Что образуют системы органов я класс
Что образуют системы органов я класс
1. Изучить понятия «органы» и «системы органов» и их функции;
2. Научиться распределять органы человека по системам;
3. Научиться распознавать органы и системы органов на рисунках.
Орган – это часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной, «рабочей». Например, для головного мозга главной является нервная ткань, для кожи – эпителиальная, для мышц – мышечная. Все остальные ткани выполняют вспомогательные функции.
Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют системы органов.
Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
В организме выделяют несколько систем органов
Скелетная система состоит из костей и их соединений. Скелет поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию.
Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.
Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с её органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины – яичники.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.
Эндокринная система объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
В теле человека выделяют также и аппараты органов. В аппарате органы или имеют различное строение и происхождение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат). Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы.
Живой организм, состоящий из множества органов, объединённых в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.
Какие системы органов составляют организм человека? Список, иллюстрация и краткая характеристика
Человеческое тело, которое представляет вашу физическую структуру, должно выполнять множество задач, чтобы поддерживать жизнь и работоспособность своего владельца. В каждый момент времени ваше сердце и легкие работают, и множество других процессов происходит внутри вас, даже когда вы спите. Некоторые из них вы можете чувствовать, но не контролировать, например, пищеварение; другие навсегда ускользнут от вашего сознательного обнаружения.
Многие части тела принято разделять на системы, сгруппированные в основном на их функциях. В некоторых случаях это разделение позволяет хорошо локализовать системы организма; в других они анатомически рассредоточены по всему телу.
Системы органов человека и их функции
Сегодня большинство источников выделяют 11 систем органов человека, которые выполняют различную работу в нашем организме.
Сердечно-сосудистая система
Сердце и кровеносные сосуды обеспечивают непрерывную циркуляцию крови по организму, осуществляя доставку кислорода и питательных веществ к остальным частям тела, а также собирая продукты жизнедеятельности для их выведения из организма другими системами. Читать подробнее: Сердечно-сосудистая система человека.
Дыхательная система
Легкие позволяют нам вдыхать и выдыхать воздух для обмена газов между кровью и легочным пространством глубоко внутри самих легких. Углекислый газ, образующийся в процессе обмена веществ, «удаляется», тогда как кислород из атмосферы «доставляется» к эритроцитам. Читать подробнее: Дыхательная система человека.
Скелетная система
Кости, хрящи и связки выполняют структурную поддержку для всех органов и тканей тела. Эта система обеспечивает функцию защиты жизненно важных органов и позволяет организму передвигаться. Костный мозг внутри длинных костей вырабатывает иммунные клетки. Скелетная система вместе с мышечной системой формирует опорно-двигательную систему (опорно-двигательный аппарат).
Мышечная система
Мышцы бывают трех основных типов:
Покровная система
Включает кожу, волосы и ногти. Этот физический барьер защищает от патогенов, регулирует уровень влажности в организме и поддерживает постоянную температуру тела. Кожа и другие части покровной системы работают рука об руку с иммунной системой организма, защищая нас от вирусов и бактерий. Иногда иммунная система указывается отдельно от покровной системы.
Пищеварительная система
Помогает расщеплять съеденную нами пищу на простые молекулы, из которых клетки организма могут получать энергию. Читать подробнее: Пищеварительная система человека.
Нервная система
Ваш головной мозг, спинной мозг и множество периферических нервов составляют нервную систему, которая отвечает за сбор, обработку и передачу информации, а также вместе с эндокринной системой выполняет координированную регуляцию работы всех систем организма и реагирует на изменение условий внутренней и внешней среды. Читать подробнее: Нервная система человека.
Эндокринная система
Эта система регулирует внутреннюю среду организма за счет распределения химических веществ (гормонов), которые действуют на определенные рецепторы по всему телу. Поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа являются частью эндокринной системы.
Экскреторная / выделительная система
Ваши почки помогают устранять отходы, фильтруя кровь, поддерживают стабильный кислотно-щелочной баланс крови и регулируют количество жидкости в организме с помощью электролитов и других растворенных веществ. Читать подробнее: Мочевыделительная система человека.
Лимфатическая система
Лимфатическая система – это часть иммунной системы. Она также поддерживает баланс жидкости и играет роль в усвоении жиров и жирорастворимых питательных веществ. Лимфатическая система включает обширную сеть сосудов, которая проходит почти через все наши ткани, обеспечивая движение жидкости, называемой лимфой. Лимфа циркулирует по телу подобно крови. В теле человека около 600 лимфатических узлов, которые набухают в ответ на инфекцию из-за скопления лимфатической жидкости, бактерий или других патогенов и клеток иммунной системы.
Репродуктивная система
Отвечает за выработку гамет или половых клеток (семенники (яички) у мужчин, яичники у женщин), которые участвуют в оплодотворении и передаче генов следующему поколению. Мужская репродуктивная система включает в себя пенис и яички, которые производят сперму. Женская репродуктивная система включает влагалище, матку и яичники, производящие яйцеклетки. Во время зачатия сперматозоид сливается с яйцеклеткой, создавая оплодотворенную яйцеклетку, которая имплантируется и растет в матке женщины. Читать подробнее: Репродуктивная (половая) система человека.
Органы. Системы органов. 8-й класс
Разделы: Биология
Класс: 8
Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ
Формы работы на уроке: беседа, демонстрация слайдов, самостоятельная работа с учебником и тематическими таблицами, работа в группах, составление таблицы.
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю получить только хорошие и отличные оценки.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.
1. О каких видах ткани идёт речь?
А) Наружный покров тела, а так же многие полости внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная и хрящевая)
И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная мышечная ткань)
К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые скелетные ткани)
2. По рисунку определите тип или вид ткани.
Ребята получают рисунки с видами тканей. Отвечают.
3. Новая тема
1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном организме? (Ткани)
– Вспомните определение понятию – ткань. (Ткань – группа клеток, схожих по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.)
– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение понятию орган. (Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию)
– Что в свою очередь образуют органы? (Системы органов)
– Что образуют системы органов? (Целый организм, который работает как единое целое)
На доске появляется схема.
– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили? Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока: Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.
Для выполнения задания использовать информацию учебника и тематические таблицы.
Результатом работы всех групп будет заполнение общей таблицы указанной на доске. Группы изучают и готовятся к выступлению. Время 10 мин.
№ | Системы органов | Органы, из которых она состоит | Функции |
1 | Скелетная система | Из костей | Поддерживает тело Место прикрепления мышц защитная |
2 | Мышечная система | Скелетные мышцы | Приводит в движение кости скелета |
3 | мочевыделительная | Почки, Мочеточники Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал | Выделение из организма жидких продуктов обмена |
4 | Кровеносная система | Сердце сосуды | Обеспечивает движение крови, которая транспортирует кислород и питательные вещества и удаляет продукты обмена |
5 | Дыхательная система | Носовая полость Глотка Гортань Трахея Бронхи лёгкие | Обеспечивает поступление кислорода и выделение углекислого газа |
6 | Пищеварительная система | Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Кишечник Печень Поджелудочная железа | Переваривание пищи |
7 | Половая система | Яичники семенники | Обеспечивает продолжение рода |
8 | Нервная система | Головной мозг Спинной мозг нервы | Координирует работу всех органов нашего тела |
9 | Эндокринный аппарат | Эндокринные железы | Влияет на обмен веществ и работу органов |
Вопросы:
– Чем система органов отличается от аппарата органов? (Система органов состоит из органов одинаковых по происхождению и плану строения, а аппарат из органов разного происхождения и строения, но объединённых общими функциями.)
– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный аппарат, эндокринный аппарат)
– Благодаря какой системе организм существует как единое целое? (Нервной)
3. Изучив расположение органов и их систем, ответьте на вопрос:
4. А знаете ли вы, что в строении и расположении человеческого тела имеются определённые закономерности? Послушайте сообщение (готовит ученик)
Перечисленные закономерности верны лишь приблизительно, у одних несоответствие будет больше, а у других меньше. Эти отклонения будут вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.
5. Закрепление
Заключительное задание группам. Установить соответствие между органом и системой органов. Заполните таблицу, вставив букву соответствующей системы органов.
1) желудок А) скелетная система
2) мочевой пузырь Б) мышечная система
3) печень В) выделительная система
4) почки Г) дыхательная система
5) поджелудочная железа Д) пищеварительная система
6) сердце Е) нервная система
7) семенники Ж) кровеносная система
8) трахея З) половая система
9) гортань
10) головной мозг
6. Рефлексия
– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?
Учитель просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.
На экране появляется запись:
«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.
Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.
– Спасибо всем за урок. Молодцы!
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание: подготовиться к зачёту «Общий обзор организма человека».
§ 4. Органы, системы органов. Организм — единое целое
1. Ключевые вопросы.
1. Дайте определение понятий «орган» и «система органов».
Органы — это анатомически обособленные части организма, имеющие строго определенные форму, строение и функции.
Система органов — это несколько органов, выполняющих общую функцию.
2. Могут ли органы выполнять функции вне организма?
Органы не могут выполнять свои функции вне организма.
3. Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности известных вам систем органов.
Дыхательная система. Включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Функция — обмен газами между организмом и внешней средой.
Сердечно-сосудистая система. Состоит из кровеносных сосудов и сердца. Функция – обеспечение движения крови в организме.
Лимфатическая система. Представлена лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Функция — отведение избытка жидкости и некоторых веществ (например, белков) из межклеточных пространств обратно в кровеносную систему.
Пищеварительная система. Включает ротовую полость с языком, зубами и слюнными железами, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень и поджелудочную железу. Функция — измельчение пищи и влияние на нее пищеварительными соками.
Мочевыделительная система. Состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Функция — удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.
Репродуктивная (половая) система. Включает наружные и внутренние половые органы, а также половые железы, в которых формируются половые клетки. Функция — воспроизведение потомства.
Эндокринная система. Включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники). Функция — выработка и выделение в кровь веществ, которые выполняют функцию регуляции процессов жизнедеятельности организма.
Иммунная система. Включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы. Функция — защита организма от инфекционных заболеваний.
Костная система. Представлена костями, большинство из которых входит в состав скелета. Функция — опора и защита.
Мышечная система. Состоит из скелетных мышц. Функция — сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение движений.
Нервная система. Состоит из спинного и головного мозга, нервных узлов, нервов и нервных окончаний. Функция — регулирование функций всех систем организма. Нервная система — это основа психических процессов и поведения человека.
Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и т.д.). Состоит из рецепторов и проводящих путей. Функция — восприятие сигналов внешнего мира или внутренней среды организма.
4. Чем отличается система органов от аппарата органов? Приведите примеры тех и других.
Отличается тем, что система органов — это совокупность органов, выполняющих общую функцию, а аппарат органов — это несколько объединенных систем органов. Системы органов: дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), эндокринная, иммунная, костная, мышечная, нервная и сенсорная. Аппараты органов: опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая системы).
5. Какие системы органов осуществляют связь с внешней средой? В чем это выражается?
Связь с внешней средой осуществляют следующие системы органов: дыхательная система (выражается в обмене газами между организмом и внешней средой), мышечная система (перемещение тела или его отдельных частей в пространстве), нервная система (обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды) и сенсорная система (восприятие сигналов внешнего мира).
6. Какие системы органов можно отнести к рабочим, а какие — к управляющим?
Рабочие системы организма — дыхательная, сердечно-сосудистая, лимфатическая, пищеварительная, мочевыделительная, репродуктивная (половая), иммунная, костная, мышечная, сенсорная. Управляющая система организма — нервная.
2. Сложные вопросы.
1. Объясните, как вы понимаете высказывание: «Все органы тела можно сравнить с оркестром, которым дирижирует мозг».
Пусть мозг — дирижер, а все остальные органы организма — оркестр. Как дирижер управляет оркестром, так и мозг регулирует функции всех систем организма (соответственно, всех органов).
2. Прокомментируйте совет французского философа Рене Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».
Все системы в организме связаны. Если не заботиться об организме в целом, не следить за каждой из систем — это непременно отразится на работе нервной системы (которая и отвечает за умственную деятельность).
Биология в лицее
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
В организме существует три группы систем органов:
1) соматические системы (греч. soma — тело) — это системы, которые придают организму форму, отграничивают его от внешней среды и обеспечивают движение всего организма или отдельных его частей.
Система покровных органов. Тело человека покрыто кожей. Полости внутренних органов, пищеварительных и дыхательных путей выстланы слизистыми оболочками. Кожа и слизистые оболочки – покровные органы, предохраняющие организм от механических повреждений, высыхания, колебаний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Опорно-двигательная система. Состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.
Дыхательная система. Газообмен между наружным воздухом и воздухом в легких – функция системы органов дыхания. К дыхательной системе относятся носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. (Транспортировку кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким осуществляет кровеносная система!)
Мочевыделительная система. Главным органом мочевыделительной системы являются почки, удаляющие вредные вещества, растворенные в крови. Образовавшаяся в почках моча через мочеточники попадает в мочевой пузырь и по мочеиспускательному каналу удаляется из организма.
Половая, или репродуктивная, система. С ее помощью обеспечивается воспроизведение (репродукция) нового поколения. Половая система различна у мужчин и женщин. У женщин органами репродукции являются яичники, маточные трубы, матка и др., у мужчин – семенники (яички), семявыводящие протоки, предстательная железа и др. Яичники вырабатывают яйцеклетки, яички – сперматозоиды. И те и другие имеют половинный набор хромосом (23). При оплодотворении – слиянии яйцеклетки и сперматозоида – число хромосом восстанавливается.
Кровеносная (сердечно-сосудистая) система. Снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию. Состоит из сердца и кровеносных сосудов.
Нервная система и органы чувств. Нервная система регулирует работу органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды. Через органы чувств – глаза, уши, нос, язык, кожу – она осуществляет связь с окружающей средой. Благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность человека, регулируется его поведение. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от этих отделов нервов и нервных узлов.
Эндокринная (гормональная) система включает железы внутренней секреции, выделяющие гормоны – биологические регуляторы, действующие гуморально – через кровь и жидкости организма. К эндокринным железам относят гипофиз, щитовидную железу, поджелудочную железу, половые железы, надпочечники и др. Гормоны выделяются непосредственно в кровь или в лимфу и влияют на многие органы-адресаты, чувствительные к ним. Гормоны могут как усиливать работу органов, так и тормозить ее.
Органы нервной и эндокринной систем выполняют регуляторные функции, органы других систем – исполнительные.
Кроме систем, органы могут объединяться в аппараты. Аппарат — это совокупность органов, объединённых только по функциональному признаку, то есть это органы, имеющие различное строение и происхождение, но выполняющие одну общую функцию. Например, опорно-двигательный, эндокринный аппараты.