Что общего между базаровым и кирсановым
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Что сближает и что разобщает этих героев романа «Отцы и дети»?
Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.
Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «. зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще. Ситниковы нам необходимы. Мне. нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.
Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».
Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.
В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «. и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью. ». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.
Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.
В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».
Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.
Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».
Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.
Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.
В чем проявляется сходство Базарова и Павла Петровича? (Тургенев И. С.)
В романе Ивана Сергеевича тургенева « Отцы и дети» встречаются два антипода – друг Аркадия, нигилист Евгений Базаров и дядя Аркадия, аристократ Павел Петрович Кирсанов. Автор поднимает проблему взаимоотношений между разными поколениями и сталкивает этих героев друг с другом на протяжении всего произведения. Разные взгляды на мир, искусство, образование, религию, природу и любовь являются причинами для постоянных сор между Базаровым и Павлом Петровичем. Их общение становится все более напряженным, а последней каплей для Кирсанова становится поцелуй Евгения и Фенечки, матери племянника Павла Петровича.
Дело доходит до дуэли.
Несмотря на разгоревшийся конфликт таких противоположных личностей, всё-таки можно заметить их схожие черты. Чем же не похожи? Давайте разберёмся.
Прежде всего, они оба самоуверенны. «…к тому же он (Павел Петрович) был самоуверен», а лицо Евгения «выражало самоуверенность и ум». Вторым качеством они тоже обладают оба, это – гордость. «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал…», – говорит о себе наш нигилист, в то время как Кирсанова «и те и другие считали гордецом». Этих героев объединяет сильные качества личности и желание навязать другому свою точку зрения.
Но самым главным сходством я считаю истории их несчастных отношений. Может быть они не являются какими-то чертами их личности, но эти события оставили отпечатки на их жизнях, изменили какие-то взгляды, проникли в их души.
Павел Петрович очень сильно любил княгиню Р и после разорванных отношений все равно продолжал ездить за ней по всему миру. Их любовь была страстной, сильной, но Кирсанову всегда казалось, что в Нелли таилась какая-то загадка. После второй неудачной попытки отношения уже заграницей, он, теряя смысл своей жизни, вернулся в Россию. Через некоторое время Павел Петрович узнал о смерти княгини. Кирсанов находил что-то похоже на княгиню даже в Фенечке.
Если вспомнить отношения Одинцовой и Базарова, то для Евгения его чувства вообще оказались удивительными, потому что он сам презирал людей, которые теряют голову от любви, и не верил в романтику. Молодой нигилист сам стал жертвой пылающих чувств и признался в этом Анне Сергеевне, на что услышал отказ. Прежде всего Одинцова дорожила покоем и комфортом.
«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?». Пусть и взаимная, несчастная любовь перевернула жизни наших героев. Я считаю, что это является самым сильным сходством представленных антиподов.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Внешность героев
Сопоставление портретных характеристик Евгения и Павла Петровича позволит судить о внутреннем мире персонажей, их взглядах на жизнь. О Базарове читатель узнаёт, что это мужчина тридцати лет. Внешность героя писатель изображает с помощью следующих деталей:
Бакенбарды песочного цвета, балахон с кистями дополняют портрет главного героя. Базарову незнакома погоня за модой, он не стремится выглядеть элегантно. Его облик часто неаккуратен, и это неудивительно, ведь герой всегда занят чем-нибудь. Род его деятельности таков, что опрятно выглядеть ему просто не удается: то он опыты проводит, то выезжает лечить обычных людей.
Павел Кирсанов уже достаточно зрелый мужчина. Ему около 45 лет. В отличие от Базарова, герой очень придирчив к собственному внешнему виду. По его мнению, выглядеть плохо — это дурной тон. Кирсанов — настоящий аристократ, и это проявляется в описании следующих деталей его внешности:
Герой тщательно подбирает гардероб, выглядит изысканно. Он одевается в «темный английский сьют», «модный низенький галстух» и «лаковые полусапожки».
Происхождение и образование
Евгений Базаров — сын обедневшей дворянки и сельского лекаря. В его роду не было знатных предков. Базаров не стыдится своего простого происхождения, он с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. По мнению героя, поступки человека лучше скажут о нем, нежели заслуги предков. Он тоже становится врачом, но занимается этим герой не потому, что хочет продолжать дело отца, он считает медицину полезной наукой для человечества.
Павел Кирсанов — потомственный дворянин. Его отец был генералом. Герой идёт по стопам родителя. Он обучается в пажеском корпусе. Но очевидно, что военное дело совсем не интересует Кирсанова. После окончания учебы герой не находит себе занятия и ведёт светскую жизнь, наполненную развлечениями, удовольствиями и интригами. Кирсанов оказывается совершенно бесполезным для общества человеком.
Мировоззрение Евгения
Базаров — представитель молодого поколения русских людей. Он является приверженцем философии нигилизма, которая заключалась в отрицании, разрушении старого мироустройства. Поведение Евгения — результат слепого следования принципам этого учения. Но проблема в том, что нигилисты не совсем ясно понимают, что же они должны построить на месте разрушенного. Базаров в глубине души и сам чувствует несовершенство такого мировоззрения. Тем не менее герой очень четко осознает, что человек должен приносить пользу обществу.
Он даже пытается пристрастить к своим идеям Аркадия Кирсанова — племянника Павла. Но юноша слишком мягкосердечный и сентиментальный человек. Поэтому дружба с Евгением вскоре заканчивается.
Черты характера
У Базарова очень пытливый ум, ему хочется каждый день узнавать что-то новое, поэтому он встаёт рано, приносит домой лягушек и изучает их строение. По мнению героя, вся деятельность человека должна приносить практическую пользу.
Ему присущи такие черты характера:
Молодой человек не признает авторитета старшего поколения. Он высмеивает дворянский уклад жизни, самодержавие, употребляет пренебрежительное слово «аристократишко» по отношению к Кирсанову.
Герой резко осуждает представителей старого поколения. По его мнению, дворяне-аристократы только и способны разглагольствовать о мировом прогрессе, о равноправии, но сами для этого ровным счётом ничего не делают. Такие люди, как Павел Кирсанов, брезгуют общаться с мужиками. Как же они собираются улучшать жизнь людей? Базарова раздражает влечение дворян к искусству, любование природой. Он не видит в подобных занятиях ничего полезного.
При всей своей развязности Базаров добр и бескорыстен. Герой всегда готов прийти на помощь. Евгения очень любят простые люди, он часто останавливается поговорить с обычными мужиками, его не отвращает их неопрятный вид.
Базаров смел и очень скромен. Когда Павел Кирсанов вызывает его на дуэль, Евгений, ни минуты не сомневаясь, принимает этот вызов. Нужно отметить, что герой вовсе не боится смерти. Он не считает себя человеком исключительным, а потому убежден, что в случае его гибели государство не понесет серьезного урона.
Во время дуэли Базаров ранит Павла Петровича в ногу и сразу же оказывает ему первую медицинскую помощь. Свой профессиональный долг он ставит превыше всего. В разгар эпидемии тифа Базаров вскрывает труп заражённого мужчины. Он не старается оградить себя от опасных ситуаций, поэтому и погибает. Тем, что главный герой умирает в конце произведения, Тургенев показывает тупиковость философии нигилизма. Очевидно, чтоб построить новое сильное общество, недостаточно просто отрицать старое.
Образ жизни Кирсанова
В сравнении с Базаровым Павел — истинный аристократ. Он живёт в соответствии с теми правилами и законами, которые дворяне передавали из поколения в поколение:
Павел Кирсанов убежден, что каждому аристократу присуще чувство собственного достоинства — то, чего так не хватает молодому поколению. Он понимает, что Базарову смешны его привычки, опрятность, тем не менее этот аристократ не роняет себя, несмотря на то, что обосновался в глуши. Кирсанов называет свою жизненную позицию «принсипами». Люди, которые их лишены, по его мнению, безнравственные и пустые. Когда Базаров появляется в имении Кирсанова и смело высказывает свои взгляды на жизнь, мужчина начинает испытывать ненависть к «лекаришке».
Безусловно, Павел — человек благородный. Но нельзя не согласиться с Базаровым в том, что герой при своей образованности остается человеком бесполезным для общества. Аристократ не делает ровным счетом ничего ни для своего народа, ни для государства. Он только размышляет. И этим люди, подобные Кирсанову, так раздражают Базарова.
Но в рассуждениях Павла Петровича есть и доля правды. Например, он справедливо говорит о том, что для образования нового общества недостаточно только лишь отрицать, «надобно же и строить». Безусловно, герой прав в том, что нельзя жестко отметать все достижения цивилизации, упразднять искусство и культуру. Человек не механизм, для него важна духовная жизнь, он должен понимать и ценить прекрасное.
Бесспорно, Кирсанов, не принимая нигилизма Базарова, в глубине души уважает его за живой ум, полную отдачу своей работе, твердость характера. Когда молодой человек покидает имение Кирсановых, Павел Петрович даже хочет пожать ему руку.
Сходства персонажей
Да, несомненно, очень разными являются натуры Базарова и Павла Петровича. Но сравнительная характеристика показывает, что оба персонажа привлекают читателя твердостью, бескомпромиссностью в борьбе за свои убеждения.
Поступки героев благородны: оба стремятся делать добро для общества и родных людей, хотя Базаров более деятелен и близок к народу. И. С. Тургенев, изображая этих героев, показывает читателю, что тем не менее взгляды на жизнь и у Базарова, и у Кирсанова ошибочны, каждый из них мыслит слишком радикально, а потому полностью воплотить свои идеи в жизнь и тем самым принести пользу обществу не удастся ни одному.
Именно поэтому в конце произведения Евгений погибает, а Павел Петрович уезжает из России, так ничего и не сделав для отечества. По словам автора, старший Кирсанов — «живой мертвец».
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» не потерял своей актуальности и в наше время. Разногласия в мировоззрении между старшим и младшим поколением существовали всегда. Конфликт родителей и детей — это явление закономерное, ведь молодые люди мыслят по-новому, желают менять старые традиции и устои, вносить в мир свой взгляд на жизнь.
Тем не менее писатель утверждает, что оба поколения могут услышать друг друга: молодежь обязана уважать своих родителей, перенимать их жизненный опыт, а отцы должны поддерживать прогрессивные взгляды молодых людей. Тесная связь поколений, взаимоуважение — залог построения сильного общества.
Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – центральные персонажи романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», представители старшего и младшего поколений, между которыми разгорается конфликт. Сравнительная характеристика Павла Кирсанова и Базарова позволяет увидеть причины конфликта «отцов и детей».
Взгляды Базарова
Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.
Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.
Взгляды Кирсанова
Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». Он принадлежит к аристократии, которую яростно защищает от нападок Базарова. Павел Петрович особое внимание уделяет своей внешности, автор подчеркивает его белоснежные руки.
Традиции и законы прошлого, по мнению Кирсанова, неоспоримы. Все новаторское героем воспринимается негативно.
Сравнительная таблица
И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.
Павел Петрович Кирсанов
Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость
Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде
Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность
Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности
Ничем не занимается, живет в деревне
Отношение к аристократии
Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век
Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми
Отношение к природе
Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек
Отношение к искусству
Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства
Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову
Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование
Отношение к нигилизму
Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы
Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления
Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Происхождение, образование, социальное положение
Отец Евгения Васильевича Базарова — отставной полковой доктор, своей службой он заслужил дворянство. Мать — небогатая столбовая дворянка. Они постарались, чтобы у сына было хорошее образование. Евгений учится в университете, изучая естественные науки и медицину для того, чтобы стать доктором.
Портреты героев: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи
Евгений Базаров — молодой высокий человек с длинным, худым лицом, выражение которого показывало самоуверенность и ум. У него большие зеленоватые глаза, тонкие губы, широкий лоб. Волосы тёмно-белокурые, густые и длинные, не скрывали выпуклостей черепа, на щеках были бакенбарды песочного цвета.
С людьми, даже в гостях, Базаров ведёт себя не очень учтиво. Павлу Петровичу было не по нраву то, что Евгений отвечал ему неохотно и что при этом «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Говорил он, в основном, только по делу, потому что не любил рассуждать на отвлечённые темы.
Павлу Петровичу Кирсанову на вид лет 45. Весь его облик, породистый и изящный, «сохранил юношескую стройность». С детства он отличался красотой, и сейчас его лицо носило следы этой замечательной красоты. Седые стриженые волосы «отливали тёмным блеском». Говорил Павел Петрович приятным голосом, имел аристократические манеры, был изысканно учтив, одевался даже в деревне щегольски.
Образ жизни
Евгений Базаров — человек деятельный, интересуется наукой, много времени уделяет учёбе, изучению природы, делает химические и физические опыты.
Павел Петрович свою жизнь в деревне устроил на английский лад, редко виделся с соседями, читал, в основном, книги на английском языке.
Взгляды на жизнь, общество, народ
Базаров считает, что настало время дельных людей, что время романтиков прошло. Нигилистические взгляды Базарова состоят в том, что он категорически не признаёт старые истины, для него никто не является авторитетом. Он считает, что сначала надо «место расчистить» и только потом возможно построить новую жизнь. Базаров презирает аристократическое общество, так как оно бездеятельно и не приносит никакой пользы для общественного развития и для народа. Базаров гордится своей близостью с народом. Павлу Петровичу он гордо говорит: «Мой дед землю пахал». Евгений думает, что он народ понимает, но мужики говорили с ним снисходительно, считая, что барину просто захотелось поболтать и что он ничего не понимает в их жизни. Базаров же полагает, что за свою отсталость народ «заслуживает презрения».
Павел Петрович Кирсанов — главный антагонист Базарова. Он считает, что без принципов, правил живут только пустые или безнравственные люди, и не согласен с Евгением, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» искусства, поэзии, чувств. Не согласен он и с тем, что нигилисты знают русский народ. Павел Петрович уважает русский народ, считает его патриархальным, свято чтущим предания.
Отношение к любви
Взгляды Базарова и Павла Петровича на любовь различны. Евгений был «великий охотник до женщин и до женской красоты». Он не относился к ним серьёзно, расценивая как предмет анатомии.
Романтическую любовь Евгений считал напускным чувством, «белибердой», «вздором». Рыцарские чувства он считал чем-то вроде болезни или уродства. Но эти его убеждения оказались несостоятельными. Полюбив Одинцову, Базаров негодовал на себя за то, что к ней относится, как романтик, но не смог победить в себе это чувство. Перед смертью он понял, что жизнь сильнее всяких теорий, и признался Одинцовой в любви.
Павел Петрович, в отличие от Базарова, полюбив княгиню Р., не противился своей любви и посвятил ей свою жизнь. Он был будто околдован, этой странной прекрасной женщиной. Когда она его разлюбила, жизнь его стала пустой. Павел Петрович не мог забыть свою любимую и закрыл свою душу для других женщин.
Отношение героев друг к другу
Базаров относился к Павлу Петровичу Кирсанову с презрением и насмешкой, считает его самолюбивым уездным аристократом с привычками столичного светского льва.
Павел Петрович ненавидел Базарова, считал его циником, нахалом, гордецом, плебеем.
Характеры: сходство и различие
Несмотря на то, что Павел Петрович Кирсанов является антагонистом Базарова по взглядам на жизнь, в их характерах есть некоторое сходство. И тот, и другой — честные, гордые, самолюбивые люди. Несмотря на разное отношение к женщинам, к любви, оба героя сходны в том, что не являются романтиками.
Тургенев пишет о старшем Кирсанове: «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» (глава XI).
Главное же различие Базарова и Павла Петровича (помимо взглядов на жизнь и общество) состоит в том, что жизнь Павла Петровича пуста, он не занят никакой полезной деятельностью. Базаров же энергичен и очень деятелен.
Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова (таблица)
Параметры сравнения | Евгений Васильевич Базаров | Павел Петрович Кирсанов |
Происхождение | Дед был крестьянином, отец — штаб-лекарем, мать — столбовой дворянкой. Дворянство по линии матери не передавалось. Отец получил за свою службу право на дворянство и стал дворянином уже после рождения Евгения. Автор не сообщает, стал ли Евгений, по ходатайству отца, тоже дворянином. Сам Базаров говорит о дворянах так, как будто никакого отношения к ним не имеет. Так что, скорее всего, Базаров — разночинец. | Потомственный дворянин, сын боевого генерала 1812 года. |
Социальный статус | Студент университета, учится на медицинском факультете. | Офицер в отставке, аристократ. |
Портрет | Высокий молодой человек с длинными тёмно-белокурыми волосами и висячими бакенбардами. Глаза большие, зеленоватые, губы тонкие. Носит длинный балахон с кистями. | Стройный, изящный, красивый человек лет 45. Его седые волосы «отливали тёмным блеском». Одевался щегольски даже в деревне. |
Речевая характеристика | Говорил лениво, небрежно, мужественным голосом. Речи его были немногосложны и отрывочны, так как он не любил рассуждать на отвлечённые темы, предпочитая говорить по делу. | Голос приятный, речь вежливая, изысканно учтивая. |
Манера поведения | Не очень учтив даже в гостях. | Аристократическая. |
Образ жизни | Учится, изучает природу, занимается физическими и химическими опытами. | Бездеятелен, ведёт праздный образ жизни. |
Взгляды | Демократ и реалист. Нигилист (отрицает авторитеты, старые истины и порядки), материалист, циник. | Либерал и идеалист, эстет, ценит авторитетные мнения. |
Отношение к женщинам и к любви | В 1-й половине романа отношение бездуховное, потребительское. Расценивает женщин как предмет анатомии. Любовь романтическую считал «вздором». Полюбив Одинцову, хотел вырвать эту любовь из своего сердца. | Относится к женщинам уважительно. Любил один раз в жизни; после того, как любимая разорвала с ним отношения, закрыл свою душу для других женщин. |
Отношение друг к другу | Относится к Павлу Петровичу с презрением. | Ненавидит Базарова. |
Общие черты характера | Гордость, самолюбие, честность, чуждость мечтам. |
Вывод
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» представлены совершенно противоположные взгляды героев на жизнь, общество, народ и человеческие чувства. Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает раскрыть сущность образов этих ярких представителей нигилизма и либерализма. Образ главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова полнее раскрывается при сопоставлении со своим основным оппонентом в спорах — Павлом Петровичем Кирсановым.