Что обозначает прилагательное в русском языке 3 класс
Разряды имен прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение разряда прилагательного
В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.
Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.
Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.
В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.
Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.
Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.
Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».
Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.
Разряды | Признаки | Примеры |
Притяжательные | Указывают на принадлежность некому человеку или животному. | Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий. |
Относительные | Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д. Образованы от существительных, глаголов и наречий. | Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер). |
Качественные | Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. | Краткий, легкий, высокий. |
Имеют степени сравнения. | Кратчайший, легчайший, высочайший. | |
Образуют краткую форму. | Краток, легок, высок. | |
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. | Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий. |
Качественные прилагательные
Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:
У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:
Для усиления эффекта также используется повторение:
Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.
Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:
Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:
Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.
Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.
Относительные прилагательные
Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:
В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).
Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.
Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.
Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:
Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.
Притяжательные прилагательные
Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.
Вопросы | Примеры |
Чей? | Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник. |
Чья? | Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет. |
Чье? | Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло. |
Чьи? | Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы. |
Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.
У этого разряда есть свои особенности правописания:
Как определить разряд прилагательного?
Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:
Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.
Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.
Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.
Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:
На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.
У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:
Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:
От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:
Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).
О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.
Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.
В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.
Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:
В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.
Разработка урока по русскому языку 3 класс на тему: » Имя прилагательное».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Краткосрочный план урока по русскому языку № 3-3-21
Школа: НУ « Школа «Престиж»
Дата : «14» февраля 2019 г.
ФИО учителя: Гейн Яна Владимировна
Имя прилагательное как часть речи. Роль в предложении. Разнообразие лексических значений имён прилагательных
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.1 Понимание содержания информации/ сообщения
2.4 Определение типов и стилей текстов
3.8 Соблюдение грамматических норм
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Вспомнить о вопросах имен прилагательных, о роли в предложении.
Узнать о разнообразии лексических значений имен прилагательных.
Большинство учащихся смогут:
Выделять в тексте имена прилагательные.
Выписывать прилагательные вместе с существительным, к которому оно относится.
Составить цепочки – словосочетания.
Обозначать окончания у имен прилагательных.
Рассказать по схеме о прилагательных и подбирать свои примеры.
Рассказать после прочтения текста о выдающемся человеке.
Определить тип текста.
Ставить вопросы к именам прилагательным.
Определять роль имен прилагательных в предложении.
Некоторые учащиеся смогут:
Основные термины и словосочетания:
Выдающиеся личности, Родина, героизм, подвиг
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Как проявляется любовь к Родине?
Каких выдающихся людей ты знаешь?
Что обозначает имя прилагательное?
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
— Литература * самопознание * познание мира
На данном уроке учащиеся используют ИКТ
Материал 2 класса. 3 класса 1-2 четверти. Главные и второстепенные члены предложения. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Имена собственные и нарицательные. Род и число имён существительных. Склонение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных по падежам во множественном числе.
Запланированная деятельность на уроке
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте.
Пусть этот урок несет нам радость общения и знания.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Посмотрите на доску. Отгадайте шифрограмму.
— Кто такой Абылай? (Хан, воин, батыр).
* Жизнь и деяния Абылай хана, одного из величайших казахских ханов, были примером служения своему народу, своей Родине. Рано осиротевший, он из простого пастуха стал храбрым бойцом, талантливым военачальником и мудрым правителем, проводившим безупречную политику в отношении могучих соседей – Джунгарии, Китая и Российской империи. Даже попав в плен, Абылай хан сумел завоевать уважение и дружбу своих врагов, признавших его бесстрашие, благородство и острый ум.
— Как записывается слово Абылай? Почему? Что вы можете ещё рассказать об этом слове? Морфология.
— Какой был Абылай? Как его характеризовали?
(Сильный, храбрый, смелый.)
— Какая часть речи помогла нам охарактеризовать нашего героя? (Правильно, имя прилагательное)
— Тема урока «Имя прилагательное».
— Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени прилагательном, пополним практический опыт в употреблении прилагательных в речи. Будем определять роль имен прилагательных в предложении; узнавать о разнообразии лексических значений имен прилагательных. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?
— Что оно обозначает?
— На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется имя прилагательное?
— С какой частью речи употребляется?
— А какая карточка в словарных словах соответствует жизненному укладу нашего героя? (Карточка 1) Почему?
Записываем у доски по цепочке.
Байтерек, батыр, народ, столица, великий, граждане, Казахстан, Астана, Алматы.
— Почему пишем с большой буквы Алматы, Астана, Казахстан, Байтерек?
— Какое слово отличатся? Почему?
— К кому можно отнести слово великий? (Великий Абылай хан) Почему?
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 10 марта 2021 г.
Сообщение на тему «Что я знаю об имени прилагательном» для 3 класса
Использован учебник «Русский язык. 3 класс, 2 часть», Канакина, Горецкий. Раздел проверь себя. Задание 1, страница 89.
1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?
План сообщения на тему «Что я знаю об имени прилагательном» для 3 класса
Сообщение на тему «Что я знаю об имени прилагательном» для 3 класса
Имя прилагательное является частью речи, которая обозначает признак предмета.
Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой?, Какая?, Какое?, Какие?
Есть прилагательные простые: яркий, светлый, голубой. А есть сложные. Сложные прилагательные, обозначающие цвета пишутся через дефис: Ярко-красный.
Прилагательные изменяются по родам. Они могут быть мужского, женского и среднего рода. Причем прилагательное всегда стоит в том же роду, что и существительное с ним связанное: Красный цвет, Голубое блюдце, Яркая звезда.
Начальной формой прилагательного считается форма именительного падежа мужского рода и единственного числа.
Прилагательные изменяются по числам, причем они всегда стоят в том же числе, что и существительное с ними связанное. Яркая звезда, но яркие звёзды.
Во множественном числе прилагательные отвечают на вопрос Какие?
Прилагательные изменяются по падежам, причем всегда стоят в том же падеже, что и связанное с ними существительное. При этом прилагательные в разных падежах часто имеют одинаковые окончания.
Поэтому правильно определить падеж прилагательного можно, узнав падеж связанного существительного.
Яркая звезда зажглась в тёмном небе.
Зажглась что? Звезда. Именительный падеж.
В небе каком? В тёмном. Средний род, единственное число.
Зажглась в чём? В небе. Предложный падеж.
Урок по теме: «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по теме: «Значение и употребление имен прилагательных в речи»
Цель: знакомство с ролью имен прилагательных в речи.
· учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные
· составлять словосочетания с именами прилагательными
· повторить знания учащихся об имени прилагательном.
· обосновывать правильность выполнения задания
· проявлять интерес к русскому
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
перерабатывать и обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы;
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
I .Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.
Я желаю себе успеха,
Я желаю себе добра,
Я хочу, чтоб моя учеба
Была успешной всегда.
II . Самоопределение к деятельности
— Открываем тетради, запишем сегодняшнее число.
— Спинки ровные, ножки дорожкой.
— На доске записаны слова. Прочитайте их.
Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,
Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.
— Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.
-Как вы объединили слова?
-Докажите свое мнение.
Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные.
Я-часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет-
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить.
— Кто из вас догадался, что будем изучать на уроке? (Имя прилагательное)
— Назовем тему урока.
На какие вопросы мы ответим на уроке.
1.Что такое имя прилагательное.
2.Зачем нужна данная часть речи.
3. Где используются имена прилагательные.
4.Какова роль имён прилагательных в тексте.
III . Работа по теме урока
1.- У вас на парте лежат карточки.
Я предлагаю поработать в паре, вспомнив, всю известную информацию, и которую уже узнали, об имени прилагательном. Вы должны выбрать верное утверждение.
— Начинаем работать, по-моему, сигналу.
1. Имя прилагательное – это
в) член предложения
б) действие предмета
в) признак предмета
3.Имена прилагательные отвечают на вопросы
б) какой? какая? какое?
в) что делает? что делают?
4 С какой частью речи связано имя прилагательное?
в) с именем существительным
Дайте определение имени прилагательного.
2. Установление связи прилагательного с существительным.
— Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).
— Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
— А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.
— Составьте словосочетания из данных слов.
(поздняя осень, зелёный лист, густой лес)
— Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.
(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)
— Что мы хотели показать? (имя прилагательное связано с именем существительным)
3.Имена прилагательные обозначают разные признаки предметов, характеризуя их: ЗАПАХ, ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМУ, РАЗМЕР И ДРУГИЕ.
( К каждому существительному подобрать по 2 прилагательных Записать полученные словосочетания)
— Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета.
4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.
-Перед вами текст. Прочитайте его про себя, потом вслух.
-Ваша задача подставить слова для справок.
Наступает весна. Возвращаются к нам птицы. Прилетят, запоют песни. Прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это вестники весны. Надо починить для них скворечники, устроить на берёзах, на домах.
Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат насекомых и сохранят сады и поля.
Слова для справок: перелётные, долгожданная, весёлые, пернатые, новые, старые, вредных, зелёные.
-Ребята, какой текст понравился больше?
-К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?
-Сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи.
Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления.
— Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.
Игра называется «Отгадай предмет»
— Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.
Составить из слов предложение. Разобрать по членам предложения.
.светит, над, яркое, полями, солнце
— Какой частью речи является прилагательное?
—Чтение правила с.53
-Что обозначают имена прилагательные?
— На какие вопросы отвечают?
-Каким членом предложения является прилагательное?
2.Работа по учебнику
— Прочитайте загадку. О ком идёд речь?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
-Молодцы.Оказывается в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления.
V .Подведение итогов урока
— Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
— Смогли ли мы ее достичь?
— Что такое имена прилагательные?
— Для чего нужны имена прилагательные?
— А сейчас будем выполнять интересный тест.
— Я вам читать вопросы, а вы должны выбрать правильный вариант ответа смотря на слайд.
— Ответы записываем в строчку, без запятых.
1. Имя прилагательное это-
б) часть слова, х) часть речи, в) часть света
2. На какие вопросы отвечает?
а) кто? что? б) что делать? что сделать о) какой? какая? какое?
р) признак предмета у) предмет в) действие предмета
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
о) существительное б) глагол а) прилагательное
5. Найдите имя прилагательное
к) боль ш) больной м) болеть
6. Какую роль играют в нашей речи?
а) можно обойтись без прилагательных
о) украшают нашу речь, делает её выразительней, точной
ц) чтобы в речи использовать больше слов
— Молодцы, работали сегодня хорошо.
-Встаньте – если всё поняли.
-Поднимите одну руку – если поняли частично.
-Поднимите две руки – если ничего не поняли.
VII . Домашнее задание. Учебник с.54 упр.485
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Автор: Никитина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» Аннотация к уроку в 3 классе Урок разработан в соответствии с содержанием рабочей программы по предмету «Русский язык», разработанной на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования для детей c ограниченными возможностями здоровья, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида и авторской программы Т.Г.Рамзаевой«Русский язык»(УМК «Школа России). В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, направленный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности. Исходя из этого, выбирались и методы работы: метод стимулирования интереса, элементы творческой работы. Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.