Что объединяет приведенные ниже понятия дайте максимально точный ответ нуклеарная неполная расширены
Обществознание 9 класс, школьный этап (1 этап), 2018-2019 учебный год
Содержание
Задание 1
Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.
1.1. Политика – это сфера жизни общества, возникающая вокруг властных отношений.
1.2. Деятельность политических партий на территории Российской Федерации регламентируется исключительно Федеральным законом «О политических партиях».
1.3. Для существования социального института в первую очередь необходима социальная группа, потребность которой он будет удовлетворять.
1.4. В России церковный брак имеет такие же юридические последствия, как и брак, который заключён в органе ЗАГС.
1.5. Люди, едущие в одном вагоне метро, могут быть рассмотрены как социальная группа.
1.6. Норма обязательного резервирования – это доля депозитов банка, которые он обязан хранить в Центральном банке Российской Федерации.
1.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
1.8. Аристотель рассматривал демократию как несправедливую форму правления.
1.9. Индивидуальность – это набор уникальных характеристик каждого индивида.
1.10. Рост цен на резину приведёт к смещению кривой спроса автомобильных шин влево.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 |
да | нет | да | нет | нет | да | да | да | да | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Нуклеарная, неполная, расширенная.
Ответ: типы семьи.
Максимум за задание – 2 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Председатель Центрального банка, генеральный прокурор, председатель Счётной палаты, уполномоченный по правам человека.
Ответ: должности, назначение на которые находится в ведении Государственной Думы, лишнее – генеральный прокурор.
2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.
Максимум за задание – 3 балла.
Задание 4
Перед Вами три матрёшки: большая, средняя и маленькая. В одной из них спрятана самая маленькая матрёшка. На каждой из трёх матрёшек надписи. По крайней мере две из них ложные.
Какую матрёшку нужно открыть, чтобы найти самую маленькую матрёшку?
Приведите цепочку рассуждений.
Решение: надписи на большой и средней матрёшках противоположны, следовательно, одна из них должна быть истинной. Поскольку истинно всего одно из трёх утверждений, то надпись на средней матрешке ложна. Следовательно, самая маленькая матрёшка находится в средней матрёшке.
Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.
Правильный ответ – 2 балла (ответ без решения не оценивается).
Полное и логически согласованное решение – 4 балла.
Неполное, но логически согласованное решение – 2 балла.
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 5
Роман Кузнецов, когда ему исполнилось 16 лет, вступил в брак с Натальей Кучеровой. На момент вступления в брак Роман находился на попечительстве своей тёти Елены Михайловны. Остаётся ли Роман на попечительстве Елены Михайловны после вступления в брак? Свой ответ обоснуйте с указанием нормативного акта, который регулирует данную ситуацию.
Ответ: указание статей нормативных правовых актов не требуется от участников. Нет. 1 балл (ответ без обоснования не оценивается)
По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. 2 балла
Гражданский кодекс РФ – 2 балла
В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла
Максимум за задание – 7 баллов.
Задание 6
На заводах Сказочной страны могут производить либо мётлы, либо веники. Каждый из этих товаров используется потребителями исключительно для полётов. Как повлияет рост издержек производства веников на равновесную цену и равновесное количество на рынке мётел? Свой ответ обоснуйте. Спрос и предложение на обоих рынках – линейные функции.
Решение: рост издержек производства веников приведёт к сокращению их предложения, что вызовет рост цены веников. 2 балла
Рост цены товара-заменителя вызовет рост спроса на рынке мётел. 2 балла
В результате на рынке мётел увеличатся равновесные цена и количество. 2 балла
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 7
Ознакомьтесь с данными социологического опроса и выполните задания.
Роль армии в нашей стране в разные времена была различной. В одни периоды она была ключевым институтом государства, влияла на ситуацию во всех сферах, в другие – наоборот, её роль была второстепенной. А какую роль армия играет сейчас? (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||||
2018 | Неполное среднее образование | Среднее образо вание | Среднее специаль ное образова ние | Неокон ченное высшее, высшее образование | |
Армия сегодня – прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества | 24 | 29 | 25 | 27 | 21 |
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает некоторое влияние и на развитие экономики, общества, но это влияние незначительное | 14 | 8 | 10 | 11 | 18 |
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества | 25 | 11 | 18 | 22 | 32 |
Армия сегодня играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны | 28 | 36 | 35 | 32 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 16 | 12 | 8 | 7 |
С каким мнением о сегодняшней боеспособности Российской армии Вы бы согласились?* (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Российские Вооружённые Силы – самые эффективные и боеспособные в мире | 32 | 36 | 31 |
Российская армия находится на уровне лучших армий мира | 49 | 47 | 52 |
Нынешние Вооружённые Силы несколько отстают от лучших армий мира | 12 | 10 | 8 |
Боеспособность Российской армии на очень низком уровне | 3 | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 | 7 |
Индекс боеспособности | 66 | 71 | 73 |
*Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 17–18 февраля 2018 г.
7.1. Какую роль, по мнению россиян, играет армия в жизни государства? Приведите три положения. Подтвердите свой ответ данными опроса.
7.2. Какая группа населения более других уверена, что армия играет ключевую роль в развитии страны? Подтвердите свой ответ данными опроса. Предположите, есть ли зависимость между образованием и мнением о роли армии. Чем можно объяснить данное предположение?
7.3. Как изменился индекс боеспособности за последние годы? Предположите, чем это может быть вызвано. Подтвердите свой ответ данными опроса.
Ответы:
7.1. Могут быть названы следующие положения:
– Армия прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества (24 %).
– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает незначительное влияние и на развитие экономики, общества (14 %).
– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества (25 %).
– Армия играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны (28 %).
По 2 балла за каждую названную роль с подтверждением данными опроса.
Ответ без подтверждения данными опроса не оценивается.
Всего 6 баллов.
7.2. Люди с неполным средним образованием – 36 % против 28 % в целом по стране. Такая зависимость есть. Это может быть вызвано недостаточным уровнем знаний о функционировании экономики и различных её сфер (неполученными знаниями).
1 балл за названную группу.
1 балл за подтверждение.
1 балл за предположение о существовании зависимости.
2 балла за объяснение.
Всего 5 баллов.
7.3. Показатель вырос с 66 до 73. Это может быть вызвано участием вооружённых Сил России в сирийском конфликте. Также могут быть названы причины: разработка нового вооружения, активное освещение тематики армии в СМИ.
1 балл за определение роста.
1 балл за подтверждение.
2 балла за предположение.
Всего 4 балла.
Максимум за задание – 15 баллов.
Задание 8
Представлены изображения малых социальных групп, которые иллюстрируют разновидности одного социального института. Назовите этот институт. Разбейте изображения на три группы в соответствии с разновидностями этого института, исходя из того, что на иллюстрации дан исчерпывающий состав участников каждой малой группы. Назовите эти разновидности. Запишите буквенные обозначения иллюстраций рядом с названиями разновидностей.
Ответ:
Расширенная (традиционная, патриархальная): БГ.
1 балл за верно названный институт.
По 1 баллу за каждую названную группу.
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 9
Прочитайте текст и выполните задания. В этике существует позиция, сторонники которой утверждают, что, поскольку мораль относительна, она является иллюзорной. Между моральными нормами разных стран, разных религий и исторических периодов имеются значительные различия. Это наводит на мысль, что моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой. Человек придерживается моногамии не потому, что считает моногамию морально достойной, а просто потому, что живёт в моногамном обществе. То же самое касается полигамии.
Против этой точки зрения можно привести три возражения.
Во-первых, можно утверждать, что различия во мнениях о морали ничего не доказывают. В конце концов, разные учёные строят разные теории о происхождении вселенной или причине СПИДа, однако мы не заключаем отсюда, что научные истины суть дело вкуса; мы не думаем, что наука есть всецело дело мнения.
Во-вторых, можно было бы утверждать, что думать, будто люди всегда принимают образ жизни страны, в которой живут, просто неверно. Рабы в рабовладельческом обществе не всегда принимают образ жизни, диктуемый их рабским положением. Женщины не всегда безоговорочно одобряют полигамный образ жизни или вообще положение женщин в обществе. Граждане, живущие при диктатуре, своими действиями показывают (когда отсутствует тотальное подавление), что считают диктатуру моральным злом в объективном смысле, а не просто «по их мнению». Люди, живущие в условиях жестокой диктатуры, очень часто не готовы удовлетвориться простым «фу».
Третье и, пожалуй, наиболее конструктивное возражение состоит в том, что различия между моральными нормами несущественны. Можно сказать, что все моральные нормы основываются на одинаковых принципах очень общего характера. Именно эти принципы и выражают истинно объективную мораль. Разный климат, разное отношение к работе и т. д. порождают видимые различия моральных норм, но на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов. К сожалению, это конструктивное утверждение можно доказать или опровергнуть только на основании огромной массы антропологических и исторических данных. Поскольку сегодня такая информация недоступна, мы вынуждены смириться с бездоказательностью этого возражения. Оно может быть и истинным, и ложным. Как знать?
Однако даже если бы все люди во все времена действительно придерживались неизменного минимума основных моральных принципов, отсюда не следовало бы, что мораль не есть иллюзия. Некоторые иллюзии распространены чрезвычайно широко, и мораль вполне может быть одной из них. Это показывает, что «число голов» сторонников и противников не может доказать ложность тезиса об иллюзорности морали, а значит, не может доказать и его истинность.
9.1. В чём, по мнению автора, состоит тезис об относительности морали?
9.2. Автор утверждает, что «различия между моральными нормами несущественны» и «на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов». Приведите три примера моральных норм, показывающих, что существуют таковые принципы.
9.3. Почему, несмотря на все аргументы, автор утверждает, что мораль всё же может быть иллюзией? Приведите три аргумента, обосновывающие опасность утверждения о том, что нормы морали иллюзорны.
Ответы:
9.1. «моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой».
2 балла за верно названный тезис.
Могут быть приведены иные уместные примеры.
По 3 балла за каждый приведённый пример.
Всего 9 баллов.
9.3. Мораль может быть иллюзорна потому, что люди могут коллективно заблуждаться и верить в то, чего объективно не существует.
Могут быть приведены иные аргументы.
3 балла за ответ на вопрос.
По 3 балла за каждый приведённый аргумент. Всего 9 баллов.
Всего 12 баллов.
Максимум за задание – 23 балла.
Задание 10
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – пояснить проблему, которую затронул автор, сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Критерии оценивания сочинения-эссе
3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание – 28 баллов.
Всего за работу – 110 баллов.
Школьная олимпиада по обществознанию для 9 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018–2019 уч. г.
Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.
1.1. Политика – это сфера жизни общества, возникающая вокруг властных отношений.
1.2. Деятельность политических партий на территории Российской Федерации регламентируется исключительно Федеральным законом «О политических партиях».
1.3. Для существования социального института в первую очередь необходима социальная группа, потребность которой он будет удовлетворять.
1.4. В России церковный брак имеет такие же юридические последствия, как и брак, который заключён в органе ЗАГС.
1.5. Люди, едущие в одном вагоне метро, могут быть рассмотрены как социальная группа.
1.6. Норма обязательного резервирования – это доля депозитов банка, которые он обязан хранить в Центральном банке Российской Федерации.
1.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная
рабочего времени не может превышать
Аристотель рассматривал демократию как несправедливую форму
– это набор уникальных характеристик
1.10. Рост цен на резину приведёт к смещению кривой спроса автомобильных шин влево.
Максимум за задание – 10 баллов.
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Нуклеарная, неполная, расширенная.
Максимум за задание – 2 балла.
Максимум за задание – 6 баллов
4. Роман Кузнецов, когда ему исполнилось 16 лет, вступил в брак с Натальей Кучеровой. На момент вступления в брак Роман находился на попечительстве своей тёти Елены Михайловны. Остаётся ли Роман на попечительстве Елены Михайловны после вступления в брак? Свой ответ обоснуйте с указанием нормативного акта, который регулирует данную ситуацию.
Максимум за задание – 7 баллов.
Максимум за задание – 6 баллов.
Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное