Что общего у букв ь и ъ
Конспект урока по обучению грамоте на тему » Буквы Ъ и Ь знаки» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «В» классе № 78
Тип урока: урок рефлексии
Тема урока: Буквы Ъ и Ь знаки
Цель урока: Закрепление знаний о Ь и Ъ знаках.
Предметные: повторить знания о буквах, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука; осознавать разделительную функцию Ь и Ъ; воспринимать смысл небольшого текста;
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Личностные: прививать положительное отношение к школе и учебной деятельности, предмету; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Оборудование: презентация, учебник
1. Этап мотивации. Критерии оценивания.
Открываем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи
И успеха всем в придачу!
— Ребята, у нас сегодня день гостей, к нам на урок пришли два героя из одной сказки. А чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадки.
У кого чудная шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто лгунишка и зазнайка?
Знают все, малыш … (Незнайка)
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он и вправду много знает
И девчат не обижает. (Знайка)
— Как вы думаете, а почему эти герои получили такие имена «Знайка» и «Незнайка»?
— Сегодня мы с вами узнаем, кто из нас «Знайка», а кто «Незнайка».
— Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:
* не выкрикивать, быть терпеливым;
* дать возможность высказываться своим товарищам;
* Работать старательно, а самые активные получат за работу на уроке жетоны.
2. Этап актуализации знаний.
— Каждый день произносим речь.
— А какая бывает речь? (устная и письменная)
— А почему устную речь называют именно так? (потому что в старину устами назвали губы)
— Из чего состоит речь? (из предложений)
— Из чего состоят предложения? (из слов)
— Из чего состоят слова?
— Какие бывают звуки?
— На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
Игра «Буквы рассыпались»
— Ребята, посмотрите, у нас рассыпались буквы и перемешались, давайте разделим их на 2 группы.
— На какие группы можно разделить гласные? ( на гласные, которые, обозначают твёрдость предшествующего согласного звука, и гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука)
— Какие гласные могут иметь 2 звука? ( Е, Ё, Ю, Я)
— Когда они имеют 1, а когда 2 звука?
— В каких позициях они образуют два звука? (В начале слова и после гласной, после разделительных Ъ и Ь знаков.)
3. Этап выявления места и причины затруднения. Этап выявления индивидуальных затруднений.
— Возникли ли трудности?
4. Этап целеполагания и построение плана по разрешению возникших затруднений.
— Ребята, какие 2 буквы мы можем назвать особенными? (Ь и Ъ)
— Почему мы можем назвать их особенными? (буква есть, а звука нет)
— Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
— Давайте определим цель урока.
Наш Незнайка потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за парту сел тихонько.
5. Этап реализации на практике выбранного (выработанного) плана.
— Ребята, Незнайка прислал письмо Знайке, а он ничего не может понять и просит нашей помощи, в котором сообщает о себе вот что:
«Сел кашу. Пю воду. Обявил каникулы».
— Каких помощников потерял Незнайка? (разделительные Ь и Ъ знаки)
— Давайте поможем ему исправить ошибки.
— А зачем нам изучать ь и ъ знаки?
— А что мы знаем о Ь и Ъ знаке?
— Что общего и Ь и Ъ знака?
— В чем различия Ь и Ъ?
Листья, съезд, подъём, пьёт, деревья, въехал, друзья, обезьяна.
-Молодцы! А теперь тихо сели.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.
-А о чём это произведение мы узнаем, выполнив задание.
1.Игра «Третий лишний».( На доске буквы ).
-Составьте слово из этих букв. ( Правда )
— Как вы понимаете смысл этого слова?
— Для чего нужно всегда говорить правду?
Нечаянно – случайно, неумышленно.
Затрясся от страха – испугался.
Как понимаете словосочетания «дорогая чашка»?
3.Чтение произведения. (учителем)
4.Проверка первичного восприятия текста.
— Каким вам показался этот рассказ? (интересным, грустным, поучительным).
Кто является главным героем рассказа? ( Мальчик)
Что случилось с мальчиком? (Он разбил чашку).
Как поступил мальчик? (Сказал правду).
Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он поступил хорошо, правильно).
Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили? (Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
— Почему отец поблагодарил мальчика?
— Какой вывод сделал для себя сын?
7. Этап рефлексии и оценивания.
— Ребята, что общего у Ь и Ъ?
— В чем различия у Ь и Ъ знака?
— А где жили Знайка и Незнайка? (В цветочном городе)
— Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью цветов.
— А теперь, кому сегодня было интересно на уроке и всё понятно возьмите зелёный цветочек и прикрепите его к Знайке.
— Кому было не всё понятно. Возьмите красный цветочек.
— Оцените свою работу, прикрепив цветочек к «Знайке» и «Незнайке».
Про знаки мягкий и твёрдый
Буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например, СЕЛ (без твёрдого знака) и СЪЕЛ (с разделительным твёрдым знаком).
Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.
В конце XIX в. было замечено, что частое использование Ъ в текстах (4% от всего объёма) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. Как подсчитал Л. Успенский, ежегодно на него требовалось до 8,5 млн. дополнительных страниц. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твёрдого знака. После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. апостроф был исключён из русского языка, а его разделительную функцию взял на себя твёрдый знак, которую он выполняет и по сей день.
Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е,передающими сочетания [ j ] с гласными:
а) в словах с русскими приставками: безъядерный, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий
Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из— не является в нём приставкой.
б) в терминах, пришедших из других языков, с различными префиксами: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский, абъюрация, адъективный, панъевропейский, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, коадъютор, конъектура, конъюгация, конъюнктив, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция. К этой группе можно добавить и сложное по происхождению слово «фельдъегерь».
2. В сложных словах после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный.
После начальных частей сложносокращённых слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст госязык.
3. Ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имён и производных от них слов: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии). В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и: Дзюнъитиро (японское имя).
ВНИМАНИЕ!
Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный
Мягкий знак в слове может выполнять 3 функции:
— информировать о мягкости предшествующего звука
— для обозначения некоторых грамматических форм.
—ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;
-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють(междометие);
—ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;
-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;
-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи.
1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).
2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].
В случае, когда Ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:
1) Между мягкой и твёрдой согласной в середине слова:
кутерьма, горько, возьму, серьга, судьба
2) Ь пишется между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остается мягким:
о борьбе — борьба, возьми — возьму, во тьме — тьма, о свадьбе — свадьба
3) Для обозначения мягкости л: бальзам, только, мельница, вскользь, польза, льстец, больной, сельдь.
Мягкого знака нет: 1) между согласными чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ, нн: речка, ручной, нянчить, банщик, мощный, корчма, наборщик, ранний. 2) в словах с лл: иллюстрация, иллюминация, идиллия.
Употребление ь для обозначения грамматических форм
После шипящих ь пишется:
1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы родительного падежа множественного числа);
2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
3) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;
4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени:несёшь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься;
5) в наречиях: невмочь, сплошь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж;
6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.
2. Употребление Ь в некоторых других формах:
1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя, а также и в других падежах числительного восемь: восьми, восемью и восьмью;
2) в неопределённой форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться;
4) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь. Исключения: ляг, лягте.
Мягкий знак не пишется после шипящих в существительных II склонения: (палач, муляж, рвач) и в кратких формах прилагательных (свеж, жгуч, могуч).
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Буквы Ъ и Ь
Орфография
§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.
§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
2. Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.
§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, также четырьмя.
3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте.
1. В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька.
§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:
1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.
2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься.
3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь.
5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
«Буквы Ь и Ъ, их роль в языке и правописание»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Буквы Ь и Ъ, их роль в языке и правописание»
Эпиграф: Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.
— повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь;
— сформировать способности дифференцировать условия употребления Ъ и Ь.
— видеть отличия употребления Ъ и Ь в словах;
— уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
— воспитывать стремление владеть грамотной речью;
— прививать чувство гордости за свой язык и его неповторимость.
1. Компьютерная презентация.
2. Экран, проектор, компьютер.
3. Раздаточный материал.
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа.
2. Исследовательская работа учащегося с презентацией.
3. Индивидуальная работа у доски.
5. Самостоятельная работа с учебником.
6. Дифференцированное домашнее задание.
II. Оформление тетрадей.
III. Обращение к эпиграфу.
— Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы.(Учитель читает эпиграф, записанный на доске).
— Как вы понимаете эти слова?(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого)
— Что необходимо для того, чтобы быть грамотными?
(Нужно видеть в слове проблемные места, в которых можно допустить ошибку, знать правила правописания той или иной орфограммы).
— Ребята, давайте посмотрим, как вы объяснили эти «коварные места» в словах домашнего упражнения.
IV. Проверка домашнего задания:
1) На экране появляется текст с пропущенными буквами. В процессе объяснения буквы появляются.
1 абзац выполняет 1 ученик, объясняет орфограммы, буквы на экране появляются.
2 абзац появляется уже с буквами, но с ошибками.
— Ребята, во 2 абзаце в предложенном тексте есть ошибки, найдите их, исправьте и объясните, в чём состоят ошибки?
(на экране исправляются ошибки).
Последняя ошибка в слове «судьба».
— Какое интересное слово «судьба»! А что оно обозначает? Подберите синонимы.
— Запишем данное слово в транскрипции. Что такое транскрипция?
— Посчитаем, сколько букв и звуков в этом слове?
— Объясните, а почему такое несоответствие звуков и букв? (буква Ь звука не обозначает).
— А какую ещё вы знаете букву русского языка, которая никогда не обозначает звука? (Ъ).
— А зачем же они тогда нужны? (Для обозначения мягкости, для разделения).
— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?
— Сформулируйте тему урока.
— Запишем тему урока (на доске и в тетради).
«Буквы Ь и Ъ: их роль в языке и правописание».
V. Изучение нового материала.
Вы знаете, что русский язык – это прежде всего система знаков. И интересующие нас сегодня знаки тоже входят в эту систему. С течением времени они тоже претерпели изменения, как и сам русский язык.
— Русский язык – это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…и проследим судьбу Ъ и Ь.
— Своё маленькое исследование по этому вопросу провёл Ваня Бурцев и Максим Махота. Они поделятся с нами своими наблюдениями. А вы, слушая их выступление, постарайтесь определить, какие же изменения произошли в судьбе Ъ и Ь.
2. Выступление учеников с презентацией.
Сколько интересных открытий можно сделать, внимательно вчитываясь в знакомые с детства, родные слова. На уроках по фонетике мы изучали звуки русского языка. Я обратил внимание на то, что всего две буквы русского языка никогда не обозначают звука. Меня заинтересовало это явление, и мы с Максимом решили узнать историю этих букв, зачем их когда-то придумали. Заглянуть в далёкое прошлое нам помог Интернет – это современный способ получения информации. И вот, что мы выяснили.
В заключение добавлю, что мне стала понятна суть высказывания: без истории нет настоящего. Ведь не обратись я к далёкому прошлому нашего языка, так и не понял бы, почему в слове большой пишется Ь, а слово подъезд нужно написать с Ъ. Спасибо за внимание.
3. Беседа по прослушанному.
— Итак, какие же изменения произошли в судьбе Ъ и Ь?
(Изменилась их роль и правописание).
4. Изучение функций Ъ и Ь.
— Давайте мы рассмотрим примеры и выясним, какую роль сегодня выполняют Ь и Ъ.
(На экране выводятся слова)
4.1. Наблюдение над языковым материалом.
1. что общего у букв ь и ъ 2?
1. что общего у букв ь и ъ 2.
В какой ситуациито, что согласный звук не сливаетсяс гласным, показывает ь, а в какой ъ.
3. каким условиям должны отвечать приставка и корень, чтобы между ними встал ъ4.
Назови как больше приставок после еоторых можно писать ъ.
5. назови как модно больше приставок после которых нельзя писать ъ.
Прошу помогите умоляю.
2) Разделительный мягкий знак пишется в корне или после корня, между согласными и гласными : е, ё, я, ю, и.
Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые заканчиваются на согл.
И перед гласными : ё, е, я, ю.
3) приставка заканчивается на согл.
, а корень начинается на гласный : ё, е, я, ю.
6) внутри слова перед гласными : е, ё, я, ю,
в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о (медальон, бульон).
Какими буквами обозначаются эти звуки?
Какие слова гласные и согласные.
Помогите пожалуйста, очень надо?
Помогите пожалуйста, очень надо!
Произнести по слогам слово язык?
Произнести по слогам слово язык.
Из каких звуков оно состоит?
Какими буквами обозначены звуки?
Сколько в слове слогов?
Назови ударный и безударный слог.
Назови гласные звуки.
Расскажи о согласных звуках этого слова.
Составь схему этого слова.
Сколько в нем букв и звуков.
В каком месте можно допустить ошибку при написании слова язык.
Подобрать слова в которых буква ъ пишется после приставок на согласный перед корнем езд?
Подобрать слова в которых буква ъ пишется после приставок на согласный перед корнем езд.
Что это за слово?
С_змала оно должно касаться темы буква ы после приставок оканчивающихся на согласный.
Гласные и согласные в приставках кроме приставок на з с?
Гласные и согласные в приставках кроме приставок на з с.
Пожелтевшие листья облетают с деревьев, кружатся в воздухе и падают на землю. Однородные сказуемые : облетают, кружатся, падают.
Нахохлившись, отдыхают птицы, иные, хлопая крыльями и осыпая иней, клюют почки. Проснувшись, птицы защебетали на разные голоса, а, заподозрив опасность, быстро смолкли. Старые друзья этих мест, жаворонки, повисли в воздухе и, нервно трепеща крылышк..
1) Ноябрь, маяк. 2) Выражение «без году неделя» означает, что произошло недавно, короткое время.
Сфоткай пожалуйста горизонтально.
В нашем классе обучается двадцать четыре ученика. (повествовательное, невосклицательное, простое, двухсоставное, распростроненно, неполное, неосложнено. ).
Моя мама говорит, что учиться раньше было намного интересней, чем сейчас. Школьники ходили тогда на занятия в специальной форме. Учеников младших классов принимали в октябрята. Потом они становились пионерами. Затем комсомольцами. Пионеры и комс..