональную сферу человека.

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

1. Возникают в условиях цивилизации.

2. Приходят на смену мифологическому миросозерцанию.

3. Могут выступать в качестве основы мировоззрения.

4. Оформляются как система взглядов.

Религию и философию разъединяет следующее:

Источник

Реферат: Вопрос соотношения искусства и философии

2. Вопрос соотношения искусства и философии.

3. Выражение родственности философии и искусства.

5. Список используемой литературы.

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сложен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией. Природа искусства отражательно – выражательная. Имеются и другие особенности искусства. Искусство – образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание – понятия форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах.

Искусство направлено на постижение эстетического воспитания в самой действительности.

В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов — сознательная, не­изменная установка художниками. В силу особенностей восприятия мира художников, у которых преобладает синтетическое начало, оно от природы оказывается целостным; результатом их творчества оказываются синтетичные, целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения.

Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую его действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и понимание этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Философия, отмечал В. И. Вернадский, является попыткой из личности познать сущее; в то время как научные истины в своем существе безлики, в философии личность отражается не только на процессе (что свойственно также и науке), но и на самих результатах познания. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобяза­тельны.

1) прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество — нет двух тождественных;

2) выработанное свое понимание реально­сти; такого понимания может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем все другие. Критерии ясного и определенного для этого нет, и быть не может. (Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М., 1977. С.73). На этом своеобразии философского знания, сопоставимого с результатами творчества в искусстве, основан феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних философов и влечения к произведениям других (кто-то, например, «не принимает» Гегеля, но увлечен Ж.- П. Сартром, другой — наоборот).

В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искус­стве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.

Русский философ второй половины XIX века Н. Я. Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая правомерность своего утверждения, он, в частности, отмечал следую­щее. Поэтические и философские произведения всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют, — иначе сказать, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда известный круговорот и преемственность в господстве различных философских систем, как и в преобладании различных школ музыки и живописи или известных видов и направлений в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью. Если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке воз­буждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Далее Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Это — одно из последствий их субъективности, и нельзя не сравнивать с этим противоположную черту научных созда­ний, всегда безличных. Имена ученых связываются с известными теориями только при жизни их, а после смерти переходят в трактаты по истории наук. Притом почти всякое научное открытие связывается с именами нескольких тружеников. Зато, когда мы скажем: «монадо­логия Лейбница», «трансцендентальный идеализм Канта», «Фауст Гете», «Гамлет Шекспира», «Реквием Моцарта», «Лоэнгрин Вагнера», «Мадон­на Рафаэля» и т.д., то всякий знает хорошо, что здесь спор и сомнения о творце невозможны («Философия как ветвь искусства» // «Начала». 1993. № 3. С. 76-77).

Одним из следствий изложенного соображения оказывается следу­ющее положение: знание истории философии, важнейших трудов философов прошлого есть необходимая предпосылка современного философского познания, развитие же частных наук не всегда требует обязательного изучения их истории. В науке можно, в принципе, более или менее быстро включиться в современную проблематику и успешно разрабатывать эти проблемы, но в философии без философов прошлого, без знания их работ не обойтись. Как и творения Рембрандта, Бетховена и многих других художников, музыкантов, поэтов, произведения выда­ющихся философов прошлого всегда с нами, они всегда современны. Что же касается их научной или идеологической их стороны, то отношение к ним определяется соответствующими для этих сфер знания движениями исторического процесса.

Вхождение в содержание философского знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специ­фичны для искусства, можно проследить по множеству линий, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих, кстати, весьма значительную часть философского знания (раздел «Эстетика»), вплоть до так называемой «картины мира», занимающей важное место в философии бытия. Кстати, создание «картины мира» (само слово-то — «картина» — не из сферы ли искусства?) предполагает у философов чувство красоты, сопричастности к миру. Само понятие «картина мира», вроде бы естественнонаучное и включающее в себя понятия о струк­турности, системности мира, в то же время оказывается за пределами естественных наук; если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества.

Как видим, из вышеизложенного, имеются все основания для постановки вопроса: «А является ли философия искусством?» Один из вариантов ответа на этот вопрос дан Н. Я. Гротом, относившим философию к искусству. Он писал: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся пред нею в новой, более идущей к ее лицу одежде. С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении. К философии же станем прислушиваться со вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства. Без чувства жить нельзя — будем же сознательно платить ему дань в этой, хотя и старой, но до сих пор неверно понятой форме» («Философия как ветвь искусства» // «Начала». 1993. 3. С. 78).

3.Философия, 100 экзаменационных ответов. Экзаменационный

Источник

Философия и искусство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Источник

Использование философии и искусства для познания истины

Взаимосвязь философии и искусства

Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления.

И искусство, и философия всегда стремились дать ответы на те вопросы, на которые не всегда найдется единственно верное решение. Их отличие лишь в том, что искусство дает личные, исключительно авторские ответы. Художник, музыкант или писатель показывает свое отношение через работы. В философии же существует гораздо больше вопросов, чем решений. Она подталкивает размышлять и делать выводы, но однозначных ответов никогда не дает.

Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культурологические сходства

Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.

Философия и искусство в Средние века

Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения.

С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.

Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.

Современное понимание искусства и философии

Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.

В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.

С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.

Философия и искусство в повседневном мире

Как уже было сказано ранее, феномен философии присутствует практически в каждой сфере жизни современного человека. Она просто остается в тени, пока о ней не вспомнят. Для поиска ответа на вопрос «Есть ли Бог?» человек летит в космос. Жаждая узнать смысл жизни, мы изо дня в день ищем себя в той или иной области.

Искусство тоже прячется среди обыденности. По сути, им может быть любая работа, наделенная смыслом. Дизайн кофейни, слоган компании или детские каракули — все, что находит решение или задает вопрос, может быть определением искусства.

Источник

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

Что объединяет философию и искусство. Смотреть фото Что объединяет философию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет философию и искусство. Картинка про Что объединяет философию и искусство. Фото Что объединяет философию и искусство

О сходствах философии и искусства

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сло­жен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обни­мает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искус­ство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абст­ракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художест­венные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

Идея индивидуальности, воодушевляющая искус­ство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуаль­ности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления.

Философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особен­ного, в отличии от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивиду­альные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выпол­нить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художе­ственного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущно­сти вещей на одном примере роднит философию и искусство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Вопрос соотношения искусства и философии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 03:52:12 05 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 66 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать