Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

— Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

— Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?

2. Слушаем сообщения учеников об искусстве рубежа веков.

Задание: законспектировать основные положения лекции. Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIX столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — «серебряным веком». Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом — к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики ХIХ века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в различных видах искусства).

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

Если модернисты верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» противопоставлено было искусство «полезное». В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму»: литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература понимается как «дело» (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды. Литература, таким образом, должна была стать придатком политики, орудием борьбы, управляемым «винтиком» «одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса». О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Против идеи «партийной организации литературы» тогда же, в 1905 г., выступили В. Брюсов («. поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, — вы враги прогресса, вы наши враги»), Д. Философов, увидевший в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности».

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

1. В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?

2. Доработать конспект лекции.

3. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

4. Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии И. А. Бунина.

Дополнительные материалы для учителя

Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Андреев Леонид Николаевич (1871—1919)

Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927)

Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)

Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945)

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868—1936)

Зайцев Борис Константинович (1881—1972)

Замятин Евгений Иванович (1884—1937)

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921)

Куприн Александр Иванович (1870—1938)

Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957)

Толстой Алексей Николаевич (1882—1945)

Толстой Лев Николаевич (1828—1910)

Чехов Антон Павлович (1860—1904)

Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950)

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 —1945)

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866— 1941)

Минский Н. (Николай Максимилианович Виленкин) (1855—1937)

Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873—1944)

Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942)

Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863—1927)

Кузмин Михаил Алексеевич (1875—1936)

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934)

Блок Александр Александрович (1880—1921)

Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)

Акмеисты («Цех поэтов»)

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966)

Адамович Георгий Викторович (1892—1972)

Гумилев Николай Степанович (1886—192 1)

Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967)

Зенкевич Михаил Александрович (1891—1973)

Иванов Георгий Владимирович (1894—1958)

Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)

Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938)

Нарбут Владимир Иванович (1888—1938)

Футуристы («будетляне»), кубофутуристы («Гилея»)

Бурлюк Давид Давидович (1882—1967)

Каменский Василий Васильевич (1884—1961)

Крученых Алексей Елисеевич (1886—1968)

Лившиц Бенедикт Константинович (1887—1939)

Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885—1922)

Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889—1940)

Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) (1889—1940)

Орешин Петр Васильевич (1887—1938)

Ширяевец Александр Васильевич (Абрамов) (1887—1924)

Имажинисты («Мезонин поэзии»)

Грузинов Иван Васильевич (1893—1942)

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)

Мариенгоф Анатолий Борисович (1897—1962)

Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891—198 1)

Шершеневич Вадим Габриэлович (1893— 1942)

Сатирическая литература («сатириконцы»)

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925)

Агнивцев Николай Алексеевич (1888—1932)

Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) (1887—1964)

Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957)

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1876—1952)

Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932)

Писатели, не входившие в литературные группировки

Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909)

Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938)

Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932)

К. Р. (Великий князь Константин Константинович) (1858—1915)

Пастернак Борис Леонидович (1890—1960)

Розанов Василий Васильевич (1856—1919)

Садовской Борис Александрович (Садовский) (1881—1952)

Слезкин Юрий Львович (1885—1947)

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886—1939)

Цветаева Марина Ивановна (1892—1941)

Черубина де Габриак (Васильева Елизавета Ивановна) (1887—1928)

Чулков Георгий Иванович (1879—1939)

Боровский Вацлав Вацлавович (1871—1923)

Волынский Аким Львович (Флексер) (1863—1926)

Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) (1878—1946)

Луначарский Антон Васильевич (1875—1933)

Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)

Чуковский Корней Иванович (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969)

Шкловский Виктор Борисович (1893—1984).

Эйхенбаум Борис Михайлович (1886—1959)

Тест по урокам 1—2 — см. Приложение в конце книги.

Источник

— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы? — Как эти явления осознавались философами? Охарак

— Какие явления социальной и культурной
жизни повлияли на развитие литературы?

— Как эти явления осознавались
философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

— Что объединяло различные направления
литературы, искусства, философии?
__Что включает в себя понятие «Серебряный век»?

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Смотреть картинку Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Картинка про Что объединяло различные направления литературы искусства философии. Фото Что объединяло различные направления литературы искусства философии

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *