Что общего у искусства с другими областями искусства
Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры
Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.
У разных видов искусства законченность и определенность образов различны: они принимают разную интерпретацию в живописи и скульптуре, в художественной литературе, в музыке.
Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации и т.п. Взаимоотношения между художественным творчеством и каждой из этих важнейших областей культуры далеко не однозначны, варьируясь от значительного взаимопроникновения до плохо скрываемого антагонизма.
57 находит свое выражение в богатейшем религиозном искусстве, величественных храмах, пышных богослужениях и одеяниях служителей культа при их пропагандируемой личной непритязательности и бедности.
Религиозное мировосприятие носит преимущественно вневременной, наднациональный характер. Художественное мировосприятие чаще связано с наслаждением самой жизнью, более индивидуально и принадлежит конкретным географическим, историческим и национальным реалиям. Все это наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством. Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.
Теоретически и практически в категории мировой культуры можно выделить три основных варианта отношений искусства и нравственности, находивших свое выражение вконкретных произведениях:
1) искусство морализаторского типа, тесно связанное с жизнью и ее потребностями, обладающее необходимыми художественными достоинствами, но нацеленное прежде всего на воспитание, улучшение человека. К нему относятся произведения литературы и искусства, служивших людям повседневной духовной пищей, но обычно не выходивших за рамки своей эпохи и своего народа;
2) эстетствующее искусство, или «искусство для искусства», отвергающее действительность, менее распространенное. Здесь выдвигается требование чисто формального совершенства произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности;
3) искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, представляют собой органическое единство с совершенной формой.
В разные эпохи и в разных социальных условиях каждая из рассмотренных разновидностей искусства может стать преобладающей. Во взаимоотношениях между искусством и политикой ощущается скрытое противостояние. Объяснение этому простое: и эстетическое, и религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей и обычно связаны с некой общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные и национальные различия. Политика служит интересам отдельных групп людей (наций, партий, классов, движений и т.п.) и препятствует созданию единства человечества. Политика всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и продиктовано любовью к человеку вообще.
К сожалению, часто искусство, обладая огромной силой воздействия на людей, становится орудием безнравственных политических манипуляций. Такое «ангажированное» политикой искусство всегда преходящее и остается в истории культуры лишь как иллюстрация к былым политическим и идеологическим сражениям.
Несмотря на то, что искусство и техника кажутся принципиально различными сферами творческой деятельности человека, их взаимодействие в истории культуры имело весьма далеко идущие последствия. Раньше всего они выразились в успехах множительной техники проделавшей путь от самых примитивных клише до современных электронных полиграфических машин; от фонографа до новейших звукозаписывающих устройств и т.д. как технологическая основа «массовой культуры». Все это способствовало сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки, скульптуры и предметов народного творчества, повышая общий художественный потенциал человечества. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было также изобретение аппаратов и приспособлений, не только множивших визу-
— мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека как часть природы, объектом искусства
— человека, его духовность и отношение к миру.
Искусство как социокультурный феномен. Подходы к определению, виды, особенности и функции искусства
Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.
Традиционно термин «искусство» используется для обозначения любого умения, которым удовлетворяется любовь человека к красоте. В общем, искусство создаётся с целью стимулировать мысли и эмоции.
На обыденном уровне под словом «искусство» может пониматься как:
По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.
Подходы к определению искусства
Существует два главных подхода к определению искусства:
Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).
Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.
В самом широком смысле искусство – это деятельность человека, основанная на творчестве. Например, древнегреческое понятие искусства определялось как «poiesis» – в противоположность миру природы и «physiske» как миру рукотворных вещей.
В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).
Функции искусства
Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.
Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:
Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.
Характеристики искусства
Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.
Таким образом, искусство никогда не копирует действительность целиком, а лишь в большей или меньшей степени следует за ней, добавляя человеческих характеристик. Хосе Ортега-и-Гассет утверждал, что «ремесло художника именно в том и состоит, чтобы, взяв крошечный кусочек реальности: какой-нибудь пейзаж, какую-нибудь фигуру, какие-либо звуки и слова – заставить их выражать весь остальной мир».
Через искусство происходит коммуникация сквозь время и пространство, воспроизведение мировоззрения различных культур и эпох. Произведения искусства могут не только не терять своей художественной ценности с годами, но и напротив, в ещё большей степени, поскольку они наполнены символами, способны приобретать новые значения. В связи с этим Михаил Бахтин писал, что художественные произведения «живут в веках, то есть, в течение значительного времени, и часто (а выдающиеся произведения – всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».
Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.
По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.
Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.
Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.
В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.
Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.
Искусство называют «подражанием природы», «познанием Бога», «изображением истины», «языком чувств» и др. Многие теоретики, ввиду сложности искусства, считали его сущность только познавательной, или идеалистической, или эстетической. Неудовлетворённые такими взглядами искусствоведы говорят, что искусство – это символ знания, умения видеть правду, творчества, искусства и символизма. Многие вопросы, например, гармония, находятся в тесном контакте с понятием «искусства».
Виды искусства
Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.
Традиционное деление включает:
Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.
Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.
Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.
Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.
Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.
В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.
Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.
Области искусства
Термин «область искусства» не следует путать с термином «художественное направление», которое может охватывать многие области искусства. К основным областям искусства относятся:
3 группы искусств
Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:
Понимание феномена искусства в истории философии
Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.
Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.
По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.
Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.
Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.
Исторические определения искусства
Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.
То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):
В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.
В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.
Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.
В XVII-XVIII веках в эпоху Просвещения был введён термин «изобразительное искусство». К нему стали относить живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу, поэзию, танцы и театр.
Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.
Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.
В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.
Характеристика современного искусства
Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.
Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.
Искусство второй половины XX-XXI вв. в основном отказывается от закладки автором чёткого смысла. Вместо этого предлагает находить этот смысл зрителям. Участие зрителей в развитии, совершенствовании, «дотворении» произведения – характерная черта современного искусства.
Создание и восприятие современного искусства имеет весомые игровые элементы, часто ироничные художественные образы. «Высокое» и «низкое» искусство в эпоху постмодерна смешиваются. Искусство всё больше ориентируется на посредственных потребителей, оперируя общеизвестными образами, формируя поп-арт.
Что общего у искусства с другими областями искусства
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
. | Отражение действительности при помощи художественных образов |
Отражение действительности при помощи художественных образов — это познавательная функция искусства.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т. е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).
Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т. д.).
Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) форма существования искусства
3) художественное самовыражение
6) предмет искусства
7) объективная реальность
9) эстетические нормы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 598613 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле — это специфическая форма практически-духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т. е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе — нет, неверно.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме — да, верно.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира — нет, неверно.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя — да, верно.