Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 17 Тип Хордовые

Стр. 86. Вспомните

№ 1. Каких животных называют позвоночными?

Позвоночные – это подтип хордовых, у которых есть хорда или развитый позвоночник с позвонками, выполняющий основную опорную функцию.

№ 2. Что такое внутренний скелет?

Внутренний скелет – это совокупность хрящевой ткани, костей и укрепляющих их связок, которая выполняет опорную функцию всего организма.

Стр. 87. Вопросы после параграфа

№ 1. Назовите характерные признаки хордовых.

Характерные признаки хордовых:

Наличие внутреннего осевого скелета (основу составляет хорда – плотный, упругий и эластичный спинной тяж);

Нервная система в виде трубки, которая располагается на спинной стороне над хордой;

Наличие жаберных щелей в зародышевом развитии;

Замкнутая кровеносная система.

№ 2. Какие группы животных входят в тип хордовых?

Тип Хордовые объединяет несколько подтипов животных:

бесчерепные (морские хордовые и ланцетники);

позвоночные (костные и хрящевые рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие);

личиночно-хордовые (морские хордовые животные).

Стр. 87. Задание

№ 1. Используя рисунок 47, составьте план ответа об особенностях строения и образа жизни ланцетников.

Внешнее строение ланцетника.

Чем представлена дыхательная система?

Нервная и кровеносная система.

Половая система и размножение у ланцетника.

№ 2. Используя материал параграфа, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о многообразии и образе жизни личиночно-хордовых. Сообщение представьте в виде презентации.

Подтип Личиночно-хордовые или Оболочники насчитывает более 2000 видов и включает три класса: Асцидии, Сальпы и Аппендикулярии. Класс Сальпы объединяет три отряда: Бочёночники, Огнетелки и Сальпиды.

Средой их обитания являются океаны и моря. Образ жизни у личиночной формы представителей этого подтипа свободный и характеризуется всеми признаками организации хордовых. Взрослые особи ведут пассивный, прикрепленный образ жизни, из-за чего организация ее резко упрощена.

Тело личиночно-хордовых по форме напоминает двугорлый сосуд, прикрепленный основанием ко дну водоема. Оно покрыто туникой, которая состоит из целлюлозоподобного материала. Есть сифоны: ротовой и клоакальный. Питание оболочников пассивное. После поглощения пищевые частички оседают на стенках глотки, которая выстлана ресничными клетками. Далее они перемещаются по специальной борозде в пищевод, желудок и кишку.

Нервная система упрощена, а потому органы чувств отсутствуют. Кровеносная система незамкнутого типа. В крови содержатся серная кислота и ионы ванадия. Выделительные органы отсутствуют, а потому заменены почками накопления. Размножение происходит, как бесполым путем, так и половым (гермафродиты).

Стр. 89. Подумайте

Какое значение имеет возникновение позвоночника?

Позвоночник является опорой для всего тела и основой, к которому крепятся остальные кости. Позвонки очень прочные, а потому смогли обеспечить надёжную защиту костному мозгу, который отвечает за работу центральной нервной системы. Это привело к эволюционированию и более сложному развитию живых существ

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

Переводной экзамен по биологии, 7 класс.

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

4 варианта разноуровневых заданий по биологии в 7 классе. Каждый вариант состоит из 3-х частей.

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

Содержимое разработки

Переводной экзамен по биологии за курс 7 класса. УМК Суховой Т.С.

При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

личинка похожа на взрослое насекомое

за стадией личинки следует стадия куколки

во взрослое насекомое превращается личинка

личинка и куколка питаются одинаковой пищей

2. Среди беспозвоночных животных более высокий уровень организации имеют

3. К типу хордовых относятся следующие классы

1) Рыбы и Земноводные

2) Головоногие и Двухстворчатые

3) Насекомые и Паукообразные

4) Круглые и Кольчатые черви

4. Четырехкамерное сердце имеется у

5. Паразитический червь острица относится к

2) ленточным червям

4) кольчатым червям

6. Хорда в течение всей жизни сохраняется у

7. У ящерицы в левом желудочке кровь

4) в сердце ящерицы только один желудочек

2) кольчатых червей

9. Утконоса и ехидну относят к млекопитающим, так как они

1) откладывают яйца

2) выкармливают детенышей молоком

3) не имеют постоянной температуры тела

4) имеют вороньи кости в поясе передних конечностей

10. Мантию, раковину и незамкнутую кровеносную систему имеют представители типа

11. Где начинается переваривание пищи у пауков?

12. В каком случае перечислены только представители класса паукообразных:

1) пауки, клещи, клопы

2) пауки, клещи, скорпионы

3) пауки, клещи, тараканы

4) пауки, стрекозы, клопы

13. Артериальная и венозная кровь не смешивается у:

14. Внешнее оплодотворение в основном характерно для представителей класса

15. На рисунке изображен тип развития насекомых

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

1) с полным превращением

2) с неполным превращением

4) с двойным превращением

В заданиях 16 – 18 выберите три верных ответа из шести. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 в порядке возрастания без пробелов и других символов.

16. Какие признаки характерны для земноводных

2) ороговевающие покровы тела

4) трехкамерное сердце

17. Выберите три характерные особенности дыхательной системы птиц, связанные с приспособлением к полёту.

1) лёгкие плотные, губчатые

2) лёгкие в виде небольших вытянутых мешочков

3 часть бронхов образует воздушные мешки

4) присуще кожное дыхание

5) присуще двойное дыхание

6) птицы – теплокровные животные

18. Выберите три признака, характерные только для членистоногих.

1) самый многочисленный тип животных

2) ведут паразитический образ жизни

3) имеют хитиновый покров

4) кровеносная система замкнутая

5) являются гермафродитами

6) тело разделено на сегменты

19. Признак Тип организмов

А) двуслойное животное 1) кишечнополостные

Б) наличие членистых конечностей 2) кольчатые черви

В) диффузная нервная система 3) членистоногие

Г) имеется кожно-мускульный мешок

Д) щетинки на каждом сегменте тела

Е) хитиновые покровы тела

20. Животное Количество камер сердца

Б) носорог 2) четыре

21. Особенности строения и жизнедеятельности Класс позвоночных

А) тело покрыто роговой чешуёй 1) Земноводные

Б) кожа голая 2) Пресмыкающиеся

В) развиваются на суше

Г) развитие с превращением

Д) дыхание только лёгочное

Е) дыхание кожно-лёгочное

При выполнении заданий 22 – 23 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

22. Установите правильную последовательность систематического положения сизого голубя,

23. Установите последовательность работы стрекательной клетки гидры.

1) в тело жертвы вводится яд

2) чувствительные волоски улавливают раздражение от прикосновения

3) стрекательная нить вонзается в тело жертвы

4) стрекательная нить выбрасывается из капсулы

24. Вставьте в текст «Класс Насекомые» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Тело насекомых состоит из головы, ______ (А) и брюшка. На голове ______ (Б) усиков. Органы зрения — одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется ______ (В) ног и обычно ______ (Г) крыльев. Органы дыхания — трахеи, органы выделения — мальпигиевы сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с полным и неполным превращением.

Источник

Итоговая контрольная работа по биологии за 7 класс

Контрольная работа составлена для учеников, изучающих биологию 2 часа в неделю. В работе проверяются знания и умения, полученные учениками в течение всего учебного года. Основным источником заданий работы является открытый банк заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии за 7 класс»

Итоговая контрольная работа

1. Зелёные железы являются органами выделения

а) кольчатых червей в) паукообразных

б) ракообразных г) насекомых

2. Какое сердце имеют тритоны?

а) двухкамерное в) трёхкамерное

б) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке г) четырёхкамерное

3. Что обозначено номером 3 на рисунке с изображением ланцетника? Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

4. Какое из предложенных утверждений описывает внешнее строение большинства представителей класса Брюхоногие моллюски?

а) тело состоит из головы, туловища и ноги, раковина спирально закрученная

б) тело состоит из туловища и ноги, раковина двухстворчатая

в) тело состоит из головы и щупалец, раковины нет

г) тело состоит из головы, туловища и щупалец, раковина одностворчатая

5. По сравнению с клетками растений в строении клеток животных отсутствует (-ют)

а) ядро б) пластиды в) плазматическая мембрана г) цитоплазма

6. К классу Пресмыкающиеся типа Хордовые относят

а) ящерицу и ужа в) лягушку и крокодила

б) ужа и тритона г) крокодила и тритона

7. На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?

а) б) в) г) Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетникаЧто обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетникаЧто обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

8. Примером отношений паразит – хозяин служат отношения между

а) лишайником и берёзой в) раком-отшельником и актинией

б) лягушкой и комаром г) аскаридой и человеком

9. У какого из приведённых ниже беспозвоночных впервые в ходе эволюции появилась кровеносная система?

а) членистоногие в) моллюски

б) кольчатые черви г) круглые черви

10. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоёма. Чем это можно объяснить?

а) у них лучше развиты лёгкие и более сухая кожа в) они питаются на суше

б) они размножаются на суше г) у них передние лапы короче задних

11. Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?

а) диффузия в) деление

б) регенерация г) метаморфоз

12. Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи

а) опыляют древесные растения леса

б) питаются разнообразными насекомыми

в) служат кормом для насекомых-опылителей

г) питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений

13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

а) лёгкие б) воздушные мешки в) кожные покровы г) жабры

14. Верны ли следующие суждения о строении плоских и круглых червей?

1. Под кожей и мышцами у обеих групп животных находится полость тела

2. Кишечник у плоских червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце – анальное.

а) верно только 1 б) верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

15. Чем млекопитающие отличаются от пресмыкающихся? Выберите три верных ответа.

а) покрыты волосяным покровом

б) обладают лёгочным дыханием

в) имеют внутренний костный скелет

г) сохраняют постоянную температуру тела

д) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

е) у большинства есть матка

16. Установите соответствие между характеристикой и животным, к которому эта характеристика относится.

А) скелет внутренний

Б) нервная система узлового типа

В) развитие непрямое

Д) замкнутая кровеносная система

Е) мозаичное зрение

17. Расположите в правильном порядке отделы пищеварительной системы голубя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) железистый желудок 3) пищевод 5) ротовая полость

2) мускульный желудок 4) кишечник 6) клоака

18. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите цифры выбранных ответов.

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение

6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка

19. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

а) резко падает, а затем медленно растёт

б) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает

в) медленно растёт, а потом медленно снижается

г) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

20. Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Эмбриональное и постэмбриональное развитие»

1. Почему у разных животных разная плодовитость?

1) Чем крупнее животное, тем меньше плодовитость;
2) Чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость;
3) Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.

2. Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

Однояйцевые близнецы получаются, когда зародыш, состоящий из 40-60 клеток, делится на две части и каждая часть превращается в ребенка. Эти 40-60 клеток имеют одинаковый генотип, поскольку они получены из зиготы путем митоза.

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

3. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?

1) Вопросительным знаком на рисунке обозначена мезодерма.
2) Из мезодермы образуются все типы соединительной и мышечной ткани.
3) Системы органов, образующиеся из мезодермы: скелет, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы.

4. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Постэмбриональное развитие животных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Стадию развития животных, начинающуюся с рождения или выхода детеныша из яйца и заканчивающуюся смертью, называют постэмбриональной. (2) Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. (3) При прямом развитии из тела матери или из яйца появляется личинка с несформированными или отсутствующими органами. (4) При непрямом развитии детеныши зачастую совсем непохожи на взрослые организмы. (5) Головастик более похож на рыбу, чем на взрослую лягушку. (6) У головастика на первых этапах развития имеются жабры, двухкамерное сердце, два круга кровообращения, боковая линия. (7) Непрямое развитие характерно для жаб и крокодилов.

3 – при прямом развитии детёныш похож на родителя, только его органы меньше, несформированные или отсутствующие органы у детеныша характерны для непрямого развития
6 – на той стадии, когда у головастика имеется жабры и двухкамерное сердце, у него один круг кровообращения
7 – для жаб характерно непрямое, а для крокодилов – прямое развитие

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

5. Какой процесс в цикле развития ланцетника изображен на рисунке? Укажите его особенности. Чем завершается этот процесс?

1) Изображен процесс дробления (первая стадия развития зародыша);
2) Это быстрое деление без увеличения размера клеток, между делениями очень короткая интерфаза, состоящая только из синтетического периода, общая масса зародыша не меняется;
3) Образуется бластула – однослойный зародышевый пузырек с полостью внутри размером с зиготу.

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

6. Назовите стадию эмбрионального развития ланцетника, изображенную на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Из каких зародышевых листков формируются эти структуры?

1) нейрула – стадия формирования у зародыша нервной трубки;
2) 1 – нервная пластинка, формируется из эктодермы;
3) 2 – первичная кишка, формируется из энтодермы.

7. Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции. Приведите не менее трёх доказательств.

1) в процессе эмбрионального развития у человека закладывается хорда – внутренний скелет;
2) нервная система трубчатого типа, располагается над хордой;
3) пищеварительная трубка располагается под хордой, в глотке закладываются жаберные щели (карманы)

Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Смотреть картинку Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Картинка про Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника. Фото Что обозначено номером 7 на рисунке с изображением ланцетника

8. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

1) Зародышевый листок – энтодерма.
2) Из энтодермы формируется эпителиальная ткань.
3) Эпителий пищеварительного тракта и дыхательной системы, секреторные клетки всех пищеварительных желез, печень, поджелудочная железа.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 160

Выполните задания

№ 1. Назовите общие признаки типа Хордовые.

К общим признакам типа Хордовые относятся:

Двусторонне симметричное строение тела;

Внутренний осевой скелет, основой которого является упругий, плотный и эластичный спинной тяж – хорда. Хорда сохраняется на всю жизнь у низших представителей, а у высших есть только у зародышей – у взрослых заменяется позвоночником;

Наличие пищеварительной трубки – кишечника, который проходит вдоль всего тела, начинается ртом, а заканчивается анальным отверстием;

Замкнутая кровеносная система. Сердце расположено под пищеварительным каналом на брюшной стороне тела;

Наличие жаберных щелей – парных поперечных отверстий, которые пронизывают передний отдел пищеварительной трубки;

Нервная система в виде трубки, которая располагается над хордой – на спинной стороне. У высших представителей передний отдел этой трубки разрастается и образует головной мозг.

№ 2. Опишите отличительные признаки бесчерепных и черепных животных на примере ланцетника и рыб.

Отличительные признаки ланцетника и рыб:

Размеры ланцетника не более 10 см;

У ланцетника нет мозга, костей, сердца и органов зрения;

У ланцетника осевой скелет зачаточный (хорошо развита хорда), у рыб полностью сформирован скелет, а хорда редуцирована;

У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце;

Ланцетники дышат через кожу, тогда как рыбы используют для дыхания жабры;

Ланцетник питается одноклеточными водорослями и живыми существами, рыбы – мелкими животными;

У ланцетников имеется по два десятка репродуктивных желез, что намного меньше по сравнению с рыбами;

На жаберных щелях ланцетников имеется слизь, которая способна захватывать мельчайшие частицы пищи и перемещать их для дальнейшего пищеварения.

№ 3. Объясните, с помощью каких органов чувств рыбы ориентируются в воде.

Боковая линия – это орган зрения у рыб, с помощью которого они отлично ориентируются в воде. В этом месте располагаются каналы под кожей, на дне которых находятся чувствительные клетки, реагирующие на колебания воды. Благодаря им рыба воспринимает потоки воды, различает предметы, определяет расстояние к ним.

Также у рыбы есть орган равновесия, который находится рядом с внутренним ухом (орган слух, расположенный по бокам головы внутри черепа). Благодаря ему она может ощущать положение своего тела в воде, перемещаться вниз и вверх.

№ 4. Назовите черты усложнения нервной системы рыб в сравнении с бесчерепными. Как это отражается на их поведении?

Головной отдел бесчерепных не обособлен. Их нервная система представлена нервной трубкой, которая не делится на спинной и головной мозг. Нервная система у рыб состоит из головного и спинного мозга. Последний проходит в спинномозговом канале позвоночника, который образован соединёнными верхними отростками позвонков. Головной мозг состоит из пяти отделов: промежуточный, передний, средний, продолговатый и мозжечок. Наибольшего развития достигли средний мозг и мозжечок, который отвечает за управление движениями. Это поясняет и наличие сложных движений у большинства рыб, и лучшую ориентацию в воде по сравнению с бесчерепными представителями.

№ 5. Охарактеризуйте строение и функции систем органов рыб, участвующих в обмене веществ.

Обмен веществ у рыб является сложным процессом превращения химических элементов в организме, которые обеспечивают его рост, развитие и жизнедеятельность в целом. Органами выделения, которые участвуют в обмене веществ у рыб, являются парные почки. В них фильтруется плазма крови и формируется моча, которая потом поступает в мочеточники и в мочевой пузырь, а далее выбрасывается через отверстие наружу. Также процесс выделения осуществляется и с помощью пищеварительной системы, органов дыхания рыб – жабр.

№ 6. Поясните на примере живородящих и откладывающих икру видов рыб, особенности их размножения и развития.

У рыб процесс размножения называется нерестом. Когда созревают половые клетки, у рыб появляется инстинкт размножения. Сначала они ищут подходящие места для выведения потомства. Потом самки вымётывают свою икру в воду, а самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью, содержащей сперматозоиды. Такое оплодотворение называют наружным.

После того, как произойдёт слияние сперматозоида и яйцеклетки, в икринках начинается развитие многоклеточного зародыша. После этого из икринки выходит личинка, которая первое время живет за счет остатков питательных веществ желточного мешка. После исчезновения мешка личинка начинает питаться инфузориями, микроскопическими водорослями, а чуть позже – дафниями, рачками, циклопами. Подрастая, личинки становятся похожими на взрослых рыб и называются мальками.

Некоторые разновидности рыб, например, меченосцы, гуппи и даже акулы, в природе сохраняются благодаря их особенностям размножения – живорождению. Суть этого способа в том, что оплодотворенные икринки задерживаются в яйцеводе самки, а личинки, которые развиваются из них, появляются на свет уже самостоятельными особями.

№ 7. Назовите черты строения наиболее древней группы рыб.

Наиболее древней группой рыб являются кистеперые или хрящевые. У них у первых был хрящевой скелет, но развитие костного скелета так и не состоялось. Отличительными чертами этой группы являются:

Отсутствие жаберных крышек;

Отсутствие плавательного пузыря;

Вентральное расположение ротового отверстия;

Горизонтальное расположение мускулистых плавников;

Наличие плакоидной чешуи;

Продукт обмена – мочевина;

Живорождение для некоторых представителей.

№ 8. Охарактеризуйте ценных промысловых рыб. Перечислите меры по их рациональному использованию и охране.

Около 20 000 видов рыб населяют воды всей нашей планеты. И из них около одной десятой части составляют промысловые рыбы. Ценность их в том, что они питательные, содержат большое количество витаминов и микроэлементов, которые полезны для человека. Такая рыба дает нам не только мясо или икру. Из нее также можно изготавливать корма для животных, технические жиры, удобрения для полей, лекарственные препараты и даже сырье для легкой промышленности. Особенно ценятся осетровые (осетр, лосось, белуга, севрюга), сельдевые (тюлька, шпроты, сардина, салака, сельдь) и тресковые (минтай, треска, сайда, пикша, налим).

Сегодня ведется активная борьба с чрезмерным выловом рыбы. Также существует реализация программ, главная цель которых – помочь потребителям выбрать рыбу из экологически безопасных источников, прудов. В таких местах рыба разводится вручную, что позволяет исключить нанесение урона природным запасам.

№ 9. Перечислите известные вам породы рыб, разводимые в прудах. В чем их значение?

В прудах разводят форель, сазана, осетра, стерлядь, карпа и амура. Разведение этих видов рыб позволяет увеличить предложения на рынке, удовлетворяя спрос потребителей. При этом полностью исключается вред запасам в природных водоемах.

№ 10. Обоснуйте эволюционное значение кистеперых рыб?

Так как скелет плавников кистеперых рыб имеет некое сходство со скелетом конечностей земноводных, то можно сказать, что именно от пресноводных кистеперых рыб и произошли первые земноводные. На то время, а этого около 300 млн. лет назад, кистеперые рыбы уже имели лёгкие, два вида дыхания (лёгочное и жаберное). Именно благодаря лёгким, которые развились из плавательного пузыря, они и смогли переползать из одних водоемов в другие, используя свои плавники.

Стр. 161. Какие утверждения верны?

№ 1. Активное передвижение не является характерной чертой позвоночных животных.

№ 2. Все хордовые животные имеют внутренний скелет.

№ 3. Высшие хордовые имеют хорошо развитые органы чувств.

№ 4. Температура тела рыб непостоянна.

№ 5. Для рыб характерны два круга кровообращения.

№ 6. Большинство рыб — раздельнополые животные.

№ 7. Рыбы относятся к древним первичноводным позвоночным животным.

№ 8. Кровеносная система рыб незамкнутая.

№ 9. Плавательный пузырь имеется карпа и окуня.

10. Хорда есть у осетра и белуги.

Стр. 161. Выберите все правильные варианты

№ 1. Для всех представителей типа Хордовые характерными признаками являются:

а) внутренний осевой скелет;

б) глотка служит отделом и пищеварительной, и дыхательной систем;

в) кровеносная система незамкнутая;

г) нервная система включает головной и спинной мозг.

Ответ: а, б, г.

№ 2. На приспособленность рыб к обитанию в водной среде указывает:

а) тело обтекаемой формы;

б) отсутствие чешуи у большинства представителей;

в) наличие органов боковой линии;

г) наличие органа равновесия.

Ответ: а, в, г.

№ 3. Рыбы, в отличие от ланцетников, имеют более сложное строение, а именно:

а) вместо хорды у них позвоночник;

б) у них имеется пищеварительная трубка;

в) сердце у них двухкамерное;

г) нервная система включает головной и спинной мозг.

Ответ: а, в, г.

№ 4. К классу Костные рыбы относят:

Ответ: а, в.

Стр. 162. Вопросы для обсуждения

№ 1. Какие признаки ланцетника доказывают его родство с кольчатыми червями, принадлежность к хордовым животным?

У ланцетника, как и у кольчатого червя, кожа покрыта однослойным эпителием. Кровеносная и половая системы у них схожи по строению, а мышцы поделены на сегменты. Выделительная система представлена сотней пар метанефридиев.

Как и у хордовых животных, у ланцетника есть хорда, нервная трубка, а в глотке расположены жаберные щели. Роль сердца у них выполняет пульсирующий участок в брюшном кровеносном сосуде.

№ 2. От чего зависит форма тела и окраска рыб?

Форма тела и окраска рыб зависит от места их обитания, питания, образа жизни, времени года. В зависимости от места обитания, цвет тела может приобретать оттенок, который позволяет выделить зарослевую, стайную, донную, пелагическую окраски.

№ 3. В чем выражается особенность внешнего строения акул и скатов, обусловленная условиями обитания и образом жизни?

Тело акул имеет форму торпеды. Она удобна, так как акулы ведут свободноплавающий образ жизни в толще воды, а потому они всегда вынуждены преодолевать ее сопротивление. Необычная окраска тела позволяет акулам быть незаметными для жертвы, на которую они ведут охоту.

Скат же ведет придонный образ жизни, поэтому его тело, утолщённое сверху вниз, а ротовая щель расположена на брюшной стороне. Окраска тела позволяет ему сливаться с дном водоема, тем самым прячась и маскируясь от хищников, которые на него охотятся.

№ 4. Каких рыб и почему называют проходными?

Проходными называют рыб, которые одну часть своего жизненного цикла проводят в море, а вторую часть – во впадающих в это море реках. Они могут мигрировать из морей в реки или из рек в моря для нереста.

Стр. 162. Темы проектов

№ 1. История появления хордовых животных, их характерные черты.

Появление хордовых относится к периоду эволюции животного царства, от которого до наших дней сохранилось мало палеонтологических остатков. Истории известно, что около 550 млн. лет назад уже существовали бесчерепные, которые родственны с современными ланцетниками. А вот ранние этапы эволюции хордовых учёные вынуждены реконструировать на основании изучения уже современных организмов, эмбриологическими и сравнительно-анатомическими методами, привлекая для этого данные из других областей биологии.

Первая концепция, которая связывала план строения хордовых с планом строения других групп беспозвоночных, разработана анатомом из Франции Жоффруа Сент-Илером еще в начале 19 века. По его мнению, кольчатые и членистоногие животные могут рассматриваться и как перевернутые позвоночные. Эту идею позже поддерживали Гаскелл, Паттен, Антон Дорн (основатель первой Неаполитанской зоологической станции).

Характерными чертами хордовых являются:

Нервная система в виде трубки, которая расположена над хордой. У высших хордовых она разрастается и образует головной мозг;

Внутренний осевой скелет, основой которого является упругий, плотный и эластичный тяж – хорда;

Замкнутая кровеносная система, сердце под пищеварительным каналом на брюшной стороне тела;

Жаберные щели в зародышевом развитии;

Вдоль тела проходит кишечник – пищеварительная трубка, которая начинается ртом и заканчивается анальным отверстием.

№ 2. Особенности строения и жизнедеятельности бесчерепных. Ланцетник – типичный представитель бесчерепных.

Дыхательная система представлена жаберными щелями с множеством капилляров. Органы пищеварения: рот, окруженный щупальцами; ротовая полсть; глотка; средняя и задняя кишка; анальное отверстие. Питается исключительно беспозвоночными. Кровеносная система замкнутая, сердце заменяет пульсирующий сосуд. Кровь не имеет цвета. Нервная система представлена нервной трубкой над хордой, от которой отходит пара нервов в каждом сегменте тела. Органы чувств примитивны, размножение наружное с водным оплодотворением (особи раздельнополые).

№ 3. Усложнение организации черепных (позвоночных) животных в сравнении с бесчерепными.

У низших позвоночных мускулатура тела сегментирована, как и у бесчерепных. У высших позвоночных в результате усложнения телодвижений и развития конечностей сегментация нарушена, а туловищная мускулатура сгруппирована. Таким образом, оформлены части тела: голова, живот, органы движения.

Морфологическое усложнение кишечного тракта идет по пути его удлинения и как следствие дифференцировки на отделы. В пищеварительную трубку открываются протоки трех пищеварительных желез: слюнных, печени и поджелудочной. Поджелудочная железа и печень развиваются путем выпячивания переднего отдела эмбриональной кишки. При этом функции этих желез шире. Например, печень не только выделяет желчь, которая эмульгирует жиры и активизирует действие пищеварительных ферментов, но и служит важным органом обмена веществ.

В процессе усложнения можно наблюдать переход от животных, которые имеют один круг кровообращения, к обладателям уже двух кругов кровообращения. Кровь позвоночных относится к соединительной ткани и состоит она из плазмы – бесцветной жидкости, в составе которой есть эритроциты и лейкоциты.

Стр. 162. Практические задания

№ 1. Понаблюдайте за поведением рыбок в аквариуме при кормлении, ярком освещении, резких постукиваниях. Обратите внимание на движения различных плавников. Кратко запишите выводы, сделанные на основе наблюдений.

Наблюдая за аквариумными рыбками, я могу сделать вывод, что они спокойные, приучены к определенному графику кормления. Когда подходит время и я подношу корм к поверхности воды, рыбки подплывают со всех уголков аквариума.

При ярком освещении рыбки ведут себя спокойно, плавают, подвижные. Когда же свет погашен, они становятся медленные, могут опускаться на самое дно аквариума. При резких постукиваниях рыбки пугаются, резко отплывают от стенок аквариума.

№ 2. Рассмотрите строение чешуи, частей тела на некрупной свежей рыбе (можно использовать замороженную). Возьмите отварную рыбу. Рассмотрите строение ее мышц, скелета, отдельных позвонков из разных частей скелета.

Тело свежей некрупной рыбы плотное, упругое. Поверхность покрыта чешуйками, которые плотно прилегают друг другу, образовывая прочный покров, который защищает ее тело от повреждений. Сверху чешуйки покрыты слизью, которая необходима рыбе для того, чтобы легко преодолевать сопротивление воды в водоеме.

Отварная рыба мягкая, мышцы легко отделяются от костей и рвутся на волокна. Некоторые мелкие кости утратили свою прочность, легко ломаются. Прочным остался только позвоночник и черепные кости.

Глава 9

Класс Земноводные или Амфибии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *