Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
Федорова Вероника Михайловна
Аннотация: В статье раскрывается понятие «социальной ответственности бизнеса», рассматриваются ее направления, концепции, особенности социальной ответственности бизнеса в России.
Ключевые слова: социальная ответственность, государство, бизнес, общество, социальная политика.
BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY
Fedorova Veronika Mikhailovna
Belgorod National Research University
Abstract: the article reveals the concept of «social responsibility of business», examines its directions, concepts, features of social responsibility of business in Russia.
Key words: social responsibility, state, business, society, social policy.
Актуальность проблемы. На сегодняшний день тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Успешные бизнесмены стараются не только развивать свое дело, но и оказывать помощь обществу в решении различных проблем, что не только говорит о благополучии их деятельности, но и об их человеческих качествах, что является немаловажным фактором в успехе компании среди конкурентов. Многообразие форм, методов и моделей социальной ответственности бизнеса, знание которых необходимо для наиболее эффективного ее осуществления, делает вопрос изучения социальной ответственности бизнеса особенно актуальным.
В современном мире наметилась тенденция по сближению бизнеса и общества, и это, оправданно. Предприятия взаимодействуют с обществом в самых различных сферах – политической, экономической, духовной, социальной. В настоящее время цель деятельности большинства предприятий сводится не только к тому, чтобы получить максимальную прибыль, но и чтобы выполнить какие-нибудь социальные функции, решить социальные проблемы, тем самым не только улучшить жизнь людей, но и обеспечить себе конкурентные преимущества, наиболее благоприятно выглядеть в глазах того же общества. К тому же партнерами, конкурентами, работниками предприятия являются представители общества, поэтому сближение общества и бизнеса является обоснованным и продуманным шагом последнего. Социальная направленность бизнеса, которая ранее трактовалась как выполнение обязательств перед работниками предприятия, сегодня превращается в стратегию деятельности многих хозяйствующих субъектов, решающих комплекс общественно важных задач.
Социальную ответственность бизнеса можно определить как долгосрочную добровольную гласную стратегию предприятия, предполагающую не только соблюдение формальных правил и норм, но и реализация материальных и нематериальных социально направленных мероприятий. Долгосрочность в данном определении означает, что бизнес будет социально ответственным в далекой перспективе, весь период своего функционирования, чего нельзя сказать и единовременных акциях и мероприятиях, носящих социальный характер. Ключевой характеристикой социально ответственного бизнеса является его добровольность, т.е. это добровольное стремление бизнесменов принимать такие решения, проводить такую политику и следовать таким направлениям деятельности, которые напрямую связаны с основной деятельностью компании, но выходят за рамки минимума, установленного законом. Другими словами социальную ответственность можно определить как общественный договор между бизнесом, властью и потребителями, целью которого является обеспечения благами всего общества.
Понятие «социальная ответственность» включает в себя такие элементы как ответственность в отношении потребителей, ответственность в отношении работников, ответственность во взаимоотношениях с партнерами, экологическая ответственность. Следует отметить, что все перечисленные элементы связаны с взаимодействием с людьми, что еще раз подчеркивает необходимость и важность сближения бизнеса и общества. Однако стоит отметить, что социально ответственный бизнес, в первую очередь, в рамках своей стратегии, будет ориентирован на решение социальных проблем своих работников, а только потом – на решение экологических проблем.
Социальная ответственность бизнеса, как следует из определения, имеет несколько уровней. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнения предприятием таких обязательств как своевременная выплата заработной платы, своевременная оплата налогов, обеспечение стандартов качества продукции, т. е. это все то, что установлено законодательно. Второй уровень социальной ответственности бизнеса называют «корпоративной ответственностью», он предполагает обеспечение персонала компании не только соответствующими условиями работы, но и наиболее благоприятными условиями жизни: строительство жилья, профилактическое лечение, социальная поддержка работников и членов его семьи, повышение квалификации работников. Третий (высший) уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность, что, естественно, подразумевает наличие у компании большого числа свободных финансовых ресурсов.
Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса является отчасти обязательной, поскольку ее базовый уровень основывается на соблюдении работодателями требований российского законодательства.
Социальная ответственность бизнеса имеет два направления – внутренне и внешнее. Внутреннее – это все усилия в социальной сфере компании, которые направлены непосредственно на ее работников, а именно обеспечение безопасности труда, стабильную выплату заработной платы, оказание помощи работникам в сложной ситуации, обучение и повышение квалификации работников, медицинское и социальное страхование персонала. Внешнее направление социальной ответственности бизнеса направлено во внешнюю среду компании и связано с такими видами деятельности как благотворительность и спонсорство, взаимодействие с органами власти, охрана окружающей среды. Можно сказать, что данные уровни дополняют друг друга, социальная ответственность бизнеса не может быть основана на каком-то одном, они взаимозависимы и взаимодействуют.
В современных условиях постоянно меняющейся рыночной среды сформировались три основные концепции социальной ответственности бизнеса. Согласно концепции «корпоративного альтруизма», являются важнейшим общественным институтом. В своей деятельности они играют значимую роль не только в своей сегменте рынка, но и в общественной жизни в целом. Концепция «разумного эгоизма» гласит, что компании, реализуя социальные программы, сокращают свои текущие прибыли, и формирует в долгосрочной перспективе благоприятную социальную среду для своих работников, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли.
Согласно концепции «корпоративного эгоизма»компании, в первую очередь, заинтересованы в получении собственной выгоды. Ни одна из форм бизнеса не имеет законодательной власти, чтобы влиять на благосостояние людей и решать социальные проблемы. Однако, соблюдение законов при ведении предпринимательской деятельности, своевременная уплата налогов, забота о работниках и их социальная поддержка вносят значительный вклад в решение социальных проблем и оказывают помощь государству в проведении им социальной политики.
Содержание рассмотренных концепций таково, что можно предположить, что социально ответственные организации в своем развитии проходят все три в следующем порядке: «концепция корпоративного эгоизма» – «концепция разумного эгоизма» – «концепция корпоративного альтруизма». Действительно, каждая из этих концепций расширяет предыдущую, делает ее более социально ответственной. И компании, в зависимости от своей целей и имеющихся финансовых возможностей, останавливаются на какой-либо их данных концепций.
Существуют определенные заинтересованные группы, которые различными способами взаимодействуют с бизнесом: государство, акционеры, общественные организации, инвесторы, покупатели, местное сообщество. На основании взаимодействия с каждой из этих групп компании способны достичь значительных успехов в своей деятельности. К примеру, социальная ответственность для потребителей означает безопасность продукции и ее качество, учет нужд и потребностей покупателей, защиту информации, готовность к диалогу, разрешение возникающих споров и возмещение ущерба. Установление социально ответственных, партнерских отношений с потребителями расширяет возможности по привлечению новых потребителей и повышает их лояльность в конкурентной среде.
Взаимодействие с общественными организациями также является выгодным направлением сотрудничества для обеих сторон. Общественные организации в данном случае получают помощь и поддержку, а компания – повышение своего имиджа, который пригодится им как в борьбе за потребителей, так и в борьбе за инвесторов, а это уже будет способствовать развитию бизнеса, его расширению.
Однако необходимо сказать, что социальная модель бизнеса в России имеет свои особенности. Для компании, действующих в нашей стране, наблюдается некоторое сокращение групп, с которыми бизнес строит партнерские отношения, в частности, это касается местных сообществ. В России основными движущими силами выступает сам российский бизнес и местные власти, что зачастую приводит к их сращению, а не добросовестному и открытому партнерству.
В западной модели социальной ответственности бизнеса существует три игрока – государство, бизнес, общество, каждый из которых нацелен на достижение благосостояния общества, учет интересов и удовлетворение потребностей всех его членов. А в нашей стране социальная ответственность бизнеса развивалась в условиях не до конца сформированного гражданского общества, поэтому оно не способно информировать бизнес о своих потребностях. И сегодня, согласно исследованиям, россияне попросту не верят, что как-то могут повлиять на решение социальных или экологических проблем.
На протяжение долгого времени экономический и экологический аспекты вообще оставались без внимания, вся социальная ответственность сводилась к минимальному выполнению требований законодательства и благотворительности, которая зачастую использовалась как способ «отмывания денег» для крупного бизнеса. Благотворительность, спонсорство не носили системный характер, в основном использовались руководителями компаний спонтанно, не имели какой-либо экономической основы, а лишь выступали средством достижения личных целей или повышения своего имиджа.
Развитие социальной ответственности бизнеса в России затруднено недоверием общества к власти и к бизнесу. Если, как уже было отмечено выше, на западе существуют три игрока – бизнес, общество им власть, но в нашей стране люди ассоциируют власть с бизнесом и бизнес с властью, противопоставляют себя им, скорее не стремятся защититься, чем идти на установление взаимовыгодных отношений. Это и понятно. Ведь бизнес в России зачастую вступает в сговор с властью, ведет нечестную борьбу, использую властных покровителей. Стоит взглянут на состав представителей органов различной власти любого города – и мы убедимся, что больше половины из них занимают представители бизнеса данного региона, или из родственники, что, по сути, одно и то же.
Несмотря на имеющиеся проблемы, российские бизнесмены стараются делать свой бизнес социально ответственным, т.к. они понимают, что это действенный способ развития компании на отечественном рынке. В наши дни предприниматели постепенно отходят от спонсорства, понимая, что это просто способ «отмывания денег» и переходят к реальной помощи, оказываемой предприятиями.
На сегодняшний день российские компании стремятся к охране окружающей среды, стремятся сделать своей производство максимально безвредным. Компании проводят природоохранные мероприятия, создают экологические фонды, понимая, что охрана окружающей среды – вклад в будущее для всего человечества. На мой взгляд, именно забота об окружающей среде является перспективным направлением развития социальной ответственности, глобальной и всеобъемлющей целью бизнеса в целом.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса является фактором обеспечения его успеха и процветания и одновременно важным направлением его деятельности, поскольку сегодня бизнес не может являться успешным, если преследует только цель получения прибыли. Сегодня успешное предприятие уделяет должное внимание не только заботе о своих работниках, но и обществе в целом, об его развитии, обеспечении всеми необходимыми благами. Таким образом, бизнес постепенно переходит из стадии самообеспечения и достижения своих целей в стадию социального обеспечения населения и развития общества.
1. Бойцова, В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость [Текст] / В. А. Бойцова // Проблемы современной экономики. – 2015. – №14. – С. 81-86.
2. Мантаева, Э. И. К вопросу о социальной ответственности бизнеса в российской экономике [Текст] / Э. И. Мантаева, В. С. Голденова // Вестник Калмыцкого университета. – 2016. – №2. – С. 128-133.
3. Сланченко, Л. И. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы [Текст] / Л. И. Сланченко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – №2. – С. 15-19.
4. Судова, Т. Л. Социальная ответственность бизнеса: уровни, выгоды, издержки [Текст] / Т. Л. Судова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. –№82. – С. 65-68.
5. Фролова, Т. А. Социальная ответственность бизнеса в России [Текст] / Т. А. Фролова // Вестник ТГПУ. – 2015. – №5. – С. 56-58.
Сущность и значение концепции социальной ответственности бизнеса
ФК 501
Дата | Наименование дисциплины | Преподаватель | Аудитория |
08.04 пн. | 13.30÷14.50 | Деньги, кредит, банки | доц. Харитонова Ю.А. |
09.04 вт. | 12.00÷14.50 | Отчет по преддипломной практике С собой обязательно иметь содержание выпускной квалификационной работы, подписанное у руководителя ВКР | доц. Харитонова Ю.А. |
10.04 ср. | 15.00÷17.50 | Финансовый менеджмент | ст. преп. Бердникова А.Ю. |
11.04 чт. | 9.00÷14.50 | Налогообложение | доц. Кежун Л.А |
Рынок ценных бумаг | |||
15.00÷16.20 | Инвестиции. Бухгалтерский учет | доц. Львова М.И. | |
12.04 пт. | 10.00÷13.20 | Финансы. Финансы предприятий. | доц. Батина И.Н. |
Бюджетная система | |||
Принести лекции и рабочие тетради |
Существуют три базовые интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса (рис. 1).
Вторая концепция прямо противоположна теории Фридмана и может быть названа «теорией корпоративного альтруизма». Она появилась одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в «New York Times» и принадлежала Комитету по экономическому развитию (the Commitee for Economic Development). В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни.
Рис. 1. Базовые интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса
Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.
В целом ни одна из существующих точек зрения не противоречит другой, поскольку каждая из них отражает разные аспекты одной и той же проблемы:
3.Система социального партнерства на уровне предприятия
Социальное партнерство –система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей.
Применительно к современным условиям социальное партнерство представляет собой механизм, способ регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласованности интересов работодателей и наемных работников, уважении и понимании общности своих конечных интересов. Основными принципами социального партнерства являются обеспечение равноправия работников и работодателей, свободы предпринимательства и социальной защиты наемного труда, экономической и социальной эффективности, участия работников в управлении, разрешения возникающих противоречий путем переговоров, достижение согласия при решении общих задач развития производства и повышению результативности труда.
Социальное партнерство выполняет весьма существенные функции защиты интересов обеих сторон общественных отношений, организации (упорядочения) трудовых отношений, обеспечения их стабильности.
В нынешней политической и экономической ситуации в России распространение и закрепление принципов сотрудничества и компромисса, недопущение того, чтобы разные социальные группы истощали свои силы во взаимной борьбе, приобретают принципиальное значение.
Если говорить об идеологии социального партнерства, то оно отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической и экономической стабильности и на этой основе прогресса.
Через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп в сообществе работодателей и наемных работников обеспечивается их взаимодействие.
Идеологию партнерства характеризует ее содержание:
• преимущественно переговорный характер разрешенияразногласий;
• согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;
• согласование ряда критериев и показателей социальнойсправедливости и установление мер гарантированнойзащиты интересов субъектов социального партнерства;
• утверждение системы общечеловеческих ценностей впроизводстве и других сферах общественного труда;
• участие наемных работников в управлении.
4.Формирование и реализация корпоративной социальной политики.
Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип социально-экономической организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и социальной, духовной, политической). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, реализации договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует право распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными.
Таким образом, корпоратизм сегодня понимается как способ организации общественной жизни, при котором пирамида общественной жизни обретает устойчивое положение — не только центр инициирует развитие, но иместные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
— высокие доходы большинства населения;
— постоянное улучшение сервиса и комфортности жизни;
— высокая продолжительность жизни без заболеваний;
— саморазвитие и творческое совершенствование личности как высшая ценность;
— перспективы для самореализации подрастающего поколения;
— обеспечение высокого качества жизни как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.
Корпоративный способ организации социально-экономической жизни в современных условиях позволяет не декларировать эти цели, а реализовывать, потому что заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования. Население территорий, городов и районов, став совладельцем финансовых институтов, коммерческих организаций, учится зарабатывать на свои социальные нужды, рационально использовать ресурсы, человеческие в том числе.
Для социальной организации общества принципиальное значение имеют взаимоотношения между властью и обществом. В условиях реализации корпоративной модели развитие демократических принципов идет «снизу»: от человека, муниципальных образований, городов и районов. За центром закрепляются присущие ему функции, такие как, координация усилий, защита безопасности граждан, накопление ресурсов развития и т.п., а остальные ресурсы и права передаются территориям, которые под свою ответственность и своими методами решают местные проблемы в интересах своих граждан.
Корпоратизм способствует рациональному использованию ресурсов регионов. В настоящее время в России наиболее невостребованными и ослабленными оказались социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные ресурсы территорий. Принципы корпоратизма позволяют поднять управленческий статус территорий, правильно распределить ресурсы и властные полномочия.
Российский корпоратизм преодолел столетние преграды феодализма и сегодня с помощью японского, немецкого и шведского опыта далеко вышел за пределы России, обеспечив социально-экономическое, политическое и духовное развитие мирового сообщества.
5.Социальная инфраструктура как фактор социальной среды организации.
Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В на территории Российской Федерации перечень таких объектов включает:
— обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжения, телефонная связь, радиовещание и т.п.;
— медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);
объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
— объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
— объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
— спортивные сооружения (стадионы, плавательные бacceйны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Организация, в зависимости от своих масштабов, форм собственности, отраслевой принадлежности, месторасположения и иных условий может располагать собственной социальной инфраструктурой (рис 1) либо иметь набор только отдельных элементов или составлять кооперацию с другими организациями или использовать муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
Условия труда включают:
— сокращение объемов тяжелых работ, требующих больших физических усилий;
— преодоление монотонности труда;
— рациональное использование регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания;
— наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, буфетов, столовых и т.п.).
Обобществленный жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства |
Детские, медицинские и лечебно-профилактические учреждения |
Объекты образования и культуры |
Объекты торговли и общественного питания |
Объекты бытового обслуживания |
Спортивные сооружения и базы массового отдыха |
Коллективные дачные хозяйства и садово-огороднические товарищества |
Рис.1 Социальная инфраструктура организации
Охрана трудав организациипризвана обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников посредством:
— установления единых нормативных требований в сфере охраны труда;
— разработки соответствующих требованиям программ и проведения мероприятий в организациях;
— государственного надзора и общественного контроля за соблюдением законных прав работников на труд, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выполнением обязанностей по охране труда работодателями и самими работниками;
— обеспечения работников за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием;
— предотвращения аварий и несчастных случаев на производстве;
— осуществления системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье.
Материальное вознаграждение трудового вклада выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем отражаются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.
В Российской Федерации общие денежные доходынаселения включают: заработную плату, все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и по уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, доходы от собственности, доходы от реализации продуктов с подсобного хозяйства, доходы от предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.
Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни.
6.Система социальной защиты работников организации.
Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами.
В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают:
— обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);
— нормальную продолжительность рабочею времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;
— возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
— отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;
— выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессионально подготовки или повышения квалификации.
Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда.
Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты жизнеспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.
Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на образ жизни и мировосприятие человека, выбор им нравственных ориентиров и гражданской позиции.
В практике управления социальным развитием организации многообразие факторов, влияющих на социальное развитие личности работника, делят на три группы.
— тяжесть, вредность, монотонность, опасность для жизни самой работы;
— санитарно-гигиенические и другие физические условия, в которых выполняется работа;
— наличие и качество медицинского контроля и обслуживания;
— состояние здоровья работников;
— возможности для отдыха и восстановления работоспособности в течение рабочего дня;
— культура содержания рабочего места;
— рациональность труда с точки зрения экономии затрат физических и умственных усилий;
— психологическая атмосфера в трудовом коллективе;
— эстетика производственной среды;
— возможность качественного и своевременного питания в течение рабочего дня;
— наличие контроля состояния и безопасности труда.
К второй группе факторов относят характеристики общей и профессиональной подготовки работников, такие как:
— профессиональная ориентация и отбор работников;
— насыщенность труда творческими элементами;
— содействие адаптации вновь принятых работников;
— возможности для повышения уровня общего образования и культуры;
— возможности повышения уровня профессиональной подготовки;
— возможности карьерного (должностного) роста.
Третья группа факторов влияет на мотивы и отношение работники к своему труду:
— система оплаты труда и мер поощрения трудовой активности;
— социальные льготы и гарантии;
— жилищно-бытовые условия труда работников и членов их семей;
— возможности для проведения содержательного досуга;
— степень участия в управлении организацией и распределении прибыли;
— этика отношений между сотрудниками;
— этика отношений между руководителями и подчиненными;
— возможность неформального общения с коллегами.
Совокупное действие названных факторов при их положительной динамике создает объективные, благоприятные условия для интеграции работников в трудовой коллектив организации и развития их личности.
7.Социальная служба организации как субъект управления социальным развитием организации.
Социальная служба организации – это обязательное звено системы управления персоналом. Данная составляющая службы УП современного предприятия может быть представлена отделом, сектором или департаментом социального развития. Она также может носить название отдела, сектора или департамента развития социальной инфраструктуры, либо отдела, сектора или департамента социального обслуживания. Это – субъект управления социальным развитием, должностные лица и управленческие подразделения, наделенные соответствующими полномочиями и несущие ответственность за решение социальных проблем.
Обычно выделяют три основных направления работы службы:
1) совершенствование формальной организации или организационное проектирование и реконструкция;
2) оптимизация системы взаимодействия формальной и неформальной структур, т.е. обеспечение подбора и расстановки работников;
3) совершенствование системы организации (самоорганизации) коллектива — формирование и изменение состава, развитие механизма стимулирования и мотивации работников.
Соответственно, социальная служба осуществляет управление социальным развитием предприятия, т.е. занимается разработкой и реализацией социальных программ, обеспечивает установление и развитие социального партнерства и связей с профсоюзами, развивает социальную инфраструктуру организации, распределяет средства и контролирует расходы на благотворительные цели, проводит социологические исследования. Такие службы существуют практически на каждом крупном предприятии любой экономически развитой страны, в т.ч. функционируют они и в современной России.
В рыночных условиях деятельность данных служб обусловлена также изменением формы собственности, масштабами предприятия, отраслевой принадлежностью предприятия, местоположением его, а также качественной и количественной характеристикой персонала, повышением ответственности руководителей за решение усложнившихся социальных задач. Социальная служба имеет свой круг обязанностей, определяемых общими требованиями к управлению социальными процессами и особенностями социальной среды данной организации. В первую очередь, это решение социально-бытовых проблем персонала, проявление постоянного внимания к работникам и их запросам, поддержание благополучия и эмоционального комфорта в коллективе, повышение качества трудовой жизни коллектива. Она призвана решать следующие задачи:
1.Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений – изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участия рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетентности и ответственности и т.п.).
2.Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности, формирование единой трудовой морали предприятия на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
3.Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствование системы подбора и расстановки кадров.
4.Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, её определяющих, оценки действенности существующих и рекомендации по разработке новых систем стимулирования.
5.Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенностью трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры, контроль за соблюдением требований по охране и режиму труда.
6.Повышение качества трудовой жизни, в т.ч. за счет лучшего удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации: организация общественного питания и продажи продуктов питания, товаров народного потребления, управление жилищно-бытовым обслуживанием, обеспечение медицинским обслуживанием и развитие физической культуры и спорта, обеспечение культурного быта и отдыха, обеспечение детскими учреждениями.
7.Управление социальными конфликтами и стрессами, поддержание благоприятного социально-психологического климата.
8.Установление и обеспечение отношений социального партнерства.
9.Управление социальной инфраструктурой предприятия.
10.Разработка социальных комплексных и специализированных программ, программ социальной поддержки работников, планов социального развития организации.
Выполнение социальной службой поставленных перед ней задач имеет свои особенности. Специалисты социальной службы организации сталкиваются не с экономическими и техническими затруднениями, а с духовно-нравственными и социально-психологическими проблемами, отражающими отношение человека к труду, научно-техническим достижениям, природе, другим людям. От этих специалистов требуется предельное внимание к нуждам и запросам людей, отзывчивость, педагогический такт, повышенная ответственность за соблюдение режима труда и правил безопасности, справедливость, готовность оказать помощь в решении материальных, правовых, социальных, психологических и иных проблем. Поэтому в состав службы включают социологов, психологов, специалистов по профориентации, организации и управлению производством.
В зависимости от конкретной ситуации на предприятии управление его социальным развитием осуществляется либо руководством организации (первый заместитель директора или заместитель директора по персоналу), либо специально уполномоченными лицами в самостоятельных подразделениях (руководитель социальной службы или заместитель по социально-бытовым вопросам).
Типовой вариант организационной структуры социальной службы организации предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему соответствующих подразделений. Однако в организациях, располагающих разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры, управление социальной службой может осуществляться отдельно. В этом случае в структуре должна быть предусмотрена должность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих объектами социальной сферы [8, 9]. Соответственно, в подчинении у руководителя социальной службы может быть столовая, магазин, центр по работе с молодежью, спорткомплекс, центр культуры и досуга, медицинская служба, сектор социально-бытового обслуживания, центр по связям с общественностью, жилищно-коммунальный отдел, административно-хозяйственный отдел, социологическая лаборатория и др.
Главными тенденциями, определяющими деятельность социальной службы современного российского предприятия являются: переход ответственности за развитие его социальной сферы от государственных органов к негосударственным, в первую очередь к муниципальным и менеджменту организации; расширение и удорожание социальных услуг, а также реформирование системы социального страхования и других видов социальной защиты населения.