Что объединяет приведенные ниже понятия дайте максимально точный ответ назначение выборов президента
Олимпиадные задания по обществознанию школьный этап для 10 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2019–2020 уч. г.
При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в отведённые поля, запись ведите чётко и
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 110.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Время на выполнение работы – 180 минут.
Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.
1.1. Политология – это наука, появившаяся в Древней Греции.
1.2. «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но
за совесть, Сам Бог повелевает». Данное выражение характеризует форму правления в государстве как дуалистическую монархию.
1.3. Деление политических партий на «левые» и «правые» впервые появилось во времена Великой французской революции.
1.4. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше объём потребительского кредитования.
1.5. При изменении величины спроса кривая спроса остаётся неизменной.
1.6. Решение об усыновлении принимается судом по месту нахождения ребёнка.
1.7. Автором понятия «класс» является Карл Маркс.
1.8. Конфуцианство может быть расценено и как этическое, и как религиозное учение.
1.9. Формальные социальные нормы – это исключительно государственное законодательство.
1.10. Возникновение позитивного права предшествует возникновению государства.
Максимум за задание – 10 баллов.
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Назначение выборов Президента Российской Федерации; утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Максимум за задание – 2 балла.
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; осуществление мер по борьбе с катастро-фами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
Максимум за задание – 3 балла.
Перед Вами три макета судов, имеющих мировую известность:
Около каждого макета есть информационные таблички. Одна из табличек полностью верная. На другой обе надписи ложны, а на третьей одна надпись истинна и одна ложна.
Все, кроме одного, суда были перестроены для экспедиций из судов, которые до этого имели вполне мирные «профессии». Одно из судов перевозило уголь, другое – путешественников и грузы. И лишь одно судно было перестроено из военного ледохода. Назовите его. И приведите цепочку рассуждений.
Максимум за задание – 6 баллов.
5. Лишённый родительских прав Глебов платил алименты дочери в срок. Однако, когда он потерял работу, единственным средством к существованию осталась небольшая пенсия, он решил потребовать выплаты алиментов с дочери
подал иск в суд. Какое будет принято решение? На основании какого нормативного акта? Обоснуйте свой ответ с опорой на действующее законодательство.
Максимум за задание – 8 баллов.
В стране Z производятся два товара: спортивные костюмы и флаги. Всего можно произвести либо 100 спортивных костюмов, либо 25 флагов, либо
любую их линейную комбинацию. Спортивный костюм на мировом рынке стоит 10 монет, а флаг – монет. При каком значении стране безразлично,
что производить, если все товары, произведённые в стране, продаются на мировом рынке с целью получения максимального дохода? Приведите необходимые расчёты.
Максимум за задание – 6 баллов.
Ознакомьтесь с данными и выполните задания.
Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Департамента труда и занятости г. Москвы, в конце ноября – начале декабря 2015 г.
каких сферах деятельности Вы ищете работу? (закрытый вопрос, любое число ответов по каждому столбцу, %)
Укажите минимальный приемлемый для Вас уровень ежемесячной заработной платы (открытый вопрос, один ответ, тыс. руб.)
7.1. Какой минимальный размер заработной платы приемлем для большинства молодёжи? В какой возрастной группе самые низкие ожидания по поводу минимальной оплаты труда? Подтвердите свой ответ данными таблицы.
7.3. Назовите две сферы деятельности, популярные только у одной категории граждан. Подтвердите свой ответ данными таблицы.
7.4. Многие молодые соискатели не могут найти работу с желаемой оплатой. С чем это может быть связано?
Максимум за задание – 13 баллов.
Вам представлены эмблемы различных организаций. Разделите эти организации на две группы и назовите эти группы. Запишите буквенные обозначения эмблем организаций под названием соответствующей группы. Запишите названия организаций напротив буквенных обозначений эмблем.
Группа 1: ______________________________
Группа 2: ______________________________
Максимум за задание – 12 баллов.
Прочитайте текст и выполните задания.
Самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека, которые далеко выходят за рамки возможностей самых умных животных, требуют создания такой картины мира и места человека в нём, которая имеет чёткую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно. […]
Потребность в системе ценностных координат так велика, что только ею одной объясняются некоторые факты, повергавшие в изумление уже многих исследователей проблемы человека. Например, разве не заслуживает удивления то обстоятельство, что человек с такой лёгкостью оказывается жертвой различных учений политического, религиозного или какого-нибудь иного толка, в то время как для людей, не находящихся под их влиянием, очевидно, что речь идёт о совершенно бесполезных концепциях? Отчасти этот факт объясняется гипнотическим влиянием вождей и внушаемостью человека. Но для большей части случаев подчинения этого объяснения недостаточно. Возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему даже явно сумасшедшие системы идей обретают такую притягательность.
9.1. В чём автор видит причины того, что человек оказывается жертвой «различных учений политического, религиозного и иного толка»? Назовите три причины.
9.2. Что, по мнению автора, даёт человеку объект почитания, преданности и любви? Приведите три примера объектов подобного почитания.
9.3. Автор показывает, почему для человека важно формирование ценностной ориентации через объекты почитания. Приведите два позитивных и два негативных аспекта действия этого механизма.
Обществознание 10 класс, школьный этап (1 этап), 2018-2019 учебный год
Содержание
Задание 1
Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.
1.1. Политология – это наука, появившаяся в Древней Греции.
1.2. «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Данное выражение характеризует форму правления в государстве как дуалистическую монархию.
1.3. Деление политических партий на «левые» и «правые» впервые появилось во времена Великой французской революции.
1.4. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше объём потребительского кредитования.
1.5. При изменении величины спроса кривая спроса остаётся неизменной.
1.6. Решение об усыновлении принимается судом по месту нахождения ребёнка.
1.7. Автором понятия «класс» является Карл Маркс.
1.8. Конфуцианство может быть расценено и как этическое, и как религиозное учение.
1.9. Формальные социальные нормы – это исключительно государственное законодательство.
1.10. Возникновение позитивного права предшествует возникновению государства.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 |
нет | нет | да | да | да | да | нет | да | нет | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Назначение выборов Президента Российской Федерации; утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Ответ: полномочия, относящиеся к ведению Совета Федерации.
Максимум за задание – 2 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
Ответ: вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, лишнее – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.
Максимум за задание – 3 балла.
Задание 4
Перед Вами три макета судов, имеющих мировую известность:
Около каждого макета есть информационные таблички. Одна из табличек полностью верная. На другой обе надписи ложны, а на третьей одна надпись истинна и одна ложна.
Барка «Индевор» | Карака «Санта-Мария» | Шлюп «Мирный» |
Это судно не ходило во льдах | Ледоходом была не барка «Индевор» | Это судно не ходило во льдах |
Ледоходом была карака «Санта-Мария»» | Ледоходом был шлюп «Мирный» | Ледоходом была барка «Индевор» |
Все, кроме одного, суда были перестроены для экспедиций из судов, которые до этого имели вполне мирные «профессии». Одно из судов перевозило уголь, другое – путешественников и грузы. И лишь одно судно было перестроено из военного ледохода. Назовите его. И приведите цепочку рассуждений.
Решение: если барка «Индевор» была ледоходом, то на табличках около барки «Индевор» и караки «Санта-Мария» написано по два ложных высказывания.
Если барка «Индевор» не была ледоходом, то около неё и шлюпа «Мирный» написано по одному истинному и одному ложному высказыванию.
Следовательно, шлюп «Мирный» был переоборудован из ледохода (около барки «Индевор» одно истинное высказывание, другое ложное. А около караки «Санта-Мария» обе надписи ложны.)
Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.
Правильный ответ – 2 балла (ответ без решения не оценивается).
Полное и логически согласованное решение – 4 балла.
Неполное, но логически согласованное решение – 2 балла.
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 5
Лишённый родительских прав Глебов платил алименты дочери в срок. Однако, когда он потерял работу, единственным средством к существованию осталась небольшая пенсия, он решил потребовать выплаты алиментов с дочери и подал иск в суд. Какое будет принято решение? На основании какого нормативного акта? Обоснуйте свой ответ с опорой на действующее законодательство.
Ответ: указание статей нормативных правовых актов не требуется от участников. Суд откажет ему в иске (2 балла), ст. 71 Семейного кодекса (2 балла) определяет, что родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с этим ребёнком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. 2 балла. Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребёнка. 2 балла
Максимум за задание – 8 баллов.
Задание 6
В стране Z производятся два товара: спортивные костюмы и флаги. Всего можно произвести либо 100 спортивных костюмов, либо 25 флагов, либо любую их линейную комбинацию. Спортивный костюм на мировом рынке стоит 10 монет, а флаг – P монет. При каком значении P стране безразлично, что производить, если все товары, произведённые в стране, продаются на мировом рынке с целью получения максимального дохода? Приведите необходимые расчёты.
Решение: чтобы произвести 1 флаг, стране Z нужно отказаться от производства 4 спортивных костюмов. Произведя и продав флаг, страна получит P монет. Произведя и продав 4 костюма, страна получит 4 ∗ 10 = 40 монет. Таким образом, безразличие будет достигаться при P = 40
Ответ: P = 40.
Правильное решение, приведшее к правильному ответу – 6 баллов.
Решение правильное, ответ получен неверный – 4 балла.
Решение с незначительными неточностями, приведшее к правильному ответу – 3 балла.
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 7
Ознакомьтесь с данными и выполните задания.
Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Департамента труда и занятости г. Москвы, в конце ноября – начале декабря 2015 г.
В каких сферах деятельности Вы ищете работу? (закрытый вопрос, любое число ответов по каждому столбцу, %) | ||||
Несовершенно летние в возрасте от 14 до 18 лет | Дети сироты | Выпускники СПО | Выпускники ВПО | |
Промышленное производство | 3 | 22 | 4 | 25 |
Строительство | 6 | 11 | 7 | 23 |
Торговля | 33 | 34 | 14 | 22 |
Гостиничный бизнес | 17 | 9 | 11 | 9 |
Ресторанный бизнес | 24 | 13 | 9 | 9 |
Услуги связи | 17 | 7 | 8 | 5 |
Транспортные услуги | 9 | 7 | 1 | 12 |
Финансовая, консалтинговая, аудиторская деятельность | 3 | 8 | 14 | 25 |
Юридические услуги | 3 | 4 | 3 | 10 |
Операции с недвижимым имуществом | 1 | 0 | 3 | 1 |
Государственная служба | 5 | 1 | 8 | 13 |
Армия/внутренние войска/войска МВД | 3 | 3 | 3 | 1 |
Образование | 3 | 3 | 5 | 6 |
Здравоохранение | 15 | 1 | 23 | 3 |
Социальные услуги | 16 | 22 | 17 | 5 |
Укажите минимальный приемлемый для Вас уровень ежемесячной заработной платы (открытый вопрос, один ответ, тыс. руб.) | ||||
Несовершенно летние в возрасте от 14 до 18 лет | Дети сироты | Выпускники СПО | Выпускники ВПО | |
1–14 | 18 | 17 | 1 | 0 |
15–24 | 55 | 21 | 7 | 2 |
25–34 | 10 | 32 | 37 | 19 |
35–44 | 5 | 16 | 25 | 32 |
45–54 | 5 | 12 | 16 | 23 |
55+ | 5 | 1 | 13 | 24 |
Затрудняюсь 7.1. Какой минимальный размер заработной платы приемлем для большинства молодёжи? В какой возрастной группе самые низкие ожидания по поводу минимальной оплаты труда? Подтвердите свой ответ данными таблицы. 7.2. Какие сферы трудоустройства наиболее интересны для молодёжи? Назовите не менее двух вариантов. Предположите, почему молодые люди хотят работать именно в этих сферах. Подтвердите свой ответ данными таблицы. 7.3. Назовите две сферы деятельности, популярные только у одной категории граждан. Подтвердите свой ответ данными таблицы. 7.4. Многие молодые соискатели не могут найти работу с желаемой оплатой. С чем это может быть связано? Ответы: 7.1. Приемлемый уровень заработной платы для подавляющего большинства 15–24 тысяч рублей и 25–34 тысяч рублей. Допускается ответ 25–34. 1 балл. По размеру минимальной оплаты труда самые низкие ожидания в группе несовершеннолетних 14–18 лет. 1 балл. Более половины (55 %) представителей данной категории граждан готовы рассматривать предложения о работе с размером оплаты от 15 до 24 тысяч рублей, а ещё 18 % готовы работать и за меньшие деньги. 1 балл. Всего 3 балла. 7.2. Самая популярная отрасль среди ищущих работу из числа представителей описываемых категорий граждан – торговля, в которой рассматривают вакансии 34 % детей-сирот в возрасте до 23 лет, 33 % несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, 22 % выпускников учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет. Социальные услуги пользуются популярностью во всех группах граждан (от 16 % до 22 %), кроме выпускников учреждений высшего профессионального образования (5 %). Последние больше интересуются промышленным производством (25 %), которое также привлекает детей-сирот (22 %). Это связано с репрезентируемыми в массовой культуре установками и мнениями о конкретных профессиях и заработке в них. Другими причинами могут быть названы: пример родителей и/или ближайшего окружения, стереотипы о работе, доступность трудоустройства. По 1 баллу за каждую названную сферу. Всего 2 балла. По 1 баллу за каждое обоснование. Всего 2 балла. 1 балл за выдвинутое предположение. Всего 5 баллов. 7.3. Ресторанный бизнес пользуется особой популярностью среди несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – 24 % из них ищут работу именно в этой сфере, тогда как в других квотируемых категориях граждан данная сфера набрала максимум 13 %. Юридические услуги популярны только у выпускников высших учебных заведений: 10 % против 3–4 % в остальных группах. Строительство – 23 % у выпускников ВПО и максимум 11 % в остальных группах. По 1 баллу за каждую названную сферу. Всего 2 балла. По 1 баллу за каждое обоснование. Всего 2 балла. Всего 4 балла. 7.4. Молодёжь имеет завышенные ожидания по заработной плате. Во-первых, это связано с распространением рейтингов профессий и зарплат в интернете. Во-вторых, большую роль здесь играет современный подход к жизни, когда первичными для молодого человека являются его потребности, а не накопленный уровень знаний и опыта. Молодые соискатели претендуют на высокие зарплаты и должности, опираясь только на собственные желания. Работодатель не готов платить большие деньги за сотрудников, которые требуют больших вложений. Молодые специалисты считают, что они не готовы получать небольшие деньги. Ответ может быть дан в иной формулировке. 1 балл за высказанное предположение. Максимум за задание – 13 баллов. Задание 8Вам представлены эмблемы различных организаций. Разделите эти организации на две группы и назовите эти группы. Запишите буквенные обозначения эмблем организаций под названием соответствующей группы. Запишите названия организаций напротив буквенных обозначений эмблем. Ответ: Группа 1: международные организации. Изображения: Б,Г,Д. Группа 2: российские органы власти. Изображения: А,В,Е. А – Государственная Дума ФС РФ. Б – ЮНЕСКО. В – Министерство обороны РФ. Г – Совет Европы. Д – ОПЕК. Е – Министерство культуры РФ. По 1 баллу за каждую названную группу. По 2 балла за каждое полное соотнесение. 1 балл за соотнесение с одной ошибкой. По 1 баллу за каждое верно указанное название. Максимум за задание – 12 баллов. Задание 9Прочитайте текст и выполните задания. Самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека, которые далеко выходят за рамки возможностей самых умных животных, требуют создания такой картины мира и места человека в нём, которая имеет чёткую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно. […] Потребность в системе ценностных координат так велика, что только ею одной объясняются некоторые факты, повергавшие в изумление уже многих исследователей проблемы человека. Например, разве не заслуживает удивления то обстоятельство, что человек с такой лёгкостью оказывается жертвой различных учений политического, религиозного или какого-нибудь иного толка, в то время как для людей, не находящихся под их влиянием, очевидно, что речь идёт о совершенно бесполезных концепциях? Отчасти этот факт объясняется гипнотическим влиянием вождей и внушаемостью человека. Но для большей части случаев подчинения этого объяснения недостаточно. Возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему даже явно сумасшедшие системы идей обретают такую притягательность. Но это ещё не достаточное руководство к действию. Человеку необходима также цель, которая указывает ему, куда он должен идти. Но человек, у которого функционирует разум, позволяющий ему продумать разные варианты движения к цели, нуждается в объекте почитания и преданности, подчинения и любви. Такой объект концентрирует и направляет его энергию, поднимает его самого над всеми сомнениями и сложностями, он придаёт его жизни определённый смысл. Объектом почитания может быть что угодно. Человек может поклоняться идолу, который потребует от него умножения жизни или её уничтожения. Целью может стать жажда денег или жажда власти, стремление любить или ненавидеть, желание быть храбрым и продуктивным. Человек может служить самым различным идолам и целям, и надо помнить, что сама по себе потребность в таком служении – это экзистенциальная потребность, которая должна быть удовлетворена любой ценой и во что бы то ни стало; хотя, разумеется, вопрос об объекте имеет огромное значение, ведь это вопрос о том, какие у тебя идолы и какие идеалы. 9.1. В чём автор видит причины того, что человек оказывается жертвой «различных учений политического, религиозного и иного толка»? Назовите три причины. 9.2. Что, по мнению автора, даёт человеку объект почитания, преданности и любви? Приведите три примера объектов подобного почитания. 9.3. Автор показывает, почему для человека важно формирование ценностной ориентации через объекты почитания. Приведите два позитивных и два негативных аспекта действия этого механизма. Ответы: 9.1. Гипнотическое влияние вождей, потребность в заданной системе координат, потребность в объекте почитания, преданности и любви. По 2 балла за каждую названную причину. Всего 6 баллов. 9.2. «Концентрирует и направляет его энергию, поднимает его самого над уровнем своего индивидуального бытия, над всеми сомнениями и сложностями, он придаёт его жизни определённый смысл». Могут быть названы следующие примеры: религия, политическая идеология, моральные ценности. 2 балла за ответ на вопрос. По 2 балла за каждый названный объект. Всего 6 баллов. Всего 8 баллов. 9.3. Позитивные аспекты – усвоение значимых для сообщества ценностей (социальная интеграция), формирование солидарности; негативные – возможность для манипуляции; риск ограничения самостоятельного мышления; идеологии могут провоцировать конфликты и войны, так как зачастую формируют образ «врага» (например, коммунистическая или нацистская идеологии). Могут быть приведены иные проявления. По 2 балла за каждый названный аспект. Всего 8 баллов. Максимум за задание – 22 балла. Задание 10Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – пояснить проблему, которую затронул автор, сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. Критерии оценивания сочинения-эссе 3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; 3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса; 3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; 3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). До 4 баллов за каждый критерий. Максимум за задание – 28 баллов. Всего за работу – 110 баллов.
|