Что общего у пискарева и пирогова

Пискарёв и Пирогов — сравнительная характеристика героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова, которые являются главными героями повести «Невский проспект», выявляет тот факт, что в современном автору Петербурге люди с чистой, возвышенной душой страдали от мерзостей петербургской действительности, а глупцам и пошлякам она нравилась.

Род деятельности главных героев

Пискарёв — бедный молодой художник, любит живопись, красоту во всём. Его приятель Пирогов — военный человек, у него чин поручика, этот герой, вероятно, тоже молод. Служит он в Петербурге, очевидно, служба занимает не много времени, так как он успевает и волочиться за женщинами, и посещать светские вечера.

История Пискарёва и Пирогова

Что общего у Пискарёва и Пирогова, почему они стали приятелями — об этом автор не упоминает. Это очень разные люди, и сходства в их характерах и взглядах на жизнь не наблюдается. Различия Пискарёва и Пирогова очень существенные. Общее в их историях то, что они начались одновременно на Невском проспекте.

Приятелям на проспекте понравились две дамы: мечтательный Пискарёв был очарован прекрасной брюнеткой, а бравый Пирогов — хорошенькой блондинкой. Робкий художник не решился познакомиться с брюнеткой, так как из-за пёстрого дорогого плаща принял её за знатную даму. Но он пошёл вслед за ней, чтобы посмотреть на дом, где она живёт.

Незнакомка улыбнулась юноше и пригласила знаками в квартиру четырёхэтажного дома. Зайдя туда, Пискарёв понял, что там живут развратные, продажные женщины, и бросился из квартиры прочь.

Во сне он увидел брюнетку. В сновидении эта молоденькая девушка была знатной дамой и хотела объяснить, почему оказалась в гнезде разврата, но сон прервался. С тех пор реальная жизнь не интересовала художника, он по-настоящему жил только в своих снах, в которых видел прекрасную брюнетку. Однажды он очнулся от сновидений и задумал жениться на ней, думая, что она вовлечена в развратную жизнь невольно и желает вырваться из неё.

Но на предложение стать его женой и честно трудиться вместе с ним, художник получил презрительный ответ, что она не будет работать. Чувствительный Пискарёв, убедившись в крушении своей мечты, дома перерезал себе горло.

Окончание приключений Пирогова не такое трагичное, но общее в его истории с историей Пискарёва состоит в том, что он тоже пережил крушение своих иллюзий, которые навеял ему Невский проспект. Дело в том, что бравому поручику не удалось затеять любовную интрижку с очаровавшей его блондинкой. Оказалось, что она замужем за почтенным немцем-жестянщиком Шиллером. Но не растерявшийся Пирогов узнал у глупенькой жены ремесленника, что того по воскресеньям не бывает дома, и пришёл к ней. Чтобы снискать её расположение, он принялся с ней танцевать, так как эта блондинка очень любила танцы. В это время пришёл муж красотки с двумя приятелями — дюжими ремесленниками Гофманом и Кунцем, и они высекли бравого поручика за приставание к жене Шиллера.

Разгневанный Пирогов хотел пожаловаться генералу, кроме того послать в Генеральный штаб просьбу наказать его обидчиков. Если же наказание будет недостаточное, он вознамерился обратиться в Государственный совет и даже к государю.

Но гнев утих после того, как Пирогов съел в кондитерской пару слоёных пирожков и почитал газетку. Затем он с удовольствием танцевал мазурку на вечере, где собрались чиновники и офицеры.

Характер

А Пирогов ценил в жизни только удовольствия. Выпоротый поручик быстро утешился, полакомившись и потанцевав.

Контраст виден и в качествах их характеров. Пискарёв робок, застенчив, скромен, а Пирогов самоуверен, у него очень высокое самомнение.

Пискарёв — мечтатель, романтик, наивный и ранимый человек. А его приятель — пошлый обыватель, легкомысленный, туповатый человек, никакого романтизма и мечтательности в его характере не наблюдается. У него горячий нрав, но в гневе он быстро отходчив.

Отношение автора к героям

Авторское отношение к Пискарёву и Пирогову очень разное. Даже язык повествования о судьбе художника лирический, а стиль возвышенный. Это передаёт сочувствие Гоголя к Пискарёву.

Об истории поручика Пирогова автор рассказывает с иронией и насмешливостью. Его история передана в разговорном стиле.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)

Сравнительные параметрыПискарёвПирогов
Род занятийЗанимается живописью.Служит поручиком.
Значение фамилииФамилия художника происходит от названия маленькой рыбки пескаря (это слово в 19 веке писали через «и»). Пескарей едят хищные рыбы. Бедного художника Пискарёва погубила жестокая петербургская действительность.Фамилия поручика происходит от слова «пирог». Дав герою такую фамилию, автор намекает на то, что Пирогов любит вкусную еду и вообще ценит жизнь, состоящую из наслаждений. Интересно, что в конце истории Пирогова разгневанный поручик успокоился, съев два пирожка в кондитерской.
ТалантыПискарёв — талантливый молодой художник, любит писать живописные картины.Пирогов умеет обольщать женщин, рассказывать анекдоты, декламировать стихи, пускать кольцами дым, когда курит.
Черты характераРобость, застенчивость, наивность, мечтательность. Ценит красоту внешнюю, но всё же красота души для него важнее.Самонадеянность, легкомыслие, пошлость, бездуховность, горячий нрав, но быстро отходит от гнева.
Авторское отношение к героямАвтор сочувствует Пискарёву, ему жаль, что жизнь художника закончилась трагически.Гоголь относится к Пирогову иронично.

Вывод

В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя главные герои, художник Пискарёв и поручик Пирогов, представляют собой два контрастных типа жителей Петербурга: человека мечтательного, ранимого, с чистой душой и человека пошлого, ограниченного, самонадеянного. Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова показывает, что поручик — антипод Пискарёва. Бедному художнику трудно жить там, где царят пороки. Современная Гоголю столичная жизнь подходила только для людей, не принимающих близко к сердцу её тёмные стороны и старающихся жить в своё удовольствие.

Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Тема урока: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»)

История создания произведения

Идея написать повесть о художнике и поручике возникла в период с 1830 по 1833 год. В то время Н. В. Гоголь был вольным студентом в Академии художеств. Он мог посещать занятия по желанию, при этом много общался с начинающими живописцами. Автор был увлечён живописью и радовался, что ему посчастливилось быть знакомым с таким количеством талантливых людей.

В письмах матери Николай Васильевич делился впечатлениями от занятий, рассказывал, как восхищён скромностью, силой характера и интеллигентностью художников. Мастера кисти, с которыми довелось общаться Гоголю:

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

В конце 1834 г. работа над повестью была окончена. Менее чем через месяц цензура дала разрешение на публикации, а в 1835 г. произведение увидело свет в числе других сочинений Гоголя, вошедших в сборник «Арабески».

Сочинение на тему два отношения к жизни пирогов и пискарев

Рабочие материалы для учителя

Примечания

— излишне расчётливый, торгашеский (
книжн., неодобр.
). 2
Коммуникация
— здесь: путь, связывающий части города. 3
Фантасмагория
— причудливое, бредовое видение. 4
Иллюзия
— 1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто несбыточное, мечта. 5 В черновой редакции фамилия героя была Палитрин. 6 Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Главные и второстепенные персонажи

Действующие лица повести — 2 главных и 4 второстепенных героя. Есть ещё несколько эпизодических лиц, с участием которых разворачивается сюжет. Краткое описание персонажей:

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

История с Пискарёвым

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.

Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:

Одна из таких особ привлекла внимание Пискарёва. По совету приятеля он начал преследование, расталкивая гуляющих. Фантазия рисовала невероятные картины свидания, одну чудеснее другой. Незнакомка передвигалась очень быстро, так что художник еле поспевал за ней.

Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.

Сочинение 2

Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.

Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.

Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.

Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.

Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.

Случай с Пироговым

С поручиком произошла менее трагичная история, и отчасти её можно даже назвать забавной. Когда его товарищ убежал за брюнеткой, Пирогов заприметил блондинку. Она беспечно шла, разглядывая безделушки, выставленные в витринах. Пирогов повторял: «Ты, голубушка моя!». Время от времени он докучал даме расспросами, на что она отвечала резкими звуками. Так они дошли до дома, и блондинка впорхнула в дверь. «Следуя русскому правилу», поручик вошёл следом.

В комнате разворачивалась интересная сцена: там находились жестянщик и сапожник, причём один примерялся, как бы половчее отрезать нос второму. Вышло так, что Пирогов остановил попытку членовредительства, при этом в его голове уже созрел чёткий план по соблазнению блондинки. То, что юная особа замужем, его не останавливало: герой был не из тех, кто ставит мораль и честь выше собственного удовольствия.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Легкомысленный поручик принялся ходить в дом Шиллера, всякий раз находя благовидный предлог. Во время последнего визита он предложил немке потанцевать, а поскольку блондинка была глупенькой, она охотно согласилась. Распалённый страстью, Пирогов бросился целовать ножку дамы, и в этот момент в комнату вошли пьяные Шиллер и Гофман. С ними был столяр Кунец, тоже изрядно набравшийся спиртного. Втроём эти «достойные ремесленники» набросились на поручика и отколотили его. Поручик, оскорблённый таким отношением, испытал целую гамму эмоций:

По дороге домой он был в ярости и собирался обратиться к генералу, в Главный штаб и Государственный совет, а потом и к самому государю. Ни печали, ни раскаяния, ни стыда поручик не испытывал. Напротив, в нём горело желание наказать ремесленников за их «буйство». Однако смелые планы остались нереализованными, потому что по дороге Пирогов зашёл в кондитерскую, поел пирожков, почитал газету и успокоился.

После обеда в сносном расположении духа поручик пошёл гулять по проспекту, а вечером отправился в гости, где приятно провёл время в обществе чиновников, офицеров и прекрасных дам.

Настолько разной была реакция приятелей на любовные неудачи. Что для одного стало поводом лишить себя жизни, второй воспринял как досадное приключение. На этом история кончается.

Жизненные цели

У обоих героев были определённые цели в жизни. Для Пирогова имело значение положение в обществе, он стремился продвинуться по службе. Получив чин поручика, молодой человек гордился им и напоминал окружающим о своём статусе при каждом удобном случае. По словам автора, Пирогов обладал множеством талантов, мог рассуждать о литературе и музыке, посещал публичные лекции и театральные постановки. Вот что умел поручик:

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

На самом деле все способности были поверхностными. Поручик толковал о литературе и моде не потому, что хорошо разбирался или это ему нравилось. Просто в те времена считалось признаком хорошего тона умение рассуждать о высоком. Молодой человек, выступающий в произведении символом пошлости и беспринципности, хотел одного: дослужиться до такого чина, который даст ему пропуск в высший свет и позволит жениться на знатной даме.

Главной жизненной целью Пискарёва было служение искусству и высшим идеалам. Даже в те минуты, когда он предлагает работнице борделя руку и сердце, основное место в судьбе отводится творчеству. Художник так описывает будущую жизнь: он будет творить, а жена — вдохновлять и заниматься рукоделием, сидя рядом. По мнению талантливого юноши, нет ничего лучше, чем быть обязанным самому себе за всё, что имеешь, и творчество вполне может обеспечить безбедное существование.

В повести «Невский проспект» Гоголь проводит сопоставление, изображая Пискарёва вечерним героем, а Пирогова — дневным. Несложно понять, что он с уважением и некоторым восхищением относится к истинным творцам, одним из которых являлся художник. Прожигатели жизни наподобие поручика вызывают у автора смесь пренебрежения и насмешки, и это восприятие Гоголю удаётся донести до читателя.

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

Анализ повести на уроке

В рамках школьного курса литературы произведение изучают в 10 классе. Дети составляют таблицу, куда выписывают черты характера главных героев. По заданию преподавателя учащиеся составляют словесные портреты персонажей, рассказывают, в чём заключается смысл произведения. Внести разнообразие в урок литературы и сделать его более оживлённым помогает проведение параллелей между тем временем и нынешней Россией. Ученикам будет интересно порассуждать о том, что изменилось, а какие явления остались в том же виде, как при Гоголе.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Стандартное задание на уроке — составление цитатного образа каждого персонажа и их сравнение. Чтобы его выполнить, нужно взять из описания персонажей слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют не только внешность, но и черты характера. Это могут быть глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи. Главное, чтобы они ухватывали самую суть.

Основная цель урока по повести Гоголя — показать, какую роль в жизни мечтательного человека могут сыграть неблагоприятные обстоятельства. Кроме того, преподаватель должен помочь ученикам понять. в чём смысл сравнительной характеристики Пирогова и Пискарёва в «Невском проспекте».

Источник

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект Гоголя сочинение

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект». В этом произведении описывается главный проспект Петербурга в разное время, а затем происходит знакомство с двумя молодыми мужчинами: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

Сравнение двух молодых людей начинается с самого начала повести. Оба мужчины преследуют цель волочение за дамами, прогуливающимися по проспекту вдоль Невы. Художник Пискарев – настоящий романтик. Он хочет влюбиться, поэтому, завидев на проспекте прекрасную брюнетку, он преследует ее. Но, когда он вошел за ней в дом, то с ужасом понял, что дом этот – публичный, а красивая девушка – куртизанка.

Молодой художник не понимает, как такое возможно: прекрасная незнакомка является падшей женщиной. Мужчина отправляется домой и пытается прийти в себя. Неожиданно за ним приезжает карета – дама желает его видеть. Пискарев приезжает на бал, где встречает ту же брюнетку, но никак не может завести с ней разговор, потому что девушка постоянно исчезает с его поля зрения. Художник ищет ее, но никак не находит, а потом просыпается… Юноша никак не может найти себе места, все время представляет девушку на месте своей любимой женщины. Однажды он решается, приходит к брюнетке и предлагает ей семейную и, по его мнению, счастливую, жизнь с ним. Однако девушка выставляет его на посмешище и Пискарев, опечаленный, уходит домой. Через неделю юношу найдут мертвым в собственном доме.

С Пироговым в этот вечер тоже произошло странное событие. Тогда он решил познакомиться с прекрасной блондинкой, но попал в дом к немцу, который, будучи пьяным, требовал от сапожника отрезать ему нос. Пирогов считает нужным вмешаться и получает за это нагоняй. Прекрасная блондинка оказывается женой этого немца. Пирогов начинает ухаживать за девушкой, но взбешенный муж проделывает с влюбившимся мужчиной такое, что автор произведения даже отказывается это описывать. Поручик в порыве чувств собирается выслать немца в Сибирь, но очень скоро забывает от этой ситуации и продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало.

Насколько разные описаны мужчины и насколько различные ситуации с ними произошли! Автором произведения показан контраст между двумя людьми, ситуациями, которые с ними произошли, и их реакцией на произошедшее. Остается только гадать, что влияет на реакции людей на сложившиеся ситуации: характер, воспитание, а может быть, положение в обществе?

Сочинение Пискарёв и Пирогов

Произведение «Невский проспект» было написано в 1831 году. Сюжет книги начинается на Невском проспекте в Петербурге.

Одним из основных образов повести является Пискарев. Герой был молодым художником с ранимой и тонкой душой. Он жил в тяжелых условиях и испытывал нехватку денег. Он был далек от жизни аристократов. Парень обладал особо пламенным воображением. Он слишком бурно воспринимал противоречия города.

Вместе с художником, еще одним главным героем является Пирогов. Пирогов был творением пошлости, бездуховности и приземленности. За счет таких качеств Пирогов был полной противоположностью мечтателю – художнику. Пирогов был поручиком. Он очень восхищался своим чином и всегда хвастался своим офицерским званием. Офицер принадлежал среднему классу в обществе. Поручик дружил с молодым художником ради собственной выгоды. Офицер хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет. Пирогов был самодовольным и самоуверенным человеком, перед которым не могла устоять ни одна женщина.

А Пискарев был простодушным, тихим, робким и скромным человеком. За его наивность и простодушие Пирогов называл его «простаком». Молодой художник был способен на искренние и чистые чувства. Он полностью погружался в свою творческую работу и не мог смотреть людям прямо в глаза. Смотря на людей, он представлял их как гипсовый бюст или смотрел как на будущую картину, которую хочет нарисовать. Он был влюблен в юную девушку и считал себя недостойным ее. От одного ее взгляда он робел, дрожал и испытывал глубокое счастье. Он не рассказал ей о своих чувствах, боясь, что девушка возненавидит его.

Таким образом, автор хотел показать различия между судьбами простого человека и людей, имеющих высокий чин.

Источник

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект». В этом произведении описывается главный проспект Петербурга в разное время, а затем происходит знакомство с двумя молодыми мужчинами: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

Сравнение двух молодых людей начинается с самого начала повести. Оба мужчины преследуют цель волочение за дамами, прогуливающимися по проспекту вдоль Невы. Художник Пискарев – настоящий романтик. Он хочет влюбиться, поэтому, завидев на проспекте прекрасную брюнетку, он преследует ее. Но, когда он вошел за ней в дом, то с ужасом понял, что дом этот – публичный, а красивая девушка – куртизанка.

Молодой художник не понимает, как такое возможно: прекрасная незнакомка является падшей женщиной. Мужчина отправляется домой и пытается прийти в себя. Неожиданно за ним приезжает карета – дама желает его видеть. Пискарев приезжает на бал, где встречает ту же брюнетку, но никак не может завести с ней разговор, потому что девушка постоянно исчезает с его поля зрения. Художник ищет ее, но никак не находит, а потом просыпается… Юноша никак не может найти себе места, все время представляет девушку на месте своей любимой женщины. Однажды он решается, приходит к брюнетке и предлагает ей семейную и, по его мнению, счастливую, жизнь с ним. Однако девушка выставляет его на посмешище и Пискарев, опечаленный, уходит домой. Через неделю юношу найдут мертвым в собственном доме.

С Пироговым в этот вечер тоже произошло странное событие. Тогда он решил познакомиться с прекрасной блондинкой, но попал в дом к немцу, который, будучи пьяным, требовал от сапожника отрезать ему нос. Пирогов считает нужным вмешаться и получает за это нагоняй. Прекрасная блондинка оказывается женой этого немца. Пирогов начинает ухаживать за девушкой, но взбешенный муж проделывает с влюбившимся мужчиной такое, что автор произведения даже отказывается это описывать. Поручик в порыве чувств собирается выслать немца в Сибирь, но очень скоро забывает от этой ситуации и продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало.

Насколько разные описаны мужчины и насколько различные ситуации с ними произошли! Автором произведения показан контраст между двумя людьми, ситуациями, которые с ними произошли, и их реакцией на произошедшее. Остается только гадать, что влияет на реакции людей на сложившиеся ситуации: характер, воспитание, а может быть, положение в обществе?

История с Пискаревым

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

Популярные сочинения

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Блеск и нищета петербургского общества

Даже поверхностный анализ повести позволяет сделать вывод о зависимости Пирогова и ему подобных от мнения и оценок окружающих. Сам автор кратко резюмирует, что видимое — это только кажущееся, дорисованное самим наблюдателем. Почему этот господин очень богат? Да потому что «гуляет в отлично сшитом сюртучке». А «он весь состоит из своего сюртучка».

Такой же ложной и напускной на поверку оказалась гордость и бравада поручика. Он не то что смиряется с вполне заслуженным наказанием и унижением, а просто забывает о нем. Отказавшись от сатисфакции, он, скорее всего, руководствуется желанием избежать огласки и опасением уронить свой престиж в обществе, где отличием в мазурке можно вызывать всеобщий восторг.

В противоположность душевным терзаниям трагически погибшего романтика и мечтателя Пискарева, эмоции Пирогова не вызывают сочувствия. Он не просто маленький, а мелкий и пустой человек, неспособный к глубоким переживаниям. Поручик — продукт нравственного разврата, порожденного «мишурною образованностию и страшным многолюдством столицы».

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Характеристика Пискарёва и Пирогова

Один из главных героев повести «Невский проспект» — Пискарев. Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Если вам понравилась статья — характеристика Пирогова и Пискарёва, предлагаю вам ознакомиться с другими характеристиками героев:

Характеристика Хлестакова

Характеристика Обломова

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть фото Что общего у пискарева и пирогова. Смотреть картинку Что общего у пискарева и пирогова. Картинка про Что общего у пискарева и пирогова. Фото Что общего у пискарева и пирогова

Характер

Два отношения к жизни Пискарёв и Пирогов

В повести «Невский проспект» Гоголь противопоставил двух героев: мечтателя-романтика Пискарёва и легкомысленного пошляка Пирогова, случайно встретившихся на Невском проспекте.

Пискарёв — скромный, застенчивый художник. По своей натуре он «робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». Так случилось и тогда, когда на Невском проспекте он встречает привлекательную брюнетку и решает за ней последовать. Пискарёв «трепетным шагом» спешит за этой девушкой. Когда она привела его в публичный дом, он был шокирован и сбежал оттуда.

Его приятель поручик Пирогов из тех людей, которые «имеют особенный дар заставлять смеяться и слушать», которые «любят толковать об литературе» и «не пропускают ни одной публичной лекции». В отличие от своего друга, Пирогов очень нагло проследовал за понравившейся блондинкой. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но она не стала предметом его обожания, как в случае с Пискарёвым. Для поручика это была всего лишь интрижка. Смело пробравшись в комнату вслед за девушкой, он понял, что она замужем за кузнецом Шиллером. Это не помешало Пирогову продолжить свои ухаживания. Муж девушки застал их в тот момент, когда молодой человек целовал его жену. О том, что сотворили с нашим героем-любовником Шиллер и его друзья, мы можем только догадываться. Однако, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков, Пирогов успокоился, отличившись уже вечером в мазурке.

Автор показал две стороны одной жизни: мечтательную, духовную и легкомысленную, пошлую, сосредоточенную только на своих потребностях. В столкновении с жестокой реальностью гибнет идеалист-романтик. А пошлые и бездуховные люди в этой жизни торжествуют. Н.В.Гоголь хочет сказать, что нельзя жить только романтическими иллюзиями. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью.

Полезный материал по теме:

Свидание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *