Что общего между картой и глобусом
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев – 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Оборудование: глобус и карта полушарий – демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
— развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
— развивать творческое воображение, мышление, память;
— развивать познавательные способности уч-ся;
— развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
— создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
— формировать умение взаимодействовать друг с другом – работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
/Психологическая установка на урок/
— Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы – мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Ни минутки не теряем!
— C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
— Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
уменьшенное, обозначен масштаб;
имеют условные обозначения;
обозначены направления на стороны света.
на картах не обозначаются дома;
на картах обозначаются реки, озёра, города;
план подробнее карты.
— Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
— Прочтите тему урока: Глобус и карта.
— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? – после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
— Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус – шар, карта – плоское
изображение Земли; глобус – модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
— Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Словно в руки дали
Чтоб цвели там вишни,
А потом очистила б
Чтоб жила в них рыба,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
— А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача – сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус – целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
— Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
уменьшенное изображение земной поверхности;
это изображения сверху;
глобус – объёмная фигура;
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
— Давайте внимательно рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Как они называются? Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные линии?
— Ребята, послушайте, как объясняет значение этого слова Василий Ливанов в сказке «Самый, самый, самый…» устами маленького львёнка:
«Знаете ли вы, что такое экватор? Он стягивает земной шар, как обруч стягивает бочку. Он всё равно, что тоненький-претоненький пояс вокруг толстого-претолстого живота. Он мокнет в солёной воде трёх великих океанов. Он прячется в болотистых лесах Южной Америки и сохнет на жарком солнце в самой середине Африки. И если кто-нибудь захочет узнать, где он начинается и где кончается, тот ничего не добьётся. У экватора нет ни начала, ни конца. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, но всё-таки он есть. Он существует с тех самых пор, как его придумали люди…»
— На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
— Закройте их руками.
— Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
— А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет – они воображаемые.)
— Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? – меридианы.
— Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
— Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
— Есть ли среди них особенные? – один из меридианов более тёмного цвета.
— Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
— Закройте руками Западное и Восточное полушария.
— Какие материки пересекает нулевой меридиан?
— Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? – не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка – релаксация (под спокойную музыку).
— А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному – думай об успехе всего коллектива!
— Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
— Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
— Так чем же ещё карта отличается от глобуса? – на ней изображение искажается сильнее.
— Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах – можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
— Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
— Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов – это « + », 5-4 – « ? », меньше 4 – « — »
— Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
— Что нового для себя открыли?
— За что можете себя похвалить?
— Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI . Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень – с.89, задания в тетради с.27-28.
Плод – если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок – вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку – если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
— Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.
Разница между глобусом и картой
Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.
Определение
Глобус – это объемная модель Земли.
Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.
Сравнение
Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.
Глобус
Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.
Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.
Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.
Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.
Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.
Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.
Карты более удобны в использовании, чем глобусы.
Что общего между картой и глобусом?
Что общего между картой и глобусом?
На каждой из них нарисован земной шар.
Чем глобус отличается от карты?
Чем глобус отличается от карты?
В чем сходство глобуса и карты?
В чем сходство глобуса и карты?
Что общего между картой и глобусом?
Что общего между картой и глобусом?
Глобус и карта черты сходства и различия?
Глобус и карта черты сходства и различия.
В чем сходства глобуса и карты?
В чем сходства глобуса и карты.
И в чем их различия.
Что общего между глобусом и картой?
Что общего между глобусом и картой?
Назначение глобуса и карт?
Назначение глобуса и карт.
Карта и план (сокращено).
На какие вопросы можно ответить с помощью географической карты и нельзя с помощью глобуса?
На какие вопросы можно ответить с помощью географической карты и нельзя с помощью глобуса.
Что можно узнать по глобусу и что нельзя пофизической карте.
Чем похож глобус на карту?
Чем похож глобус на карту.
На 2 суперматерика. Это Лавразия и Гондвана.
1. Почему Антарктида – самый высокий материк Земли? А дело в том, что Антарктиду покрывает ледяной панцирь, средняя высота которого 2040 метров (в 2, 8 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков). Вблизи Южного полюса толщина л..
Нил, Замбези вроде бы они.
Этот путешественник Фернан Магеллан.
В 1995 году был разрушен Нефтегорск, в сахалине.
Если я не ошибаюсь то (Нефтегорск) но это не точно.
600м = 60000см60000 : 10 = 6000 масштаб 1 : 6000.
Что общего между картой и глобусом?
Что общего между картой и глобусом?
На каждом из них нарисован Земной шар.
Чем глобус отличается от карты?
Чем глобус отличается от карты?
В чем сходство глобуса и карты?
В чем сходство глобуса и карты?
Глобус и карта черты сходства и различия?
Глобус и карта черты сходства и различия.
В чем сходства глобуса и карты?
В чем сходства глобуса и карты.
И в чем их различия.
Что общего между глобусом и картой?
Что общего между глобусом и картой?
Назначение глобуса и карт?
Назначение глобуса и карт.
Карта и план (сокращено).
Что общего между картой и глобусом?
Что общего между картой и глобусом?
На какие вопросы можно ответить с помощью географической карты и нельзя с помощью глобуса?
На какие вопросы можно ответить с помощью географической карты и нельзя с помощью глобуса.
Что можно узнать по глобусу и что нельзя пофизической карте.
Чем похож глобус на карту?
Чем похож глобус на карту.
На 2 суперматерика. Это Лавразия и Гондвана.
1. Почему Антарктида – самый высокий материк Земли? А дело в том, что Антарктиду покрывает ледяной панцирь, средняя высота которого 2040 метров (в 2, 8 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков). Вблизи Южного полюса толщина л..
Нил, Замбези вроде бы они.
Этот путешественник Фернан Магеллан.
В 1995 году был разрушен Нефтегорск, в сахалине.
Если я не ошибаюсь то (Нефтегорск) но это не точно.
600м = 60000см60000 : 10 = 6000 масштаб 1 : 6000.