Что общего у опыта с наблюдением и чем они отличаются
Чем опыт отличается от наблюдения?
Я на собственном примере убедился, что такое наблюдение, а что такое опыт. Это весьма разные понятия, которые могут тесно между собой переплетаться. Например, в школе на уроках труда сначала мы все наблюдали, а потом пытались повторить и сделать то, что от нас требовалось. Я хочу сказать, что опыт можно получить с помощью практики, но без наблюдения и изучения к практике лучше не приступать, хотя неудачный опыт — тоже опыт.
Опыт и наблюдение в науках
Опыт и наблюдение очень ярко выражены в географии, химии, астрономии и физике. Есть некоторые явления в природе, которые мы не можем потрогать, а можем только за ними наблюдать и записывать увиденное.
Для астрономии наблюдение занимает почти все время. Люди создали специальное оборудование, чтобы хотя бы просто наблюдать за другими планетами, звездами, галактиками или явлениями. Наблюдение в астрономии подарило человечеству немало открытий в физике, математике, химии, географии и так далее. Это помогло лучше понять наше происхождение во Вселенной. Наблюдение в данном контексте помогает человеку получать опыт.
В физике и химии дела обстоят несколько иначе. Чтобы лучше понять некоторые физические или химические явления, необходимо их испытать и опробовать. В данных науках опытами называют различные эксперименты, за процессами и результатами которых наблюдают ученые или школьники на уроках, так как элементарные явления необходимо изучать по школьной программе.
Опыт и наблюдение в географии
География отличается от остальных наук, так как она изучает все о природе и Земле. Конечно, существует химическая и физическая география, но сейчас идет речь об общем изучении планеты.
Наблюдение в данной науке является восприятием некоторых объектов и явлений в природе. Это помогает сформировать некоторые географические представления и понятия, чтобы применять их на практике. Оно вырабатывает у учащихся:
Благодаря этому, каждый учащийся накапливает опыт, который будет выражаться в виде умений и знаний.
Почему-то мне сразу вспомнилось одно из заданий по природоведению в младшей школе. Тогда нашему классу задали с помощью опыта определить наличие в почве воздуха, и это был, пожалуй, первый раз, когда я изучала природу путём эксперимента. Раньше были только наблюдения.
В чём разница между опытом и наблюдением
Наблюдение — древнейший способ изучения чего-либо, суть которого заключается в осознанном восприятии объектов, процессов или явлений, а позже — создании описаний увиденного. Пожалуй, этот способ самый простой, ведь вести непосредственное наблюдение можно и без дорогой техники или специального оборудования. Опосредственное же наблюдение ведётся через специальные приборы (обычно используется в опасных, труднодоступных местах или для длительного исследования).
Опыт (он же эксперимент) подразумевает, что уже существует какая-то гипотеза, которую нужно проверить, создавая в процессе исследования специальные условия и отмечая результаты эксперимента. Существует понятие безупречного опыта — существующей только в теории, но невозможной на практике модели эксперимента, при которой:
Что лучше — наблюдать или экспериментировать
Ни то, ни другое, ведь точную характеристику могут дать только эти и другие методы научного исследования в совокупности. В науке чаще всего встречается такой порядок применения разных способов изучения.
Конечно, далеко не все предположения можно проверить опытным путём, поэтому и существует много открытых вопросов, дать ответы на которые учёные до сих пор не могут.
Остается только надеяться, что в будущем все или хотя бы многие существующие предположения либо подтвердят, либо окончательно и бесповоротно опровергнут.
Разница между наблюдениями и опытами
Научный прогресс нельзя остановить, и методы изучения окружающей среды всегда совершенствовались и становились более сложными. Наблюдения и опыты известны в течение столетий, их не только сравнивают, но и отождествляют. В то же время, между указанными понятиями – колоссальная разница, которая отражает динамику развития научной мысли.
Определения
Наблюдения – это исследования, при которых учёный ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется на носителе информации для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.
Опыты – это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а учёный входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие. В процессе опытов подтверждается либо опровергается гипотеза, выстроенная на основе имеющихся теоретических данных.
Сравнение
Таким образом, наблюдения не предполагают активного взаимодействия с объектом. Исследователь дистанцируется от них, фиксируя полученные данные. Это и есть основная цель – сбор информации, которая затем будет проанализирована. При опыте учёный вступает с объектом в активное взаимодействие. Цель данного действия – проверить гипотезу, подтвердив её неограниченное количество раз.
У опыта всегда есть план, у наблюдений он отсутствует. Для проведения эксперимента исследователю необходимо воссоздать определённые условия. Наблюдение ведётся в естественной среде, ведь вмешательство в жизнь изучаемых объектов будет означать начало опыта. Как первый, так и второй метод исследования крайне полезны для науки, они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
Опыты, эксперименты и наблюдения в физике: в чем между ними разница
Содержание:
Эксперимент, опыт, наблюдение – основополагающие методы изучения окружающего мира, постижения закономерностей природы. Люди испокон веков следят за протекающими вокруг них явлениями, часть из увиденного пытаются повторять в определённых условиях, имитировать протекающие в природе процессы. Рассмотрим, что такое в физике опыт, наблюдение, эксперимент, чем отличаются. Приведём примеры трёх методов познания законов творца.
Чем отличается опыт от эксперимента
Эксперимент – метод исследования, направленный на:
Из латинского «слово» переводится как «опыт», то есть понятия аналогичные. В русском языке они имеют слегка отличающуюся окраску.
Экспериментальное исследование – опыт, проводимый в строго заданных рамках, часто реализуется в лабораторных или иных специальных условиях, нацелен преимущественно на точный результат, его повторяемость. Обычно требует специального материально-технического обеспечения.
В чем разница между опытом и экспериментом?
При проведении опытов человек не ограничивается ничем: используемой материальной базой, внешними условиями, однако работает в ограниченном опытном пространстве. Эксперимент – разновидность опыта, проводимого в заданных условиях при регулярном контроле изучаемых и зависящих от них параметров.
Алгоритм проведения эксперимента включает:
Исследования, проводимые для удовлетворения любопытства, относят к экспериментам.
Эксперимент – научно проведённый опыт.
Чем эксперимент отличается от наблюдения
Опыт: бросаем камни в озеро и измеряем время, за которое волны дойдут до берега.
Эксперимент: опускаем камни весом около 30 г с высоты 1 м в воду с температурой
18 °C под прямым углом в безветренную погоду. Измеряем, за сколько образовавшаяся волна дойдёт до забитого возле берега кола.
Наблюдение: смотрим, как прогуливающийся мальчик с отцом бросают камни, замечаем, что волны, поднятые разными по весу камнями, доходят до берега со слегка отличающейся скоростью. Наблюдаем, что ветер влияет на скорость распространения волн.
Разница между экспериментом и наблюдением
Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.
Определение
Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.
Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.
Сравнение
Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.
Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.
Наблюдение и эксперимент как методы научного познания
Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод научного познания
Наблюдение представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.
Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.
Выделяют следующие компоненты наблюдения:
Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя.
Выделяют следующие виды наблюдения:
Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.
Эксперимент как метод научного познания
Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.
Выделяют следующие компоненты эксперимента:
Существуют различные виды экспериментов.
Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:
Эксперимент может быть натуральный и умственный:
Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.
Преимущества эксперимента перед наблюдением
Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:
В научном исследовании эксперименту отводится особая роль: