Что обозначает цифра 7 в русском языке 6 класс разбор
Что такое разбор под цифрой 7 и как его делать?
Давайте сделаем разбор вот этого предложения из произведения Л.Н.Толстого:
Сначала давайте определим, какой знак препинания нужно поставить в конце нашего предложения, это точка, потому что предложение не является ни восклицательным, ни вопросительным, поэтому простая точка, это повествовательное предложение.
Не часто можно увидеть цифру 7 в конце предложения, но такое бывает. Чаще всего она стоит рядом с цифрой 5 (или с другой цифрой). В таком предложении надо будет сделать пунктуационный разбор и выполнить пунтограмму предложения или другими словами, начертить схему данного предложения.
Цифра может ставиться как в конце предложения, так и в части предложения, но над пунктуационным знаком.
Здесь надо будет указать, какие знаки препинания ставятся.
Если это простое предложение, оно может выглядеть примерно так:
Приведу еще один пример, только сложного предложения и схему:
Обычно в начале учебника в условных обозначениях указывается, какой вид разбора обозначает та или иная цифра. Именно в моём учебнике цифра семь обозначала пунктуационный разбор предложения. Чтобы сделать этот разбор, нужно подчеркнуть все члены предложения и ответить на вопросы:
1.Предложение является простым или сложным?
2.Предложение является повествовательным, вопросительным или восклицательным?
3.Предложение является распространенным или нераспространенным?
4.Предложение является двусоставным или односоставным?
5.Осложнено ли предложение причастным или деепричастным оборотом?
6.*Если предложение является сложным, нужно указать, какая связь между простыми предложениями: подчинительная, сочинительная или бессоюзная.
В современных учебниках уже давно существуют для выполнения самостоятельно задания специальную кодировку, где под каждой цифрой свое значение. Например цифра 7 –значит что нужно выполнить пунктограмму какого-то слова. Пример можно посмотреть здесь
Определяем предложение, характеристики предложения, двусоставное оно или односоставное, есть ли в предложении причастные или деепричастные обороты. Предложение показать значком
Если над предложением стоит циферка семь, то это значит пунктуационный разбор.
Для начала нам нужно пронумеровать все знаки препинания.
Далее объясним почему эти знаки были поставлены в предложении, можно сравнить два предложения и объяснить почему в одном предложении поставлены знаки препинания, а в другом нет.
Также нужно обязательно указать функцию, которую выполняет тот или иной знак препинания в предложении.
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «сгибать»:
Охарактеризуем каждый звук:
У буквы «ь» звука нет_
Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «великолепный«:
Охарактеризуем каждый звук:
Букве «В» соответствует звук_[в’]_согласн., мягк.парн., звонк.парн.
Букве «Е» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.
Букве «Л» соответствует звук_[л’]_согласн., мягк.парн., звонк.непарн., сонорный.
Букве «И» соответствует звук_[и]_гласн., безударн.
Букве «К» соответствует звук_[к]_согласн., глух.парн., твёрд. парн.
Букве «О» соответствует звук_[а]_гласн., безударн.
Букве «Л» соответствует звук_[л’]_согласн., мягк.парн., звонк.непарн., сонорн.
Букве «Е» соответствует звук_[э]_гласн.ю ударн.
Букве «П» соответствует звук_[п]_согласн., глух.парн., тверд.парн.
Букве «Н» соответствует звук_[н]_согласн., звонк.непарн., твёрд. парн., сонорн.
Букве «Ы» соответствует звук_[ы]_гласн., безударн.
Букве «Й» соответствует звук_[й’]_согласн., мягк.непарн., звонк.непарн., сонорн.
Что обозначает в русском языке цифра 7?
Что обозначает в русском языке цифра 7.
Если ты это имел ввиду
Почему он стоит в данном месте.
Какие буквы не обозначают звуков в русском языке?
Какие буквы не обозначают звуков в русском языке.
Что обозначает цифра 7 в русском языке?
Что обозначает цифра 7 в русском языке?
Что обозначает число 3 в русском языке?
Что обозначает число 3 в русском языке.
Что обозначает цифра 3 в русском языке?
Что обозначает цифра 3 в русском языке.
Что обозначает 2 над словом в упражнении по русскому языку?
Что обозначает 2 над словом в упражнении по русскому языку?
Аноним что обозначает в русском языке?
Аноним что обозначает в русском языке.
Что обозначает в учебнике русского языка над словом цифра 3?
Что обозначает в учебнике русского языка над словом цифра 3.
Есть ли в русском языке разные слова обозначающие одно и то же слово?
Есть ли в русском языке разные слова обозначающие одно и то же слово?
Сколько букв в русском языке, обозначающие гласные звуки?
Сколько букв в русском языке, обозначающие гласные звуки?
Есть ли в русском языке разные слова обозначающие одно и то же слово?
Есть ли в русском языке разные слова обозначающие одно и то же слово?
Помоги ей, увидел его, поздоровался с ними, узнал о нем, вылечил её, услышал его, подружился с ними.
Жила балы девушка она пошла в лес за водой по дороге шла бабушка она спросила можно попить воды девушка сказала да канешно можно бабушка попила воды и сказала спасибо и бабушка ей дала горшок с кашей а там пуста бабушка сказала ты скажи волшебное сло..
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. 1-й класс
Класс: 1
Основные цели урока:
1. Ввести число 7, цифру 7; разобрать состав числа 7. 2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание на числовом отрезке. 3. Развивать вычислительные навыки, мышление, речь, познавательные интересы.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
III. Постановка учебной задачи
IV. “Открытие” детьми нового знания.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе
1. Выполнение № 5с. 3
2.Закрепление представлений о числе 7.
VIII. Подведение итогов урока.
Рисунки гномиков, счётный материал “грибы”, модель отрезка, числовой отрезок, линейки 20 см, “домик” из геометрического материала, учебник “Математика”-1класс, тетради, магнитофон, наглядность для физкультминутки.
Ход урокаI. Организационный момент.
Ты готов начать урок? Ну-ка, проверь, дружок. Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль правильно глядят?
II. Устный счет. (Слайд 1)
За холмом у реки жили гномики. Пышка и Крошка. Пышка был высокий, толстенький, а Крошка – маленький, умный, на все руки мастер. Пышка хотел быть таким же умным как Крошка, всё у него спрашивал. Однажды он попросил научить его считать до 20. А вы, ребята, умеете?
1. – Счёт до 20 вперёд и обратно. – Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5. – Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число?(-1) – Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число?(+1) – Назовите число, которое состоит между 3 и 5 (4), 14 и 16 (15) – Назовите соседей числа 7(6,8)
2. Посчитайте по линейке и найдите значение выражений
3. (Слайд 2) Крошка набрал на зиму грибов, повесил сушить. А Пышка уже внимательно смотрит. Посмотрите и вы. Заблудилось число. Найдите его место в натуральном ряду чисел.
– Что вы можете сказать о числе 5? (5 меньше 6, 7, 8, 9, 10, но больше 1. 2. 3. 4, соседи числа 5 (4 и 6) – Придумайте выражения, значения которых равны 5.(3+2, 2+3, 1+4, 4+1,5+0, 10-5)
III. Постановка учебной задачи.
– Как обозначен весь отрезок на рисунке?
К – На какие части он разбит? М и Д – Как получить весь отрезок? М+Д
– Назовите равенство (К-М=Д) – Какое ещё равенство можно составить? (К-Д=М) – Что оно означает? (нашли часть М)
– Назовите в этих равенствах части (М, Д), целое (К). – Как найти часть? (из целого вычесть одну часть) – Как найти целое? (нужно части сложить) – Молодцы ребята! Вы справились с заданием, убрали камень.
2. (Слайд 4) Приближалась зима, и гномики решили построить себе дом. Крошка начал рассчитывать количество камней на дом. 6 + 1
6 – 1 – В чём сходство и в чём различие этих выражений? (сходство в числах, а различие в знаках). Найдите значения выражений.(7 и 5) – Какое наибольшее число камней возьмёт Крошка для строительства дома? (7) – Как вы предполагаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (число 7. цифру 7) – Цель нашего урока – характеристика числа 7, его состав. Так же мы постараемся научиться писать цифру 7 в тетрадях.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
– Когда-то семерка была последним, предельным числом и употреблялась в значении “много” “всё”. Отсюда и смысл этих поговорок.
Нередко, в древности числу 7 приписывали волшебную силу. Лекари вручали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить их по 7 дней.
Пышка и Крошка путешествия встретили своих братьев – гномиков из мультфильма “Белоснежка и семь гномов”. А вы хотите узнать, что там приключилось?
Инсценирование учащимися отрывков из сказки “Белоснежка и семь гномов”.
Давным-давно в одном королевстве родилась принцесса. За белую как снег кожу ей дали имя Белоснежка.
Но наступили нелёгкие времена: тяжко заболела и умерла королева, мама Белоснежки.
Её папа — король — женился во второй раз. Новая королева страшно невзлюбила Белоснежку.
У злой королевы было волшебное зеркало. Каждый день, смотрясь в него, она спрашивала:
— Зеркало, зеркало на стене, кто всех прекраснее в нашей стране?
И всякий раз зеркало отвечало:
— Ты, о королева, прекраснее всех в нашей стране. Тем временем Белоснежка подрастала и хорошела.
Но один раз зеркало ответило по-другому:
— Губы — как розы, Кожа — как снег, Волосы — ночи черней! Ты догадалась — это о ней, 0 дочке приёмной твоей!
Услышав такие слова, королева пришла в ярость. Она приказала своей служанке отвести Белоснежку в лес и там ее одну оставить.
— Что же мне делать? Куда идти?
— Тра-ла-ла! Тра-ла-ла! Поработали на славу, отдохнуть пора! — возвращаясь, они пели эту песенку.
Выходят 6 гномов. Дети замечают не совпадение со сказкой.
– А как вы узнали, что гномов 6? (сосчитали)
– Что мы должны сделать? (позвать гномика)
– Как образовали число 7? (увеличили на один)
– Но что же было дальше?
Вернувшись в тот день, домой, гномы очень удивились.
— По-моему, тут кто-то был!
— Посмотрите-ка! Кто-то постирал мою рубашку!
— А мою чашку кто-то поставил на место!
— Я — принцесса Белоснежка. — и девушка рассказала свою печальную историю.
Однажды волшебное зеркало рассказало королеве:
— Здравствуй, красавица, — обратилась она к Белоснежке. — Не хочешь ли попробовать моего наливного яблочка?
Белоснежка надкусила яблоко и упала на землю замертво.
Вернувшись, домой, гномы нашли неподвижную Белоснежку.
Ребята, а, сколько было гномов в сказке?
– А какой цифрой обозначается число 7?
2. Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать его в тетради. – Но перед этим сделаем пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка с пальчиками (развитие мелкой моторики).
Обе ладошки лежат на столе свободно. Декламируя стихи, дети сопровождают их движениями пальчиков. Начинаем с указательных пальцев обеих рук, затем — средний, безымянный, мизинец, большой и все по очереди:
Этот пальчик мой танцует, Этот вот — кружок рисует. Этот пальчик ловко скачет, Будто легкий-легкий мячик. А теперь — все по порядку | А мизинчик мой, малышка, Ноготком скребет, как мышка. А большой мой, толстячок, Тот улегся на бочок. Пальцы делают зарядку. |
Начинаем писать ниже верхней линии клетки. Ведём, вверх до линии, закругляем, ведём в правый верхний угол клетки, затем наклонную линию к середине нижней линии клетки. Отрываем руку, пишем элемент I(поясок).
– Повторите письмо цифры в воздухе, на ладошке.
– Кто догадался, как будем писать? (Через клетку).
-Найдите и подчеркните самую лучшую цифру.
3. (Слайд 5) Сравнение фигур по форме, цвету, размеру. Крошка и Пышка тоже сегодня узнали много нового. Но и без дела не сидели. Они построили дом.
– Сколько деталей в доме? (7) – А какие признаки различия у фигур?
По форме: 4 квадрата и 3 треугольника.
По цвету: 5 белых и 2 красных. По размеру: большие и маленькие.
4. (слайд 6) – Наступила зима. На окнах появились узоры.
Вставить в окошко число, чтобы неравенство было верным. Назовите все возможные варианты от 1 до 6. Какое число вставить нельзя?
Запишите неравенства в тетрадь.
5. Зажили гномики хорошо. Не страшны им лютые морозы. Крошка учил Пышку каждый день новому. Сегодня он задал ему задачу про своих братьев – гномов.
У Пышки в кармашке
Конфеты в бумажке
Он дал по конфете
Изюмке, и Пете,
И Тиму и Тому,
И Крошке, и Грому,
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет?
А сколько было гномов? (7 = 7)
– Что можно сказать о количестве конфет и гномов? Запишите равенство в тетрадь. 7=7
V. Физкультминутка.VI. Первичное закрепление.
1. (Слайд 7) Зимними вечерами гномики любили конструировать. А вы любите? Давайте, выполним конструирование из палочек а) выложите из палочек цифру 7 б) из 7 палочек составьте 3 треугольника. Найдите здесь четырёх угольники. Сколько их? (3) в) из семи палочек составьте два равных квадрата. Уберите 1 палочку так, чтобы получился прямоугольник. – а сейчас проверьте, правильно вы всё сделали? (самопроверка)
И продолжим наше путешествие.
2. (Слайд 8) Откроем с. 2 учебника. – Где в натуральном ряду чисел стоит число 7? (на седьмом месте) – Как получили 7?(увеличили на один) – На что похожа 7? (на косу) – Какой 7 день недели? (воскресенье) – А 7 месяц года? (июль) – Состав числа 7 (с помощью костяшек домино)
(На доске составляется таблица )
3. №1 стр.2 (слайд9)Состав числа 7.(использование “цветиков-семицветиков”, и с помощью разбиения отрезка на части)
— Гномики любили ходить в гости к пчелкам, а те их угощали вкусным медком А один раз пчелки раскрасили цветочки-соты разными цветами. и предложили гномикам выполнить задание. Давайте мы поможем гномикам.
— На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6синих и 1 желтый.) — Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7.) Допишите равенство.
— Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6=7.)
— Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся?
(Синие.) Допишите равенство. (7—6 =1.)
— Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.) Допишите равенство. (7—1 = 6.)
— Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)
Остальные 2 задания по вариантам.
— комментирование детьми второго задания:
— На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7.
— Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7.
— Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5 = 2.
— Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7 — 2 = 5. Молодцы ребята, вы справились с заданием. Теперь пчелки угостят гномиков медком, и они не будут болеть.
4. (Слайд 10) №3 с.2. Сравнение чисел в пределах 7.
Физкультминутка для глаз.
Гномики любили делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
1. выполнение №5 с.3 В каждом столбике – круговые примеры: ответ каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего примера.
2. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.
Возвращаясь поздно домой Крошка загадал Пышке загадку:
— В темном небе звездной ночью
я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашел
Называется ковшом
— Кто из вас догадался, что обнаружил Крошка?(созвездие)
И вы ребята это созвездие можете увидеть вместе с родителями ночью.
VIII. Подведение итогов урока.
– С каким числом познакомились? (7) ( слайд 12) Крошка и Пышка прощаются с вами. Пышка многому научился. И на память об этом путешествии они передали вам конверт с оценками. – Можете ли вы теперь решать примеры в пределах 7? Придумайте пример с ответом 7.
« Число семь в жизни человека и литературе».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Творческий проект с элементами исследования на тему
« Число семь в жизни человека и литературе».
ученица 6 Б класса
Горбунова Наталья Николаевна
Глава 1. Из истории возникновения числа семь…………………………………… 4-6
Глава 2. Мистическое число 7……………………………………………………… 6-8
Глава 3. Число 7 в народных сказках……………………………………………. 8—11
Глава 4. Анализ и сопоставление пословиц, поговорок, фразеологизмов, устойчивых выражений, связанных с числом “семь” в русской культуре….11-13
Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия и осторожность к одним числам, а порой и совсем неприятные чувства к другим. С древнейших времен и в наше время многие люди верили и верят в счастливые и несчастливые числа. Суть числовых суеверий и числовой мистики состоит в том, что отдельным числам приписывается мистическое, сверхъестественное значение. Философ и математик Пифагор утверждал, что « числа правят миром ». Числа, считал он, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье.
Актуальность исследования . Особым почетом во все времена пользовалось число семь. Оно часто встречается во многих религиях, в литературе. В пословицах, сказках, загадках числа присутствуют всегда. Случайно ли это? С чем это связано? Почему число 7 считалось магическими? Как это отражено в фольклоре? Люди верят в удачу этого числа. У меня оно тоже вызвало отдельный интерес. Мне захотелось подробнее разобраться, что же это за таинственное число. Почему оно представляло такой большой интерес у людей? В чем заключается его смысл и священная сила?
Объект исследования: число 7.
Предмет исследования: число 7 в литературе и жизни человека.
Цели: Познать тайну числа 7.
1. Собрать и проанализировать информацию о числе 7;
2. Выявить магическое значение числа 7.
3. Раскрыть тайную сущность числа в произведениях устного народного творчества, найти интересные факты.
Число 7 является магическим, оказывает влияние на человека. Полученная информация усилит интерес учащихся к литературе, увлечет их исследовательской деятельностью. Число семь символизирует тайну изучения и знания.
Практическая значимость исследования
Глава 1. Из истории возникновения числа семь.
История возникновения чисел уходит корнями в далекое – далекое прошлое. Когда в древности человек хотел показать, например, сколько у него детей, он брал мешок, и складывал в него столько камешков, сколько детей он имел. До этого считали на пальцах, после этого начали завязывать узелки на веревках. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. То есть система счета, а значит и история возникновения чисел ведут свой отсчет еще с древних времен, когда люди, по сути, жили в пещерах. С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства – одни числа считали счастливыми другие – наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое – без всяких на то оснований. Это привело к тому, что числу приписывали магическое, волшебное значение, его представляли в виде некоторого таинственного духа.
Семь небесных тел управляли каждым из семи периодов в жизни человека
( младенец, подросток, юноша, зрелый творец, воин, правитель, мудрец ).
Древнее капище с семью идолами основных языческих славянских богов называли Храм Семи Врат, его окружали семь ям с жертвенным огнем.
Радуга после дождя считалась у славян » Священным семицветьем «, ниспосланным богами.
Ночью на безоблачном небе хорошо видны созвездия с семью звездами Большой и Малой Медведицы.
Глава 2. Число 7 в христианстве.
Постепенно славяне осознали «семеричность мира», число «семь» стало священным, рассматривалось ими как модель божественного устройства Мироздания и Гармонии. В Ветхом Завете написано, что Господь за шесть дней создал землю, море, небо и все, что в них. А на седьмой день отдыхал.
Число семь упоминается в Ветхом и Новом Заветах 700 (!) раз. И вот с тех пор для всех христиан семь — священное число. А воскресенье — седьмой день недели — выходной, в который, по христианским обычаям, нельзя ничего делать. Одним из самых любимых праздников на Руси до христианства был Семик или Семиярило отмечался в четверг на седьмой неделе после Пасхи.
Устраивались гуляния на природе, в обрядах приветствовались первая зелень и начало полевых работ, поминались усопшие, завивались венки, украшались березки, проводился обряд кумления молодых женщин, прогонялись русалки с полей, лесов, берегов рек.
Числовые закономерности заложены во всей Библии.
• Над православными храмами часто семь куполов.
– Семь свечей в светильнике алтарном и семь в запрестольном.
Семисвечник знаменует собою семь таинств. Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.
Эти семь светов соответствуют также семи духам Божиим, посланным во всю землю (Откр. 5:6), семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова.
Из всех возможных соответствий числа семь важнейшим для верующих людей является соответствие семи таинствам Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак, Священство, как объемлющим собою все благодатные средства спасения души человеческой; от рождения до смерти человека. Средства эти стали возможны только благодаря пришествию в мир Христа Спасителя.
Таким образом, свет Даров Святого Духа, заключенных в семи таинствах Церкви, и свет Православия как вероучения истины, — вот что прежде всего означают семь огоньков церковного семисвечника.
После христианизации Руси и других славянских народов число семь сохранило свое священное и мистическое значение и до настоящего времени.
Глава 3. Мистическое число 7.
Практически все авторы (Генон, Блаватская, Э. Леви), писавшие о числе 7 указывают на его связь с процессом проявления. Об этом же говорит Мэнли Холл:
«Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней — это направления: север: запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: «Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний».»
Кроме того, число 7 считалось числом, имеющим таинственную силу, и часто применялось в ворожбе и заговорах жрецов :
• В славянской архитектуре при строительстве храмов использовалась «магическая семерка»—
• Семь основных нот в музыкальной гамме ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си ), семь октав в музыкальном ряду,
• Семь струн у гитары, семь основных цветов в цветовом спектре.
• Человек с первого предъявления обычно запоминает 7 понятий.
• У многих наших современников число семь является символом удачи и оберегом, обладающим таинственной силой.
• Нынешние старожилы наверняка застали семь слоников, стоящих на комоде в гостинных в 50-х годах.
Семь — число души тех, кто родился 7 числа любого месяца. Многие люди с числом души 7 — одаренные поэты, художники, мыслители, судьи, нумерологи, реформаторы и ученые. Правильно направляемые «семерки» могут оставить в жизни заметный след. Люди с числом души 7 глубоко духовны и религиозны. У них доброе сердце, они социальны, романтичны, сентиментальны, у них благородная душа. Они оригинальны в своем самовыражении и независимы в своем подходе к жизни. Благодаря своему философскому взгляду на вещи, у них неповторимая индивидуальность. Они придают новое значение старым ценностям и старым истинам.
«Семерки» любят мистику и поддерживают вокруг себя мистическую ауру. Они стараются у всех чему-нибудь учиться и очень интересуются оккультными науками. У них своя манера объяснять идеи; «семерки» не следуют ни одной принятой религии. Они создают свою собственную идеологию и свою собственную религию, которая насыщена образами и имеет под собой неясную, ненаучную основу.
Глава 4. Число 7 в народных сказках.
• Многовековая народная мудрость и культура славян отражается в дошедших до наших дней сказках, былинах, пословицах и поговорках.
• Семерка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик.
• В сказке «Семь Симеонов» самый младший из семи братьев уговорил царевну взойти на корабль.
• В сказке «Волк и семеро козлят» седьмой самый младшенький спрятался в печке и после рассказал Козе про братьев и Волка.
• У семи гномов за семью горами, а Мальчик с пальчик (седьмой, самый маленький) неоднократно спасал своих братьев.
• Герои сказок в Сапогах-скороходах ходят семимильными шагами.
• В сказке «Семь подземных королей» герои вместе с девочкой Элли помогают жителям волшебной страны избавиться от семи королей, перевоспитав их.
• В сказке «Дочь семилетка» девочка семи лет оказалась умнее самого царя и этим смогла помочь своему бедному отцу.
• В сказке «Мудрая девица и семь разбойников» молодая девушка спасла от гибели всю свою семью, обманув злых и коварных разбойников.
• В сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.
• Это волшебное число широко использовалось в сказках «Волк и семеро козлят», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей».
• Мы попытаемся проследить использование числа 7 и его символику в русских народных сказках.
• В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.
• Число 7 используется в бытовых сказках. Это связано, прежде всего, с конкретикой сказок, его символика не является каким-либо значимым фактором при раскрытии тайного или явного смысла произведений.
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов.
• Я уверена, что все русские народные сказки имеют тайный смысл!
• Одной из самых интересных сказок, на мой взгляд, является сказка «Волк и семеро козлят». Даже в названии её всё неслучайно!
• У совсем древних северных людей волк был животным священным. Но потом люди создали или, как бы сказали теперь, скреативили из волка собаку. Собаку полюбили, а волков стали бояться. В детских сказках волк превратился в символ ненасытности и опасности. Значит, уже в первом слове названия сказки – предупреждение о том, что мир может погубить ненасытность.
• Семеро козлят… Цифра семь неслучайна! Семь – любимое число Творца. В человеческом теле семь главных энергетических вихрей, которые модно нынче называть чакрами.
• Совпадают по звучанию слова «семь» и «семя». «Семя» означало «сё мя» – «то мне»! От слова «семя» – и «семья». Семья в древности тоже понималась несколько по-другому, нежели мы понимаем это слово теперь. Значение его не ограничивалось папой, мамой, дедушкой, бабушкой и детьми…
• Наоборот, «семья» означало род, идущий от одного семени. До сих пор осталось выражение «семья народов». Означало оно когда-то те разные народы, которые произошли из одного корня-рода. Так что семеро козлят – символ семьи-рода. Коза всегда ходит по камням, по казам. Поэтому наши далёкие предки считали её мудрейшей из всех животных. Ведунья! Она ведала то, чему учат казы.
• Собрала она козлятушек – подрастающее поколение – и предупредила их: «Мир полон опасностей. Он наполнился ложью из-за ненасытности. Не открывайте дверь сердца своего никому! Кто бы в эту дверь ни постучался, какие бы красивые слова ни говорил, какое бы славное будущее вам ни обещал, какие бы «песни» ни пел… Не верьте тому, кто обещает немедленное счастье и богатство, – будете съедены!»
• Но волк был опытным. И так сумел он перековать свой голосок на нежный-ласковый и у порога и столько всего посулил козлятам в будущем, что те завет материнский забыли, ему поверили и двери раскрыли. Тут же шестеро были съедены!
• И только один сумел спастись – спрятался за печкой. Тяжело ему было там – грязно, душно, неустроенно, жарко, паутинно… Но он молодец! Высидел, выжил, вытерпел… А когда мама пришла, всё ей рассказал о том, что случилось. Тут-то и пригодилась козе накопленная во время прогулок то мудрость. Пошла она в лес искать волка. Нашла легко. Он грелся возле костра. Довольный, сытый… Предложила она волку поиграть в такую игру – попрыгать через костёр. Условие следующее: «У меня – сказала коза – есть ещё один козлёнок. Если прыгнешь дальше меня, я тебе его отдам на съедение».
• Всё верно поняла коза-ведунья – сколько волка ни корми, а ему всё равно мало. А вот объевшийся волк перепрыгнуть не смог. Упал в костёр, брюхо у него лопнуло, и оттуда повыскакивали козлята – все живы-здоровы.
• Вернулись шестеро козлят домой, седьмой вылез из-за печки – восстановилась целостность семьи-рода. Мораль этой притчи такова…
• Один козлёнок должен остаться живым, чтобы передать нужные сведения о том, что случилось!
• Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.
• Глава 5. Анализ и сопоставление пословиц, поговорок, фразеологизмов, устойчивых выражений, связанных с числом “семь” в русской культуре.
Русская культура считает нечетные числа счастливыми, как мы уже говорили. Особенно это распространяется на число 7. В русском языке фразеологизм “быть / чувствовать себя на седьмом небе” выражает безграничное счастье и глубокое удовлетворение. Например, «Охотники улыбнулись все разом и захлопали от восторга в ладони. Все почувствовали себя на седьмом небе». (А. П. Чехов. «Петров день»).
В русском языке фразеологизмы , поговорки и пословицы с числом “семь” обычно имеют значение “много”. В таких выражениях число семь является не точным количеством, а неопределенным. Например, пословица “Семь раз отмерь, один раз отрежь” означает, что перед тем как сделать, решить что-либо ответственное, серьезное, тщательное нужно несколько раз подумать.
А так же, я думаю, что в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли – семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой – один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т.д.
Фразеологизм “семь потов сошло” представляет человека, приложившего максимум его усилий для выполнения, осуществления чего-то. “Семь пятниц на неделе” обозначает, что человек много раз изменяет свои намерения. Пословица “семеро одного не ждут” обозначает, что решение принимает всегда большинство. В пословицах и фразеологизмах “семь верст до небес”, “семеро по лавкам сидят” и “у семи нянек дитя без глазу, число “семь” содержит понятие “много”.
В русских фразеологизмах, пословицах, поговорках число “семь” может содержать понятие “далеко”, например, «Его дальний родственник, двоюродный племянник матери, в общем, седьмая вода на киселе, был командиром взвода в училище». С древних времён на Руси в народе фразеологизм «седьмая вода на киселе» обозначал дальних родственников. Поговорка “за семь верст киселя хлебать” означает, что поехать (пойти) очень далеко и вернуться ни с чем. В пословице, “семь вёрст — не околица”, околица — край деревни, очень далеко. Ради близкого, дорогого человека и длинный, окольный путь кажется коротким.
Не трудно заметить, что в этих фразеологизмах число “семь” выражает значение покровительства сверхъестественных сил.
Исследуя символику числа “семь”, мы пришли к следующим выводам: числа являются не просто выражением количества, а представляют собой определенные идеи-символы, являясь некоторым мифологическим кодом национальной языковой картины мира.
Глава 6. Заключение.
Объектом исследования было число 7. Вместе с учителем мною собран богатый материал, связанный с ним. Изучив литературу, я углубила свои знания о числе 7 и убедилась, что оно обладает магическими свойствами и играет важную роль в нашей жизни. Информация, которая содержится в этой работе, заинтересовала так же моих одноклассников, с которыми я поделилась на уроке литературы. Она помогла им открыть для себя много нового.
Значит, можно сделать вывод: весь собранный материал доказывает значимость числа 7 в подтверждении выдвинутой мной гипотезы.
Закончу своё выступление стихотворением Т. Лавровой
Цифра 7 – особый случай:
Мелодична и певуча.
Это ноты к новой песне,
Семь чудес в ней интересных.
Семь в пословицах всегда
Очень яркая звезда.
Семь в неделе разных дней,
Семь на радуге лучей.
С этой цифрой мы друзья,
Потому что мы – СЕМЬЯ!
1. Алексеенко В. И. Нумерология для начинающих.М.2010 г.
2. Аникин В.И Русские народные сказки.М.2002г.
3. Зайцева. О. И.Уроки русского языка в школе. Просвещение.2006г.
4. Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. / Книга для учащихся, М: «Просвещение», 1995.
5. Круглов Ю.К. Русские народные загадки,пословицы,поговорки.Л.1990г.
6. Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Авторы-составители М.: АСТ, 1998
7. Сказки разных авторов, мифы, пословицы, поговорки.
8. Созонова Н.Г.Русские народные сказки.М.1997г.
9. Фирсов В.А. Тайная жизнь чисел. М.2004г.