Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Обществознание 9 класс, школьный этап (1 этап), 2018-2019 учебный год

Содержание

Задание 1

Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.

1.1. Политика – это сфера жизни общества, возникающая вокруг властных отношений.

1.2. Деятельность политических партий на территории Российской Федерации регламентируется исключительно Федеральным законом «О политических партиях».

1.3. Для существования социального института в первую очередь необходима социальная группа, потребность которой он будет удовлетворять.

1.4. В России церковный брак имеет такие же юридические последствия, как и брак, который заключён в органе ЗАГС.

1.5. Люди, едущие в одном вагоне метро, могут быть рассмотрены как социальная группа.

1.6. Норма обязательного резервирования – это доля депозитов банка, которые он обязан хранить в Центральном банке Российской Федерации.

1.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

1.8. Аристотель рассматривал демократию как несправедливую форму правления.

1.9. Индивидуальность – это набор уникальных характеристик каждого индивида.

1.10. Рост цен на резину приведёт к смещению кривой спроса автомобильных шин влево.

1.11.21.31.41.51.61.71.81.91.10
данетданетнетдадададанет

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание – 10 баллов.

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Нуклеарная, неполная, расширенная.

Ответ: типы семьи.

Максимум за задание – 2 балла.

Задание 3

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Председатель Центрального банка, генеральный прокурор, председатель Счётной палаты, уполномоченный по правам человека.

Ответ: должности, назначение на которые находится в ведении Государственной Думы, лишнее – генеральный прокурор.

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание – 3 балла.

Задание 4

Перед Вами три матрёшки: большая, средняя и маленькая. В одной из них спрятана самая маленькая матрёшка. На каждой из трёх матрёшек надписи. По крайней мере две из них ложные.

Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть картинку Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Картинка про Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Какую матрёшку нужно открыть, чтобы найти самую маленькую матрёшку?

Приведите цепочку рассуждений.

Решение: надписи на большой и средней матрёшках противоположны, следовательно, одна из них должна быть истинной. Поскольку истинно всего одно из трёх утверждений, то надпись на средней матрешке ложна. Следовательно, самая маленькая матрёшка находится в средней матрёшке.

Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.

Правильный ответ – 2 балла (ответ без решения не оценивается).

Полное и логически согласованное решение – 4 балла.

Неполное, но логически согласованное решение – 2 балла.

Максимум за задание – 6 баллов.

Задание 5

Роман Кузнецов, когда ему исполнилось 16 лет, вступил в брак с Натальей Кучеровой. На момент вступления в брак Роман находился на попечительстве своей тёти Елены Михайловны. Остаётся ли Роман на попечительстве Елены Михайловны после вступления в брак? Свой ответ обоснуйте с указанием нормативного акта, который регулирует данную ситуацию.

Ответ: указание статей нормативных правовых актов не требуется от участников. Нет. 1 балл (ответ без обоснования не оценивается)

По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. 2 балла

Гражданский кодекс РФ – 2 балла

В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла

Максимум за задание – 7 баллов.

Задание 6

На заводах Сказочной страны могут производить либо мётлы, либо веники. Каждый из этих товаров используется потребителями исключительно для полётов. Как повлияет рост издержек производства веников на равновесную цену и равновесное количество на рынке мётел? Свой ответ обоснуйте. Спрос и предложение на обоих рынках – линейные функции.

Решение: рост издержек производства веников приведёт к сокращению их предложения, что вызовет рост цены веников. 2 балла

Рост цены товара-заменителя вызовет рост спроса на рынке мётел. 2 балла

В результате на рынке мётел увеличатся равновесные цена и количество. 2 балла

Максимум за задание – 6 баллов.

Задание 7

Ознакомьтесь с данными социологического опроса и выполните задания.

Роль армии в нашей стране в разные времена была различной. В одни периоды она была ключевым институтом государства, влияла на ситуацию во всех сферах, в другие – наоборот, её роль была второстепенной. А какую роль армия играет сейчас? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2018Неполное среднее образованиеСреднее образо ваниеСреднее специаль ное образова ниеНеокон ченное высшее, высшее образование
Армия сегодня – прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества2429252721
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает некоторое влияние и на развитие экономики, общества, но это влияние незначительное148101118
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества2511182232
Армия сегодня играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны2836353222
Затрудняюсь ответить9161287
С каким мнением о сегодняшней боеспособности Российской армии Вы бы согласились?* (закрытый вопрос, один ответ, %)
2015 г.2017 г.2018 г.
Российские Вооружённые Силы – самые эффективные и боеспособные в мире323631
Российская армия находится на уровне лучших армий мира494752
Нынешние Вооружённые Силы несколько отстают от лучших армий мира12108
Боеспособность Российской армии на очень низком уровне322
Затрудняюсь ответить457
Индекс боеспособности 667173

*Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 17–18 февраля 2018 г.

7.1. Какую роль, по мнению россиян, играет армия в жизни государства? Приведите три положения. Подтвердите свой ответ данными опроса.

7.2. Какая группа населения более других уверена, что армия играет ключевую роль в развитии страны? Подтвердите свой ответ данными опроса. Предположите, есть ли зависимость между образованием и мнением о роли армии. Чем можно объяснить данное предположение?

7.3. Как изменился индекс боеспособности за последние годы? Предположите, чем это может быть вызвано. Подтвердите свой ответ данными опроса.

Ответы:

7.1. Могут быть названы следующие положения:

– Армия прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества (24 %).

– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает незначительное влияние и на развитие экономики, общества (14 %).

– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества (25 %).

– Армия играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны (28 %).

По 2 балла за каждую названную роль с подтверждением данными опроса.

Ответ без подтверждения данными опроса не оценивается.

Всего 6 баллов.

7.2. Люди с неполным средним образованием – 36 % против 28 % в целом по стране. Такая зависимость есть. Это может быть вызвано недостаточным уровнем знаний о функционировании экономики и различных её сфер (неполученными знаниями).

1 балл за названную группу.

1 балл за подтверждение.

1 балл за предположение о существовании зависимости.

2 балла за объяснение.

Всего 5 баллов.

7.3. Показатель вырос с 66 до 73. Это может быть вызвано участием вооружённых Сил России в сирийском конфликте. Также могут быть названы причины: разработка нового вооружения, активное освещение тематики армии в СМИ.

1 балл за определение роста.

1 балл за подтверждение.

2 балла за предположение.

Всего 4 балла.

Максимум за задание – 15 баллов.

Задание 8

Представлены изображения малых социальных групп, которые иллюстрируют разновидности одного социального института. Назовите этот институт. Разбейте изображения на три группы в соответствии с разновидностями этого института, исходя из того, что на иллюстрации дан исчерпывающий состав участников каждой малой группы. Назовите эти разновидности. Запишите буквенные обозначения иллюстраций рядом с названиями разновидностей.

Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть картинку Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Картинка про Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть картинку Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Картинка про Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Ответ:

Расширенная (традиционная, патриархальная): БГ.

1 балл за верно названный институт.

По 1 баллу за каждую названную группу.

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание – 10 баллов.

Задание 9

Прочитайте текст и выполните задания. В этике существует позиция, сторонники которой утверждают, что, поскольку мораль относительна, она является иллюзорной. Между моральными нормами разных стран, разных религий и исторических периодов имеются значительные различия. Это наводит на мысль, что моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой. Человек придерживается моногамии не потому, что считает моногамию морально достойной, а просто потому, что живёт в моногамном обществе. То же самое касается полигамии.

Против этой точки зрения можно привести три возражения.

Во-первых, можно утверждать, что различия во мнениях о морали ничего не доказывают. В конце концов, разные учёные строят разные теории о происхождении вселенной или причине СПИДа, однако мы не заключаем отсюда, что научные истины суть дело вкуса; мы не думаем, что наука есть всецело дело мнения.

Во-вторых, можно было бы утверждать, что думать, будто люди всегда принимают образ жизни страны, в которой живут, просто неверно. Рабы в рабовладельческом обществе не всегда принимают образ жизни, диктуемый их рабским положением. Женщины не всегда безоговорочно одобряют полигамный образ жизни или вообще положение женщин в обществе. Граждане, живущие при диктатуре, своими действиями показывают (когда отсутствует тотальное подавление), что считают диктатуру моральным злом в объективном смысле, а не просто «по их мнению». Люди, живущие в условиях жестокой диктатуры, очень часто не готовы удовлетвориться простым «фу».

Третье и, пожалуй, наиболее конструктивное возражение состоит в том, что различия между моральными нормами несущественны. Можно сказать, что все моральные нормы основываются на одинаковых принципах очень общего характера. Именно эти принципы и выражают истинно объективную мораль. Разный климат, разное отношение к работе и т. д. порождают видимые различия моральных норм, но на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов. К сожалению, это конструктивное утверждение можно доказать или опровергнуть только на основании огромной массы антропологических и исторических данных. Поскольку сегодня такая информация недоступна, мы вынуждены смириться с бездоказательностью этого возражения. Оно может быть и истинным, и ложным. Как знать?

Однако даже если бы все люди во все времена действительно придерживались неизменного минимума основных моральных принципов, отсюда не следовало бы, что мораль не есть иллюзия. Некоторые иллюзии распространены чрезвычайно широко, и мораль вполне может быть одной из них. Это показывает, что «число голов» сторонников и противников не может доказать ложность тезиса об иллюзорности морали, а значит, не может доказать и его истинность.

9.1. В чём, по мнению автора, состоит тезис об относительности морали?

9.2. Автор утверждает, что «различия между моральными нормами несущественны» и «на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов». Приведите три примера моральных норм, показывающих, что существуют таковые принципы.

9.3. Почему, несмотря на все аргументы, автор утверждает, что мораль всё же может быть иллюзией? Приведите три аргумента, обосновывающие опасность утверждения о том, что нормы морали иллюзорны.

Ответы:

9.1. «моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой».

2 балла за верно названный тезис.

Могут быть приведены иные уместные примеры.

По 3 балла за каждый приведённый пример.

Всего 9 баллов.

9.3. Мораль может быть иллюзорна потому, что люди могут коллективно заблуждаться и верить в то, чего объективно не существует.

Могут быть приведены иные аргументы.

3 балла за ответ на вопрос.

По 3 балла за каждый приведённый аргумент. Всего 9 баллов.

Всего 12 баллов.

Максимум за задание – 23 балла.

Задание 10

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – пояснить проблему, которую затронул автор, сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

Критерии оценивания сочинения-эссе

3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;

3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание – 28 баллов.

Всего за работу – 110 баллов.

Источник

Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики

Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть картинку Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Картинка про Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Что такое семья? Функции семьи

Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки

По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.

Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).

Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него

Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство

Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки

Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.

Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)

Равные возможности супругов

Экономическая самостоятельность и независимость супругов

Отношения основаны на уважении и доверии

Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща

Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей

Уважение к частной жизни членов семьи

Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки

Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.

Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.

Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.

Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156

Задание 2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) нук­ле­ар­ная
2) партнерская
3) тра­ди­ци­он­ная
4) мно­го­по­ко­лен­ная
5) де­мо­кра­ти­че­ская
6) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 34

Задание 3. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.
1) де­мо­кра­ти­че­ская
2) пат­ри­ар­халь­ная
3) парт­нер­ская
4) нук­ле­ар­ная
5) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 1345

Задание 4. Най­ди­те в при­веденном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний
2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи
3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны
4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция
5) жесткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей
6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность
Правильный ответ: 156

Источник

Школьная олимпиада по обществознанию для 9 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018–2019 уч. г.

Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.

1.1. Политика – это сфера жизни общества, возникающая вокруг властных отношений.

1.2. Деятельность политических партий на территории Российской Федерации регламентируется исключительно Федеральным законом «О политических партиях».

1.3. Для существования социального института в первую очередь необходима социальная группа, потребность которой он будет удовлетворять.

1.4. В России церковный брак имеет такие же юридические последствия, как и брак, который заключён в органе ЗАГС.

1.5. Люди, едущие в одном вагоне метро, могут быть рассмотрены как социальная группа.

1.6. Норма обязательного резервирования – это доля депозитов банка, которые он обязан хранить в Центральном банке Российской Федерации.

1.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная

рабочего времени не может превышать

Аристотель рассматривал демократию как несправедливую форму

– это набор уникальных характеристик

1.10. Рост цен на резину приведёт к смещению кривой спроса автомобильных шин влево.

Максимум за задание – 10 баллов.

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Нуклеарная, неполная, расширенная.

Максимум за задание – 2 балла.

Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Смотреть картинку Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Картинка про Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная. Фото Что объединяет понятия нуклеарная неполная расширенная

Максимум за задание – 6 баллов

4. Роман Кузнецов, когда ему исполнилось 16 лет, вступил в брак с Натальей Кучеровой. На момент вступления в брак Роман находился на попечительстве своей тёти Елены Михайловны. Остаётся ли Роман на попечительстве Елены Михайловны после вступления в брак? Свой ответ обоснуйте с указанием нормативного акта, который регулирует данную ситуацию.

Максимум за задание – 7 баллов.

Максимум за задание – 6 баллов.

Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное

Источник

Обществознание текст Огэ 9 класс В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Понятие «нуклеарн

Обществознание текст Огэ 9 класс

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Понятие «нуклеарная семья» используется для обозначения семьи, включающей только мужа, жену и их детей. Расширенная, или многопоколенная, семья состоит из трёх-четырёх поколений совместно проживающих родственников.

В современном обществе семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также функции семьи. Патриархальная семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом, которым обычно пользовался традиционный глава семьи. Формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). В семейном праве современных западных обществ всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можно говорить о семье демократического типа.

Произошло также существенное изменение экономической функции семьи – сдвиг от производства к потреблению. Патриархальная семья была и хозяйственной единицей, участвующей в производстве. В современном обществе производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…

По оценкам ряда социологов, происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций.

1. Какие функции семьи изменились, по мнению авторов, в современном обществе? (Назовите две функции.)

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из супружеской пары и их детей. Учитель посчитал этот ответ неправильным. Что следует знать для отнесения семьи к данному типу? Приведите положение текста, которое помогло Вам ответить на вопрос.

4. Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли (приведите два проявления)?

5. В тексте рассматриваются две пары различных типов семьи. Укажите эти пары.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *