Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Разница между экспериментом и наблюдением

Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.

Определение

Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.

Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.

Сравнение

Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.

Источник

—> ОТ РЕФЕРАТА ДО ДИССЕРТАЦИИ

Теоретические материалы

ОТЛИЧИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА

В отличие от наблюдения эксперимент – это активный исследовательский метод. Именно это отли­чает его от наблюдения и ряда других методов, не по­зволяющих активно создавать исследовательские ситуации и из менять их. Сравним эти два исследовательских метода.

1. Исследователь изучает ситуа­ цию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельно­ сти человека.

1. Исследователь сам создает усло­ вия, которые вызывают возникно­ вение изучаемого явления, ситуа­ ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека

2. Исследователь не может актив­ но вмешиваться в ход события или протекания психических про­ цессов.

2. И сследователь сам может целе­ направленно изменять условия воз­ никновения и протекания события или психических процессов и наб людать за происходящими явления­ ми.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияю­ щими на них факторами и усло­ виями, которые он хотел бы изу­ чить.

3. И сследователь может варьиро­ вать условия протекания и про­ явления явления, исключать и до­ бавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функцио­нальные и иные связи между усло­виями существования события или протекания психических процес­ сов.

4. Исследователь только фиксирует фон и условия протекания изучае­ мого явления или процесса.

4. И сследователь учитывает усло­ вия протекания изучаемого процес­ са или события, выявляет и изменяет при необходимости их количе­ ственные характеристики.

5. Исследователь фиксирует фак­ ты поведения человека и проявлений психических про­ цессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.

5. Исследователь фиксирует факты поведения человека и про­ явлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельст­ вах.

6. Исследователь не может вос­ произвести явление, которое он уже наблюдал.

6. И сследователь в ходе эксперимен та может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Источник

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.

Он состоит в том, чтобы квалифицировать, маркировать, сравнивать различные виды поведения и тем самым описывать целостное поведение.

Наблюдение по существу дополняет информацию, полученную другими методами. Эти дополнения могут носить характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. Д.

Роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии велика. Если проанализировать процесс составления анкет, анкет, то окажется, что одним из первых этапов в их разработке было наблюдение.

При разработке экспериментов также нельзя обойтись без предварительного наблюдения, которое часто составляет основу исследования высшего пилотажа. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, в выборе содержания экспериментальных задач.

Основные характеристики эксперимента, определяющие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам запускает изучаемое им явление, а не ждет, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений не даст ему возможность наблюдать его.

2) Имея возможность вызвать изучаемое явление, экспериментатор может изменять условия, в которых происходит явление, вместо того, чтобы, как при простом наблюдении, воспринимать его так, как он обеспечивает его случаем.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них, в то время как другие остаются неизменными, эксперимент тем самым показывает важность каждого условия и устанавливает правовые отношения, определяющие процесс, который он исследует. Таким образом, эксперимент является очень мощным методологическим средством выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные отношения между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются количественные закономерности, допускающие математическую формулировку. Прежде всего, благодаря эксперименту естественная наука пришла к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента состоит в том, чтобы сделать существенные особенности внутреннего психического процесса доступными для объективного внешнего наблюдения. Для этого необходимо, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, в которой внешнее течение акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального изменения условий в психологическом эксперименте состоит в том, чтобы выявить правильность одной психологической интерпретации одного действия или действия и исключить возможность всех остальных.

Эксперимент, возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии, начал продвигаться в психологии дальше от процессов элементарных ощущений к высшим психическим процессам; с этим прогрессом в других областях также было связано изменение характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического стимула или физиологического стимула и соответствующего психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания психических процессов даже при определенных условиях. По какой-то внешней причине физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел к изучению его внутренних законов.

С тех пор и особенно в последние годы эксперимент имеет очень разнообразные формы и широкое применение в самых разных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из недавних экспериментов отличаются большой строгостью методологии; по простоте, изяществу и точности результатов они порой не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Краснов А.Н. считает, что «в отличие от неэкспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт»» Поэтому особенность экспериментальных методов заключается в том, что они предполагают:

1) организация особых условий, влияющих на изучаемые психологические особенности испытуемых;

2) измените эти условия во время исследования.

В то же время экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных и диагностических методов, включающих их непосредственно в качестве своих естественных моментов.

Наблюдение и эксперимент позволяют проводить эффективные психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в резюме.

Если необходимо изучить естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение людей во всей его полноте, наблюдение будет незаменимым методом. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования.

Экспериментальные методы имеют много преимуществ, поэтому достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органического включения в условия жизни и деятельность испытуемых. Во время эксперимента по прототипированию испытуемый работает в соответствии с инструкциями экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; этот тип эксперимента позволяет выполнять разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент, обеспечивающий максимально возможную искусственность экспериментальных условий, применяется, как правило, при изучении элементарных психических функций (сенсорных и двигательных реакций, реакций выбора и т. д.) и гораздо реже – при исследовании сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т. д.).

К особой категории методов психологического исследования и воздействия относятся формирующие эксперименты. Благодаря этим свойствам такого рода методы исследования выявляют резервы психического развития и в то же время конструируют новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет целенаправленно формировать характеристики таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Каждый из рассмотренных в резюме методов психологического исследования имеет свои недостатки, но, тем не менее, провести эксперимент без его использования невозможно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Чем психологический опыт отличается от эксперимента?

Основные задачи психологии решаются при помощи надежных методов познания.

Наиболее популярные из них: наблюдение, опыт и эксперимент.

Каждый метод познания имеет свои особенности.

Об основных методах исследования в психологии вы можете узнать из нашей статьи.

Понятия с примерами

Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные особенности, которые должен учитывать специалист при проведении исследования.

Эксперимент

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование.

Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров.

Существуют следующие виды эксперимента:

Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно.

Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент.

Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения.

Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты.

Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени.

Пример:

Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов.

В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах.

После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме.

По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории.

Наблюдение

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

В результате такого наблюдения выявляется информация об основных свойствах объекта.

Предметом исследования выступают вербальные (содержание и интенсивность речи, тембр голоса и др.), невербальные (мимика, жесты и т.д.) особенности поведения.

Соответственно, он проводит свое исследование путем фиксации конкретного поведения, которое можно оценить со стороны.

Поскольку с точки зрения психологии именно поведение человека является отражением его личности, по результатам наблюдения можно делать выводы о психологических свойствах объекта.

Основные преимущества данного метода: минимальный уровень вмешательства в естественную для объекта ситуацию, отсутствие у психолога потребности в специальных инструментах или оборудовании.

Подобный метод может применяться в любом месте и в любое время. Спонтанность выгодно отличает его от эксперимента, который требует тщательной подготовки.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и экспериментПроводить наблюдение может любой человек, а не только профессиональный психолог.

Данный метод не требует специальных знаний и умений.

В повседневной жизни люди нередко осуществляют наблюдение за окружающими, выявляя характерные особенности их личности.

Наблюдение незаменимо в ситуации, когда специалист желает получить максимально достоверную информацию об объекте. Невмешательство в естественный процесс взаимодействия объекта со средой сводит к минимуму риск получения субъективных данных.

Ключевые особенности метода:

Например, если индивид вызывает неприятные эмоции, то его поведение будет рассматриваться в негативном ключе.

Пример:

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

В группе детского сада происходит распределение детей по дополнительным занятиям.

Педагогу важно выявить склонности каждого ребенка.

Это позволит определить подходящий для малыша вид деятельности, который будет вызывать у него положительные эмоции и способствовать развитию умений.

В процессе наблюдения воспитатель определяет, что одни дети часто выбирают подвижные игры с мячом и скакалкой, другие предпочитают посидеть за настольными играми, а третьи больше всего любят рисовать и лепить.

Опыт помогает подтвердить или опровергнуть имеющееся ранее предположение, которое было выдвинуто на основе проведенного наблюдения.

В процессе иногда возникает новое наблюдение, которое будет нуждаться в дальнейшей проверке. Соответственно, вначале выдвигается гипотеза, потом она подтверждается или опровергается опытом.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

В психологии под опытом часто понимают эксперимент, объединяя эти два метода.

Оба они направлены на исследование объекта в управляемых условиях с целью уточнения имеющихся предположений. Но некоторое различие между ними все же есть.

Эксперимент проводится впервые с целью подтверждения гипотезы. Опыт же выполняется исследователем, когда он располагает некоторыми данными, нуждающимися в уточнении.

Эксперимент преследует конечную цель, которая точно определяется исследователем.

Опыт может проводиться более спонтанно, когда перед учеными стоит задача, предполагающая различные варианты решения.

Пример:

Исследователи ставят опыт над группой людей с целью выявления закономерностей формирования определенных страхов. Группе испытуемых на большом экране демонстрируются изображения различных животных, которые не вызывают у них неприятных ассоциаций.

Каждый раз, когда на экране появляется изображение собаки, в помещении гаснет свет и раздаются неприятные, оглушающие звуки. По мере повторения демонстрации изображения собаки громкость и интенсивность неприятного звукового воздействия возрастает.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

По завершении эксперимента оцениваются реакции испытуемых на изображение собаки, которое появляется на экране уже без выключения света и неприятных звуков.

Проведение опытов над людьми сопряжено с множеством споров, поскольку этичность подобного метода исследования вызывает сомнения.

В чем сходство?

Все три метода познания обеспечивают практическое применение имеющихся психологических знаний и приращение новых знаний в результате исследований.

Все они направлены на получение специалистом информации об изучаемом объекте.

При помощи методов решаются следующие задачи:

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Исследования, осуществляемые при помощи данных методов, позволяют получить теоретические знания о свойствах, закономерностях, особенностях функционирования человеческой психики.

Добытые теоретические знания в дальнейшем применяются на практике в сфере межличностных отношений и трудовой деятельности, а также помогают формировать ключевые методики воспитания, образования.

В чем отличие?

Чем отличается опыт от эксперимента и наблюдения? Поскольку понятия эксперимента и опыта в психологии практически тождественны, то следует рассматривать их отличие от метода наблюдения.

Экспериментатор стремится подтвердить гипотезу, которую он выдвинул изначально. Он действует целенаправленно, активно вмешиваясь в ход событий и руководя ими.

Наблюдатель не делает никаких предположений, поскольку стремится получить новые знания при помощи оценки поведения объекта. Он часто действует спонтанно, никак не вмешиваясь в ситуацию.

Эксперимент или опыт проводятся обычно в искусственно созданной среде с применением специальных инструментов и оборудования. Наблюдение осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным, и не требует дополнительных приспособлений.

Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Смотреть картинку Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Картинка про Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент. Фото Что общего и чем отличается наблюдение и эксперимент

Эксперимент или опыт нацелены на выявление психических свойств объектов, которые невозможно определить внешне.

Наблюдение оценивает фактические действия людей, по которым можно судить об особенностях их психики.

Таким образом, данные методы позволяют получить информацию об объектах изучения и нарастить общие психологические знания.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при проведении исследования.

Источник

Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Наблюдение представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя.

Выделяют следующие виды наблюдения:

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

Эксперимент как метод научного познания

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента:

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *