Что обозначает запись 3n2
Что обозначает запись 3n2
Для любого натурального числа n (n ≥ 1) обозначим через O(n) количество нечётных цифр в десятичной записи этого числа. Например, O(123) = 2, а O(2048) = 0.
а) Существует ли такое натуральное число n, что O(4 · n) = O(n) + 2?
б) Существует ли такое натуральное число n, что O(5 n + 2 n + 1 − 2) > n?
в) Для какого наименьшего натурального числа n выполнено равенство O(11 · n) = O(n) + 2?
а) Да. Например, при n = 44 имеем
б) Для любого натурального n имеем так как
Значит, в числе не более n цифр. Следовательно,
и искомого значения n не существует.
Если 10 ≤ n ≤ 19 и n чётно, то O(n) = 1, а число 11 · n чётное и трёхзначное. Отсюда получаем, что в этом случае
Если 10 ≤ n ≤ 19 и n нечётно, O(n) = 2, а число 11 · n трёхзначное. Отсюда получаем, что в этом случае
Если 20 ≤ n ≤ 27 и n чётно, то все цифры чисел n и 11 · n также чётные. Отсюда получаем, что в этом случае
Если 20 ≤ n ≤ 27 и n нечётно, то 200
Значит, искомое наименьшее значение n равно 29.
О хромосомной формуле (n и с)
В очередной раз убеждаюсь как некоторые вопросы учащихся в комментариях помогают направлять объяснение репетитором определенных вопросов в нужное русло.
В последние 2 года в заданиях ЕГЭ стало появляться всё больше и больше вопросов, связанных с определением хромосомной формулы в клетках различных организмов на разных этапах их деления (при митозе или мейозе).
Да, такие тестовые задания позволяют объективно выявлять полноту знаний учащимися процессов деления клетки. Вот только, к сожалению, сами составители таких заданий не всегда обладают этой полнотой знаний и указывают вместо правильных неверные ответы.
По вопросу Катерины в комментарии к статье «Митоз и мейоз» мне стало ясно, что она не правильно понимала вообще, что означают буквы «n» и «с» в хромосомной формуле.
1. Катерина: Ну вот, я просто в ступоре! Борис Фагимович, что же получается: в профазе митоза мы имеем набор 2n4c (то есть две хромосомы, каждая из которых состоит из двух хроматид), но на рисунках в учебниках нам наглядно рисуют четыре самостоятельные хромосомы? Каждая из которых по две хроматиды? В метафазе набор не меняется. В анафазе в момент разъединения мы получаем 4n4c (в сумме), но ведь было только 2n, откуда же ещё две хромосомы берутся?
Б.Ф.: Обратите внимание, что обозначение 2n4c – это ни в коем случае не означает: “то есть две хромосомы…” Так вот, 2n – это не “две хромосомы”, это весь диплоидный набор хромосом какого-то вида организмов, а n – его гаплоидный набор.
Этот “набор” n может быть, например, 4 как у дрозофилы, или 23, как у человека. На подробных рисунках схем митоза (или мейоза) изображают, как правило, не 23 пары хромосомы и даже не 4 пары (чтобы не загромождать схему), а для удобства, для схематичности, всего 2 пары (одну тоже не изображают).
Таким образом, общим выражением 2n2c обозначают диплоидный набор хромосом (n) у любого вида организмов в интерфазной клетке (до репликации, до удвоения ДНК), указывая после “n” еще и букву “с” – количество хроматид в каждой хромосоме. То есть, если набор хромосом диплоидный 2n и все они однохроматидные, то при 2n рядом пишем, соответственно и 2с. Что тоже самое, что и 2(nс), но так не пишут.
При подготовке же клетки к делению, после того как осуществится процесс репликации ДНК в S периоде интерфазы, само количество будущих хромосом в клетке не меняется, но каждая хромосома становится двухроматидной. И в этом случае общее выражение набора хромосом в клетках любого вида организмов будет выглядеть 2n4c.
Выражением же 1n2c показывают набор и состав хромосом после первого редукционного деления мейоза: сам набор хромосом снизился в это время в два раза (но пока еще хромосомы ненормальные, а двухроматидные). После же второго эквационного мейотического деления хромосомы становятся 1n1c, то есть нормальными (однохроматидными) и набор их в каждой из четырех вновь возникших клеток будет гаплоидным (n).
Катерина: Ну вот, до таких очевидных вещей я не смогла докопаться…
Б.Ф.: Зато теперь, Катерина, после того, как Вы не постеснялись четко сформулировать, что Вам было непонятно, представьте, что еще кто-то сможет прояснить для себя этот вопрос. А кто-то и не “знал”, что он этого не знает!
Б.Ф.: Всю эту, как Вы пишите «галиматью», с «n и с» придумал не я. Уже более 30 лет такие буквенные обозначения количества хромосом (n) и количество ДНК в них (с) используются в школьных учебниках по Общей биологии для 10-11 классов. Вы, видимо, уж очень очень давно закончили школу? Теперь и в заданиях ЕГЭ в каждом контрольном варианте обязательно встречаются вопросы, когда от учащихся требуется расписывать хромосомную формулу (nc) на разных стадиях жизненного цикла клетки.
Текст в статье содержит всего две странички. Влад, прежде, чем писать откровенную чушь об увеличении числа хромосом вдвое после репликации ДНК (в S периоде интерфазы), прочтите ещё раз хоть один абзац статьи:
«В синтетический период интерфазы S, после удвоения каждой из хроматиновых нитей ДНК (или каждой из «хромосом»), их общий набор не меняется, он остается прежним диплоидным (2n), но они становятся двухроматидными — 2с (то есть после синтетического периода, имеем в 2n наборе «хромосом» уже не 2с, а 4с генетической информации)».
Если у Вашего гипотетического животного в G1 периоде интерфазы было 2n = 6 хромосом, то и после S периода, то есть после удвоения ДНК их останется 6, но они будут содержать уже не 6 ДНК, а 12 ДНК. Поэтому, Влад, уж извините, что на Вашу почтительную просьбу продолжить объяснение мейоза «без всякой n-c галиматьи» я не возьмусь.
3. Анастасия: Недавно столкнулась с задачей и мне не понятен ответ. Не могли бы Вы помочь?
Диплоидный набор хромосом клетки равен 34. Необходимо определить количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза. Ответ дан 68, 34, 34, 17, соответственно.
Б.Ф.: Итак, для интерфазной клетки данного задания имеем: диплоидный набор хромосом 2n равен 34 и их качество, то есть количество молекул ДНК (2с) равно 34. После репликации (удвоения) ДНК в S периоде интерфазы перед митозом, формула примет вид 2n4с, то есть ДНК станет 68 молекул.
Митоз завершается образованием из одной материнской клетки двух клеток 2n2с (то есть ДНК в каждой клетке будет 34 молекулы). После первого деления мейоза, называемого редукционным (уменьшительным делением), количество хромосом уменьшается вдвое, но, так как они еще двухроматидные и формула имеет вид 1n2с, то ДНК будет 34 молекулы.
После второго деления мейоза, называемого эквационным делением (уравнительным делением) — хромосомы станут нормальными однохроматидными и хромосомная формула примет вид 1n1с, то есть ДНК будет 17 молекул. Анастасия, изучите еще повнимательнее мою статью и я надеюсь Вам будет всё понятно.
4. Елена: Подскажите, пожалуйста, какой же будет генетическая формула анафазы 2 мейоза: 2п4с или 1п2с?
Б.Ф.: И не так, и не так, а 2n2c. Прочтите внимательно мою статью на блоге.
Елена: Я опять все по тому же вопросу. Привожу ответ из досрочного ЕГЭ (ФИПИ) 2016 года на 39 вопрос: «В интерфазе I происходит репликация ДНК, количество хромосом постоянно, количество ДНК увеличивается в 2 раза — 48 хромосом, 96 ДНК. Хромосомный набор в профазе I равен интерфазе — 48 хромосом, 96 ДНК. В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид, количество хромосом уменьшается в 2 раза — 24 хромосомы, 48 ДНК». Из этого следует, что генетическая формула анафазы 1 — 1п2с. В Вашей таблице — 2п4с, я и сама так считала.
Б.Ф.: А кем составлен этот ответ? Почему Вы должны из-за него отказываться от своего правильного мнения? «В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид, количество хромосом уменьшается в 2 раза» — ну что за чушь! Да, количество хромосом снизится в два раза — в этом и суть первой фазы мейоза — редукционного деления. Но снизится то не в анафазу (когда все хромосомы ещё сидят в одной материнской клетке), а после телофазы. После телофазы 1 в каждой из дочерних клеток будет по 24 хромосомы. А если их уже в анафазу 24, то в телофазу, что же, их будет 12… Да, это что-то новенькое…
5. Ольга: Борис Фагимович, спасибо Вам за разъяснения, разбираюсь. Плохо получается, снова вопрос: в анафазе митоза по картинке 4n4c, то есть, 92 хромосомы 92 ДНК?
Б.Ф.: Ольга, да всё хорошо Вы разбираетесь (надо бы ещё уверенности побольше и «верить» своим глазам). Конечно, раз написано 4n4с — значит сколько хромосом, столько же и ДНК. На рисунке, для удобства восприятия, изображены всего две пары хромосом какой-то гипотетической клетки, то есть n = 2. (Представляете, что это была бы за схема, если бы все 23 пары человеческих хромосом попытались бы изобразить?! Тогда действительно в анафазе пришлось бы их рисовать все 92 штуки).
Здесь же показано, что эта диплоидная клетка до подготовки к делению имела всего 2n хромосом = 4 (и каждая хромосома была однохроматидная, сколько n столько и с). Раз клетка диплоидная, то есть 2(nc), что тоже самое, что и 2n2с, то и ДНК в ней было 4.
Перед митозом в S периоде интерфазы происходит удвоение генетического материала (репликация ДНК). При этом само количество хромосом не увеличивается их остается 2n=4, но они становятся иного качества — двухроматидные 4с, то есть ДНК будет уже 8. Поэтому в это время и пишем общую формулу 2n4с.
В профазу и метафазу митоза мы видим 4-ре двухроматидные хромосомы, то есть 8 ДНК. А в анафазу, количество хромосом в материнской клетке увеличивается вдвое за счет того, что они разделяются на отдельные хроматиды и формула приобретает вид 4(nc) или 4n4c.
К концу митоза в телофазе в материнской клетке обособятся два новых ядра (с 4-мя нормальными однохроматидными хромосомами каждое, то есть будут ядра как ядро у исходной материнской клетки 2n2c). Это и позволит после цитокинеза (деления самой материнской клетки надвое) получить две полноценные дочерние клетки с диплоидным (2n) набором однохроматидных хромосом каждая (2n2с).
6. Анна: Подскажите пожалуйста ответ на вопрос.Какова биологическая роль эквационного деления?
Б.Ф.: Эквационным или уравнительным делением называют мейоз II. Суть мейоза вообще — это создание клеток с гаплоидным — n (половинным от диплоидного) набором хромосом. Таковыми клетки становятся уже после мейоза I. Но, как Вы знаете, «нормальные» хромосомы должны быть однохроматидными (то есть, сколько n столько и с), а после мейоза I они имеют иное качество, они «не нормальные», а двухроматидные (на n штук хромосом приходится 2с штук хроматид). Чтобы клетки стали c гаплоидным набором (n) «нормальных» по строению хромосом (с) и необходим мейоз II. Анна, если Вам осталось что-то непонятным, изучите еще мою статью: «Митоз и мейоз в помощь к сдаче ЕГЭ».
Анна: Спасибо большое, но мой преподаватель по генетике, сказал мне на ваш ответ следующее: «Да вы движетесь в правильном направлении, но вы описали сам процесс эквационного деления, а мне нужно почему он именно в биологическом смысле происходит» Мы всей группой ломаем голову над этим, вероятно у него какая- то своя теория))) Если у вас есть еще какие-то догадки по этому поводу поделитесь, я и моя группа будет вам благодарна за это.
Б.Ф.: Анна, «хоть убейте», но никакого отдельного смысла в плане биологического значения эквационное деление не имеет. Биологическое значение эквационного деления соответствует в целом ответу на вопрос о биологическом значении мейоза вообще. А биологическое значение мейоза у животных (у растений мейозом образуются споры): образование гаплоидных половых клеток, обеспечивающих при половом размножении (оплодотворении) образование диплоидной зиготы.
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, не стесняйтесь, обращайтесь в комментариях.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Обощающий урок 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок «Обобщение и повторение по теме
«Первоначальные химические понятия»
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме «Первоначальные химические понятия»,8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Цели урока:
образовательные — закрепление основных первоначальных химических понятий по химии: вещества, химические явления, атомы и молекулы, простые и сложные вещества, химическая формула, валентность, химические уравнения, типы химических реакций;
развивающие – развитие познавательного интереса к химии, умения формулировать определения, совершенствовать знания химического языка и умения составлять формулы, уравнения и расставлять коэффициенты, различать типы химических реакций.
Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний
Методы : Беседа, сравнение, решение химических задач и упражнений, индивидуальная работа, работа в паре
2) дайте определение простых и сложных веществ
3) что такое «химический элемент»
4) какие группы химических элементов знаете
6) что показывают качественный и количественный состав вещества
7) что показывает индекс
8) что показывает коэффициент
9) что такое валентность
10) сформулируйте закон постоянства веществ
11)сформулируйте закон сохранения массы веществ
3)Определите массовую долю кислорода в соединении N 2 O 3.
4) Рассчитайте относительную молекулярную массу CO 2, MgO
(для детей с ОВЗ- 4 вопрос)
1-В Составьте формулы соединений с водородом следующих элементов :
2-В Определить валентность по формулам
Ответьте на вопрос :Что такое химические явления?
2.На основании какого закона составляется химическое уравнение?
(для детей с ОВЗ- 3 вариант)
1. К химическим реакциям относится явление
1) испарение воды 2) притягивание железа к магниту
3) растворение сахара в воде 4) взаимодействие CaСO 3 с соляной кислотой
2..Чистыми являются оба вещества
а) чернила и сахар б)сахар и кислород в)воздух и кислород
3.Простыми являются оба вещества
а) водород и кислород б) кислород и вода в) вода и углекислый газ
5.Две молекулы азота обозначает запись:
6.Сумма коэффициентов в уравнении Mg +O 2 =MgO равна …
1. К химическим реакциям НЕ относится явление
1) пропускание углекислого газа через известковую воду
2) центрифугирование смеси
3) дистилляция воды 4) вытягивание проволоки
2.Приведите 2 примера смесей
3.Сложными НЕ являются оба вещества
а) азот и водород б) углекислый газ и озон
в) угарный газ и поваренная соль
4.Валентность углерода в CH 4 равна :
5.Пять атомов кислорода обозначает запись:
VIII. Подведение итогов урока, выставление отметок, рефлексия
IX. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс. Москва « Просвещение» 2010.
2.М.А. Рябов. Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику. Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана « Химия. 8 класс»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1516804
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольный срез знаний»Первоначальные химические понятия»
Тест поможет определить у учащихся уровень усвоения пройденого материала. В работе представлено более 100 вопросов и 4 варианта ответа, которые продуманы по степени увеличения сложности. Имеются вопросы с простейшими задачами, например-
12. Молекулярная масса веществ, имеющих формулы MgSO4; Fe(OH)3 соответственно равна:
А также есть вопросы довольно простого уровня,на которые способны ответить даже самые слабенькие учащиеся, это позволит учителю запланировать ряд работы с такими учащимися.
13. Выберите сложное вещество:
14. Элементы одной группы:
15. Что означают записи 3О2; 2N:
16. Все элементы побочной подгруппы:
17. Химический элемент, который расположен в 6 периоде III группы, побочной подгруппы:
18.Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При нагревании жидкости нужно закрыть пробирку пробкой.
Б. При попадании кислоты на кожу надо немедленно смыть ее большим количеством воды.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19.Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Речная вода является смесью веществ.
Б. Воздух является чистым веществом.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
20.Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Медные опилки из смеси можно выделить магнитом.
Б. Очистить воду от песка можно фильтрованием.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
21. К химическим явлениям НЕ относится:
1) плавление парафина 2) горение дерева 3) ржавление гвоздя 4) скисание молока
Так как в начале изучения нашей науки неотъемлемой частью является техника безопасности, поэтому я посчитала нужным включить вопросы и такого характера
22. Чтобы правильно погасить пламя спиртовки, нужно:
1) подуть на пламя 2) накрыть пламя руками 3) надеть на пламя колпачок 4) залить водой
Надеюсь, что мой труд будет полезен для моих коллег.Желаю успехов в изучении предмета химии!
Просмотр содержимого документа
«Контрольный срез знаний»Первоначальные химические понятия»»
Первоначальные химические понятия 8 класс
1. Выберите вещества:
2. Укажите, где речь идет о химическом явлении:
растирание кусочков серы в желтый порошок
4. Выберите простое вещество:
уксусная кислота СH3COOH
5. Элементы одного периода
калий, кальций, медь
водород, литий, калий
натрий, магний, кальций
5 молекул водорода и 3 атома кислорода
5 молекул водорода и 6 атомов кислорода
5 атомов водорода и 2 молекулы кислорода
5 атомов водорода и 3 молекулы кислорода
7. Разделить смесь спирта и воды можно методом:
с помощью делительной воронки
8. Элементы главных подгрупп:
кислород, сера, хром
никель, палладий, платина
скандий, титан, ванадий
литий, бериллий, бор
9. Химический элемент, который расположен в IV группе 5 периода:
10. Выберите вещество:
4. медная проволока
11. Укажите, где речь идет о физическом явлении:
ржавление железных изделий
замерзание водоемов зимой
12. Молекулярная масса веществ, имеющих формулы MgSO4; Fe(OH)3 соответственно равна:
13. Выберите сложное вещество:
14. Элементы одной группы:
бериллий, бор, углерод
15. Что означают записи 3О2; 2N:
3 атома кислорода и 2 молекулы азота
3 молекулы кислорода и 2 атома азота
3 молекулы кислорода и 2 молекулы азота
3 атома кислорода и 1 молекула азота
16. Все элементы побочной подгруппы:
17. Химический элемент, который расположен в 6 периоде III группы, побочной подгруппы:
18.Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При нагревании жидкости нужно закрыть пробирку пробкой.
Б. При попадании кислоты на кожу надо немедленно смыть ее большим количеством воды.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19.Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Речная вода является смесью веществ.
Б. Воздух является чистым веществом.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
20.Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Медные опилки из смеси можно выделить магнитом.
Б. Очистить воду от песка можно фильтрованием.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
21. К химическим явлениям НЕ относится:
1) плавление парафина 2) горение дерева 3) ржавление гвоздя 4) скисание молока
22. Чтобы правильно погасить пламя спиртовки, нужно:
1) подуть на пламя 2) накрыть пламя руками 3) надеть на пламя колпачок 4) залить водой
23. Фильтрованием можно разделить смесь:
1) воды и сахара 2) воды и поваренной соли 3) воды и угольной пыли 4) воды и уксусной эссенций
24. Верны ли следующие суждения о назначении лабораторного оборудования в химической лаборатории?
А. Для удерживания пробирки при нагревании используют пробиркодержатель.
Б. Объем растворов измеряют мерным цилиндром.
1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны
25. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При нагревании пробирки с жидкостью нужно держать пробирку наклонно, направляя отверстие пробирки в сторону от людей.
Б. При попадании едких веществ на кожу надо немедленно позвать учителя.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
26.Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Железные опилки из смеси можно выделить магнитом.
Б. Очистить воду от угольной пыли можно выпариванием.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
27. К химическим явлениям относится:
1) плавление парафина 2) замерзание воды 3) выпадение тумана 4) гниение мусора
28. Чтобы определить запах вещества, нужно:
1) поднести к лицу и понюхать вещество 2) ладонью направить поток воздуха от вещества к носу
3) предложить понюхать товарищу 4) не распознавать запах вещества
29. Выберите химическое явление:
1) покраснение плодов осенью; 2) растворение сахара в воде; 3) плавление свинца;
4) горение сахара.
30.Разделить смесь речного песка и поваренной соли можно: 1) с помощью магнита;
2) нагревая смесь;3) добавив воду и профильтровав раствор; 4) механически разделяя частицы.
31. Является веществом: 1) капля воды; 2) медный провод; 3) кусочек сахара; 4) железо.
33.Запись 5Н2 обозначает: 1) 5 атомов водорода; 2)8 атомов водорода; 3)5 молекул; 4)5 молекул водорода.
34. В записи 7SO2 коэффициент равен: 1) 7; 2) 14; 3) 2; 4) коэффициент отсутствует.
35.Относительная масса молекулы SO3 равна:1) 32; 2) 80; 3) 64; 4) 48.
36. Процентное содержание цинка в оксиде цинка ZnO равно:1) 50; 2) 20; 3) 10; 4) 80.
37. Валентность хрома в соединении СrО3 равна:1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 6.
39. Вычислите массу (в г) натрия, вступившего в реакцию с 64 г серы:2Na + S = Nа2S.
1) 9,2; 2) 23; 3) 46; 4) 92.
40. Выберите формулу вещества, состоящего из двух атомов калия, атома кремния и трех атомов кислорода: 1) СаSiO3; 2) К2SiO3; 3) К2СО3; 4) СаСО3.
41. Формула вещества, состоящего из 64% N и 36% О: 1) N2O; 2) NO; 3) N2O3; 4) NO2.
43. Cколько граммов оксида кальция (СаО) получится при разложении 200 г СаСО3:
45. Сколько молей содержится в 64 г кислорода О2? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 0,1.
46. Является физическим телом: 1) железо; 2) медь; 3) кристалл аметиста; 4) подвеска с рубином
47. Выберите формулу сложного вещества: 1) К; 2) N2; 3) Сu; 4) Н2SO4.
48. Запись 5H2O обозначает: 1) 5 атомов водорода; 2) 10 атомов водорода и 5 атомов кислорода;
3) 5 молекул воды; 4) 10 атомов водорода и 1 атом кислорода.
58. В записи 6Н2SO4 индексами являются: 1) 6, 2, 4; 2) 6 и 4; 3) 2 и 4; 4) 12 и 24.
59. Масса (в г) 2 моль воды Н2О равна: 1) 36; 2) 18; 3) 64; 4) 48.
60. Процентное содержание меди в оксиде меди(II) СuО равно: 1) 5; 2) 25; 3) 40; 4) 80.
1) 2, 3, 1; 2) 1, 2, 3; 3) 4, 3, 2; 4) 3, 4, 6.
63. Вычислите массу (в г) воды, полученной при взаимодействии водорода с 1,6 г кислорода:
1) 2, 1, 4; 2) 2, 3, 3; 3) 2, 4, 12; 4) 2, 3, 12.
66. Сколько граммов водорода потребуется для восстановления меди из 160 г ее оксида:
67. Выберите физическое явление: 1) растворение цинка в кислоте; 2) горение дров в костре;
3) таяние льда; 4) разложение перманганата калия при нагревании.
68. Является телом: 1) сахар; 2) золотой слиток; 3) алмаз; 4) сера.
69. Выберите формулу сложного вещества: 1) С (алмаз); 2) Na; 3) СuО; 4) S.
1) 1 молекула вещества; 2) 2 атома калия и атом кислорода; 3) 3 атома; 4) 1 атом калия и 2 атома кислорода.
71. В записи 10НNO3 индексами являются: 1) 10; 2) 10 и 3; 3) 10 и 30; 4) 3.
72. Масса (в г) 3 моль кислорода (О2) равна: 1) 96; 2) 18; 3) 64; 4) 48.
73. Массовое содержание азота в оксиде азота(IV) NО2 в процентах равно: 1) 50; 2) 25; 3) 70; 4) 30.
1) 3, 2, 2; 2) 3, 2, 8; 3) 3, 1, 8; 4) 2, 3, 8.
78. Сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 130 г цинка с соляной кислотой:
79. Выберите химическое явление: 1) кипение воды; 2) разложение воды; 3) замерзание воды; 4) испарение воды.
81. Запись 3N2 обозначает: 1) 6 атомов натрия; 2) 6 атомов азота; 3) 3 молекулы натрия; 4) 3 молекулы азота.
82. В записи 12SiO2 коэффициент равен: 1) 24; 2) 14; 3) 2; 4) 12.
83. Относительная масса молекулы NО2 равна: 1) 46; 2) 30; 3) 15; 4) 24.
1) 70; 2) 22; 3) 43; 4) 86.
85. Валентность серы в соединении SO2 равна: 1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 6.
1) 2, 3, 5; 2) 4, 5, 2; 3) 2, 5, 4; 4) 2, 3, 2.
87. Вычислите массу (в г) серы, вступившей в реакцию с 16 г кислорода: S + О2 = SO2.
1) 32; 2) 16; 3) 1,6; 4) 3,2.
88. Выберите формулу вещества, состоящего из трех атомов натрия, атома фосфора и четырех атомов кислорода.
90. Сколько граммов кислорода получится при разложении 15,8 г перманганата калия:
91.Чистое вещество — это 1) воздух2) морская вода 3) почва 4) дистиллированная вода
92. Однородная (гомогенная) смесь — это
1) раствор поваренной соли (хлорида натрия) в воде 2) смесь древесных и железных опилок
3) смесь бензина и воды 4) смесь воды, глины и речного песка
93. Способ разделения смеси древесных и железных опилок — это
1) хроматография 2) дистилляция 3)действие магнитом 4) выпаривание
94. Простое вещество образовано 1) атомами одного и того же химического элемента
2) атомами двух разных химических элементов 3) атомами двух химических элементов, один из которых — водород 4) атомами трех и более химических элементов
95. Сложным веществом является 1) водород 2) кислород 3) оксид меди 4) медь
96. Символ химического элемента азота 1) Н 2) N 3) As 4) Na
97. Выражение «три атома кислорода» отражает запись 1) 03 2) 303 3) ЗО 4) 302
98. Относительная атомная масса кислорода 1) 16 2) 8 3) 32 4) 64
99. Коэффициентом в записи 5AL2(S04)3 является число 1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
100. Относительная молекулярная масса оксида углерода (IV) СО2 равна 1) 28 2) 64 3)44 4) 112
101. Отношение масс элементов серы и кислорода в оксиде серы (IV) S02 равно: 1)1:2 2)1:1 3) 2:1 4) 4:1
102. Валентность серы в сероводороде H2S равна 1) II 2) I 3) IV 4) VI
103. Формула соединения железа (П) с кислородом 1) Fe203 2) FeO 3) Fe304 4) Fe02
104. Массовая доля кальция в оксиде кальция CaO 1) 1,40 2) 0,29 3) 0,50 4) 0,71
105. Химическая реакция N2 + О2 = 2NO относится к реакциям
1) замещения 2) соединения 3) разложения 4) обмена
106. Количество вещества водорода, прореагировавшего с кислородом с образованием 18 г воды,
1)1/2 моль 2) 1 моль 3) 2 моль 4) 4 моль