Что общего у разных растений план конспект 1 класс
План открытого урока по окружающему миру 1 класс «Что общего у разных растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Медведская основная общеобразовательная школа
Урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России» с использованием активных методов обучения.
Тема: «Что общего у разных растений?»
Разработала и провела:
учитель начальных классов Холеева Т.В.
октябрь 2017 год
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: на материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
— воздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой;
— совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе, выработать умение распознавать группы растений, органы растений;
— способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме, стимулировать познавательную активность учащихся, содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно;
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Предметные результаты: знать, как называются составные части растений и для чего они нужны.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать части растений и знать, для чего они служат, знать о значении растений в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Формировать элементы учебного сотрудничества, умения строить речевые высказывания.
Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к растениям; понимать значение растений в нашей жизни, обеспечить мотивацию учебной деятельности
Методы
Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы
Коллективная, индивидуальная, парная.
Ресурсы
Учебник по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова часть 1, рабочая тетрадь; у учителя — компьютер, мультимедийный проектор,
презентация по теме, карточки для парной и индивидуальной работы
Ход урока.
— Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
— Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Психологический настрой.
Мы-умные,
Мы-дружные,
Мы-внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
Первая остановка «Природа»
Девиз: Всё что знаем, повторяем.
Мир Природы нас окружает
И блиц – опрос нам предлагает
Коллективная работа
– На какие 2 группы делится природа?
(Какая бывает природа?) (Живая и неживая)
— Назовите признаки живой природы.
(рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть)
— Приведите примеры объектов живой природы.
Знания проверили, проверим ваши умения
Всё, что знаем, проверяем.
Проверим, как вы умеете различать объекты живой и неживой природы. Работать будем в парах.
Игра «Живое и неживое» Парная работа
(Конверт №1)берёза, сирень, одуванчик
— Ваша задача определить, какие предметы (объекты) относятся к живой природе, какие к неживой природе и разложить их в соответствующие корзинки. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в красную – неживой природы. (Показ корзинок)
А сейчас, проверим, верно ли вы справились с предложенным заданием. Проверка.
(Доказывают, почему предметы относятся к той или иной природе), исправляют допущенные ошибки.
Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка.
— Какая картинка лишняя?
(Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.) Коллективная работа
— Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека)
Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе.
С первым заданием справились на «5», можно дальше продолжать.
Физминутка.
Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись,
Дружно вместе все присели и назад за парты сели.
III . Новая тема и цель урока.
Отгадайте загадки:
Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)
У растений он бывает вьющимся, цепляется за любые предметы, у дерева он крепкий, толстый (стебель)
Упал в озерко.
Сам не утонул.
И воды не всколыхнул (лист)
Жёлтые, пушистые, шарики душистые (цветок)
Растёт коробочка, в ней семена (плод)
Учитель прикрепляет отгадки вместе с рисунком отгадки на доску.
Зачем нужна та или иная часть растению?
Давайте прочитаем снизу вверх. Что получилось?
Предположите, о чём будем говорить на уроке?
(Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)
Задание «Найди пару» Парная работа
— Найти ответ на первый вопрос (На какие группы делятся растения?)
нам поможет задание «Найди пару»
(Конверт №2) Набор из 3 карточек ёлка, смородина, ромашка.
Задание : Найдите пару для каждой картинки, постарайтесь объяснить, почему составили именно такие пары.
(Составляют пары с предыдущими картинками из конверта №1 «Живая природа»)
— Сколько пар получилось? (3)
— Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся?
(Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки
СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬ
Смородина и сирень – это…
Одуванчик и ромашка – это…
Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни.
Проверяем по учебнику.
— По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника?
— Теперь вы знаете, на какие группы делятся растения? Назовите.
(Деревья, кустарники, травы)
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
Проверим, научились ли вы различать группы растений.
(Конверт №3) – для каждого учащегося. Индивидуальная работа
(В конверте 1 растение, которое относится к одной из изученных групп).
Задание: Определите, к какой группе относится ваше растение, и высадите его на нужной полянке. (Учащиеся прикрепляют растение на доске. Индивидуально спрашиваю, почему сделали такой выбор.
Докажи(- Почему вы считаете, что данное растение относится к группе деревья (кустарники, травы)?
— Оцените свои знания.
Физминутка
Включить музыку. Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья).Дерево засыпает (дети обнимают себя).
Третья остановка «Органы растений»
— Вот то, что у человека есть органы, я точно знаю, мы с вами это уже изучили.
Игра «Доскажи словечко» дети говорят концовку стихотворения и объясняют, какой это орган чувств.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса помогают нам…(глаза) Глаза – это орган…. (зрения)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)
Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)
Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)
Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)
— Неужели органы есть и у растений? (Может быть они тоже могут видеть, слышать, говорить?)
— Какие органы есть у растений?
— Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)
На эти вопросы нам и предстоит найти ответ.
Задание «Собери картинку»Парная работа
(Конверт №5) Пазлы – органы растений
— Какое растение у вас получилось?
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже…
Четвёртая остановка «Береги природу»
На которой нам нужно ответить на вопрос, как мы должны относиться к растениям?
Ситуативная минутка «Как бы вы поступили?»
1.
Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь
Да кричать:«Я здесь храбрец!»
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль дорог, двора?
2.
Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только: Ну, зачем цветов рвать столько?
Вопросы классу:
Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?
3.
Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
«Деревья не нужны»
— Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
— Оцените свои знания.
На доске цветок с лепестками вопросами.
1.На какие группы делятся растения?
2.Назовите органы растений.
3.Почему растения относятся к живой природе?
4.Чем деревья отличаются от кустарников?
5. Где можно применить растения? (Что из них делают?)
6. Что будет, если Я сорву цветок,
если ТЫ сорвешь цветок.
(Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет красоты. И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).
VI. Рефлексия. Итог урока.
— Что общего у всех растений?
— Какую роль играют растения в жизни человека? (очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение)
— Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (не рвать растения, не ломать, ухаживать, сажать растения)
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Самооценка (у детей по 3 смайлика )
— Кто про себя может сказать: Я активно работал на уроке! Я – молодец! (жёлтый смайлик).
— Кому на уроке было интересно? Кто для себя сделал открытие? (Дети дают ответы)
У кого возникли затруднения? (зелёный смайлик) (Спросить, какие затруднения были у детей)
Кому на уроке было скучно? (красный смайлик) (Спросить, почему?)
Конспект урока по окружающему миру «Что общего у разных растений?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока: Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России».
Тема: Что общего у разных растений?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Предметные результаты : знать, как называются составные части растений и для чего они нужны.
Метапредметные результаты : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать части растений и знать, для чего они служат, знать о значении растений в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Формировать элементы учебного сотрудничества, умения строить речевые высказывания.
Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к растениям; понимать значение растений в нашей жизни, обеспечить мотивацию учебной деятельности.
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход. «Кластер».
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, оценочные листы. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.
Методические рекомендации по предмету.
Целеполагание и мотивация
Изучение и первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Метод «Улыбнемся друг другу»
— Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня и наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Психологический настрой.
Мы-умные,
Мы-дружные,
Мы-внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(По мере отгадывания на Слайде 2 появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения )
III. Целеполагание и мотивация
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? ( Прогнозирование: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.
Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 3 «Что общего у разных растений?»)
– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 4 . Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Значит… (Общее у разных растений – это части.) Слайд 5
Заполните «кластер». Слайд 6
— Оцените свои знания. Вопрос №1. Если вы знаете части растений, поставьте + в графе «Да». Если не научились хорошо отличать части растений, поставьте плюс в графе «Нет» (После выполнения каждого задания ставят + в нужной графе).
Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети
наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья). Дерево на зиму засыпает (дети обнимают себя).
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
– Давайте укажем общие части у растения. (Работа в группах)
— Оцените свои знания. Вопрос №2. Если вы умеете определять части растений, поставьте + в графе «Да». Если вы не умеете определять части растений, поставьте плюс в графе «Нет».
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
– А вы знаете, что… Слайд 8 … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия)
– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы!
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
1.Определение частей растений на искусственном дереве.
– Подумайте, какие части растений вы видите.
— Каких частей растения не хватает?
2. Выполнение тестов в тетради Слайд 9
Оценивание: «волшебные линеечки»
Обсуждение ситуаций «Как бы вы поступили?»
1.
Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь
Да кричать: «Я здесь храбрец!»
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
2.
Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только: Ну, зачем цветов рвать столько?
Где лучше и дольше сохранятся цветы?
3.
Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
«Деревья не нужны»
— Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
— Оцените свои знания. Если вы бережно относитесь к растениям, поставьте + в графе «Да». Если иногда нарушаете правила бережного отношения (Н-р: ломаете ветки растений, топчите цветы), поставьте плюс в графе «Нет».
4.Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений.
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
(Цель: соотнесение цели урока и результатов)
– На какой вопрос отвечали? Назовите эти части.
– Что интересного было на уроке?
(Обсуждение вопросов в группах)
Посмотрите на свой оценочный лист.
У кого в графе «Да», стоит 3 плюса, Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
План-конспект урока: Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России» Автор: Плешаков А.А. Тема «Что общего у разных растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока: Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России»
Выполнила учитель начальных классов: Давлетшина И.О.
Тема: Что общего у разных растений?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Предметные результаты: знать, как называются составные части растений и для чего они нужны.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать части растений и знать, для чего они служат, знать о значении растений в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.Формировать элементы учебного сотрудничества, умения строить речевые высказывания.
Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к растениям; понимать значение растений в нашей жизни, обеспечить мотивацию учебной деятельности.
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход. «Кластер».
Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, оценочные листы. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.
Методические рекомендации по предмету.
Целеполагание и мотивация
Изучение и первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Метод «Улыбнемся друг другу»
— Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня и наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Психологический настрой.
Мы-умные,
Мы-дружные,
Мы-внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(По мере отгадывания на Слайде 2появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
III. Целеполагание и мотивация
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? ( Прогнозирование: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.
Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 3 «Что общего у разных растений?»)
– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 4. Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это?(Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Значит… (Общее у разных растений – это части.) Слайд 5
Заполните «кластер».Слайд 6
— Оцените свои знания. Вопрос №1. Если вы знаете части растений, поставьте + в графе «Да». Если не научились хорошо отличать части растений, поставьте плюс в графе «Нет» (После выполнения каждого задания ставят + в нужной графе).
Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети
наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья).Дерево на зиму засыпает (дети обнимают себя).
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа.Слайд 7
– Давайте укажем общие части у растения. (Работа в группах)
— Оцените свои знания. Вопрос №2. Если вы умеете определять части растений, поставьте + в графе «Да». Есливы не умеете определять части растений, поставьте плюс в графе «Нет».
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
– А вы знаете, что…Слайд 8 … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия)
– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы!
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
1.Определение частей растений на искусственном дереве.
– Подумайте, какие части растений вы видите.
— Каких частей растения не хватает?
2. Выполнение тестов в тетрадиСлайд 9
Оценивание: «волшебные линеечки»
3. «Береги природу»
— Как мы должны относиться к растениям?
Обсуждение ситуаций «Как бы вы поступили?»
1.
Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь
Да кричать:«Я здесь храбрец!»
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
2.
Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:Ну, зачем цветов рвать столько?
Где лучше и дольше сохранятся цветы?
3.
Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
«Деревья не нужны»
— Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
— Оцените свои знания. Если вы бережно относитесь к растениям, поставьте + в графе «Да». Если иногда нарушаете правила бережного отношения (Н-р: ломаете ветки растений, топчите цветы), поставьте плюс в графе «Нет».
4.Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
Это интересно. Слайд 10,11.
Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений.
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
(Цель: соотнесение цели урока и результатов)
– На какой вопрос отвечали?Назовите эти части.
Научились ли вы находить эти части?
Можете ли вы их показать и назвать?
– Что интересного было на уроке?
(Обсуждение вопросов в группах)
Посмотрите на свой оценочный лист.
У кого в графе «Да», стоит 3 плюса, Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?