Что обозначает строка number1 number2 result integer
Практическая работа №5-6
Тема работы: Среда программирования тестирования готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведения исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Tuгbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.
Задание 1. Изучить внешний вид системы программирования Турбо Паскаля.
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Задание 2.Откройте файл, в котором вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.
Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:
Crt.Подключаем модуль Cгt>
Write (‘Введите первое число ‘);
Write (‘Введите второе число ‘);
rezult := number1 + number2;
Write (‘Сумма чисел ‘, number1, ‘ и’, number2, ‘ равно’ rezult);
Ответьте на вопросы:
Запишите её в ответ.
получится: Сумма чисел 5 и 7 равна 12.
4. Переведите с английского языка слова: Wгite, Read. Как вы думаете,
что должен делать оператор с таким названием?
Задание З. Измените программу, выполняющую в Задании 2, так что бы она находила произведение двух чисел.
Сохраните текстам программы в файле ФАМИЛИЯГРУППА.раs. Результат покажите преподавателю.
rezult := numberl * number2;
Write (‘Произведение чисел ‘ number1, ‘и ‘ number2, ‘ равно ‘ rezult);
Задание 4.Измените программу, выполняющую в задании З так, что бы она выполняла расчёт площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программу таблицу.
№ п/п | Параметры прямоугольника | |
длина | ширина | площадь |
1. Среда программирования – это система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения (ПО).
2. Турбо Паскаль – это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ. Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
3. Сохранить текст в Turbo Pascal можно нажатием команды Save as – сохранить с новым именем, или нажатием горячей клавиши F12.
4.Программы на языке имеют блочную структуру. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр.
5. Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущий каталог с Турбо Паскалем (ТР7\BIN) и ввести команду: turbo/exe. Чтобы открыть программу нужно нажать клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Ввод-вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие программы
Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.
Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.
Write (‘Введите первое число ‘);
Write (‘Введите второе число ‘);
rezult := number1 * number2;
Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, rezult);
Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие.
Ответьте на вопросы:
Операторы Write и WriteLn
Write (список выражений);
WriteLn (список выражений);
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
Операторы Read и ReadLn
При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.
Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.
Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.
Задача. Найти среднее значение трех чисел. Примечание. Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.
Var First, Second, Third : integer;
Write (‘Введите первое число ‘);
Write (‘Введите второе и третье числа через пробел ‘);
Sum := First + Second + Third;
Write (‘Среднее значение ‘, First, ‘, ‘,Second, ‘ и ‘, Third, ‘ равно ‘, Sum:5:2);
Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00
Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.
1 занятие
Тема: Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
Основные файлы Турбо Паскаля:
Запуск интегрированной среды программирования.
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Общие горячие клавиши:
Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.
Как войти в меню? Всего есть три возможности:
С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу «Enter». Что вы видите?
Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
Общая структура программы на языке Паскаль следующая:
Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.
Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.
Program Summa2; <Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран. Решение. Иванов Петр, 10 А класс.> Var number1, <переменная для хранения первого числа> number2, <переменная для хранения второго числа> rezult <переменная для хранения результата вычисления> : integer; Begin <признак начала программы> number1 := 3; <присваиваем переменной number1 значение 3> number2 := 4; <присваиваем переменной number2 значение 4> <складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult > rezult := number1 + number2; Write (number1, ‘+’, number2,’=’,rezult); <вывод примера на экран> End. |
А теперь подведем итог вашим размышлениям.
Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов.
Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда.
После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.
Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.
Теоретический материал (Паскаль)
Сайт: | Информатикс |
Курс: | Ввод-вывод, оператор присваивания, арифметические операции |
Книга: | Теоретический материал (Паскаль) |
Оглавление
Язык программирования Паскаль. Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль. Основные понятия. Первая программа
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
Основные файлы Турбо Паскаля:
Запуск интегрированной среды программирования
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Почти все, что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль, происходит в окнах.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно – это окно, с которым вы в настоящий момент работаете.
Общие горячие клавиши:
Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.
Как войти в меню? Всего есть три возможности:
С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу «Enter». Что вы видите?
Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
Общая структура программы на языке Паскаль следующая:
Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.
Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.
Program Summa2; <Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран. Решение. Иванов Петр, 10 А класс.> Var number1, <переменная для хранения первого числа> number2, <переменная для хранения второго числа> result <переменная для хранения результата вычисления> : integer; Begin <признак начала программы> number1 := 3; <присваиваем переменной number1 значение 3> number2 := 4; <присваиваем переменной number2 значение 4> <складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной result > result := number1 + number2; Write (number1, ‘+’, number2,’=’,result); <вывод примера на экран> End. |
А теперь подведем итог вашим размышлениям.
Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов.
Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда.
После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.
Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.
Оператор присваивания. Арифметические выражения. Типы данных
Оператор присваивания
Первый оператор, с которым мы познакомимся,- оператор присваивания.
имя величины := выражение
Например, V:=A; или V:=A+1;
При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.
Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение выражения в место, отведённое переменной.
Если в процессе выполнения программы встречается переприсваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).
Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.
Арифметические выражения
Арифметические выражения должны быть записаны в так называемой линейной записи согласно следующим правилам:
Порядок выполнения операций при вычислении арифметических выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам. Там, где скобки отсутствуют, ЭВМ выполняет операции в следующем порядке:
В нашем случае(*) сначала переменной number1 присваивается значение равное 3 и переменной number2 присваивается значение равное 4, затем вычисляется значение выражения (number1 + number2) и оно присваивается переменной result.
Сумма чисел посчитана.
И, наконец, в конце раздела операторов стоит служебное слово End, после которого стоит точка.
Задание. Наберите текст программы на компьютере и выполните ее (для запуска программы воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl и F9).
Внимание! Не забывайте о порядке на дискете и в файле:
Задание. Измените программу так, чтобы она подсчитывала сумму четырех чисел.
Сохраните файл на дискете, для этого из меню F10-File выберите команду Save и в предложенной строке наберите путь a:\Vvod\Summa (каталог Vvod должен быть уже организован для файлов, содержащих программы данной темы).
Основные определения
Познакомимся с основными понятиями языка.
Идентификатор (имя) – имя какого-либо элемента программы, которое должно удовлетворять следующим требованиям:
Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы, а также уменьшают вероятность появления ошибок при модификации программ. Например, значение даты удобнее обозначить идентификатором Date, чем просто буквой D или любым другим символом.
Примеры зарезервированных слов: AND, GOTO, PROGRAM, ELSE, IF, RECORD, NOT, ARRAY, REPEAT, UNTIL, BEGIN, IN, SET, END, CASE, CONST, USES, INTERFACE, STRING, LABEL, THEN, OF, DIV, TO, VAR, DO, TYPE, WHILE, DOWNTO, FILE, FUNCTION, PROCEDURE и другие.
Типы данных
Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов:
Над целыми типами определены такие операции:
В языке Паскаль числа могут быть представлены в двух видах: с фиксированной точкой и плавающей точкой.
Числа с фиксированной точкой изображаются десятичным числом с дробной частью, которая может быть и нулевой. Например, 27.9, 5.00
По умолчанию, действительные числа выводятся в виде чисел с плавающей точкой. Такое представление чисел не очень нравится пользователям. Поэтому мы будем “заставлять” компьютер выдавать действительные числа в более привычном варианте следующим образом:
R:m:n, где R – действительное число, m – общее количество позиций, отводимых числа, n – количество позиций, отводимых для дробной части.
Например, если мы хотим вывести на экран число Chislo с фиксированной точкой, причем знаем, что для вывода этого числа достаточно 7 мест, а вывод дробной части ограничим сотыми, то мы запишем вывод так:
Символьный тип (char):
Значением величины данного типа является символ из множество всех символов компьютера: русская или латинская большая или маленькая буква, цифра, знак препинания, специальный знак (например, «+», «-«, «*», «/», «», «=» и др.) или пробел » «. Каждый из символов имеет уникальный номер от 0 до 255, т. е. внутренний код, который возвращает функция ORD. Символьная константа – любой символ языка, заключённый в одинарные кавычки. Например,
Строковый тип (string):
Значением строковой величины является строка переменной длины (быть может, пустая). Строковая константа представляет собой произвольную последовательность символов, заключенную в одинарные кавычки. Например,
Var Stroka : string; |
Логический тип (boolean):
Более подробно этот тип данных мы рассмотрим при изучении условного оператора.
К сложным или структурированным типам относятся массивы, записи, множества, которые требуют специального изучения и здесь рассматриваться не будут.
Задание. Откройте новый файл. Создадим программу, в которой опишем несколько переменных разного типа, введем в них значения и выведем на экран.
Program TipDann; Uses Crt Var Chislo1 : Integer; Chislo2 : Real; Simvol : Char; Stroka : String; Logika : Boolean; Begin ClrScr; Chislo1:=12; Chislo2:=Chislo1*2; Chislo2:=Chislo2/5; Simvol:=’d’; Stroka:=’Строчка’; Logika:= Chislo1> Chislo2; WriteLn (‘Вывод значений:’); WriteLn (‘Значение переменной Chislo1 : ‘,Chislo1); WriteLn (‘Значение переменной Chislo2 : ‘,Chislo2:5:2); WriteLn (‘Значение переменной Simvol : ‘,Simvol); WriteLn (‘Значение переменной Stroka : ‘,Stroka); WriteLn (‘Значение переменной Logika : ‘,Logika); End. |
Такое присваивание используют в программах, если предыдущее значение этой переменной уже не понадобится и для более рационального использования описанных переменных. Для того чтобы переменной символьного типа присвоить какой-либо символ (например, d), надо этот символ записать в одинарных кавычках (знак «’»). Аналогично поступают с переменными строкового типа (смотри следующую строку программы). А про переменные логического типа мы знаем, что им можно присваивать только два значения: True и False. В этой программе мы присвоим значение результата сравнения двух переменных, здесь оно будет равно True. А теперь выведем присвоенные значения на экран.
Задание. Измените значения переменных и проанализируйте результаты выполнения программы. Сохраните программу на дискете под правильным именем в соответствующем каталоге. Распечатайте программу.
Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять, как работает программа.
Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.
Program Proizv2; Uses Crt;<Подключаем модуль Crt> Var number1, <переменная, в которой будет содержаться первое число> number2, <переменная, в которой будет содержаться второе число> result <переменная, в которой будет содержаться результат> : integer; Begin ClrScr;<Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt> Write (‘Введите первое число ‘); <Выводим на экран символы, записанные между апострофами> Readln (number1); <Введенное пользователем число считываем в переменную number1> Write (‘Введите второе число ‘); <Выводим на экран символы, записанные между апострофами> Readln (number2); <Введенное пользователем число считываем в переменную number2> result := number1 * number2; <Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной result> Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, result); <Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи> Readln;<Процедура задержки экрана> End. |
Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:
Задание. Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.
Операторы Write и WriteLn
Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.
Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)
Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.
Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае курсор просто будет переведен в начало следующей строки. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
Операторы Read и ReadLn
Общий вид:
Read(переменная, переменная. )
ReadLn(переменная, переменная. )
При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.
Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.
Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read, задержки не будет.
Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.
Задача. Найти среднее значение трех чисел.
Примечание. Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.
Program Srednee; Uses Crt; Var First, Second, Third : integer; Sum : real; Begin ClrScr; Write (‘Введите первое число ‘); ReadLn(First); Write (‘Введите второе и третье числа через пробел ‘); ReadLn(Second, Third); Sum := First + Second + Third; Sum := Sum/3; Write (‘Среднее значение ‘, First, ‘, ‘,Second, ‘ и ‘, Third, ‘ равно ‘, Sum:5:2); ReadLn; End. |
Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.
Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.
Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00
Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.
Стандартные функции и процедуры. Применение в простейших линейных программах
Для решения задач нам понадобятся стандартные функции и процедуры.
Познакомимся с основными, наиболее часто используемыми процедурами и функциями.
Функции преобразования типов:
Функции для порядковых типов:
Процедуры для порядковых типов:
Правила применения функций:
Правила применения процедур:
Задача. Найти значения выражений:
b)
Прежде чем приступить к составлению программы, необходимо перевести данные выражения с математического языка на язык Паскаль.
b) → sqrt((1+A)*5)
Теперь уже можно переходить к составлению программы.
Program Primer; Uses Crt; Var A : word; <так как подкоренное выражение должно быть положительно> b, x, result : real; Begin ClrScr; Writeln(‘Введите значения переменных (A-положительно)’); Write(‘A=’); Readln(A); Write(‘b=’); Readln(b); Write(‘x=’); Readln(x); Result := sqr(1+x); Writeln (‘sqr(1+x)=’, result); Result := sqrt((1+A)*5); Writeln (‘sqrt((1+A)*5)=’, result); Result := abs(A+b*x); Writeln (‘abs(A+b*x)=’, result); Readln; End. |
Задание. Наберите программу, протестируйте, добавьте комментарий, сохраните файл и распечатайте листинг.
Описание стандартных функций ReadKey и KeyPressed см. здесь.
- Что обозначает строй у спиннинга
- Что обозначает струятся ветви берез