Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Анализ рассказа «Родинка»

Что общего в душевном состоянии атамана и николки Что общего в душевном состоянии атамана и николки Что общего в душевном состоянии атамана и николки Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо. Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Доблестный атаман, немолодой казак, 7 лет не видевший отчего дома. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя. Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам.

— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?

Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.

— О чём говорит портрет героя?

«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.

-О чём вспоминает Николка накануне боя? Каково его психологическое состояние?

Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.

Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.

— Что мы знаем об атамане? (Плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).

— Как раскрывается душевное состояние Атамана?

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».

— Что общего между жизнями Николки и Атамана?

Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.

Каков центральный конфликт рассказа?

Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.

— Когда этот конфликт достигает кульминации?

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?

Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.

— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.

Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.

— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?

Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.

Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.

Источник

Урок литературы в 11-м классе по «Донским рассказам» М.А. Шолохова

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Данный материал помогает представить гражданское и писательское мужество М.А.Шолохова, проанализировать художественные особенности рассказа «Родинка»и понять, что гражданская война есть трагедия для всего народа

Что общего в душевном состоянии атамана и николки

Содержимое разработки

Урок литературы в 11-м классе по «Донским рассказам» М.А. Шолохова

показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа;

проанализировать художественные особенности рассказов;

проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

«Родинка – это, говорят, счастье».

«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить…Опостылело всё…»,

«Зачерствела душа у него»,

«Меня за моё же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила».

I. Организационный момент

Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).

III. Беседа по тексту рассказа

IV. Выразительное чтение эпизода убийства сына.

– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

V. Беседа по тексту рассказа

– Кто сходится в непримиримой схватке в рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе? (Позиция представителей новой власти – областного продкомиссара, председателя ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому что они чужие для казаков, как и казаки для них. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан более основательна, так как они отстаивают нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для них просто грабёж. Наиболее сложная позиция Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный долг, который велит ему расстрелять отца, он не может до конца преодолеть узы кровного родства и, подчиняясь долгу, всё же ощущает предосудительность сделанного им выбора, потому и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза говорит о том, что он воспринимает свой поступок как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это увидеть? (Иначе смотрит на это автор. Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? (В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной судьбы («Я – сирота…по миру хожу «), но истинными мотивами поступка становятся жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое чувство родства, что-то вроде отцовского чувства.)
– Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина остаётся жестокостью, как и жестокость его врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?

VI. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом.

Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».

VII. Вывод по уроку

Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

Источник

Урок «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Братоубийственная война как трагедия» (11 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *