Что обозначает старик годовик
Что обозначает старик годовик
Новинки
Популярное
Предлагаем отвлечься на несколько минут от повседневных забот и немного поиграть с ребенком. Прочитайте ему произведение Старик-годовик и предложите ответить на вопросы, да не простые, а каверзные. Здесь понадобится не столько логика, сколько богатое воображение, ведь все в коротком тексте пронизано причудливыми метафорами и олицетворениями. Даже сам старик-годовик в сказке-загадке Даля — не простой дедушка, как может показаться вначале, и вовсе не человек. Ну-ка, ребята, кто уже догадался, о ком речь? Вспоминайте все книжки, которые прочитали, и постарайтесь найти решение головоломки!
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая — со своим особым именем. Махнул первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
«Кто такой Старик-годовик?»
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»
Мы с ребятами в детском саду получили письмо от Старика-годовика. Он сообщил, что приедет к нам на Новогодний праздник. И мы немного растерялись… Старик-годовик – это кто? Может гриб такой?
Я решил узнать, кто же такой Старик-годовик. Мои друзья поддержали меня, и мы вместе со всей группой стали проводить исследование.
Участники нашего исследования: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Объект исследования: Старик-годовик.
Предмет исследования: информация о Старике-годовике.
Цель: узнать кто такой Старик-годовик.
Задачи:
Гипотеза: Старик-годовик – это Волшебный старик.
Методы исследования: Сбор информации, ч тение художественной литературы, т ворческая деятельность.
Работа над проектом осуществляется:
Продукт проектной деятельности:
Новую информацию можно узнавать разными способами: спросить у родителей, воспитателей; смотреть познавательные телепередачи; искать ответы на вопрос в интернете; читать книги, ходить в библиотеку; размышлять, думать, делать собственные выводы и умозаключения.
Старик-годовик – это Старик-Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очерёдностью. Он мудрый, добрый, важный, серьёзный, а иногда весёлый. У него много забот и он всё успевает.
Проект «Кто такой Старик-годовик?»
Автор: Полстяной Даниил, 5 лет, воспитанник логопедической группы МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог Ростовской области. Руководитель: Зиздо Наталия Васильевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог Ростовской области. Педагогический стаж 18 лет.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Старик-годовик
Судя по тому, что В.И. Даль про старика-годовика сказку-загадку написал, детскому народу девятнадцатого века эта сказка была хорошо знакома. А В.И. Далю по его загадке сдавали экзамен на знание календаря. Теперь эта поэтичная, красивая обучающая сказка, кажется, забылась. Посмеем, перескажем.
В давние предавние, стародавние времена, когда не было еще ни Гриши, ни Антоши, ни папы ни мамы, ни дедушек, ни бабушек, жил-был Старик-годовик.
Выходил тот Старик-годовик на холм-пригорочек и вот себе руками машет, да не просто машет, а еще и птиц летучих пускает. А каждая птица свое имя-прозвание имеет.
Махнул Старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Встали реки, покрылись льдом озера, пруды, лужи. Озябли зверюшки, нахохлились на ветках воробушки, и вот ножками перебирают, ведь деревья с веточками тоже замерзли и стали холодные. А называются эти первые три птички Декабрь, Январь и Февраль, а все вместе Зима.
Вышел Старик-годовик на холм-пригорочек, взмахнул руками в четвертый раз и полетели еще три птицы.
Подул холодный ветер, посыпался мелкий частый дождь, залегли туманы. Пришло время детишкам в садики и школы идти. Конечно, не все так плохо. Когда народ в поте лица потрудится, закончит заготовки на зиму, Старик-годовик иногда возвращает людям летние радости, и называют это бабьим летом. Зовут птичек …Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, правильно! А все вместе Осень.
А птички-то у Старика-годовика не простые, а волшебные. У каждой птички по четыре крыла, точно как у стрекозок, а в каждом крыле по семь перьев и у каждого перышка свое название: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье, а все перышки вместе это Неделя. А четыре крыла зачем? А то Месяц из Недель (дроби мы ещё не проходили).
Мало что меняется в течение времени, только давным-давно в плуги и бороны лошадей запрягали, а теперь трактора да комбайны, да и детишки колоски давно не собирают. Мужиков же теперь мужчинами зовут, а баб женщинами кличут.
Что обозначает старик годовик
Благодаря Владимиру Далю сохранилось много произведений русского фольклора. Книга «Старик-годовик» предназначена для самых маленьких читателей, с которыми читают вслух сказки и песенки, разучивают пословицы и скороговорки, разгадывают загадки. На обложке книги изображен старик в длинной, тяжелой, с богатыми узорами шубе. И он такой огромный, что могучие вековые дубы едва дотягиваются вершинами до его коленей. Однако старик совсем не страшный – он прячет улыбку в седой бороде. Так и хочется раскрыть эту книгу и погрузиться в чтение.
В заглавной сказке читатель узнает о том, как старик-годовик из широких рукавов своей шубы выпускает диковинных разноцветных птиц. Взмахнул рукавом в первый раз – полетели первые три птицы с синими перьями, и сразу стало ветрено и морозно. Взмахнул во второй раз – поднялась в небо тройка нежно-розовых птиц, и на проталинах появились первые цветы. Взмахнул в третий раз – взвились в вышину три птицы в желтом оперении, и стало жарко и знойно. Взмахнул в четвертый раз – полетела тройка лиловых птиц, повеяло дождями и туманами.
А дальше читатель должен сам разгадать смысл сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?» И оказывается, что за этими необыкновенно поэтическими образами птиц, выпускаемых стариком-годовиком, скрывается целостная картина мира, когда все вокруг воспринималось как живое, родственное, соразмерное человеку и время текло неспешно, по кругу, в извечном порядке.
Обычно фольклорные произведения разных жанров содержатся в разных разделах сборника. Эта книга необычна по структуре: за сказками следуют загадки и пословицы, за побасенками и скороговорками идут народные игры, а потом снова сказки. Как будто чередуются времена года, проходит месяц за месяцем, а день сменяется ночью – и мы опять наблюдаем за ходом времени. Встречаются даже сквозные образы. Например, загадка «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером» явно отсылает читателя к заглавной сказке о старике-годовике.
Чтение фольклорных текстов развивает у ребенка чувство родного языка. Очень полезно вслушиваться, как звучит народная речь, и подмечать, как она организована. Сначала все в ней кажется непривычным, но потом она завораживает своим особым строем и напевностью:
Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей – молодец:
– Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
– Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.
А какие встречаются редкие, необыкновенно красивые слова, которые, к сожалению, уже вышли из употребления. Например, в сказке «Девочка Снегурочка» бездетные одинокие старики, у которых весной неожиданно появилась дочка, «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок», пели ей такую колыбельную:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!
Любопытно, что замечательное слово «кокурочка», которое обозначает сдобную лепешку или булочку, первоначально с яйцом, является выражением самых нежных родительских чувств.
Впервые сборник «Старик-годовик» вышел в 1959 году в оформлении Владимира Конашевича. Книга получилась самобытной, изысканной и очень нарядной. Конашевич говорил, что его «русский стиль» имеет свои «истоки» и поэтому обладает ярко выраженной индивидуальностью: «Обычно художники (как, например, И. Билибин) идут от русских первопечатных книг, евангелий и часословов. У Ю. Васнецова “русский стиль” народный, деревенский, идущий от росписей дуг и донец прялок, а больше из собственного нутра художника. А у меня – и от росписей посуды и подносов, от вышивок бисерных кошельков и шалей. Следовательно, хоть и полностью русский, но не совсем деревенский» («О себе и своем деле»; сайт «Картинки и разговоры»).
И действительно – страницы с загадками, пословицами, поговорками и скороговорками напоминают вышивку или кружева. Текст здесь ложится прямо на затейливые цветочные узоры, при этом цветы всякий раз разные, а цветовая гамма одинаковая: нежнейший розовый, голубой и желтый. Форзацы книги как будто украшены декоративными пасхальными яичками, а внутренняя обложка выглядит как расписной деревянный поднос.
Были времена, когда Конашевича называли формалистом и упрекали в том, что он не учитывает особенности восприятия рисунков дошкольниками. Художник не заигрывает с читателем. Люди и животные на иллюстрациях Конашевича изображены реалистично, без всяких условностей. Обращает на себя внимание эмоциональная закрытость персонажей: они держатся строго, немного отстраненно, с достоинством, все заняты своим делом и как будто погружены в себя. И это очень подходит для визуального сопровождения фольклорных текстов.
Книга «Старик-годовик» предназначена не только для чтения и рассматривания, но и для игр с детьми. Среди разных по жанру произведений фольклора в сборнике есть описания народных игр. Например, в игре «Кузовок» дети должны по очереди называть слова, которые заканчиваются на «ок»: «Я положу в кузовок сапожок, сахарок, сучок, лепесток и т.д.» Тот, кто растеряется или замешкается, должен положить в кузовок залог – какую-нибудь личную вещь. По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп, т.е. придумывают задание для владельца вещи. Например, «в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться». Многие дворовые и домашние детские игры почти забыты, поэтому эти редкие для фольклорного сборника тексты представляют особую ценность.
Закрываешь эту книгу с трепетным чувством, что приобщился к настоящим сокровищам народной культуры. Еще раз любуешься красивой обложкой, где синяя «зимняя», розовая «весенняя» и желтая «летняя» птицы вьются над стариком-годовиком. А на задней стороне обложки летит лиловая «осенняя» птица, склонив голову вниз и как будто прощаясь с читателем.