Что общего в душевном состоянии атамана и николки
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо. Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман, немолодой казак, 7 лет не видевший отчего дома. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя. Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам.
— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
— О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя? Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
— Что мы знаем об атамане? (Плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
— Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
— Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
— Когда этот конфликт достигает кульминации?
— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Урок литературы в 11-м классе по «Донским рассказам» М.А. Шолохова
Данный материал помогает представить гражданское и писательское мужество М.А.Шолохова, проанализировать художественные особенности рассказа «Родинка»и понять, что гражданская война есть трагедия для всего народа
Содержимое разработки
Урок литературы в 11-м классе по «Донским рассказам» М.А. Шолохова
показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа;
проанализировать художественные особенности рассказов;
проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
«Родинка – это, говорят, счастье».
«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить…Опостылело всё…»,
«Зачерствела душа у него»,
«Меня за моё же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила».
I. Организационный момент
Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).
III. Беседа по тексту рассказа
IV. Выразительное чтение эпизода убийства сына.
– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.
V. Беседа по тексту рассказа
– Кто сходится в непримиримой схватке в рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе? (Позиция представителей новой власти – областного продкомиссара, председателя ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому что они чужие для казаков, как и казаки для них. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан более основательна, так как они отстаивают нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для них просто грабёж. Наиболее сложная позиция Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный долг, который велит ему расстрелять отца, он не может до конца преодолеть узы кровного родства и, подчиняясь долгу, всё же ощущает предосудительность сделанного им выбора, потому и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза говорит о том, что он воспринимает свой поступок как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это увидеть? (Иначе смотрит на это автор. Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? (В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной судьбы («Я – сирота…по миру хожу «), но истинными мотивами поступка становятся жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое чувство родства, что-то вроде отцовского чувства.)
– Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина остаётся жестокостью, как и жестокость его врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?
VI. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом.
Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».
VII. Вывод по уроку
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.
Урок «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Братоубийственная война как трагедия» (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Братоубийственная война как трагедия
— остроты социальных и человеческих конфликтов;
— формирование нравственных ценностей.
Слово учителя. Презентация РР. Слайд 1.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
Актуализация знаний учащихся.
— Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
— Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
Определение целей урока.
Наша задача – на примере рассказов М. Шолохова осознать и прочувствовать смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушений традиций и христианских заповедей;
выявить шолоховскую концепцию (систему взглядов) гражданской войны.
Слово о Шолохове и его ранних произведениях.
Слайд 2. М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная деятельность были связаны с донским краем. Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
Биографию Шолохова можно назвать легендарной, как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Мать его из крестьянской семьи. Отец служил приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Слайд 4. В декабре 1923 Шолохов возвращается на Дон, женится на казачке и, живя в станице, на несколько лет погружается в казацкий быт, в воспоминания участников Гражданской войны, в изучение документов этого времени. То, что видел и в чём участвовал, он опишет позднее в своих «Донских рассказах».
Главная тема рассказов – классовая борьба на Дону: кровавые события, происходившие с людьми в минувшие годы. Это события чудовищной жестокости, даже по отношению к близким и родственнкам.
Слайд 5. «Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, реальность новой жизни. Шолохов служит статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно в ступив в продотряд, становится продкомиссаром.
Выявление читательского восприятия.
— Какие рассказы произвели наиболее сильное впечатление?
— Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах»?
Семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
— Где происходит действие в рассказах М. Шолохова?
В южных областях России, на Дону.
6. Комментарий учителя.
Дон-батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять себя к России. Казаки – это особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества – жизнь всей России.
В начале XX века большую часть казачества, проживающего на Дону, составляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточённые формы. Именно такой, кровавой и ожесточённой показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах».
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
— О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
— Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
— Как раскрывается душевное состояние Атамана?
— Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
— Когда этот конфликт достигает кульминации?
Слайд 8. Чтение эпизода.
— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Анализ рассказа «Шибалково семя»
— Как изображены в рассказе красные казаки?
— Что можно сказать о Якове Шибалке?
Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.
Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».
— Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?
«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.
— В чём причины внутренней раздвоенности героя?
— Какой выбор делает герой?
Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.
— Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?
Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).
— Каково авторское объяснение?
Анализ рассказа «Чужая кровь»
— Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?
Седло и уздечка дедовская с серебряным набором
Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»
«…должон и ты! (как деды и прадеды)
Как положено, сын берёт горсть родной земли.
Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.
— Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».
Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.
Тоска смертная сушит душу.
— Что происходит в кульминации рассказа?
— Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?
Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди». «Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»
Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.
— Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?
Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Урок литературы в 11-м классе по теме «Как же это?» (По «Донским рассказам» М.Шолохова)
Разделы: Литература
Тема урока: «Как же это?!»
I. Организационный момент
II. Показ отрывка из фильма «Неуловимые мстители»
III. Слово учителя
Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).
IV. Беседа по тексту рассказа
V. Выразительное чтение эпизода убийства сына.
– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.
VI. Беседа по тексту рассказа
– Кто сходится в непримиримой схватке в рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе? (Позиция представителей новой власти – областного продкомиссара, председателя ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому что они чужие для казаков, как и казаки для них. Позиция Бодягина-старшего и его односельчан более основательна, так как они отстаивают нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для них просто грабёж. Наиболее сложная позиция Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный долг, который велит ему расстрелять отца, он не может до конца преодолеть узы кровного родства и, подчиняясь долгу, всё же ощущает предосудительность сделанного им выбора, потому и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза говорит о том, что он воспринимает свой поступок как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это увидеть? (Иначе смотрит на это автор. Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? (В судьбе мальчишки он увидел отражение собственной судьбы («Я – сирота…по миру хожу «), но истинными мотивами поступка становятся жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое чувство родства, что-то вроде отцовского чувства.)
– Можно ли спасением ребёнка оправдать жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина остаётся жестокостью, как и жестокость его врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?
VII. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом.
Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».
VIII. Вывод по уроку
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.
IX. Оценки за урок
X. Домашнее задание
Литература:
1. Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.: Дет.лит., 2000
2. Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. М.А.Нянковский. – М.: Дрофа, 2001
3. Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца // Литература в школе. 1993. №4