Что объединяет в себе понятие культура руководителя

Управленческая культура руководителя

Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя

Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя

Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя

Управленческая культура – культура, связанная с сознательной деятельностью общественных институтов и отдельных индивидов, направленная на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений.

Управленческая культура – понятие интегративное. Это синтез деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, необходимых для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления.

По мнению В.А. Сластенина, компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонентуправленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и

смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический_компонентуправленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы внутришкольного управления. Предполагает решение специфических педагогических задач, которое основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческийкомпонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, как организатор.

Более подробная градация предполагает выделение в структуре управленческой культуры следующих взаимосвязанных компонентов.

Успешность в реализации административно-управленческих функций (сбор и обработка информации, педагогический анализ, планирование).

Культура принятия управленческого решения. Четко и своевременно ставить проблему, определять критерии и ограничения для принятия решения; привлекать членов коллектива к принятию решений, принимать единоличные оперативные управленческие решения на основе своей компетентности и должностных полномочий; давать четкую формулировку принятому решению с указанием исполнителей и сроков; контролировать и доводить до конца принятое решение.

Развитие инновационной деятельности, управление ею.Генерировать перспективные идеи, мотивировать и воодушевлять педагогический коллектив на работу по освоению инноваций информационно поддержать нововведение; оказывать своевременную и квалифицированную помощь педагогам, включенным в процесс освоения новаций

Профессионально-педагогическая культура руководителя:целостно, системно, видеть педагогический процесс (от целеполагания до конечного результата); анализировать, организовывать и выстраивать его на научной основе; владеть профессиональным мастерством преподавания предмета, современными педагогическими технологиями; оказывать квалифицированную методическую помощь учителям.

Социально-психологическая культура руководителя школы(создание творческогопедагогического коллектива).Обеспечивать сплоченность и единство коллектива, направлять его на достижение целей школы; создавать актив (ядро) из опытных и высокопрофессиональных педагогов, превращать сотрудников в коллектив единомышленников; сохранять и развивать традиции школы.

Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя

Мотивирование коллектива.Стимулировать положительную трудовую мотивацию учителей; создавать условия для удовлетворения потребности педагогов в самореализации; создавать ситуацию успеха в труде, поощрять разработку авторских программ, защиту собственных планов и т.д.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе:регулировать межличностные отношения в коллективе, не выделять никого своим особым отношением; создавать и поддерживать оптимистическое, бодрое настроение; формировать здоровое общественное мнение; укреплять доверие членов коллектива друг к другу, к руководителю; грамотно и эффективно разрешать конфликты.

Культура общения руководителя.Эффективно пользоваться методами убеждения; гибко изменять стиль управления в зависимости от ситуации; способность к рефлексии, учет мнений окружающих о себе, о своей деятельности; инициативность в общении; проявлять в общении с коллегами такт в любой ситуации; проявлять самообладание, постоянно контролировать себя в общении.

Деловые и личностные качества руководителя:личная организованность, работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность; требовательность к себе и другим; практичность; способность устанавливать справедливую меру воздействия; объективность; способность замечать и отмечать положительное в работе коллег; видеть недостатки в деятельности работников, критиковать без предвзятости; способность видеть индивидуальные особенности работников и находить им наилучшее применение; психолого-педагогический такт; критичность мышления; умение наблюдать, изучать.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение управленческой культуры.

2. В чем сущность понятия «стиль работы руководителя».

3. Назовите составляющие управленческой культуры руководителя.

4. Что такое общение? Какие вы знаете формы управленческого общения?

5. Представьте модель личностно-деловых качеств руководителя. Проанализируйте ее.

Литература

1.Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,1997.

2.Шепель В.М. Управленческая психология.-М.:Экономика, 1984.

Тема 8. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

В традиции российской школысоздать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком.

После принятия Закона об образовании (1992г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс.

Органы социальной защиты семьи, материнства и детства
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяПравовые органы содействия школе
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяГосударственные органы управления образованием Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяПопечительские советы
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяСпонсорские организации
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяТерриториальные детские объединения
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяУчебно-производственные базы, комбинаты
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяМедицинские службы детстваШкола
Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть фото Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Смотреть картинку Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Картинка про Что объединяет в себе понятие культура руководителя. Фото Что объединяет в себе понятие культура руководителяВнешкольные детские учреждения (центры досуга, детского творчества)
Дошкольные учреждения воспитания детей
Редакции газет, радио
Семья
Учреждения культуры (кино, театры, музеи, библиотеки, клубы)
Неформальные фонды и объединения (Детский фонд, Фонд мира и др.)Специальные школы, студии художественные, музыкальные, спортивные, театральные и др)

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, также правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Своеобразие этого вида образования связано с инновационными идеями: гуманистической направленности (отказ от функциональной заданности этого процесса, самоопределение ребенка, формирование личностной позиции, переход от «культуры полезности» к «культуре достоинства»), индивидуализации обучения, превращения знания в инструмент творческого освоения мира.

Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга школьников, совместная деятельность в кружках, секциях, студиях, других творческих объединениях, совместные экскурсии, туристические походы и путешествия, деятельность попечительских советов, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Дополнительное образование выполняет функции и социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое социально-педагогический комплекс?

2. На что направлена разветвленная сеть различных учреждений?

3. Назовите формы сотрудничества детей и взрослых, учителей, родителей, работников социальной сферы.

Литература

1. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников.-1994.№1.-с.2-4.

2. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения // Народное образование.-1994.-№1.

3. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М., 1986.

4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

Источник

Управленческая культура руководителя

Развитие современного образования выдвигает целый ряд требований как к личности, так и к культуре управленческой деятельности руководителя.

Анализируя управленческую культуру руководителя, ученые рассматривают такие понятия: «культура управления» (М. Заренок, В. Новоселов, Ю. Палеха), «культура управления и предпринимательства» (Ю. Палеха, В. Кудин), «культура управленческого труда» (Е. Березняк, Г. Ельникова, В. Спивак), «управленческая культура» (М. Кабушкин, Л. Орбан-Лембрик), «управленческая культура государственного служащего» (О. Ярковой), «культура управления образовательным процессом» (А. Мармаза). Управленческую культуру рассматривают как: совокупность требований к управлению (В. Новоселов); показатель уровня интеграции духовной культуры и управления (М. Заренок); веру, ценности и стиль руководителя (Б. Гаевский, Ю. Палеха); совокупность положений, принципов, норм и знаний руководителя (Ю. Палеха, В. Кудин, М. Кабушкин); уровень развития творческих сил и способностей руководителя (Е. Березняк); культуру труда (Г. Ельникова, В. Спивак); творческую самореализацию этико-моральных убеждений и идеалов (О. Ярковой); совокупность элементов управления (А. Мармаза); систему знаний умений и навыков (Л. Орбан-Лембрик).

Таким образом, можно отметить, что управленческая культура является системным явлением, рассматривающим профессиональную компетентность и личностную культуру, реализующиеся в ходе управленческой деятельности.

Культура управления – обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает: совокупность знаний, их структуру и глубину; морально-этические нормы работы; отношение к труду; навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов; умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей [26].

Управленческая культура – это система знаний, умений и навыков, личностных качеств, мотивов и ценностей, которые обеспечивают качественное выполнение руководителем управленческой деятельности, успешное взаимодействие с участниками управленческого процесса и эффективность управления в целом [12].

Культура управления – это совокупность теоретических и практических положений, принципов и норм, которые имеют общий характер и относятся в той или иной мере к разным аспектам человеческой деятельности. Это система знаний об управленческой практике как о культурном феномене, совокупность науки и искусства управления, рекомендаций, обобщений объекта управления, которые имеют научно-практическую ценность и органически, системно связаны между собой [17].

По мнению В. Сластенина [19], управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования последних лет по проблемам педагогической культуры раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества. В соответствии с этим управленческая культура руководителя учебного заведения представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учебным заведением [19]. Компоненты управленческой культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современным учебным заведением. В процессе управленческой деятельности руководитель усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология управления учебными заведениями предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры руководителя учебного заведения зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя учебного заведения раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности руководитель учебного заведения самореализуется как личность, организатор и воспитатель.

Видный ученый в области управления образовательными системами Ю. Конаржевский рассматривал культуру управления школой как выполнение администрацией совокупности требований, которые предъявляются к процессу управления, обусловленных нормами морали, этики, эстетики, права, принципами организации, технологии управления [11].

Основываясь на данном положении, Г. Ельникова отмечает, что совокупность этих требований представляет собой сложную систему профессиональных умений и навыков, которые включают все разнообразие культур, в том числе общую культуру, политическую, правовую, эстетическую, культуру общения и ряд других ее форм и оттенков [6].

Разделяя точку зрения автора, приведем их краткую характеристику.

Общая (или общечеловеческая культура) характеризует руководителя как интеллигента и интеллектуала, имеющего глубокую эрудицию, широкое мировоззрение, высокую духовность.

Политическая культура руководителя учебного заведения требует от него всесторонней подготовки, знания основ политики в области образования и культуры, умения повседневно руководствоваться ими в своей деятельности, организовывать деятельность коллектива педагогов и обучающихся в этом направлении, помогать им разобраться в сложных и противоречивых событиях сегодняшнего дня.

Культура общения, которая, согласно американскому исследователю Д. Карнеги [9], на одно из первых мест ставит требования доброжелательности, учета атмосферы и настроя во время контакта, умение «магически» действовать на собеседника. Она включает толерантность, культуру диалога, уважение к плюрализму.

Культура общения невозможна также без высокой культуры речи руководителя как важнейшего инструмента педагогической техники (А. Макаренко).

Эстетическая культура руководителя – обязательное требование к нему. Это часть его общей культуры, выражение его интеллекта, образованности и воспитанности. Руководитель должен воспитывать в себе не только эстетические вкусы и взгляды на окружающую действительность, а, в первую очередь, культуру чувств, отношений путем эмоционального влияния на людей, красоты поступков. Все это, как показывают исследования, повышает продуктивность труда, сохраняет здоровье работников.

Правовая культура руководителя, знание им юридических основ управления – важнейший аспект его профессиональной пригодности. В первую очередь это касается знания трудового законодательства, соответствующих нормативных документов, которые регулируют труд педагогов и других работников учебного заведения, умение в каждом отдельном случае выбирать, опираясь на закон, наиболее эффективный способ влияния на подчиненных. Юридическая грамотность руководителя позволяет избегать серьезных ошибок в принятии управленческих решений, которые могут привести к дестабилизации обстановки в коллективе, нарушать его психологический климат.

Кроме того, управленческая деятельность руководителя учебного заведения имеет свою специфику. В соответствии с этим специалисты в области управления, в том числе Ю. Конаржевский [18], выделяют в ней культуру административного аппарата, культуру самого процесса управления, культуру условий труда и культуру документации. Наиболее детально рассматривает эти аспекты управленческой культуры Г. Ельникова [6].

К культуре административного аппарата относятся требования, которыми характеризуется общая культура руководителя учебного заведения, наличие у него и его заместителей соответствующих деловых качеств, высокой профессиональной подготовки и педагогического мастерства, культуры общения с членами коллектива.

Культура процесса управления связана с технологиями и исполнительской культурой в реализации каждой функции управления, умениями определять цели и задачи коллектива, составлять программы их реализации, организовывать людей для выполнение задач, получать своевременную обратную информацию о ходе процессов, вносить оперативные изменения в ранее намеченные планы и программы.

Важнейшим элементом культуры управления является также четкий режим труда администрации, культура приема посетителей, проведения совещаний, разговоров по телефону и др.

Культура условий труда часто отождествляется с научной организацией труда, которая находит детальное освещение в книге И. Раченко «Научная организация педагогического труда» [18]. В данном случае речь идет о создании оптимальных условий для нормальной работы всего коллектива: соблюдение современных требований к интерьеру служебных и учебных помещений, оснащению их необходимым оборудованием, оргтехникой, литературой и др. Все это будет способствовать эффективному труду каждого члена коллектива.

Культура документации является одним из показателей высокой культуры управленческого труда. Она во многом зависит от правильного сбора, оформления кругооборота, хранения и использования информации. Эти вопросы имеют большое значение для экономии рабочего времени. Поэтому перед руководителем учебного заведения стоит задача рационализации обработки документации, введения электронного документооборота.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный руководитель учебного заведения должен овладеть не только наукой, но и искусством управления, высокой профессиональной культурой, важной составляющей которой является переориентация управления с образовательных процессов на развитие человеческого потенциала, который осуществляет эти процессы.

В современной управленческой науке и практике управления учебными заведениями имеются попытки определить уровни культуры управления.

Высокий уровень– это отображение способа взаимосвязи системы управления учебным заведением и образовательного процесса в нем. Он характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в коллективе, бόльшей степенью удовлетворенности трудом, стабильными и растущими показателями обучающихся, инновационной культурой учебного заведения.

Средний уровень культуры управления присущ тем коллективам, где единство целей и интересов всех участников образовательного процесса слабо подкрепляются соответствующими методами и формами их реализации. Одна из основных причин этого – недостаточное знание социально-психологических методов управления, неумение использовать их. А отсюда – неудовлетворенность членов коллектива трудом, невысокая эффективность и результативность управления.

Низкий уровень характеризуется постоянными конфликтами в коллективе, волюнтаристским, бюрократическим стилем управления. Отсюда – разомкнутость, бессистемность управления и низкие результаты его в целом.

Ученые-социологи уже давно установили, что чем выше уровень культуры в государстве, тем выше экономический потенциал и уровень жизни граждан. В такой же мере это относится и к управленческой культуре учебного заведения.

Выводы.Деятельность руководителя – это управленческий процесс целенаправленного взаимодействия с людьми, координация и согласованность их действий, направленных на достижение поставленных задач. Важнейшим фактором оптимизации управленческой деятельности менеджера являются его профессиональные и личностные качества, позиция лидера в коллективе.

Изучение моделей поведения руководителя и наборов различных характеристик, типичных для него, привело к попыткам типологии стилей поведения лидера, ни один из которых, как считают современные исследователи, не проявляется в «чистом виде». Выбор стиля управления зависит от уровня зрелости коллектива. Считается, что правильный выбор менеджером стиля управления в существенной мере определяет его лидерские позиции в коллективе.

Современные ученые полагают, что личностные качества и стиль управленческой деятельности являются составляющими культуры управления руководителя.

Вопросы и задания для самопроверки.

В чем состоит актуальность управления учебным заведением на основе теории и практики менеджмента?

В чем состоит отличие менеджера от управленца традиционной системы?

Какие подходы имеются в современной науке к созданию психограммы управленца?

Подумайте, какие качества и особенности поведения руководителя делают его лидером? От чего это зависит?

Считаете ли вы себя лидером в коллективе? Почему?

Оцените собственный профессиональный опыт руководителя. Какому стилю управления вы отдаете предпочтение? Помогает ли это удерживать вам лидерские позиции в коллективе?

Оцените себя как руководителя. Кто вы в большей степени – администратор или лидер? Считаете ли вы, что следует что-то изменить в собственном поведении?

Дайте определение понятия «управленческая культура руководителя» и раскройте его составляющие.

Приведите примеры исследований в современной науке по вопросам управленческой культуры руководителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *