Что обозначает синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
— Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
— Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.
В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).
Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).
Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.
Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.
Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).
Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:
1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.
Синтаксис и пунктуация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные понятия синтаксиса
Синтаксис – это составная часть грамматики (одного из разделов языкознания), предметом изучения которой выступают синтаксические единицы.
Синтаксис служит для отображения порядка соединения морфологических единиц (слов) в синтаксические. Таким образом, синтаксис представляет собой следующий после морфологии уровень языковой системы. Синтаксис и морфология вместе образуют более крупный сегмент системы языка – грамматику.
К синтаксическим единицам причисляют:
В словосочетании слова объединены на основе подчинительной связи. То есть одно слово находится в зависимости от другого (главного). От формы этой зависимости выделяют такие типы связей, как согласование, управление, примыкание.
При согласовании зависимое слово приобретает грамматические значения главного слова (которое всегда является существительным), то есть оно полностью согласуется по падежу, роду и числу (например, «новая книга», «у тех же людей» и др.).
Управление подразумевает употребление зависимого слова в косвенном падеже (например, «слушать ушами», «любовь к Родине» и др.).
Примыканием называют зависимость слова, которая выражается не морфологическими изменениями или специальным применением служебных слов, а интонацией, порядком слов и их лексическими значениями (например, «смирно сидеть», «сильно болит» и др.).
Основной упор делается на изучении предложения как основной синтаксической единицы.
Если подвергнуть синтаксическому анализу предложение, то оно будет поделено на грамматически значимые части – члены предложения. Выделяют главные (подлежащие, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.
Готовые работы на аналогичную тему
Подлежащие обозначает предмет, действие которого называется сказуемым. Объект этого действия выражается дополнением, а его признак (или признак другого признака) – обстоятельством. А определение обозначает признак предмета.
Подлежащие и сказуемое, которые соединены предикативной связью, образуют грамматическую основу. В зависимости от числа этих основ выделяют простые (одна основа) и сложные (две основы и более) предложения.
Сложные предложения, в свою очередь, подразделяются на сложносочиненные (где грамматические основы равноправны) и сложноподчиненные (где одна грамматическая основа подчиняется другой и зависит от нее) предложения.
Текст обладает признаками, которые позволяют его выделить как отдельное языковое явление. Таковыми являются:
В зависимости от цели, преследуемой текстом, выделяют такие его типы, как повествование (последовательный пересказ произошедших событий), описание (подробная характеристика предметов и явлений окружающей действительности), рассуждение (логически последовательное изложение авторских мыслей).
Характеристика пунктуации
Пунктуация – это раздел грамматики, который изучает систему знаков препинания и вырабатывает правила их применения в письменной речи.
Этот термин произошел от латинского слова «punctum», который переводится на русский язык как точка.
Знаки препинания представляют собой элементы письменности, которые выполняют функции по:
Основными знаками препинания являются:
Знаки препинания не являются частями речи.
Знаки препинания могут быть как одиночными, так и парными.
Особыми знаками препинания, которые не выражаются какими-либо символами, являются красная строка, которая отображает в тексте новый абзац, начинающийся с новой строки с отступом, и пробел, который отделяет слова друг от друга и выражается пропуском между букв.
Система пунктуации может быть организована на трех принципах.
Интонационный принцип пунктуации предполагает, что знаки препинания указывают на изменение интонации (повышение или понижение голоса, пауза, перечисление и т.п.).
Синтаксический принцип пунктуации обуславливает выполнение знаками препинаний первоочередной функции по выделению синтаксического строя речи (выделение предложений, грамматических слов и др.).
Логический принцип пунктуации способствует пониманию читателем текста через его смысловое деление на части.
Синтаксис. Пунктуация
Урок 1. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Синтаксис. Пунктуация»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Зачем нам синтаксис?
· Для чего нам пунктуация?
· И чем синтаксис отличается от пунктуации?
Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом.
Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!
Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.
Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?
Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.
Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?
Синтаксис очень важен и совершенно необходим.
Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.
В синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.
У нас получились словосочетания!
Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.
Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.
Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.
И никто бы друг друга не понимал.
Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Кстати, слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок, построение».
Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация.
Выясним, что она изучает.
Пунктуация действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит: составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки препинания, расставь знаки препинания!»
«Вот ведь приставучая, − думает Синтаксис. – Надо, наверное, текст составить!» А Пунктуация не отстаёт: «Не забудь знаки препинания, знаки препинания не забудь…»
И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?
Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» − точка.
И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.
Вот, например, две фразы.
Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?
И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.
Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.
Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!
Вася дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.
А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.
Что нам требуется запомнить?
Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.
Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.
Синтаксис и пунктуация. История русской пунктуации
Урок 1. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Синтаксис и пунктуация. История русской пунктуации»
· Поговорим о связи синтаксиса и пунктуации
· Коснёмся истории русской пунктуации
· Узнаем, какие учёные внесли вклад в становление русской пунктуации
Как мы уже знаем, есть разные уровни функционирования языка. Например, фонетический, морфемный, лексический… И на каждом уровне действуют свои единицы языка. На фонетическом уровне это звук, на морфемном – морфема, а на лексическом – слово. Получается, что единицы на каждом уровне становятся все крупнее…
Но тогда есть какая-то единица языка, которая состоит из нескольких слов? Слово плюс слово – получается сочетание слов. То есть, словосочетание.
А если добавить к сочетанию слов ещё и интонацию – получится уже предложение.
Ну, а если мы несколько предложений объединим одной общей темой − у нас получится текст!
И все это – предметы изучения синтаксиса.
То есть, мы можем сказать, что синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.
Синтаксис вместе с морфологией входит в раздел грамматики.
Именно синтаксис показывает, как функционируют слова в нашей речи.
Так зачем же нам изучать синтаксис?
Неужели чтобы мы могли найти в предложении сказуемое с закрытыми глазами? Или чтобы окружающие просто считали нас интеллектуалом?
Но ведь нам пригодится в жизни умение создавать прекрасные стройные тексты? Или правильно расставлять знаки препинания? Это вполне может принести нам успех! И именно для этого нужен синтаксис.
Ведь без хорошего знания теории практика невозможна. Выстраивать речь, ничего не зная о синтаксисе – все равно что пытаться рулить автомобилем, ничего не зная о его характеристиках. Это может привести к роковым ошибкам!
Итак, знание синтаксиса позволяет грамотно выстроить речь. Но кроме того, синтаксис тесно связан с пунктуацией – именно как теория и практика.
А пунктуация – это именно тот раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте. Благодаря пунктуации мы правильно оформляем свою речь.
Пунктуация имеет дело с такими знаками препинания, как запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, скобки – все эти знаки ставятся внутри предложения. А такие знаки препинания, как точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставятся в конце предложений.
Но как же правильно расставить все эти знаки? Существует немало правил, которые упорядочивают русскую пунктуацию.
Но всегда ли было так?
Заглянем в историю русской пунктуации.
Эта история довольно коротка, ведь в древних рукописях вовсе не было знаков препинания.
Перед нами страницы Лаврентьевской летописи четырнадцатого века. Никаких намёков на запятую, тире, точку и так далее здесь попросту нет.
Более того! До конца пятнадцатого века слова писались ещё и без пробелов. То есть, текст с учётом современного алфавита был бы примерно таким.
Здесь можно прочитать, что речь идёт о князе Семёне Суздальском и об осаде Нижнего Новгорода, о татарах и об осаде города. Правда, читать это самую малость неудобно.
Но иногда в рукописях все же появлялись пробелы, точки, волнистые линии и прочие знаки. Однако они могли просто обозначать, что писарь решил сделать перерыв. Или что он захотел подчеркнуть какие-то смысловые отрезки текста.
Однако постепенно у людей появилось осознание того, что нужно как-то обозначать паузы в речи. А значит, нужны знаки препинания.
Примерно в пятнадцатом веке в рукописях появились точки и запятые – именно те знаки, которые обозначают паузы.
Была и точка с запятой. Но выполняла она несколько функций. Она служила и вместо запятой, и вместо двоеточия, и вместо вопросительного знака. Что было, конечно, не особенно удобно.
С появлением книгопечатания пунктуация, конечно, стала развиваться гораздо быстрее. Уже в шестнадцатом веке появились другие знаки препинания: вопросительный знак, скобки и так далее.
А в восемнадцатом веке Ломоносов в своей «Российской грамматике» писал вот что:
«Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками.
Строчные – запятая, точка, две точки, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак, вместительный.
Надстрочных знаков два: черта для показания разной силы на подобных речениях: пото́м и по́том; скобка над и кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)…
Если мы посмотрим на это высказывание, то обнаружим, что система знаков препинания не очень похожа на нашу. Где упоминания о тире, кавычках, скобках, многоточии? Ломоносов не говорит о них. Хотя эти знаки к тому времени уже вошли в обиход.
Вглядимся пристальнее. Что такое удивительный знак, единительный, вместительный?
Дело в том, что многие знаки препинания назывались иначе.
Точка в разные времена называлась подстолием и полуточием. Тире – молчанкой, потому что обозначает паузу. Дефис назывался единитным или единительным знаком, потому что он объединяет слова.
Вместным или вместительным знаком назывались скобки – ведь в них вмещается текст.
А восклицательный знак назывался удивительным.
Потому что очень часто обозначает удивление в том числе.
То есть, Ломоносов упоминает восклицательный знак, дефис и скобки.
Но это сами знаки. А вот что с правилами их расстановки? Формироваться эти правила начали ещё в шестнадцатом-семнадцатом веках. Свой вклад в пунктуацию тех времён внесли такие просветители, как Максим Грек или Мелетий Смотрицкий – он тоже описывал знаки препинания в своей грамматике.
Но основная часть правил пунктуации оформилась в восемнадцатом веке. Систематизацию этих правил начал как раз Михаил Ломоносов, а продолжили его ученики.
Окончательно сформировалась русская пунктуация в девятнадцатом веке. Очень большое влияние на неё оказал известный филолог Яков Грот со своей грамматикой.
В целом, сейчас наша система пунктуации очень похожа на те, которые есть в других языках. Несмотря на то, что языки у разных народов непохожи, знаки препинания и их функции очень часто оказываются схожими между собой.
Однако бывают и необычные знаки препинания.
Так, в испанском языке вопросительная и восклицательная интонация подчёркивается ещё и в начале предложения. Только там ставится перевёрнутый вопросительный или восклицательный знак.
А это пример из греческого языка. Думаете, это начало предложения? Нет, это законченное вопросительное предложение. Просто в греческом языке точка с запятой используется вместо вопросительного знака.
А вместо точки с запятой используется вот такая точка вверху строки.
В хинди в конце предложения вместо обычной точки ставится вертикальная черта. Своеобразная точка есть и в китайском языке: она напоминает маленький кружок.
Китайский язык вообще богат интересными знаками препинания. Многоточие в нем включает и правда много точек: шесть. Есть так называемая каплевидная запятая, которая разделяет однородные члены. Есть необычные виды скобок.
А есть и срединная точка, которой могут разделять имя и фамилию иностранца.
И теперь мы знаем о синтаксисе и пунктуации достаточно, чтобы поговорить о них более детально.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации русского языка
Синтаксис — от греч. syntaxis — составление — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Слово — основная единица языка, служащая для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений.
В речи слова соединяются в словосочетания и предложения. В синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения.
В синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.
Текст и предложение — коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями и чувствами.
Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
Текст как единица синтаксиса
Текст — (от лат. textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.
Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.
Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его тексте (часто тема отражается в заглавии).
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.
Спортивный клуб «Геркулес» открывает новый тренажёрный зал! Вы никогда не занимались спортом? У вас нет возможности ежедневно тратить время на упорные тренировки? Мы предлагаем вам обрести спортивную фигуру, хорошее настроение и уверенность в себе всего за несколько занятий под руководством опытного специалиста. Вы сомневаетесь? Вас долго убеждали в том, что это невозможно? Наш клуб использует принципы подготовки и тренажёры, разработанные в «Центре космических исследований». Вы ещё сомневаетесь? Вы считаете, что это доступно только избранным? Приходите! И вы убедитесь, что есть достойная замена ежедневным напряжённым тренировкам, доступная каждому, кто хочет изменить свою жизнь».
Основная мысль текста: посещение тренажёрного зала — путь к новой жизни.
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление, словарная статья).
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Типы речи
По размеру, тематике и строению тексты бывают разными.
Одни тексты содержат описание, другие — повествование, третьи — рассуждение. Описание, повествование и рассуждение могут объединяться и в одном тексте.
Цель текста-описания — указать признаки изображаемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Каков предмет описания?», «Как он выглядит?», «Какие признаки для него характерны?» и т. д.
«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».
«Кладовая солнца» М. М. Пришвин
Цель текста-повествования — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Какова последовательность действий (событий)?», «Что происходило сначала и что происходило потом?»
«Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки»… (по А. Толстому).
Цель текста-рассуждения — обосновать тезис (выдвигаемое положение), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Почему?», «В чём причина данного явления?», «Что из этого следует?», «Каковы последствия данного явления?», «Что оно значит?» Рассуждение обычно состоит из двух основных частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. В другой части приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
«Большинство учёных, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение — опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить — здоровью вредить».
Стили речи
Стиль — это система языковых средств, а также разновидность литературного языка, которая используется в определённой сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
Книжные стили
Научный стиль
Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Для научной речи характерно употребление специальных терминов, нейтральная лексика, прямой порядок слов. Редко используются эмоциональные предложения.
Жанры: доклад, лекция, научная статья, рецензия и др.
Официально-деловой стиль
Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Для делового стиля характерны сжатость изложения, точность, использование специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствует эмоциональная лексика.
Жанры: докладная записка, заявление, протокол, анкета и т. д.
Публицистический стиль
Основная задача текстов публицистического стиля — сообщать новости, рассказывать об интересных людях и событиях, воздействовать на читателя (слушателя). Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но и отношение автора к описываемому. В публицистическом стиле, как и в научном, важно соблюдать логичность изложения и оперирование точными фактами. Может использоваться и эмоционально окрашенная лексика, риторические вопросы и восклицания.
Жанры: заметка в газету, интервью, репортаж и др.
Художественный стиль
Цель текстов художественного стиля — возбудить у читателя воображение, чувства с помощью словесных образов. Широко используются художественные языковые средства: метафоры, сравнения, эпитеты и др.
Жанры: рассказ, повесть, сказка, стихотворение.
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля — общаться в непринуждённой обстановке. Для этого стиля характерны разговорная и эмоционально окрашенная лексика, неполные предложения, фразеологизмы. Жанры: личное письмо, беседа, открытка, спор и др.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline: