Что обозначает федерико феллини
Феллини Федерико
Полезное
Смотреть что такое «Феллини Федерико» в других словарях:
Феллини, Федерико — Федерико Феллини Federico Fellini … Википедия
Феллини Федерико — Федерико Феллини Federico Fellini Дата рождения: 20 января 1920(19200120) Место р … Википедия
Феллини, Федерико — Федерико Феллини. ФЕЛЛИНИ (Fellini) Федерико (1920 93), итальянский кинорежиссер. Используя традиции неореализма, создал собственный яркий кинематографический стиль, поэтически преобразующий действительность и включающий в себя сплав… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФЕЛЛИНИ Федерико — ФЕЛЛИНИ (Fellini) Федерико (20. 01. 1920, Римини 31. 10. 1993), итальянский режиссер. В Римини Федерико провел детские и отроческие годы. Этому городку Феллини посвятит проникновенные кадры и строки, будет там похоронен. По окончании школы в 1937 … Энциклопедия кино
Феллини Федерико — Феллини (Fellini) Федерико (р. 20.1.1920, Римини), итальянский кинорежиссёр и сценарист. В кино с 1942, вначале как автор сюжетов и сценариев; участвовал в создании неореалистического фильма «Рим √ открытый город» (1945) и др. Первые режиссёрские … Большая советская энциклопедия
ФЕЛЛИНИ Федерико — (Fellini) (р. 20.1.1920), итальянский режиссёр. С 1937 во Флоренции, а затем в Риме работал как журналист. Был также страховым агентом, оформителем витрин, художником карикатуристом, репортёром. С 1940 гэгмен в кино (фильм с участием комика… … Кино: Энциклопедический словарь
Федерико Феллини — Federico Fellini Дата рождения: 20 января 1920(19200120) Место р … Википедия
Феллини — Феллини, Федерико Федерико Феллини Federico Fellini Дата рождения: 20 января 1920 … Википедия
Феллини Ф. — Федерико Феллини Federico Fellini Дата рождения: 20 января 1920(19200120) Место р … Википедия
Федерико Феллини — Биография Федерико Феллини Федерико Феллини (Federico Fellini) родился 20 января 1920 года в Римини (Италия) в семье коммивояжера. С раннего детства проявил страсть к сочинительству, проводил много времени за изготовлением костюмов и масок для… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Биография Федерико Феллини
Федерико Феллини (Federico Fellini) родился в 20 января 1920 г. в семье коммивояжера Урбано Феллини (Urbano Fellini) и Иды Барбиани (Ida Barbiani). Семья жила в Римини (Rimini), небольшом курортном городке юга Италии.
Детство и юность
Мальчик рос болезненным, медики подозревали сердечную недостаточность. Маленькому Федерико нравилось всеобщее внимание, довольно быстро он научился имитировать обмороки и головокружения. Учеба в католическом колледже давалась мальчику легко, он любил читать и читал много.
Зачатки сценического таланта проявились рано: мальчик мастерил наряды для кукол, сочинял сценарии и разыгрывал кукольные пьесы. Но и улица привлекала юного Федерико: шатры бродячего цирка, пыльные дороги и маленькие лавочки Римини перекочуют в его лучшие фильмы, став декорациями.
Самостоятельная жизнь будущего мэтра началась во Флоренции (Firenze), где он работал карикатуристом в газете антифашистского толка. Потом был Рим, такая же работа плюс сочинение сценариев и зарисовок, непродолжительная учеба на юридическом факультете. Последнее, впрочем, лишь для того, чтоб не попасть в армию Муссолини (Benito Mussolini). В этом также помогал отточенный еще в детстве навык симуляции болезней.
Любовь и творчество
Судьба одного из самых великих режиссёров решилась, когда он стал писать сценарии для радио о жизни влюбленных Чико и Полины. Полиной была радиоведущая Джульетта Мазина (Giulietta Masina). Знакомство, взаимная симпатия, краткая пора ухаживания – и молодые люди, обручившись, поселились в доме тети Джульетты.
Семейная жизнь оказалась удачной во всем, кроме одного – пара так и не смогла завести детей. Первая беременность наступила быстро, но окончилась выкидышем. Долгожданный сын родился в 1945 г., но умер, не прожив и месяца. Позже Феллини предлагал усыновить малыша, но жена не согласилась. Своими детьми с этих пор они считали совместные фильмы.
Федерико Феллини и Джульетта Мазина были необычной парой. Она была неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Любимая женщина, лучший друг, муза – все она, несравненная Джульетта. Без жены Феллини не мог вести съемки, не имело значения, играет она в фильме или нет. Они словно создавали и дополняли друг друга – муж и жена, известный режиссер и актриса с непревзойденным драматическим даром.
Снимать кино он начал не сразу, но к началу своей режиссерской карьеры имел огромный опыт сценариста. Фильмы Федерико Феллини достаточно точно отражают этапы его жизненного пути. “Дорога” и “Амаркорд” – реминисценции детства, проведенного в итальянской провинции. В фильме “Ночи Кабирии” встречаются типажи, изученные им в период проживания в дешевой квартирке близ римского вокзала. “Сладкая жизнь” и “Восемь с половиной” – пик расцвета его творчества и грустные свидетельства того, что лучшие фильмы уже сняты.
Закат маэстро
Богата была фильмография Федерико Феллини, но не он сам. Их нельзя было назвать фешенебельной парой – жили в Риме, а не за городом, лето проводили в Римини, Мазина, в отличие от большинства известных актрис, не имела дорогих драгоценностей. Зато жизнь супругов была насыщена эмоциями, позже появлявшимися в сценариях и на экране.
В 1993 г. Феллини получил “Оскара”, 5-го по счёту, за вклад в искусство кино, а 31 октября того же года умер от инсульта. Верная муза скончалась всего через пять месяцев, пожелав, чтобы ее погребли с фотографией мужа в руках.
Фильмография
Дорога (La Strada, 1954)
Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria, 1957)
Сладкая жизнь (La Dolce Vita, 1959)
Герой мечется от одной женщины к другой, к каждой относясь по-своему, не может определиться, кто он и чего хочет от жизни. Одной из партнерш Мастроянни по фильму стала французская актриса Анук Эме (Anouk Aimée). Глубокий нравственный тупик на фоне вызывающей римской роскоши, изображенной со всем талантом великого фантазера Феллини. “Сладкая жизнь” вызвала негодование Ватикана, церковь особенно возмутило начало (статуя Христа на вертолете) и откровенная сцена стриптиза. За просмотр грозили отлучением от церкви, что послужило отличной бесплатной рекламой. Картина обогатила современный язык словом “папарацци” и устойчивым выражением “сладкая жизнь”. Главная награда фильма – Золотая пальмовая ветвь.
Восемь с половиной (8 1/2, 1963)
Рим Феллини (Fellini Roma, 1972)
Амаркорд (A m’arcòrd, 1973)
“Амаркорд” послужил калькой для многих режиссеров, пожелавших воссоздать “босоногое” детство на большом экране. Критики считали такое подражательство не всегда удачным, ворча, что с легкой руки Феллини у каждого режиссера появился свой “Амаркорд”. Одно из лучших подражаний – картина Тенгиза Абуладзе “Хевсурская баллада”. “Амаркорд” изобилует откровенными сценами подростковой жизни, но советскому режиссеру пришлось обойтись без этого. Как и “Дорога”, картина “Амаркорд” отражает фантазии режиссёра, смешанные с воспоминаниями детских лет.
Казанова (Il Casanova di Federico Fellini, 1976)
Фильм “Казанова Федерико Феллини” был задуман и снят фантазийно, но разочаровал критиков, зрителей, а в особенности – самого режиссера. Он говорил, что Казанова отвратителен, а мемуары его похожи на телефонный справочник.
Репетиция оркестра (Prova d’Orchestra, 1979)
В картине “Репетиция оркестра” Феллини вновь обратился к жанру псевдодокументалистики. Кино в формате интервью, которое журналист берет у каждого из музыкантов оркестра. “Репетиция оркестра” – интересная трактовка иерархии музыкального мира, на вершине находится тот, кто лучше чувствует музыку.
И корабль плывет… (E la Nave Va, 1983)
В фильме “И корабль плывет…” Феллини раскрыл себя в историческом жанре. Корабль в открытом море, его пассажиры – компания, состоящая из богемы и музыкального оркестра. Повод круиза – похороны эксцентричной оперной дивы, завещавшей развеять свой прах над морем. Корабль с богемой, роскошная и безмятежная с виду жизнь и вдруг – весть об убийстве эрцгерцога Фердинанда! Многие критики считают, что фильм “И корабль плывет…” – вольная вариация на тему гибели “Титаника”.
Интересные факты
Книги
Некоторые сценарии, написанные Феллини, стали самостоятельными книгами. Это «Амаркорд», написанный в соавторстве с Тонино Гуэррой (Tonino Guerra), «Репетиция оркестра», «И корабль плывет…», «Белый шейх», «Интервью». Мэтр, в совершенстве владеющий искусством режиссуры, написал книги и об этом: «Делать фильмы», «Феллини о Феллини» (сюда включены интервью разных лет и подробные описания создания нескольких фильмов), «Мой трюк – режиссура». Последняя книга была написана в соавторстве с Шарлоттой Чандлер (Charlotte Chandler), американской журналисткой и кинокритиком, с которой маэстро связывала многолетняя дружба. Автобиография Феллини «Я вспоминаю…» также создана с ее участием.
Через год после смерти Джульетты Мазины вышел скандальный роман «Виды любви» голландской писательницы Розиты Стенбек (Rosita Steenbeek). В нем она описала вымышленную историю любовной связи с Феллини и свою римскую «dolche vita».
Основной идеей книги было то, что Феллини и Мазина не любили друг друга, их союз был всего лишь сделкой двух карьеристов.
О романе забыли вскоре после выпуска, так как свидетели совместной жизни двух кумиров Италии были еще живы. Правдой было одно: голландка имела поверхностное знакомство с четой и даже снялась в эпизоде картины «Джинджер и Фред».
Романтизированная версия истории любви Феллини и Мазины принадлежит перу Николая Надеждина, книга называется «Федерико Феллини: «Моя Джульетта» (2009 г.).
В 2015 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Феллини». Ее автор Бенито Мерлино (Benito Merlino), популярный композитор, сценарист и режиссер короткометражных фильмов, был знаком с Федерико Феллини лично.
Цитаты
Федерико Феллини был искусным мастером слова. Его книги, статьи, сценарии и высказывания отличались чувством стиля и точностью формулировок. Цитаты Феллини – важная часть его творческого наследия. Склонность приукрашивать была следствием развитого ума и богатой творческой фантазии.
Интересны цитаты о цирке – впервые увидев, что это такое, Феллини «почувствовал, что его здесь ждали». Это и был его путь в большое искусство.
Другие цитаты мэтра касаются жизни, человеческих отношений, самопознания и искусства. Феллини, великий фантазер, никогда не лгал самому себе. Поэтому его цитаты – отражение его внутреннего «Я», непрестанных творческих исканий и большого жизненного опыта:
Ничего не понятно, но очень интересно: в чем заключается секрет киноязыка Федерико Феллини?
Оказывается секрета, как такого, и вовсе не было.
Федерико Феллини – это великий итальянский кинорежиссер. Имя Феллини сегодня уже стало символом свободы авторского самовыражения, творческого эксперимента. Его можно назвать реформатором, так как он создал уникальный киноязык, о главных сторонах которого пойдет речь ниже. Фильмы Федерико Феллини признано считать сложными, артхаусными и непонятными обычному обывателю, как раз из-за странного стиля повествования. Иногда они кажутся простыми, иногда метафоричными, а подчас совсем запутанными. Его картины сильно повлияли на будущий кинематограф и творчество многих режиссеров, а также переосмыслили существовавший тогда киноязык. Однако сначала стоит вспомнить, как Феллини пришел в киноиндустрию.
Карьера в кино у Феллини началась достаточно прозаично. В 1939 году он успешно косил от призыва в армию Муссолини, писал скетчи, работал репортером, и как раз в это же время сыну диктатора, руководителю киностудии «Чинечитта», требовался успешный юморист, который косит от армии. Так Федерико начал сочинять гэги к некоторым итальянским комедиям того времени. Гэг ( в дословном переводе ) – засор в клапане, а в профессиональном – экранная шутка или нелепый трюк. Через несколько лет он уже работал ассистентом «отца неореализма» Роберто Росселини.
Творчество режиссера поддается пусть и размытому, но все же разделению на этапы. Так как его путь в кино начинался с соавторства в картинах неореализма, то черты этого стиля прослеживаются в некоторых начальных работах. Например, «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957). Истории о маргиналах, людях, находящихся в бедственном положении, жестокости настоящей жизни и человеческом страдании, частично дополненное невзрачными и серыми декорациями. Режиссер, используя некоторые неореалистические элементы, дополняет их символами и притчевым сюжетом.
В следующем десятилетии, в 1960-е, его киноязык полностью отбрасывает оковы неореализма, становится более новаторским и символичным («8 с половиной», «Сладкая жизнь»). Здесь появляется то, что подразумевают сейчас, когда говорят о кинематографе Феллини: переплетение фантазий и реальности, хаотичность, карнавальность событий. К концу десятилетия стиль преобразовывается: становится еще более гротескным, абсурдным и сюрреалистичным. В 80-е Феллини приходит к самопародиям, еще более ироничному повествованию. В это время его, словно ничего не сдерживает в творческом смысле. Именно в это время появляются более абсурдные эксперименты, идет отрицание и переосмысление собственных эстетических принципов. Фильмы уже не были реформаторскими в плане киноязыка, они были в большинстве своем хорошие, некоторые не всегда удавались, их называли «неудачами гения».
Считается, что киноязык Феллини окутан ореолом тайны и познать его может только просвещенный синефил. Однако, если рассмотреть предмет более внимательнее, то все становится на свои места. Так, стоит отметить многожанровость фильмов Феллини. Я бы сказал, даже безжанровость. Некоторые называют его картины комедиями, но это сильно упрощенный взгляд на вещи. Конечно, ни одно произведение Феллини не обошлось без гэгов ( он все-таки начинал с них ), но, что более важно, в каждом фильме присутствует образ клоуна. В этом проявляется любовь Федерико к цирку. В детстве он сбегал из дома, чтобы присоединится к цирковой труппе.
«Съемочная площадка всегда была для него огромной ареной, и этот образ Федерико не раз вставлял в свои фильмы — взять хотя бы «8½», где Гвидо дрессирует своих женщин хлыстом».
Режиссер был перфекционистом и лично следил за всеми стадиями кинопроизводства: от макияжа, кастинга и декораций до самых мельчайших деталей и точностей.
Заметим, не только образы клоунов и цирка были повторяющимися в произведениях мастера. Через все творчество проходит еще один интересный образ – Сарагина, крупная женщина с пышными формами как образ эротической притягательности, так и материнской любви. Феллини постоянно приглашал непрофессионалов для исполнения ролей. Он не хотел заставлять актера входить в роль, а, наоборот, с помощью долгих проб и кастингов искал иррациональные типажи, чтобы, в итоге, персонаж стал актером. Так, на съемки в «Сатириконе» режиссер пригласил работников провинциальной скотобойни, где, как он предполагал, находились истинные потомки тех древних римлян.
Феллини размыл границу между показанной реальностью и фантазиями. Повествование спокойно перетекало из одного состояния в другое, не следуя структуре, хаотично. Так, «8 с половиной» построен на фантазиях главного героя, в «Амаркорде» (1974) детские воспоминания переплетаются между собой и подаются зрителю под призмой жизненного опыта 50-летнего мужчины.
В фильмах маэстро все было непредсказуемо, что и отличало его от других. Например, сценарий фильма «Сладкая жизнь» (1960) существовал только в голове режиссера. Когда Марчелло Мастроянни попросил прочитать его, то Феллини выдал кипу чистейших белых бумаг А4, где только на первой странице была нарисована карикатура о мужчине в лодке, вокруг которого кружили сирены, возбуждавшие его.
«Когда я с моими помощниками попытался создать историю, которая обобщала бы и показывала противоречия, неуверенность, абсурдность, неестественность определенного образа жизни, то стал повторять себе: нет, не надо заботиться о создании повествования, этот фильм не должен представлять собой сюжетную историю. Поступим лучше так: сложим вместе весь собранный материал, поговорим откровенно, поделимся мыслями. Положим все наши заметки, все документы на стол в самом хаотическом виде. Потому что если мы хотим сделать фильм, который должен явиться свидетельством хаоса переживаемой ныне эпохи, то и форма его должна быть, возможно, более хаотичной»
«Сладкая жизнь» хоть и получила Золотую пальмовую ветвь, отнюдь не была обласкана критиками. Они обвинили картину в упадничестве и разврате. Однако в ней все еще был хороший киноязык. Например, рассмотрим начальную сцену с парящим Иисусом над древним Римом. К сожалению, это не второе пришествие, а всего лишь перевозка статуи на вертолете. Пассажиров и девушек на пляже Христос не интересует вообще. Это, по сути, метафора всего фильма и его главная идея.
Феллини нарушал основные законы драматургии. В фильмах нет четко установленной завязки, истории. В основном, все действие происходит нелинейно, персонажи будто бы существуют бесцельно, по сути, они живут внутри картины. В основе сюжета у него не история, а совокупность состояний героя, которые раскрываются через яркие и причудливые фрагменты. Часто сценарий был наброском, а в случае со «Сладкой жизнью» вообще представлял собой лишь набор мыслей, которые воплощались на площадке при помощи импровизации.
В кинематографе после Феллини легко найти его последователей. Например, в современном кинематографе можно выделить киноязык Вуди Аллена с его непрекращающимся течением жизни и времени в фильме многое берет от стиля повествования Феллини. Так, в «Дождливом дне в Нью-Йорке» подобно «Амаркорду» период молодости героя подается под призмой рефлексии уже зрелого человека-рассказчика. Или же Паоло Соррентино, у которого история – это в большинстве своем череда эмоциональных состояний и психологический карнавал, как, например, в сериале «Молодой Папа».
Федерико Феллини не любил, когда критики спрашивали его о том, что он хотел сказать, в чем смысл той или иной сцены, какая концепция. Наверное, он бы с легкостью, как и Гвидо в фантазиях в «81/2», расправлялся бы с критиками, отправив каждого из них на висельницу. Картины маэстро имели большое влияние на кинематограф. По сути, он переформатировал киноязык, отголоски которого мы видим в современных фильмах до сих пор. Дело в том, что нет никакой тайны или недосказанности. Это лишь фильмы о людях, кружащихся в хороводе, о жизни, которая так непредсказуема. И картины, великие, как и сам маэстро мирового кинематографа.
Чем так хорош Федерико Феллини и почему его считают гением итальянского кино
Автор фото, Getty Images
В конце концов, видение мира, свойственное маэстро, было настолько уникальным и гипнотизирующим, что породило для этого карнавального стиля в кинематографе специальное обозначение ( Felliniesque, феллиниевский).
Мартин Скорсезе недавно признался, что пересматривает феллиниевский шедевр «8 ½» каждый год.
Многие кинематографисты говорят, что трудно сделать что-то лучшее, чем этот фильм.
Что же до нас, простых смертных, тех, кто платит за то, чтобы сесть в темном зале кинотеатра и уставиться на экран в надежде испытать на себе чары искусства, не будет преувеличением сказать: Феллини предложил нам абсолютно новый способ смотреть кино.
Он создал собственный стиль кинематографа, который странным, волшебным, загадочным образом ощущается как универсальный для людей всей планеты, делая мир вокруг нас меньше, уютнее и душевнее.
Автор фото, Hulton Archive/Getty Images
Шедевр Феллини «8 ½» Мартин Скорсезе считает мерилом для себя
И все-таки (всегда есть это «и все-таки», правда?) мне не доставляет никакой радости сообщить, что сообщество кинокритиков всегда состояло в более сложных отношениях с Феллини.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Кейл была далеко не первым (и не последним) известным критиком, отвергающим фильмы Феллини, как пустые сосуды, чей утонченный символизм и гротескный сюрреализм намекают на глубину, которой там нет.
В своей антологии 2008 года «А вы видели. » Дэвид Томсон пишет: «Нет, «8 ½» не мог бы и не должен длиться бесконечно, просто от него именно такое ощущение».
По поводу «Сладкой жизни» (1960 г.) он хмыкает: «Ничего не происходит, за исключением никчемных эпизодов в декорациях, с эпическими претензиями на символизм и метафорами с влажными глазами».
Феллини Федерико
Феллини Федерико
Федерико Феллини | |
Federico Fellini | |
Дата рождения: |
---|