Что обозначает термин корреспондентское обучение
Факультет иностранных языков
Все о корреспондентском обучении
Таким образом, ученики получали по почте весь учебный материал и с помощью переписки могли общаться с педагогами. Сдать экзамены можно было, написав научную работу. В наше время корреспондентское обучение еще существует. Однако оно не так популярно, как несколько лет назад.
Потихоньку такое образование отходит на второй план, так как появился интернет и множество других новых технологий. В данном образовании есть свои плюсы. А если у Вас сложности в учебе и не хватает времени на все, Вы всегда можете приобрести курсовую работу недорого в Питере на любую тему у компании HomeWork.
Во-первых – возможность обучения для тех, у кого нет интернета и возможности пользоваться ним. Во-вторых – обучение может быть легче, чем обучение через скайп и другие веб- ресурсы. Одним из важных плюсов корреспондентской формы обучения можно считать доступность материалов для учебы, то есть диски и различные программы могут быть намного дороже.
И не каждый студент сможет финансово потянуть данную учебу по новым технологиям. Установленные цены на корреспондентскую форму обучения и их стабильность дает уверенность учащимся в том, что их не обманут.
Уважаемые посетители, данные статьи не имеют прямого отношения к деятельности факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарёва, носят ознакомительный характер и предоставляются в качестве дополнительного материала от наших информационных партнёров.
Что такое корреспондентское обучение?
Что такое «корреспондентское обучение»? Это один из видов дистанционной формы обучения. Правда, еще несколько лет назад этот вопрос мог и не родиться. Это связано с тем, что у нас широко рекламировалась Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО), которая присылала учебные материалы по почте.
Кстати, «корреспондентское обучение» в европейских странах появилось в конце XVIII века. То есть тогда, когда была налажена регулярная и доступная почтовая связь. Учащиеся получали учебные материалы по почте, вели тесную переписку с педагогами. Экзамены в то время сдавали в качестве научной работы или же доверенному лицу.
В России этот метод был взят на вооружение в конце XIX века. Правда, никто не удосужился проанализировать, как использовался этот вид обучения в начале ХХ века, когда имел место технологический рост, в результате чего появились телефон и телеграф.
Сегодня корреспондентское обучение уже не такое актуальное, как лет 10 назад. Это связано с тем, что постоянно развиваются интернет-технологии. Тем не менее, можно выделить несколько преимуществ этого вида получения образования.
Во-первых, оно подходит тем слушателям и студентам, у которых недостаточная компьютерная грамотность и отсутствует опыт дистанционного обучения посредством интернет-технологий.
Во-вторых, корреспондентское обучение подходит тем, у кого нет успешного опыта дистанционного обучения через скайп или в виде вебинаров.
В-третьих, кому-то просто больше подходит классическое корреспондентское образование по самому стилю и эффективности обучения.
В-четвертых, материалы для этого вида дистанционного обучения более хорошо разработаны, чем современные инфопродукты и обучающие диски. Это связано с тем, что сегодня каждый может создать свой курс, но количество квалифицированных специалистов, которые готовят очень хорошие учебные пособия, очень невелико.
В-пятых, корреспондентское обучение использует определенные стандарты обучения. Тут присутствует определенная совместимость учебных материалов, чего нет в некоторых других видах дистанционного обучения (вебинары, видеолекции и пр.).
В-шестых, многие системы дистанционного обучения, в основе которых лежат интернет-технологии, либо не удобны для слушателей, либо дороги, либо бесплатны. Это тоже минус, так как бесплатность недостаточно мотивирует студента к учебе. На корреспондентское обучение цены сложились давно, поэтому у студентов не возникает ощущение того, что у них просят больше денег, чем стоит курс. Следовательно, уровень доверия выше.
Что такое корреспондентское обучение? | Образование на Урале
Корреспондентское обучение – это одним из видов форм дистанционного обучения. Однако, ещё некоторое время назад эта форма обучения могла и не родиться. Всё дело заключалось в том, что ещё совсем недавно во многих странах Европы активно рекламировалась школа корреспондентского обучения «ЕШКО», которая присылала все учебные пособия по почте.
В европейских странах данный вид обучения появился в конце XVIII века, т.е. именно в тот период, когда была налажена доступная и регулярная почтовая связь. Все учебные материалы учащегося получали по почте и вели тесную и активную переписку с педагогом. А экзамены в те времена сдавались в виде научной работы, которая отсылалась доверенному лицу.
В России этот способ обучения стал популярным в конце XIX века. Однако когда в начале ХХ века Россию заполонил технологический прогресс, в результате которого появились телефон и телеграф никто не сделал анализ того, как же использовать корреспондентское обучение в это время.
В наше время корреспондентский вид обучения всё же ещё существует. При этом его осуществляли и продолжают вести ВУЗы со всего мира. А для некоторых зарубежных университетов, этот способ обучения является не просто нормой, а скорее традицией.
Сегодня данный вид обучения уже не так актуален, как скажем лет 10 назад. И это не удивительно, ведь с каждым новым днём активно развиваются интернет-технологии. Но, не смотря на это, всё же можно выделить пару преимуществ этого способа получения образования.
— Корреспондентское обучение прекрасно подходит тем студентам, которые не владеют достаточной компьютерной грамотностью, и тем, у кого нет опыта в дистанционном обучении посредством интернета.
— Возможно, этот вид обучения подойдёт тем учащимся, которые предпочитаю классические формы образования, одной из которых и является корреспондентский вид обучения.
— Все учебные материалы данного вида намного тщательнее и лучше разработаны, чем обучающие диски и современные инфропродукты.
«Я к вам пишу, чего же боле. », или С чего начиналось дистанционное обучение
Кто помнит посылки от «Ешко»? Поднимите руки!
Учебники ЕШКО (Европейской школы корреспондентского обучения) — живой пример того, с чего начиналось дистанционное обучение. А начиналось оно с писем.
Праотцы дистанционного образования
Первым дистанционным преподавателем стал. Святой Апостол Павел, который рассылал по храмам свои священные послания. По крайней мере, есть такое мнение.
Чуть более правдоподобной выглядит теория о Яне Коменском. В 1658 году этот выдающийся чешский педагог-гуманист, защитник принципа наглядности в обучении, выпустил первый в истории учебник с иллюстрациями «Мир чувственных вещей в картинках».
До него никто и не думал, что картинки могут быть материалом для обучения. А Ян подумал, и теперь некоторые исследователи считают его родоначальником дистанционного обучения.
Ян Коменский — праотец дистанционного обучения
Вообще, в широком смысле, дистанционное образование появилось ровно в тот момент, когда люди придумали фиксировать знания и передавать их. Наскальные рисунки — тоже своего рода дистанционные курсы.
Но вернёмся к письмам.
Обучение по почте
Первый этап развития дистанционного обучения получил название «корреспондентское обучение» (correspondence education), и начался он со стенографистов.
В 1728 году Калеб Филипс разместил в бостонской газете объявление о наборе студентов на свои курсы стенографии и бухгалтерии. Рекламный текст обещал невероятное: «. Все граждане, желающие получить эти навыки, могут быть обучены так же прекрасно, как если бы они жили в Бостоне, с помощью нескольких уроков, еженедельно отправляемых по почте».
Последователем Филипса стал англичанин Айзак (Исаак) Питман. Питман, работая клерком в счетной конторе, обнаружил, что человек в обычной речи пользуется всего 700 словами. О том, как он это обнаружил, история умалчивает. Открытие его настолько впечатлило, что вскоре он создал свою систему скорописи на основе звуков.
В 1840 Питман начал обучать студентов своему методу стенографии, отправляя им почтовые карточки. Так появился первый образовательный курс дистанционного обучения.
А еще Айзак был вегетарианцем и рыцарем. Это так, к слову.
Айзек Питман и объявление о его курсах стенографии
Почтовый курс обучения Айзека Питмана
Чуть раньше Айзака Питмана, дистанционным обучением занялся Лондонский университет. В год его основания (1836) студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, разрешили сдавать экзамены, проводимые университетом.
Экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света. Это привело к возникновению колледжей, которые предлагали пройти курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
Америка не отставала от Европы в развитии корреспондентского обучения.
Американской «мамой» дистанционного обучения стала Анна Элиот Тикнор. В 1873 году она начала разработку системы обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. Это была не только первая заочная школа в Америке, но и первая попытка дать женщинам высшее образование. Girl power!
А «отцом обучения по почте» считается Вильям Рейни Харпер, который в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго.
«Родители» корреспондентского обучения в США — Анна Элиот Тикнор и Вильям Рейни Харпер.
Учитель есть — знаний нет
Корреспондентское обучение так бурно развивалось, благодаря регулярным почтовым службам. Зачастую уроки рассылались по цене почтовой доставки, и обучаться могли многие граждане, независимо от статуса и уровня дохода.
Однако (парадокс!) доступность дистанционного образования по почте не привела к всеобщему повышению образованности.
В 1890-е годы компания International Correspondence Schools, занимавшаяся дистанционным обучением, провела социальное исследование и выяснила, что большинство студентов не прошли и трети курса, который они изучали. Чтобы понять причины, давайте снова вспомним Ешко.
Как проходило обучение? Надо было самостоятельно слушать кассеты, выполнять задания, идти на почту, отправлять листы с домашним заданием куратору, а потом ждать ответа.
В результате редкая птица долетала до середины Днепра, как говорится. Ученики забрасывали обучение, не найдя в себе достаточной мотивации и тяги к знаниям.
«Обучение по почте» ожидала неминуемая гибель из-за низкой вовлеченности обучающихся в учебный процесс и медленной обратной связи от преподавателя. Но тут появилось радио, телевизоры, а потом и интернет, который всех спас.
В 1969 году в Великобритании был создан государственный Открытый университет Великобритании (Open University, OU), в котором впервые были разработаны качественные учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение.
Студенты обучались с помощью почты и радио, потом появились кассеты. Часть курсов проходила в форме очных занятий.
Первый выпуск из Открытого университета
Для тех времен это было настоящим прорывом. Во-первых, в университет принимали всех, независимо от официального уровня знаний (так, на программу бакалавра могли принять без диплома о завершении средней школы). Во-вторых, выпускники получали настоящий диплом о высшем образовании.
С появления Открытого университета начинается второй этап развития дистанционного образования — с комплексным подходом к обучению с использованием почты, радио и ТВ (хотя печатные материалы продолжали доминировать). О нём мы расскажем вам в других статьях блога.
Ирина МАЛАХОВА: корреспондентское обучение — важнейшая социальная программа для нашей страны
Текст | Николай ЗАХАРОВ Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА
Директор Европейской школы корреспондентского обучения — Россия (ЕШКО-Россия), г. Белгород, Ирина Малахова убеждена в огромной значимости развития корреспондентского обучения для решения социальных проблем и модернизации нашей страны. А следовательно, в важности государственной поддержки этой формы дистанционного образования.
— Ирина Леонидовна, что означает словосочетание «корреспондентское обучение»?
— Это профессиональный термин, причем довольно старый. Корреспондентское обучение появилось в Европе еще в XVIII столетии. Его суть: общение обучающего и обучаемого происходит посредством почты.
В России впервые такой метод обучения применила наша школа — подразделение голландской школы корреспондентского обучения, давнего мирового лидера этой формы дистанционного образования. Мы работаем с 1993 года, и нас уже очень хорошо знают во всех регионах страны.
И это закономерно: в условиях рыночной экономики корреспондентское обучение — очень востребованная форма образования. В современном обществе знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста, а значит, учащийся максимально мотивирован на результат, не нуждается в «надзирателях».
Сегодня при подготовке специалистов в рамках любой системы обучения во главу угла ставится самостоятельная работа. Потому что образование не дают — его получают.
— Пять лет отходить на лекции не значит получить знания…
В мире сегодня из порядка 600 млн студентов около 30 млн, или каждый 20-й, обучаются удаленно. Широко распространилось корреспондентское обучение и на постсоциалистическом пространстве.
После падения железного занавеса материнская Европейская школа корреспондентского обучения из Нидерландов основала школу в Польше. Позднее возникла школа на Украине — в Харькове. Ну а от Харькова до Белгорода, как известно, рукой подать. Поэтому российская школа корреспондентского обучения была организована именно в нашем городе.
Сегодня в «семью ЕШКО» в постсоциалистическом регионе входят не только Польша, Украина и Россия, но и Румыния, Венгрия, Белоруссия, Казахстан. Раньше входила Чехия, но на определенном этапе там школа отделилась и стала развиваться самостоятельно.
Мы работаем во всех без исключения регионах России. Есть у нас студенты в областях и республиках Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья. Немало студентов из Северо-Кавказских республик, в частности Дагестана, Чеченской Республики.
При этом большая группа студентов — из экономически высокоразвитых регионов Центральной России, Северо-Запада страны, например из Московского и Петербургского регионов.
Мы даем возможность учиться даже представителям самых социально незащищенных слоев населения. Цены у нас очень адаптивны. Больше того, мы всегда идем навстречу студенту в вопросах оплаты, учитывая, что у нас учится много малообеспеченных людей, для которых корреспондентское обучение зачастую единственный шанс получить знания и реализовать себя в экономике.
Подготовку в нашей школе прошли более 1 млн 693 тыс. 600 человек. Из них 734 тыс. успешно закончили обучение! Мы заменили для многих из них репетиторов для поступления в вуз, другим позволили сменить профессию или освоить новые аспекты, третьим дали ценные дополнительные знания для бизнеса и жизни.
— А сколько сегодня студентов в ЕШКО-Россия?
— Это уровень ведущего российского университета: в МГУ, например, 35 тыс. студентов.
— До кризиса у нас было существенно больше — 48 тыс. обучающихся, надеемся постепенно вернуться на этот уровень.
Наша основная целевая аудитория — молодые люди, 17—27 лет. Но немало и студентов в летах — например, одной нашей студентке за 80. Она несколько иностранных языков изучила, говорит, это помогает развивать память.
77% обучающихся в ЕШКО-Россия — женщины.
— Потому что женщине трудно оторваться от плиты, от домашних забот, чтобы пойти учиться в очное заведение?
В ЕШКО учится немало инвалидов и людей с ограниченными возможностями. И еще тех, кто находится в местах лишения свободы.
Последние — очень активная обучающаяся аудитория: конечно, те из них, кто готовит себя к нормальной жизни на воле. Есть и заказывающие у нас пробные бесплатные уроки, чтобы пустить брошюры на игральные карты. Но таких, к счастью, меньшинство. Большинство серьезно учится, причем часто по нескольким программам.
— А по каким направлениям ведется обучение? Какие курсы у вас доминируют?
— У нас 76 самых разных курсов, как образовательных, так и хобби-курсов. Самый популярный — английский для начинающих. Максимальным спросом пользуются иностранные языки и экономические знания практической направленности: бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, основы предпринимательства…
Далее в рейтинге популярности идут компьютерные курсы, функциональные — например, скорочтение, курсы, посвященные искусству и дизайну, здоровью и красоте, различные интерактивные курсы… Большим спросом пользуются так называемые хобби-курсы: дизайн интерьера, садово-парковый дизайн…
Многие, обучившись на одном курсе, поступают тут же или через некоторое время на другой. Особенно это касается экономических программ, которые тесно взаимосвязаны.
Одна девушка обучилась у нас сначала внутреннему бухгалтерскому учету, потом бухучету по международным стандартам, освоила еще ряд программ по экономике. И в конце концов поступила на дневное отделение экономического факультета университета. Преподаватели университета удивлялись: у вас, говорят, знания на уровне третьекурсницы. Вот эффективность наших учебников и нашего метода!
Метод корреспондентского обучения хорош тем, что он легко усваивается и всегда есть взаимосвязь со студентом. За счет этого обучение индивидуализировано. Во-первых, учебники написаны таким образом, что путь от простого к сложному максимально пологий, удобный. Во-вторых, обучающийся имеет возможность выбрать любой подходящий ему темп обучения: то есть может растянуть курс на несколько лет, а может, наоборот, ускорить, если он достаточно подготовлен для освоения курса, заказывать обучение не помесячно, а сразу полный курс.
Адаптации курсов ведутся постоянно — и методические, и содержательные. По курсам, касающимся предпринимательства, изменения идут непрерывно, поскольку меняется законодательство. Курс «Как начать собственное дело» все время переписываем, как и курс «Законодательная азбука», совершенствуем учебник английского языка.
— Как технически происходит обучение?
— За каждым обучающимся закреплен преподаватель. Мы высылаем учебники и контрольные работы, и по итогам их выполнения студенту дается возможность либо усовершенствовать свои познания, либо перейти к следующему разделу избранного им курса.
— Достоинство вашей модели организации образования в том, что можно и преподавателей привлекать так же, как и студентов, на корреспондентской основе…
— Именно так мы и делаем: основной круг наших так называемых корректоров, то есть тех, кто проверяет контрольные работы, — совместители. Мы предоставляем возможности для работы преподавателями и инвалидам. Например, одна из них — молодая женщина-инвалид, проживающая у нас в Белгороде, у нее заболевание ног. Из-за него она почти все время находится дома, была фактически отрезана от мира.
Тем не менее она получила образование в вузе как преподаватель английского языка, но работать по специальности не могла. Мы ей дали возможность работать преподавателем. Ее мама говорит: «Это было для нее как окно в мир — появилась масса друзей среди других педагогов, студентов»…
Сейчас она учится в аспирантуре Белгородского государственного университета — повышает свою научную квалификацию. Как и другие наши сотрудники.
ЕШКО-Россия — команда единомышленников, творческий коллектив. Коллегиальность, творческое начало в нашем бизнесе очень важны, потому что успех школы зависит буквально от каждого ее сотрудника.
— Вы сказали, что взаимодействие со студентами происходит по почте. Не планируете перейти на интернет-взаимодействие?
— Планируем: за Интернетом будущее. Многое уже делаем на практике.
Со студентами, у кого есть Интернет, мы уже перешли на обмен электронными посланиями. Но у нас учится немало тех, у кого нет Интернета.
Есть и препятствия правового характера. На сегодня в нашей стране нет эффективного механизма защиты авторских прав в Интернете. Как только мы выложим наши методики и учебники в Сеть, их тут же скопируют: нам, по существующим законам, будет очень тяжело найти и наказать виновных.
Некоторые недобросовестные студенты сканируют и выкладывают в Интернет фрагменты курсов. Но это разрозненные части, зачастую из старых учебников. А если в бесплатный доступ попадут цельные новые курсы, это подорвет наш бизнес…
Однако главная наша боль — работа почты. Катастрофически не выдерживаются сроки доставки, теряются письма, не присылаются извещения получателям… А потом нам возвращают письма — и требуют с нас оплату за возврат…
Мы создали отдельную службу для контроля почтовых отправлений, написана специальная компьютерная программа, которая позволяет отслеживать судьбу не только более 30 тыс. посылок студентам, но и более сотни тысяч посылок тем, кто заказал пробный урок. Вынуждены были также перейти на заказные письма — это дороже, но хоть какая-то ответственность для почтовиков.
— А не пробовали обратиться к услугам коммерческих почтовых операторов?
— Мы думали даже и о создании собственной дочерней почтовой фирмы. Но дело в том, что у ЕШКО-Россия довольно большой процент доставки приходится на удаленные, труднодоступные районы, где может работать только государственная почтовая служба.
Во ФГУП «Почта России» сегодня накопилось множество проблем, их необходимо срочно решать. Государство должно осознать: широкое распространение Интернета не снижает актуальности совершенствования работы традиционной почты!
Сегодня же проблемы решаются одним способом — повышаются тарифы, каждый год. В конце прошлого года мы только подготовили финансовый план на первое полугодие нового, как 24 декабря пришло известие, что с 1 января почта опять повышает тарифы, причем на 10%. Основание? Сильно возросло количество поздравительных отправлений.
— Мало того что почтовики получили дополнительные деньги за эти отправления, они еще и увеличили стоимость тарифов…
— Да. Вот так живут и работают монополии, за которыми нет надлежащего государственного контроля…
— Как сказался на вашей деятельности кризис?
— Во-первых, кризис повлиял на структуру спроса на наши курсы. Очень большим спросом стали пользоваться курсы профессиональной подготовки.
Во-вторых, количество студентов, как я уже говорила, серьезно сократилось. И боюсь, что прежнее число студентов будет вернуть проблематично, так как начинает сказываться демографический спад, пик которого придется, как известно, на 2012 год.
Проявляется фактор детей войны — их родилось меньше, за счет того что многие потенциальные родители погибли. И их дети не компенсировали этот провал рождаемости.
Кроме того, резкое сокращение рождаемости произошло в 90-е годы. Эти два фактора дают масштабный демографически кризис в нашей стране — как раз в возрастной группе 17—27 лет максимальный спад.
В этом году в большинстве школ Белгорода, например, где далеко не самая тяжелая демографическая ситуация среди российских областных центров, не будет десятых классов. А это значит, что на будущий год будет резкое сокращение количества студентов вузов и колледжей. Этот кризис посерьезнее того, что постепенно уходит, с демографическим кризисом нам жить все ближайшее десятилетие.
— Как вы ищете будущих студентов?
— Главным образом, используем возможности медиа, в частности широко используем интернет-рекламу.
Кроме того, не теряем связи с теми, кто закончил у нас обучение по тем или иным программам. Довольный выпускник — лучший менеджер по продажам: с помощью бывших студентов привлекаем немало новых, из друзей и знакомых тех, кто у нас учился. С нами сотрудничает около 500 таких консультантов.
— Как строится сотрудничество в рамках «семьи ЕШКО»?
— Основу методологии обучения определяет материнская школа — в Нидерландах, которая занимается корреспондентским обучением уже не один век. Головной школой региона постсоциалистических стран является самая старая ЕШКО — в Польше.
Периодически проводятся конференции школ «семьи ЕШКО».
Кстати, в сентябре 2010 года была конференция на нашей базе, в Белгороде: мы отчитывались, показывали свою работу. Она получила высокую оценку учредителей. Мы — самая большая школа в регионе.
При этом коллеги нам задают вопрос, все ли возможности мы используем для увеличения количества студентов. Ведь в одной Румынии их 17 тыс.
Но дело в том, что в Румынии корреспондентское обучение упомянуто в законодательстве, и потому румынская ЕШКО выдает дипломы государственного образца. Это мощный фактор спроса на ее услуги.
У нас же курсы рассматриваются с точки зрения закона как сугубо вспомогательные, «для удовольствия». И для получения диплома государственного образца наш студент фактически должен повторить обучение: «отходить» один, два, а то и три курса в рамках системы высшего профессионального образования. Хотя мог бы потратить это время на совершенствование своих знаний.
Мы очень надеемся на подвижки в связи с обсуждаемым сейчас проектом закона об образовании. Потому что сегодня, получая лицензию как образовательное учреждение дополнительного образования, мы лишены возможности давать выпускникам дипломы, которые были бы обязательны к принятию в любой государственной или коммерческой организации.
— Это, наверное, судьба всех пионеров в области образования — непонимание официальными инстанциями…
— Но дело в том, что мы существуем уже довольно давно — с 1993 года. Времени было вполне достаточно, чтобы органы управления образованием на федеральном уровне могли изучить феномен корреспондентского обучения.
Многие наши методы взяты на вооружение другими учреждениями, например вузами с заочной формой обучения. Но с признанием нашей школы не спешат…
Во многом ситуация осталась на том же уровне, что и в конце 90-х, когда только появился приказ Министерства образования России, касающийся экспериментального использования в образовании дистанционного обучения. Видимо, с точки зрения федерального министерства, эксперимент до сих пор продолжается.
Мы же считаем, что дистанционное обучение во всех его формах уже давно оправдало свое существование и должно получить определенный, собственный статус в системе образования, который должен быть четко прописан в новом законе об образовании.
Поддержка новых образовательных институтов, таких как наша школа, очень важно для реформы отечественной системы образования. Попытки привить старому дереву новые черенки — новые дисциплины, курсы, новые методы работы, на мой взгляд, обречены.
Парадигма традиционного советского образования — с фрагментацией материала, начетническим подходом, ориентацией на «часы», а не на знания, непрестижностью профессии школьного педагога и вузовского преподавателя — не даст им развиться. Правильнее создавать новые образовательные институты, которые берут все лучшее, что было в старой системе: лучшие кадры, методики — и ставят на новую основу. Это, мне кажется, важно осознать федеральным органам, ответственным за образование, российскому парламенту при рассмотрении законопроекта об образовании.
— А ЕШКО подлежит федеральному лицензированию?
— Нет, нас лицензирует Департамент образования нашего субъекта Федерации — Белгородской области.
Мы на очень хорошем счету и в министерстве, и в регионе в целом — один из крупнейших налогоплательщиков, по крайней мере в социальном секторе. Наличие в области большого количества промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций создавало потребность в серьезных, академических вузах. Белгородская область занимает третье место в ЦФО по числу организаций, ведущих научные исследования, и количеству патентов.
Ученые и преподаватели высокой квалификации составили костяк ЕШКО-Россия. У нас работают кандидаты и доктора наук. При этом зачастую мы сами формируем из специалиста педагога, потому что именно исследователь, специалист, а не ретранслятор знаний наиболее востребован в современном обществе.
— Какова социальная значимость программы корреспондентского обучения?
— Мы, как я уже сказала, даем уникальную возможность получить образование тем, кто проживает в небольших населенных пунктах или моногородах.
Зачастую для таких людей создается замкнутый круг: они не могут двинуться по социальной лестнице, потому что не обладают наиболее востребованными в условиях рыночной экономики компетенциями, а получить эти компетенции не могут, находясь в своих населенных пунктах. И средств уехать на учебу в крупные города у них нет. Обучение в ЕШКО для таких людей — фактически единственный выход.
Корреспондентское обучение — окно в мир для инвалидов: благодаря ему они имеют возможность получить работу, быть полезными обществу.
То же самое — отбывающие наказание. Благодаря обучению они получают возможность адаптироваться в обществе.
При этом корреспондентское обучение важно не только для социально незащищенных слоев населения. И об этом говорит очень большой спрос на наши услуги в экономически наиболее развитых Московском и Петербургском регионах.
В условиях постиндустриального общества нужно постоянно осваивать новые и новые компетенции: в быстроменяющемся современном мире знания быстро устаревают.
А значит, каждому из нас, чтобы иметь максимальную стоимость на рынке труда, предстоит постоянно заботиться об уровне подготовки: обучение становится непрерывным. К тому же две трети новых рабочих мест, которые будут созданы за следующее десятилетие, потребуют более высокого уровня образования.
В нашей стране, учитывая демографический кризис, возрастает спрос на высокую производительность труда и отдачу от каждого сотрудника, по максимально широкому функционалу. Предстоит совмещать функции — а значит, осваивать новые профессии.
При этом очень важно, чтобы образование было конвертируемо во всем мире. Именно такую подготовку мы даем нашим студентам.
— Образование — одна из сфер, где женщины играют уникальную роль…
— Безусловно. В нашем коллективе 52 женщины и 20 мужчин.
Сегодня не только в образовании — во многих сферах общественной и деловой деятельности женщины играют огромную роль. В бизнесе, политике, государственном управлении появилось много женщин ярких, хорошо образованных, талантливых менеджеров.
Но зачастую женщина, чтобы сделать управленческую карьеру, стремится вести себя по-мужски, развивает в себе мужские качества.
По моему убеждению, это тупиковый путь. Сила женщины — в слабости, мягкости, это мягкая сила. Сила не давления и натиска, а влияния на окружающих. Мужчина зачастую действует грубо, с напором — женщина же предпочитает более дипломатичные методы.
Женщина-руководитель — это, конечно, особый характер. Но не мужской. Это спокойствие, мягкость, оптимизм: что бы ни случилось, женщина-руководитель уверена, что найдет решение проблемы.
На мой взгляд, очень важно, чтобы большее число женщин заняли высокие посты в системах управления — как корпоративного, так и государственного. Их присутствие вносит стабильность, поступательность в процессы управления, оттеняя жесткие решения мужчин и делая процессы в экономике и политике более человечными.
Мне кажется, роль женщины в современном мире заключается в том, чтобы привнести женские ценности. Женщине дано рожать, и она знает цену жизни. Если бы женщины правили миром, войн и конфликтов на земле бы не было.
А если вернуться к проблемам образования, то в образовании без женщины практически невозможно обойтись. Кто еще с такой заботой, вниманием, участием поможет людям, которые очень нуждаются в новых знаниях? Прежде всего женщина. Именно она играет ключевую роль в современных образовательных институтах — и сохранит ее в институтах будущего.
Малахова Ирина Леонидовна по образованию экономист, в 1984 окончила Белгородский университет потребительской кооперации. Работала экономистом и главным бухгалтером в потребительской кооперации, на государственной службе, в системах таможенного контроля, валютного и экспортного контроля.
В ЕШКО-Россия пришла в 1996 году на должность начальника финансово-экономического отдела. С 2005 года — директор ЕШКО-Россия.
Под ее руководством ЕШКО удостоена звания «Лучший налогоплательщик года» (2008 год). В декабре 2008 года в рамках проекта «Лидеры экономического развития Евразия» ЕШКО удостоена звания «Лучшая компания года».
В декабре 2009 года во время международного экономического форума в Люцерне (Швейцария) И.Л. Малаховой вручена Золотая медаль качества «Европейский гранд» за эффективное управление предприятием в условиях всемирного экономического кризиса.
В декабре 2010 года ЕШКО-Россия присуждена Международная премия «Лучшее предприятие года 2010» в рамках XIV Церемонии общественного признания «Элита национальной экономики».