Что обеспечивает хранение и обслуживание приписных летательных аппаратов
Авиационно-техническая база
Смотреть что такое «Авиационно-техническая база» в других словарях:
Авиационно-техническая база — 1.3.1. Авиационно техническая база (АТБ) является основным в ИАС организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно авиационное обеспечение полетов. Источник: Приказ… … Официальная терминология
авиационно-техническая база — (АТБ) в России, структурное подразделение эксплуатационного авиационного предприятия гражданской авиации (объединённого авиаотряда, аэропорта, производственного объединения); обеспечивает техническое обслуживание и подготовку к полётам… … Энциклопедия «Авиация»
авиационно-техническая база — (АТБ) в России, структурное подразделение эксплуатационного авиационного предприятия гражданской авиации (объединённого авиаотряда, аэропорта, производственного объединения); обеспечивает техническое обслуживание и подготовку к полётам… … Энциклопедия «Авиация»
АТБ — авиационно техническая база автомобильная типография большая автотранспортный батальон … Словарь сокращений русского языка
Криворожский колледж Национального авиационного университета — (КРАУСС) высшее учебное заведение, расположено в городе Кривой Рог, Украина. Криворожский колледж Национального авиационного университета (КК НАУ) Год … Википедия
АТБ — автомобильная типография большая авто АТБ автотранспортный батальон авто, воен., транспорт Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с.… … Словарь сокращений и аббревиатур
Тулпар-ЭЙР — (Tulpar Air) ИАТА ИКАО TUL (ТЫ) Дата основания 2004 … Википедия
Воинская часть — … Википедия
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва — Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнёва (СибГАУ) … Википедия
Что обеспечивает хранение и обслуживание приписных летательных аппаратов
СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Термины и определения
Aircraft and helicopter ground support equipment. Terms and definitions
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 апреля 2013 г. N 56-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны
Сокращенное наименование национального органа
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 марта 2014 г. N 68-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22639-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
1 средства наземного обслуживания (самолетов [вертолетов]): Совокупность технических средств, обеспечивающих техническое обслуживание и сохранность самолетов [вертолетов] на земле.
2 средства наземного обслуживания (самолетов [вертолетов]) общего применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность самолетов [вертолетов] разных типов и категорий.
3 средства наземного обслуживания (самолетов [вертолетов]) специального применения: Средства наземного обслуживания, обеспечивающие техническое обслуживание и сохранность разных типов самолетов [вертолетов] одной категории или конкретного типа самолета [вертолета].
Средства наземного обслуживания общего применения
4 средства заправки топливом (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для транспортирования топлива и заправки им самолетов [вертолетов].
5 средства заправки маслами и рабочими жидкостями (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для транспортирования масел, специальных жидкостей, воды и заправки ими самолетов [вертолетов].
6 средства заправки газами (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для транспортирования газов и заправки ими самолетов [вертолетов].
7 средства энергоснабжения (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для питания бортовых систем самолетов [вертолетов] электрической, гидравлической и пневматической энергией.
8 (аэродромные) теплотехнические средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого температурного режима внутри самолетов и вертолетов, сооружений и подогрева авиационных двигателей.
9 (аэродромные) средства наддува: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для создания и поддержания необходимого избыточного давления внутри самолетов и вертолетов.
10 тягачи-буксировщики самолетов [вертолетов]: Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для буксирования самолетов [вертолетов] по аэродрому и перемещения их на стоянках и внутри ангаров.
11 (аэродромные) подъемно-транспортные средства: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов общего применения, предназначенные для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолетов и вертолетов, а также для перевозки грузов по аэродрому.
12 средства очистки и специальной обработки (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для мойки, противообледенительной обработки самолетов [вертолетов], а также для проведения санитарной обработки их туалетных отсеков и очистки салонов.
13 средства консервации (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] общего применения, предназначенные для консервации и обеспечения хранения самолетов [вертолетов].
14 средства сервисного обслуживания (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов (вертолетов] общего применения, предназначенные для обслуживания пассажиров, а также для транспортирования и погрузки на самолеты [вертолеты] бортового питания, багажа пассажиров и перевозимых грузов.
Средства наземного обслуживания специального применения
15 средства буксировки (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для буксировки самолетов [вертолетов] тягачами-буксировщиками.
16 средства удержания и швартовки (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для закрепления самолетов [вертолетов] на заданном месте и их удержания на стоянке от самопроизвольного или при опробовании двигателей перемещения.
17 подъемные средства (для самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для подъема и удержания самолетов и вертолетов на необходимой высоте.
18 (аэродромные) средства доступа: Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов специального применения, предназначенные для обеспечения технического обслуживания частей и агрегатов самолетов и вертолетов на разных высотах.
19 монтажно-демонтажные средства (для технического обслуживания самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для выполнения работ по монтажу и демонтажу частей и агрегатов самолетов [вертолетов].
20 средства обслуживания систем и агрегатов (самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для выполнения работ по техническому обслуживанию систем, частей и агрегатов самолетов [вертолетов].
21 средства защиты самолета [вертолета] на стоянке: Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для предохранения частей и агрегатов самолетов [вертолетов] при выполнении работ по техническому обслуживанию, а также для защиты их от неблагоприятных погодных условий, птиц, насекомых и статического электричества.
22 средства по технике безопасности (при техническом обслуживании самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, самопроизвольного перемещения и срабатывания частей и агрегатов самолетов [вертолетов] на стоянке, а также для защиты обслуживающего персонала при выполнении работ по техническому обслуживанию.
23 вспомогательные средства (при техническом обслуживании самолетов [вертолетов]): Средства наземного обслуживания самолетов [вертолетов] специального применения, предназначенные для обеспечения выполнения работ по техническому обслуживанию самолетов [вертолетов], а также для хранения средств наземного обслуживания и комплектов ЗИП.
Виды средств наземного обслуживания
24 (аэродромная) электроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей и питания бортовых систем самолета или вертолета электрической энергией при техническом обслуживании.
25 (аэродромная) гидроустановка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для питания бортовых систем самолета или вертолета гидравлической энергией при техническом обслуживании.
26 (аэродромная) установка воздушного запуска: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для запуска двигателей самолета или вертолета на земле с использованием энергии сжатого воздуха.
27 (аэродромный) автозаправщик: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для заправки соответствующих систем самолета или вертолета топливом, смазочными материалами, рабочими жидкостями и газами.
28 (аэродромный) автотопливозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования топлива и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
29 (аэродромный) автомаслозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования масла и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
30 (аэродромный) автозаправщик специальными жидкостями: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования специальных жидкостей и заправки ими соответствующих систем самолета или вертолета.
31 (аэродромный) автозаправщик питьевой водой: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования питьевой воды и заправки ею соответствующих систем самолета или вертолета.
32 (аэродромный) кислородозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования кислорода в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
33 (аэродромный) азотозаправщик: Аэродромный автозаправщик, предназначенный для транспортирования азота в сжатом состоянии и заправки им соответствующих систем самолета или вертолета.
34 аэродромный кондиционер (Нрк. наземный кондиционер): Кондиционер, предназначенный для кондиционирования воздуха в кабинах, отсеках и салонах самолета или вертолета и высотном снаряжении летного состава на земле при неработающей самолетной или вертолетной системе кондиционирования воздуха.
35 аэродромный подогреватель: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для подогрева кабин, отсеков и силовых установок самолета или вертолета при техническом обслуживании.
36 (аэродромная) подъемная площадка: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, предназначенное для подъема обслуживающего персонала и грузов к высокорасположенным частям самолета или вертолета.
37 (аэродромная) площадка обслуживания: Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, снабженное рабочей площадкой, содержащей устройства и приспособления для технического обслуживания самолета или вертолета, включая их высокорасположенные части.
38 (аэродромная) ассенизационная машина (Нрк. машина обработки туалетных отсеков): Средство наземного обслуживания самолетов и вертолетов, предназначенное для проведения санитарной обработки туалетных отсеков самолета или вертолета.
Достоинства и недостаток тупиковых мест стоянок
Билет №1.
1.Дать определение аэропорта.
Аэропортом называется предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов, летательных аппаратов и имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и др. наземные сооружения, а также оборудования.
Классификация мест стоянок по количеству самолетов на ней.
Перронные стоянки самолетов устраиваются трех видов: специализированные по типам самолетов, частично универсальные (для группы самолетов с близкими характеристиками) и универсальные (для любых типов самолетов, эксплуатируемых в аэропорту).
Наиболее рациональными являются частично универсальные стоянки, предназначенные для определенных типов самолетов с достаточно близкими габаритными характеристиками и примерно одинаковым расположением мест подключения стационарных устройств.
Перечислить процессы, производимые на СТТ, связанные с приемом и отправкой грузов, багажа, почты.
Для обслуживания грузовых и перевозок в аэропортах предусматриваются: грузовой (коммерческий) склад с грузовым двором; склад опасных грузов; отделение перевозки почты (ОПП). Грузовой склад предназначен для проведения всех операций по приему, выдаче, отправке и обработке грузов.
Со стороны СТТ к коммерческому складу примыкает грузовой двор. Он предназначен для стоянки и маневрирования автотранспорта грузоотправителей и грузополучателей.
2-БИЛЕТ |
1. По назначению они делятся на трассовые, предназначенные для эксплутатции транспортных самолотов, перевозящих пассажиров, грузов и почту; заводские предназначенные для испытательных полетов самолетов, выпускаемых заводами или ремонтными предприятиями; учебные принадлежащие летным учебным заведениями гражданской авиации и предназначенные для обучения курсантов и слушателей; применения авиации в народном хозяйстве, предназначенные для выполненияразличных народно-хозяйственных работ (сельскохозяйственные, аэрофотосъмка, охрана лесов, медицинское обслуживание и др.) |
2.Установка самолетов бортами параллельно друг другу и перпендикульярно оси руления. Кромка покрытия или граница сооруения. Кромка покрытия или граница сооружения. Установка самолетов под углом к оси руления. Расстановка самолетов параллельно фасаду аэровокзала или посадочной галерей. |
3. |
БИЛЕТ
1.Оснавные составляющие аэродрома. В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос(ЛП), пути руления или рулежные дорожки(РД), перрон, места стоянки(МС) самолетов и площадки специального назначения.
ЛП обеспечивает взлет и посадку летательных аппаратов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях. ЛП состоит из взлетно-посадочных полос, концевых полос безопасности и боковых полос безопасности. РД предназначены для руления и буксировки ЛА. МА обеспечивает хранение и обслуживание приписных ЛА.
2.Вычисление коэффициента для расчета длины лётной полосы в расчетных условиях атмосферы при взлете.
Для определения поправочного коэффициента
— расчетная температура воздуха;
— темпер, соответствующая стандартной атмосфере на высоте Н над уровнем моря.
Из формулы следует, что длина ИВПП (КПБ) увеличивается на 1% на каждый 1 превышения расчетной температуры воздуха над температурой стандартной атмосферы для данной высоты расположения аэродрома.
Расчетная температура воздуха:
3. Что включает в себя подготовка экипажей к полету на СТТ?В аэропортах I,II и III классов предусматривается здание профилактория, который служит для обеспечения кратковременного отдыха и обслуживания экипажей ВС. Здание профилактория располагается вблизи здания длительного ожидания пассажиров.
Для организации питания рабочих и служащих аэропорта предусматривается служебная столовая, которую следует располагать на расстоянии не более 600м от мест занятности обслуживаемого контингента.
Билет №4
1)Дать определение аэродрома.Аэродром – (от гр. aer-воздух,dromos-бег, место для бега) земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
2)Определение потребной длины летной полосы для взлета в стандартных условиях при продолженном взлете (нарисовать схему взлета).Дистанцией продолженного взлета называют проходимую самолетом от начала разбега до набора высоты 10м над уровнем ИВПП с одновременным разгоном до безопасной скорости взлета при отказавшем одном двигателе. Из условия обеспечения безопасности взлета потребная длина ИВПП+КПБ должна быть равна дистанции продолженного взлета самолета с одним отказавшим двигателем. [Схема 26стр, рис-6(а)]
Суммарная длина ИВПП и одним КПБ будет: +
+
+
А потребная длина ИВПП: =
+
+
+
, где
=
.
-длина разбега самолета от точки старта до точки отказа двигателя
-длина разбега самолета при одном отказавшем двигателе от точки отказа до отрыва самолета
-длина участка для выруливания самолета на старт
-запас ровного 1/3 воздушного участка взлетной дистанции до набора высоты 10м
Достоинства и недостаток тупиковых мест стоянок.
Тупиковая МС обеспечивает возможность использование минимальной площади для одного самолета,но увеличивает затраты времени на маневрирование не исключает встречного движения самолетов. Установка самолетов на тупиковые МС возможно только с помощью буксировки тягочами.
Хранение незаконсервированных летательных аппаратов.
В том случае, когда на некоторых ЛА полеты длительное время не производятся, на них практически выполняются работы, обеспечивающие сбережение и содержание всех видов оборудования в исправном состоянии.
Периодические работы имеют целью предупредить развитие коррозии металлических деталей, загнивание и порчу деревянных и полотняных конструкций, ускоренное старение деталей из резинотехнических и органических материалов. Опробуются двигатели, гидравлические системы, системы управления, агрегаты авиационного и радиоэлектронного оборудования, механизмы уборки и выпуска шасси, аварийного сброса фонарей кабины, люков, катапультируемых сидений и др.
• Периодические запуски двигателей необходимы как для их проверки, так и для промывки узлов топливной системы циркулирующими топливом и маслом.
• Смазка на механизмах, ответственных деталях, узлах и в соединениях сохраняемого летательного аппарата периодически заменяется. В те же сроки выполняются профилактические работы по вооружению, авиационному и радиоэлектронному оборудованию.
Хранение законсервированных ЛА.
Резервные самолеты, самолеты, находящиеся на доработках или неисправные из-за отсутствия запасных частей, могут не участвовать в полетах длительное время. В этом случае они подлежат консервации. Консервацией называется способ предохранения (защиты) авиационной техники при хранении от непосредственного вредного воздействия природно-климатических условий на определенный срок, зависящий от применяемых средств защиты.
• Консервируются ЛА, двигатели и все агрегаты, отправляемые в ремонт и возвращаемые в часть из ремонта, а также ЛА, отправляемые к другому месту базирования железнодорожным, водным или воздушным транспортом.
• В законсервированном состоянии могут находиться как ЛА в целом, вместе с оборудованием и вооружением, так и отдельно двигатели, агрегаты, запасные части.
Пути повышения надежности авиационной техники
Надежность как свойство авиационной техники закладывается на этапах разработки и изготовления. В условиях эксплуатации надежность поддерживается за счет комплекса плановых и внеплановых профилактических работ на технике. В результате проведения доработок по устранению конструктивно-производственных недостатков, выявленных на начальном этапе эксплуатации, уровень надежности может быть несколько повышен.
Таким образом, можно назвать три основных направления повышения надежности авиационной техники:
• при проектировании объектов;
На этапе проектирования большое значение имеет выбор рациональной схемы проектируемой системы.
Кроме того, при проектировании может быть предусмотрено:
• применение высоконадежных элементов;
• использование высокопрочных и стойких к различным воздействиям материалов;
• подбор благоприятных с точки зрения надежности режимов работы элементов;
• создание благоприятных условий работы элементов и систем.
Для узлов и агрегатов, высокую надежность которых по каким-либо причинам обеспечить трудно, необходимо предусмотреть повышение ремонтопригодности, т. е. обеспечение быстрого восстановления объекта за счет хороших подходов, удобства выполнения работ, легкосъемности, простоты регулировок, унификации элементов (систем) и т. п.
В процессе производства обеспечение высокой надежности осуществляется в результате совершенствования технологии изготовления авиационной техники на всех этапах от отдельной детали до сборки и испытания самолета, повышения качества контроля, применения современных методов статистического регулирования качества и широкого применения принципов НОТ в процессе производства.
Обеспечение надежности авиационной техники в условиях эксплуатации связано прежде всего с выбором самой системы технической эксплуатации, которая может предусматривать ограничение сроков эксплуатации объектов по ресурсу, по состоянию и по надежности.
Надежность системы, состоящей из нескольких или большого числа элементов, зависит не только от количества элементов в системе и надежности каждого из них, но и от того, каким образом функционально они связаны между собой.
Различают последовательное и параллельное соединения элементов системы.
Последовательное соединение элементов-такое, при котором отказ любого элемента приводит к отказу системы в целом. При последовательном соединении элементов уровень безотказности системы в целом ниже уровня безотказности самого ненадежного элемента и снижается с увеличением числа элементов.
Параллельное соединение элементов- такое, при котором отказ системы (участка системы) произойдет лишь в том случае, если откажут все элементы. Такое соединение элементов означает структурное резервирование системы за счет включения в нее дополнительных элементов, которые могут выполнять функции основных элементов при их отказе.
Резервирование применяется прежде всего для наиболее ответственных элементов, участков систем и систем в целом для повышения их надежности.
Работы по бюллетеням
Работы по бюллетеням— это работы направленные на поддержание и улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик, повышение боевых возможностей, надежности и устранение конструктивно-производственных недостатков АТ, находящейся в эксплуатации, ремонте и на складах, выполняются по бюллетеням, введенным в действие начальником вооружения – заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению.
Порядок выпуска бюллетеней, выполнения по ним работ и взаиморасчетов определяется специальным Положением.
Работы по бюллетеням проводятся, как правило, комплексно на местах базирования АТ, либо на специально оборудованных базах, либо при выполнении очередных ремонтов воздушных судов в АРЗ, о чем указывается в каждом бюллетене. По согласованию между предприятием-изготовителем и АРЗ разрешается бюллетени, которые должны выполняться силами предприятия-изготовителя, выполнять полностью или частично силами АРЗ.
Работы выполняются бригадами заводов-изготовителей или силами частей (АРЗ) по плану, утвержденному командиром части, или по плану ремонта АРЗ.
Выполнение работ по бюллетеням организует заместитель командира части по ИАС(главный инженер АРЗ).
За качество и полноту выполнения работ по бюллетеням, произведенных специалистами бригады предприятия-изготовителя, несет ответственность это предприятие. Контроль качества вспомогательных работ, определенных бюллетенем для выполнения силами части, осуществляют должностные лица, выполнявшие и контролировавшие эти работы. Контроль качества работ, выполненных силами АРЗ, осуществляет начальник ОТК.
После выполнения работ по бюллетеню исполнитель делает запись в формуляре или паспорте изделия за подписью руководителя бригады, выполнявшей работу, инженера части по специальности. При выполнении работ силами АРЗ запись в формуляре или паспорте делает начальник ОТК и начальник цеха, выполнявшего работу.